Е
ББК 67.401в634 YAK 342.9
В.К. НЕХАЙЧИК
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЕТОДЫ КОМПАРАТИВИСТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
V.K. NEKHAICHIK
COMPARATIVE HISTORICAL AND COMPARATIVE JURIDICAL METHODS OF COMPARATIVE STUDIES IN INVESTIGATING THE MECHANISMS OF LEGAL ADMINISTRATIVE INFLUENCE
В статье уделяется внимание использованию механизма административно-правового воздействия. Исследуются два метода компаративистики - сравнительно-исторический и сравнительно-правовой. Их применение способствует выработке самостоятельных выводов о необходимости разработки определённых моделей и механизмов административно-правового воздействия, а также позволяет переосмыслить главное предназначение современной отрасли административного права.
The article deals with the two methods of comparative studies: those of comparative historical and comparative juridical methods and their use in the investigation of legal administrative influence mechanism. Their use is beneficial in working out independent conclusions on creating models and mechanisms of legal administrative influence. It also helps reconsider the principal assignation of the modern branch of administrative law.
Ключевые слова: сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, методы научного исследования, механизмы, административно-правовое воздействие.
Key words: comparative historical, comparative juridical, methods of scientific investigation, mechanisms, legal administrative influence.
Компаративизм с латинского языка дословно переводится как «сравнительный». В различных областях знания (например, в литературоведении, языкознании, экономики, политологии, правоведении) компаративизм используется как метод научных исследований. Отсюда появилась новая самостоятельная наука - компаративистика. В научных исследованиях по юриспруденции одинаково успешно применяются сравнительно-исторический и сравнительно-правовой методы компаративистики.
Как отмечает Н.Г. Павлова, современная компаративистика имеет чётко выраженный практико-ориентированный характер, т.е. не может быть академическим предметом, а должна иметь практические цели. Сегодня является чрезвычайно важной проблема изучения зарубежных правовых систем и институтов, ориентированная на развитие своего национального права. В этих условиях на первый план выдвинулись, прежде всего, практико-прикладные задачи сравнительного правоведения - изучение зарубежного юридического опыта в целях эффективного проведения правовых реформ с целью обновления и совершенствования законодательства. Сравнительно-правовые исследования сегодня востребованы как практикой внутригосударственного правового совершенствования, так и процессами международного
и межгосударственного строительства, поскольку предлагают различные механизмы правовой интеграции и сближения правовых систем [6, с. 201-212].
Современное состояние науки административного права, на наш взгляд, требует определённой ревизии взглядов существующих доктрин и устоявшихся догм в рассматриваемой отрасли. Произошедшая после распада СССР полная смена основ государственно-правового устройства страны, строительство совершенно новой правовой системы вызвали объективную необходимость в форсированном развитии в России науки сравнительного правоведения и обращение в этой связи к мировым правовым системам и зарубежному законодательному опыту.
Пересмотр смысловых значений современной отрасли административного права, разработка определённых моделей и механизмов административно-правового воздействия вызывает необходимость вновь и вновь обращаться к анализу уже сложившихся правовых институтов, часто используя при этом, как сравнительно-исторический, так и сравнительно-правовой способы научного познания.
А.Б. Агапов, представляя генезис Российской административно-правовой науки, по этому поводу пишет, что административное право, предметом которого является изучение методов государственного воздействия на общественные отношения, объективно существовало всегда в различных адаптивных к действительности формах. На его развитие и становление как самостоятельной науки оказали влияние субъективные и объективные факторы. К субъективным факторам следует отнести смену общественно-политических формаций и порождённые ими мировоззренческие метаморфозы приверженцев административно-правового учения. Субъективные условия развития научной мысли базируются на доминирующей роли государства, становление научных концепций определяется не их созидателем, а общественно-политическими условиями. Под объективными же факторами развития административного права, по мнению ученого, следует понимать совокупность идей и теоретических построений, порождённых не только волей, интеллектом и психоэмоциональным статусом индивидуума, составляющими основу его миросозерцания, сколько объективными политико-правовыми изменениями. Объективные административно-правовые концепции, по мнению ученого, могут лишь совершенствоваться, но едва ли они подвержены глобальным изменениям, порождённым общественными, но не индивидуальными переменами. Административно-правовой науке России присущи отдельные периоды развития, различаемые в основном по хронологическим свойствам [1, с. 79-80]. Изучению названных хронологических периодов способствует сравнительно-исторический подход, который особенно активно используется для исследования механизмов административно-правового воздействия. Именно данный подход, его методы помогают понять, в каких условиях (правовых, политических, экономических и др.) и каким образом на разных этапах общественного развития применялись конкретные механизмы государственного (административно-правового) воздействия на конкретные объекты и предметы общественных, экономических, правоохранительных, социальных, культурных, воспитательных и иных отношений.
