Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВРЕМЕННАЯ УТРАТА ТРУДОСПОСОБНОСТИ / МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макунина Ольга, Ботагариев Тулеген, Коваленко Александр, Быков Евгений, Кубиева Светлана

Изучение состояния здоровья учащейся молодежи, в том числе студентов, является одной из приоритетных задач национального здравоохранения России и Казахстана. Результаты научных исследований свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья студентов в обеих странах. В статье представлена сравнительная оценка состояния здоровья студентов Казахстана и России. Целью настоящей статьи является сравнительная оценка состояния здоровья студентов Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова (АРУ) и Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). Методом выкопировки получены сведения о распределении студентов по группам здоровья и нозологическим группам. Всего было проанализировано 1200 карт в АРУ и 1780 карт в УралГУФК. Анализировали медицинские карты спортсменов и неспортсменов. Соотношение студентов спортсменов и неспортсменов составило в УралГУФК 65 % и 35 % соответственно, в АРУ - 54 % и 46 % соответственно. На начало обучения в вузе количество студентов с первой группой здоровья составляет 36-40 %, за период обучения уменьшается до 25-29 %. В основной группе УралГУФК преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, в АРУ - заболевания глаз. В подготовительной группе УралГУФК и АРУ первое ранговое место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Специальная медицинская группа в вузах представлена заболеваниями опорно-двигательной системы. Сравнительная оценка состояния здоровья студентов Казахстана и России указывает на перспективу дальнейшего изучения влияния этнонациональных и экологических факторов на состояние здоровья студентов, а также разработки и внедрения медико-психолого-педагогической коррекции различных нарушений здоровья. Настоящее исследование выполнено в рамках Международного научно-педагогического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макунина Ольга, Ботагариев Тулеген, Коваленко Александр, Быков Евгений, Кубиева Светлана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' IN KAZAKHSTAN AND RUSSIA HEALTH STATUS COMPARATIVE ASSESSMENT

Studying youth’s health status study, including students, is one of the national health care priorities of Russia and Kazakhstan. The results of scientific research indicate an unfavorable state of students’ health, both in Russia and in Kazakhstan. The article presents a comparative assessment of students’ health status in Kazakhstan and Russia. The purpose of this article is a comparative assessment of students», studying at Aktobe Regional University named after K. ;Zhubanov (ARU) and Ural State University of Physical Culture (UralSUPC) health status. Information on the distribution of students by health groups and nosological ones was obtained by the method of copying. In total, 1200 cards were analyzed in the ARU and 1780 cards in the UralSUPC. Athletes’ and non-athletes’ medical records were analyzed. The ratio of student athletes and non-athletes was 65 % and 35 % in UralSUPC, respectively, in ARU ;- 54 % and 46 %, respectively. At the beginning of studies at the university, the number of students with the first group of health is 36-40 %, during the study period it decreases to 25-29 %. In the main group of UralSUPC, diseases of the musculoskeletal system predominate, in ARU ;- eye diseases are predominant. In the preparatory group of UralSUPC and ARU, the first rank place is occupied by diseases of the gastrointestinal tract. A special medical group in universities is represented by diseases of the musculoskeletal system. A comparative assessment of the students’ in Kazakhstan and Russia health status indicates the prospect of further study of the ethno-national and environmental factors influence on students’ health, as well as the development and implementation of medical, psychological and pedagogical correction of various health disorders. This research was carried out within the framework of International scientific and pedagogical cooperation.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ»

УДК 378.17 (574):378.17 (470)

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.09

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ*

Макунина Ольга Александровна^^

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, старший научный сотрудник НИИ Олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск, Россия). E-mail: oamakunina@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3448-9428.

Ботагариев Тулеген Амиржанович^^

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания, Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова (Актюбинск, Казахстан). E-mail: botagariev_1959@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0995-9966.

Коваленко Александр Николаевич^

Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник, НИИ ОС Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск, Россия). E-mail: kovalenkoan51@bk.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0729-1309.

