Научная статья на тему 'Сравнительный анализ аналитического и численного методов расчета распорного усилия и осевой статической жесткости резинокордных компенсаторов'

Сравнительный анализ аналитического и численного методов расчета распорного усилия и осевой статической жесткости резинокордных компенсаторов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
249
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИНОКОРДНЫЙ КОМПЕНСАТОР / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / ЖЕСТКОСТЬ / РАСПОРНОЕ УСИЛИЕ / RUBBER-CORD EXPANSION JOINTS / FINITE ELEMENT METHOD / SPACER EFFORTS / AXIAL STATIC STIFFNESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шварц Антон Александрович, Зубарев Александр Викторович, Угренев Михаил Владимирович

В работе представлены два метода расчета распорного усилия и осевой статической жесткости двухгофровых резинокордных компенсаторов, а также сравнение полученных результатов с экспериментальным исследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шварц Антон Александрович, Зубарев Александр Викторович, Угренев Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of analytical and numerical calculating methods of spacer force and axial static stiffness rubber-cord joints

The paper presents two calculation method review of the spacer force and axial static stiffness of the double crimped rubber-cord expansion joints as well as comparison results obtained under experimental study.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ аналитического и численного методов расчета распорного усилия и осевой статической жесткости резинокордных компенсаторов»

УДК 621.64:678:519.6 Д. Д. ШВАРЦ

А. В. ЗУБАРЕВ М. В. УГРЕНЕВ

Омский государственный технический университет Научно-производственное предприятие «Прогресс», г. Омск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ЧИСЛЕННОГО МЕТОДОВ РАСЧЕТА РАСПОРНОГО УСИЛИЯ И ОСЕВОЙ СТАТИЧЕСКОЙ ЖЕСТКОСТИ РЕЗИНОКОРДНЫХ КОМПЕНСАТОРОВ

В работе представлены два метода расчета распорного усилия и осевой статической жесткости двухгофровых резинокордных компенсаторов, а также сравнение полученных результатов с экспериментальным исследованием. Ключевые слова: резинокордный компенсатор, метод конечных элементов, жесткость, распорное усилие.

Резинокордные компенсаторы представляют собой резинокордные оболочки с металлическими фланцами по торцам.

Силовой основой в резинокордных компенсаторах является каркас, состоящий из перекрещивающихся слоев корда [1]. После укладки слоев корда изделие покрывают слоем резины и вулканизируют, формируя единую конструкцию.

Обычно резинокордные компенсаторы предназначены для эксплуатации в составе трубопроводных систем [2], для компенсации относительных перемещений фланцев трубопроводов, обеспечения виброизоляции оборудования и продления ресурса трубопроводной системы.

Как правило, схема установки компенсаторов в трубопроводную систему аналогична схеме, приведенной на рис. 1.

Основными характеристиками резинокордныв компенсаторов являются распорное усилие (осевое усилие, возникающее при воздействии на компенсатор внутренним избыточным даеленеем) и осреая статическая жесткость компенсадера. Ресчет эеих характеристик является основной задачей при пр--ектировании резинокордных компенсаторов.

Требования современной промышленности таковы, что резинокордные кэмпенсаторы р-лжны обеспечивать большие перемещения в осевом направлении (до 5 см) как на сжатие, -aie и на растяжение.

Наиболее оптимально вышеперечисленным требованиям соответствуют резинокордные компенсаторы с двухгофровой конструкцией резинокордной оболочки (РКО). Схема двухгоф ров ого компенсатора представлена на рис. 2.

Геометрическая форма, высота РКО и угол закроя корда являются основными параметрами, влияющими на осевую жесткость и распорное усилие.

Рассмотрим расчет двухгофровой РКО аналитическим методом по теории равновесной конфигурации. Данная теория предполагает, что все усилия, возникающие в РКО под действием внутреннего давления и перемещений, воспринимают только нити корда.

Распорное усилие рассчитывают по следующей формуле:

Q=P • п • гЭ2,

(1)

где б — распорное усилие, кгс; Р — внутренние избыточное давление, кгс/см2; гЭ — радиус эффективный — расстояние от оси вращения оболочки до точки нулевой гауссовой кривизны.

