Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
условно-досрочное освобождение / замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания / законодательство зарубежных стран / критерии досрочного освобождения / осужденные к лишению свободы / parole / replacement of the unserved part of the sentence with a milder type of punishment / legislation of foreign countries / criteria for early release sentenced to imprisonment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закиров Тимур Маратович

Изучение законодательства зарубежных стран позволяет выявить новые тенденции развития права, обнаружить правовые новеллы, которые могли бы использоваться в правоприменительной практике России. Соответствующий сравнительно-правовой анализ позволил выявить особенности досрочного освобождения таких зарубежных стран, как Франция, Швейцария, Индия, Китайская Народная Республика, Северная и Южная Корея, а также Республика Беларусь. Автор подробно анализирует нормативно-правовые акты указанных зарубежных стран и на основе изученных положений делает выводы о возможности применения данных норм в системе права Российской Федерации. Так, изучая уголовное законодательство Франции, автор подчеркивает возможность полного снятия судимости при условно-досрочном освобождении (далее УДО), наличие закрепленных оснований для отказа в досрочном освобождении, а также особую роль врача-психиатра и психолога при оценке целесообразности освобождения некоторых категорий осужденных. Также автор выделяет сходство регулирования вопросов УДО в Китае и России конкретизацией критериев досрочного освобождения в обеих странах занимается высшая судебная инстанция. Особое внимание автор уделяет процедуре УДО в Республике Беларусь, так как правовая система данного государства наиболее близка к Российской Федерации. Положительным аспектом видится поэтапное улучшение правового положения осужденного в зависимости от степени исправления. В заключение автор отмечает, что критерии досрочного освобождения в зарубежных странах во многом схожи между собой, а некоторые положения заслуживают отдельного внимания и применения в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Закиров Тимур Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF PAROLE UNDER THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

The study of the legislation of foreign countries makes it possible to identify new trends in the development of law, to discover legal novelties that could be used in the law enforcement practice of Russia. The corresponding comparative legal analysis made it possible to identify the features of parole of such foreign countries as France, Switzerland, India, the People’s Republic of China, North and South Korea, as well as the Republic of Belarus. The author analyzes in detail the normative legal acts of these foreign countries and, on the basis of the studied provisions, draws conclusions about the possibility of applying these norms in the system of law of the Russian Federation. Thus, studying the criminal legislation of France, the author emphasizes the possibility of a complete removal of a criminal record upon parole (hereinafter referred to as parole), the existence of fixed grounds for refusing parole, as well as the special role of a psychiatrist and psychologist in assessing the expediency of release certain categories of prisoners. The author also highlights the similarity of the regulation of parole issues in China and Russia the specification of the criteria for early release in both countries is handled by the highest court. The author pays special attention to the parole procedure in the Republic of Belarus, since the legal system of this state is closest to the Russian Federation. A positive aspect is the gradual improvement of the legal status of the convict, depending on the degree of correction. In conclusion, the author comes to the conclusion that the criteria for early release in foreign countries are largely similar to each other, and some provisions deserve special attention and application in domestic legislation.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

DOI 10.37523/SUI.2023.54.3.020 УДК 343.265.2

Закиров Тимур Маратович

адъюнкт,

Академия ФСИН России,

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,

е-mail: ztm97@yandex.ru

Timur M. Zakirov

Adjunct,

Academy of the Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, е-mail: ztm97@yandex.ru

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация. Изучение законодательства зарубежных стран позволяет выявить новые тенденции развития права, обнаружить правовые новеллы, которые могли бы использоваться в правоприменительной практике России. Соответствующий сравнительно-правовой анализ позволил выявить особенности досрочного освобождения таких зарубежных стран, как Франция, Швейцария, Индия, Китайская Народная Республика, Северная и Южная Корея, а также Республика Беларусь.

