Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, Ж. Б. Суртаева
(Санкт-Петербург)
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье сравнительные исследования университетского образования в России и во Франции в современном контексте интеграционных процессов включают анализ таких понятий, как «европейское образование», «интеграция», «европейская цивилизация», «европейская культурная идентичность». Базовым в исследовании европейских интеграционных процессов в образовании является термин «европейское измерение в образовании»
Современные сравнительные исследования могут быть посвящены самым разным уровням образования: от изучения педагогического процесса в конкретном учебном заведении до тематических глобальных исследований в мировом образовании. Приоритетным предметом исследований становится образовательная практика, а также глобальный сравнительный анализ систем образования в контексте интеграционных процессов.
На международном уровне исследования в области университетского образования проводятся главным образом под эгидой ЮНЕСКО, ОЭСР, ЕС. Основное внимание уделяется оценке качества высшего образования, стратегиям развития международной мобильности студентов, созданию единого европейского пространства высшего образования.
Изучение особенностей университетского образования в контексте развития единого европейского образовательного пространства требует постановки таких задач, как анализ традиций университетского образования, основных тенденций развития университетского образования в контексте европейской интеграции, культурно-исторических особенностей развития университетского образования во Франции и в России.
Для проведения данного сравнительного исследования потребуются применение сравнительного, проблемно-сравнительного, историко-логического, герменевтического анализа; метода систематизации и классификации; обобщение и синтез; сравнение результатов теоретического анализа.
Важными понятиями для исследования развития единого европейского образовательного пространства высшего образования являются «европейское образование», «интеграция», «европейская цивилизация», «европейская культурная идентичность», «европейское измерение в образовании».
«Европейское образование» означает совокупность открытых систем образования европейских стран, которые имеют общие черты в контексте современной европейской цивилизации и взаимодействуют между собой, вовлекаясь в процесс интеграции.
Понятие «интеграция» - самое распространенное понятие в современной науке, используется как сугубо специальный термин в математике (Ньютон - Лейбниц], в биологии (Г. Спенсер], в социально-экономических науках для обозначения процессов, развернувшихся в странах Восточной Европы. Имеются фундаментальные труды, раскрывающие проблему интеграции наук и научных знаний (Б. М. Кедров, М. Г. Чепиков, Н. Т. Костюк, В. Г. Юдин, М. С. Анисимов, А. Турсунов, Н. П. Депенчук, А. С. Кравец, О. М. Сичивица,
A. Д. Урсул, С. Т. Мелюхин, М. К. Петров,
B. Я. Перминов и др.].
Интеграция возникает в случае, если: имеются ранее в чем-то разобщенные элементы; есть объективные предпосылки для их объединения; объединяются они не суммативно и рядоположенно, а посредством синтеза; результатом такого объединения является система, обладающая свойствами целостности.
Сущность интеграции сводится к созданию целостности, которая может рассматри-
ваться как закономерность процессов интеграции.
Исследователи по сравнительной педагогике (Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова] подчеркивают, что процесс экономической, социальной и культурной интеграции характеризуется объективной тенденцией к интернационализации мира, к сближению стран и народов, к совместному решению глобальных проблем, выходящих за национальные и государственные рамки. В образовании интеграционные процессы являются регулируемыми.
Наше исследование базируется на выводах А. П. Лиферова, который рассматривает интеграцию в современном мировом образовании как часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур. Международная интеграция в образовании - это результат развития и углубления процесса интернационализации, когда преобладающими формами сотрудничества были двусторонние отношения. Для интеграции характерно возрастающее (за счет согласованной международной образовательной политики] взаимное сближение, взаимодополняемость, взаимозависимость национальных систем образования. Ее признаком является синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их соответствующими наднациональными институтами; постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства.
Интеграция в образовании - это процесс объединения, но еще не само объединение. Нигде в мире ни в одной сфере не произошло полного объединения. Мы понимаем также «интеграцию» как процесс межкультурного взаимодействия специалистов в области образования и определенный его результат.
Для исследований в области европейского образования важно осмысление понятия «европейская цивилизация».
Согласно российским исследованиям, цивилизация представляет собой культурную общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившую большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившую прочное мировое место в мировом раскладе (П. С. Гуревич] [1].
Цивилизация определяется по масштабу и характеру локализации общности, члены
которой придерживаются сходных духовных ценностей, а общественно-политическое устройство которой отличается стабильностью и единством черт (Е. М. Скворцова] [3].