Быков Евгений Витальевич^"

Доктор медицинских наук, профессор, проректор по НИР, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск, Россия). E-mail: bev58@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7506-8793.

Кубиева Светлана Сарсенбаевна^

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова (Актюбинск, Казахстан). E-mail: Kubieva_S @mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7237-922X.

STUDENTS' IN KAZAKHSTAN AND RUSSIA HEALTH STATUS COMPARATIVE ASSESSMENT

Makunina Olga AlexandrovnaABCD

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Physiology Department, Senior Researcher at the Research Institute of Olympic Sports of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia). E-mail: oamakunina@mail.ru. ORCID: https: //orcid.org/0000-0002-3448-9428.

Botagariev Tulegen AmirzhanovichABCD

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methods of Physical Education Department of Aktobe Regional University named after K. Zhubanov (Aktobe, Kazakhstan). E-mail: botagariev_1959@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0995-9966.

Настоящее исследование выполнено в рамках Международного научно-педагогического сотрудничества Уральского государственного университета (Челябинск) и Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова (Актобе).

Kovalenko Alexander NikoaevichBCD

Doctor of Medical Sciences, Leading Researcher at the Research Institute of Scientific and Research Institute of Olympic Sport of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia). E-mail: kovalenkoan51@bk.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0729-1309.

Bykov Evgeny VitalevichABCD

Doctor of Medical Sciences, Professor, Vice-Rector for Research, Head of the Sports Medicine and Physical Rehabilitation Department of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia). E-mail: bev58@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7506-8793.

Kubieyva Svetlana SarsenbaevnaBC

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Physical Education Department of Aktobe Regional University named after K. Zhubanov (Aktobe, Kazakhstan). E-mail: Kubieva_S @mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7237-922X.

Следует цитировать / Citation:

Макунина О. А., Ботагариев Т. А., Коваленко А. Н., Быков Е. В., Кубиева С. С. Сравнительная оценка состояния здоровья студентов Казахстана и России // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. 26 (2). С. 78-86. http://journal.asu.ru/index.php/ zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.09.

Makunina O. A., Botagariev T. A., Kovalenko A. N., Bykov E. V., Kubieyva S. S. (2022) Students' in Kazakhstan and Russia health status comparative assessment. Health, Physical Culture and Sports, 26 (2):78-86 (in Russian). http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.09. Поступило в редакцию / Submitted 01.04.2022 Принято к публикации / Accepted 19.04.2022

Аннотация. Изучение состояния здоровья учащейся молодежи, в том числе студентов, является одной из приоритетных задач национального здравоохранения России и Казахстана. Результаты научных исследований свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья студентов в обеих странах. В статье представлена сравнительная оценка состояния здоровья студентов Казахстана и России. Целью настоящей статьи является сравнительная оценка состояния здоровья студентов Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова (АРУ) и Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). Методом выкопировки получены сведения о распределении студентов по группам здоровья и нозологическим группам. Всего было проанализировано 1200 карт в АРУ и 1780 карт в УралГУФК. Анализировали медицинские карты спортсменов и неспортсменов. Соотношение студентов спортсменов и неспортсменов составило в УралГУФК 65% и 35% соответственно, в АРУ — 54% и 46% соответственно. На начало обучения в вузе количество студентов с первой группой здоровья составляет 36-40%, за период обучения уменьшается до 25-29%. В основной группе Урал-ГУФК преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, в АРУ — заболевания глаз. В подготовительной группе УралГУФК и АРУ первое ранговое место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Специальная медицинская группа в вузах представлена заболеваниями опорно-двигательной системы. Сравнительная оценка состояния здоровья студентов Казахстана и России указывает на перспективу дальнейшего изучения влияния этнонациональ-ных и экологических факторов на состояние здоровья студентов, а также разработки и внедрения медико-психолого-педагогической коррекции различных нарушений здоровья. Настоящее исследование выполнено в рамках Международного научно-педагогического сотрудничества.

