Научная статья на тему 'Сравнительный анализ динамики физического развития студентов первых курсов вузов (на примере двух разных регионов России)'

Сравнительный анализ динамики физического развития студентов первых курсов вузов (на примере двух разных регионов России) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / студенты / сравнительный анализ / метод индексов / соматометрия / физиометрия / соматоскопия / нормативные данные. / physical development / students / comparative analysis / index method / somatometry / physiometry / somatoscopy / normative data.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Болтовский Анатолий Юрьевич, Подольская Олеся Викторовна, Хахо Заур Хамедович

В статье представлены результаты наблюдений динамики ряда основных показателей фи-зического развития студентов – первокурсников ведущих вузов двух различных по кли-матогеографическим условиям регионов – сибирского и южного регионов. Анализ лите-ратуры показал, что изучение состояния здоровья, важными параметрами которого явля-ются показатели физического здоровья, с последующей коррекцией имеющихся отклоне-ний и профилактикой возможных негативных ситуаций, выступают одними из приори-тетных направлений физического воспитания в вузах. Вместе с тем не обнаружено работ, в которых бы предпринимались попытки сравнительного анализа физического развития студентов из вузов разных регионов нашей страны, отличающихся климатогеографиче-скими, национально-этническими, региональными и др. условиями. Все эти особенности, несомненно, должны найти отражение на особенностях развития, в том числе и физиче-ского развития обучающихся в вузах. Цель работы заключается в оценивании в течение одного учебного года некоторых показателей физического развития с последующим сравнительным анализом динамики этих показателей у юношей – студентов первого кур-са вузов двух регионов нашей страны. Практической значимостью работы выступает возможность использования полученных результатов анализа различных соматометриче-ских, физиометрических и соматоскопических показателей с целью повышения качества физического воспитания студентов вузов с опорой на выявленные недостатки в физиче-ском развитии обучающихся. Научная новизна исследования заключается в получении новых знаний при анализе динамики показателей физического развития у студентов ву-зов разных регионов, отличающихся климато-географическими, национально-этническими и др. особенностями. Выявлены существенные различия в соматометриче-ских (весоростовых) и физиометрических (состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы) показателях у студентов вузов двух регионов за явным преимуществом студен-тов сибирского региона. Материал и методы исследования. В исследовании были за-действованы юноши – студенты первых курсов трех вузов Алтайского края (n=726) и двух вузов Краснодарского края (n=533), показатели физического развития которых оце-нивались в динамике в течение одного учебного года. В качестве исследуемых показате-лей физического развития выбор был сделан в пользу наиболее распространенных в практике наблюдений соматометрических (рост стоя; ширина плеч; окружность грудной клетки в покое; окружности плеча и талии, масса тела), физиометрических (жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений, задержка дыхания на вдохе, становая и кистевая динамометрии), а также соматоскопических (процентный показатель подкожной жировой массы) показателей, не требующих какой-либо специальной подготовки препо-давателей или сложного оборудования. Также был использован метод индексов, для оце-нивания крепости телосложения (по Пинье), пропорциональности телосложения, весоро-стовых характеристик (по Кетле), становой и силовой показателей. Результаты. Резуль-таты входного контроля показали, что состояние физического развития на момент по-ступления студентов в вуз по большинству показателей далек до нормативных требова-ний. В процессе годичного исследования у студентов вузов обеих регионов обнаружена положительная достоверная динамика практически по всем оцениваемым показателям физического развития, однако студенты вузов Алтайского края в одиннадцати из двена-дцати показателей превосходят студентов вузов Краснодарского края. В заключении ис-следования выявлены существенные различия в пользу сибирских студентов, которые более всего превосходят ровесников из южных регионов в физиометрических показате-лях, характеризующих крепкое здоровье: в жизненной емкости легких на 497,7 мл, в по-казателе частоты сердечных сокращений на 12,4 уд/мин, во времени задержки дыхания на вдохе на 18,9 сек. Студенты южного региона лишь в силе кисти превосходят своих си-бирских сверстников на 2,2 кг. Заключение. Сделан вывод о необходимости коррекции школьного физического воспитания, а также на повышение качества врачебного кон-троля физического состояния школьников, которое должно иметь обратную связь со все-ми субъектами образовательного процесса. Результаты исследования позволяют утвер-ждать о хорошо отлаженном процессе физического воспитания в вузах, но, вскрывается необходимость систематизировать врачебно-педагогический контроль за состоянием фи-зического развития обучающихся вузов с целью своевременного контроля динамики его показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Болтовский Анатолий Юрьевич, Подольская Олеся Викторовна, Хахо Заур Хамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the first-year university students’ (using the exam-ple of two different regions of Russia) physical development dynamics

