СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕМПЫ РОСТА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кахаров Зафар Абдурахманович
Заведующий кафедрой анатомии и клинической анатомии, к.м.н., доцент
А бдурахимов А бдухал им Хол иддинович Ассистент кафедры анатомии и клинической анатомии Андижанский государственный медицинский институт
Андижан, Узбекистан
Изучались возрастные, индивидуальные и половые особенности антропометрических параметров частей тела детей в Андижанской области. Используясь полученных данных Мирзакаримовой Д.Б. оценивали темпы роста физического развития детей младшего школьного возраста. Наблюдения за детьми Андижанской области с 2009 г. позволили зафиксировать процесс акселерации роста и развития подрастающего поколения в 2018 г.
Ключевые слова: антропометрический показатель, физическое развитие, дети младшего школьного возраста.
COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE GROWTH RATE OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
We studied the age, individual and sexual characteristics of the anthropometric parameters of children's body parts in the Andizhan region. Using the obtained data, Mirzakarimova D. B. estimated the growth rate of physical development of primary school children. Observations of children of the Andizhan region since 2009 allowed us to record the process of acceleration of growth and development of the younger generation in 2018.
Key words: anthropometric indicator, physical development, primary school children.
BOSHLANG'ICH MAKTAB YOSHIDAGI BOLALARNING JISMONIY RIVOJLANISHINING O'SISH SUR'ATLARINI QIYOSIY BAHOLASH
Andijon viloyatida bolalarning tana qismlari antropometrik parametrlarining yoshi, individual va jinsiy xususiyatlari o'rganildi. Olingan ma'lumotlardan foydalanib, D. B. Mirzakarimova boshlang'ich maktab yoshidagi bolalarning jismoniy rivojlanishining o'sish sur'atlarini baholadi. Andijon viloyati bolalarining 2009 yildan buyon kuzatuvi 2018 yilda o'sib kelayotgan yosh avlodning o'sishi va rivojlanishini jadallashtirish jarayonini qayd etish imkonini berdi.
Kalit so'zlar: antropometrik ko'rsatkich, jismoniy rivojlanish, boshlang'ich maktab yoshidagi bolalar.
Введение. Акселерация - это ускорение роста индивидуума. На акселерацию влияет ряд факторов внешней и внутренней среды. Изменение этих факторов требует обновления данных о росте организма детей. Данные о росте формировании детского организма помогает нам интерпретировать возрастные, индивидуальные и гендерные (половые) особенности этих процессов и позволяет создавать оптимальные условия для нормального роста детей каждой возрастной группы [3].
«Воспитание здорового поколения - это создание фундамента великого государства, основы благополучной жизни». Глубокий смысл этих слов, сказанных Президентом Исламом Каримовым 2 мая 1994 года на церемонии вручения первой государственной награды независимого Узбекистана - ордена «Соглом авлод учун»,
определил основные направления по охране материнства и детства, укреплению здоровья, духовного, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формированию чувства патриотизма и любви к Родине.
С первых дней независимости в нашей стране охрана материнства и детства была определена одним из стратегических направлений государственной социальной политики. За прошедшие годы были разработаны и последовательно осуществлены меры по созданию благоприятных условий для рождения и воспитания здорового поколения с целью достижения долгосрочного эффекта -улучшения генофонда нации, повышения в семье медицинской культуры, продолжительности и качества жизни населения. Важным фундаментом всех этих благородных дел послужили объявление по инициативе Президента Ислама Каримова в нашей стране 1998 года Годом семьи, 2000 года - Годом здорового поколения, 2001 года - Годом матери и ребенка, 2008 года - Годом молодежи, 2012 года - Годом семьи, 2014 года - Годом здорового ребенка и реализация принятых в связи с этим соответствующих государственных программ.
Физическое развитие детей является одним из главных показателей здоровья детской популяции и населения в целом [3, 4, 8].
