Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ международных и региональных обязательств Российской Федерации в сфере финансовых рынков'

Сравнительно-правовой анализ международных и региональных обязательств Российской Федерации в сфере финансовых рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FINANCIAL MARKETS / WORLD TRADE ORGANIZATION / ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT / EURASIAN ECONOMIC UNION / OBLIGATIONS OF RUSSIAN FEDERATION / БОЗОРҳОИ МОЛИЯВИ / СОЗМОНИ ЦАҳОНИИ ТИЦОРАТ / СОЗМОНИ ҳАМКОРИ ВА РУШД ИқТИСОДӣ / ИТТИҳОДИ ИқТИСОДИИ АВРОСИЁ / ӯҳДАДОРИҳОИ ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайдуллина Венера Камилевна

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена активным развитием обязательственных отношений Российской Федерации в сфере финансовых рынков с международными и региональными организациями. В статье рассматриваются основные направления развития финансовых рынков. Проанализировано соотношение обязательств, взятых Россией в рамках членства во Всемирной торговой организации, в Евразийском экономическом союзе, а также, в случае ее вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития, в сфере финансовых рынков. Дана классификация финансовых рынков в свете международных и региональных обязательств России. Выявлены проблемы соотношения данных обязательств. Рассмотрены основные изъятия России из данных обязательств. Описан правовой механизм соблюдения взятых обязательств в области регулирования финансовых рынков посредством установления изъятий и иных способов регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шайдуллина Венера Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF INTERNATIONAL AND R EGIONAL COMMITMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FINANCIAL MARKETS'' SPHERE

The urgency of the problem is preconditioned with an active development of Russia’s commitment relations in the sphere of financial markets with international and regional organizations. This article is about basic directions of financial markets ’ development. Analysis of commitments correlation is made in the frameworks of Russia's membership in World Trade Organization, Eurasian Economic Union, Organization for Economic Cooperation and Development; provided Russia enters the latter the sphere of financial markets being involved as well. Classification of financial markets is given in the light of Russia’s international and regional commitments. The author describes a legal mechanism of observance of the commitments in the field of financial markets regulation by means of institution of exceptions and other means of regulation.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ международных и региональных обязательств Российской Федерации в сфере финансовых рынков»

12 00 10 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО 12 00 10 INTERNATIONAL LAW; EUROPEAN LAW

УДК 341.1/8 ББК 67.910.621 (051)

Шайдуллина Венера Камилевна,

к.ю.н., старший преподаватель ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ»,Председатель Частного учреждения «Научно-экспертный центр правовой защиты» (Россия, Москва)

Шайдуллина Венера Камилевна,

н.и.х,., сармуаллими МФДБТ ТОК «Донишгоуи молиявии назди Хукумати ФР» Раиси муассисаи хусусии «Маркази илмии коршиносии мууофизати ^уцуцй»

Shaydullina Venera Kamilevna,

candidate of juridical sciences, senior lecturer of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chairwoman of the Private Institution «Scientific-Expert Centre of Legal Protection», Russia, Moscow

E-MAIL: vk. shaydullina@gmail. com

Ключевые слова: финансовые рынки, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Евразийский экономический союз, обязательства Российской Федерации

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена активным развитием обязательственных отношений Российской Федерации в сфере финансовых рынков с международными и региональными организациями. В статье рассматриваются основные направления развития финансовых рынков. Проанализировано соотношение обязательств, взятых Россией в рамках членства во Всемирной торговой организации, в Евразийском экономическом союзе, а также, в случае ее вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития, - в сфере финансовых рынков. Дана классификация финансовых рынков в свете международных и региональных обязательств России. Выявлены проблемы соотношения данных обязательств. Рассмотрены основные изъятия России из данных обязательств. Описан правовой механизм соблюдения взятых обязательств в области регулирования финансовых рынков посредством установления изъятий и иных способов регулирования.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

ТАХДИЛИ КИЁСЙ-ХУКУКИИ УХДАДОРИХОИ МИНТАКАВИИ ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ ДАР МАВРИДИ БОЗОРХОИ МОЛИЯВЙ

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF INTERNATIONAL AND R EGIONAL COMMITMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FINANCIAL MARKETS' SPHERE