The article presents the results of observations of the dynamics of a number of main indicators of the first-year studentsphysical development of leading universities of two different climatoge-ographic conditions of the regions – the Siberian and southern regions. An analysis of the litera-ture has shown that the study of the state of health, important parameters of which are indicators of physical health, with subsequent correction of existing deviations and prevention of possible negative situations, are one of the priority areas of physical education in universities. At the same time, there are no works in which attempts are made to compare the physical development of students from universities in different regions of our country, differing in climatic, national-ethnic, regional, etc. conditions. All these features, of course, should be reflected in the features of development, including the physical development of students at universities. The purpose of the work is to evaluate some indicators of physical development during one academic year with the following comparative analysis of the dynamics of these indicators in young first-year stu-dents of universities in two regions of our country. The practical significance of the work is the possibility of using the obtained results of the analysis of various somatometric, physiometric and somatoscopic indicators in order to improve the quality of physical education of university stu-dents based on the identified shortcomings in the physical development of students. The scien-tific novelty of the study lies in the acquisition of new knowledge in the analysis of the physical development indicators dynamics among students of universities in different regions, differing in climatic, geographical, national, ethnic, etc. features. Significant differences in somatometric (weight) and physiometric (state of the respiratory and cardiovascular system) indicators were revealed among university students of the two regions with a clear advantage of the Siberian re-gion students. Research materials and methods. The study involved young first-year students of three universities of the Altai Territory (n=726) and two universities of the Krasnodar Territory (n=533), whose physical development indicators were assessed in dynamics during one academic year. As the studied indicators of physical development, the choice was made in favor of the most common somatometric observations in practice (standing height; shoulder width; chest cir-cumference at rest; shoulder and waist circumference, body weight), physiometric (vital capacity of the lungs, heart rate, respiratory retention, stasis and wrist dynamometry), as well as somato-scopic (percentage of subcutaneous fat mass) indicators that do not require any special training of teachers or sophisticated equipment. The index method was also used to assess the strength of the physique (according to Pinier), proportionality of the physique, weight characteristics (ac-cording to Quetelet), strength and strength indicators. Results. The results of the entrance control showed that the state of physical development at the time of students' admission to the universi-ty is far from regulatory requirements in most indicators. In the course of a year-long study, uni-versity students in both regions showed positive reliable dynamics in almost all estimated indica-tors of physical development, however, university students in the Altai Territory outperform uni-versity students in Krasnodar Territory in eleven out of twelve indicators. In conclusion, the study revealed significant differences in favor of Siberian students, who most of all surpass their peers from the southern regions in physiometric indicators characterizing good health: in lung ca-pacity by 497.7 ml, in heart rate by 12.4 beats/min, in breath retention time by 18.9 sec. The stu-dents of the southern region surpass their Siberian peers by 2.2 kg only in the strength of the brush. Conclusion. The conclusion is made about the need to correct school physical education, as well as to improve the quality of schoolchildren’s the physical condition medical control, which should have feedback from all subjects of the educational process. The results of the study allow us to confirm a well-established process of physical education in universities, but it reveals the need to systematize medical and pedagogical control over the state of physical development of university students in order to timely monitor the dynamics of its indicators.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ динамики физического развития студентов первых курсов вузов (на примере двух разных регионов России)»

УДК 378.172+572.087

Сравнительный анализ динамики физического развития студентов первых курсов вузов (на примере двух разных регионов России)

Шеенко Е.И.1*, Болтовский А.Ю.2, Подольская О.В.3, Хахо З.Х.4

1 Алтайский государственный педагогический университет г. Барнаул, Россия ORCID: 0000-0003-0590-8782, [email protected]* 2 Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия ORCID: 0009-0008-9350-5724, [email protected] 3Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

г. Барнаул, Россия ORCID: 0000-0002-2665-4435, [email protected] 4Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID: 0009-0000-9340-0537, [email protected]

Аннотация: В статье представлены результаты наблюдений динамики ряда основных показателей физического развития студентов - первокурсников ведущих вузов двух различных по климатогеографическим условиям регионов - сибирского и южного регионов. Анализ литературы показал, что изучение состояния здоровья, важными параметрами которого являются показатели физического здоровья, с последующей коррекцией имеющихся отклонений и профилактикой возможных негативных ситуаций, выступают одними из приоритетных направлений физического воспитания в вузах. Вместе с тем не обнаружено работ, в которых бы предпринимались попытки сравнительного анализа физического развития студентов из вузов разных регионов нашей страны, отличающихся климатогеографическими, национально-этническими, региональными и др. условиями. Все эти особенности, несомненно, должны найти отражение на особенностях развития, в том числе и физического развития обучающихся в вузах. Цель работы заключается в оценивании в течение одного учебного года некоторых показателей физического развития с последующим сравнительным анализом динамики этих показателей у юношей - студентов первого курса вузов двух регионов нашей страны. Практической значимостью работы выступает возможность использования полученных результатов анализа различных соматометрических, физиометри-ческих и соматоскопических показателей с целью повышения качества физического воспитания студентов вузов с опорой на выявленные недостатки в физическом развитии обучающихся. Научная новизна исследования заключается в получении новых знаний при анализе динамики показателей физического развития у студентов вузов разных регионов, отличающихся климато-географическими, национально-этническими и др. особенностями. Выявлены существенные различия в соматометрических (весоростовых) и физиометриче-ских (состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы) показателях у студентов вузов двух регионов за явным преимуществом студентов сибирского региона. Материал и методы исследования. В исследовании были задействованы юноши - студенты первых курсов трех вузов Алтайского края (п=726) и двух вузов Краснодарского края (п=533), показатели физического развития которых оценивались в динамике в течение одного учебного года. В качестве исследуемых показателей физического развития выбор был сделан в пользу наиболее распространенных в практике наблюдений соматометрических (рост стоя; ширина плеч; окружность грудной клетки в покое; окружности плеча и талии, масса тела), физиометрических (жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений, задержка дыхания на вдохе, становая и кистевая динамометрии), а также соматоскопических (процентный показатель подкожной жировой массы) показателей, не требующих какой-либо специальной подготовки преподавателей или сложного оборудования. Также был использован метод индексов, для оценивания крепости телосложения (по Пинье),

