Научная статья на тему 'Определение этапа жизненного цикла образовательной организации'

Определение этапа жизненного цикла образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МИССИЯ / ИМИДЖ / УЗНАВАЕМОСТЬ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / LIFE CYCLE / CORPORATE CULTURE / MISSION / IMAGE / RECOGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцев Ю.А., Храповицкая Е.М.

В основе статьи лежит тезис о том, что на различных этапах жизненного цикла образовательной организации корпоративная культура имеет свою специфику. С целью выявления этапа жизненного цикла образовательной организации автором предложен подход, базирующийся на проведении анализа ряда показателей, в числе которых миссия, имидж и узнаваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION LIFECYCLE PHASE

The main contents of the article is devoted to the thesis, that there is an amount of specific corporative culture characteristics of an educational at different stages of its existence. For the purpose of characterizing a stage of an educational organization existence cycle the author offers to implement an approach, based on some data analizing, including mission, image and recognition.

Текст научной работы на тему «Определение этапа жизненного цикла образовательной организации»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТАПА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Бурцев Ю.А., д.э.н., профессор кафедры конкурентного управления экономического факультета Московского государственного

областного университета, e-mail: yuriy-burtsev@mail.ru Храповицкая Е.М., соискатель кафедры экономики и управления Московского института экономики, политики и права,

e-mail: ekaterina_hrapovickaya@mail.ru, тел: 89096325382

В основе статьи лежит тезис о том, что на различных этапах жизненного цикла образовательной организации корпоративная культура имеет свою специфику. С целью выявления этапа жизненного цикла образовательной организации автором предложен подход, базирующийся на проведении анализа ряда показателей, в числе которых миссия, имидж и узнаваемость.

Ключевые слова: образовательная организация, жизненный цикл, корпоративная культура, миссия, имидж, узнаваемость.

DEFINITION OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION LIFECYCLE PHASE

Burtsev Y., Doctor of Economics, professor of the Competitive management chair, Economics faculty, Moscow State Regional University Khrapovitskaya E., the applicant of the Economics and management chair, Moscow Institute of Economics, Politics and Law

The main contents of the article is devoted to the thesis, that there is an amount of specific corporative culture characteristics of an educational at different stages of its existence. For the purpose of characterizing a stage of an educational organization existence cycle the author offers to implement an approach, based on some data analizing , including mission, image and recognition.

Keywords: educational organization, life cycle, corporate culture, mission, image, recognition.

На различных этапах жизненного цикла образовательной организации корпоративная культура имеет свою специфику.

Закономерности трансформации жизненных циклов образовательной организации с позиции исследования корпоративной культуры проявляются в следующем:

- каждый этап жизненного цикла образовательной организации представляет собой сложную, с дифференциацией, совокупность взаимодействий ценностей участников образовательного процесса и других заинтересованных сторон;

- усиливается сетизация, взаимозависимость и количественный состав экономических субъектов, участвующих в деятельности образовательной организации, что требует новых форм координации корпоративной культуры, способной гибко, системно реагировать на изменения в современных условиях, учитывая трансформации в системе ценностей.

Таким образом, каждый этап жизненного цикла образовательной организации связан с выполнением корпоративной культурой различных функций, появлением в ее структуре новых элементов.

С целью выявления этапа жизненного цикла образовательной организации следует рассмотреть ряд показателей, в числе которых ее миссия, имидж и узнаваемость.

1. Миссия образовательной организации. Эффективность деятельности образовательной организации зависит от действия групп людей - сотрудников и клиентов (обучающихся). Бесспорно, потребители образовательных услуг предпочитают социально ответственные организации, ориентированные на удовлетворение их потребностей. Эффективность работы персонала напрямую определяется содержанием и значимостью его работы, что следует из основных теорий мотивации - двухфакторной теории Герцберга и теории иерархии потребностей Маслоу1. Исходя из вышесказанного, миссия современной образовательной организации выполняет три основные функции: формирует имидж, является базой для разработки стратегии и способствует созданию «корпоративного климата».

Для выявления этапа жизненного цикла образовательной организации может быть применен контент-анализ ее миссии.

