Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ статуса почетных консульских учреждений государств'

Сравнительно-правовой анализ статуса почетных консульских учреждений государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО / КОНСУЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ / КОНСУЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОНСУЛЬСКИЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ / CONSULAR LAW / CONSULAR RELATIONS / HONORARY CONSUL / CONSULAR POST / CONSULAR IMMUNITIES AND PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хачатурян В.С.

В статье дается сравнительный анализ актуальных положений международно-правового и национально-правового режима, применяемого к почетным (нештатным) консульским должностным лицам государств и консульским учреждениям, возглавляемым ими. В частности, в рамках данной статьи раскрываются особенности правового регулирования исследуемого института в законодательстве ряда Европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE HONORARY CONSULAR AGENCIES STATUS

The current study wants to accomplish a comparative analysis of the juridical system applicable to the honorary consular offices in a treatment comparative to the status of the career consular offices and by both to the international and national legislation in this field. Finally, the article aims to extend the limited diplomatic literature base on honorary consuls for both academics and practitioners.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ статуса почетных консульских учреждений государств»

корреляционных связей определить, как влияют на имидж образовательной организации его индикаторы5. Оценка показателей имиджа образовательной организации проводится посредством балльного метода6, где +5 - самый высокий балл, -5 - самый низкий балл, 0 — образовательная организация не использует данный показатель в формировании своего имиджа. Здесь возможны такие оценочные понятия, как размытый имидж, характерный для образовательной организации, находящейся на стадии роста; позитивный имидж, связанный с высоким авторитетом образовательной организации, которая находится в стадии зрелости; негативный имидж, связанный с потерей авторитета на стадии спада (см. таблицу 27).

Таким образом, с целью выявления этапа жизненного цикла образовательной организации автором предлагается провести анализ таких показателей, как миссия, имидж и узнаваемость.

Литература:

1. Образовательная программа и программа развития на 20112014 гг. Зубово-Поляна, 2011 г.

2. Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 123 с.

3. ПоляковаТ.Н. Контент-анализ миссий российских коммерческих банков // [Электронный ресурс] URL: http://www.km.ru/ referats/334994-kontent-analiz-missii-rossiiskikh-kommercheskikh-bankov (дата обращения 13.04.2014 г.)

4. Рогалева Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2007 г. 187 с.

5. Томилова Т.М. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. N 1. [Электронный ресурс] URL: http:// www.mavriz.ru/articles/1998/1/23.html (дата обращения 14.04.2014 г.)

5 Рогалева Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2007 г. 187 с.

6 Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 123 с.

7 Составлено автором. Источники: Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 123 с.; Рогалева Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2007 г. 187 с. и др.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАТУСА ПОЧЕТНЫХ КОНСУЛЬСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВ

Хачатурян В.С., аспирант кафедры гражданского права Московского института экономики, политики и права,

e-mail: int-law@mail.ru, тел. 89515237005

В статье дается сравнительный анализ актуальных положений международно-правового и национально-правового режима, применяемого к почетным (нештатным) консульским должностным лицам государств и консульским учреждениям, возглавляемым ими. В частности, в рамках данной статьи раскрываются особенности правового регулирования исследуемого института в законодательстве ряда Европейских стран.

Ключевые слова: Консульское право, консульские отношения, почетный консул, консульское учреждение, консульские иммунитеты и привилегии.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE HONORARY CONSULAR AGENCIES

STATUS

Khachaturyan V., the post-graduate student, Civil rights chair, Moscow Institute of Economics, Politics and Law

The current study wants to accomplish a comparative analysis of the juridical system applicable to the honorary consular offices in a treatment comparative to the status of the career consular offices and by both to the international and national legislation in this field.

Finally, the article aims to extend the limited diplomatic literature base on honorary consuls for both academics and practitioners.

Keywords: consular law, consular relations, honorary consul, consular post, consular immunities and privileges.

Сегодня институт почетных консулов является одним из ключевых инструментов, направленных на развитие партнерских отношений и активизации общественных контактов между представителями государств в ключевых сферах общественной жизни - экономики, культуры, туризма и науки. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 000 почетных консулов <1>.

В настоящее время в международном праве отсутствует универсальное определение понятий «почетный консул» и «почетное консульское учреждение». Это обусловлено рамочным характером норм Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. <2>, определяющих только общие положения относительно привилегий и иммунитетов почетных консулов, не раскрывая при этом их правовой статус. Данный вопрос регулируется нормами национального законодательства. Почетный консул, в соответствии с Положением о почетном консуле Российской Федерации от 13 октября 1998 г. - лицо, не являющееся штатным консульским должностным лицом, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации <3>.