Калидвожа^о: бозоруои молияви, Созмони цауонии тицорат, Созмони уамкори ва рушд ицтисодй, Иттиуоди щтисодии АврОсиё, уудадориуои Федератсияи Русия

Зарурати тадцици мавзуи баррасишаванда аз рушди фаъоли муносибатуои мутааллиц ба уудадориуои ФР дар соуаи бозоруои молияви бо созмощои байналмилали ва минтацавй сар мезанад. Дар мацола самтуои асосии рушди бозоруои молияви мавриди тауциц царор гирифтааст. Дар он таносуби уудадориуои ба зимма гирифтаи Русия дар соуаи бозоруои молияви дар чорчубаи узвияташ дар Созмони цауонии тицорат, Иттиуоди ицтисодии Авруосиёй, уамчунин дар сурати ба Созмони уамкорй ва рушди ицтисодй шомил шудани он таулил шудааст. Дар он таснифи бозоруои молияви дар алоцамандй бо уудадориуои байналмилали ва минтацавии Русия пешниуод шуда, проблемауои таносуби ин уудадорщо нишон дода мешавад. Дар мацола мууимтарин истисноуои Русия аз ин уудадорщо баррасй мешаванд. Механизми ууцуци риояи уудадориуои дар соуаи танзими бозоруои молияви тавассути муцаррар намудани аз муомилагирй ва дигар усулуои танзим тавсиф шудааст.

Key words: financial markets, World Trade Organization, Organization for Economic

Cooperation and Development, Eurasian Economic Union, obligations of Russian

Federation

The urgency of the problem is preconditioned with an active development of Russia's commitment relations in the sphere of financial markets with international and regional organizations. This article is about basic directions of financial markets ' development. Analysis of commitments correlation is made in the frameworks of Russia's membership in World Trade Organization, Eurasian Economic Union, Organization for Economic Cooperation and Development; provided Russia enters the latter the sphere of financial markets being involved as well. Classification of financial markets is given in the light of Russia's international and regional commitments. The author describes a legal mechanism of observance of the commitments in the field offinancial markets regulation by means of institution of exceptions and other means of regulation.

Регулирование финансовых услуг содержится в области законодательства всех трех актуальных для России организаций: Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), Всемирной торговой организации (далее - ВТО), а также Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), членом которой Россия не является, однако имеет намерение вступить в нее. Как указывает М.В. Демиденко, финансовые услуги осуществляются в рамках финансового рынка, что обуславливает рассмотрение финансовых услуг в контексте их обращения в рамках рассматриваемой сферы [2].

К финансовым услугам в рамках ВТО, в соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 года о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года [10], относятся любые услуги по страхованию и услуги, связанные со страхованием (услуги по страхованию жизни, по перестрахованию и ретроцессии), страховое посредничество (брокерское и агентское), вспомогательные услуги - консультационные, актуарные); банковские и другие финансовые слуги (кроме страхования) - принятие вкладов,

кредитование, финансовый лизинг, услуги по платежам, выпуск ценных бумаг, брокерские услуги, управление активами, клиринговые услуги, сопутствующие консультационные и посреднические услуги.

Таким образом, финансовый рынок в рамках ВТО включает в себя деятельность по оказанию страховых услуг, банковских услуг, включающих в себя услуги по ценным бумагам.

Правовое регулирование обозначенных финансовых услуг в рамках финансовых рынков ВТО осуществляется посредством указанного протокола о присоединении к ВТО, а также на основе Генерального соглашения по торговле услугами (далее - ГАТС) с приложениями по финансовым услугам [1].

Финансовый рынок ЕАЭС включает в себя банковскую деятельность; рынок ценных бумаг; страховую деятельность. В рамках ЕАЭС, исходя из Приложения №17 к Договору о Евразийском экономическом союзе [3], «финансовые услуги» включают в себя следующие услуги финансового характера:

1) страховые и относящиеся к страховым услуги;

2) банковские услуги;

3) услуги на рынке ценных бумаг.

Исходя из обозначенного, финансовый рынок ЕАЭС состоит их трех названных типов финансовых услуг.