Понятно, что если миссия образовательной организации не сформулирована, то следует говорить о стадии зарождения. В миссии каждой образовательной организации должно быть то, что свойственно любой из них (предоставлять образовательные услуги), присущность каким-то его типам, видам и разновидностям, то, что является уникальным предназначением конкретного учебного заведения.

Источники уникальных составляющих миссии образовательной организации могут быть как объективные (особенности местонахождения, контингента учащихся, потенциал персонала и педагогического коллектива, уровень оснащенности и т.п.), так и субъективные (уровень самооценки и притязаний коллектива, его социальной и профессиональной ответственности, видение приоритетных задач

и обязательств) факторы. Именно уникальность миссии позволяет работникам образовательной организации и обучающимся, которым она адресована, лучше сориентироваться и понять индивидуальность данной образовательной организации, а также заинтересовать мотивированных на образование клиентов.

Контент-анализ (от англ. content - содержание) миссии образовательной организации может быть проведен следующим образом:

1) выделение опорных понятий (ключевых слов) текста, на основе которых строится сообщение;

2) определение слов и словосочетаний, характеризующих ключевые слова и образующих смысловые блоки или понятийные пространства;

3) статистическая обработка данных с целью выявления частотного распределения смысловых единиц в тексте.

В частности, предлагаем выделить 4 основных смысловых блока: «образовательная организация», «сотрудники образовательной организации», «обучающиеся», «образовательный процесс» и в соответствии с ними определить понятия-характеристики и частоту их использования в текстах:

Образовательная организация: мы, команда, единомышленники, открытость, надежность, качество, инициативность, результативность, успех, ценности, система, стандарты, принципы, образовательные услуги, ориентированность, универсальность, профессионализм, партнерство, стабильность,

Сотрудники образовательной организации: профессионализм, персонал, человек, возможности, гармония, преданность, работоспособность, потенциал, активность, творчество, развитие, рост, признание, личный, доверие, уважение, достоинство, заслуги, свобода, гордость.

Обучающиеся: потребности, мечты, цели, жизнь, ожидания, взаимоотношения, взаимопонимание, доверие, благосостояние, основа, будущее.

Образовательный процесс: трансляция знаний, универсальное знание, педагогическая теория и образовательная практика, культурная идентичность, культурное наследие, традиции российской системы образования, личностно-деятельностная парадигма, удовлетворение потребностей личности в знаниях.

Для статистических расчетов применяется коэффициент использования ключевых понятий по каждому блоку, определяемый как соотношение количества использований и количества слов. Чем меньше его значение, тем, как правило, разнообразнее характеристики смыслового блока.

Преобладание блоков «Образовательная организация» и «Образовательный процесс» свидетельствует об использовании, в основном, стандартных выражений для характеристики миссии организации. Проведенный автором анализ миссий ряда образовательных организаций позволил автору сделать вывод о частом использовании формулировок типовых положений об образовательных организациях.

Преобладание блоков «Сотрудники образовательной организации» и «Обучающиеся» свидетельствует о стремлении образовательных организаций максимально точно и всесторонне охарактеризовать потребности, интересы, преимущества этих групп, то есть миссии адресованы именно им.

Следует согласиться с Т.Н. Поляковой2, что миссия должна отвечать следующим требованиям:

- индивидуальность, «концентрированность» формулировки, непохожесть на формулировки конкурентов;

- соответствие представлениям общества о ценностях, целях и приоритетах ведения образовательного процесса;

- вовлеченность сотрудников образовательной организации в процесс разработки миссии;

- актуальность, т.е. использование заявленных ценностей и приоритетов в разработке стратегии и тактики образовательной организации.

Кроме того, любые формулировки миссии и цели должны быть трансформированы в форму краткосрочных и долгосрочных планов. При отсутствии таких планов оценка институциональной эффективности образовательной организации проблематична.

2. Имидж образовательной организации и ее узнаваемость. Оценить имидж образовательной организации можно посредством индикаторной оценки имиджа3, в соответствии с которой выделяют три основные группы комплексных индикаторов, состоящих, в свою очередь, из ряда единичных (см. таблицу 14).