Ключевые слова: здоровье, студенты, общая заболеваемость, структура заболеваемости, образ жизни, временная утрата трудоспособности, медицинский осмотр, группы здоровья.

Abstract. Studying youth's health status study, including students, is one of the national health care priorities of Russia and Kazakhstan. The results of scientific research indicate an unfavorable state of students' health, both in Russia and in Kazakhstan. The article presents a comparative assessment of students' health status in Kazakhstan and Russia. The purpose of this article is a comparative assessment of students», studying at Aktobe Regional University named after K. Zhubanov (ARU) and Ural State University of Physical Culture (UralSUPC) health status. Information on the distribution of students by health groups and nosological ones was obtained by the method of copying. In total, 1200 cards were analyzed in the ARU and 1780 cards in the UralSUPC. Athletes' and non-athletes' medical records were analyzed. The ratio of student athletes and non-athletes was 65% and 35% in UralSUPC, respectively, in ARU — 54% and 46%, respectively. At the beginning of studies at the university, the number of students with the first group of health is 36-40%, during the study period it decreases to 25-29%. In the main group of UralSUPC, diseases of the musculoskeletal system predominate, in ARU — eye diseases are predominant. In the preparatory group of UralSUPC and ARU, the first rank place is occupied by diseases of the gastrointestinal tract. A special medical group in universities is represented by diseases of the musculoskeletal system. A comparative assessment of the students' in Kazakhstan and Russia health status indicates the prospect of further study of the ethno-national and environmental factors influence on students' health, as well as the development and implementation of medical, psychological and pedagogical correction of various health disorders. This research was carried out within the framework of International scientific and pedagogical cooperation.

Keywords: health, students, general morbidity, morbidity structure, lifestyle, temporary disability, medical examination, health groups.

Введение. Изучение состояния здоровья учащейся молодежи, в том числе студентов, является одной из приоритетных задач национального здравоохранения России и Казахстана. Однако результаты научных исследований свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья студентов, как в России (Коломиец и др., 2015; Мадие-ва и др., 2019; Самсоненко, 2015; Фомин и др., 2019; Царцидис, 2021), так и в Казахстане (Ба-зарбаева и др., 2017; Батрымбетова, 2011; Жак-сылык и др., 2019; Серикбаева и др., 2019).

Результаты научных исследований подтверждают негативную прогрессию уровня заболеваемости по всем нозологическим группам среди студентов (Батрымбетова, 2011; Каусова и др., 2017).

В работе С. А. Батрымбетовой (2011) представлен сравнительный анализ заболеваемости студентов с временной утратой трудоспособности по годам и нозологическим формам заболеваний (Батрымбетова, 2011), где автор указала, что «за период 2003-2006 гг. в структуре наиболее распространенных заболеваний с временной утратой трудоспособности в 2006 г. первое

ранговое место занимали болезни органов дыхания (65,0%). На втором месте — болезни кост-но-мышечной системы (12,7%)».

В работе Ж. А. Калмаковой (2014) представлены результаты исследования влияния социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов. Установлено, что питание студентов несбалансированно и дефицитно по энергетической ценности, возрастает количество студентов-первокурсников, отнесенных к «группам риска». На основании полученных результатов автором разработана комплексная программа сохранения и укрепления их здоровья. В ее основе лежит взаимодействие системы здравоохранения, образования и социальных структур, занимающихся организацией досуга студенческой молодежи (Калмакова, 2014).

Ученые Казахского национального университета им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан) представили в статье результаты оценки уровня физической подготовленности юношей и девушек (Мадиева и др., 2019). Авторами установлено, что «физические кондиции студенток по всем нормативам находятся на очень

низком уровне». Исследователи установили низкий уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Представляет значительный интерес сравнение состояния здоровья студентов различных вузов в одном регионе. Например, в Челябинске проводилась сравнительная характеристика состояния здоровья студентов трех вузов: Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК), Челябинского государственного университета (ЧелГУ) и Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУрГМУ) (Коваленко и др., 2019).