Автор подробно анализирует нормативно-правовые акты указанных зарубежных стран и на основе изученных положений делает выводы о возможности применения данных норм в системе права Российской Федерации. Так, изучая уголовное законодательство Франции, автор подчеркивает возможность полного снятия судимости при условно-досрочном освобождении (далее - УДО), наличие закрепленных оснований для отказа в досрочном освобождении, а также особую роль врача-психиатра и психолога при оценке целесообразности освобождения некоторых категорий осужденных. Также автор выделяет сходство регулирования вопросов УДО в Китае и России - конкретизацией критериев досрочного освобождения в обеих странах занимается высшая судебная инстанция.

Особое внимание автор уделяет процедуре УДО в Республике Беларусь, так как правовая система данного государства наиболее близка к Российской Федерации. Положительным аспектом видится поэтапное улучшение правового положения осужденного в зависимости от степени исправления. В заключение автор отмечает, что критерии досрочного освобождения в зарубежных странах во многом схожи между собой, а некоторые положения заслуживают отдельного внимания и применения в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, законодательство зарубежных стран, критерии досрочного освобождения, осужденные к лишению свободы.

Summary. The study of the legislation of foreign countries makes it possible to identify new trends in the development of law, to discover legal novelties that could be used in the law enforcement practice of Russia. The corresponding comparative legal analysis made it possible to identify the features of parole of such foreign countries as France, Switzerland, India, the People's Republic of China, North and South Korea, as well as the Republic of Belarus.

The author analyzes in detail the normative legal acts of these foreign countries and, on the basis of the studied provisions, draws conclusions about the possibility of applying these norms in the system of law of the Russian Federation. Thus, studying the criminal legislation of France, the author emphasizes the possibility of a complete removal of a criminal record upon parole (hereinafter referred to as parole), the existence offixed grounds for refusing parole, as well as the special role of a psychiatrist and psychologist in assessing the expediency of release certain categories of prisoners. The author also highlights the similarity of the regulation of parole issues in China and Russia - the specification of the criteria for early release in both countries is handled by the highest court.

The author pays special attention to the parole procedure in the Republic of Belarus, since the legal system of this state is closest to the Russian Federation. A positive aspect is the gradual improvement of the legal status of the convict, depending on the degree of correction. In conclusion, the author comes to the conclusion that the criteria for early release in foreign countries are largely similar to each other, and some provisions deserve special attention and application in domestic legislation.

Keywords: parole, replacement of the unserved part of the sentence with a milder type of punishment, legislation offoreign countries, criteria for early release sentenced to imprisonment.

© 2023 Закиров Т. М.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF PAROLE UNDER THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

Необходимость изучения законодательства зарубежных стран обусловлена познавательной ценностью и возможностью применения отдельных положений в российской законодательной практике. Профессор В. А. Рыбаков утверждает, что исследование законодательства зарубежных стран и внедрение его в правовую систему России следует рассматривать как инструмент развития национального права [1, с. 16]. Г. М. Азнагулова рассматривает использование и применение правовых норм иностранного государства в качестве формы взаимодействия национальных правовых систем и способа модернизации законодательства [2, с. 18]. Соглашаясь с мнениями ученых-юристов, мы также считаем, что некоторые нормы могут быть имплементированы с целью совершенствования правовой системы Российской Федерации, а также повышения эффективности применения института смягчения наказания. Значимый исторический опыт стран зарубежья позволяет провести детальный анализ особенностей правовой регламентации вопросов досрочного освобождения, что, несомненно, представляется для нас актуальным.

С целью выявления тенденций развития правовой регламентации досрочного освобождения необходимо провести анализ действующих нормативно-правовых актов зарубежных стран.

В первую очередь следует определить название данного института права. Так, в некоторых странах данный вид освобождения называется условным освобождением (ст. 38 УК Швейцарии) или помилованием (ст. 54 УК КНДР). Однако в большинстве стран используется формулировка в виде условно-досрочного освобождения. Замена неотбытой части наказания более мягким видом в привычной формулировке встречается редко, как правило, данный вид освобождения из исправительного учреждения (далее - ИУ) связан со смягчением наказания или изменением приговора.