Выделенные в таблице 1 характеристики позволят с помощью

Таблица 1. Структура индикаторов имиджа образовательной организации

№ n/n Комплексный индикатор Описание Единичные индикаторы

1. Внутренний (корпоратив-ный) определяет внутреннюю среду образовательной организации - моральный климат и доброжелательный характер отношений между обучающимися, педагогами и родителями; - преданность сотрудников; - квалификация, профессиональные качества, стиль поведения и внешний облик педагогов и сотрудников; - система морального и материального стимулирования персонала; - четкая формулировка миссии образовательной организации, цели и стратегии образовательной организации

2. Потреби-тельский определяется рыночной средой и характеризует внешний имидж образовательной организации - общая известность и репутация образовательной организации; - престиж образовательных программ; - высокое качество знаний выпускников, их готовность к продолжению образования; - профильностъ, специализация шкалы; - дизайн здания и помещений, чистота, порядок и уют; - внимание образовательной организации к личности учащегося, его личностному развитию и здоровью; - внешняя атрибутика - название, герб, гимн, флаг, традиции, ритуалы и т.д.; - реклама образовательной организации; - молодежная субкультура

3. Партнерский Определяется отношениями с потребителями - скорость реагирования на изменения запросов потребителей; сотрудничество образовательной организации с другими учреждениями образования; - конкурентный статус образовательной организации

Таблица 2. Оценка имиджа образовательной организации

Показатели имиджа Формула Результаты оценки Этап жизненного цикла

X - внутренний имидж У- потребительский имидж А - партнерский имидж

0 0 0 х+у+а=0 Отсутствует информация Зарожде-ние

>0 >0 а > 0 х + у + а > 0 Позитивный имидж Зрелость

<0 <0 <0 х + у + а < 0 Негативный имидж Спад

0 >0 а> 0 х + у + а > 0 Стремится к позитивному имиджу Рост

0 >0 <0 х + у + а > 0 Стремится к нулевому результату Спад

0 0 а < 0 х+у+а<0 Стремится к негативному имиджу Спад

0 0 а > 0 х + у + а > 0 Стремится к позитивно-му имиджу Рост

<0 <0 >0 х+у+а<0 Стремится к позитивно-му имиджу Рост

<0 у <0 0 х+у+а<0 Стремится к позитивно-му имиджу Рост

>0 >0 <0 х + у + а > 0 Стремится к негативному имиджу Спад

>0 >0 0 х + у + а > 0 Стремится к негативному имиджу Спад

1 ПоляковаТ.Н. Контент-анализ миссий российских коммерческих банков // [Электронный ресурс] URL: http://www.km.ru/referats/334994-kontent-analiz-missii-rossiiskikh-kommereheskikh-bankov (дата обращения 13.04.2014 г.)

2 ПоляковаТ.Н. Контент-анализ миссий российских коммерческих банков // [Электронный ресурс] URL: http://www.km.ru/referats/334994-kontent-analiz-missii-rossiiskikh-kommereheskikh-bankov (дата обращения 13.04.2014 г.)

3 Томилова Т.М. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. N 1. [Электронный ресурс] URL: http://www. mavriz.ru/articles/1998/1/23.html (дата обращения 14.04.2014 г.)

4 Составлено автором. Источники: Образовательная программа и программа развития на 2011-2014 гг. Зубово-Поляна, 2011 г.; Томилова Т.М. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.mavriz.ru/ articles/1998/1/23.html (дата обращения 14.04.2014 г.) и др.

корреляционных связей определить, как влияют на имидж образовательной организации его индикаторы5. Оценка показателей имиджа образовательной организации проводится посредством балльного метода6, где +5 - самый высокий балл, -5 - самый низкий балл, 0 — образовательная организация не использует данный показатель в формировании своего имиджа. Здесь возможны такие оценочные понятия, как размытый имидж, характерный для образовательной организации, находящейся на стадии роста; позитивный имидж, связанный с высоким авторитетом образовательной организации, которая находится в стадии зрелости; негативный имидж, связанный с потерей авторитета на стадии спада (см. таблицу 27).

Таким образом, с целью выявления этапа жизненного цикла образовательной организации автором предлагается провести анализ таких показателей, как миссия, имидж и узнаваемость.

Литература:

1. Образовательная программа и программа развития на 20112014 гг. Зубово-Поляна, 2011 г.

2. Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 123 с.