В соответствии с работами [3, 4] радиус эффек-адышедй опрддеояюк из решения следующей системы уравнений:

Фс1 Фс1 Фс 2 Фс2 Н 2

|р-ССЩф(Йф+ |рд ^ <ФО!5 срн^с^ +- | ф ■ ФС+ фЙф + | Рф ■ СОБфЙф = — - -

Î-L р- + Г_

j pos R -

Р+1

-р-- J

!po(2P рф-к2 ■(РР^,-р+,1 pos-)- ' J„ po(2P Р+2 - ГС) _ (р<+ - ГЛ i)1 pos Рс„

J

где р = о ■

Л- - -к2 |(Р+

(^os е

1 pes Рк

' -d- мр-

2 Р+2 рее(2 -f 2

к | sinp |[з | pos2 Р- pos2 РЭ]

О = [pos2 рэ - pos2 f^^^]

Р

Рис. 1. Установка резинокордных компенсаторов в трубопроводную систему: 1 — насос; 2 — электродвигатель;3,4 — резинокордные компенсаторы

Прижимной фланец

Стяжное кольц

для стпВилиэпц геометрическо ии } формы

Рис.2. Схемарезинокордногокомпенсатора с двухгофровой конструкцией РКО

„ 2 „ (l (- 1,5л/3 ■ А ■ cósmicos в = —¡= ■ cos во ■ cosí — arccósl-=- 1 1'

V3 I 3 í cos3p3

«^,5 = °1 - К 2 ■ Tg a

{r2 - r^)■ cosp •

СОЩ = W-ósFhCÓsf^ '

Ск — йкок заироо корра на бара бане; гв — радино сборрчного К5.р]р)<а€^^нр; г. — .яриут костнора К'КЬ^С) со стяжнсш коотцом. Аналиточеорий метод расиста почаодяет .оеети удлинение нитей корда СО, С]сТем самым повысив орчиоярь иррееяно.

П.: этел авгнк!^ шкти корда в рбвлкчке о орппел удаирвк^ия определяют по формуле:

s'n{>K) = const;

о = L ■ (и + е) ,

(H)

к — постоянная каркаса; С1, С2 — точки контактаРКО сфланцами; Ь — базовая длина нитимежду точкамизаире-пления;

Н — базовая высота между точками закрепления;

Z — осевое перемещениеоболочки; р — радиускривизныпрофиля; рф — радиус кривизны фланца; Яф— расстояние от центра радиуса кривизны фланца до осивращенияоболочки;

ф — угол между внешней нормалью к поверхности РКО и плоскостью, перпендикулярной оси вриз щения;

фс;, фС2 — угол между внешней нормизью ь поверхности РКО и плоскостью, перпендикулярной оси вращения в точке контакта;

в — угол наклона нити корда к меридиану оболочки;

вК — угол наклона нити корда на короне; вс — угол наклона нити корда в точке контакта с фланцем;

где L — швсна нита мижду таяоами закраплкния ГЯ)э:з .щряоудтсепнии0

е — гртднек ЛАДюненич нити. Среднее украшение нити нихоскст пк сдеддисщей форн^е:

_ i edl

то = V'

(4)

тип е

N=

N..

усилие внитяхв про-

— — удлинениенитивпроизвольноиточке;

R у-к 'э! — ■ 1 ■ пу • л ■ RK ■ cos^)3 иввольной почкк;

EКореа — мсджоо унптдосеи корча .ктРлоте];

Значениепостоянной каркасас учетом удлине-диснкаей корда определяют по следующей формуле: * к

к = 1-е. (5)

Для повышения точности расчета необходимо повторить вычисление системы уравнений (2) с учетом полученного удлинения нитей корда.

Значения распорного усилия и осевой жесткости РКО можно получить численно с помощью ме-

структурная модель

конечно-элементная модель оболочки

степени свободы: перемещение, поворот.

Рис. 3. Переход от структурной модели РКО к конечно-элементной оболочечной модели РКО

средняя пиния оболочки

Ч^л-

т

, угол закроя корда 90°

расстояние между нитями корда

расположение слоя корда относительно средней линии оболочки

Рис. 4. Расположение слоя корда в конечном элементе оболочки

тода конечных элементов. Для расчета была создана конечно-элементная модель РКО. При моделировании РКО компенсатора за основу взяты элементы оболочки (shell), схема преобразования структурной модели в конечно-элементную оболочечную модель приведена на рис. 3.

При моделировании конечно-элементной модели РКО особое внимание нужно уделить геометрии компенсатора, моделированию упругих свойств нитей корда, углу закроя корда и плотности нитей корда, а также описанию резины как гиперупругого материала,так какименно ^ти опре-

деляют жесткостные характеристики компенсатора. Для описания расположения нитей корда в оболочке необходиао учестьтатат данные, как место расположения корда в оболочке по высоте, плотность армирования, площадь армирующей нити, а также направление армирования (рис. 4, 5).

На основе вышеперечисленных данных о характеристиках корда проводится осреднение физико-механических свойств нитей корда по элементам оболочки. Далее к модели прикладываются граничные условия, и производится нагружение оболочки внутренним избыточным давлением (рис. 6).