В 2015 году стороны реализовали возможность создания и функционирования наднационального органа по регулированию финансового рынка государств-сторон. Помимо обозначенного в 2012 году, был сформирован Консультативный комитет по финансовым рынкам при ЕЭК [14]. Основной задачей Комитета является реализация гармонизированной политики в области финансовых услуг, а также расширение взаимной торговли финансовыми услугами (в банковском и страховом секторе, а также на рынке ценных бумаг) с целью формирования единого финансового рынка [4].

Таким образом, можно отметить, что законодательство ЕАЭС в области финансовых рынков является одним из приоритетных направлений ЕАЭС и находится в стадии активного формирования, в связи с чем России необходимо учитывать свои обязательства перед международными интеграциями, в которых она уже участвует, а также планирует свое членство, так как единый рынок в рамках ЕАЭС диктует собственные условия его функционирования, что, с учетом имеющихся полномочий наднационального характера ЕЭК в сфере финансовых рынков, может являться предпосылкой для возникновения сложностей с исполнением Россией обязательств перед другими интеграциями.

В рамках ОЭСР подлежит регламентации сектор финансовых услуг, в который включены банковские услуги. Отдельно указывается сектор страховых услуг, но он не обозначен в секторе финансовых услуг. Также ОЭСР осуществляет правовое регулирование деятельности рынка ценных бумаг. К нормативным актам, регламентирующим деятельность по предоставлению финансовых услуг, помимо рассмотренных выше, относятся также кодексы либерализации ОЭСР (как кодекс либерализации движения капиталов [11], так и кодекс либерализации текущих невидимых операций) [12].

Таким образом, можно заключить, что в рамках всех трех интеграций осуществляется регулирование услуг банковских, страховых, а также услуг в области ценных бумаг,

которые в совокупности представляют собой финансовые услуги, обычно оказываемые на финансовых рынках.

Представляет интерес рассмотрение обязательств России в рамках всех трех интеграций: ВТО, ЕАЭС и ОЭСР в области финансовых услуг на предмет выявления противоречий и столкновений, влекущих за собой неисполнение (ненадлежащее исполнение, риски) Россией своих международных обязательств.

Российская Федерация в отношении сферы финансовых услуг предоставляет национальный режим по обязательствам перед членами и ВТО, и ЕАЭС. В рамках обеих интег-раций осуществляется предоставление национального режима в отношении широкого спектра услуг страхования и банковских услуг, но к ним имеется ряд ограничений. В ВТО все банковские услуги должны осуществляться с коммерческим присутствием в форме юридического лица РФ, за исключением банковских услуг, которые могут предоставляться организацией в форме представительства иностранного банка. Также не допускается страховое посредничество, связанное с заключением и распределением страховых контактов от имени иностранных страховщиков на территории РФ.

В ЕАЭС по аналогии с ВТО не разрешено страховое посредничество посредством услуг страховых агентов и страховых брокеров, но не полностью, а за исключением секторов, обозначенных в пункте 1 подраздела «Финансовые услуги» приложения III. Также предусмотрено, что лицензия на осуществление деятельности в сфере финансовых услуг выдается юридическим лицам Российской Федерации, созданным в организационно-правовой форме, установленной законодательством России. При этом необходимо учитывать, что, в соответствии с планами дальнейшей интеграции стран-членов ЕАЭС, которые подробнее будут рассмотрены ниже, одной из первоочередных задач является гармонизация лицензируемых видов деятельности на территории ЕАЭС, сокращение количества ограничений в индивидуальных перечнях изъятий стран-участниц и взаимное признание лицензий и иных разрешительных документов.

В целом можно отметить, что, несмотря на то, что перечень финансовых услуг, предоставляемых в рамках ЕАЭС и ВТО, фактически одинаков за счет имеющихся существенных ограничений в обязательствах России перед странами ВТО, её обязательства перед странами ЕАЭС намного шире.

В свою очередь ОЭСР в отношении торговли услугами, в том числе финансовыми, применяет национальный режим, а также режим либерализации. В Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях C(76)99/FINAL национальный режим определяется как режим, предоставляемый предприятиям, действующим на их территориях и находящимся во владении или под контролем граждан другой страны-участницы в соответствии с их законами, нормативными актами и административной практикой, который не противоречит международному праву и является не менее благоприятным, чем тот, который предоставляется в аналогичных ситуациях местным предприятиям.