Во Франции условно-досрочное освобождение регламентируется Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. В Уголовном кодексе отражены общие положения досрочного освобождения - если суд придет к выводу, что исправление осужденного достигнуто, причиненный ущерб возмещен, а последствия преступления устранены. Более подробно критерии УДО описаны в ст. 729-733 УПК Франции [3]:

1) отбытие установленного законом срока наказания - по общему правилу неотбытая часть наказания должна быть не менее половины от полного срока наказания;

2) если осужденные продемонстрируют «серьезные усилия по реинтеграции», которые выражаются в профессиональной и трудовой деятельности, повышения уровня образования, активном участии в жизни своей семьи, прохождении лечения, возмещении ущерба, а также в участии в иных проектах по ресоциализации. Данные критерии учитываются в совокупности и имеют равное значение при разрешении вопроса об условно-досрочном освобождении.

Отдельные критерии установлены для осужденных, возраст которых превышает семьдесят лет. Если такие граждане нуждаются в постоянном уходе, для досрочного освобождения необходимо предоставить в суд сведения о наличии у них постоянного места жительства. Для осужденных к пожизненному лишению свободы установлен дополнительный критерий - заключение специализированного эксперта врача-психиатра и психолога, обладающего знаниями в области психопатологии.

Положительным моментом в УПК Франции можно отметить наличие оснований, препятствующих условно-досрочному освобождению. К числу таких относятся невыполнение требований, указанных в приговоре суда, или признание осужденного на комплексной комиссии общественно опасным, если лицо осуждено за ряд тяжких преступлений или к пожизненному лишению свободы. Также суд может отказать в условно-досрочном освобождении, если осужденный предоставил неполные или ложные сведения в отношении местонахождения предметов, приобретенных преступным путем. Немаловажным фактом является возможность суда не упоминать приговор в судимостях осужденного, если будет принято решение о досрочном освобождении, что существенно стимулирует осужденных к правопослушному поведению в учреждении.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом представлена в виде возможности осужденного досрочно освободиться из мест лишения свободы с целью дальнейшего содержания под электронном наблюдением за пределами ИУ. Общие критерии данного вида освобождения также закреплены в Уголовном кодексе, однако применяется электронное наблюдение в случаях, когда лишение свободы не превышает двух лет, а также с учетом личности осужденного. Перед вынесением решения о переводе на домашнее электронное наблюдение суд предписывает администрации ИУ обеспечить наличие технического средства контроля и надзора, проверить семейное, материальное и социальное положение осужденного или обвиняемого, в том числе в целях определения времени и места назначения.

Согласно ст. 64а УК Швейцарии осужденный может быть досрочно освобожден из мест лишения свободы в случае, когда отбыто более двух третей от назначенного наказания и, если суд придет к выводу, что поведение осужденного за пределами исправительного учреждения будет носить правопослушный характер [4]. Исходя из анализа кодекса, мы может отметить, что суд, при разрешении соответствующего вопроса, должен учитывать не только поведение во время содержания, но и возможное поведение после освобождения, мнение тюремного персонала о возможности освобождения, ходатайство самого осужденного.

Отдельным аспектом хочется выделить возможность досрочного освобождения по исключительным личным обстоятельствам, если отбыто половина срока наказания и не менее трех месяцев. Лица, осужденные к пожизненному лишению свободы, могут быть досрочно освобождены не ранее чем через 15 лет с начала срока, а при исключительных случаях не ранее чем через 10 лет. При этом за осужденным будет установлен надзор на определенный срок, в ходе которого возможно, как и полное освобождение от него, так и возвращение в исправительное учреждение.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом предусмотрена ст. 75 а УК Швейцарии и выражается в возможности перевода осужденного в учреждение открытого типа, предоставление более широкого права на трудоустройство. В данном случае критериями замены выступает признание лица на соответствующей комиссии неопасным для общества и других осужденных.