Постоянный мониторинг физического развития позволяет определять особенности роста и развития детей, сформировавшиеся в условиях определенного образа жизни и среды обитания, также своевременно выявлять отклонения от нормального уровня физического развития и разрабатывать меры профилактики и устранения нарушений в развитии [1, 3, 7].
До настоящего времени ведется дискуссия о нормативах оценки физического развития детей. С одной стороны считают, что достаточно пользоваться международными стандартами, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [3, 6, 10].
Цель исследования: Изучить динамику антропометрических показателей и гармоничности физического развития детей младшего школьного возраста Андижанской области.
Материалом исследования послужили практически здоровые (I и II групп здоровья) дети младшего школьного возраста узбекской национальности. Всего обследовано 800 детей от 7 до 10 лет.
Исследования учащихся проводились в школьном медпункте. Возрастная периодизация обследованных детей была проведена на основании рекомендации симпозиума. Возрастной периодизации предложенной профессором Л.К. Семеновой (Ленинград, 1991), согласно которой детей до полового созревания необходимо изучать по годам, а не по периодам (первого, второго детства и т.п.). Внесение такого видоизменения в возрастной периодизации связано с интенсивном ростом в длину, проявлением расовых различий, особенно интенсивно у девочек в этот период растут нижние конечности и т.п., которые позволяют раскрыть истинную динамику роста частей тела, а также органов и пропорциональность сегментов тела по годам, получить наиболее истинные результаты.
Для правильной оценки результатов, проведенных антропометрических измерений определили возраст детей согласно схеме, предложенной Х.Г. Бутаевым, К.С. Ладого, И.Я. Конь, Я. Усмановым (1985).
Антропометрические обследования дошкольников выполнены в соответствии с обязательным соблюдением этических принципов медико-биологических исследований, изложенных в Хельсинкской декларации 1975 г.
Результаты исследования: Изучены возрастные, индивидуальные и половые особенности антропометрических параметров у школьников г. Андижан Мирзакаримовой Д.Б. для соискания ученой степени кандидата медицинских наук
(2009). Используясь полученных данных Мирзакаримовой Д.Б. оценивали темпы роста физического развития детей младшего школьного возраста.
Наблюдения за детьми Андижанской области с 2009 г. позволили зафиксировать процесс акселерации роста и развития подрастающего поколения в 2018 г.
На таблице 1 видно, что массы тела у мальчиков 7 лет (23,1±0,6 кг) выше от своих сверстников (20,7±0,6 кг) на 2,4 кг, мальчики 8 лет (26,9±0,4 кг и 24,8±0,4 кг) -на 2,1 кг, 9 лет (29,2±0,6 кг и 26,8±0,6 кг) - на 2,4 кг и мальчики 10 лет (31,4±0,3 кг и 29,7±0,1 кг) выше на 1,7 кг.
Таблица 1
Сравнительная оценка роста массы тела (кг) у мальчиков
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 20,7±0,6 23,1±0,6
8 лет 24,8±0,4 26,9±0,4
9 лет 26,8±0,6 29,2±0,6
10 лет 29,7±0,1 31,4±0,3
Мониторинг физического развития девочек 7-10 лет Андижанской области с 2009 г по 2018 г. показал, что средняя величина длины тела у девочек младшего школьного возраста достоверно увеличилась по сравнению с данными 2009 г (таблица 2).
Таблица 2
Сравнительная оценка роста массы тела (кг) у девочек
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 20,2±0,5 22,3±0,5
8 лет 24,1±0,4 26,4±0,4
9 лет 27,1±0,7 29,3±0,7
10 лет 29,8±0,7 31,6±0,6
Мы отметили, что современные дети семилетнего возраста имеют выше по росту и весу от детей, обследованных 9 лет назад (таблица 3).