Назначение почетных консулов производится, как правило, из числа граждан, занимающих достойное общественное положение в принимающем государстве — деятелей науки, культуры, бизнеса, которые по совместительству выполняют возлагаемые на них консульские функции.

История становления института почетных консулов берет свое начало в Древней Греции, где с V в. до н.э. широкое распространение получает институт проксении <4> - уникальное явление своей

эпохи. Проксенами назначались влиятельные лица из числа местных граждан, взявшие на себя обязательство оказывать поддержку и защищать интересы иностранцев, пребывающих в их родном полисе. Фундаментальной особенностью проксении является взаимный обмен вознаграждениями: проксен, отстаивая интересы полиса и его представителей, получал ряд прав и привилегий в этом граде-государстве <5>.

В Российской Империи институт почетных консулов начал формирование в первой четверти XVIII века. К 1902 году у Российской Империи насчитывалось свыше 300 нештатных консульских учреждений, практически вдвое превосходящих число штатных <6>.

В дальнейшем, с принятием Консульского устава СССР 1926 г. Советское государство отказалось от практики назначения и принятия почетных консулов.

Возрождение института почетного консульства произошло в России в начале 90-х годов ХХ века <7>. С развитием внешнеэкономических и политических связей институт почетных консулов обрёл в России особую актуальность, и как следствие, возникла необходимость в создании внутригосударственной правовой базы под деятельность почетных консулов, в основу которой легли, в первую очередь, положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.

Анализ Венской конвенции 1963 года показывает, что государства — участники Конвенции не установили различий в правовом статусе и функциональном назначении между консульствами, возглавляемыми штатными и нештатными (почетными) консулами. В связи с этим при определении правового статуса почетного консула

важно иметь в виду следующее. Почетное консульское должностное лицо — это глава консульского учреждения и его функции и полномочия производны от назначения и функций самого учреждения. В связи с этим справедливо мнение В.С. Иваненко о том, что: «согласно духу и букве Венской конвенции (о консульских сношениях 1963 г. - Прим. В.Х.), консульские отношения между государствами устанавливаются и поддерживаются не консулами (штатными или почетными), а консульскими учреждениями <8>.

В то же время в литературе существует мнение о том, что понятие «почетное консульство» предполагает исполнение нештатным консулом своих обязанностей в индивидуальном качестве. При этом помещение и штат сотрудников, помогающих почетному консулу в работе, предлагается именовать «офис почетного консула» <9>.

Почетный консул как глава почетного консульства в иерархии консулов, как правило, находится в подчинении генерального консула или чрезвычайного полномочного посла и действует на основании выданного ему патента.

В соответствии со ст. 10 Венской конвенции Почетный консул назначается представляемым государством и допускается к выполнению своих функций государством пребывания.

Назначение почетного консульского должностного лица осуществляется в два этапа. Вначале направляющее государство передает ведомству иностранных дел государства пребывания консульский патент, уполномочивающий почетного консула представлять интересы данного государства. Патент может быть выдан без указания срока либо на определенный срок, как правило, с автоматической пролонгацией. Так, по законодательству Швеции, патент почетному консульскому должностному лицу выдается сроком на 4 года, в Великобритании и Франции - на 5 лет <10>.

Государство назначения, принимая консульский патент, признает юридический статус лица как главы консульского учреждения, в подтверждение чего выдает ему официальный разрешающий документ в виде консульской экзекватуры.

В соответствии с Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ, почетным консулом Российской Федерации может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства, занимающий достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающий необходимыми личными качествами, а также имеющий возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции <11>.

Таким образом, возможность назначения лица на должность почетного консула РФ зависит от трех обстоятельств: во-первых, обладания необходимыми личностными качествами; во-вторых, наличия у лица материальной возможности выполнять функции почетного консула, и в-третьих, наличие у лица гражданства какого - либо государства (при этом формально исключается возможность назначения почетным консулом апатрида - лица без гражданства).

В законодательстве Италии, Великобритании, Бельгии, Швейцарии и ряда других стран закреплен принцип преимущественного назначения собственных граждан данных государств на должность почетного консула за границей. При этом консульская практика Бельгии, Германии, Голландии предусматривает для почетных консулов принятие присяги на добросовестное выполнение своих обязанностей. В Италии кандидаты на должность почетного консула ограничиваются торжественным обещанием «достойно выполнять свои обязанности» <10>.

В ряде государств установлен возрастной ценз для почетных консулов. К примеру, французское законодательство предусматривает, что на должность почетного консула назначаются лица, достигшие 25-летнего возраста <12>.

