Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созаева Танзиля Хакимовна, Пшигошева Альфина Юсуповна

Неблагоприятные макроэкономические тенденции, реализация политики импортозамещения - с одной стороны, и санкции - с другой стороны, обострили проблему дефицита бюджета в дотационных российских регионах. Изъятие значительной части налоговых поступлений из регионального бюджета в федеральный всегда играло негативную роль в социально-экономическом развитии регионов. В настоящее же время, при одновременном падении собираемости налогов, предпринимательской активности и платежеспособного спроса населения и сохранении доли изъятия налоговых поступлений в федеральный бюджет, задача получения объективного прогноза налоговых доходов консолидированных бюджетов приобретает особую актуальность для субъектов РФ. В этой связи, в данной обзорно-аналитической статье, на примере дотационного региона - Кабардино-Балкарской Республики, проведена качественная и количественная оценка эффективности системы налогообложения субъекта посредством оценки меры её соответствия общему состоянию экономики, проанализирована компонентная структура и степень диверсификации налоговых поступлений. Выявлено, что федеральные налоги и сборы в 2014 г. составили 88,6% в общей структуре налоговых поступлений, а удельный вес региональных и местных налоговых значительно ниже (8,4% и 3,0% соответственно). Определено, что значительное влияние на особенности компонентной структуры оказало усиление (или ослабевание) влияния отдельных видов налоговых поступлений за счет фактора объема. По итогам работы в рамках статьи предложено уточнение методологии оценки компонентной структуры налоговых поступлений: рекомендовано учитывать два критерия: 1) соответствие компонентной структуры налоговых доходов общему состоянию экономики региона; 2) плотность взаимосвязи между видами налоговых поступлений. В качестве прикладного результата проведено экономическое обоснование увеличения налоговых поступлений Кабардино-Балкарской Республики в бюджеты разных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF COMPONENT STRUCTURE OF TAX REVENUES IN BUDGETS OF DIFFERENT LEVELS

Negative macroeconomic trends, the implementation of import substitution policies - on the one hand, and sanctions, on the other hand, exacerbated the budget deficit in subsidized Russian regions. Removal of a large part of the tax revenues from the regional budget to the federal always played a negative role in the socio-economic development of regions. At the same time, we add to this the problems such as reduction of tax collection, business activity and solvent demand of the population. Therefore, the task of obtaining an objective forecast of tax revenues of the consolidated budgets of particular relevance for the Russian Federation regions. In this regard, in this article, on the example of a subsidized region - Kabardino-Balkaria, was analyzed a qualitative and quantitative assessment of the effectiveness of the tax system of the subject by evaluating its compliance with the general measures of the economy. In addition, the component structure and the degree of diversification of the tax revenues were analyzed. It was revealed, that federal taxes and fees in 2014 amounted to 88,6% in the overall structure of tax revenues, and the share of regional and local tax is much lower (8,4% and 3,0%, respectively). It was determined that a significant impact on the structure of the particular component had a gain (or weakening) the effects of certain types of tax revenue due to volume factors. The outcome of the article suggested clarification of the methodology for assessing component structure of tax revenue: recommended to take into account two criteria: 1) compliance of the component of tax revenues of the general structure of the regional economy; 2) the density of the relationship between the types of tax revenues. As a practical result was made conclusions about the possibility a of increasing tax revenues from Kabardino-Balkaria to the budgets of different levels.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ»

УДК: 332.1.336

Созаева Т. Х., Пшигошева А. Ю.

Sozaeva T. Kh., Pshigosheva A. Yu.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

COMPARATIVE ASSESSMENT OF COMPONENT STRUCTURE OF TAX REVENUES

IN BUDGETS OF DIFFERENT LEVELS

Неблагоприятные макроэкономические тенденции, реализация политики импортозамещения - с одной стороны, и санкции - с другой стороны, обострили проблему дефицита бюджета в дотационных российских регионах. Изъятие значительной части налоговых поступлений из регионального бюджета в федеральный всегда играло негативную роль в социально-экономическом развитии регионов. В настоящее же время, при одновременном падении собираемости налогов, предпринимательской активности и платежеспособного спроса населения и сохранении доли изъятия налоговых поступлений в федеральный бюджет, задача получения объективного прогноза налоговых доходов консолидированных бюджетов приобретает особую актуальность для субъектов РФ. В этой связи, в данной обзорно-аналитической статье, на примере дотационного региона - Кабардино-Балкарской Республики, проведена качественная и количественная оценка эффективности системы налогообложения субъекта посредством оценки меры её соответствия общему состоянию экономики, проанализирована компонентная структура и степень диверсификации налоговых поступлений. Выявлено, что федеральные налоги и сборы в 2014 г. составили 88,6% в общей структуре налоговых поступлений, а удельный вес региональных и местных налоговых значительно ниже (8,4% и 3,0% соответственно). Определено, что значительное влияние на особенности компонентной структуры оказало усиление (или ослабевание) влияния отдельных видов налоговых поступлений за счет фактора объема.

По итогам работы в рамках статьи предложено уточнение методологии оценки компонентной структуры налоговых поступлений: рекомендовано учитывать два критерия: 1) соответствие компонентной структуры налоговых доходов общему состоянию экономики региона; 2) плотность взаимосвязи между видами налоговых поступлений. В качестве прикладного результата проведено экономическое обоснование увеличения налоговых поступлений Кабардино-Балкарской Республики в бюджеты разных уровней.