В Индии общие вопросы УДО регламентированы специальным постановлением Департамента внутренних дел при Национальном правительстве от 17 февраля 2010 г. [5]. Главной отличительной чертой УДО в Индии является кратковременность периода нахождения осужденного на свободе: по общим основанием УДО не может превышать один месяц, а отпуск в связи с исключительными обстоятельствами (смерть или брак близкого родственника) предоставляет на срок не более 14 дней. Соответственно по окончанию установленного срока осужденный обязан вернуться в ИУ. Причинами применения УДО на общих основаниях также может являться тяжелая болезнь родственника, роды супруги, поддержание социальных и семейных связей, обеспечение безопасности семьи и имущества в случае стихийного бедствия. Для представления к досрочному освобождению осужденный должен отбыть не менее одного года лишения свободы, при этом нахождение в состоянии ремиссии в этот срок не включается, должно быть постоянное хорошее поведение, которое подтверждается специальными отчетами администрации ИУ.

В 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19 и с целью предотвращения эпидемии в тюрьмах в качестве критерия УДО могло выступать состояние здоровье осужденного. Помимо тяжелого заболевания учитывался срок нахождения в ИУ, а также тяжесть совершенного преступления.

После предоставления ходатайства осужденного администрация ИУ запрашивает специальный отчет в полицейском участке, который проводил расследование в отношении данного лица, подготавливает рекомендацию и иные документы (медицинские справки, если осужденный болен). После выполнения вышеуказанных действий администрация направляет материалы заместителю министра внутренних дел правительства штата, который принимает окончательное решение по ходатайству. В некоторых штатах материалы передаются генеральному инспектору тюрем, который совместно с окружным магистратом принимает решение. Данная особенность связана с тем, что единое законодательство, регулирующее УДО в Индии, отсутствует, и штаты имеют право на внесение некоторых изменений в соответствующий правовой институт. Повторное ходатайство возможно только по прошествию шести месяцев с момента окончания пред ы-дущего освобождения.

Не обладают правом на УДО осужденные за преступления против государства и национальной безопасности, не являющиеся гражданами Индии, лица, совершившие серьезные нарушения режима содержания, половые преступления в отношении несовершеннолетних, побег из ИУ или несвоевременное возвращение в соответствующее учреждение, множественные убийства. Законным основанием для отказа в УДО может являться несоблюдение установленных ограничений после последнего освобождения из ИУ или совершение преступления в период предыдущего УДО.

Подробно регламентирован процесс условно-досрочного освобождения в Уголовном кодексе Китайской Народной Республике (далее - УК КНР). В ст. 81 УК КНР указано, что раскаявшиеся в содеянном осужденные после отбытия половины срока наказания могут быть досрочно освобождены из мест лишения свободы, если не несут угрозу обществу. Конкретизация критериев

досрочного освобождения осуществляется в Пояснениях Верховного народного суда Китайской Народной Республики (далее - ВНС КНР) «О применении законодательства о сокращении сроков наказания и условно-досрочном освобождении» от 14 ноября 2016 г. № 23. В них отмечается, что при разрешении соответствующих вопросов суд учитывает характер преступления, размер необходимого к оплате штрафа. В отличие от российского законодательства, Пояснения ВНС КНР требуют полное признание вины осужденным. Сходство отмечается в требовании неукоснительно соблюдать установленные законом и ведомственными актами нормы и правила ИУ, а также в наличии обязательного привлечения осужденных к труду. Существенным критерием искреннего раскаяния является воспрепятствование осужденным противоправному деянию иных лиц, научные изыскания, усовершенствование процесса производства. При вынесении решения об условно-досрочном освобождении судья должен учитывать возможность совершения рецидива преступления и готовность осужденного к постпенитенциарной ресоциализации [6, с. 425].

Дифференцированный момент наступления права на УДО связан со сроками назначенного наказания и характером совершенного преступления. Для лиц, срок назначенного наказания которых не превышает пяти лет лишения свободы, возможность досрочного освобождения наступает после фактического отбытия 1 года, от 5 до 10 лет - после отбытия 1 года 6 месяцев, от 10 лет -после двух лет фактического отбытия. Пожизненно лишенные свободы могут быть досрочно освобождены после 13 лет фактического отбытия наказания, осужденные к смертной казни, которым в установленным порядке наказание заменено на пожизненное лишение свободы или на лишение свободы на определенный срок, - после 15 лет фактического отбытия. Особое внимание уделяется предупреждению рецидива после досрочного освобождения, поэтому суды обязаны давать оценку всем значимым обстоятельствам дела [7, ^ 476].

