Научная статья на тему 'Сравнительные исследования в области образования'

Сравнительные исследования в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Л. И.

Статья посвящена рассмотрению этапов становления сравнительного образования как научной дисциплины, ее методологическим основам и места в системе гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительные исследования в области образования»

2. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, A.M. Байбаков, И.А. Солов-цова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

© Разумова Л.И.*

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита

Статья посвящена рассмотрению этапов становления сравнительного образования как научной дисциплины, ее методологическим основам и места в системе гуманитарных дисциплин.

Изучение систем образования в сопоставительном плане - популярное научное направление, развивающееся в Западной Европе и США с конца 60-х годов. Именно этот период ознаменован особым интересом к национальным системам образования со стороны различных международных организаций (ЮНЕСКО, Международная организация образования и др.), а также началом использования количественных методов для исследования различных национальных систем образования (Halls, 1990; Holmes, 1990; Debeauvais, 1997).

Создателем сопоставительного изучения образовательных систем по праву считается французский ученый начала 19 века Марк-Антуан Жульен де Пари (Marc-Antoine Jullien de Paris), который в 1817 году предпринял сопоставительный анализ методов образования и образовательных систем кантонов Швейцарии. Этот опыт можно было бы использовать для сопоставления образовательных систем1 различных европейских стран, что, как полагал М. -А. Жюльен де Пари, было бы весьма полезно для Европы. Он же предложил создать международную организацию, которой вменялась бы функция информирования и просвещения руководителей национальных систем образования о состоянии дел в этой области в других странах. Использование чужого опыта преследовало, по мнению М.-А. Жюльен де Пари лишь одну цель - улучшение собственной системы образования (Jullien, 1962). Исследователь обращает внимание на необходимость использования в этих целях строго научных подходов, подчеркивая научный характер исследуемого явления разработанным им термином «science de l’éducation -наука об образовании». Отметим, что лишь полтора столетия спустя идеи

* Специалист международного управления, аспирант.

1 Использование термина «образовательная система» условно в 18 веке.

М.-А. Жюльен де Пари постепенно начнут обретать научное воплощение в виде разрабатываемых научных методов, теорий, предпринятых анализов конкретных национальных систем образования. К первым по-настоящему сопоставительным работам второй половины 19 века можно отнести работы немецкого ученого Ф. Тирша «De l'état actuel de l'enseignement public dans les États allemands de l'Ouest, en Hollande, France et Belgique - О современном состоянии общего образования в Восточных землях Германии, в Голландии, Франции и Бельгии», французского исследователя В. Кузэна и др (Hilker, 1964; Vexliard, 1967; Van Daele, 1993). Справедливо все же будет подчеркнуть, что подавляющее большинство работ 19 века преследует в качестве основной цель изучение одной, а не нескольких систем образования и используют в качестве ведущего метода метод описательный.

Становление этой научной дисциплины в первой половине 20 века осложняется двумя мировыми войнами. По мнению французского ученого Ли Тан Кой (Le Thành Khôi, 1981) работы этого периода часто носят формальный характер, т.к. не используют серьезные исторические и социологические методы анализа.

Лишь использование количественных методов анализа в 60-е годы позволяют сделать существенный шаг вперед в области сопоставительного изучения образовательных систем. Работы этого периода стремятся вписать исследуемые системы образования в конкретные социально-исторические, культурные и экономические контексты. Это позволяет затронуть такие вопросы, общие для многих систем образования, как его финансирование в различных странах в различные отрезки времени, вопросы демократизации систем образования и мн. др. Становлению сравнительного образования как научной дисциплины способствовали работы Б. Холмза (1965), Г.-Д. Ноа, М.А.Экстайна (1969), А. Векслияра (1967) и др. В этот период особый интерес вызывают вопросы теории и методологии сравнительного образования1.