Сравнение состояния здоровья студентов вузов различных регионов также представляет интерес для установления общих и специфических тенденций с целью разработки стратегических задач по повышению уровня здоровья студентов (Базарбаева и др., 2017).

По данным большинства исследований, от 30 до 50% абитуриентов уже имеют нарушения и отклонения в состоянии здоровья (Фомин и др., 2019; Шестера и др., 2020). Негативную динамику в состоянии здоровья студентов за период обучения в вузе подтверждают результаты исследования, представленные в публикациях (Батрымбетова, 2011; Самсоненко, 2015; Сахарова и др., 2012; Сюндикова и др., 2012).

Преобладающее количество публикаций посвящено изучению состояния здоровья методами анкет и опросников (Картпай и др., 2018; Каусова и др., 2017), которые позволяют изучить преимущественно поведенческие факторы риска здоровью студентов. Единогласно в публикациях подтверждено, что «состояние здоровья

и связанное со здоровьем качество жизни студентов коррелирует с образом жизни, физической активностью...» (Жусунбеков и др., 2019; Сахарова и др., 2012; Советханулы и др., 2020).

Цель. Целью настоящей статьи является сравнительная оценка состояния здоровья студентов Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова (АРУ) и Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК).

Методы исследования. По данным медицинских карт проведен сравнительный анализ состояния здоровья студентов Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова (АРУ) (n = 1200) факультета физической культуры и Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) (n = 1780). Для сбора материала использован метод выкопировки из медицинских карт (data extraction from medical records) за период с 2019 по 2021 гг. Анализировали медицинские карты спортсменов и неспортсменов. Соотношение студентов спортсменов и неспортсменов составило в УралГУФК 65% и 35% соответственно, в АРУ — 54% и 46% соответственно.

Статистическая обработка данных проведена с использованием программного обеспечения Statistika 13,0 и Excel (Microsoft Office, 2010). Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента.

Результаты и обсуждение

По результатам выкопировки данных из медицинской документации был проведен статистический анализ динамики распределения студентов УралГУФК и АРУ по группам здоровья за период с 2019 по 2021 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика распределения студентов УралГУФК и АРУ по группам здоровья

с 2019 по 2021 гг., абс. (чел.) — %

Вуз УралГУФК АРУ

Курс/Группа здоровья 1 курс абс. (чел.) — % 2 курс абс. (чел.) — % 1 курс абс. (чел.) — % 2 курс абс. (чел.) — %

I Основная 600-41,9 510-37,8 378-36,3 286-29,7*

II Подготовительная 730-51 740-54,8 529-50,8 568-59,0*

III Специальная 101-7,1 99-7,4 134-12,9*** 109-11,3**

Итого, человек 1431 1349 1041 963

* — достоверность различий между студентами 1-2 курсов одного вуза: * — р < 0.05, ** —

р < 0.01, *** — р < 0.001; •* — достоверность различий между студентами 1-2 курсов разных ву-

зов:^ — р < 0.05, ••- р < 0.01, ••• — р < 0.001

К сожалению, результаты свидетельствуют об уменьшении числа студентов в основной группе на 4,1% в УралГУФК и на 6,6% в АРУ. Соответственно увеличилось число студентов в подготовительной группе на 3,8% в УралГУФК и на 8,2% в АРУ. Количество студентов в специальной группе изменяется незначительно: на 0,3% увеличилось в УралГУФК и на 1,6% уменьшилось в АРУ. Полученные результаты свидетельствует о некоторой негативной дина-

Из данной таблицы видно, что на протяжении трех лет наблюдения в основной группе УралГУФК преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, остеохондроз, артроз крупных суставов, плоскостопие) с незначительным колебанием количества студентов по годам (от 36% до 32%), занимают первое место.

В АРУ представлены данные по первичным медицинским осмотрам 1 и 2 курсов, где заболевания опорно-двигательного аппарата занимают 2-е место только у 2 курса — 12% студентов. Абсолютно преобладающей патологией, занимающей 1-е место у обоих курсов, являются заболевания глаз (в основном миопия) — 35% и 38% студентов соответственно.

