Вопросы международного права и сравнительного правоведения
УДК 346.24
сравнительно-правовые аспекты концептуальных моделей
коммерческих корпораций
© Дружинин Г. В., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Рассматриваются теоретические вопросы деятельности корпорации, особенности ее организационно-правовой формы. Приводится пример множественности форм корпораций: профессиональных, религиозных, политических, коммерческих. Указывается, что корпорация является общностью лиц, социальной группой, существующей в обществе наряду как с более простыми, так и с более сложными социальными общностями. Исследуются основные признаки корпорации, среди которых выделяется устойчивый характер корпоративных отношений, достигаемый за счет общности интересов и единой цели; наличие иерархии корпоративных отношений, органов управления корпорации; наличие фиксации деятельности участников корпорации посредством заключения соглашений, договоров, протоколов, решений и уставов, а также юридическое оформление самой корпорации. Юридическое оформление является существенным признаком, потому в статье этот признак подлежит более детальному рассмотрению с указанием последствий юридического оформления и формы юридического признания. Поднимается вопрос о наличии закономерности влияния формы корпорации на виды управленческих органов, качественные и количественные показатели корпорации, организационно-правовую форму корпорации, форму деятельности органов управления корпорации. Анализируются модели коммерческих корпораций в различных правовых системах на примерах англо-американской, континентальной и азиатской моделей. Указаны черты англо-американской модели коммерческой корпорации, которая характерна для стран США, Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии. В данной модели интересы акционеров представлены большим количеством обособленных друг от друга мелких инвесторов, увеличена роль фондового рынка, существуют ограничения, связанные с тем, что менеджеры и работники не входят в корпорацию, наблюдаются высокая раздробленность пакета акций корпорации, прямой запрет на владение банками акциями нефинансовых структур. Выделены характерные черты континентальной модели корпорации, в которой обеспечивается условие социального партнерства правительства, труда и капитала. В континентальной модели корпорация и государство выступают партнерами. Исследованы существенные признаки азиатской модели корпорации, в которой присутствует феодальный характер корпоративных отношений. Данное обстоятельство обусловлено тем, что японскому и южнокорейскому обществу присущ феодальный характер; формирование корпорации и корпоративного права происходит на основе специфических принципов устройства персонала, основанного на приоритете родовых и семейных ценностей, влияния семейного уклада на организацию корпоративного порядка в юридических лицах; придается большое значение квазикорпоративным сообществам; отмечается традиционализм японского общества и наличие развитой корпоративной культуры.
Ключевые слова: корпорация, форма корпорации, континентальная модель корпорации, англо-американская модель корпорации, азиатская модель корпорации, корпоративное право, корпоративные отношения.
Формирование динамично развивающихся корпоративных организаций вызывает особый интерес не только у представителей науки, но и у практиков, требует решения задач, связанных с закономерностями и особенностями развития корпораций в условиях современного права, с влиянием корпоративных структур на правовую реальность и, наоборот, реформированием правовых положений в связи с экономической целесообраз-
ностью развития корпоративных структур и повышения эффективности управления последними.
Для многих ученых остается центральным вопрос о том, каким образом структурируется основной субъект корпоративного права — корпорация. Ответ на данный вопрос позволит правоведам проследить закономерности влияния иных правовых категорий на формирование структуры корпорации.
История корпораций богата примерами различных форм корпораций: религиозных, профессиональных, коммерческих, политических и иных. Причина многообразия форм корпорации скрывается в первую очередь в потребности общества в целом и отдельного индивидуума в частности достигнуть определенной цели.
Корпорация является общностью лиц, социальной группой, которая существует в обществе, при этом в обществе присутствуют как более простые, так и более сложные социальные общности, которые тем не менее не являются корпорациям. Например, в обществе существует такая юридическая категория, как экстремистская группа, которая достаточно близка к корпорации по признакам, однако таковой не является. Ещё одним примером служит митингующая толпа, которая имеет черты социальной общности, но в силу определенных причин не может являться корпорацией. Присущие корпорации признаки, позволяющие выделить ее среди множества социальных общностей, являются основными и существенными.
