УДК. 528.88
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОСАДКУ
Е. А. Карпов, В. В. Сусоев, И. И. Горбачева*
Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской
авиации»
Российская федерация, 660135, г. Красноярск, ул. Взлетная, д. 15 *Е-шай: [email protected]
В докладе затронуты ключевые вопросы и сравнительные характеристики систем, обеспечивающих посадку, с помощью которых создаются оптимальные условия для безопасного захода на посадку и предотвращения ошибок и недостатков.
Ключевые слова: Системы посадки, радиомаяки, навигация, курсоглиссадная система, местоположение.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LANDING SYSTEMS
E. A. Karpov, V. V. Sysoev, I. I. Gorbacheva*
Krasnoyarsk branch of Federal state budget institution of higher education "Saint- Petersburg state
university of civil aviation" 15, Vzletnaya St, Krasnoyarsk, 660135, Russian Federation *Е-mail: [email protected]
In this report we touched the key questions and comparative characteristics of landing systems, which allows to create the optimal conditions for safe approach and prevention of mistakes and defects.
Keywords: Landing systems, radio beacons, navigation, instrument landing system, location.
ILS расшифровывается как Instrument Landing System или система инструментального захода самолётов на посадку. Условно говоря, наземные маяки рисуют навигационному оборудованию самолета коридор, куда он должен уложиться. Этот коридор выглядит как радиус пространства, по мере приближения самолета к посадочной полосе круги сужаются, тем самым выравнивая самолет с максимальной точностью [1]. Для работы ILS аэропорт должен быть оборудован курсовыми и глиссадными маяками. Кроме того, требуется маркерный радиомаяк. Без этих маяков самолет, даже оборудованный нужными устройствами, ILS использовать не сможет, так как его работа заключается в связи самолета и земли (рис.1).
Система инструментального захода самолетов на посадку по радиомаякам, обозначающим начало взлетно-посадочной полосы, предназначена для посадки самолетов в сложных метеоусловиях и предотвращения ошибок летчика на посадке в условиях ограниченной видимости, приводящих к столкновению самолета с землей до взлетно-посадочной полосы [5].
В настоящее время система ILS, являющаяся стандартом ICAO, установлена во всех международных и большинстве региональных аэропортов. Однако характерные для нее недостатки (например, помехи от радиостанций, работающих на близких частотах или от высотных зданий, препятствий и неровностей рельефа) иногда приводят к искажению луча курсового маяка. А также недостаток в том, что временной интервал между садящимися и взлетающими ВС не может быть меньше определенного, так как при его сокращении радиолучи посадочных маяков могут быть искажены взлетающим ВС и находящимся над передатчиком ILS или ВС, находящимся на финальной стадии захода на посадку. Для исключения этого дистанция между садящимися по
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
системе ILS ВС должна быть увеличена, что, в свою очередь, приводит к снижению частоты посадок. В отличие от ILS луч наведения системы MLS не подвержен искажениям от пролетающих ВС, что позволяет обеспечить такую же дистанцию между заходящими на посадку ВС, как при визуальном заходе [4]. По этой и другим причинам ICAO в 1970 г. одобрила систему MLS, которая не подвержена недостаткам системы ILS. Примерно через 10 лет было предложено использовать в системах автоматической посадки глобальную спутниковую навигационную систему.
ПОСАДКА ПО ILS
Рис. 1. Система инструментального захода на посадку
MLS или Microwave Landing System (Микроволновая система посадки). Является дальнейшим развитием систем посадки (ILS). Она менее чувствительна к местным условиям, способна обслуживать кратное прибытие и более точна. Криволинейные пути захода на посадку снижают уровень шума в некоторых аэропортах [2]. Типовой комплект MLS состоит из двух наземных радиомаяков MLS, один из которых задает траекторию приближения к ВПП по углу места, а второй - по азимуту (рис. 2).
/ APPROACH
Combined representation of ILS and MLS runway approach
Рис. 2. Микроволновая система посадки
Состав и принцип работы КГС. Все, что мы видим на приборах при посадке - это 2 перекрещивающихся планки, обозначающие положение самолета относительно траектории захода на посадку. Итак, из чего состоит КГС: Курсовой маяк, который обеспечивает наведение самолета в горизонтально плоскости - по курсу. Глиссадный маяк, обеспечивающий наведение в вертикальной плоскости - по глиссаде. Маркеры, сигнализирующие момент пролета определенных точек на траектории захода. Обычно маркеры устанавливаются на ДПРМ и БПРМ [3]. Приемные устройства на борту самолета, обеспечивающие прием и обработку сигнала. Планки (стрелки, индексы) показывают нам положение траектории захода относительно нашего места (рис. 3).
Рис. 3. Курсоглиссадная система посадки
Сами планки как бы показывают нам, где именно находится наша траектория. Если курсовая планка слева, то линия курса тоже находится слева, а значит, нам надо довернуть влево. То же и по глиссаде - если глиссадный индекс внизу, то мы идем выше, и нам надо увеличить вертикальную скорость, чтобы "догнать" глиссаду.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ Р 51747-2001. Система инструментального захода летательных аппаратов на посадку сантиметрового диапазона волн радиомаячная. Основные параметры и методы испытаний. М.: Издательство стандартов, 2001. - 54 с.
2. ГОСТ 26566-85. Система инструментального захода летательных аппаратов на посадку сантиметрового диапазона волн радиомаячная. Термины и определения. - М.: Издательство стандартов, 1985. - 9 с.
3. Демидов В.П. Авиационная радионавигация. Справочник. - М.: Транспорт, 1990. - 264 с.
4. Поляков Р. А. Системы посадок, их характеристики и сравнения // Проблемы безопасности полетов. 2017. - № 4. - С. 9-11.
5. Electronic textbook Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0 %B2%D0%B0%D1 %8F_%D1%81%D0%B8%D1 %81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0 %BF%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 07.11.2018).
© Карпов Е.А., Сусоев В.В., 2018