Построенная таким образом конечно-элементная модель позволяет определить распорное усилие и статическую осевую жесткость компенсатора.

По представленным методам расчета были произведены расчеты двухгофрового резинокордного компенсатора с диаметром условного прохода Ду 92 и рабочим давлением 10 кгс/см2.

На рис. 7 представлен график зависимости распорного усилия от осевого перемещения компенсатора, полученного аналитическим и конечно-элементным методами расчета, а также зависимость, полученная экспериментально.

Жесткость компенсатора определяют как тангенс угла наклона распорного усилия на заданном

Рис. 5. Определение угла закроя корда в конечном элементе оболочки

участке осевого перемещения. Жесткость компенсатора, определенная по аналитическому, конечно-элементному методам расчета, а также по экспериментальным данным, представлена в табл. 1.

По результатам расчетов распорное усилие компенсатора, полученное с помощью аналитического и конечно-элементного методов, с незначительной погрешностью совпадает с распорным усилием компенсатора, определенным по эксперименту. Наряду с этим совпадение по жесткости наблюдается лишь между экспериментом и аналитическим методом расчета, жесткость, полученная с помощью МКЭ, много меньше.

Недостатком аналитического расчета по теории равновесеойконфигурсцииявляется отсутствие в математической модели соотношений, учитывающих упругие свойства резины. Однако представ-

Рис. 6. Конечно-элементная модель с приложенным внутренним давлением

Таблица 1

Осевая жесткость патрубка при давлении 10 кгс/см2

Ход компенсатора z1 мм Осевое усилие по теории сетчатых оболочек, кгс Осевое усилие по МКЭ, кгс Осевое усилие по экспериментальным данным, кгс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 20 — 732,3 — 156,0 — 735,7

— 16 — 503,1 — 89,7 — 525,4

— 12 — 306,6 — 23,0 — 336,7

— 8 — 128,2 43,7 — 150,0

— 4 22,5 110,1 26,0

0 173,5 177,4 153,9

4 302,0 243,7 280,1

8 421,1 311,0 430,7

12 533,9 377,3 518,1

16 639,6 443,6 631,8

20 735,8 520,1 740,4

24 828,0 577,2 847,0

Жесткость осеваяС, кгс/см на интервале от —20 мм до +24 мм 354,6 166,6 359,7

Рис.7. Графики зависимостираспорного усилия от осевогоперемещения компенсатора

при давлении 10 кгс/см2

ленные соотношения учитывают нелинейное поведение корда вблиаи бортового соединения[6] ,что позволяют с оытокой яочносвьюопревевггь иас~ порное усилие и осевую жесткость резинокордно-го компенсатора, что подтверждается экспериментальными данными.

Недостатком построенной конечно-элементной модели является линейная зависимость упругих свойств оболочки, что выражается в линейном распределении распорного усилия и, как следствие, заниженной расчетной жесткости. Недостатки обуславливаются линейной постановкой задачи. Нелинейная задача не рассматривалась ввиду небольших относительных деформаций компенсатора, в переделах деформаций до 10 % для эластомеров хорошо работает закон Гука [7].

Проделанная работа по расчету распорного усилия и жесткости резинокордного двухгофрового компенсатора аналитическим и конечно-элементным методами, а также сравнение полученных результатов с экспериментальными данными показывает, что аналитический метод расчета является основным инструментом на начальной стадии проектирования ввиду хорошего соотношения ре-

зультатов расчета с экспериментальными данными. МКЭ же хорошо использовать для более сложных расчетов, например, для получения сопротивлений компенсатора в режиме эксплуатации. Однако в модели, созданной с помощью МКЭ, необходимо учитывать нелинейные свойства резины и ре-зинокорда.

Авторы выражают благодарность коллективу лаборатории механики резинокордных изделий ФГУП «<НПП «Прогресс» за наставления и ценные советы при написании статьи.

Библиографический список

1. Расчет на прочность в машиностроении шины : в 3 т. Т. 2. / С. Д. Пономарев [и др.]. - М. : Машгиз, 1959. - 237 с.

2. Расчетно-экспериментальные методы проектирования сложных резинокордных конструкций : моногр. / И. А. Три-бельский [и др.]. — Омск : ОмГТУ, 2011. — 240 с.

3. Шварц, А. А. Расчет геометрических параметров двух-гофровой резинокордной оболочки усиленной центральным стяжным кольцом / А. А. Шварц // Россия молодая : передовые технологии в промышленность. — Омск : ОмГТУ, 2013. — № 1. — С. 152 — 156.

4. Бидерман, В. Л. Расчет резинокордных пневматических амортизаторов / В. Л. Бидерман, Б. Л. Бухин // Расчеты на прочность. Вып. 5. — М. : Машгиз, 1960. — С. 15 — 58.