Таким образом, национальный режим в ОЭСР, по сути, имеет общую природу с национальными режимами, предоставляемыми в ЕАЭС и ВТО. В приложении 3 Меморандума содержится перечень изъятий из национального режима, распространяющийся на сектора следующих услуг: финансовых (включают в себя банковские услуги), страховых (регламентируются не в контексте финансовых услуг, как в ЕАЭС, а отдельно).

Также в ОЭСР применяется такой режим, как режим либерализации, который направлен на применение государствами-членами специальных мер либерализации, направленных на устранение ограничений в области торговли услугами для эффективного экономического сотрудничества [8]. В приложениях к кодексам либерализации имеются перечни операций и услуг, подпадающих под режим либерализации. В частности, страны-члены ОЭСР принимают обязательства по либерализации в отношении операций, перечисленных в приложении А к кодексам, но при этом имеется возможность сделать оговорки в отношении принятия указанных обязательств в приложении В.

Таким образом, в ОЭСР в области регламентации финансового рынка предоставляется как национальный режим, так и режим либерализации. В обозначенных режимах Россия отразила свои изъятия из национального режима и оговорки по применению режима либерализации, которые отражены в Начальном меморандуме о позиции Российской Федерации в отношении актов ОЭСР [7].

В области страховых услуг в ЕАЭС и ОЭСР изъятия из национального режима фактически одинаковые, за некоторыми исключениями; например ЕАЭС в сфере страховых услуг не могут предоставляться услуги по страхованию жизни, в то время как в рамках изъятий из национального режима в страховом секторе услуг ОЭСР данного ограничения не содержится. Также в рассматриваемой сфере финансовых услуг в рамках изъятий из национального режима, предоставляемого ЕАЭС, содержится ремарка в отношении возможности осуществлять различные услуги организациям, являющимся дочерними по отношению к иностранным инвесторам государств-членов Европейского союза или имеющим долю таких иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%. Такие организации указаны практически в каждом изъятии, и они либо наделены, либо не наделены (в зависимости от конкретного вида страховых услуг) правом осуществлять страховые услуги на территории РФ. В разрезе обозначенного представляется, что у России могут возникнуть сложности со странами-участницами ЕАЭС в случае, если Беларусь и Казахстан или другие члены Союза сочтут вышеозначенные исключения дискриминационными по сравнению с изъятиями для ОЭСР после вступления России в данную международную организацию и «включению» в действие таких положений. Но учитывая дальнейшее стремление стран-членов ЕАЭС к снятию всех взаимных ограничений в сфере услуг, указанные претензии со стороны Казахстана и Белоруссии маловероятны.

В отношении банковской сферы можно отметить, что в ОЭСР у России, по сравнению со странами ЕАЭС, имеется больше ограничений. В изъятиях из национального режима для ОЭСР указано, что Россия не предусматривает возможности создания филиалов иностранных банков и кредитных организаций на ее территории. В свою очередь в изъятиях для ЕАЭС прямой запрет на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями не обозначен, а указывается лишь на необходимость получения предварительного разрешения Банка России. Помимо обозначенного, в рамках ОЭСР отмечено, что Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности. Таких

изъятий нет в ЕАЭС. Следовательно, несмотря на определенную схожесть тенденций в ЕАЭС и ОЭСР в отношении либерализации торговли финансовыми услугами, можно отметить, что для ЕАЭС предусмотрены более широкие возможности в области предоставления банковских услуг на территории России, что в свою очередь может расцениваться ОЭСР как дискриминация возможностей ее стран-членов в сравнении с возможностями, предоставленными России участниками ЕАЭС.

Регламентация предоставляемых услуг на рынке ценных бумаг в рамках ВТО отражена в перечне специфических обязательств РФ по услугам в разделе финансовых услуг «Банковские и другие услуги». К ним относится: участие всех видов ценных бумаг, включая организацию подписки и размещения ценных бумаг в качестве агента (через публичную и закрытую подписку), и оказание услуг, имеющих отношение к такому выпуску. В рамках обозначенных услуг предоставляется национальный режим, но с определенными изъятиями (например операции с ценными бумагами могут осуществляться только брокерами, коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица России и другие ограничения). Консультационные, посреднические и другие вспомогательные услуги предоставляются в рамках национального режима без изъятий.