Эдгар Морин [7], цитируя Карла Ясперса, пишет в книге «Думать о Европе», что Европа принесла миру идею истории. Он добавляет, что она также принесла идею становления и концепцию эволюции. Фернан Бродель пишет, что духовная и интеллектуальная жизнь Европы развивается под знаком изменения. Она любит и создает переломы, прерывистости, средства бесконечного поиска лучшего мира. Эта идея отношения человека со временем, желание изменений находит выражение в эстетической, научной, технологической продукции. Это отношение определяет видение и понимание окружающего мира. Желание развивать одновременно и параллельно во времени науку и технику порождает ментальность рационального манипулирования окружающей средой, основанную на социальном проектировании.
Новые «вызовы» современного европейского общества порождают и новые ценности: европейская цивилизация понимается как общество, основанное на «культурных универсалиях» гуманизма и просвещения. Среди «вызовов»:
- необходимость распространения и развития плюралистической демократии, которая требует решения социальных и экономических проблем;
- деструктивный национализм;
- 1989 год не означает победы демократической модели, которая основывается на моральных и юридических традициях, остающихся в меньшинстве даже в странах Центральной Европы;
- войны и тенденции к диктаторству требуют постоянной борьбы за традиционные права - правовое государство и права человека;
- терроризм в разных странах показывает хрупкость современного мира, его неопределенность развития.
Главный «вызов» связан с новым местом Европы в мультиполярном мире, где развиваются противоречивые тенденции, действуют политические режимы и оппозиционные системы. В настоящее время образ экспансивной и доминирующей Европы уступает место образу разнообразного мира, имеющего контрастные способы развития. Отношения между различными частями мира и их составляю-
щими изменились. Европа находится в состоянии пересмотра отношений со своими партнерами на основе солидарности. Новое геополитическое видение привело к пониманию сотрудничества и более тесной интеграции между государствами, которые составляют Европу.
Другая данность в Европе - это мобильная природа ее населения. «Европейская цивилизация» - результат этой реальности еще со времен античности. Эта постоянная мобильность порождала трагическую историю континента. Эта реальность создала и создает современную Европу - поликультурную, муль-тилингвистическую. Для нашего исследования важны и такие термины, как «идентичность», который обозначает отношение дифференциации и схожести (каждый индивид находится на перекрестке многочисленных отношений, влияний...], а также «культурная идентичность». Таким образом, согласно документам Совета Европы, «культурная идентичность» представляет совокупность элементов культуры - ценности, вероисповедание, языки, искусство, традиции и образ жизни, через которые личность или группа себя идентифицирует, проявляет и желает быть признанной.
Базовым в исследовании европейских интеграционных процессов в образовании является термин «европейское измерение в образовании». Это специальное понятие (dimension europeenne - на фр. яз.], которое обозначает новую тенденцию в развитии образования европейских стран. Оно появилось в Резолюции Совета европейских министров образования о программе действий в образовании (19 февраля 1976 г.]. До этого времени термин «европейское измерение» относился к экономическому, политическому, социальному, юридическому измерению Европы.
Этимологически понятие «dimension» означает «величина (размер] измеряемого тела во всех его направлениях». Абстрактный смысл этого термина как «размах, ширь, объем» появился в XIX веке. Это понятие в современном контексте позволяет учитывать различные составляющие знаний о Европе. «Европейское измерение в образовании» - это культурологический взгляд, позволяющий выявить и нарисовать глубинные направления развития современного образования в Европе с учетом развития культуры.
Зарубежные философы, социологи, педагоги широко употребляют этот термин в конце
ХХ века как средство понимания новых ценностей в образовании открытого общества.
Наше исследование показало, что в российских сравнительных исследованиях мало внимания уделялось проблемам развития университетского образования во Франции. В публикациях рассматривается в основном история возникновения университетов в XI-XIII веках, исследуются некоторые реформы университетов, проводимые в конце ХХ века.
Французский университет долгое время оставался также в тени исследований и внутри своей страны. Университетское образование во Франции было в основном в центре внимания прессы начиная с политического кризиса в мае 1968 года. В 60-70-х годах ХХ века появляются отдельные работы, например, Bourdieu и Passeron, которые явились основоположниками исследовательского направления, связанного с изучением социального неравенства. Их работа инициировала многочисленные дебаты по общим социологическим вопросам и проблемам университетского образования.
Все работы, относящиеся к области высшего образования за этот период, можно разделить на определенные тематические направления [9]:
- студенты и условия их жизни;
- студенты и их деятельность в университете;
- вопросы, связанные с политикой и управлением университетами;
- университетская профессия между академическими традициями и инновациями в управлении;
- регионы и их университеты.
Исторические и социологические работы
Charle (1994), Musselin (2001] посвящены развитию университетов во Франции начиная со времен Революции и вплоть до 90-х годов ХХ века.
