Научная статья на тему 'Сравнительный анализ экзистенциала в философии Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского'

Сравнительный анализ экзистенциала в философии Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
М. Хайдеггер / П.А. Флоренский / экзистенциал / феноменология / онтология / человек / бытие / смерть / религия / философия. / M. Heidegger / P.A. Florensky / existential / phenomenology / ontology / person / entity / death / religion / philosophy.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедь Е.С., Горкушин Е.С.

Цель исследования – провести сравнительный анализ концепции экзистенциала у двух выдающихся философов XX века – Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского. Исследование направлено на выявление сходств и различий в подходах к экзистенциальной тематике, анализ аргументации и понимание различных выводов, которые сделали данные философы в своих работах. Авторы исследуют основные идеи, ключевые понятия, критику и перспективы развития концепций, а также роль экзистенциала в философских системах двух авторов. Статья подчеркивает сходства и различия в подходе к концепции экзистенциала, а также вклад каждого автора в философскую мысль. Исследование позволяет лучше понять, как эти две концепции помогают понимать философию человеческого бытия и обрести новые перспективы для дальнейших исследований в области экзистенциализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Existentialism in the Philosophy of Martin Heidegger and Paul Florensky

The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the existential concept of two outstanding philosophers of the 20th century Martin Heidegger and Pavel Florensky. The study is aimed at identifying similarities and differences in approaches to existential topics, analyzing the arguments and understanding the various conclusions that these philosophers made in their works. The authors explore the main ideas, key concepts, criticism and prospects for the development of concepts, as well as the role of existential in the philosophical systems of the two authors. The article highlights the similarities and differences in the approach to the concept of existential, as well as the contribution of each author to philosophical thought. The study allows a better understanding of how these two concepts help to understand the philosophy of human existence and gain new perspectives for further research in the field of existentialism.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ экзистенциала в философии Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского»

Comparative Analysis of Existentialism in the Philosophy of Martin Heidegger and Paul Florensky

Lebed Ekaterina Sergeevna, Deputy Director, Department of Philosophy, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg; Postgraduate student, Institute of State and Law, Surgut State University, Surgut

Gorkushin Evgenii Sergeevich, Postgraduate student, Institute of State and Law, Surgut State University, Surgut

The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the existential concept of two outstanding philosophers of the 20th century - Martin Heidegger and Pavel Florensky. The study is aimed at identifying similarities and differences in approaches to existential topics, analyzing the arguments and understanding the various conclusions that these philosophers made in their works. The authors explore the main ideas, key concepts, criticism and prospects for the development of concepts, as well as the role of existential in the philosophical systems of the two authors. The article highlights the similarities and differences in the approach to the concept of existential, as well as the contribution of each author to philosophical thought. The study allows a better understanding of how these two concepts help to understand the philosophy of human existence and gain new perspectives for further research in the field of existentialism.

Keywords: M. Heidegger; P.A. Florensky; existential; phenomenology; ontology; person; entity; death; religion; philosophy.

Цитировать: Лебедь Е.С., Горкушин Е.С.Сравнительный анализ экзистенциала в философии Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 172-178. EDN: IDPJFP. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.31

Лебедь Екатерина Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе Департамента Философии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург; аспирант, Институт государства и права, Сургутский государственный университет, Сургут

ORCID: 0000-0003-4241-8395

Горкушин Евгений Сергеевич, аспирант, Институт государства и права, Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – провести сравнительный анализ концепции экзистенциала у двух выдающихся философов XX века – Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского. Исследование направлено на выявление сходств и различий в подходах к экзистенциальной тематике, анализ аргументации и понимание различных выводов, которые сделали данные философы в своих работах. Авторы исследуют основные идеи, ключевые понятия, критику и перспективы развития концепций, а также роль экзистенциала в философских системах двух авторов. Статья подчеркивает сходства и различия в подходе к концепции экзистенциала, а также вклад каждого автора в философскую мысль. Исследование позволяет лучше понять, как эти две концепции помогают понимать философию человеческого бытия и обрести новые перспективы для дальнейших исследований в области экзистенциализма.