На втором месте в УралГУФК за весь период наблюдения остаются заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, диспепсия желчно-выводящих путей, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) 3032%. У первокурсников АРУ на втором месте нарушения обмена веществ, дефицит массы тела — 23% студентов.

Заболевания сердечно-сосудистой системы (вегетососудистая дистония, гипертониче-

мике состоянии здоровья студентов за период двух лет обучения.

С целью изучения функциональных нарушений и групп заболеваний был проведен анализ распределения студентов по нозологическим группам основной, подготовительной и специальной медицинских групп.

В таблице 2 представлены данные о функциональных нарушениях здоровья студентов УралГУФК и АРУ основной медицинской группы.

ская болезнь, анемия) в УралГУФК занимают третье место — 20,5-23% студентов, и такое же место эта патология занимает в АРУ у 1 и 2 курса — 23% и 11% соответственно.

В таблице 3 представлена сравнительная характеристика заболеваемости студентов двух вузов в подготовительной группе.

При анализе заболеваемости студентов в этой группе можно видеть группы структуры заболеваемости в обоих вузах при сравнении с основной группой. Интересным представляется тот факт, что в УралГУФК за три года наблюдения первое место в этой группе занимают заболевания желудочно-кишечного тракта: 37-41% студентов. В АРУ у студентов первых и вторых курсов на первом месте в этой группе находятся заболевания желудочно-кишечного тракта (38% и 47% соответственно), значительно преобладая у второкурсников. В Урал-ГУФК в этой группе на второе место выходят заболевания сердечно-сосудистой системы, значительно превышая показатели основной группы: 20,5-23% в основной группе и 29-31% в подготовительной группе.

В АРУ у первокурсников второе место занимают заболевания мочеполовой системы

Таблица 2

Распределение студентов по функциональным нарушениям основной медицинской группы, %

Наименование вуза УралГУФК АРУ

Ранговое место группы заболеваний 1 курс 2 курс группы болезней 1 курс 2 курс

1 Заболевания опорно-двигательного аппарата 36% 34% Заболевания глаз 35% 38%

2 Заболевания желудочно-кишечного тракта 32% 31% Нарушения обмена веществ, дефицит массы тела 23% Заболевания опорно-двигательного аппарата 12%

3 Заболевания сердечнососудистой системы 22% 23% Заболевания сердечно-сосудистой системы 23% 11%

(хронический пиелонефрит, мочекислый диатез) — 37%, у второкурсников на втором месте ЛОР-патология (хронический гайморит, хронический тонзиллит) — 41%.

В таблице 4 представлена заболеваемость студентов специальной медицинской группы.

При анализе представленных данных выявлено полное совпадение показателей — за два года наблюдений в УралГУФК в специальную медицинскую группу входили только студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (костно-мышечной системы): тяжелые нарушения осанки 3-4 степени, контрактуры крупных суставов, состояния после протезирования крупных суставов, после оперативного лечения, дискогенной радикулопа-тии.

У студентов 1 и 2 курсов АРУ в специальной медицинской группе отмечены плоскостопие, искривление позвоночника, болезнь Шляттера и поражение крупных суставов.

Заключение. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов Казахстана и России по данным медицинских карт позволил

ЛОР-патология у студентов 1 курса занимает третье место — 23%, у студентов второго курса на третьем месте заболевания органов дыхания — 12% студентов.

установить, что на начало обучения в вузе количество студентов с первой группой здоровья составляет 36-40%, за период обучения уменьшается до 25-29 %. Достоверных различий по анализируемым параметрам не выявили.

Анализ нозологических характеристик здоровья студентов России и Казахстана показал специфику, связанную с влиянием разнообразных факторов, в том числе этнонациональных и экологических, на состояние здоровья студентов. Так, среди студентов российских вузов преобладают нарушения опорно-двигательной системы, а среди студентов Казахстана — нарушения зрительной системы.