Функции консульского учреждения, вне зависимости от того, кто возглавляет консульство — штатный или почетный консул, регламентированы в ст. 5 Венской конвенции. В связи с этим конкретный перечень и объем полномочий и функций почетного консула устанавливаются общими положениями Венской конвенции и внутренним законодательством государств (например, Разделом II Положения о почетном консуле РФ <3>, ст. 38 Консульского устава РФ <11>).

Почетное консульское должностное лицо, реализуя свои полномочия, принимает активное участие в решении трех основных задач:

- защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его юридических и физических лиц;

- получение и изучение информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего

пребывания;

- содействие развитию дружественных отношений аккредитующего государства с государством пребывания, расширению экономических, научных, культурных и иных связей.

При выполнении особо важных функций может учитываться гражданская принадлежность почтенного консула. К примеру, только почетный консул, имеющий французское гражданство может быть наделён правом на выдачу или продление французских паспортов, осуществление учета граждан Франции, временно находящихся или постоянно проживающих на территории его консульского округа, а также государственной регистрации актов гражданского состояния <12, article 12>. Законодательство Германии дает право только собственным гражданам выполнять легализацию официальных документов <13>.

В связи с тем, что почетный консул не обладает статусом государственного служащего, в отношении него нормы консульского права содержат исключения из общего правового статуса консульских должностных лиц. В первую очередь, на почетных консульских должностных лиц (в отличие от штатных консулов), как правило, не распространяются требования к уровню образования <14> и иные квалификационные требования, предусмотренные соответствующим законодательством. В то же время почетные консулы вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность без ограничений.

Во-вторых, по общему правилу, почетные консулы не получают за консульскую деятельность заработную плату от представляемого ими государства. Так, в соответствии с п. 3 ст. 38 Консульского устава РФ <11>, почетное консульское должностное лицо не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

При этом в практике большинства европейских стран предусматриваются различные формы компенсации расходов на обеспечение деятельности почетного консульского учреждения.

В связи с этим представляется возможным выделить две основные формы материального обеспечения деятельности почетного консульского учреждения со стороны аккредитующего государства:

1) предоставление права на удержание консульских сборов в счет возмещения фактических расходов почетного консульского учреждения. В случае недостаточности консульских сборов для покрытия расходов консульского учреждения, почетным консулам Германии и Дании выплачивается дополнительная компенсация<10>.

2) компенсация расходов, связанных с арендой и содержанием помещения и выплатой заработной платы сотрудникам почетного консульского учреждения.

Наиболее развита система государственного финансирования деятельности почетных консульских учреждений в Нидерландах <10>, предусматривающая 3 вида материального обеспечения деятельности почетного консульского учреждения:

- фиксированная годовая компенсация на покрытие расходов, связанных с выполнением консульских функций,

- дополнительная компенсация за организацию и участие в переговорах с целью заключения экономических соглашений, посещение задержанных, организацию культурных и массовых мероприятий,

- возмещение ожидаемых затрат консульского учреждения на следующий год.

Власти государства пребывания могут обеспечивать транспортные средства почетного консула и возглавляемого им консульства специальными регистрационными номерами, установленными для консулов и консульских учреждений в данном государстве. В Штатах Вашингтон и Калифорния предусматривается возможность выдачи специальных номерных знаков только в случае, если почетный консул является гражданином США либо имеет вид на жительство <15>. В то же время законодательством Франции не предусматривается выдача для транспортных средств почетного консульства каких-либо специальных номерных знаков <16>.

Так как, по общему правилу, на транспортные средства почетного консульства не распространяются какие-либо иммунитеты, представляется, что выдача специальных номерных знаков носит, по большому счету, формальный характер и связана лишь с привилегией почетного консула поднимать флаг представляемого государства на своих средствах передвижения.

Следует выделить основания освобождения почетного консула от должности. В качестве оснований освобождения почетного консульского должностного лица от выполнения обязанностей могут

служить уведомление властей государства пребывания об аннулировании экзекватуры, истечение срока, на который был выдан консульский патент, а также достижение предельного возраста пребывания в должности почетного консула. В законодательстве Великобритании, Бельгии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Франции предельный возраст пребывания в должности почетного консула установлен в 70 лет <10>, в Германии и Швейцарии- 65 лет <17>.

По общему правилу, лицом, имеющим полномочия на освобождение почетного консула от должности, является Министр иностранных дел (или лицо, его замещающее). В то же время глава консульского округа, в котором действует почетное консульское должностное лицо, вправе, при наличии серьезных причин,

приостановить полномочия почетного консула в ожидании решения министра иностранных дел <12>.