Ключевые слова: М. Хайдеггер; П.А. Флоренский; экзистенциал; феноменология; онтология; человек; бытие; смерть; религия; философия.

УДК 1(091)

5.7.2

Лебедь Е.С., Горкушин Е.С.

Сравнительный анализ экзистенциала в философии Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского

Введение

Концепция экзистенциала была разработана в XX в., но и сегодня она продолжает быть объектом исследований. В современных исследованиях, философы продолжают обсуждать и дорабатывать идеи Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского. В процессе нашего исследования мы использовали методы анализа, сравнения, интерпретации и критической оценки философских концепций. Также были привлечены некоторые методы культурологического и исторического анализа, которые помогли проанализировать роль экзистенциала в философских системах М. Хайдеггера и П. Флоренского.

Теоретическая основа статьи охватывает широкий спектр исследований по философии и концепту экзистенциала. В современной западной мысли, помимо учений М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, А. Камю, исследование экзистенциалов проводилось в философии М. Шелера, философской антропологии М. Бубера, экзистенциальных концепциях Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Левинаса, Н. Аббаньяно, О.Ф. Больнова, экзистенциальной этике П. Тиллиха и др.

В качестве основных источников нашего исследования выступают труды М. Хайдеггера и П. А. Флоренского, а также их последователей и критиков. Среди российских исследований можно отметить работы Н.А. Бердяева, К. Вальверде, В.П. Визгина, А.С. Гагарина [2], П.С. Гуревича, Б.В. Маркова, Л.В. Моториной, Е.В. Золотухиной-Аболиной [3] и др., которые в своих исследованиях углубляются в теоретические аспекты концепции экзистенциала и анализируют ее роль в философских системах М. Хайдеггера и П. Флоренского. Также существует ряд диссертаций, посвященных этой теме, в которых рассматриваются философские аспекты экзистенциала и его значение в философии М. Хайдеггера и П. Флоренского [1; 4; 11]. В целом, обзор литературы показывает, что концепция экзистенциала остается актуальной темой для исследований в философии, и ее сравнительный анализ в философии М. Хайдеггера и П. Флоренского может пролить свет на важные аспекты их философских систем.

Кроме того, в России существуют научные центры и лаборатории, занимающиеся исследованием экзистенциализма и связанных с ним проблем. Например, Лаборатория философии культуры и религии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проводит исследования в области экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, теологии и других областей философии и культуры. Помимо этого, существуют несколько лабораторий, занимающихся исследованиями в области философии, включая экзистенциализм. Например, в Москве на базе Института философии РАН действует лаборатория философии культуры и истории идей, в которой проводятся исследования в области экзистенциализма и других направлений философии. Также стоит отметить, что в ряде университетов России, таких как МГУ, СПбГУ, УрФУ, ТГУ и других, имеются философские факультеты, в которых проводятся исследования в области экзистенциализма и других направлений философии.

Также существует несколько центров и лабораторий, занимающихся исследованиями в области экзистенциализма в мире. Один из наиболее известных центров – это Центр исследований экзистенциализма в университете Сорбонна (Centre d'Études sur l'Existentialisme), расположенном в Париже. Этот центр занимается исследованиями в области экзистенциализма, феноменологии, аналитической философии, философии науки, философии языка и логики.

В статье мы проведем сравнительный анализ концепций экзистенциала в философии Мартина Хайдеггера и Павла Александровича Флоренского, что позволит лучше понять различные подходы к данной проблеме и сравнить их между собой. Наконец данная тема имеет значение не только для философской науки, но и для широкой общественности, так как концепция экзистенциала затрагивает вопросы смысла жизни, человеческого существования, свободы воли и ответственности.

Мартин Хайдеггер (1889–1976) – немецкий философ, представитель феноменологии и экзистенциализма. Он считается одним из наиболее влиятельных философов ХХ в. Основные его труды: «Бытие и время» (1927) [8], «Основные проблемы феноменологии» (1927) [10], «Введение в метафизику» [9] (1935) и др.

