la. Франция-Бельгия-Швейцария, 1995. Режиссеры и сценаристы: Дмитрий де Клерк / Dimitri de Clercq, Ален Роб-Грийе / Alain Robbe-Grillet Актеры: Fred Ward, Arielle Dombasle, Charles Tordjman и др. Приз (главный) на кинофестивале в Сан-Диего, США (1995).
Градива / Вас зовет Градива / Gradiva / C'est Gradiva qui vous appelle. Франция-Бельгия, 2006. Режиссер и сценарист Ален Роб-Грийе / Alain RobbeGrillet. Автор романа Wilhelm Jensen. Актеры: James Wilby, Arielle Dombasle, Dany Verissimo и др.
Ночной колокол / Campana de la noche. Канада-Аргентина, 2010. Режиссер Майкл Майлс / Michael Mills. Автор рассказа Ален Роб-Грийе / Alain RobbeGrillet. Актеры: Oscar Farfan, Rene Solas, Tatiana Solas и др.
Челышева Ирина Викториновна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова, г. Таганрог, Россия
УДК 316.77:0018 ББК 74.580
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БРИТАНСКИХ И РОССИЙСКИХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ОБЛАСТИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ*
Статья посвящена сравнительному анализу деятельности британских и российских научно-образовательных центров медиаобразования с точки зрения целей, задач, основных направлений деятельности, а также выявления общих тенденций и перспектив дальнейшего развития.
Ключевые слова: медиаобразование; научно-образовательные центры; ме-диаобразовательные модели.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BRITISH AND RUSSIAN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS IN THE FIELD OF MEDIA EDUCATION**
The article is devoted to a comparative analysis of British and Russian scientific and educational centers of media in terms of goals, objectives, main activities, as well as to identify common trends and prospects.
Key words: media education; research and educational centers; media education models.
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобра-зования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта -И.В. Челышева.
** Article is written with financial support of a grant of RGNF "Strategy of a Modern British Mediaeducation and Its Influence on the Russian Media Pedagogics", the project No. 13-36-01001. The project manager - I.V. Chelysheva.
Проблема внедрения медиапедагогики в школьное и вузовское образование становится все более актуальной в России и за рубежом. Школьные учителя и преподаватели вузов проявляют активный интерес к использованию медиаоб-разования в своей профессиональной деятельности, в связи с чем актуализируются вопросы, связанные с научно-методологическим и учебно-методическим обеспечением педагогических кадров, реализующих потенциальные возможности медиаобразования. Результатом постоянно возрастающего интереса к проблемам внедрения медиаобразования выступает появление во многих странах мира научно-образовательных центров, которые активно занимаются исследовательской, методологической и методической проблематикой внедрения ме-диапедагогики в систему образования.
Деятельность таких центров направлена на осуществление как теоретических, так и практических аспектов медиаобразования. А.В. Федоров отмечает: «в ряде НОЦ, созданных на базе домов молодежного творчества и досуговых центров, ориентированных на практическую составляющую медиаобразования, как правило, теоретическими и диагностическим аспектам уделяется гораздо меньшее внимание, чем в НОЦ, существующих на базе вузов или научно-исследовательских институтов» [Научно-образовательный центр «Медиаобра-зование и медиакомпетентность», 2012]. Именно с этим связан интерес к разработкам обобщенных, синтетических моделей медиаобразования, на основе которых возможно дальнейшее развитие научно-методологической базы медиаобразования и медиакомпетентности различных возрастных групп населения.
Безусловно, в процессе образования, развития и воспитания трудно переоценить роль школьного учителя и вузовского педагога. Несмотря на то, что «человек в век информации приобретает образование чаще на основе информационного потока с экрана, а не на основе систематического обучения» [Введение в экранную культуру, 2005, с. 13], от личной и социальной позиции педагога во многом зависит судьба будущих поколений. В самом деле, медиаобразо-вание приобретает особое значение в деятельности современных педагогов, призванных не только вооружать школьников и студентов необходимым набором знаний и умений, но и координировать их межличностные отношения в коллективе и в обществе в целом, осуществлять анализ влияния семьи, микросреды на развитие личности, и на этой основе производить подбор оптимальных форм и методов учебно-воспитательной работы. Неслучайно проблеме медиаобразования в педагогической деятельности посвящены работы многих отечественных (Е.А. Бондаренко, Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, И.В. Челышевой и др.) и британских исследователей — Д. Букингэма (D. Buckingham), Майкла Саймонза (Michael Simons), Тома Ба-рэнса (Tom Barrance) и др. Именно с этим связана актуальность и важность деятельности научно-образовательных центров, целевой аудиторией которых выступают школьные учителя и вузовские педагоги.