70-80-ые годы отмечены угасанием интереса к данной научной дисциплине. Понимаемая в 60-е годы как дисциплина универсалистская, способная не только объяснить большинство наблюдаемых явлений, но и изменить их, сравнительное образование сталкивается в 70-80-ые годы с феноменом ограниченного понимания реальности и ограниченного влияния на нее.

Вопросы сопоставительного изучения образования вновь становятся в центре внимания ученых лишь в 90-ые годы 20 столетия, когда под воздействием глобализационных процессов, изучение Другого приобретает особую актуальность в различных гуманитарных дисциплинах. Многочисленные

1 Словосочетание «сравнительное образование» используется нами, вслед за Е.И. Бражник (Бражник, 2005), в терминологическом значении и призвано передать значение устоявшихся аналогичных французских и английских терминов éducation comparée (фр. яз), comparative education (англ. яз.).

работы этих лет, среди которых «Теория и методы в сравнительном образовании - Theories and Methods im Comparative Education» Дж. Шнэуера и Б. Холмза (1988), «Сравнительное образование: вопросы теории и современные тенденции - L'éducation comparée: questions et tendances contemporaines» (1990) УД. Хэллса, «Сравнительное образование - L'éducation comparée» (1993) Х. Ван Дэйла, посвящены анализу состояния сопоставительных исследований в области образования, важности разработки теоретических и методологических основ этой дисциплины, ее состояния в различных странах. Так, УД. Хэллс отмечает, что большинство американских и немецких работ ориентировано в настоящее время на разработку теоретических оснований и методов исследования сопоставительного образования; ряд европейских стран (Франция, Италия, Испания) и Япония демонстрируют подчеркнутую эклектичность в использовании исследовательских методов анализа. Впрочем, это различие подходов к подбору и использованию на практике методологического инструментария не помешало выработке общих основ дисциплины и ее общих исследовательских тем. Согласно мнению большинства современных ученых сравнительное образование - дисциплина социально-историческая. Как научная дисциплина она имеет междисциплинарный характер. На современном этапе сравнительное образование должно способствовать разработке международных сопоставительных критериев анализа (Cowen, 1990).

В России данная дисциплина разрабатывается, в большей степени, в рамках сравнительной педагогики (Вульфсон, Малькова, 1996; Джуринский, 1998), солидные культурологические основы сравнительного образования как научной дисциплины. Вместе с тем, подчеркивая солидные культурологические основы сравнительного образования как научной дисциплины, Е.И. Бражник справедливо отмечает «В основе современных сравнительных исследований - культурологический подход, который отражает стремление к пониманию традиций образования в условиях другой культуры. Культурологический подход в педагогическом исследовании позволяет включить в его категориальный аппарат такие понятия как культура, ценности, цивилизация, культура личности, менталитет, национальная культура, нормы, традиции, культурная идентичность, ценностные ориентации и др.» (Бражник, 2005).

Эпистемологические основы сравнительного образования претерпели со временем ряд существенных изменений. Так, если в 60-ые годы в рамках этой дисциплины активно разрабатывались вопросы заимствования, на которых в свое время указывал еще основатель этой дисциплины М.-А. Жюльен де Пари, то в настоящее время основной задачей сравнительного образования выступает проблема улучшения взаимопонимания между образовательными партнерами на международной арене. Используемый при этом сравнительный метод оказывается значимым в плане открытия иной культуры через изучение иных образовательных систем. Помимо этого, срав-

