Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВИАЦИИ СССР И ГЕРМАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВИАЦИИ СССР И ГЕРМАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
штурмовик / бомбардировщик / истребитель / советская армия / немецкая армия / фронт / attack aircraft / bomber / fighter / soviet army / german army / front / great Patriotic war / aviation / aircraft / pilot / dive / airfield / machine gun / crew / fuselage / wing / engine

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М.З. Эргашева, А.В. Лонин

В данной статье рассматриваются истребители, бомбардировщики, штурмовики советской и немецкой армии и упоминаются авиаконструкторы СССР, проводится сравнительная характеристика и анализ авиации Германии и СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF AVIATION OF THE USSR AND GERMANY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

This article discusses fighters, bombers, attack aircraft of the Soviet and German armies and mentions aircraft designers of the USSR, comparative characteristics and analysis of aviation of Germany and the USSR are carried out.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВИАЦИИ СССР И ГЕРМАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 93/94

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВИАЦИИ СССР И ГЕРМАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

М. З. Эргашева Научный руководитель - А. В. Лонин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: madinochka2505@mail.ru

В данной статье рассматриваются истребители, бомбардировщики, штурмовики советской и немецкой армии и упоминаются авиаконструкторы СССР, проводится сравнительная характеристика и анализ авиации Германии и СССР.

Ключевые слова: штурмовик, бомбардировщик, истребитель, советская армия, немецкая армия, фронт.

COMPARATIVE ANALYSIS OF AVIATION OF THE USSR AND GERMANY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

M. Z. Ergasheva Scientific supervisor - A. V. Lonin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: madinochka2505@mail.ru

This article discusses fighters, bombers, attack aircraft of the Soviet and German armies and mentions aircraft designers of the USSR, comparative characteristics and analysis of aviation of Germany and the USSR are carried out.

Keywords: attack aircraft, bomber, fighter, soviet army, german army, front, great Patriotic war, aviation, aircraft,pilot, dive, airfield, machine gun, crew, fuselage, wing, engine.

К сожалению, далеко не все представляют себе, каким оружием воевали наши солдаты, на какой технике громили врага. Утром 22 июня 1941 года Германия провела массированный налет на наши аэродромы. Только за 8 часов войны было уничтожено 1200 самолетов, хранилища и все запасы. Огромные потери понес летный состав. Произошла трагедия, гибель самого мощного воздушного флота, который предстояло заново возрождать под ударами противника. Нужно признать, что свои планы воздушной войны гитлеровцам удалось в значительной мере реализовать в 1941 году и первой половине 1942 года. Завоевав в середине 1943 года стратегическое господство в воздухе, ВВС удерживали его до конца войны и тем самым, создали условия для успешного проведения крупнейших стратегических наступательных операций, оказали решающее влияние на исход войны.

Объектом нашего исследования является мировая авиация.

Предмет исследования - авиация СССР и Германии во время Великой Отечественной войны.

Цель исследования: изучить и сравнить советские и немецкие самолеты в годы Великой Отечественной войны.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

Изучая материал по данной теме, выдвинем гипотезу: если немецкие летчики-истребители воевали лучше советских, подготовка немецких летчиков была выше, тогда каким образом наша армия вышла победительницей.

Бомбардировщики, штурмовики, истребители советской и немецкой авиации.

Биплан У-2 (По-2) - был довольно примитивным и технологически не оборудованным. Причиной его несовременности была изначальная разработка самолета как обучающего средства по пилотированию. Самолет оснастили глушителями и держателем для небольших бомб, и таким образом биплан стал проворным, малозаметным, но опасным бомбардировщиком.

Самым массовым советским бомбардировщиком можно назвать Пе-2, конструкции В.М.Петлякова. Он разрабатывался как тактический сверхтяжелый истребитель, но со временем его преобразовали и сделали опаснейшим пикирующим бомбардировщиком, в следствии чего он имел довольно слабую боевую нагрузку - 600 кг, но отличался принципиально новой тактикой бомбометания с пикирования.

Создание самолета Ту-2 началась в конце 1939 года конструкторской группой во главе с А.Н.Туполевым. В январе 1941 года вышел на испытания, опытный самолет, обозначенный "103". В мае того же года начались испытания его улучшенного варианта "103У", отличавшегося более сильным оборонительным вооружением и измененным расположением состава экипажа. Уже в 1943 году Ту-2 стал поступать в войска. Отличался возможностью уверенного полёта на одном моторе, хорошей схемой оборонительного огня, большой бомбовой нагрузкой, повышенной живучестью моторов воздушного охлаждения.

Самым массовым истребителем в советских ВВС являлся самолет И-16, сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым. Это был лучший истребитель конца 30-х годов. Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух пулеметов.