Павел Александрович Флоренский (1882–1943) – выдающийся русский математик, философ, теолог, иконописец и публицист. Родился в семье православного священника в Москве. В 1901 г. поступил в Московский университет на факультет математики и физики, где впоследствии стал профессором. Параллельно с математической деятельностью, Флоренский занимался философией, теологией и литературой. Его интересовали такие темы, как теория познания, проблема бытия и онтологии, метафизика и этика. В 1914 г. он был рукоположен в сан диакона, а в 1919 г. – в сан пресвитера Русской Православной Церкви. В 1922 г. Флоренский был арестован за участие в антибольшевистской группе и приговорен к ссылке. В 1933 г. он был вновь арестован и отправлен в лагерь, где провел оставшиеся 10 лет жизни. В 1943 г., во время эвакуации лагеря, Флоренский был расстрелян на территории Тверской области. Среди наиболее известных работ Флоренского: «Столп и утверждение истины» [7] (1914), «Иконостас» [6] (1931–1932) и др. Он также является автором многих математических работ в области топологии и геометрии.

Далее обратимся к концепции экзистенциала, основной концепции экзистенциализма, которая объясняет смысл человеческого существования. Она утверждает, что существование человека не может быть объяснено через общие законы и категории, которые применяются к объектам материального мира. Экзистенциалы представляют собой особые аспекты человеческого бытия, которые связаны с ощущением своей собственной жизни, смысла жизни и смерти. Они выражаются через такие понятия, как свобода, выбор, ответственность, одиночество, бессмысленность и т.д. Концепция экзистенциала утверждает, что каждый человек уникален и не повторим, и что каждый из нас имеет свою собственную историю, которая формирует наше существование. Она также подчеркивает, что каждый человек должен сам выбирать свой путь и принимать ответственность за свои решения.

Цель данного исследования – провести сравнительный анализ концепции экзистенциала у Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского. В частности, исследование направлено на выявление сходств и различий в подходах к экзистенциальной тематике, анализ аргументации и понимание различных выводов, которые сделали данные философы в своих работах.

В соответствии с целью задачи исследования включают:

– рассмотрение концепции экзистенциала у Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского;

– определение сходств и различий в их подходах к экзистенциальной тематике;

- анализ основных аргументов, приводимых философами в поддержку своих теоретических позиций;

– изучение выводов, которые сделали Мартин Хайдеггер и Павел Флоренский относительно концепции экзистенциала;

– оценка влияния идей Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского на современную философию и на исследование экзистенциальной проблематики в частности.

Роль экзистенциала в философских системах Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского. Экзистенциал играет важную роль в философских системах Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского, хотя и с разным уклоном и в контексте разных философских проблем.

Для Хайдеггера экзистенциалы – это основные модусы бытия человека, которые позволяют ему осознать свое существование и открыться для мира. Экзистенциалы не просто свойства или состояния существования, а более глубокие истины, определяющие нашу связь с миром и с самим собой. В контексте философии Хайдеггера, экзистенциалы помогают осмыслить проблемы бытия и позволяют человеку находить свое место в мире.

Флоренский же видит экзистенциалы как основные категории сознания, которые отражают фундаментальные аспекты бытия. Экзистенциалы помогают понять, как человек воспринимает и осмысливает мир, и как он взаимодействует с ним. В контексте философии Флоренского, экзистенциалы представляют собой ключевые категории, которые позволяют сформулировать основные принципы философской системы.

Однако, у Хайдеггера и Флоренского концепция экзистенциала используется для решения разных философских проблем. У Хайдеггера экзистенциалы помогают осмыслить проблему бытия и приводят к пониманию вопросов человеческого существования. У Флоренского экзистенциалы используются для решения проблемы фундаментального познания и описания мира.

Концепция экзистенциала у Мартина Хайдеггера. Мартин Хайдеггер является одним из ключевых представителей экзистенциализма. Он предлагает свой подход к пониманию концепции экзистенциала в своих работах, в частности в книге «Бытие и время» (1927). Согласно Хайдеггеру, концепция экзистенциала выражает особый способ бытия, который отличается от всех других способов бытия в мире. Он называет это способом бытия «существованием» (Dasein). Существование для Хайдеггера не является просто совокупностью физических и психологических процессов, а это способность человека осознавать свое существование и принимать решения относительно своего существования.