Полученные данные по оценке состояния здоровья являются основанием для разработки образовательных программ медико-биологического, естественно-научного направления и научно-исследовательской работы студентов. Цель данного вида деятельности: повышение

Таблица 3

Сравнительная характеристика заболеваемости студентов двух вузов подготовительной медицинской группы, %

УралГУФК АРУ

Ранговое место группы заболеваний 2019-2020 2020-2021 2019-2020 2020-2021

1 Заболевания желудочно-кишечного тракта 37% 41% Заболевания желудочно-кишечного тракта 38% Заболевания же-лудочно-кишеч-ного тракта 47%

2 Сердечно-сосудистой системы 31% 29% Заболевания мочеполовой системы 37% ЛОР-патология 41%

3 Эндокринно-об-менные нарушения питания 10% 9% ЛОР-патология 23% Заболевания органов дыхания 12%

Таблица 4

Сравнительная характеристика заболеваемости студентов УралГУФК и АРУ специальной медицинской группы

УралГУФК АРУ

№ п\п группы заболеваний 2019-2020 2020-2021 2019-2020 2020-2021

1 Заболевания опорно-двигательного аппарата 100% 100% Заболевания опорно-двигательного аппарата 100% Заболевания опорно-двигательного аппарата 100%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компетентности студентов в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Сравнительная оценка состояния здоровья студентов Казахстана и России указывает на перспективу дальнейшего изучения

влияния этнонациональных и экологических факторов на состояние здоровья студентов, а также разработки и внедрения медико-психолого-педагогической коррекции различных нарушений здоровья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Базарбаева С. М., Динмухамедова А. С., Лебедев А. В., Айзман Р. И. Сравнительная оценка физического здоровья казахских и русских студентов первого курса вузов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 241-252. ёо1: http://dx.doi. о^/10.15293/2226-3365.1703.15

Базарбаева С. М., Динмухамедова А. С., Айзман Р. И. Особенности морфофункциональных, психофизиологических и биохимических показателей здоровья студентов из различных клима-то-географических регионов Казахстана // Материалы XVI международной научной конференции : сборник. 2017. С. 16-20.

Батрымбетова С. А. Сравнительный анализ заболеваемости студентов с временной утратой трудоспособности по годам и нозологическим формам заболеваний // Гигиена труда и медицинская экология. 2011. № 2 (31). С. 50-53.

Жацсыльщ А. Б., Умбетьярова Л. Б., Маутенбаев А. А., Еланцев А. Б., Кулбаева М. С. и др. Сту-денттердщ денсаулыпына созылмалы шаршау белгшершщ эсерш зерттеу // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2019. № 2. С. 119-123.

Жунусбеков Ж. И., Габдуллин А. Б., Кудериев Ж. К., Джамалов Д. Д., Ботагариев Т. А. Повышение эффективности физического воспитания в высших учебных заведениях у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Теория и методика физической культуры. 2019. № 1 (55). С. 43-46.

Имангалиева А. А. Анализ состояния здоровья студентов // Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и укрепления здоровья. 2010. № 3. С. 32-36.

Калмакова Ж. А. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов высшего учебного заведения Республики Казахстан // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-1. С. 49-51.

Картпай М., Базарбаева С. М., Нусупова А. Ж. Оценка качества жизни студентов вузов посредством анкеты МОS 8Б-36 // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. 2018. № 4 (41). С. 130-139.

Каусова Г. К., Уразиманова Г. С. Медико-социальная оценка состояния здоровья и оптимизация медицинской помощи студентам // Вестник КазНМУ 2017. № 4. https://cyberleninka.ru/ article/n/mediko-sotsialnaya-otsenka-sostoyaniya-zdorovya-i-optimizatsiya-meditsinskoy-pomoschi-studentam (дата обращения: 16.04.2021).

Каусова Г. К., Файзулина К. М. К вопросу здоровья студенческой молодежи // Здоровье и болезнь. Алматы, 2011. № 2 (97). С. 80-81.