Развитие государственности и общества потребовало не только нового качества правового регулирования, но и пересмотра методологических основ всех отраслей права в правовой системе России, в том числе отрасли административное право. Учитывая, что превращение сравнительного правоведения в отдельную научно-правовую дисциплину в России началось только с 90-х годов прошлого века, можно вполне представить, как опыт использования сравнительно-правового метода исследования в российской административно-правовой науке ничтожно мал. Нет такого опыта и в исследованиях проблемы механизмов административно-правового воздействия. Здесь будет вполне уместным и актуальным привести выражение учёного-юриста Д.А. Керимова о том, что наука, как и общество, переживает то бурное развитие, то упадок. Но только в методологии содержится выход на её совершенствование [4].
Изучение механизма административно-правового воздействия мы не можем представить без уяснения сущности, природы административного права, поскольку только она может привести нас к выявлению содержания названного механизма. Понимание сущности права, или сущностный подход, позволяет нам выявить те основные элементы и характеристики, которые позволяют последовательно продвигаться в изучении предмета исследования. Здесь необходимо обратить внимание на то, что под сущностью права так же, как и под механизмом административно-правового воздействия, одинаково понимается некая основа и ядро права и всего правового воздействия. И в этом заключена их похожесть, чего нельзя было сказать о сущности государственного управления и его основных элементах, которые долгое время рассматривались в качестве основных объектов административно-правового регулирования. При этом важно помнить, что в советский период сущность административного права было принято рассматривать опосредованно (через призму) сущности государственного управления. Об этом свидетельствуют многие издания по административному праву прошлых лет.
О том, что сегодня вызывает сомнение правильность прежних подходов в определении сущности административного права, пишут С.Д. Князев [5, с. 48], Ю.А. Тихомиров [9, с. 333], А.П. Лончаков [6, с. 168] и др. Следует отметить, что в последнее время вопросам новых подходов в исследовании сущности административного права, его природы со стороны учёных-юристов стало уделяться больше внимания. В этом мы видим объективную потребность нового времени в период формирования и становления нового Российского законодательства и нормотворчества, в том числе административного. В связи с этим необходимо к совместному сравнительно-правовому исследованию британского и российских ученых, к одной из его глав «Природа и объем административного права». Данное исследование отличается тем, что в нем, кроме попытки очередного комплексного изучения сущности, природы административного права, выдвигается идея учитывать подходы в его понимании [3, с. 42].
О новых подходах в развитии и исследовании природы административного права в одной из своих работ пишет Ю.А. Тихомиров [7, с. 25-31]. А.Н. Козырин и М.А. Штатина, исследуя объективность и сущность административного права в зарубежных странах, отмечали, что неоднократно целью административно-правового регулирования в разных странах объявлялось формирование должной модели администрации, создание идеального, абсолютно эффективного механизма. В этой связи подчёркивается, что правовому регулированию подвергается административная деятельность вне административного учреждения. Не наделение администрации полномочиями, а ограничение административной деятельности нормами права и контроль за их соблюдением - вот главное предназначение этой отрасли [2, с. 12, 13].
Особый интерес в рамках компаративистики для исследования отечественного механизма административно-правового воздействия представляет научная работа китайского ученого Ло Хаоцай «Очерки современного административного права Китая». В данной работе автор отмечает особую актуальность и важность проблемы исследования механизма в области административного права, а также представляет свой взгляд на механизм административного права, рассматривая его через сочетание механизмов ограничения и стимулирования [8, с. 197-203].
