Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эффективности и результативности деятельности вузов'

Сравнительный анализ эффективности и результативности деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ РЕЙТИНГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / TARGET RATINGS / EFFICIENCY / PRODUCTIVITY / CRITERIA OF AN ESTIMATION / BUDGETARY ESTABLISHMENTS / AN EDUCATION SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова Нина Владимировна, Сазонова Ирина Владимировна

Рассматривается методика построения целевых рейтингов эффективности и результативности деятельности вузов, позволяющая проводить сравнительный анализ вузов с учетом последних изменений в законодательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of efficiency and productivity of activity of high schools

In article the technique of construction of target ratings of efficiency and productivity of activity of high schools is considered. It will allow to carry out the comparative analysis of high schools with the account last changes in the legislation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эффективности и результативности деятельности вузов»

с

Н. В. Свиридова, И. В. Сазонова. Сравнительный анализ деятельности вузов

Н. В. Свиридова, И. В. Сазонова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Рассматривается методика построения целевых рейтингов эффективности и результативности деятельности вузов, позволяющая проводить сравнительный анализ вузов с учетом последних изменений в законодательстве.

Ключевые слова: целевые рейтинги, эффективность, результативность, критерии оценки, бюджетные учреждения, сфера образования.

N. V. Sviridova, I. V. Sazonova

The comparative analysis of efficiency and productivity of activity of high schools

In article the technique of construction of target ratings of efficiency and productivity of activity of high schools is considered. It will allow to carry out the comparative analysis of high schools with the account last changes in the legislation.

Keywords: target ratings, efficiency, productivity, criteria of an estimation, budgetary establishments, an education sphere.

последние годы ведется планомерная работа по реализации механизма преобразования бюджетных учреждений на основании следующих федеральных законов: № 174-ФЗ от 03.11.2006 г. «Об автономных учреждениях» и № 83-Ф3 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Еще 25 мая 2009 г. в своем бюджетном послании Федеральному собранию РФ Президент Российской Федерации Д. А. Медведев озвучил целесообразность рассмотрения возможности перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения [1].

На основании Федерального закона № 83-ФЗ от 8.05.2010 г. существенно изменяется регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений и финансирование государственного и муниципального бюджетного сектора. В частности, все бюджетные учреждения в сфере образования будут преобразованы в бюджетные учреждения с расширенным объемом прав или автономные учреждения, имею© Свиридова Н. В., Сазонова И. В., 2011

щие самые широкие права и полную самостоятельность.

С 1 июля 2012 г. начнут действовать основные положения принятого закона № 83-ФЗ, а именно:

— финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6, п. 5);

— доходы, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного или автономного учреждения (ст. 5, п. 5);

— субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетного учреждения отменяется: «собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения» (ст. 5, п. 3) [3].

Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин в своем выступлении на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России 14 мая 2010 г. обозначил главные цели реформы по совершенствованию правового статуса бюджетных учреждений «...цели — повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных

средств; снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны; переориентировать их на запросы и интересы граждан России. Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления» [7].

Таким образом, в результате применения нового закона № 83-Ф3 становится актуальной разработка обоснованных критериев оценки эф-

фективности и результативности деятельности бюджетных учреждений и автономных учреждений и проведение их сравнительного рейтингового анализа.

3начительная часть бюджетных учреждений в России — высшие учебные заведения, поэтому законодательные изменения коснутся их в первую очередь. На протяжении последних лет в России выстраиваются рейтинги высших учебных заведений на основе разработанных различных методик (см. таблицу).

Обзор рейтингов вузов

Ведомства, аналитические агентства

Аналитический продукт

Международная Рейтинг высших

информационная учебных заведений группа «Интерфакс» Российской Федера-

и радиостанция ции (2009/10 уч. г.) «Эхо Москвы» [9]

Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» [9]

Министерство образования и науки РФ [9]

Благотворительный фонд В. Потанина [9]

Рейтинг российских вузов (2009)

Рейтинг высшего учебного заведения (2001-2010)

Комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам работы федеральной стипендиальной программы и программ грантов для молодых преподавателей (ежегодный)

Области исследования

Образовательная, научно-исследовательская, социализаторская, международная деятельность вуза; бренд вуза; общественное мнение о деятельности вуза

Образовательная деятельность: число программ всех уровней; количество бакалавров, магистров, аспирантов; количество студентов на одного преподавателя.