В России институт почетных консулов находится в стадии активного развития. На территории более пятидесяти государств осуществляют свою деятельность 80 почетных консулов России. При этом возможность использования института почетного консула предусмотрена лишь в 26 консульских конвенциях Российской Федерации. В связи с этим, с одной стороны, представляется необходимым в рамках двусторонних консульских соглашений развивать практику назначения почетных консульских должностных лиц, а с другой стороны, регламентировать правовое положение почетных консулов других стран на территории России.

Литература:

1. Kevin D. Stringer Honorary Consuls in Small State Diplomacy. 2011 http://www.clingendael.nl/sites/default/files/20110200_cdsp_paper_ kstringer.pdf.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

3. Положение о консульском учреждении Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5509; 2009, N 1, ст. 91).

4. См. История и культура Древней Греции. Суриков И., Ленская В., : Языки славянских культур, 2009 г. с. 560.

5. См. Herman G.Ritualized Friendship and the Greek Gity. Cambridge, 1987 http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam034/86004211.pdf

6. История консульской службы России http://www.kdmid.ru/cd.aspx?lst=cd_wiki&it=/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1% 80%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.aspx.

7. Хотя Консульский устав СССР 1976 г. в ст. 97 и предусмотрел возможность поручения отдельных консульских функций нештатным консулам, данная практика не получила распространения.

8. Иваненко В.С. Институт почетного консула иностранного государства в правовой системе России // Правоведение. 2002. N 3(242). С. 186 - 200.

9. Г. Фокин Почетный консул: вчера, сегодня и всегда. Консул. с. 25 № 4 (27) 2011.

10. ffiude de Kgislation comparne n° 149 - juin 2005 - Le statut des consuls honoraires http://www.senat.fr/lc/lc149/lc149_mono.html.

11. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3554).

12. Dfcret n° 76-548 du 16 juin 1976 relatif aux consuls gйnйraux, consuls et vice-consuls honoraires et aux agents consulaires. Version consolidйe au 01 janvier 2007 http://legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000679183.

13. Article 24 Law on Consular Officers, their functions and powers of 11 September 1974 http://www.cgerli.org/fileadmin/user_upload/ interne_Dokumente/Legislation/ConsularAct.pdf.

14.В качестве исключения можно указать требование о наличии высшего образования у почетного генерального консула Испании.

15. Revised Code of Washington 46.18.250 Honorary consul special license plates. http://apps.leg.wa.gov/rcw/default.aspx?cite=46.18.250; Arizona Revised Statutes - Title 28 Transportation - Section 28-2410. Honorary consular official special plates. http://www.givemeliberty.org/docs/ taxresearchcd/Statutes/Residents.pdf.

16. Notice relative aux consuls honoraires en France http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/MODIFNotice_consuls_ honoraires_06022014_ cle8a67f1.pdf.

17. RHglement du Service diplomatique et consulaire Suisse du 24 novembre 1967 http://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19670252/ index.html.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ОАО «РЖД»

Аристова Д.А., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, статистика и аудит» Московского государственного университета путей

сообщения

В статье рассмотрены подходы к оценке эффективности использования капитала компании, проведено сравнение показателей рентабельности капитала, рассчитанных по прибыли и по добавленной стоимости.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, капитал, рентабельность, добавленная стоимость, прибыльность.

PERFORMANCE EVALUATION OF USE CAPITAL JSC «RUSSIAN RAILWAYS»

Aristova D., Ph.D., аssociate professor of the Accounting, statistics and audit chair, Moscow State University of Railway Transport

The article discusses approaches to evaluating the effectiveness of the use of the company's capital, a comparison of profitability of capital, calculated on profit and value added.

Keywords: railway transport, capital, profitability, value added.

Понятие «капитал» с одной стороны общеизвестно, но с другой стороны трудноопределимо. В российских нормативных документах по бухгалтерскому учету определение капитала не дается. В плане счетов бухгалтерского учета выделяются следующие составляющие собственного капитала организации: уставный капитал, акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование.

В настоящее время сложились три подхода к исчислению ве-

личины капитала предприятий: экономический, бухгалтерский и учетно-аналитический.

Экономический подход базируется на концепции физической природы капитала, в которой капитал определяется как ресурсы. Величина капитала в этом случае равна итогу бухгалтерского баланса по активу.

При бухгалтерском подходе, основанном на финансовой концепции, капитал рассматривается с позиций собственников предприятия, представляет собой собственный капитал и определяется как итог раздела III бухгалтерского баланса «Капитал и резервы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.