пропорциональности телосложения, весоростовых характеристик (по Кетле), становой и силовой показателей. Результаты. Результаты входного контроля показали, что состояние физического развития на момент поступления студентов в вуз по большинству показателей далек до нормативных требований. В процессе годичного исследования у студентов вузов обеих регионов обнаружена положительная достоверная динамика практически по всем оцениваемым показателям физического развития, однако студенты вузов Алтайского края в одиннадцати из двенадцати показателей превосходят студентов вузов Краснодарского края. В заключении исследования выявлены существенные различия в пользу сибирских студентов, которые более всего превосходят ровесников из южных регионов в физиомет-рических показателях, характеризующих крепкое здоровье: в жизненной емкости легких на 497,7 мл, в показателе частоты сердечных сокращений на 12,4 уд/мин, во времени задержки дыхания на вдохе на 18,9 сек. Студенты южного региона лишь в силе кисти превосходят своих сибирских сверстников на 2,2 кг. Заключение. Сделан вывод о необходимости коррекции школьного физического воспитания, а также на повышение качества врачебного контроля физического состояния школьников, которое должно иметь обратную связь со всеми субъектами образовательного процесса. Результаты исследования позволяют утверждать о хорошо отлаженном процессе физического воспитания в вузах, но, вскрывается необходимость систематизировать врачебно-педагогический контроль за состоянием физического развития обучающихся вузов с целью своевременного контроля динамики его показателей.

Ключевые слова: физическое развитие, студенты, сравнительный анализ, метод индексов, соматометрия, физиометрия, соматоскопия, нормативные данные.

Для цитирования: Шеенко Е.И.*, Болтовский А.Ю., Подольская О.В., Хахо З.Х. Сравнительный анализ динамики физического развития студентов первых курсов вузов (на примере двух разных регионов России). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 233-241.

Comparative analysis of the first-year university students' (using the example of two different regions of Russia) physical development dynamics Evgeniy I. Sheenko1 *, Anatoliy Yu. Boltovsky2, Olesya V. Podolskaya2, Zaur H. Haho4

1Altai State Pedagogical University Barnaul, Russia ORCID: 0000-0003-0590-8782, [email protected]* 2 Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID: 0009-0008-9350-5724, [email protected] 3 Altai State Technical University named after I.I. Polzunov Barnaul, Russia ORCID: 0000-0002-2665-4435, [email protected] 4 Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID: 0009-0000-9340-0537, [email protected]

Abstract: The article presents the results of observations of the dynamics of a number of main indicators of the first-year students' physical development of leading universities of two different climatogeographic conditions of the regions - the Siberian and southern regions. An analysis of the literature has shown that the study of the state of health, important parameters of which are indicators of physical health, with subsequent correction of existing deviations and prevention of possible negative situations, are one of the priority areas of physical education in universities. At the same time, there are no works in which attempts are made to compare the physical development

of students from universities in different regions of our country, differing in climatic, national-ethnic, regional, etc. conditions. All these features, of course, should be reflected in the features of development, including the physical development of students at universities. The purpose of the work is to evaluate some indicators of physical development during one academic year with the following comparative analysis of the dynamics of these indicators in young first-year students of universities in two regions of our country. The practical significance of the work is the possibility of using the obtained results of the analysis of various somatometric, physiometric and somato-scopic indicators in order to improve the quality of physical education of university students based on the identified shortcomings in the physical development of students. The scientific novelty of the study lies in the acquisition of new knowledge in the analysis of the physical development indicators dynamics among students of universities in different regions, differing in climatic, geographical, national, ethnic, etc. features. Significant differences in somatometric (weight) and physiometric (state of the respiratory and cardiovascular system) indicators were revealed among university students of the two regions with a clear advantage of the Siberian region students. Research materials and methods. The study involved young first-year students of three universities of the Altai Territory (n=726) and two universities of the Krasnodar Territory (n=533), whose physical development indicators were assessed in dynamics during one academic year. As the studied indicators of physical development, the choice was made in favor of the most common somatometric observations in practice (standing height; shoulder width; chest circumference at rest; shoulder and waist circumference, body weight), physiometric (vital capacity of the lungs, heart rate, respiratory retention, stasis and wrist dynamometry), as well as somatoscopic (percentage of subcutaneous fat mass) indicators that do not require any special training of teachers or sophisticated equipment. The index method was also used to assess the strength of the physique (according to Pinier), proportionality of the physique, weight characteristics (according to Quetelet), strength and strength indicators. Results. The results of the entrance control showed that the state of physical development at the time of students' admission to the university is far from regulatory requirements in most indicators. In the course of a year-long study, university students in both regions showed positive reliable dynamics in almost all estimated indicators of physical development, however, university students in the Altai Territory outperform university students in Krasnodar Territory in eleven out of twelve indicators. In conclusion, the study revealed significant differences in favor of Siberian students, who most of all surpass their peers from the southern regions in physiometric indicators characterizing good health: in lung capacity by 497.7 ml, in heart rate by 12.4 beats/min, in breath retention time by 18.9 sec. The students of the southern region surpass their Siberian peers by 2.2 kg only in the strength of the brush. Conclusion. The conclusion is made about the need to correct school physical education, as well as to improve the quality of schoolchildren's the physical condition medical control, which should have feedback from all subjects of the educational process. The results of the study allow us to confirm a well-established process of physical education in universities, but it reveals the need to systematize medical and pedagogical control over the state of physical development of university students in order to timely monitor the dynamics of its indicators.