В ЕАЭС услуги на рынке ценных бумаг включают в себя следующие услуги: торговля за свой счет и за счет клиентов, на валютной бирже и вне биржи, либо иным образом, в том числе инструментами денежного рынка и переводными ценными бумагами; участие в эмиссиях всех видов ценных бумаг и предоставление услуг, относящихся к таким эмиссиям; брокерские операции на финансовом рынке; управление активами, такими как наличность или ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление пенсионным фондом, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги; клиринговые услуги по финансовым активам, включая ценные бумаги, деривативы и другие инструменты; предоставление и передача финансовой информации и обработка финансовых данных и соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг; консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги во всех обозначенных видах деятельности.

В отношении обозначенных операций с ценными бумагами в рамках ЕАЭС предоставляется национальный режим, за исключением общего положения в отношении норм о лицензии на осуществление деятельности в сфере финансовых услуг в Российской Федерации, которая выдается юридическим лицам Российской Федерации, созданным в организационно-правовой форме, установленной законодательством России. Таким образом, в разрезе ВТО и ЕАЭС вновь наблюдается меньший объем изъятий и ограничений, предоставляемый Россией ЕАЭС в рамках рынка ценных бумаг.

В ОЭСР не наблюдается изъятий в отношении услуг по ценным бумагам в перечне изъятий из национального режима. Следовательно, либо рынок ценных бумаг помещен под режим либерализации, либо под национальный режим без изъятий. С учетом отсутствия изъятий из национального режима, а также с учетом того, что рынок ценных бумаг регулируется кодексами либерализации ОЭСР, вероятнее всего, на рынок ценных бумаг в рамках ОЭСР распространяется режим либерализации. В контексте позиции России в отношении Решений ОЭСР о принятии кодексов либерализации, которая заключается в том, что Российская Федерация принимает данные решения и присоединяется к принципам, изложенным в кодексах либерализации ОЭСР (резервируя

право вводить и применять изъятия в соответствии с положениями кодексов, а также с учетом оговорок, указанных в перечне А приложения А к кодексам, а также в любое время в отношении перечня В приложения А к кодексу), определение режима, распространяющегося на рынки ценных бумаг, не принципиально, так как исходя из положений статей 1 кодексов либерализации, в рамках которых страны-члены: постепенно отменяют между собой ограничения на перемещение капиталов посредством мер либерализации в той степени, которая необходима для эффективного экономического сотрудничества (кодекс либерализации движения капиталов); ликвидируют ограничения по текущим невидимым операциям посредством мер либерализации в отношениях друг с другом, предоставляя любое разрешение, требующееся для такой операции (кодекс либерализации текущих невидимых операций) - очевидно явствует направленность развития отношений России и ОЭСР в контексте практически полной либерализации и снятия ограничений, в том числе распространяющихся на сферу обращения ценных бумаг.

Обязательства, вытекающие из актов ОЭСР, регламентирующих рассматриваемую сферу, содержат в себе достаточно объемный блок обязательств, связанных с ценными бумагами. В рамках взаимодействия государства с отраслью ценных бумаг предполагается прозрачность в отношении ценных бумаг и их эмитентов, в том числе с учетом законодательно закрепленных правил минимальной гласности и процедуры перед публичным предложением ценных бумаг, а также стандартных правил для операций финансовых институтов по коллективному инвестированию в ценные бумаги; защита прав и интересов инвесторов посредством формирования и наличия необходимых процедур, направленных на такую защиту, в том числе посредством мер технического характера и мер, направленных на защиту инвестора в отношении институциональных инвесторов; отсутствие ограничений на покупку незарегистрированных или не котируемых на официальных рынках ценных бумаг, в случае приобретения инвестором таких бумаг за свой счет; в также стремление к устранению возможных препятствий и ограничений по покупке ценных бумаг.