Таблица 3
Сравнительная оценка роста длины тела (см) у мальчиков
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 119,7±0,3 121,8±0,5
8 лет 126,9±0,5 128,1±0,5
9 лет 131,2±0,3 133,5±0,3
10 лет 136,1±0,1 138,3±0,4
Длина тела современных мальчиков 7-10 лет (от 119,7±0,3 кг до 121,8±0,5 кг; от 126,9±0,5 кг до 128,1±0,5 кг; от 131,2±0,3 кг до 133,5±0,3 кг; от 136,1±0,1 кг до 138,3±0,4 кг) увеличился соответственно на 2,4 см; 2,1 см; 2,3 см и на 2,2 см.
Длина тела у девочек 7-10 лет (от 120,8±0,2 кг до 122,6±0,2 кг; от 127,2±0,5 кг до 129,3±0,5 кг; от 131,0±0,4 кг до 133,0±0,4 кг; от 136,7±0,8 кг до 138,6±0,8 кг) стала выше соответственно на 1,8 см; 2,1 см; 2,0 см и 1,9 см (таблица 4).
Таблица 4
Сравнительная оценка роста длины тела (см) у девочек
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 120,8±0,2 122,6±0,2
8 лет 127,2±0,5 129,3±0,5
9 лет 131,0±0,4 133,0±0,4
10 лет 136,7±0,8 138,6±0,8
Девочки тоже стали выше по росту от девочек, обследованных Мирзакаримовой Д.Б. в 2009 г.
Сравнение параметров физического развития школьников 7 - 10 лет Андижанской области, обследованных в 2018 г., с параметрами физического развития детей 2009 г и того же возраста показало достоверное увеличение длины и массы тела как у мальчиков, так и у девочек в 2018 г.
Таблица 5
Сравнительная оценка роста окружность грудной клетки (см)
у мальчиков
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 60,4±0,4 62,5±0,6
8 лет 60,9±0,3 63,0±0,4
9 лет 62,8±0,4 63,3±0,2
10 лет 64,1±0,3 66,2±0,5
Антропометрические показатели детей младшего школьного возраста Андижанской области за период 2009 - 2018 гг. демонстрировали увеличение не только длины и массы тела, в то время и окружность грудной клетки увеличилась значительно, что свидетельствует о акселерации телосложения современных школьников данной области.
При сравнении антропометрических показателей физического развития современных детей младшего школьного возраста Андижанской области с параметрами их сверстников обследованных в 2009 г. установлено удлинение длины и массы тела у современных детей.
При этом окружность грудной клетки увеличилась у мальчиков 7 лет (от 60,4±0,4 см до 62,5±0,6 см) на 2,1 см, в 8 лет (от 60,9±0,3 см до 63,0±0,4 см) - на 2,1 см, в 9 лет (от 62,8±0,4 см до 63,3±0,2 см) - на 2,3 см и у мальчиков 10 лет (от 64,1±0,3 см до 66,2±0,5 см) на 2,2 см. (таблица 6).
Таблица 6
Сравнительная оценка роста окружность грудной клетки (см)
у девочек
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 57,2±0,3 59,2±0,1
8 лет 58,5±0,3 60,4±0,3
9 лет 61,7±0,4 63,5±0,7
10 лет 62,8±0,3 64,9±0,9
У девочек данный показатель увеличился по возрастам 7-10 лет (от 57,2±0,3 см до 59,2±0,1 см; от 58,5±0,3 см до 60,4±0,3 см; от 61,7±0,4 см до 63,5±0,7 см; от 62,8±0,3 до 64,9±0,9 см) аналогично на 1,8 см; 2,1 см; 2,0 см и 1,9 см.
Сравнение антропометрических показателей физического развития школьников 7 - 10 лет 2010-2018 гг выявило, что длина, масса тела, окружность грудной клетки и головы у детей, обследованных в 2009 году были меньше аналогичных показателей их сверстников, обследованных 9 лет назад.
При сравнении антропометрических параметров физического развития современных детей младшего школьного возраста Андижанской области с показателями их сверстников обследованных в 2009 г. установлено увеличение длины окружности головы у современных детей 7-10 лет (таблица 7).