3. ПоляковаТ.Н. Контент-анализ миссий российских коммерческих банков // [Электронный ресурс] URL: http://www.km.ru/ referats/334994-kontent-analiz-missii-rossiiskikh-kommercheskikh-bankov (дата обращения 13.04.2014 г.)

4. Рогалева Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2007 г. 187 с.

5. Томилова Т.М. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. N 1. [Электронный ресурс] URL: http:// www.mavriz.ru/articles/1998/1/23.html (дата обращения 14.04.2014 г.)

5 Рогалева Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2007 г. 187 с.

6 Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 123 с.

7 Составлено автором. Источники: Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 123 с.; Рогалева Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2007 г. 187 с. и др.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАТУСА ПОЧЕТНЫХ КОНСУЛЬСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВ

Хачатурян В.С., аспирант кафедры гражданского права Московского института экономики, политики и права,

e-mail: int-law@mail.ru, тел. 89515237005

В статье дается сравнительный анализ актуальных положений международно-правового и национально-правового режима, применяемого к почетным (нештатным) консульским должностным лицам государств и консульским учреждениям, возглавляемым ими. В частности, в рамках данной статьи раскрываются особенности правового регулирования исследуемого института в законодательстве ряда Европейских стран.

Ключевые слова: Консульское право, консульские отношения, почетный консул, консульское учреждение, консульские иммунитеты и привилегии.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE HONORARY CONSULAR AGENCIES

STATUS

Khachaturyan V., the post-graduate student, Civil rights chair, Moscow Institute of Economics, Politics and Law

The current study wants to accomplish a comparative analysis of the juridical system applicable to the honorary consular offices in a treatment comparative to the status of the career consular offices and by both to the international and national legislation in this field.

Finally, the article aims to extend the limited diplomatic literature base on honorary consuls for both academics and practitioners.

Keywords: consular law, consular relations, honorary consul, consular post, consular immunities and privileges.

Сегодня институт почетных консулов является одним из ключевых инструментов, направленных на развитие партнерских отношений и активизации общественных контактов между представителями государств в ключевых сферах общественной жизни - экономики, культуры, туризма и науки. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 000 почетных консулов <1>.

В настоящее время в международном праве отсутствует универсальное определение понятий «почетный консул» и «почетное консульское учреждение». Это обусловлено рамочным характером норм Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. <2>, определяющих только общие положения относительно привилегий и иммунитетов почетных консулов, не раскрывая при этом их правовой статус. Данный вопрос регулируется нормами национального законодательства. Почетный консул, в соответствии с Положением о почетном консуле Российской Федерации от 13 октября 1998 г. - лицо, не являющееся штатным консульским должностным лицом, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации <3>.

Назначение почетных консулов производится, как правило, из числа граждан, занимающих достойное общественное положение в принимающем государстве — деятелей науки, культуры, бизнеса, которые по совместительству выполняют возлагаемые на них консульские функции.

История становления института почетных консулов берет свое начало в Древней Греции, где с V в. до н.э. широкое распространение получает институт проксении <4> - уникальное явление своей

эпохи. Проксенами назначались влиятельные лица из числа местных граждан, взявшие на себя обязательство оказывать поддержку и защищать интересы иностранцев, пребывающих в их родном полисе. Фундаментальной особенностью проксении является взаимный обмен вознаграждениями: проксен, отстаивая интересы полиса и его представителей, получал ряд прав и привилегий в этом граде-государстве <5>.

В Российской Империи институт почетных консулов начал формирование в первой четверти XVIII века. К 1902 году у Российской Империи насчитывалось свыше 300 нештатных консульских учреждений, практически вдвое превосходящих число штатных <6>.

В дальнейшем, с принятием Консульского устава СССР 1926 г. Советское государство отказалось от практики назначения и принятия почетных консулов.

Возрождение института почетного консульства произошло в России в начале 90-х годов ХХ века <7>. С развитием внешнеэкономических и политических связей институт почетных консулов обрёл в России особую актуальность, и как следствие, возникла необходимость в создании внутригосударственной правовой базы под деятельность почетных консулов, в основу которой легли, в первую очередь, положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.

Анализ Венской конвенции 1963 года показывает, что государства — участники Конвенции не установили различий в правовом статусе и функциональном назначении между консульствами, возглавляемыми штатными и нештатными (почетными) консулами. В связи с этим при определении правового статуса почетного консула

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.