Хайдеггер утверждает, что человек существует в мире как бы среди вещей, но его существование отличается от вещей, которые существуют в мире. В отличие от вещей, человек осознает свое существование и задается вопросами о своем месте в мире, о смысле своей жизни, о своей смертности и т. д. Таким образом, ключевые понятия экзистенциала у Хайдеггера – это способы описания человеческого существования и его особенностей. Далее рассмотрим их более подробно.

Одним из ключевых экзистенциалов для Хайдеггера является страх (Angst). Страх – это состояние, когда человек осознает свою смертность и бессмысленность своего существования. Он утверждает, что это состояние может помочь человеку осознать свой собственный потенциал и задаться вопросом о своем месте в мире. Анализируя феномен страха, философ выделяет его структуру в трех аспектах: «перед-чем» страх, «устрашенность» и «о-чем» страх [8, 140]. «Перед-чем» страшится страх – это всякий раз какое-либо внутримирное сущее, страшное в его страшности. Это «страшное в его страшности» как раз указывает на предметность страха [Там же]. «О-чем» страшится страх – это само человеческое, самость. В страхе мы всегда страшимся за себя, за свое бытие. Ежели мы говорим, что страшимся «за другого», то это не означает, что мы принимаем на себя его страх и страшимся угрожаемого ему, это значит, что мы страшимся за свое со-бытие с ним, т.е. в конечном счете опять-таки за себя.

Бытие-с-другими – это понятие, которое описывает то, как человек существует в мире в отношении к другим людям и внешним объектам. Хайдеггер считает, что человек не может существовать отдельно от мира и от других людей, а его существование всегда связано с другими людьми и объектами.

Хайдеггер также утверждает, что существование человека зависит от его выбора и свободы. Свобода – это понятие, которое описывает способность человека принимать ответственность за свои решения и действия. Хайдеггер считает, что свобода является неотъемлемой частью существования человека, и только тогда, когда человек принимает ответственность за свои решения и действия, он может реализовать свой потенциал и найти смысл своего существования. «Только когда в бытии сущего смерть, вина, совесть, свобода и конечность равноисходно обитают вместе как в заботе, оно способно экзистировать в модусе судьбы, т.е. быть в основании своей экзистенции историчным» [Там же, 385].

Несмотря на это, концепция экзистенциала вызывает критику у некоторых исследователей. При этом выделяется несколько причин:

1. Сложность и непонятность терминологии. Хайдеггер использует множество новых терминов, которые могут быть трудны для понимания и восприятия.

2. Отсутствие конкретных практических рекомендаций. Концепция экзистенциала Хайдеггера описывает существование человека и его особенности, но не дает конкретных практических рекомендаций для улучшения жизни.

3. Критика за связь с национал-социализмом. Хайдеггер, несмотря на свои учения, был членом Национал-социалистической партии Германии и поддерживал идеологию нацизма. Это приводит к критике его концепции и причиняет большое недоверие к его идеям.

4. Отсутствие универсальности. Концепция экзистенциала Хайдеггера не может быть универсальной, так как она описывает лишь определенный способ бытия и существования человека, который может не подходить для всех культур и обществ.

5. Критика за обращение к историческому и мифологическому контексту. Хайдеггер часто обращается к историческому и мифологическому контексту для объяснения своих идей. Однако это может приводить к искажению исторических фактов и оправданию необоснованных убеждений.

В целом, концепция экзистенциала у Хайдеггера имеет много сложностей и вызывает критику со стороны многих ученых и общественности.

Концепция экзистенциала у Павла Флоренского. Концепция экзистенциала у Павла Флоренского имеет сходства с концепцией экзистенциала у Хайдеггера, но она также имеет свои отличительные черты. Флоренский считал, что экзистенциал – это базовое определение человека, которое отражает его индивидуальность и свободу в выборе своего собственного существования. Он утверждал, что экзистенциал не является каким-то конкретным свойством или качеством, а скорее является своеобразным стержнем, который определяет весь контекст существования человека.