Коваленко А. Н., Быков Е. В., Коломиец О. И., Макунина О. А. Динамика состояния здоровья студентов вуза физической культуры как показатель адаптации к сочетанным физическим и умственным нагрузкам // Материалы VIII Международной научно-практической конференции 29 апреля 2019 : сборник. Челябинск, 2019. С. 101-105.

Коломиец О. И., Петрушкина Н. П., Макунина О. А. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2015. № 1 (119). С. 97-104.

Мадиева Г. Б., Онгарбаева Д. Т., Сабырбек Ж. Б. Актуальные проблемы физического воспитания в вузах Казахстана // Материалы V Международной научно-методической конференции : сборник / под ред.й Р. А. Юсупова, Б. А. Акишина. Казань, 2019. С. 15-17.

Самсоненко И. В. Анализ состояния здоровья студентов вуза // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 11 (129). https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostoyaniya-zdorovya-studentov-vuza (дата обращения: 18.06.2021).

Сахарова О. Б., Кику П Ф., Горборукова Т. В. Влияние социально-гигиенических факторов образа жизни на состояние здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2012. № 6. https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-sotsialno-gigienicheskih-faktorov-obraza-zhizni-na-sostoyanie-zdorovya-studentov (дата обращения: 22.06.2021).

Серикбаева А. С., Айтманбетова А. А., Аимбетова Г. Е., Талкимбаева Н. А., Ердесбай Г. Н. Медико-социальное исследование состояния здоровья студентов и амбулаторное их обслуживание // Вестник КазНМУ 2019. № 7. С. 611-613.

Советханулы Д., Ескалиев М. З., Ботагариев Т. А., Шанкулов Е. Т. Особенности формирования здорового образа жизни студентов средствами физической культуры // Теория и методика физической культуры. 2020. № 3 (61). С. 104-111.

Суюндикова Ж. Т., Шибкова Д. З. Оценка соматического здоровья студенток коренного и пришлого населения Республики Казахстан // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2012. № 21 (280). С. 16-19.

Фомин А. А., Борисюк П. И. Состояние здоровья студентов медицинского института // Медицина: теория и практика. 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-studentov-meditsinskogo-instituta (дата обращения: 18.06.2021).

Царцидис Е. А. Общая и ЛОР-заболеваемость студентов медицинского университета // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 1. С. 103-106. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-1-103-106

Шестера А. А., Кижунова В. Ю., Кику П. Ф., Кузьмина Т. Н., Стурова Е. В. Особенности состояния здоровья студентов высшего медицинского учебного заведения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 3. https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-sostoyaniya-zdorovya-studentov-vysshego-meditsinskogo-uchebnogo-zavedeniya (дата обращения: 18.06.2021).

REFERENCES

Bazarbayeva S. M., Dinmukhamedova A. S., Lebedev A V., Aizman R. I. Comparative assessment of physical health of Kazakh and Russian first-year students of higher education institutions // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2017. No. 3. S. 241-252. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.15

Bazarbayeva S. M., Dinmukhamedova A. S., Aizman R. I. Students' from various climatic and geographical regions of Kazakhstan features of morphofunctional, psychophysiological and biochemical health indicators // In the collection: Materials of the XVI International Scientific Conference. 2017. S. 16-20.

Batrymbetova S. A. Comparative analysis of students' with temporary disability morbidity by years and nosological forms of diseases // Occupational hygiene and medical ecology. 2011. No. 2 (31). S. 50-53.

Zhaksylyk A. B., Umbetyarova L. B., Mautenbayev A. A., Elantsev A. B., Kulbayeva M. S. and others. Study of the impact of chronic fatigue symptoms on the students' health // Bulletin of the Kazakh National Medical University. 2019. No. 2. S. 119-123.

Zhunusbekov Zh. I., Gabdullin A B., Kuderiev Zh K., Jamalov D. D., Botagariev T. A. Improving the effectiveness of physical education in higher educational institutions for students with health abnormalities // Theory and methodology of physical culture. 2019. No. 1 (55). S. 43-46.