Исследовательская деятельность: количество открытий и патентов; показатели производительности суперкомпьютеров; индекс Хир-ша — продуктивность ученого и востребованность его работ

Оценка уровня компетенции профессорско-преподавательского состава: количество нобелевских лауреатов и лауреатов премии Филд-са, европейских (в частности, Абеля, Декарта) и российских (премия «Глобальная энергия» и Большая золотая медаль РАН им. М. В. Ломоносова) премий.

Финансовое обеспечение: объем консолидированного бюджета университета, приведенный к общей численности студентов.

Международная деятельность: членство вуза в международных академических сообществах, доля иностранных студентов от их общей численности.

Интернет-коммуникации: объем веб-продукции, популярность вуза в поисковой системе Google и позиции главной страницы его сайта в системе PageRank

Профессорско-преподавательский состав (штатные, совместители) на 1 октября отчетного года; студенты и аспиранты на 1 октября отчетного года; подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; объем научных исследований в отчетном году; издательская деятельность за последние два года; бюджетные ассигнования и основные фонды; передача денежных средств; общежития, столовые, профилактории, спортивные сооружения

Интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей: их умение сочетать преподавательскую и научную работу, внедрять новые формы обучения (данные тестирования студентов на интеллект и эрудицию).

Данные игрового тура, выявляющего лидерские и организаторские способности студентов.

Экспертная и студенческая оценка молодых преподавателей, участвующих в грантовом конкурсе.

Победа преподавателей в конкурсе «Преподаватель онлайн».

Участие стипендиатов в зимних или летних школах фонда.

Реализация волонтерских проектов

Н. В. Свиридова, И. В. Сазонова. Сравнительный анализ деятельности вузов

С

Окончание табл.

Ведомства, аналитические агентства

РИА «Новости», Государственный университет — Высшая школа экономики, Общественная палата РФ [9]

Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» [9]

Аналитический продукт

Рейтинг научно-публикационной активности российских вузов

Рейтинг вузов по оценкам работодателей (2008). Рейтинг вузов Москвы по интегральной оценке выпускников вузов работодателями

Области исследования

Среднегодовое число грантов РГНФ в расчете на 100 штатных преподавателей вуза (данные РГНФ — 2006-2010 гг., научные проекты; численность штатных преподавателей — по состоянию на начало 2009/ 10 уч. г.).

Среднегодовое число грантов РФФИ в расчете на 100 штатных преподавателей (данные РФФИ — 1998-2007 гг., научные проекты; численность штатных преподавателей — по состоянию на начало 2009/ 10 уч. г.).

Число статей в базе Российского индекса научного цитирования в расчете на одного штатного преподавателя (данные Научной электронной библиотеки elibrary.ru по состоянию на сентябрь 2010 г.).

Индекс цитирования статей научно-педагогических работников вуза в базе Российского индекса научного цитирования (рассчитан по данным Научной электронной библиотеки elibrary.ru по состоянию на сентябрь 2010 г.).

Число наименований журналов ВАК, издаваемых вузом, по состоянию на октябрь 2010 г. (на основании перечня ВАК ведущих периодических изданий, данных с сайтов образовательных учреждений, данных Научной электронной библиотеки elibrary.ru)

Рейтинг вузов формировался на основе проведенного выборочного опроса работодателей по формализованной анкете. Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Оцените по 5-балльной шкале степени соответствия квалификации выпускников вузов 2004-2007 гг., работающих на вашем предприятии, требованиям выполняемой ими работы, где 1 — уровень квалификации выпускников значительно ниже требований выполняемой работы, 3 — соответствует требованиям выполняемой работы, 5 — значительно выше требований выполняемой работы.

2. Назовите пять лучших вузов Москвы по уровню подготовки выпускников для предприятий вашего профиля.