Отдельные критерии установлены для осужденных за коррупционные преступления бывших государственных служащих, которые могут быть досрочно освобождены, если полностью признали вину, раскаялись в содеянном и хотя бы частично выполнили имущественные обязательства по приговору суда.

Интересным положением в Пояснениях видится нам приоритет досрочного освобождения отдельных категорий осужденных. К числу таких категорий относятся инвалиды и лица с серьезными заболеваниями, несовершеннолетние и пожилые, а также осужденные, совершившие преступления по неосторожности или принуждению. Считаем такой подход некорректным для применения в российском правовом поле, так как такие обстоятельства учитываются при назначении наказания и определении срока лишения свободы. Однако инвалидность или заболевания, которые не подпадают под перечень болезней, препятствующих отбыванию лишения свободы, могли бы рассматриваться как дополнительные критерии досрочного освобождения, если такие обстоятельства наступили после вступления приговора в законную силу.

Условно-досрочное освобождение не применяется к лицам, осужденным за преступления должностного характера, преступления, связанные с организованной преступной группой, или если право на условно-досрочное освобождение получено с помощью личного или общественного влияния, а также лица, не предпринявшие действия по погашению исков, назначенных приговором суда, если такая возможность имелась. Также ограничение условно-досрочного освобождения имеется для лиц, которым такой вид смягчения наказания был отменен, за исключением случаем явки лица с повинной.

Условно-досрочное освобождение в Корейской Народно-Демократической Республике (далее - КНДР) реализуется через особое и общее помилование, закрепленное в ст. 54 УК КНДР [8, ^ 61]. Данный институт смягчения наказания может применяться в отношении всех категорий осужденных и ко всем видам наказания. В отличие от законодательства России, решение о досрочном освобождении принимается Первым председателем Государственного совета КНДР, а не судом. Общее помилование схоже с институтом амнистии Российской Федерации и применяется Президиумом Верховного Народного Собрания в отношении неопределенного круга лиц.

Согласно абз. 1 ст. 55 УК КНДР осужденные к исправительным работам на определенный срок могут претендовать на сокращение срока отбывания наказания, если их поведение будет признано примерным. В следующем абзаце данной статьи установлена возможность досрочного освобождения исправившихся осужденных, которые отбыли не менее половины установленного срока исправительных работ, а если судом назначены пожизненные исправительные работы -

по истечении 10 лет отбывания наказания. Сравнительно-правовой анализ УК КНДР показал отсутствие в северокорейском законодательстве замены наказания более мягким видом и освобождения в связи с болезнью. Стоит отметить в ст. 56 УК КНДР уравнивание в правовом положении лиц, отбывших наказания, в том числе досрочно освобожденных, и граждан, не совершавших преступления. Правовая дискриминация в отношении бывших осужденных не допускается.

В Уголовном кодексе Республики Корея (далее - УК РК) условно-досрочное освобождение находит свое отражение в разд. 6 и регламентировано ст. 72-76 [9]. Досрочное освобождение может быть применено к осужденным к лишению свободы на определенный срок по отбытию 1/3 части от назначенного наказания, а осужденные к неопределенному сроку лишения свободы после отбытия 20 лет лишения свободы. Также к формальному критерию можно отнести установленное ограничение остатка срока наказания, который не может превышать более 10 лет. Если одновременно с лишением свободы назначен штраф, то его выплата является обязательным условием для досрочного освобождения. Материальными критериями является хорошее поведение осужденного и искреннее раскаяние.