Сравнительный анализ деятельности британских и российских научно-образовательных центров в области медиаобразования может свидетельствовать о сходных тенденциях их развития. Сюда можно отнести осуществление
теоретических, методологических и методических разработок, направленных на развитие медиакомпетентности, критического мышления, творческого самовыражения в сфере медиа.
К примеру, в Великобритании существует целый ряд научно-образовательных центров, осуществляющих работу с педагогическими кадрами. Среди них одним из самых известных является Отдел образования при Британском киноинституте http://www.bfi.org.uk. Центр осуществляет культурно-просветительскую, издательскую и консультативную деятельность, выступает организатором проведения конференций и образовательных программ (дистанционных курсов, летних школ, семинаров, мастер-классов, тренингов для педагогов по тематике медиаобразования). Важными результатами деятельности центра становится издание учебно-методических пособий по медиаобразова-нию, реализация различных медиаобразовательных проектов, создание медиа-образовательных веб-сайтов для учителей и т.п. [Михалева, 2010, с. 39]. Цель деятельности центра состоит в предоставлении широких возможностей для изучения кино, ТВ и видео, а также стимулировании обсуждения и открытие новых знаний об этих медиа [http://nationfilmtheatre.org], а среди основных задач - усиление важности изучения медиа для отдельной личности и для британской культуры в целом; повышение медиакомпетентно-сти/медиаграмотности в масштабе страны; включение вопросов медиаграмот-ности в повестку дня педагогов, политиков, предпринимателей и широкой общественности [http://www.bfi.org.uk/about/whatwedo.html]; привлечение широкой зрительской аудитории к знакомству с разнообразными жанрами кино; повышение статуса медиаобразования в контексте формального и неформального образования, на всех уровнях образования; количественное и качественное увеличение специализированных курсов медиаобразовательной направленности по подготовке педагогических кадров (главным образом, для учителей средней школы и педагогов вузов) [Specialised Exhibition and Distribution: Education. A Report for the Film Council, 2001, p. 8].
Еще один научно-образовательный центр в Великобритании, целевой аудиторией которого выступают педагоги — Центр английского языка и медиа (англ. The English and Media Centre) http://www.englishandmedia.co.uk. В сферу деятельности центра входит учебно-методическая и консультативная поддержка учителей в организации медиаобразовательных занятий на различных этапах обучения; повышение квалификации школьных учителей в области интегрированного медиаобразования. Результаты деятельности данного НОЦ также реализуются в осуществлении ряда образовательных программ для учителей (курсов, семинаров, форумов и пр.) по тематике медиаобразования; реализации пилотных медиаобразовательных проектов совместно со школами и местными органами образования. Основной целью деятельности Центра английского языка и медиа выступает «повышение качества и эффективности интеграции медиа-образования в предметы словесности в школах» [Михалева, 2010, с. 39], а наиболее важными задачами являются такие структурные компоненты, как оптимизация процесса интеграции медиаобразования в предметы словесности в британских школах путем осуществления учебно-методической и консульта-
тивной поддержки учителям в организации медиаобразовательных занятий на различных этапах обучения; повышение квалификации школьных учителей в области интегрированного медиаобразования; обмен педагогическим опытом.
Подготовка педагогов к медиаобразовательной деятельности становится важной задачей и в ряде российских научно-образовательных центров. Например, в научно-образовательном центре «Медиаобразование и медиакомпетент-ность» (руководитель центра - профессор А.В. Федоров), одним из важных векторов деятельности выступает работа с педагогическими кадрами по внедрению медиаобразования и его компонентов в учебно-воспитательный процесс школ и высших учебных заведений. Функции научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность» реализуются в процессе развития инновационных направлений научно-исследовательских разработок в области медиаобразования и медиакомпетентности; интеграции учебного потенциала вуза и научно-образовательного центра в области медиаобразования; создания условий для интеграции в российское и международное научно-исследовательское пространство и установление партнерских отношений с ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными центрами в области медиаобразования и медиакомпетентности [Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность», 2012].