Согласно Флоренскому, экзистенциал можно проиллюстрировать на примере художественного творчества. Каждый художник имеет свой собственный экзистенциал, который определяет его индивидуальность и творческий потенциал. Этот экзистенциал является основой его художественного творчества, и только через него он может выразить свои мысли и идеи.

В отличие от Хайдеггера, Флоренский не обращался к историческому и мифологическому контексту для объяснения своих идей, а скорее придерживался другого подхода. Он считал, что экзистенциал является фундаментальным понятием, которое может быть применено к любой области жизни.

Кроме того, Флоренский уделял большое внимание взаимодействию между различными экзистенциалами. Он считал, что каждый человек имеет несколько экзистенциалов, которые могут взаимодействовать друг с другом и определять поведение и мышление человека.

В целом, концепция экзистенциала у Флоренского имеет свои отличительные черты, но она также имеет много общего с концепцией экзистенциала у Хайдеггера. Обе концепции пытаются объяснить сущность существования человека и его свободу в выборе своего собственного пути в жизни.

Определим ключевые понятия концепции экзистенциала в религиозной философии П. А. Флоренского:

Экзистенциал – базовое определение человека, которое отражает его индивидуальность и свободу в выборе своего собственного существования.

Индивидуальность – своеобразная сущность каждого человека, которая отражает его уникальность и неповторимость.

Свобода – способность человека выбирать свой собственный путь в жизни и самостоятельно определять свое существование.

Взаимодействие экзистенциалов – концепция, согласно которой каждый человек имеет несколько экзистенциалов, которые могут взаимодействовать друг с другом и определять поведение и мышление человека.

Творчество – способность человека выражать свои мысли и идеи через художественное творчество или другие формы творчества.

Миф – символическая форма выражения мировоззрения и культуры, которая позволяет человеку лучше понять себя и мир вокруг него.

Религия – форма духовной практики, которая помогает человеку найти свой путь и смысл жизни, а также лучше понимать свою индивидуальность и экзистенциалы «Если онтологически – религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение» [5]. А также «...живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов» [7, 3–4.].

Концепция экзистенциала у Флоренского подчеркивает индивидуальность и свободу каждого человека, которые формируют его существование и определяют его отношение к миру. Он считал, что каждый человек имеет свой собственный экзистенциал, который определяет его индивидуальность и творческий потенциал.

Как и у Хайдеггера, концепция экзистенциала у Флоренского не обходится без критики. Одними из главных претензий к этой концепции является ее субъективизм и узкоспециализированность.

Некоторые критики считают, что Флоренский уделяет слишком много внимания духовной сфере и не учитывает факторы материального мира. Кроме того, его концепция экзистенциала слишком абстрактна и малопригодна для практического применения. Еще одной критикой Флоренского является его склонность к мистическим толкованиям и символизму. Некоторые исследователи считают, что он слишком часто оперирует сложными метафорами и образами, что затрудняет понимание его концепции.

Несмотря на критику, концепция экзистенциала у Флоренского все еще остается важным вкладом в философию и может быть использована для понимания ряда фундаментальных вопросов, связанных с человеческой природой и смыслом жизни.

Сравнительный анализ концепций экзистенциала у Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского. Концепции экзистенциала у Хайдеггера и Флоренского имеют некоторые общие черты, на которых держится вся их философия. Оба философа утверждают, что экзистенциалы представляют собой фундаментальные аспекты человеческого существования, определяющие его смысл. Они считают, что основные экзистенциалы присутствуют у каждого человека и являются неотъемлемой частью его бытия. Обе концепции уделяют внимание анализу конкретных экзистенциалов, таких как смерть, свобода, выбор, любовь, одиночество и др.

Но, несмотря на многую схожесть их концепций, все-таки можно выделить несколько отличий. Хайдеггер считает, что наша жизнь подчинена бесконечному круговороту, который начинается и заканчивается ничем. Это убеждение влияет на его концепцию экзистенциала, согласно которой смысл человеческого бытия не может быть достигнут в рамках рационального мышления. Флоренский же склонен к утверждению о существовании смысла вне нашего мира и внутри трансцендентной реальности.