Реформы высшего образования, общеевропейская ситуация с началом Болонского процесса не могли не отразиться на исследованиях высшей школы. Научное сообщество привлекло внимание к проблеме управления университетами, отношениями между университетами и региональными властями, социологии новых студентов, педагогическим проблемам в первом цикле университетского образования и т.д.
Начиная с середины 90-х годов ХХ века во Франции, в Центре «Социология организаций» была создана сравнительная программа
развития высшего образования. В партнерстве с исследователями из Социологической лаборатории изменений в Париже этот Центр принял участие в создании постоянной динамичной практики проведения семинаров по обсуждению проблем высшего образования. С 2001 г. при поддержке Министерства исследований организуются постоянные ежегодные коллоквиумы по вопросам высшего образования.
В это же время во Франции начинают активизироваться исследования, касающиеся университетского образования (G. Chartier, B. Dizambourg, V. Reding. G. АйаН, J.-C. Hardouin, A. Hussenet, G. Septours, N. Bottani, F. Pallez, M.-
H. Prieur, J.-P. Nougier, N. Klotz, C. Thelon, J.-J. Paul, C. G. Cortines, D. Lavroff). J. Attali отмечает, что в начале XXI века более, чем когда либо, развитие и качество жизни нации будет зависеть от ее культурного, научного уровня и от качества высшего образования.
Французских исследователей в первую очередь интересуют такие проблемы, как:
- реформирование высшего образования. Исследователь V. Reding анализирует реформы, проводимые в высшем образовании европейских стран с 1980 по 2000 гг., и констатирует, что эти реформы, хотя и отражают национальную специфику каждой отдельно взятой страны, тем не менее все сильнее демонстрируют общие тенденции, характерные для всех стран Европы;
- развитие международной мобильности. В ряде работ рассматриваются основные направления развития международной мобильности, целевые установки, а также условия ее активной организации в практике университетского образования Франции. Развитие мобильности рассматривается как непременная обязанность современного университета, его соответствие потребностям общества. Одно из условий содействия мобильности - развитие самостоятельности университетов и прием иностранных студентов;
- оценка качества системы национального образования в целом (C. Thelon) и оценка
качества образования конкретных университетов (Ph. Lhermer, A. Michel);
- определение новых целей и задач университетов в условиях создания единого европейского пространства высшего образования. (C. G. Cortines, F. Pallez, J.-P. Nougier, N. Klotz,), создание новых дипломов (J.-J. Paul) и образовательных моделей, развитие международной деятельности университетов.
В ряде работ французских авторов рассматриваются вопросы модернизации административного управления университетами (B. Dizambourg), университетской организации и политики, особенности образовательной системы дистанционного и частного высшего образования (G. Chartier), а также тенденции развития высшего образования (J.-C. Hardouin, A. Hussenet, G. Septours, N. Bottani) и т.д.
В нашем исследовании университетского образования в России и во Франции в контексте европейских интеграционных процессов «европейское измерение в образовании» два направления анализа. Первое направление -европейское измерение образовательных систем - включает анализ общих тенденций развития систем образования, конвергентных политических решений в образовании, которые приводят к созданию более «прони-каемых» гармоничных систем образования, повышают их сравнимость, мобильность субъектов образования, создают условия для взаимодействия и в конечном счете влияют на изменение качества образования. Конвергентные политические решения в образовании ведут к созданию условий для развития целостного европейского образовательного пространства.
Второе направление исследований - анализ особенностей в университетском образовании европейских стран, включая Францию и Россию. «Европейское измерение» на данном уровне выступает как ценность, определяющая ориентир развития университетского образования.
Литература
1. Гуревич П. С. Культурология : учеб. пособие. - 2-е изд., дораб. -М. : Знание, 1998. - 287 с.
2. Высшее образование во Франции // Биб-ка Сев.-Зап. акад. гос. службы [Электронный ресурс]. - URL: http://nwapa.spb.ru/htmldb/ 0288/chapter_1.html
3. Скворцова Е. М. Теория и история культуры. - М.: Юнити, 1999.
- 406 с.
4. Kallen D. Les organisations internationales et l’education comparee //L’education comparee: mondialisation et specificites francophones /Sous la direction de Jean-Michel Leclercq. - Paris: CNDP, 2004, P. 233248.
5. La dimention europeenne dans les liens et echanges scolaires. -Strasbourg, 2006.
6. Langouet G. La democratisation de l’enseignement aujourd’hui. -ESF editeur, 2009.
7. Morin Ed. Penser l’Europe. - Paris.: Gallimard, 1987.
8. Nouveaux espaces pour l’Université. Rapport au Président de la République. - Paris : CNE, 2005. - 129 p.
9. Rey O. L'enseignement supérieur sous le regard des chercheurs, 2005 // Institut Français de l'éducation : [сайт]. - URL: http://www. inrp.fr/vst/
----------^--------------