В целом необходимо отметить, что метод компаративистики, позволяющий одновременно использовать и рассматривать исторический ретроспективный взгляд, с одной стороны, и новый взгляд (опыт) зарубежного административного права на его сущность, с другой стороны, позволяют нам сделать вывод об объективности генезиса российского административного права, смены его парадигм, целей, задач и функций. В этой связи, целепола-гание в механизме административно-правового воздействия является основным его элементом, определяющим смысл и основное назначение административного права.
Подводя итог, необходимо сказать, что ученые в области исследования сущности административного права пока ещё по-прежнему придерживаются старых традиций и подходов в изучении его социальной природы. Причиной тому, на наш взгляд, является ещё не совсем забытые характеристики полицейского права, которые когда-то были основными для сущности административного права. И если вначале развития отрасли административного права, в полицейском праве, основной функцией была охранительная основа которой была охрана общественного порядка, то в настоящее время она представлена основной функцией правового регулирования государственных управленческих общественных отношений. Многообразие же государственных управленческих отношений не позволяет административному праву, органам администрации, выступающими в качестве основных субъектов этих правоотношений, самостоятельно определить приоритеты его правового регулирования. Здесь должны быть приняты, как нам представляется, законодательные установления, позволяющие единообразно определить основной приоритет и цель административного права.
Учитывая, что действующая конституция закрепляет основные права и свободы граждан, считаем, что основной целью и функцией будущей отрасли российского административного права должны стать реализация закреплённых конституционных прав и свобод граждан. В этом состоит главный смысл и предназначение науки и отрасли административного права. Здесь необходимо пояснить, что под реализацией конституционных прав и свобод граждан следует понимать не только оказание помощи и предоставление государственных услуг, на что в основном нацелена осуществляемая в нашей стране административная реформа. В понимание реализации конституционных прав и свобод граждан следует также включать защиту граждан от административного произвола, а также ограничение форм и методов властного воздействия государства на общество и отдельных граждан.
Литература
1. Агапов, А.Б. Субъективные и объективные предпосылки генезиса административно-правовой мысли. Генезис административно-правовой науки / [Текст] / А.Б. Агапов // Административное право. - М. : Юридическая мысль, 2004. - 932 с.
2. Административное право зарубежных стран : учебник [Текст] / под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. - М. : Спарк, 2003. - 464 с.
3. Галлиган, Д. Административное право: история развития и основные современные концепции [Текст] / Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов. -М. : Юристъ, 2002. - 410 с.
4. Керимов, Д.А. Выступление на региональной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию юридической науки [Текст] / Д.А. Керимов. -Тюмень : Тюменский государственный университет, 2001.
5. Князев, С.Д. Предмет и система административного права Российской Федерации: традиционные взгляды и современные реалии / С.Д. Князев [Текст] / С.Д. Князев // Юрист. - 2001. - № 5. - С. 48-52.
6. Лончаков, А.П. Предмет и система административного права Российской Федерации [Текст] / А.П. Лончаков. - Хабаровск, 1999. - 175 с.
7. Павлова, Н.Г. Методологическое значение практико-ориентированной компаративистики в XXI в. [Текст] / Н.Г. Павлова // Современное правоведение: поиск методологических оснований. Жидковские чтения : материалы всероссийской научной конференции. Москва, 26 марта 2010 г. / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. - М. : РУДН, 2011. - С. 201-212.
8. Тихомиров, Ю.А. Природа и система административного права. Административное право и процесс: полный курс. - 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Ю.А. Тихомиров. - М., 2005. - 697 с.
9. Тихомиров, Ю.А. Публичное право : учебник [Текст] / Ю.А. Тихомиров. - М. : Изд-во БЕК, 1995. - 496 с.
10. Ло Хаоцай. Очерки современного административного права Китая [Текст] / Ло Хаоцай. - М. : Книгодел, 2010. - 348 с.