Keywords: physical development, students, comparative analysis, index method, somatometry, physiometry, somatoscopy, normative data.

For citation: Evgeniy I. Sheenko*, Anatoliy Yu. Boltovsky, Olesya V. Podolskaya, Zaur H. Haho Comparative analysis of first-year university students' (using the example of two different regions of Russia) physical development dynamics. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 233-241.

Введение

Вопросы укрепления и сохранения здоровья населения, в том числе и одного из проблемных его сегментов - студенческой молодежи, являются одними из широко обсуждаемых направлений социальной политики как нашей сраны, так и всего мирового сообщества.

Забота о здоровье студенческой молодежи весьма актуальна вследствие её высокой социальной значимости, как интеллектуального потенциала нашей страны. Студенческую молодежь, по мнению Е.В. Гриб, Е.С. Поповой (2018), «можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы современных студентов накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства» [1, С. 552]. Более того, как отмечают А.М. Жерноклеев, Н.А. Матвеева (2019), обучение в вузе накладывает серьезный отпечаток на здоровье обучающихся «выросшими требованиями к интеллектуальным и адаптационным способностям человека, требующими значительных нервно-психических напряжений, доходящих до максимальных в период экзаменационных сессий» [2, С. 38]. В конечном счете, всё это, несомненно, скажется на качестве выполнения ими предстоящих профессиональных задач.

Результаты многочисленных исследований позволяют констатировать «высокий уровень отклонений от норм физического развития среди студентов и ее неблагоприятную динамику» [3, С, 340].

Например, Н.П. Сетко с соавт. (2005) почти два десятка лет назад отмечали, что «треть юношей имеют дисгармоничное физическое развитие (за счёт снижения массы тела). Около 25% девушек имеют превышение массы более допустимых норм. 35% юношей и 74% девушек имеют узкую грудную клетку, 37,5% студентов обоего пола низкие - низкие показатели жизненной ёмкости лёгких» [4, С. 41]. Уже в настоящее время исследователи (В.А. Старкова, А.В. Леонова, А.А. Шестёра и др., 2019) обнаруживают «слабое телосложение у более половины обследованных девушек и трети юношей; недостаточную массу тела у 20,1% девушек и 5,3% юношей; предожирение и ожирение у каждого десятого студента» [5, С. 575]. У.З. Ахмадуллин, Е.Ю. Горбаткова, Х.М. Ахмадуллина (2020) констатируют, что из «общего числа обследованных физическое развитие ниже среднего имеют около 13,0% обучающихся; низкое физическое развитие - 1,85% юношей и 3,3% девушек; превышение массы тела наблюдается у 10,5% юношей и 4,82% девушек. Ожирение выявлено у 7,27% юношей и 7,82% девушек и т.д.» [6, С. 173]. И.Г. Кретовой с соавт. (2023) выявлены особенности в физическом развитии студентов, характеризующиеся «дефицитом массы тела у 25,41% девушек и 12% юношей; склонностью к избыточной массе тела и ожирению у юношей чаще, чем у их сверстниц и др.» [7, С. 96].

Учитывая имеющиеся проблемы, одним из приоритетных направлений в сфере вузовского физического воспитания становится изучение состояния здоровья обучающихся с

последующей коррекцией имеющихся отклонений и профилактикой возможных негативных состояний.

Беря во внимание то, что здоровье - это «сложная собирательная категория, представляющая совокупность многих признаков» [8, С. 4], важно заметить, что «важнейшими параметрами здоровья являются показатели физического развития» [9, С. 62]. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, которые утверждают, что «физическое развитие, является важнейшим индикатором здоровья, обусловленным воздействием факторов внешней среды и внутренним состоянием организма человека» [6, С. 169].

Важно понимать необходимость определения как исходного уровня физического развития обучающихся еще на начальном этапе их обучения, так и последующего систематического мониторинга его показателей в процессе физического воспитания в вузе. Входной и последующий систематический мониторинг могут дать возможность не только грамотного подхода к планирования физических нагрузок, не допуская ухудшения имеющегося состояния здоровья и снижения достигнутого уровня двигательных способностей, но и станут основанием для своевременной разработки комплекса профилактических мероприятий. Вместе с тем, как подчеркивает Б.Г. Толистинов (2024), «владение информацией об уровне физического развития обучающихся позволяет выстраивать стратегию физкультурных занятий в вузе и, вместе с тем, формировать у них потребность в самостоятельной физкультурной активности» [10, С. 180].

Проблемы физического развития обучающихся, в том числе и студентов вузов, являлись предметом исследования в работах большого количества отечественных специалистов. Основной фундамент в изучение данной проблемы был сделан в прошлом веке (З.А. Вегертас, 1963; М.Я. Безматерных, 1968; Э.А. Адамович, 1977; В.П. Чтецов, 1978; Н.М. Останигрош, 1984; Б.А. Никитюк, А.И. Козлов, 1990 и др.), но не обошли стороной вопросы физического развития и интересы современных специалистов, среди которых можно выделить труды С.Н. Ореховой (2007); О. В. Калмина, Ю. С. Афанасиевской, А. В. Самотуги (2009); М.М. Колокольцевой, В.Ю. Лебединского (2012); О.В. Юречко (2012); Е.В. Егоры-чевой (2014); А.В. Коричко, Л.Г. Пащенко, И.А. Погонышевой (2015); Г.М. Казантиновой, Т.Н. Власовой, Е.А. Ряховской (2017), Е.Ю. Горбатковой с соавт. (2020); В.Б. Мандрикова с соавт. (2021); А.А. Шестёры, В.Д. Богдановой, П.Ф. Кику (2022); Н.А. Воробьевой, Т.В. Никольской (2023), Г.К. Рахимовой (2023) и др.