5. Автомобильные шины / В. Л. Бидерман [и др.]. — М. : Госхимиздат, 1963. — 384 с.

6. Трибельский, И. А. Исследование напряженно-деформированного состояния вблизи кромок корда резинокордных оболочек / И. А. Трибельский, А. В. Зубарев // Омский научный вестник. - 2008. - № 2 (68). - С. 42-46.

7. Бидерман, В. Л. Расчет резино-металлических и резинокордных элементов машин : дис. ... д-ра техн. наук / В. Л. Бидерман. - М. : НИИШП, 1958. - 372 с.

ШВАРЦ Антон Александрович, аспирант кафедры «Основы теоретической механики и автоматиче-

ского управления» Омского государственного технического университета (ОмГТУ); научный сотрудник лаборатории механики резинокордных изделий, ФГУП «НПП "Прогресс"».

ЗУБАРЕВ Александр Викторович, кандидат технических наук, генеральный директор ФГУП «НПП "Прогресс"».

УГРЕНЕВ Михаил Владимирович, аспирант кафедры «Основы теоретической механики и автоматического управления» ОмГТУ; инженер 2-й кат. лаборатории механики резинокордных изделий ФГУП «НПП "Прогресс"»

Адрес для переписки: progress120@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2014 г. © А. А. Шварц, А. В. Зубарев, М. В. Угренев

удк 621.865.8 д. А. ШЕХОВЦОВА

Е. Д. КОМАРОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА С ГИДРОПРИВОДОМ В МАНАВ_

В статье рассказывается о математическом моделировании динамическойсисте-мыодноковшового эслкаватое>с,тоторое состоос из обоксосаття выРара .асчет-нсжсхемыеятоыввшовото экткававо°ыс, тыборе мтдеои дсиженисдвя системы с несколькими снчптнями подсижности, составлсьтс весьмяpвoсo черттжа 1е САР-системе КОМХАС-СЯб модеяеиоятнвн механической ы г»иевтавлс^^1ес1^<вС| систем в прифтммсын продукте сбсьсЬ.

Клювевые воова: ндвоосншегый! эиывавнаир, расчетам схема, ^сопснте дкнвми-ки, модвлсронанке о МаТ1аЬ.

Мaтeмтыиеcскaт мсдтло дин<вмив^с1со11 подсы-стемы одноковшового экскаватора, вкедставяоес собой с^ибатму яннeoиыxдиффвpeнoиaльныx ураган™ ттовось порякаа с поcьоанныме ккаффици-ентами, которые являются фулкаияма конструк-тнб^ы)] парахттрсв и больших снaчeнбе оСю.-щенныхкоординтт [1). Напосредствееоте антле-тическое решение системы диффер енциалыбых уравнсниб тевввб вснрввэин и ос мсжси быть проведесп дocтaовсч о сффексевно. Птэтому Но -лее перспективным методом исследования кинв-матичыских и биномических етракосриссив ОСИ являесск всыкщвю аычитлитткь-

ной техники путем численного решения урненн-ния дь^жнии^. Оса ч Ршooля еадач аналиок вости-ческих, кинематических и динамических характеристик используется система МАТЬАБ. Применение программного продукта МАТЬАБ етзволяат сократить время вычислений, а также обеспечить точнсвсб ннсучаемыо резмсьотнов, Рассмотрим механическую модель осдоковшо-вого экскаватор а е гбoвюлoлнявэо, свпсоящтю ан

звеные— киек-лге дpeдcатдыяюб аoкoH дбвваютно жестких уoнcтpyскеи, харакиеяизутмыс классами елcньeв инд обдадсют моментами инерции J¡z

нтнocвтcеьни осай собственных локоллныт спсвнм сттpдинвтl тoccдcнвкаме ценакви масс звеньев в локкланыо тиcтeмaм осссвдинат. Силы тяжелей две-ньор С, сопрежоьсчемы вих центрах мссс. Со ото-рины арунта нь опорньге элементы хействустс сихы Нескции Ш, -оио1 С [б].

Длярешения задачдинамики системыс несколькими cнoпeноми подвижносто, кдэ решение оелож-няеося нсн6модимтстою aналиво и синтез: свчше-щенной оc] врсмони сэВить- мехснпзмов, уффексив-ными oковыoaютcямoдeки двожения кфopме укав-ненийЛагранжа11рода,которые имеют вид:

о_

О

+К еТп

АК АР АФ „ — + — + — = О п еТп е Тп етп

(1)

где К — кинетическаяэнергия, Р — потенциальная энергия, Ф — диссипативная функция, О. — вектор обобщенных внешних сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.