Таблица 7
Сравнительная оценка роста окружность головы (см)
у мальчиков
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 53,2±0,2 55,3±0,3
8 лет 53,6±0,2 55,8±0,2
9 лет 53,7±0,2 56,0±0,2
10 лет 54,4±0,1 56,6±0,1
При этом, окружность головы стали длиннее у мальчиков 7 лет (от 53,2±0,2 см до 55,3±0,3 см) на 2,1 см, у мальчиков 8 лет (от 53,6±0,2 см до 55,8±0,2 см) - 2,2 см, в 9-10 лет (от 53,7±0,2 см до 56,0±0,2 см; и от 54,4±0,1 см до 56,6±0,1 см) этот показатель имел разницу в среднем на 2,3-2,2 см соответственно.
Также мы можем видеть (таблице 8), что у семилетних современных девочек младшего школьного возраста, окружность головы сравнивая со сверстниками обследованных в 2009 г имела разницу на 2,0 см. У восьмилетних девочек эта разница составила в среднем 2,1 см.
Таблица 8
Сравнительная оценка роста окружность головы (см)
у девочек
Возраст 2009 г 2018 г
7 лет 52,5±0,2 54,5±0,2
8 лет 52,8±0,1 54,9±0,2
9 лет 53,0±0,1 55,2±0,2
10 лет 53,9±0,2 56,0±0,3
Вывод. Таким образом, при сравнении антропометрических показателей физического развития современных детей младшего школьного возраста Андижанской области с параметрами их сверстников обследованных в 2009 г. Установлена акселерация по основным антропометрическим показателям у современных детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антонова А.А. Сравнительная характеристика физического развития детей / А.А. Антонова, С.Н. Ченцова, В.Г. Сердюков // Астрахан. мед. журнал. -2012. - № 4. - С. 26 - 29.
2. Изучение пропорционального развития тела человека на основных возрастных этапах, позволит выявить закономерности онтогенеза человека биологического вида.
3. Кахаров Зафар Абдурахманович, Саттибаев Илхом Иномович, Салиева Минора Юлбарсовна, Абдурахимов Абдухалим Холиддинович, Бобоев Мухаммадаюбхон Муродхонович Антропометрические показатели физического развития у детей в Андижанской области // Universum: медицина и фармакология. 2018. №9 (54).
4. Красильникова В. А. Особенности физического развития городских и сельских младших школьников Республики Тыва / В. А. Красильникова,
5. Крикун Е. Н. Антопоэкологический мониторинг показателей физического развития новорожденных детей / Е. Н. Крикун, Э. Г. Мартиросов, Д. Б. Никитюк / / Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. - 2008. - № 6. - С. 26-33.
6. Кульба С.Н. Особенности индекса массы тела у школьников Ростовской области / С.Н. Кульба, В.Б. Войнов, Е.Н. Пожарская [и др.] // Валеология. -2014. - № 4. - С. 62-69.
7. Л. К. Будук-оол, Р. И. Айзман // Сиб. пед. журн. - 2005. - № 4. - С. 143-148.
8. Лучанинова В.Н. Мониторинг физического развития детей г. Владивостока (1996 - 2002 гг.) / В.Н. Лучанинова, Е.В. Крукович, Л.Н. Нагирная [и др.] // Тихоокеан. мед. жур. - 2003. - № 2. - С. 35-38.
9. Савватеева В.Г. Физическое развитие детей раннего возраста г. Иркутска / В.Г. Савватеева, Л.А. Кузьмина, С.В. Шаров [и др.] // Сиб. мед. журн. - 2003. -Т40, №5. - С. 71-77.
10. Тулякова О.В. Влияние аэротехногенного загрязнения на антропометрические показатели физического развития детей (обзорная статья) / О.В. Тулякова, Н.Л. Демина, Г.А. Попова [и др.] // Новые исследования. - 2013. - № (35). - С. 23-33.