Вместе с тем, нами не обнаружено работ, в которых предпринимались бы попытки сравнительного анализа физического развития и ее динамики у студентов вузов разных регионов. На наш взгляд, подобные исследования позволили бы понимать, как влияют

климато-географические, национально-этнические, региональные и пр. особенности на физическое развитие обучающихся разных вузов.

Цель исследования заключается в оценивании в течение одного учебного года некоторых показателей физического развития с последующим сравнительным анализом динамики этих показателей у юношей - студентов первого курса вузов двух регионов нашей страны.

Материалы и методы

В исследовании были задействованы юноши - студенты:

- трех вузов Алтайского края (Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Алтайский государственный педагогический университет) в количестве 726 юношей, средний возраст которых на начало исследования составил 17,8±0,41 лет;

- двух крупнейших южных вузов России - вузов Краснодарского края (Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Кубанский государственный университет) в количестве 533 юношей, средний возраст которых составил 17,9±0,44 лет.

Для изучения физического развития студентов были задействованы показатели, выявленные путем соматометрии, физиометрии и соматоскопии. В качестве соматометрических показателей были подвергнуты измерению: рост стоя; масса тела; ширина плеч; окружность грудной клетки в покое (ОГК); окружности плеча и талии. Отдельную группу показателей физического развития составили следующие физиометрические показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), задержка дыхания на вдохе (проба Штанге), становая и кистевая динамометрии. В качестве соматоскопи-ческих показателей нам был интересен процентный показатель подкожной жировой массы, измеряемый посредством биоимпедансного анализатора «Omron BF508».

Для определения роли и зависимости в общей оценке физического развития того или иного показателя в исследовании использовался метод индексов. На основе ранее полученных соматометрических и физиометрических показателей были рассчитаны индексы: крепости телосложения (по Пинье), пропорциональности телосложения, весоростовой (по Кетле), становой и силовой.

Контрольные измерения проводились два раза в течение одного 2023-24 учебного года, а именно, в начале обучения (сентябрь 2023 г) и по окончании первого курса (июнь 2024 г).

Результаты и обсуждение

Показатели физического развития юношей-первокурсников ряда крупнейших вузов Алтайского и Краснодарского краёв, полученные нами на начало учебного года и по его окончании представлены в таблице 1. Для лучшего понимания имеющегося у обучающихся уровня физического развития в таблице 1 приведены нормативные данные для рассматриваемых нами антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей.

Таблица 1

Сравнительная динамика показателей физического развития студентов - юношей первого

курса вузов двух регионов РФ_

№ п/п

Показатели

Результаты обследования студентов вузов:

Краснодарского края (М±т)__Алтайского края (М±т)

Сентябрь 2023 Июнь 2024 Сентябрь 2023 Июнь 2024

Нормативные данные

Показатели соматометрии

Рост стоя (см)

176,1±0,92

178,8±0,93

р<0,05

180,5±0,93

181,3±0,97

р<0,05

171,0-180,0

Масса тела (кг)

65,6±0,96

69,5±1,02

72,5±1,0

73,7±0,98

69,6-73,5

р<0,01

р<0,05

ОГК в покое (см)

91,8±1,23

92,9±1,5

92,9±1,02

94,8±1,1

100,7-102,3

р>0,05

р<0,05

Окружность плеча (см)_

32,61±0,92

33,12±0,93

33,22±0,

34,27±0,91

33,6-38,8

р>0,05

р<0,05

Окружность талии (см)_

74,9±1,21

75,5±1,11

75,6±1,2

76,2±0,99

79,0-82,0

р>0,05

р>0,05

Ширина плеч (см)

36,95±1,17

37,13±1,09

39,2±1,21

39,5±1,01

40,2-40,8

р>0,05

р>0,05

Показатели физиометрии

ЖЕЛ (мл)

3978,8±51,12 4386,4±52,52 4463,8±60,1 4884,1±50,1

р<0,001

р<0,01

4600,0-5000,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧСС (уд/мин)

83,2±2,41

81,2±3,12

73,0±2,11

68,6±1,11

60,0-80,0

р<0,05

р<0,01

Проба Штанге (сек)

76,5±2,12

82,3±3,14

89,9±2,61

101,2±2,12

83,0-98,0

р<0,05

р<0,01

10

Становая динамометрия (кг)

122,13±4,21

137,2±3,13

134,8±4,13

154,0±2,12

130,0-150,0

р<0,01

р<0,01

11

Кистевая динамометрия (кг)

48,2±0,86

50,5±0,79

44,1±0,98

48,3±0,77

45,9-51,0

р<0,05

р<0,01

Показатели соматоскопии

12

Подкожная жировая масса (%)_

17,6±0,92

17,3±0,87

р<0,05

17,1±0,82

15,3±0,79

р<0,01

11,0-17,0%

1

7

8

9

Из таблицы 1 видно, что данные входного контроля студентов, характеризующие основные показатели физического развития, в большей части мере соответствуют нормативным.

