Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА УКРАИНЕ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОДЕКС / НОРМЫ ПРАВА / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каструба И.А.

В статье проведена сравнительно-правовая характеристика особенностей административноправовой ответственности за правонарушения в сфере земельного законодательства в РФ и на Украине. Определены понятие и структура административно-правового механизма охраны земельных отношений в обоих государствах. Установлено, что единого органа, правомочного рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, ни в России, ни на Украине не существует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА УКРАИНЕ»

3. Костян О.А. Ликвидация несостоятельных кредитных организаций как процесс укрепления надежности банковской системы // Молодой ученый. - 2021. - №11 (353). - С. 98-101.

4. Мандрон В.В. Башлакова М.А. Ликвидация кредитных организаций: количественный и качественный анализ // Бюллетень науки и практики. - 2018. - №4 (8). - С. 162-168.

© Голубева М.Г., 2021

УДК 34.05

Каструба И.А.

Магистр 2 курса ФГБОУ ВО ВГУЭС, г. Владивосток, РФ

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НА УКРАИНЕ

Аннотация

В статье проведена сравнительно-правовая характеристика особенностей административно-правовой ответственности за правонарушения в сфере земельного законодательства в РФ и на Украине. Определены понятие и структура административно-правового механизма охраны земельных отношений в обоих государствах. Установлено, что единого органа, правомочного рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, ни в России, ни на Украине не существует.

Ключевые слова

административное право; административный процесс; законодательство; кодекс;

нормы права; охрана земель

С распадом Советского Союза образовались новые суверенные государства со своими законами и правовыми моделями регулирования общественных отношений. Перед автором предстал интерес провести сравнительный анализ земельного и административного права двух бывших союзных республик: Украины и Российской Федерации (далее - РФ). Ранее эти страны находились в тесных политических и экономических отношениях. Несмотря на это, земельные отношения этих двух государств имеют некоторые различия. В обеих бывших союзных республиках существует связь между различными отраслями права, это свидетельствует о наличии комплексного правового образования и общей межотраслевой природы.

Существую различные административно-правовые средства, необходимые для охраны земельных правоотношений, как в Украине, так и в РФ. В Российской Федерации основным и единственным кодифицированным актом российского административного права является кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором регулируются отношения административной ответственности в сфере земельных правоотношений [1].

По аналогии с РФ, в Украине так же существует кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП Украины), который регулирует понятие и структуру административно-правового механизма охраны земельных отношений.

На территории данных государств не существует, что единого надзорного органа, который бы рассматривал все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель. На территории РФ и Украины существует система взаимосвязанных между собой органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Несмотря на связь этих органов выявлена их недостаточная системность, проявляющаяся в отсутствии должных связей между различными субъектами их применения (государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, судьями и т.п.).

Учитывая вышеизложенное, актуальной научной проблемой является сравнительно-правовая характеристика особенностей административно-правовой ответственности за правонарушения в сфере земельного законодательства в РФ и на Украине.

Нормативными законами РФ и Украины предусмотрены особенности административно-правовой охраны земельных отношений. Однако существуют существенные различия между законами двух государств.

Обратимся к Земельному кодексу РФ. Так, статья 3, говорит о том, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [2].

В свою очередь статья 2 Земельного кодекса Украины указывает нам на то, что земельные отношения - это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Содержание земельных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности их участников [3].

Так же следует отметить, что существуют различия между понятием охраны земельных отношений и механизм охраны земель. В Российском и Украинском законодательстве ст.12 ЗК РФ и ст. 132 ЗК УК закреплены понятия «охраны земель». Земля, как природных объект и природный ресурс является объектом земельных отношений.

Объект, субъект, и их содержание - основа любых правоотношений, в том числе и земельных. Права и обязанности субъекта составляют содержание земельных правоотношений.

В статье автором будут рассмотрены основные элементы административно-правового механизма охраны указанных правоотношений.

Согласно земельного законодательства в РФ, участниками земельных правоотношений являются граждане; юридические лица; в то время как в Украине - органы государственной власти; также в РФ участниками являются муниципальные образования, согласно Земельному кодексу Украины - органы местного самоуправления. Именно в Российском законодательстве по мнению автора более точно и правильно в качестве участника земельных правоотношений определено именно государство, а не его органы.

В определении субъектов административных нарушений, так же имеются различия. На Украине согласно законодательству административной ответственности, подлежат только граждане и должностные лица, в то в время как в РФ к административной ответственности могут быть привлечены и юридические лица.

Украинское законодательство говорит о том, что объектом земельных правоотношений являются земли в границах территории Украины, земельные участки и права на них, а также земельные паи. Российское законодательство объектом земельных отношений определяет землю как природный объект и природный ресурс, земельные участки, а также их части. Понятие земельного участка закреплено статьей ст. 11.1. Земельного кодекса РФ. Понятие искусственного земельного участка закреплено в Российском законодательстве, в то время к в земельном кодексе Украины, данное понятие отсутствует.

В результате действии или бездействии в отношении земли появляются правонарушения. К земельным правонарушениям относятся нарушения права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель, а также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями [5 с. 37].