Основная цель НОЦ «Медиаобразование и медиакомпетентность» направлена на развитие медиакомпетентности личности, под которой понимается «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотиваци-онный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче ме-диатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007, с. 54].
Деятельность научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность» осуществляется в реализации следующих задач:
1) разработка теоретических и методологических основ развития медиаобразования;
2) создание научно-методологической базы для развития медиаобразования и медиакомпетентности различных возрастных групп населения;
3) создание научной основы мониторинга уровней медиакомпетентности аудитории различного возраста;
4) обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших педагогических технологий совместно с заинтересованными организациями;
5) развитие новых, прогрессивных форм инновационной деятельности, сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, связанными с тематикой медиаобразования и медиакомпетентности; научными, образовательными организациями, фондами и другими структурами с целью совместного решения важнейших научных и образовательных задач и др. [Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность», 2012].
Важной тенденцией деятельности как современных британских, так и российских научно-образовательных центров выступает проведение научных конференций, открытых семинаров, мастер-классов по тематике медиакультуры и медиаобразования, где педагоги могут обменяться опытом медиаобразователь-ной деятельности, получить новые знания в области медиапедагогики, посетить занятия ведущих исследователей и практиков. Такая деятельность активно развивается как в Великобритании (например в Центре исследования детей, молодёжи и медиа в Лондонском университете (Centre for the Study of Children, Youth and Media) http://www.childrenyouthandmedia.org.uk), так и в ряде российских центров (Москва, Екатеринбург, Таганрог и т.д.). Среди первостепенных задач этих центров — обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших педагогических технологий совместно с заинтересованными организациями; и развитие новых, прогрессивных форм инновационной деятельности, сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, связанными с тематикой медиаобразования и медиакомпетентности; научными, образовательными организациями, фондами и другими структурами с целью совместного решения важнейших научных и образовательных задач и др.
Реализация этих задач предопределяют тесное сотрудничество НОЦ с учреждениями и организациями, заинтересованными в совместной деятельности по подготовке педагогов вузов и учителей школ к внедрению медиаобразова-ния. Нужно отметить, что последние годы в России наблюдается все более активная заинтересованность образовательных учреждений в использовании различных медиаобразовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Об этом может свидетельствовать опыт, к примеру, Уральского региона, по инициативе которого в течение нескольких лет проводятся семинары, медиаоб-разовательные курсы повышения квалификации для учителей, администрации школ и представителей учреждений дополнительного образования из разных городов и сельских районов Свердловской области1.
Достаточно близкими можно назвать содержательные компоненты британских и российских научно-образовательных центров, в ряде которых на первый план выдвигаются расширение культурного кругозора и аудиовизуального опыта аудитории; приобщение аудитории к произведениям авторского и экспериментального кино/видео; развития умений критического анализа произведений медиакультуры различных видов и жанров; создание возможностей для медиатворчества. Об этом могут свидетельствовать основные разделы содержания медиаобразовательных программ Центра исследования детей, молодёжи и медиа в Лондонском университете (Centre for the Study of Children, Youth and Media) http: //www.childrenyouthandmedia.org.uk, Центра медиаобразования в
1 более подробно этот опыт описан в статьях: Челыщева, И. В. Медиаобразовательный центр в Екатеринбурге [Текст] / И. В. Челыщева // Медиаобразование. - 2010. - № 2. - С. 27-32; Челышева. И. В. Развитие медиаобразования в Уральском регионе - новые перспективы развития [Текст] / И. В. Челыщева // Медиаобразование. -2008. - № 2. - С. 14-18.
Уэльсе (англ. Media Education Wales) http://www.mediaedwales.org.uk, российского центра «Медиаобразование и медиакомпетентность».
Еще одна важная задача как британских, так и российских научно -образовательных центров состоит в создании научной основы мониторинга уровней медиакомпетентности как подрастающего поколения, так и педагогических кадров. К примеру, мониторинг выступает важным структурным компонентом российской синтетической модели НОЦ «Медиаобразование и медиакомпетентность», входит в состав его образовательного и научно-исследовательского модулей, как в диагностическом, так и в результативном блоке. При помощи констатирующих экспериментальных методов мониторинговой системы, включающей анкетирование и тестирование по тематике медиа, медиаобразования, медиакультуре и т.п., возможно определить основные тенденции и перспективные направления дальнейшей работы по развитию медиа-компетентности аудитории.