Как и в отечественном законодательстве, в Южной Корее в отношении досрочно освобожденных лиц устанавливается контроль и за допущенные нарушения УДО может быть отменено. Причем решение о досрочном освобождении и об установлении контроля принимается административным органом. В соответствии со ст. 76 УК РК при отмене условно-досрочного освобождения период нахождения осужденного на свободе не входит в срок наказания, что является существенным отличием от законодательства РФ. На наш взгляд, такой подход является справедливым, ведь если осужденный не оправдал доверие суда, а следовательно, незаслуженно находился на свободе, целесообразно этот период не засчитывать в основной срок наказания. Более того, данный подход может снизить количество рецидива в период контроля за досрочно освобожденными.

Наиболее детально регламентировано и схоже с российским образцом досрочное освобождение в Республике Беларусь. Согласно ст. 90 УК Республики Беларусь УДО может применяться к осужденным к лишению свободы, лишению права осуществлять какую-либо деятельность или занимать определенную должность, а также к исправительным работам, ограничению свободы, ограничению по военной службе. Освобождение возможно в том числе и от дополнительного наказания.

Согласно ч. 3 указанной статьи претендовать на УДО могут лица, отбывшие не менее половины назначенного наказания, если не представляют серьезной угрозы обществу и осуждены не за тяжкие преступления. Если осужденный ранее досрочно освобождался или совершил преступления умышленно - по отбытию двух третей назначенного срока. В случае осуждения за особо тяжкие преступление, а также при совершении преступления в период неотбытой части наказания после досрочного освобождения - по отбытию трех четвертей назначенного срока наказания. Общий минимальный срок отбытия наказания для предоставления к досрочному освобождению совпадает со сроком, установленным в РФ, и составляет 6 месяцев.

Осужденные к пожизненному лишению свободы могут претендовать на досрочное освобождение, если по отбытию двадцати лет данное наказание заменено на лишение свободы на определенный срок, который не может превышать пяти лет. При соответствующей замене судом учитывается не только поведение осужденного, но и возраст и состояние здоровья.

Более низкие сроки предоставления УДО установлены для несовершеннолетних, инвалидов, женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, а также лиц общего пенсионного возраста. В РФ подобная льгота установлена только в отношении беременных женщин или женщин, имеющих ребенка до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения. Считаем целесообразным в уголовном законодательстве РФ учитывать такие обстоятельства, как инвалидность, наличие на иждевении детей до 14 лет, пенсионный возраст как условия для установления более раннего срока представления к УДО.

При вынесении решения об УДО в отношении осужденного на период неотбытой части устанавливаются контроль, который заключается в возложении определенных ограничений и обязательств, за невыполнение которых осужденный может быть возвращен в ИУ. Не подлежат УДО лица, замещающие государственные должности, если были осуждены за преступления коррупционного характера, а также лица, осужденные за преступления, предусмотренные ст. 174 УК Республике Беларусь и лица, на которых была возложена обязанность возместить затраты государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предусмотрена ст. 91 УК Республики Беларусь и применяется в отношении осужденных к лишению свободы, исправительных работ, ограничению свободы и ограничению по военной службе. Сроки возможной замены наказания ниже, чем необходимые для УДО, что обеспечивает поэтапное изменение правового положения осужденных. Существенным отличием от российского варианта в практике досрочного освобождения Республики Беларусь является приоритет первоначального применения замены лишения свободы более мягким видом, а УДО применяется только после устойчивого правопослуш-ного поведения во время отбывания замененного наказания, не связанного с лишением свободы. Необходимо отметить, что при замене лишения свободы на более мягкое наказание срок такого наказания назначается в установленных законом пределах и не может превышать срок изначального наказания, а одному дню лишения свободы соответствует один день заменяемого наказания, что также отличается от практики применения ст. 80 УК РФ. Не применяется данный вид смягчения наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления.

Материальным критерием УДО в Республике Беларусь является примерное поведение, доказывающее исправление осужденного. Определяется данная степень исправления на специальной аттестации, предусмотренной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 ноября 2010 г. № 353 «Об аттестации осужденных к лишению свободы, деятельности самодеятельных организаций». Согласно данному постановлению, осужденный допускается к УДО после получения статуса «доказавшего свое исправление». Достижению данного статуса предшествует постепенный процесс смягчения наказания и улучшения правового положения лица, претендующего на УДО.