Следует уделить этим признакам внимание, перечислив и кратко раскрыв их содержание. Как указывалось выше, корпорация есть общность лиц, следовательно, для корпорации характерна множественность лиц, что дает основание рассматривать корпорацию как союз лиц, коллективный субъект общественных отношений.
При этом корпорация является не разрозненной множественностью лиц, она выступает устойчивой социальной общностью. Устойчивый характер достигается благодаря наличию общности интересов и единой цели. Общность интересов в корпорации выражается наличием общих черт у участников корпорации. В профессиональной корпорации это может быть выражено в наличии у всех участников одной профессии либо занятии одинаковым родом деятельности. Цель корпорации выступает связующим звеном участников, она может не всегда совпадать с мотивами и целью отдельных участников корпорации.
Устойчивый характер отношений в корпорации накладывает свой отпечаток и на структуру самих корпоративных отношений. Формируется иерархия, или, другими словами, вертикальные структурные отношения. Вертикальность корпоративных отношений в корпорации порождает
появление корпоративных органов управления. Органы управления выполняют ряд функций в корпорации, направляют действия участников корпорации, тем самым упорядочивая их, осуществляет управление имуществом корпорации.
Фиксация корпорации является также одним из важных признаков корпорации. Поскольку корпоративные отношения выступают социальными связями, которые являются нематериальными, не имеющими как такового материального выражения, эти корпоративные связи участник фиксирует посредством заключения соглашений, договоров, протоколов, решений и уставов. Указанные корпоративные документы являются средством фиксации.
Протокол как документ корпоративного характера выполняет также процессуальную функцию, поскольку в нем фиксируются основные действия и решения участников на собрании.
Корпоративный договор, выступающий средством распределения прав и обязанностей между участниками корпорации в целях согласования их совместной деятельности, также фиксирует конкретные корпоративные права. Данный вид корпоративного документа закрепляет порядок осуществления корпоративных прав, механизм принятия решений по распоряжению долей участия в корпорации (в большей степени характерно для коммерческих корпораций), а также организационно-управленческие вопросы деятельности корпорации. Также корпоративный договор выполняет защитную функцию, поскольку при помощи этого средства можно установить и сохранить баланс интересов участников корпорации.
Решение является корпоративным документом распорядительного характера, фиксирующим основные действия участников. Решение выступает своеобразной юридической формой общей воли участников корпорации, или, если быть точным, общая воля участников корпорации оформляется посредством решения.
Устав организации — основной и наиболее важный документ корпорации, который выполняет учредительную и нормативно-регулятивную функцию. Уставом учреждается корпорация, в уставе содержатся все основные вопросы: принципы ее деятельности, принципы взаимодействия участников корпорации, структура и полномочия корпоративных органов управления, порядок
управления и распоряжения корпоративным имуществом.
Юридическое оформление как признак корпорации, в отличие от фиксации, связано в большей степени с деятельностью государства. Юридическая фиксация со стороны государства необходима корпорациям для легализации их деятельности. Узаконив свою деятельность путем внесения сведений в реестр юридических лиц, корпорация автоматически расширяет свои права. Расширение прав выражается в том, что корпорация как юридическое лицо приобретает определенные преимущества по сравнению с незарегистрированными корпорациями: право на получение лицензии для ведения лицензированной деятельности, право на открытие расчетного валютного банковского счета, получение кредитов в кредитных организациях, субсидий в государственных органах, право на судебную защиту.
Юридическая фиксация корпорации происходит чаще всего в форме волевого государственного акта, признающего корпорацию юридическим лицом.
Для коммерческих корпораций согласно ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» таковым волевым решением выступает Решение Федеральной налоговой службы о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Указанное решение является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр [1].
Как было отмечено выше, корпорация представляет собой социальную группу, объединенную на основе общности интересов для достижения определенной цели. Цель определяет сферу деятельности корпорации. Так, политические корпорации (политические партии) создаются в целях овладения политической властью в государстве, религиозные — для совершения ритуалов и обрядов, а также духовного развития человека, профессиональные — для защиты представителей одной профессии (примером могут служить ассоциации юристов, экономистов, маркетологов).
Коммерческие корпорации являются отдельной формой корпораций, под которой понимают социальную группу лиц, объединенных общностью коммерческих инте-
ресов, целью которых является извлечение прибыли.