Как представляется, все указанные обязательства в своей совокупности, которые принимает на себя Россия в контексте потенциального членства в ОЭСР, не имеют острых противоречий с обязательствами России в рамках ВТО и ЕАЭС, так как они направлены на приветствуемую всеми интеграциями транспарентность и сокращение препятствий и ограничений, в том числе в сфере ценных бумаг. Вместе с тем необходимо учитывать, что некоторые обязательства России перед ОЭСР предполагают возможное внесение изменений в законодательство (в случае его несоответствия стандартам и правилам ОЭСР). Например, данное утверждение справедливо в отношении отраженной в контексте обязательств ОЭСР необходимости использования в деятельности финансовых рынков правил ОЭСР о минимальной гласности и процедуры перед публичным предложением ценных бумаг; стандартных правил для операций финансовых институтов по коллективному инвестированию в ценные бумаги; а также принципов создания структуры политики результативного и рационального финансового регулирования (под которыми подразумевается высокий уровень прозрачности финансовой системы, в том числе публикация ее атрибутов; постоянное наблюдение за развитием национальной и международной финансовой системы; разработка инструментов политики финансового регулирования [13]).

Такие изменения, вносимые в национальное законодательство, могут повлечь за собой как полное несоответствие, так и определенное накладывание, взаимоисключение в отношении как уже имеющихся норм, так и новых, вводимых ЕАЭС, норм и правил, с учетом имеющейся в рамках ЕАЭС сформированной ЕЭК, обладающей наднациональными полномочиями в области принятия обязательных для всех участников ЕАЭС нормативных актов, в том числе в рассматриваемой сфере финансовых рынков. В связи с обозначенным России необходимо контролировать процесс приведения своего законодательства в соответствие с нормами и правилами ОЭСР, соблюдая баланс имеющихся обязательств перед ЕАЭС, а также учитывая их потенциально возможное изменение посредством наднациональных полномочий ЕЭК, осуществляющей свою деятельность с точки зрения интересов единого рынка ЕАЭС, а не отдельно России. С учетом возможности введения и применения, согласно актам ОЭСР, мер технического характера и мер, направленных на защиту инвестора в отношении институциональных инвесторов, а также необходимости снятия ограничений на покупку незарегистрированных или не котируемых на официальных рынках ценных бумаг, в случае приобретения инвестором таких бумаг за свой счет, обозначенное приобретает особую актуальность в контексте возможных противоречий положениям ЕАЭС приведенного в соответствие с требованиями ОЭСР национального законодательства России.

Справедливо, что все обозначенное может иметь и противоположное направление, при котором введение новых положений и правил в рамках регулирования рассматриваемой сферы в ЕАЭС (законодательная база которой в настоящее время активно развивается и наполняется новыми актами, регламентирующими финансовые рынки) в случае их несовпадения или несоответствия стандартам и правилам ОЭСР, может повлечь за собой необходимость изменения и приведения российского законодательства в соответствие с нормами ЕАЭС, а также подчинение России данным нормам в своей деятельности на финансовых рынках как в ЕАЭС, так и в рамках международных финансовых рынков. Следовательно, в данном случае Россия может оказаться в положении, при котором не сможет выполнить обязательства уже перед ОЭСР (либо это будет затруднительно). Особенно данные риски представляются обоснованными в связи с предоставлением России странам ЕАЭС национального режима по ряду финансовых услуг. Национальный режим фактически означает, что иностранные организации (казахстанские и белорусские) в данном случае ставятся на рынке финансовых услуг в равное положение с российскими организациями. Соответственно, все указанные лица, которым предоставлен национальный режим, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с едиными, равными для всех, правилами, учитывая общность рынка России, Казахстана и Беларуси.

Таким образом, России следует всесторонним образом соблюдать баланс своих интересов, а также выполнять свои международные обязательства в рамках интеграций, в которых она принимает участие. Вместе с тем обозначенные риски могут быть нивелированы при условии реально действующей нормы, согласно которой в рамках национального законодательства стороны ЕАЭС создают гармонизированные требования по регулированию и надзору над рынком ценных бумаг в соответствии с основополагающими принципами ОЭСР и наилучшей международной практикой. Однако надо понимать, что для России как будущего члена ОЭСР актуально соблюдение

указанных норм ОЭСР, в то время как Казахстан и Белоруссия или другие члены Союза могут в данном вопросе руководствоваться собственными интересами.

Помимо обозначенного, ОЭСР предусматривает в своих актах необходимость для стран-участниц внедрять финансовое образование всеми возможными способами, что, как представляется, не является противоречием в контексте положений ЕАЭС и ВТО. Например, на текущий момент в рамках обеих интеграций предполагается создание информационных центров, осуществляющих консультирование заинтересованных лиц.