Земельным кодексом Украины (ст. 211) закреплен перечень видов нарушений земельного законодательства, а именно: заключение сделок с нарушением земельного законодательства; самовольное занятие земельных участков; порча сельскохозяйственных угодий и других земель и т.д. Данный перечень не является окончательным, на законодательном уровне в Украине, так же могут быть установлены другие виды земельных правонарушений. К ним, в частности, можно отнести приобретение

земельных участков за счет доходов, полученных от преступной деятельности, и другие виды нарушений земельного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, под земельным правонарушением понимается виновное, противоправное действие или бездействие, которые противоречит нормам, установленным для рационального использования природных ресурсов, нарушает права и интересы землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Российским и Украинским законодательством установлено, что существует три группы земельных правонарушений, с учетом субъектного состава, за которые предусмотрена административная ответственность

Так, согласно ст. 53.2 КоАП Украины только должностные лица привлекаются к административной ответственности за искажение данных государственного земельного кадастра и сокрытие информации о наличии земель запаса или резервного фонда. В соответствии с КоАП Украины ст. 52, ст. 53, ст. 53-1, 54, 55, 56 влечет за собой наложение штрафа только на граждан [6 с. 28]. В Украине, выявлением и фиксацией земельных правонарушений занимаются государственные контрольно-надзорные органы, местные советы, государственные земельные инспекторы. Правовые санкции устанавливаются судебными органами, административными комиссиями исполкомов сельских, поселковых, городских советов и другими компетентными органами. Правонарушения могут совершать граждане и юридические лица. Процессуальная форма карательных санкций, может быть судебной или административной. В Украине в случае нарушения земельного законодательства нарушители - физические и юридические лица -привлекаются к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. А также положениями ст. 212 Земельного кодекса Украины, определен особый вид правовой ответственности, которая предусматривает как меры ответственности за нарушение земельного законодательства, так и средства защиты субъективных прав - это юридическая ответственность. Статьей 211 Земельного кодекса Украины не только предусмотрены основания привлечения к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, но и приведен перечень земельных правонарушений, совершение которых влечет применение мер защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов земельных правоотношений.

Характерной чертой для земельных правонарушений, является то, что действие или бездействие нарушителя может одновременно посягать на два объекта правовой охраны. Например, самовольное занятие земельного участка посягает на установленный порядок использования и охраны земель. В соответствии со ст. 531 КоАП Украины, это является основанием для привлечения к уголовной ответственности [7].

В Российской Федерации меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 Земельного кодекса и КоАП РФ. В КоАП предусмотрена глава 7 и 8, принятая с целью защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельных участков [6 с. 62]. Так же следует указать, что большое количество положений, закрепленных в кодексе ссылаются на другие нормативные акты отраслевого законодательства (земельного, гражданского). Правонарушения со стороны землевладельцев и землепользователей в большинстве случаев происходят из-за запутанности законодательства. На законодательном уровне выделены четыре группы правонарушений (использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным видом использования, посягательств на земельный участок как природный объект, нарушения, связанные с правоотношениями, нарушения связанные с порядком регистрации прав), за совершение которых предусмотрена административная ответственность в области земельных отношений.

Автором проведена сравнительно-правовая характеристика особенностей административно-правовой ответственности за правонарушения в сфере земельного законодательства в РФ и на Украине. Таким образом, системы административно-правовых средств защиты земельных правоотношений как в РФ, так и на Украине, характеризуется системой различных административно-правовых норм.

Существует две большие группы правовых средств., в зависимости от функций права. В Российском земельном законодательстве правовые средства выражены регулятивными правовыми

средствами. Определено понятие земельного участка и охранительные правовые средства. В Украине данные правовые средства отсутствуют.

Вторая группа средств административно-правовой охраны земель выявлена в обоих государствах, которая включает также учетно-регистрационные средства, государственный земельный контроль, территориальное земельное планирование, мелиорацию земли, землеотвод, а также административный порядок разрешения земельных споров.

Список использованной литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 18.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_33773/

3. ЗЕМЕЛЬНИЙ КОДЕКС УКРАШИ Вщомост Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2002, № 3-4, ст.27 [Электронный ресурс] //zakon.rada.gov.ua. - Режим доступа: http://www. zakon.rada.gov.ua.

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 22.08.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр., и доп. - М. : Норма, 2007.

6. Адмшютративне право Украши : шдручник / Ю. П. Битяк, В. М. Гаращук, О. В. Дьяченко [та ш] ; за ред. Ю. П. Битяка. - Ки!в : Юршком 1нтер, 2005.

7. Кодекс Украши про адмшютративш правопорушення Вщомост Верховно! Ради Укра!нсько! РСР (ВВР) 1984, додаток до № 51, ст.1122 [Электронный ресурс] //zakon.rada.gov.ua. - Режим доступа: http://www. zakon.rada.gov.ua.

© Каструба И.А., 2021

УДК: 343.2/.7

Горбач Н.В.

студент 3 курса

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого

г. Санкт-Петербург, РФ Слотина Я.А. студент 3 курса

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого

г. Санкт-Петербург, РФ Соловьёв С.С. студент 3 курса

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого

г. Санкт-Петербург, РФ

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ

ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТИМ УСЛУГ

Аннотация

Вебкам-индустрия начала развиваться с появлением новых компьютерных и интернет-технологий ещё с конца 1990-х годов, но качественный скачок переживает в период пандемии с конца 2019 года по настоящее время. Именно этим обуславливается актуальность данного исследования, ведь в этой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.