3. Если бы к вам обратились родственники или близкие друзья с просьбой посоветовать для получения первого высшего образования хороший вуз для последующей работы на вашем предприятии, то какие вузы вы бы посоветовали?

Анализ применяемых методик при построении рейтингов показывает, что они недостаточно отражают эффективность и результативность деятельности высших учебных заведений на современном этапе развития в сфере образования.

Для исследования основных видов экономической деятельности вузов, определенных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности по коду 73 — «Научные исследования и разработки» и по коду 80 — «Образование» [4], предлагается методика целевых рейтингов эффективности и результативности деятельности вузов, включающая следующие основные этапы:

— определение цели проведения сравнительной рейтинговой оценки (определение позиции вузов в конкретной группе);

— выбор вузов для проведения сравнительного анализа;

— определение степени сопоставимости и формирование групп в сфере образования;

— сбор и обработка экономической информации (показателей бухгалтерской отчетности) об объектах, приведение данных в сопоставимый вид;

— первичная группировка вузов по доле доходов от приносящей доход деятельности и субсидий от общей суммы источников финансирования в исследуемой группе. Интервалы группировки определяются в зависимости от масштабов деятельности вузов на российском уровне в сфере образования;

— расчет показателей и значений целевых рейтинговых индексов по вузам;

— построение целевых рейтингов эффективности и результативности деятельности вузов и формирование вторичной группировки для оценки финансовой базы и эффективности

деятельности вузов (отличная, хорошая, средняя, не достигающая среднего уровня, низкая);

— обобщение результатов сравнительного анализа, выводы и предложения для принятия управленческих решений.

Показателями целевых рейтингов могут быть соотношение внебюджетного финансирования и полученных субсидий из соответствующего бюджета [8] и рентабельность. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.

На формирование экономического показателя рентабельности существенно влияет налогообложение деятельности учреждений. С 1 января 2002 г. в связи с введением 25-й главы НК РФ «Налог на прибыль организаций» бюджетные образовательные учреждения стали налогоплательщиками налога на прибыль, соответственно руководство вузов стало стремиться минимизировать налог на прибыль, в частности путем уравнивания доходов и расходов. В результате снижался и финансовый результат учреждения. С 01.01.2011 г. на основании ст. 284.1 «Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность» НК РФ образовательным учреждениям разрешено применять налоговую ставку 0 % в рамках осуществления образовательной деятельности, установленной Правительством РФ [2]. Очевидно, что в вузах может увеличиться прибыль по завершении финансового года в бухгалтерской отчетности и для сравнительного рейтингового анализа будет применим показатель «рентабельность».

Начиная с 2011 г. информационной базой сравнительного анализа эффективности и результативности деятельности вузов должны стать показатели бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений будет включать следующие формы:

— баланс государственного (муниципального) учреждения;

— справка по консолидируемым расчетам учреждения;

— справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года;

— отчет об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности;

— отчет о принятых учреждением обязательствах;

— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения;

— пояснительная записка к балансу учреждения [6].

Таким образом, рейтинговые аналитические продукты должны формироваться на основе понятных и открытых методик и официальной информационной базы, тогда результаты построенных рейтингов будут вызывать доверие.

1. Медведев Д. А. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20102012 годах от 25 мая 2009 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/4187

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2, № 117-ФЗ от 5.08.2000 г. (ред. 21.04.2011) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон от 8.05.2010 г. № 83-Ф3 (ред. от 07.02.2011) [Электронный ресурс] / / Там же.

4. О принятии и введении в действие ОКВЭД : постановление Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии от 6.11.2001 г. № 454-ст [Электронный ресурс] // Там же

5. Об автономных учреждениях : Федеральный закон от 3.11.2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011) [Электронный ресурс] // Там же.

6. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений : приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н [Электронный ресурс] // Там же.

7. Путин В. В. Заседание коллегий Минфина и Минэкономразвития России с участием Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 14 мая 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http:// premier.gov.ru/events/news/10586/

8. Свиридова Н. В. Эффективность функционирования высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 3. С. 85.

9. Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ubo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.