Так, на начало обучения в вузах физическое развитие студентов Краснодарского края (п=533) соответствовало нормативным требованиям только по двум показателям: рост стоя (176,1±0,92 см) и кистевая динамометрия (48,2±0,86 кг). По остальным десяти показателям физического развития студенты данного региона имели результаты несколько ниже

нормативных. Здесь важно обратить внимание на тот факт, что результаты показателей физического развития студентов, полученные авторами настоящей статьи на базе вузов Краснодарского края практически идентичны результатам наблюдений, полученных почти двумя десятками лет ранее А.Ю. Лейбовским, Н.Г. Ивановой (2012) и А.Н. Воскобойнико-вым, А.Ю. Лейбовским, Н.А. Пилишиным (2016).

В отличие от своих сверстников, физическое развитие студентов вузов Алтайского края было несколько нормотипичным, т.к. два соматометрических (рост стоя и масса тела) и два физиометрических (ЧСС и проба Штанге) показателя соответствовали нормативным. Еще два показателя - содержание подкожной жировой массы - 17,1±0,82% и ЖЕЛ -4463,8±60,1 мл находятся на пограничном уровне с нормативными. По остальным шести показателям физического развития у студентов сибирского региона были зафиксированы результаты несколько ниже нормативных данных.

Анализируя табличные данные, интерес вызывает сравнение результатов физического развития студентов вузов сибирского и южного регионов. Так, первокурсники вузов Алтайского края выглядят на момент поступления в вуз более рослыми, широкоплечими и «весомыми», превосходя своих южных ровесников на 3,6 см, 2,25 см и 6,9 кг соответственно.

Нельзя не оставить без внимания и два жизненно важных показателя физиометрии, в которых очевидно существенное превосходство студентов из алтайских вузов - состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, оцениваемые жизненной ёмкостью лёгких, длительностью задержки дыхания на вдохе и частоты сердечных сокращений. Табличные данные показывают, что на сентябрь 2023 года ЧСС качественно ниже на 10,3 уд/мин, а результат пробы Штанге и ЖЕЛ на 13,4 сек и 485 мл соответственно лучше у студентов из вузов Алтайского края, чем у сверстников из вузов Краснодарского региона. Уже по этим трём показателям можно сделать предварительную оценку физического здоровья, крепость которого явно на стороне сибирских студентов.

Из 12 показателей физического развития лишь в силе сгибателей кисти студенты южного региона превосходят сибирских сверстников на 3,9 кг.

По окончании учебного года было проведен итоговый контроль показателей физического развития. В сравнении с исходными данными, достоверные изменения были зафиксированы в 70% случаев (р<0,05-0,01) у студентов вузов обеих регионов. Не достоверная, но все же положительная динамика была обнаружена в обеих группах студентов в схожих показателях соматометрии: ширина плеч, окружности талии и плеча (последний показатель только у студентов южного региона).

Анализируя годичную динамику показателей физического развития первокурсников, важно соотнести конечные результаты наблюдений с нормативными для обучающихся данной возрастной группы.

Так, в группах студентов южного и сибирского регионов нормативным данным стали удовлетворять три (25%) и шесть (50%) показателей физического развития соответственно. Еще по двум весо-ростовым и одному физиометрическому показателям студенты вузов Алтайского края стали превосходить нормативные: при росте в 181,3±0,97 см на 1,3 см, массе тела в 73,7±0,98 кг на 0,2 кг и при задержке дыхания на вдохе в 101,2±2,12 сек на 3,2 сек. В свою очередь, студенты южного региона по трем показателям (масса тела, окружность плеча и проба Штанге) вплотную приблизились к нормативным.

Сравнительные результаты годичного наблюдения позволяют судить о более активном физическом развитии у студентов сибирского региона, которые за один год обучения в вузе и целенаправленной физической подготовки в рамках освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» стали более, чем наполовину соответствовать нормативным данным и по некоторым показателям максимально близко приблизились к нормативным, а по ряду показателей стали и вовсе превосходить их. Студентов южных регионов отличают несколько низкие темпы физического развития, вследствие чего в большей части показателей наблюдается несоответствие нормативным данным.

Обобщая результаты динамики соматометрических, соматоскопических и физио-метрических показателей студентов южного и сибирского регионов следует обратить внимание на гармоничность их развития, о чем можно судить по результатам пяти индексов: крепости и пропорциональности телосложения, весоростового показателя Кетле, станового и силового (таблица 2).

Таблица 2

Динамика показателей физического развития студентов-первокурсников, полученных ме-_тодом индексов_

№ п/п Показатели Критерии оценивания Результаты обследования студентов вузов:

Краснодарского края (M±m) Алтайского края (M±m)

Сентябрь 2023 Июнь 2024 Сентябрь 2023 Июнь 2024

1 Крепости телосложения по Пинье (Рост стоя (см) - (Вес (кг) + ОГК (см))) (ед.) M±m 18,7±0,67 16,4±0,59 15,1±0,71 12,8±0,42

качественная характеристика хорошее телосложение (нормостеник) хорошее телосложение (нормостеник) хорошее телосложение (нормосте-ник) хорошее телосложение (нор-мостеник)

2 Индекс пропорциональности телосложения (ОГК (см) / Рост стоя (см))х100% M±m 52,12±2,22 51,95±2,13 51,46±2,13 52,28±1,72