Далее при рассмотрении форм корпорации нами будут учитываться особенности ее внешней и внутренней организации. Так, форма корпорации влияет на следующие элементы.
1. Виды управленческих органов корпорации. Для корпорации как союзного лица характерно принятие решения в интересах коллектива (за исключением обществ с ограниченной ответственностью, которые учреждены одним физическим лицом, имеющим 100 % долей уставного капитала), ввиду этого в корпорации могут преобладать единоличные или коллективные начала ее деятельности, которые предопределяют вид и структуру ее управленческих органов. К единоличным органам коммерческой корпорации можно отнести генерального директора, руководителя, президента компании, к коллективным органам коммерческой корпорации — совет директоров.
2. Структурная иерархия корпорации. Рассматривая данный элемент, следует указать, что структура корпорации представляет собой сложную совокупность социальных связей между участниками корпорации, поэтому форма корпорации влияет как на качественный, так и на количественный показатель корпоративных отношений.
В зависимости от формы корпорации определяется ее состав, статус участников корпорации и их количество. Так, в «ученых корпорациях», к которым относятся университеты, участник, вступающий в корпорацию, приобретает статус студента.
Качественный показатель проявляется в профессиональных корпорациях, в которые вступают лица определенной профессии (ассоциация юристов), в политических партиях, состав которых определяется идеологией партии. Так, в ультраправых партиях вряд ли будут состоять лица, разделяющие левые взгляды (коммунисты).
Количественный показатель также зависит от формы корпорации, в политических партиях допускается неограниченное количество участников, более того, партия стремится объединить под своим началом наибольшее количество человек. Для некоторых видов коммерческих партий количественный фактор не так важен, потому они могут ограничиваться небольшим количеством лиц.
3. Организационно-правовая форма корпорации. По российскому законодательству
политическая партия (политическая корпорация) создается в форме общественного объединения, коммерческие корпорации — в форме корпоративных юридических лиц, таких как общества с ограниченной ответственностью, публичные и непубличные акционерные общества, профессиональные корпорации — в организационно-правовой форме некоммерческих организаций.
4. Форма деятельности органов управления корпорации. Форма корпорации предопределяет также и форму деятельности управленческих органов. При самих корпорациях функции управления и контроля как таковые не отделены от функции пользования: одно и то же лицо в статусе полноправного члена организации участвует в управлении делами корпорации, если не непосредственно, то через избираемого им делегата, контролирует деятельность этого делегата и вместе с тем пользуется выгодами, которые доставляет корпорация.
Необходимо отметить, что для политических корпораций формой деятельности ее органов будут такие, как съезд или собрание партии, для профессиональных корпораций руководящие органы будут осуществлять свою деятельность в форме симпозиума, конференции, организационно-управленческого собрания. Для коммерческих корпораций основной формой является общее собрание участников (учредителей) корпораций.
Как нам представляется, на специфику правового регулирования деятельности коммерческих организаций оказывает влияние и правовая система. Далее нами будут рассмотрены коммерческие корпорации в различных правовых системах.
Англо-американская модель коммерческой корпорации
Англо-американская модель коммерческой корпорации характерна для США, Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии. Интересы акционеров представлены большим количеством обособленных друг от друга мелких инвесторов, которые находятся в зависимости от менеджмента корпорации. Увеличивается роль фондового рынка, через который осуществляется контроль над менеджментом корпорации.
Основной особенностью этой модели является то, что только акционеры корпорации имеют право влиять на принятие важных стратегических решений и полити-
ку организации. Менеджеры и работники не входят в корпорацию. При этом менеджеры выступают как агенты акционеров, которым делегируются ограниченные права по оперативному управлению корпорацией.
Следующая особенность американской модели — очень высокая раздробленность пакета акций корпорации, поэтому ни один из акционеров не имеет возможности контролировать действия менеджмента. Такой контроль может быть реализован только в результате коллективных усилий акционеров.
Американская модель корпорации содержит прямой запрет на владение банками акциями нефинансовых структур. Считается, что указанный запрет позволяет избежать столкновения интересов между банком и конкурирующими корпорациями, когда банк, используя финансовые ресурсы, подавляет конкурентов. Будучи активным участником фондового рынка, банк превращается в центр образования финансово-промышленной олигархии. В этой связи достаточно вспомнить российскую модель финансово-промышленной группы, в составе которой обязательным участником является инвестиционная компания.