нительное образование инициирует диалог Я с Другим. Последний позволяет лучше понять себя в мировой культуре. Изучая качества отдельных образовательных систем, сравнительное образование призвано поместить их в конкретный социально-исторический, культурный и экономический контекст. Основной задачей сравнительного образования сегодня выступает необходимость выявления общих для многих образовательных систем тенденций развития, несмотря обнаруживаемое огромное разнообразие форм, выявляемых в процессе анализа изучаемого явления. Уточняя смену исследовательской парадигмы сравнительного образования, Е.И. Бражник отмечает: «В недавнем прошлом мир понимался как множественность исторически сложившихся региональных обществ или наций, которые существуют автономно. Была распространена методология сравнительного анализа, применимая к множественным единицам, независимым друг от друга. Современный контекст развития сравнительной педагогики - взаимозависимый мир. Роль сравнительных исследований возрастает: они рассматривают структуру, потенциал развития, социальные функции образования с учетом позиций в мировой структуре. Возникает так называемый всемирный подход, согласно которому возрастает понимание источников эволюции образовательной практики, комбинирующих микро- и макроуровни анализа, и в соответствие с этим соединение единичного (местный уровень образовательной практики), особенного (уровень национальной политики) и общего (уровень тенденций развития образования в мире, в регионе). Анализ образования в закрытом национальном контексте, проводимый ранее компаративистами, сменяется на учет позиции страны в международном контексте» (Бражник, 2005).

Т.о., сравнительное образование - междисциплинарная наука, в рамках которой различные отрасли знания призваны «высветить» различные грани. Свое значение сравнительное образование как научная дисциплина приобретает лишь в процессе сближения и сопоставления самых разнообразных фактов и явлений, имеющих отношение к образованию. Роль ученого в этом случае заключается в обоснованном подборе сопоставляемых явлений с целью обнаружения общих черт и отличий.

Помимо исследований, предпринимаемых отдельными учеными, в разработке проблематики современного сравнительного образования участвуют также и различные международные институты (ЮНЕСКО, Международная организация образования, Совет Европы и др.). В большинстве своем эти исследования основаны на количественных методах анализа определенных показателей в рамках отдельных национальных систем образования и служат в дальнейшем для разработки и модификации этих национальных систем образования. Не ограничиваясь лишь анализом специфических черт, исследования, проводимые международными организациями, направлены на обнаружение мировых тенденций в области образования. В

качестве примера такого рода исследований необходимо упомянуть отчет международной Комиссии образования при ЮНЕСКО. Среди проблем в области образования на пороге 21 первого века Комиссией выявлены следующие: географическая и социальная недоступность образования в ряде регионов мира (Африка, ряд стран Азии) и отдельных этнических и возрастных групп населения; элитарность, которую образование приобретает в некоторых развитых странах, имеющих сложившиеся системы образования (большинство стран Западной Европы) и др. В качестве способов решения этих проблем Комиссия предлагает улучшить учет местных особенностей и международных тенденций, возможность их большей гармонизации. Этическая основа подобных исследований очевидна - она призвана сократить неравноправие, которому подвергаются различные группы населения в разных уголках планеты. Подобные исследования должны обладать и высокой объяснительной силой, вскрывающей глубокую связь, которая существует между развитием образования и культурно-историческим процессом, определяющим специфические черты каждой конкретной образовательной системы.

Список литературы:

1. Бражник Е.И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований.

2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М.; Воронеж, 1996.

3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учебное пособие. -М.: Academia, 1998.

4. Debeauvais M. Dimension internationale du débat sur la nature des sciences de l'éducation, Une perspective comparative // Perspectives. - 1989. -Vol XIX, n° 3.

5. Erstein M.A., Noah H.J. Examinations: Comparative and International Studies. - Oxford: Bergamon Press, 1992.

6. Halls W.D. L'Éducation comparée: questions et tendances contemporaines. - Paris: UNESCO, 1990.

7. Holmes B. L'éducation comparée en Europe occidentale. In L'Éducation comparée: questions et tendances contemporaines (sous la direction de W.D. Halls). - Paris: UNESCO, 1990.

8. Julien de Paris M.-A. Esquisse d'un ouvrage sur l'éducation comparée et séries de questions sur l'éducation. - Genève: Bureau International de l'Éducation, réimpression de l'édition de 1817. - 1962.

9. Le Thanh Khoi. L'Éducation comparée. - Paris: Armand Colin, Collection U, 1981.

10. Van Daele H. L'Éducation comparée. - Paris: PUF: Collection Que sais-je?, 1993.

11. Vexliard A. La pédagogie comparée, Méthodes et problèmes. - Paris: PUF, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.