Также ОЭСР призывает к созданию благоприятных условий для конкуренции на национальном и международных рынках. В рамках ЕАЭС действует норма, закрепляющая обязательство участников ЕАЭС предоставлять друг другу преференциальный режим путем изъятия из режима наибольшего благоприятствования в пользу другого государства-участника в случае осуществления торговли услугами с третьими странами. ВТО предусматривает возможность предоставления преимуществ сопредельным странам. Вместе с тем использование данной нормы подчеркивает фактический приоритет интересов ЕАЭС перед другими интеграциями. Соответственно, в контексте рекомендаций ОЭСР о создании благоприятных условий для конкуренции как на национальном, так и на международных рынках, указанная преференция может рассматриваться как создание более благоприятных условий для конкуренции стран ЕАЭС, но не для других стран, например членов ОЭСР, в связи с чем это может позиционироваться со стороны ОЭСР как определенная дискриминация в области конкуренции финансовых услуг.

Также среди обязательств России перед ОЭСР отмечается необходимость соблюдения принципов защиты прав потребителей финансовых услуг, что подразумевает под собой, в том числе, наличие контролирующих органов, отвечающих за такую защиту, и наделение их необходимыми полномочиями по такой защите.

В рамках ЕАЭС в настоящее время разрабатывается проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-членов ЕАЭС [6]. Положения данного проекта соглашения включают в себя, в том числе, регламентацию порядка осуществления надзора за участниками финансового рынка, а также согласование единых требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг. Как считает Д.В. Панкин, создание общего финансового рынка ЕАЭС, сопоставимых правилах регулирования на общем пространстве, где каждый финансовый институт сможет работать, является основной целью регионального объединения [8].

Таким образом, можно отметить, что тенденции, установленные в рамках обязательств в ОЭСР, имеют отражение в направлениях ЕАЭС [5, с. 79]. Как представляется, потенциальные риски, связанные с разным подходом к реализации обязательств ОЭСР и положений ЕАЭС, будут нивелированы в случае соблюдения пункта 2 статьи 5 проекта соглашения, в котором указано, что стороны в процессе гармонизации законодательства своих государств в финансовой сфере руководствуются основополагающими принципами международных актов и организаций (эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору, эффективного страхового надзора (IAIS), эффективного надзора за субъектами рынка ценных бумаг IOSCO, OECD), директивами ЕС и наилучшей международной практикой.

Помимо указанного соглашения, ЕЭК в сфере финансовых рынков подготовлено соглашение по обмену информацией между уполномоченными органами для обеспечения

возможности обмена, в том числе конфиденциальной, лицензионной и надзорной информацией. В контексте одного из требований ОЭСР о необходимости обеспечения высокого уровня прозрачности финансовой системы посредством законных механизмов, позволяющих государственным органам обеспечить сбор и раскрытие информации, принятие соглашения по обмену информацией коррелирует с направлениями ОЭСР.

Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Российской Федерации, являясь членом ЕАЭС, в связи с активным становлением права ЕАЭС с сфере финансовых рынков необходимо учитывать свои обязательства перед международными интеграциями, в которых она уже участвует, а также планирует свое членство, т.к. единый рынок в рамках ЕАЭС устанавливает собственные условия его функционирования, что с учетом имеющихся полномочий наднационального характера ЕЭК в сфере финансовых рынков может являться предпосылкой для возникновения сложностей с исполнением Россией обязательств перед другими интеграциями. Однако при условии сохранения взятых ориентиров на применение международных принципов и стандартов, в том числе стандартов и передовой практики ОЭСР, при формировании новых органов ЕАЭС (в том числе имеющих наднациональные полномочия), риски России по столкновению ее обязательств в рамках рассматриваемых интеграций и их невыполнение (выполнение не в должном объеме) минимальны при условии активной позиции России по внедрению политики приверженности ЕАЭС таким принципам и стандартам.

Список использованной литературы:

1. Генеральное соглашение по торговле услугами [Электронный ресурс] // URL: http://ind.kurganobl.ru/assets/files/WTO/services.pdf (дата обращения: 30.01.2017).

2. Демиденко М.В. Либерализация финансового рынка в рамках ЕАЭС //Доклад ЕБРР.- №36. -2016. - С. 24.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.01.2017).