качественная характеристика нормостеник нормостеник нормостеник нормостеник

3 Весоростовой индекс Кетле 2 (Масса тела (кг) / Рост стоя (м)2) х100% (кг/м2) M±m 21,15±2,1 21,74±1,9 22,25±1,98 22,42±1,76

качественная характеристика гармоничное гармоничное гармоничное гармоничное

4 Становой индекс (Становая сила (кг) / Масса тела (кг)) х100% М±т 186,17±3,12 197,41±3,52 185,93±2,99 208,95±12,41

качественная характеристика удовлетвор. хорошо удовлетвор. отлично

5 Силовой индекс (Сила кисти (кг) / Масса тела (кг)) х100% М±т 73,47±3,02 72,66±2,81 60,8±2,82 65,5±2,40

качественная характеристика отлично отлично хорошо хорошо

Данные таблицы 2 показывают, что усредненные показатели всей выборки первокурсников вузов обеих регионов как на начало учебного года (сентябрь 2023 г), так и по его окончании (июнь 2024 г), по уровню крепости телосложения, его пропорциональности и весоростовому индексу характеризуются нормостеническим гармоничным развитием, имея «хорошее» телосложение. Динамика параметров по трем индексам была отмечена в обеих группах студентов положительной, вписываясь в рамки одних оценочных коридоров («нор-мостеник» и «гармоничное»).

Анализируя показатели станового индекса, отметим, что студенты южного региона прогрессировали в становой динамометрии, вследствие чего индекс данного показателя изменился с 186,17±3,12% («удовлетворительно») до 197,41±3,52% («хорошо»). Однако, студенты вузов Алтайского края более качественно прогрессировали в показателях станового индекса, где несмотря на увеличившуюся массу тела на 1,2 кг, показатель данного индекса увеличился с 185,93±2,99% («удовлетворительно») до 208,95±12,41 («отлично»), превосходя нормативные данные на 8,95%.

Характеризуя динамику еще одного показателя физического развития, полученного методом индекса, - силовой индекс, важно заметить, что, несмотря на положительную динамику кистевой динамометрии в группе студентов южного региона, показатель индекса ухудшился на 0,81%, но все же остался в «отличном» коридоре критерия. В группе сибирских студентов показатель силового индекса имел положительную динамику, увеличившись за наблюдаемый период на 4,7%, но, все же, остался ниже на 7,16% показателя студентов из Краснодарского края.

Таким образом, следует заметить, что одни соматометрические, физиометрические и соматоскопические показатели при оценке физического развития могут не дать полной (целостной) картины динамики данного процесса. Метод индексов позволил увидеть внутреннее содержание динамики физического развития студентов, ощутив еще большую значимость данного метода при сравнении показателей обучающихся из разных обследуемых групп.

Резюмируя проведенное нами исследование, следует заметить, что, в целом ситуация с физическим развитием на момент поступления студентов в вуз желает быть несколько лучшей. Вследствие явного недостатка физического развития первокурсников - еще вчерашних выпускников общеобразовательных организаций, следует обратить внимание на

необходимость коррекции школьного физического воспитания, а также на повышение качества врачебного контроля состояния школьников, который должен иметь обратную связь со всеми субъектами образовательного процесса.

Годичное наблюдение показало положительную динамику физического развития студентов из разных регионов с климато-географическими условиями, на основании чего можно судить о грамотно выстроенном процессе физического воспитания в вузах, однако, высока вероятность недостаточности систематического врачебно-педагогического контроля за физическим состоянием студентов, следствием чего, вероятно и стали прорехи в некоторых показателях физического развития первокурсников.

Заключение

1. Результаты входного контроля состояния физиометрических, соматоскопических и соматометрических показателей студентов ведущих вузов южного и сибирского регионов показали, что уровень физического развития на момент начала обучения в вузе по большинству показателей далек до нормативных данных. Студенты южного региона значительно отличаются от своих сибирских сверстников, уступая в весоростовых показателях, а также уступая в развитии сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2. Результаты физического развития студентов обеих регионов, анализируемые в годичной динамике, показали положительные сдвиги, в большей степени являющиеся достоверными. У студентов южного региона достоверные положительные сдвиги обнаружены в восьми, а у студентов сибирских вузов в десяти из двенадцати контролируемых показателей. Проблема с динамикой физического развития отмечается у студентов вузов обеих регионов в соматометрических показателях, таких, как окружности талии, плеча, грудной клетки, а также ширине плеч.

3. Студенты вузов Алтайского края в одиннадцати из двенадцати показателей превосходят студентов вузов Краснодарского края. Существенное преимущество сибирских студентов над южными ровесниками наблюдается в динамике таких показателей, как подкожная жировая масса, становая динамометрия, задержка дыхания на вдохе, частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, ширина плеч. Студенты южного региона лишь в силе кисти значительно превосходят своих сибирских сверстников.

4. Оценка физического развития, осуществляемая методом индексов, позволяет констатировать гармоничность развития студентов обеих регионов как на начало, так и по окончании учебного года. Усредненные показатели всей выборки первокурсников вузов обеих регионов по уровню крепости телосложения, его пропорциональности и весоросто-вому индексу характеризуются нормостеническим гармоничным развитием, имея

«хорошее» телосложение. В течение года наблюдается положительная динамика по силовому и в особенности по становому индексам.

5. Вследствие явного недостатка физического развития первокурсников, следует обратить внимание на необходимость коррекции школьного физического воспитания, а также на повышение качества врачебного контроля физического состояния школьников, которое должно иметь обратную связь со всеми субъектами образовательного процесса.