Флоренский акцентирует внимание на религиозной компоненте экзистенциала и считает, что истинный смысл человеческой жизни может быть найден только в вере. Хайдеггер же не привязывает свою концепцию к религии и представляет смысл человеческого бытия как индивидуальный выбор каждого человека.

Концепция Хайдеггера более абстрактна и метафизична, тогда как концепция Флоренского более конкретна и более связана с жизненным опытом человека.

Хайдеггер более скептически настроен к возможности рационального познания мира и человеческого существования, в то время как Флоренский склонен к более оптимистическому взгляду на эти вопросы.

В перспективе развития концепций экзистенциала у Хайдеггера и Флоренского можно отметить, что они продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. Многие современные философы используют их идеи для развития своих теорий. В частности, концепция экзистенциала находит свое отражение в философии личности, феноменологии и герменевтики.

Таким образом, можно сделать вывод, что концепции экзистенциала Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского являются значительным вкладом в мировую философию, который позволяет более глубоко понять человеческую природу и смысл его существования. Однако, как и любые другие концепции, они подвержены критике и требуют дальнейшего развития и уточнения.

Заключение

В результате исследования был проведен сравнительный анализ концепции экзистенциала у Мартина Хайдеггера и Павла Флоренского. Было установлено, что оба философа видели в экзистенциале ключевой элемент человеческого бытия и исходили из того, что человек не может отделиться от своего бытия.

У Хайдеггера экзистенциалы были поняты как составляющие основы структуры человеческого бытия, обеспечивающие его осознание своего существования и необходимые для развития личности. В то же время, концепция Флоренского включала более широкий круг экзистенциалов и связывала их с теологическими аспектами, рассматривая человека как творение Божие.

Был проведен анализ ключевых понятий экзистенциалов у обоих философов, а также критические замечания их концепций. Были выявлены отличия в понимании экзистенциала, включая их количество, содержание и роль в человеческом бытии.

В целом, исследование позволило получить более глубокое понимание концепции экзистенциала у Хайдеггера и Флоренского, а также их вклад в развитие философии.

Дальнейшие исследования в области концепции экзистенциала могут быть направлены на ряд аспектов. Например, можно проанализировать роль экзистенциала в других философских системах, таких как концепция Жана-Поля Сартра или Мартина Бубер. Также можно рассмотреть экзистенциалы в контексте других областей знания, например, психологии, социологии или литературы. Другое интересное направление исследования может быть связано с поиском связей между концепцией экзистенциала и другими концепциями в философии, такими как феноменология, онтология или этика. Кроме того, возможны исследования, связанные с практическим применением концепции экзистенциала, например, в контексте психотерапии или личностного роста.

Таким образом, исследования в области концепции экзистенциала имеют широкий спектр возможностей для дальнейшего развития и расширения знаний о философии человеческого бытия.

Литература:

1. Бурханов А.Р. Экзистенциалы человеческого бытия как модусы западной постнеклассической философии: от фундаментальной онтологии к экзистенциальной антропологии: автореф. дис. ... канд. филос. н. : 09.00.13. Омск, 2015. – 23 с.

2. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. – 372 с.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Бытие человека: ключевые экзистенциалы: Я, Свобода, Желание, Смысл жизни, Судьба, Рождение и смерть, Другой и Другие, Страх, Вера, Надежда, Любовь. - М.: DirectMedia; Берлин : [б. и.], 2017. – 216 с.

4. Исаев А.А. Философское мышление и историко-философские концепции: поиски единства в экзистенциально ориентированной философии XX в.: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.03. - М., 2005. – 347 с.

5. Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги: «О Духовной Истине», Москва, 1912 г., сказанное 19-го марта 1914 г. // Флоренский П.А. Сочинения: в 2 т. Т. 1 (2). - М.: Правда, 1990. – 352 с.

6. Флоренский П.А. Иконостас. - СПб.: Пальмира, 2023. – 168 с.

7. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины // Флоренский П.А. Сочинения: в 2 т. Т. 1 (1). - М.: Правда, 1990. – 496 с.

8. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с.

9. Хайдеггер М. Введение в метафизику. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. – 302 с.

10. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. – 445 с.

11. Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: по работам М. Хайдеггера и А. Камю: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - М., 2001. – 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.