4. Жуматаева А. Основные векторы интеграционных процессов в страховании в рамках Евразийского экономического союза // Рынок страхования. - №15.- 2015.

5. Зинченко П. А., Шайдуллина В. К. Конвергенция банковских систем России и Крыма. Экономико-правовые аспекты //Научные записки молодых исследователей. - 2014. - №2.- С. 79-82.

6. Коллегия ЕЭК одобрила проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое определяет меры гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере [Электронный ресурс] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/13-10-2015-2.aspx (дата обращения: 30.01.2017).

7. Начальный меморандум о позиции Российской Федерации в отношении актов Организации экономического сотрудничества и развития от 2009 г. [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_organization/rus siaoecd/doc20130410_15 (дата обращения: 30.01.2017).

8. Панкин Д.В. Общий финансовый рынок ЕАЭС //Банки. - №4.- 2016.

9. Паньков В. Россия и ОЭСР //Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 3.

10. Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // СЗ РФ. 2011. №52. ст. 7588.

11. Решение Совета «О принятии Кодекса либерализации текущих невидимых операций» от 12 декабря 1961 г. - OECD/C(61)95 [Электронный ресурс] // URL: http://oecdru.org/rusweb/general/codex.htm (дата обращения: 30.01.2017).

12. Решение Совета «О принятии Кодекса либерализации текущих невидимых операций» от 12 декабря 1961 г. - OECD/C(61)959 [Электронный ресурс] // URL: http://oecdru.org/rusweb/general/codex.htm (дата обращения: 30.01.2017).

13. Сенчагов В.К. Современные системы развития финансовой системы в условиях глобализации // Современные технологии управления.- 2015. - №9 (57).

14. Хулхачиев Б.В. Финансовая политика в рамках Евразийской интеграции. - М., 2015.

Reference Literature:

1. General Agreement on Services Trade [Electronic resource] // URL: http://ind.kurganobl.ru/assets/files/WTO/services.pdf (date of request: 30/01/2017).

2. Demidenko M.V. Liberalization of Financial Market in EurAs EU// EBRR report. - # 36. 2016. - p. 24.

3. Agreement on EurAs Economic Union (signed in Astana: 29.05.2014) [Electronic resource] // Official Internet-Portal of Law Information URL: http://www.pravo.gov.ru (date of request: 16/01/2017).

4. Zhumatayeva A. Basic Vectors of Intergrational Processes in Insurance in the Frames of Eurasian Economy Union //Insurance Market; 2015, - # 15.

5. Zinchenko P.A., Shaydullina V.K. Convergence of Banking systems of Russia and Crimea. Economic-Law Aspects // Scientific Notes of Young Researchers. 2014. №2. -pp. 79 - 82.

6. Eu Collegium Approved of the Project of the Agreement on the Requirements towards the Activities at Financial Markets Determining the Measures on Legislation Harmonization in the Financial Sphere on the Part of EuAcEC Members - States [Electronic resource] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news / Pages / 13-10-2015-2.aspx (date of request: 30.01.2017).

7. National Memorandum on Russian Federation Position Concerned with the Instruments of Organization for Economy Development and Cooperation in Financial Sphere [Electronic resource]//URL:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_organization/rus siaoecd/ doc20130410_15 (date of request: 30/01/2017).

8. Pankin D.V. Eur As EU Common Financial Market//Banks. - 2016, - # 4.

9. Pankin V. Russia and OESR// World Economics and International Relations. - 2005, - # 3.

10. Protocol from 16.12.2011 «On Russian Federation Joining to Marrakesh Agreement on Institution of World Trade Organization from April 15, 1994" // RF SZ (Code of Laws). 2011. -#52. - p. 7588.

11. Council Resolution «On Adoption of the Code of Liberalization of Current Invisible Operations» from December 12, 1961 - OECD(61)95 [Electronic resource] // URL: http://oecdru.org/rusweb/general/codex.htm (date of request: 30/01/2017).

12. Ibidem.

13. Sennagov V.K. Modern Systems of Financial Systems Development under Globalization Conditions //Modern Systems of Management. - 2015, - #9(57).

14. Khulkachiyev B.V. Financial Policy in the Frames of Eurasian Integration. -M., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.