Данная модель характеризуется прежде всего тем, что в корпорацию включаются все заинтересованные субъекты: акционеры, управляющий персонал (менеджеры), наемные работники, работающие по трудовому договору, финансовые структуры, представители государства. Каждый из этих лиц играет свою значимую роль в деятельности корпорации. Например, показательно участие организованных рабочих корпорации в структуре корпоративного управления, что образует особые условия взаимодействия между трудом и капиталом [2].
Континентальная модель
коммерческой корпорации
Во многом континентальная модель корпорации признает капитал в разных его формах: финансовый, интеллектуальный, социальный (человеческий) капитал.
Важно отметить, что континентальная модель корпорации обеспечивает условия социального партнерства правительства, труда и капитала. При этом не последнюю роль в этой сфере играют общественные объединения, основанные на профессиональном типе, так называемые профсоюзы. Особых успехов в этом направлении добилась Германия, где так называемая социальная
ответственность бизнеса является неотъемлемой частью корпоративной жизни.
Следует сказать пару слов о том, какой смысл заложен в данную категорию. Социальная направленность ведения бизнеса предполагает осуществление определенных мер во благо общества, выполняемых за счет организации. С их помощью реализуются социально значимые программы для улучшения жизни определенных слоев населения или работников своей компании. Результаты таких кампаний способствуют улучшению имиджа, развитию, повышению прибыли предприятия.
Первый уровень означает соблюдение законодательства, по которому бизнес выполняет некоторые социальные функции. К примеру, официальное оформление работников и полная выплата налогов означает снятие напряженности в обществе, гарантии стабильности. Также работа на этом уровне означает соблюдение уголовного и налогового законодательства и ведение хозяйственной деятельности в правовом поле.
Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает ведение деятельности, которая делает привлекательной работу предприятия для инвесторов и потребителей. Это создание качественного продукта или услуги, которые способствуют росту благосостояния граждан. Привлекательность же бизнеса для инвесторов означает повышение имиджа всей страны.
Третий уровень ответственности подразумевает планирование и реализацию таких мероприятий, которые направлены на снятие социальной напряженности, усиление имиджа предприятия, но при этом — на отсутствие прибыли в денежном выражении.
Континентальная корпорация должна зарабатывать деньги не только для акционеров, но и для всех остальных, включая наемных работников.
Закрыть заводы, уволить рабочих и перенести производство в страны третьего мира, где стоимость рабочей силы ниже для европейских компаний, очень трудно, почти невозможно. Для этого необходимо провести сложнейшие переговоры с профсоюзами, государством, финансовыми структурами, участвующими в бизнесе [3].
Напротив, американская модель корпорации рассматривает вопрос о социальной ответственности бизнеса чем-то навязанным корпорации извне.
И еще одно существенное отличие. В континентальной модели корпорация и государства — партнеры. Соответственно, государство владеет значительными пакетам акций в корпорациях и имеет своих представителей в органах управления всех крупных компаний. В США иная ситуация: законодательство и американские традиции рассматривают участие государства как «нежелательный», «инородный» элемент в корпоративных отношениях и бизнесе. Поэтому участие государства в деятельности корпораций весьма ограничено и связано лишь с установлением единых правил игры для всех участников рынка [4].
Азиатская модель коммерческой корпорации
В данной работе нами будет рассмотрена азиатская модель на примере Японии и Южной Кореи. Следует отметить, что на азиатскую модель оказывают влияние следующие факторы.
1. Феодальный характер корпоративных отношений. Данное обстоятельство обусловлено тем, что японскому и южнокорейскому обществу присущ феодальный характер. Распространенным явлением в японской корпорации может служить система пожизненного найма персонала. В крупных японских компаниях используется данная система, суть которой заключается в установлении продолжительных трудовых отношений (с момента выпуска из университета и до момента достижения предельного возраста) между работником и фирмой [5].
2. Формирование корпорации и корпоративного права на специфических принципах устройства персонала, основанного на приоритете родовых и семейных ценностей, влияния семейного уклада на организацию корпоративного порядка в юридических лицах.