Imangalieva A. A. Analysis of students' health status // Topical issues of healthy lifestyle formation, disease prevention and health promotion. 2010. No. 3. S. 32-36.

Kalmykova Zh. A. Influence of social and hygienic factors on the state of health of students of the higher educational institution of the Republic of Kazakhstan // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2014. No. 8-1. S. 49-51.

Kartpai M., Bazarbayeva S. M., Nusupova A. J. Assessment of university students' quality of life through the questionnaire MOS SF-36 // Bulletin of the North Kazakhstan State University named after Manash Kozybayev. 2018. No. 4 (41). S. 130-139.

Kausova G. K., Urazimanova G. S. Medical and social assessment of health status and optimization of medical care for students // Bulletin of KazNMU. 2017. No. 4. https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnaya-otsenka-sostoyaniya-zdorovya-i-optimizatsiya-meditsinskoy-pomoschi-studentam (accessed: 04.16.2021).

Kausova G. K., Fayzullina K. M. On the issue of student youth's health // Health and disease. Almaty. 2011. No. 2 (97). S. 80-81.

Kovalenko A. N., Bykov E. V., Kolomiets O. I., Makunina O. A. Dynamics of the state of students' of the University of physical culture health as an indicator of adaptation to combined physical and mental stress // In the Collection : Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference on April 29, 2019. Chelyabinsk. 2019. S. 101-105.

Kolomiets O. I., Petrushkina N. P., Makunina O. A. Morbidity and vegetative status of first-year students as indicators of the strategy of adaptation to learning at higher educational institutions // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, 2015. No. 1 (119). S. 97-104.

Madieva G. B., Ongarbayeva D. T., Sabyrbek Zh. B. Actual problems of physical education in universities of Kazakhstan // In the collection : Materials of the V International Scientific and Methodological Conference. Edited by R. A. Yusupov, B. A. Akishin. Kazan, 2019. S. 15-17.

Samsonenko I. V. Analysis of the university students' state of health // Scientific notes of Lesgaft University. 2015. No. 11 (129). https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostoyaniya-zdorovya-studentov-vuza (data obrachcenia: 06.18.2021).

Sakharova O. B., Kiku P. F., Gorborukova T. V. The influence of socio-hygienic lifestyle factors on the students' health // Hygiene and sanitation. 2012. No. 6. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialno-gigienicheskih-faktorov-obraza-zhizni-na-sostoyanie-zdorovya-studentov (data obrachcenia: 06.22.2021).

Serikbaeva A. S., Aitmanbetova A. A., Aimbetova G. E., Talkimbayeva N. A., Yerdesbay G. N. Medico-social research of students' health status and their outpatient care // Bulletin of KazNMU. 2019. No. 7. S. 611-613.

Sovetkhanuly D., Eskaliev M. Z., Botagariev T. A., Shankulov E. T. Features of a healthy lifestyle formation of students by means of physical culture // Theory and methodology of physical culture. 2020. No. 3 (61). S. 104-111.

Suyundikova Zh. T., Shibkova D. Z. Assessment of students' of indigenous and alien population in the Republic of Kazakhstan somatic health // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, healthcare, physical education. 2012. No. 21 (280). S. 16-19.

Fomin A. A., Borisyuk P. I. The state of students' of the Medical Institute health // Medicine: theory and practice. 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-studentov-meditsinskogo-instituta (data obrachcenia: 06.18.2021).

Tsartsidis E. A. General and ENT morbidity of medical university students // Problems of social hygiene, healthcare and history of medicine. 2021. Vol. 29. No. 1. S. 103-106. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-1-103-106

Shestera A. A., Kojanova V. Yu., Kiku P F., Kuzmina T. N., Sturova E. V. Features of the students' of higher medical educational institution health state // Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2020. No. 3. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sostoyaniya-zdorovya-studentov-vysshego-meditsinskogo-uchebnogo-zavedeniya (data obrachcenia: 06.18/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.