На первом этапе аттестации осужденный приобретает статус ставшего на пусть исправления, что дает возможность претендовать на перевод в улучшенные условия содержания, на втором этапе осужденный считается твердо ставшим на путь исправления, что предоставляет право на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Соответственно на третьем этапе осужденный признается доказавшим свое исправление и может воспользоваться правом на УДО. Процедура проведения аттестации обязательна для администрации ИУ и проводиться после отбытия осужденным одной четвертой срока наказания.

Для признания осужденным ставшим на пусть исправления у данного лица отбирается обязательство о правопослушном поведении, которое заполняется собственноручно и добровольно. В обязательстве указывается намерение лица соблюдать режим отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и учебе, выполнять возложенные обязанности, принять все возможные меры к возмещению ущерба. Более подробно критерии указаны в ч. 3 ст. 116 УИК Республики Беларусь и помимо выполнения намерений в обязательстве необходимо отсутствие взысканий, проявлять активность при благоустройстве и уборке территории ИУ, принимать участие в общественно полезной деятельности. Для перехода на вторую ступень аттестации от осужденного требуется устойчивое соответствие указанным выше критериям. Для признания осужденного доказавшим свое исправление требуется сформированная готовность осужденного вести правопослушный образ жизни. Как отмечает А. А. Тит, такая формулировка не совсем корректна, так как позволяет досрочно освободить, по сути, неисправившегося осужденного [10, а 78].

Учитывая актуальность реализации антикоррупционных мер в России, считаем целесообразным заимствовать опыт Республики Беларусь и КНР и дополнить ст. 79 УК РФ ч. 5.1, в которой указать следующее: «Условно-досрочное освобождение не применяется в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 200.4, 200.5, 200.6, 200.7, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, 289, 290, 291, 291.1, 291.2, 292, 304 УК РФ».

Анализ института досрочного освобождения зарубежных стран показал как значительное сходство с законодательством РФ, так и существенные отличия. Некоторые положения с учетом специфики отечественной правовой системы трудно реализуемы в России, однако в результате исследования мы обнаружили актуальные для нашего уголовного законодательства нормы права, которые связаны с более подробной регламентацией критериев досрочного освобождения и ограничением круга лиц, имеющих право претендовать на УДО.

Библиографический список

1. Рыбаков В. А. Преемственность в отечественном праве в переходный период: общетеоретические вопросы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2009. 37 с.

2. Азнагулова Г. М. Рецепция права как форма взаимодействия национальных правовых систем: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. 25 с.

3. Code de procédure pénale - Légifrance [Электронный ресурс] // Légifrance - Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006071154/ 2023-01-18/ (дата обращения: 01.06.2023).

4. Swiss Criminal code of 21 December 1937 [Электронный ресурс] // Fedlex The publication platform for federal law. URL: https://fedlex.data.admin.ch/filestore/fedlex.data.admin.ch/eli/cc/ 54/757_781_799/20230123/en/pdf-a/fedlex-data-admin-ch-eli-cc-54-757_781_799-20230123-en-pdf-a-1.pdf (дата обращения: 01.06.2023).

5. Parole in India and laws related to it [Электронный ресурс] // iPleaders Blog | India's Biggest Legal Blog. URL: https://blog.ipleaders.in/parole-india-laws-related/ (дата обращения: 01.06.2023).

6. Скиба А. П., Мяханова А. Н., Дондокова М. Ю. Ответственность за незаконное принятие решения и иные вопросы условно-досрочного освобождения по Уголовному кодексу Китая (сравнительный анализ с некоторыми нормами законодательства России) // Уголовно-исполнительное право. 2020. Т. 15 (1-4). № 4. С. 421-427.

7. Скиба А. П., Мяханова А. Н., Дондокова М. Ю. Условно-досрочное освобождение: китайский опыт (по материалам практики Верховного народного суда Китайской Народной Республики) // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16 (1-4). № 4. С. 474-479.