Родовые ценности, например, могут проявляться в японских корпорациях таким образом, что представители одного рода и разных возрастных поколений работают в крупной корпорации. Как указывает Г. Б. Кочетков и В. Б. Супян в своей научной работе, клановые и кастовые отношения в корпорациях играют по-прежнему достаточно серьезную роль [6].
Проявление семейных и родовых ценностей можно проследить в Южной Корее на примере так называемых чеболи (chaebols) — финансово-промышленных групп
специфической формы, к числу которых относятся такие известные корпорации, как «Самсунг» (Samsung), «ЭлДжи» (LG), «Хендэ» (Hyundai), «ЭсКей Груп» (SK Group), «Лотте» (Lotte) и некоторые другие. Семейные и родовые ценности проявляются в семейном бизнесе. Сам термин «чеболь» состоит из двух иероглифов, которые значат «богатство», или «состояние» (chae), и «группа» (bol), что в переводе с корейского языка имеет значение «богатый клан» или «состоятельная группа».
Примечательно то обстоятельство, что в официальных юридических документах Республики Корея категория «чеболь» нигде не раскрывается, однако упоминается в решениях Корейской комиссии по честной торговле (Korea Fair Trade Commission).
Внутренняя структура чеболей представляют собой объединение на холдинговой основе группы формально самостоятельных предприятий, осуществляющих единую политику и находящихся под единым административным и финансовым началом, контролируемым семейным кланом.
Важным моментом является и то, что в чеболях намного заметнее роль семейного клана, потому эти структуры более иерар-хичны и централизованы. «Семейный фактор», как видится, в корейском обществе играет важную роль, потому родственные отношения имеют гораздо большее значение, ввиду чего в корейских чеболях собственность и управление не разделены и находятся под жестким контролем со стороны семейных кланов.
3. Большое значение квазикорпоративных сообществ. В Японии широко распространены разного рода неформальные способы взаимодействия членов посредством объединения в союзы, клубы, профессиональные ассоциации. Для этих неформальных форм отведена весомая роль, поскольку они позволяют поддерживать дружеские и доверительные отношения и способствуют обмену информацией в сообществе менеджмента высшего уровня различных взаимодействующих корпораций.
4. Традиционализм японского общества. Поскольку азиатские страны во многом сохранили традиции, которые существуют уже не одно столетие, следовательно, традиция выступает одним из значимых социальных регуляторов общественных отношений, в том числе и отношений корпоративного характера.
Традиции неизменно оказывают влияние на корпоративную культуру самой корпорации. Корпоративная культура формируется годами и десятилетиями, достаточно трудно поддается изменениям и измерению, при этом проявляется в поведении членов организации, их убеждениях, стиле, ценностях, которых они придерживаются. В какой-то степени можно предположить, что корпоративная культура — это набор традиций, которые сформировались в корпорации. Она обеспечивает устойчивость и стабильность деятельности организации.
Благодаря корпоративной культуре организация является более предсказуемой и стабильной. Сотрудники, клиенты, партнеры могут положиться на данную организацию и считают ее предсказуемой. Например, в учреждении принято приходить на работу вовремя (или даже чуть раньше). Это считается нормой. Соответственно, обеспечивается без особых усилий своевременное начало рабочего процесса.
Корпоративная культура помогает членам корпорации понимать деятельность организации и те процессы, которые в ней происходят.
Подводя итог исследования, следует сделать ряд выводов. Корпорация как социальная общность имеет ряд специфических черт, присущих исключительно данному виду социальной общности и позволяющих выделить ее в отдельный вид. Такие важные факторы, как форма корпорации и правовая система, оказывают прямое воздействие на виды органов управления, структурную иерархию корпоративных отношений, форму управления коммерческой корпорацией (посредством большого количества раздробленных акций либо на основе семейных связей), на регуляторы корпоративных отношений (корпоративные нормы, правовое регулирование, обычаи). ^
1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // Парламент. газ. 2001. № 152-153.
2. Кочетков Г. Б., Супян В. Б. Корпорация: американская модель. СПб., 2005. С. 10-18.
3. Гавров С. Н. Формирование российской модели организации: сравнительный анализ организационных моделей // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Соц. науки. 2009. № 4 (16). С. 44.
4. Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. М., 2014. С. 20.
5. Лебедева И. П. О применении японской системы управления на азиатских филиалах // Япония. Ежегодник. 2012. № 41. С. 83.
6. Кочетков Г. Б., Супян В. Б. Указ. соч. С. 23.
список литературы
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // Парламент. газ. - 2001. - № 152-153.
Гавров С. Н. Формирование российской модели организации: сравнительный анализ организационных моделей // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Соц. науки. — 2009. — № 4 (16). — С. 43-49.
Кочетков Г. Б. Корпорация: американская модель / Г. Б. Кочетков, В. Б. Супян. - СПб. : Питер, 2005. - 240 с.
Лебедева И. П. О применении японской системы управления на азиатских филиалах / / Япония. Ежегодник. - 2012. - № 41. - С. 80-97.
Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право / Е. А. Суханов. - М. : Статут, 2014. - 456 с.
references
O gosudarstvennoy registratsii yuridicheskikh lits i individualnykh predprinimateley. Feder. zakon ot 8 avg. 2001 g. no 129-FZ. Parlament. gaz., 2001, no 152-153. (in Russian)
Gavrov S.N. Formirovanie Rossijskoj modeli organi-zacii: sravnitel'nyj analiz organizacionnyh modelej. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya Social'nye nauki, 2009, no 4 (16), pp. 43-49. (in Russian)
Kochetkov G.B., Supyan V.B. Korporaciya: amerikanskaya model'. Sankt-Peterburg, Piter, 2005, 240 p. (in Russian)
Lebedeva I.P. O primenenii yaponskoj sistemy upravleniya na aziatskih filialah. YAponiya. Ezhegodnik, 2012, no 41, pp. 80-97. (in Russian)
Suhanov E.A. Sravnitel'noe korporativnoe pravo. Moscow, Statut, 2014, 456 p. (in Russian)
Comparative-Legal Aspects of Conceptual Models Commercial Corporations
© Druzhinin G. V., 2018
The article deals with theoretical issues of the corporation's activity, peculiarities of its organizational and legal form. An example is given of the multiplicity of forms of corporations: professional, religious, political, commercial. It is
stated that the corporation is a community of individuals, a social group existing in society, along with both simpler and more complex social communities. The author examines the main features of the corporation, among which is the emphasis on the sustainable nature of corporate relations, achieved through the commonality of interests and a single goal, the existence of a hierarchy of corporate relations, the management bodies of the corporation, the availability of fixing the activities of the corporation participants through the conclusion of agreements, contracts, protocols, decisions and statutes , as well as legal registration. Legal registration is an essential feature, therefore in the article this feature is subject to more detailed consideration with indication of the consequences of legal registration and the form of legal recognition. The question is raised about the existence of a regularity in the influence of the corporate form on the types of management bodies, the qualitative and quantitative indicators of the corporation, the organizational and legal form of the corporation, and the form of the activities of the corporation's management bodies. The models of commercial corporations in various legal systems are analyzed: on the example of Anglo-American, Continental and Asian models. The features of the Anglo-American model of a commercial corporation are indicated, which is typical for the countries of the USA, Great Britain, Australia, Canada, New Zealand. In this model, the interests of shareholders are represented by a large number of small investors isolated from each other, an increase in the role of the stock market, a restriction due to the fact that managers and employees are not included in the corporation, a high fragmentation of the corporation's shareholding, a direct ban on the ownership of non-financial stocks by banks. Characteristic features of the continental model of the corporation are singled out, in which the condition of social partnership of the government, labor and capital is ensured. In the continental model, the corporation and the state act as partners. The essential features of the Asian model of the corporation are examined, in which the feudal nature of corporate relations is present. This circumstance is due to the fact that Japanese and South Korean society has a feudal character; the formation of a corporation and corporate law based on the specific principles of staff organization based on the priority of generic and family values, the influence of the family structure on the formation of corporate order in legal entities; the high role of quasi-corporate communities; traditionalism of Japanese society and the presence of a developed corporate culture.
Key words: corporation, corporation form, continental corporation model, Anglo-American corporation model, Asian corporation model, corporate law, corporate relations.