Как показывает практический опыт работы с учителями и преподавателями вузов, многие из них владеют неплохими знаниями в областях, связанных с медиа, однако практическое применение и творческое освоение имеющихся знаний демонстрируют достаточно редко. Преимущественно такие результаты связаны со слабой информационно-методической поддержкой педагогов по тематике медиаобразования, незнанием форм, приемов и технологий медиапеда-гогики и т.д. Мониторинг как раз и позволяет выявить наиболее существенные вопросы, которые должны быть решены в процессе подготовки педагога к ме-диаобразовательной деятельности. В большинстве случаев, педагоги достаточно активно включаются в освоение проблемного поля медиаобразования и на этапе финального мониторинга (итогового тестирования, анкетирования) после проведения занятий, демонстрируют довольно существенную положительную динамику по показателям развития медиакомпетентности.
Необходимо обратить внимание на то, что профессиональной подготовки к медиаобразовательной деятельности подавляющее большинство российских педагогов не получает (за исключением нескольких вузов, где с 2002 года реализуется специализация 03.13.30 «Медиаобразование»). Соответственно, использование интегрированных, специальных или факультативных форм медиа-образования в своей практической деятельности, осуществляется многими педагогами на уровне интуитивного представления. Именно поэтому последние годы возрос интерес многих российских исследователей (А.А. Левицкой, Е.В. Мурюкиной, А.В. Федорова, И.В. Челышевой и др.) к проблемам изучения медиаобразовательного опыта западных стран, как с точки зрения выявления специфики медиаобразовательных компонентов в образовании, так и в определении общих тенденций дальнейшего развития. Наиболее перспективными, на наш взгляд, в плане подготовки педагогических кадров к осуществлению ме-диаобразовательной деятельности, могут стать следующие направления:
- дальнейшая разработка научно-методологического, методического инструментария школьного и вузовского медиаобразования;
- работа по совершенствованию системы переподготовки педагогических кадров;
- использование опыта ведущих зарубежных и российских научно -образовательных центров в осуществлении и популяризации социально-значимых медиаобразовательных проектов, способствующих становлению правового, гражданского самосознания подрастающего поколения, развитию его интеллектуального и творческого потенциала;
- обеспечение преемственности школьного, вузовского и непрерывного ме-диаобразования граждан нашей страны;
- обеспечение необходимых условий для развития медиатворчества, создания собственных медиапродуктов в общеобразовательных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования.
Библиографический список
1. Введение в экранную культуру. Новые аудиовизуальные технологии // К. Э. Разлогов, Я. Б. Иоскевич, Е. В. Дуков [и др.]. - М., 2005. - 344 с.
2. Михалева, Г. В. Британские научно-образовательные центры в области ме-диапедагогики: сравнительный анализ [Текст] / Г. В. Михалева // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 11. - С. 38-71.
3. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетент-ность» [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева, Е. В. Му-рюкина, В. А. Колесниченко, Г. В. Михалева, Р. В. Сердюков. - М. : МОО «Информация для всех», 2012. - 614 с.
4. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 c.
5. Челышева, И. В. Развитие медиаобразования в Уральском регионе - новые перспективы развития [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. -2008. - № 2. - С. 14-18.
6. Челыщева, И. В. Медиаобразовательный центр в Екатеринбурге [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2010. - № 2. - С. 27-32.
7. Челыщева, И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и ме-диакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов [Текст] / И. В. Челышева. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт, 2011. - 180 с.
8. Челышева, И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и ме-диакомпетентность»: основные положения в работе со школьными учителями и преподавателями вузов [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2012. - № 1. - С. 32-42.
9. Челышева, И. В. Развитие показателей медиакомпетентности в работе с учителями школ и преподавателями вузов [Текст] / И. В. Челышева // Ме-диаобразование. - 2013. - № 1. - С. 119-128.
10. Specialised Exhibition and Distribution: Education. A Report for the Film Council [Electronic resource]. - 2001. - URL : http : //www.ukfilmcouncil .org.uk/media/pdf/j/r/EducationReportSummary. pdf (дата обращения: 11.03.2013).