8. Скиба А. П., Ковш А. В., Мяханова А. Н. Досрочное освобождение от отбывания наказания: сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Корейской Народно-Демократической Республики и Российской Федерации // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 1. С. 59-64.

9. Criminal act [Электронный ресурс] // Statutes of the Republic of Korea. URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?lang=ENG&hseq=60888 (дата обращения: 01.06.2023).

10. Тит А. А. Условно-досрочное освобождение от наказания в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации. Мн., 2021. 121 c.

References

1. Rybakov V. A. Preyemstvennost' v otechestvennom prave v perekhodnyy period: obshcheteoreticheskiye voprosy. АуШге£ diss. kand. yurid. nauk [Continuity in domestic law in the transitional period: general theoretical issues. Extended of candidate's of Law thesis]. Omsk, 2009, 37 p. [in Russian].

2. Aznagulova G.M. Retseptsiya prava kak forma vzaimodeystviya natsional'nykh pravovykh sis-tem. А^ге£ diss. kand. yurid. nauk [Reception of law as a form of interaction between national legal systems. Extended of candidate's of Law thesis]. Kazan, 2004, 25 p. [in Russian].

3. Code de procédure pénale - Légifrance. Légifrance - Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006071154/2023-01-18/ (Accessed: 01.06.2023) [in Franch].

4. Swiss Criminal code of 21 December 1937. Fedlex The publication platform for federal law. URL: https://fedlex.data.admin.ch/filestore/fedlex.data.admin.ch/eli/cc/54/757_781_799/20230123/en/ pdf-a7fedlex-data-admin-ch-eli-cc-54-757_781_799-20230123-en-pdf-a-1.pdf (Accessed: 01.06.2023) [in English].

5. Parole in India and laws related to it. iPleaders Blog | India's Biggest Legal Blog. URL: https://blog.ipleaders.in/parole-india-laws-related/ (Accessed: 01.06.2023) [in English].

6. Skiba A. P. Otvetstvennost' za nezakonnoye prinyatiye resheniya i inyye voprosy uslovno-dosrochnogo osvobozhdeniya po Ugolovnomu kodeksu Kitaya (sravnitel'nyy analiz s nekotorymi normami zakonodatel'stva Rossii) [Responsibility for illegal decision-making and other issues of parole under the Criminal Code of China (comparative analysis with some norms of Russian legislation)]. Ugolovno-ispolnitel'noyepravo [Criminal-executive law], 2020. v. 15 (1-4), no. 4, рp. 421-427 [in Russian].

7. Skiba A. P. Uslovno-dosrochnoye osvobozhdeniye: kitayskiy opyt (po materialam praktiki Verkhovnogo narodnogo suda Kitayskoy Narodnoy Respubliki) [Chinese experience (based on the practice of the Supreme People's Court of the People's Republic of China)]. Ugolovno-ispolnitel'noye pravo [Criminal-executive law], 2021, v. 16 (1-4), no. 4, pp. 474-479 [in Russian].

8. Skiba A. P., Kovsh A. V., Myakhanova A. N. Dosrochnoye osvobozh-deniye ot otbyvaniya nakazaniya: sravnitel'no-pravovoy analiz ugolovnogo zakonodatel'stva Koreyskoy Narodno-Demokraticheskoy Respubliki i Rossiyskoy Federatsii [Early release from serving a sentence: a comparative legal analysis of the criminal legislation of the Democratic People's Republic of Korea and the Russian Federation]. Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University], 2019, v. 5, no. 1, pp. 59-64 [in Russian].

9. Criminal act. Statutes of the Republic of Korea. URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_ service/lawView.do?lang=ENG&hseq=60888 (Accessed: 01.06.2023) [in English].

10. Tit A. A. Uslovno-dosrochnoye osvobozhdeniye ot nakazaniya v ugolovno-ispolnitel'nom za-konodatel'stve Respubliki Belarus' i Rossiyskoy Federatsii [Parole from punishment in the penal legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation]. Minsk, 2021, 121 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.