СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РОКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
© Нефедов А.А.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В данной статье проанализированы теоретические основания фило-софско-культурологического исследования отечественной рок-культуры на разных этапах ее развития, как составляющей части советской, а позже российской культуры. А также, на основе текстов песен отечественных рок-исполнителей, рассмотрены проблемы эволюции и соотношения деструкции в субкультуре русского рока, с позиций кросс-культурного подхода.
Ключевые слова: культура, субкультура, контркультура, Россия, рок, история, деструкция, мировоззрение, текст, анализ.
В современной постсекулярной России в связи с отсутствием какой-либо доминирующей государство образующей культурной парадигмы наблюдается многообразие различных культур, субкультур и контркультур.
К числу подобных субкультурных течений относится и отечественная рок-культура. Говоря о данном культурном феномене, можно отметить, что советский, а позже и отечественный рок, проистекает из западного рока. О деструкции западной рок-культуры неоднократно говорилось в многочисленных научных исследованиях [2].
Однако прежде чем переходить непосредственно к анализу деструктивной составляющей в мировоззрении отечественной рок-культуры, необходимо определить значение таких базовых терминов, используемых в работе, как «культура», «субкультура», «контркультура».
Применительно к данному исследованию культуру, вслед за М.А. Султановой, можно рассмотреть, как «совокупность способов и приемов человеческой деятельности, как материальной, так и духовной» [4]. В свою очередь субкультура не представляет собой самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума. Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код, а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Каждая из них определяется прежде всего по
* Студент факультета Математики и естественнонаучного образования.
66
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2014
отношению к общепринятой культуре, противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм, но не разрушая ее [5].
Следующим термином для анализа эволюции деструкции в мировоззрении отечественной рок-культуры является «контркультура». При этом важным моментом является то, что само обозначение было введено социологом Теодором Роззаком в книге «Создание контркультуры» и использовалось для характеристики различных проявлений, преимущественно, молодежного протеста в Америке конца 1960-х годов. Другое определение контркультуры сводит к данному понятию вообще любые когда-либо существовавшие философско-мировоззренческие и социальные установки, религиозные верования, различные убеждения и поведенческие нормативы, противоположные существующему общепринятому миропониманию, а также культурным нормам тех или иных обществ и разрушающие их [3].
Переходя непосредственно к исследованию деструкции в отечественном роке, следует отметить, что отечественная рок-культура в своем становлении прошла ряд этапов. В качестве таких этапов можно выделить такие как:
1. Первый этап - советская рок-культура (1970-1980-е годы) - ранний «Аквариум» и «Наутилус помпилиус»;
2. Второй этап (промежуточный) - пост-перестроечная рок-культура (1990-е годы). Его представляют такие группы, как «Аквариум» и «Наутилус помпилиус»;
3. Третий этап - современный отечественный рок (2000-е годы). На нем будет рассматриваться современное творчество групп «Аквариум», «Наутилус помпилиус», «Оргия праведников».
Характеризуя первый этап развития отечественного рока, можно говорить о том, что на примерах раннего творчества групп «Аквариум» и «Наутилус помпилиус» наблюдается его антисистемность и противопоставление основной, доминирующей советской культуре. Это выражается в таких композициях, как, например, «Город (Под небом голубым)» группы «Аквариум» и «Последнее письмо» группы «Наутилус помпилиус». Соответственно песня «Город», имеющая евангельские мотивы, вступала в противоречие с атеистической советской культурой и, по существу, являлась контркультурной для данной системы. С другой стороны, на современном этапе развития поликонфессиональной российской культуры, эта композиция не является деструктивной или контркультурной. Трек «Последнее письмо» группы «Наутилус помпилиус» имел открытую прозападную направленность, что в советскую эпоху трактовалось, как контркультурное проявление, а в современности таковым фактически не является. То есть, уже не этом периоде развития отечественного рока наблюдается диссонанс в соотношении культуры и «контркультуры» в мировоззрении отечественной рок-субкультуры. А именно, те ее мировоззренческие установки на религию и на западный образ жизни, контркультурные с точки зрения советской культуры, с другой точки зрения -мировой культуры - являются культурообразующими.
Культурология
67
На втором этапе развития отечественного рока творчество групп «Аквариум» и «Наутилус помпилиус», вслед за идеологическим вакуумом в российском государстве, также переживает идеологический кризис. Вследствие чего в текстах их песен этого периода не просматривается каких-либо деструктивных тенденций или мировоззренческих ориентиров вообще.
Третий этап развития отечественной рок-культуры показывает, что современное творчество групп «Аквариум» и «Наутилус помпилиус» изжило себя. А на смену данному нормоформирующему поколению отечественной рок-культуры выходят группы, исполняющие, например, рок с использованием символов «из мировой философской и религиозной мысли» [1]. К числу таких рок-коллективов относится «Оргия праведников». Данная группа, как и ранний «Аквариум», используя в своих текстах религиозные мотивы, предположительно имеет наличие элементов деструкции в мировоззренческих установках.
Таким образом, рассмотрев эволюцию деструкции в мировоззрении отечественного рока, можно сделать вывод о том, что зародившись на базе западной, отечественная рок-культура, исполняя в советское время композиции религиозного содержания, по существу, являлась контркультурой для советской культуры, но не для мировой культуры. Современные отечественные рок-коллективы, исполняя композиции религиозного содержания в демократическом российском государстве, гарантирующем своим гражданам свободу совести и вероисповедания, используют в них такие религиозные мотивы, а, правильнее было бы сказать, так мимикрируют под традиционные религии, что за всеми их «благими намерениями» скрывается мировоззренческая деструкция - контркультурное проявление с точки зрения мировой и отечественной культуры.
Список литературы:
1. Официальный сайт группы «Оргия праведников» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oigia.ru/about.php.
2. Пеньков С.В. Деградация современной культуры как результат покушения на самобытность России // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2014. - № 23. - С. 44-51.
3. Плахов А.С. Специфика социального поля контркультуры [Электронный ресурс] / А.С. Плахов. - М.: РГГУ 2010. - Режим доступа: magister.fi-rggu.ru/filemanager/download/544/.
4. Султанова М.А. Философия контркультуры Теодора Роззака: (очерк филос. публицистики) [Текст] / М.А. Султанова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2009. - 175 с.
5. Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур / Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003. - Режим доступа: http://www.poehaly.narod.ru/subcult-f.htm.