6. Положительная динамика практически по всем показателям физического развития студентов обеих регионов, говорит о хорошо отлаженном процессе физического воспитания в вузах, но, вместе с тем необходимо систематизировать врачебно-педагогический контроль за состоянием физического развития обучающихся вузов с целью своевременного контроля динамики его показателей.

Список литературы

1. Гриб Е.В., Попова Е.С. Сравнительный анализ заболеваемости студентов-первокурсников специального учебного отделения медицинского университета в 2013 и 2017 годах. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VII международной научно-практической конференции, 28 февраля 2018 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург: РГППУ. 2018: 522-526.

2. Жерноклеев А.М., Матвеева Н.А. Особенности физического развития студентов нижегородских вузов. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019; 2: 38-39.

3. Киселева И.В., Зенина Л.А. Особенности заболеваемости студенческой молодежи. Образовательный вестник «Сознание». 2007; 9: 340-341.

4. Сетко Н.П., Кузнецова М.В., Науменко О.А. Антропометрический портрет студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2005; 6: 41-45.

5. Старкова В.А., Леонова А.В., Шестёра А.А., Кику П.Ф., Каерова Е.В., Чумаш В.В. Особенности физического развития современных студентов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 4: 574-578.

6. Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю., Ахмадуллина Х.М. Характеристика показателей физического развития студентов вузов г. Уфы. Гигиена и санитария. 2020; 2: 169-175.

7. Кретова И.Г., Ведясова О.А., Беляева О.В., Павленко С.И. Половозрастные особенности показателей физического развития студентов. Современные вопросы биомедицины. 2023; 3: 95-102.

8. Щербук Ю.А., Блатова Е.М. К вопросу о понятиях «Здоровье» и «Образ жизни». Педиатр. 2010; 1: 3-5.

9. Шестёра А.А., Хмельницкая Е.А., Кику П.Ф., Переломова О.В., Каерова Е.В., Сабирова К.М. Физическое развитие и функциональные возможности молодежи города Владивостока. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 11 (320): 61-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Толистинов Б.Г. Промежуточные результаты формирования потребности в самостоятельной физкультурной активности у студентов специальных медицинских групп. Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта: сборник статей V Международной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (под ред. А.В. Сысоева и др.). Москва: Издательство ООО «РИТМ», 2024: 277-281.

References

1. Grib E.V., Popova E.S. Comparative analysis of the morbidity of first-year students of the special educational department of the Medical University in 2013 and 2017. Problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v novom tysyacheletii: materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, 28 fevralya 2018 g., g. Ekaterinburg [Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium: proceedings of the VII International scientific and practical conference, February 28, 2018, Yekaterinburg]. Yekaterinburg: RGPPU. 2018: 522-526 [In Russ.].

2. Zhernokleev A.M., Matveeva N.A. Features of physical development of students of Nizhny Novgorod universities. Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya. 2019; 2: 38-39 [In Russ.].

3. Kiseleva I.V., Zenina L.A. Features of morbidity among students. Obrazovatel'nyj vest-nik «Soznanie». 2007; 9: 340-341 [In Russ.].

4. Setko N.P., Kuznetsova M.V., Naumenko O.A. Anthropometric portrait of students. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2005; 6: 41-45 [In Russ.].

5. Starkova V.A., Leonova A.V., Shester A.A., Kiku P.F., Kaerova E.V., Chumash V.V. Features of physical development of modern students. Problemy social'noj gigieny, zdra-vookhraneniya i istorii mediciny. 2022; 4: 574-578 [In Russ.].

6. Akhmadullin U.Z., Gorbatkova E.Yu., Akhmadullina H.M. Characteristics of physical development indicators of Ufa university students. Gigiena i sanitariya. 2020; 2: 169-175 [In Russ.].

7. Kretova I.G., Vedyasova O.A., Belyaeva O.V., Pavlenko S.I. Gender and age characteristics of students' physical development indicators. Sovremennye voprosy biomediciny. 2023; 3: 95-102 [In Russ.].

8. Shcherbuk Yu.A., Blatova E.M. On the question of the "Health" and "Lifestyle" concepts. Pediatr. 2010; 1: 3-5 [In Russ.].

9. Shester A.A., Khmelnitskaya E.A., Kiku P.F., Perelomova O.V., Kaerova E.V., Sabi-rova K.M. Physical development and functional capabilities of the Vladivostok city youth Zdo-rov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2019; 11 (320): 61-65 [In Russ.].

10. Tolistinov B.G. Intermediate results of the need for independent physical activity formation among students of special medical groups. Sovremennye vektory prikladnyh issledovanij v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: sbornik statej VMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya molodyh uche-nyh, aspirantov, magistrantov i studentov [Modern vectors of applied research in the field of physical culture and sports: a collection of articles of the V International scientific and practical conference for young scientists, graduate students, undergraduates and students]. Moscow: Publishing house of LLC "RHYTHM". 2024: 277-281 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 17.08.2024

Шеенко Евгений Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет, 656031, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, дом 55, e-mail: [email protected]

Болтовский Анатолий Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, дом 149, email: [email protected]

Подольская Олеся Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, дом 46, e-mail: olesja.podolskaja@rambler. ru

Хахо Заур Хамедович - преподаватель, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, дом 149, e-mail: zaur.khakho@,bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.