ЛаГГ-3 — истребитель из сосны и фанеры (Конструкторы: Лавочкин, Горбунов, Гудков). К числу его главных достоинств относилось минимальное использование в конструкции самолёта дефицитных материалов: ЛаГГ-3 по большей части состоял из сосны и дельтадревесины (фанеры, пропитанной смолой).

К началу войны МиГ-3 был самым многочисленным истребителем нового поколения в советских ВВС. Истребитель конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Основой конструкции истребителя МиГ-3 послужил корпус МиГ-1, именно ему суждено было стать грозой советской военной авиации, достойным противником немецким коршунам. Самолет мог разогнать скорость до 600 км/ч.

Истребитель Як-1 был создан под руководством конструктора А. С. Яковлева и допущен до испытаний в 1940 году. Истребитель представлял собой свободнонесущий моноплан, обладающий смешанной конструкцией, которая была достаточно хорошо приспособлена для условий массового выпуска. Як-1 был одним из самых легких истребителей своего времени. Особенностью данного истребителя из-за его малого веса была простота пилотирования и хорошая устойчивость.

Истребитель Як-9 был создан КБ Яковлева в конце 1942 года. При создании нового истребителя деревянные лонжероны крыла были заменены на металлические. Это позволило скинуть 150 кг веса. Вооружение истребителя состояло из пушки и крупнокалиберного синхронного пулемета. Самолет получил слегка увеличенный запас топлива и лучший обзор из кабины пилота.

Истребитель Як-3 был создан КБ Яковлева в 1944 году. При его проектировании основной упор был сделан на резкое увеличение его летных данных, что должно было обеспечить самолету решающее превосходство в воздушных боях с немецкими истребителями. В сравнении с Як-1 новый истребитель стал легче практически на 200 кг.

Большие потери техники в первые дни войны привели к появлению большого числа пилотов с довоенной подготовкой, которые после краткосрочной переподготовки в запасных полках на новую технику использовались для пополнения потерь и формирования новых частей.

СССР подошел к началу войны в стадии перевооружения и перехода на новую технику. Самолеты типов Як-1 и ЛаГГ-3 начали поступать войска в 1941 году, т.е. за оставшиеся до войны месяцы летчики просто физически успевали набрать достаточного и полноценного опыта ведения боя на новом самолете. Для этого нужны хотя бы год-два непрерывных тренировок. Только самолеты, попавшие в войска в 1940 году, могли быть более-менее качественно освоены экипажами. Но в 1940 году от промышленности было получено всего 100 МиГ-1 и 30 МиГ-3. Поэтому не стоит переоценивать качество подготовки летчиков на новых самолетах осенью и зимой 1940-1941 гг.

Проводя сравнительный анализ авиации двух держав, стоит отметить, что слабым местом советской авиации в Великой Отечественной войне была радиосвязь. В первой половине 1942 года 75% вылетов делалось без использования радиостанций. Невозможность предупреждать друг друга приводила к большим потерям. В 1943 году оборудовались связью только 50 % Як-9, а на JIa-5 радиостанции стояли лишь на командирских машинах.

В заключение можно сделать вывод о том, что в целом количественный и качественный рост советских ВВС, расширение их боевых возможностей, а так же изменения тактики ведения боя, явились одним из главных факторов, способствующих развитию отечественной военной стратегии и достижения победы в войне. Повышению боевой эффективности авиации способствовало оборудование самолётов радиостанциями, более совершенным стрелково-пушечным вооружением. ВВС удалось достичь главной цели — это не дать противнику завоевать господство в воздухе.

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря героизму, мужеству, сплоченности советского народа, а так же была обеспечена превосходством боевой мощи Советских Вооруженных Сил над мощью вермахта. В годы войны произошло, по сути, формирование новой армии — армии победителей. Несмотря на тяжелые поражения первых лет, Советские Вооруженные Силы переломили ход войны и добились победы над врагом.

Библиографические ссылки

1. Бакурский В, Фирсов А. Пикировщики. К 75-летию пикирующего бомбардировщика Пе-2 / В.Бакурский, А.Фирсов//Мир техники для детей. -2015. -№12. -3-31.

2. Славин С.Н. Секретное оружие третьего рейха. - М.: Вече, 1999. - 447 с.

3. Бакурский В, Фирсов А. К 75-летию со дня первого полета истребителей JIa-5 / В.Бакурский, А.Фирсов // Мир техники для детей. - 2017. - №1. - 3-31.

4. Бакурский В, Фирсов А. К 75-летию истребителей «ЯК» / В.Бакурский, А.Фирсов // Мир техники для детей. - 2015. - №1. - 3-31.

5. Козырев М., Козырев В. Авиация стран оси во Второй мировой войне. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. -431 с.

6. Бакурский В, Фирсов А. Боевая техника ВОВ / В.Бакурский, А.Фирсов // Мир техники для детей. - 2016. - №6. - 3-31.

7. Смирнов А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. —М.: Транзит-книга, 2006. — 574 с.

© Эргашева М.З., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.