Negative macroeconomic trends, the implementation of import substitution policies - on the one hand, and sanctions, on the other hand, exacerbated the budget deficit in subsidized Russian regions. Removal of a large part of the tax revenues from the regional budget to the federal always played a negative role in the socio-economic development of regions. At the same time, we add to this the problems such as reduction of tax collection, business activity and solvent demand of the population. Therefore, the task of obtaining an objective forecast of tax revenues of the consolidated budgets of particular relevance for the Russian Federation regions. In this regard, in this article, on the example of a subsidized region - Kabardino-Balkaria, was analyzed a qualitative and quantitative assessment of the effectiveness of the tax system of the subject by evaluating its compliance with the general measures of the economy. In addition, the component structure and the degree of diversification of the tax revenues were analyzed. It was revealed, that federal taxes and fees in 2014 amounted to 88,6% in the overall structure of tax revenues, and the share of regional and local tax is much lower (8,4% and 3,0%, respectively). It was determined that a significant impact on the structure of the particular component had a gain (or weakening) the effects of certain types of tax revenue due to volume factors.

The outcome of the article suggested clarification of the methodology for assessing component structure of tax revenue: recommended to take into account two criteria: 1) compliance of the component of tax revenues of the general structure of the regional economy; 2) the density of the relationship between the types of tax revenues. As a practical result was made conclusions about the possibility a of increasing tax revenues from Kabardino-Balkaria to the budgets of different levels.

Ключевые слова: доходы бюджета, эконо- Key words: budget revenues, the region's econo-

мика региона, налоги, налогообложение, налого- my, taxes, taxation, tax capacity, financial resources. вый потенциал, финансовые ресурсы.

Созаева Танзиля Хакимовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов предприятий и инвестиций, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик

Тел.: 8 928 959 08 09

Е-шай: sozaytanzilya@yandex.ru

Пшигошева Альфина Юсуповна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 719 48 30 Е-mail: akadem07@mail.ru

Sozaeva Tanzilya Khakimovna -

Candidate of Economical Sciences, Associate Professor of the department of finance of the enterprises and investment, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Ko-kov», Nalchik Tel.: 8 928 959 08 09 E-mail: sozaytanzilya@yandex.ru

Pshigosheva Alfina Yusupovna -

Candidate of Economical Sciences, Associate Professor of the department of finance and credit, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 719 48 30 E-mail: akadem07@mail.ru

Налоговая база регионов, развиваясь в определенных естественных и социально-экономических условиях, обусловлена объективными территориальными и структурными различиями, которые выражаются в структуре налоговых поступлений по видам налогов, соотношений прямых и косвенных налогов и др. Вместе с тем, одним из факторов этих различий выступает величина структурных колебаний налоговых поступлений, связанная с частыми изменениями бюджетного и налогового законодательств.

На уровне субъектов Российской Федерации актуальным является исследование территориальных особенностей влияния налогов на предпринимательскую деятельность с учетом следующих факторов:

• особенность региональной системы налогообложения;

• территориальная дифференциация социально-экономического развития и специализация регионов;

• модель бюджетно-налоговой политики государства и специфика межбюджетных отношений;

• влияние процессов глобализации на экономику регионов;

• стабильность налогового и бюджетного законодательств и др.

Действие данных факторов проявляется как в объемах налоговых поступлений в регио-

нальные и местные бюджеты, так и в структуре налоговых поступлений. В этой связи эффективным методологическим подходом является сравнительный анализ компонентной структуры налоговых поступлений в конкретном регионе, что позволяет определить уровень соответствия системы налогообложения состоянию региональной экономики и налогового потенциала региона [1, 9].

По-нашему мнению, анализ состава и структуры налоговых поступлений основан на определенных методологических принципах, в составе которых выступают:

• научно-исследовательский характер;

• комплексность и системный подход;

• объективность.

Система налогообложения в субъектах РФ имеет определенные особенности, т. к. такие факторы как природно-климатические ресурсы страны, структура производства, жизненный уровень основной массы населения значительно различаются.

Система налогообложения организаций в КБР имеет определенные особенности развития и функционирования. Особенностью системы налогообложения в КБР является незначительная роль республики в общих объемах налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ (табл. 1).

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2014 [2].

Таблица 1 - Доходы консолидированных бюджетов*

Виды налогов Российская Федерация, млрд. руб. Кабардино-Балкарская Республика, млрд. руб.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Доходы всего, 7644,2 8064,5 8166,1 24,9 24,6 26,7

из них: (100) (100) (100) (0,33) (0,31) (0,33)

Налог на прибыль организаций 1927,9 1979,9 1719,7 1,5 1,1 1,5

НДФЛ 1995,8 2261,5 2499,1 3,1 4,3 4,6

Налог на имущество 678,0 785,5 900,7 1,1 1,1 1,3

Безвозмездные поступления 1768,8 1680,1 1576,6 14,7 13,7 15,0

В 2013 г. в доходах консолидированных бюджетов РФ доля доходов КБР составила лишь 0,33%. Не анализируя детально факторы некоторых изменений (например - введение института консолидированных налогоплательщиков), необходимо отметить значительные колебания соответствующих показателей в разрезе отдельных видов налогов (налог на прибыль организаций и налог на имущество).

Дифференциация показателей отдельных видов налогов усиливается сложностью системы налогообложения в регионе. В этой связи нами проведен анализ по видам налогов с учетом компонентной структуры налоговых поступлений (табл. 3). В ходе анализа данных таблицы 5 выявлено, что развитие компонентной структуры налоговых поступлений является неоднозначным.

С одной стороны, она является динамичной. Удельный вес отдельных видов налоговых поступлений колеблется в значительных пределах.

В частности, по налогу на прибыль организаций размах колебаний составляет: -5%

В ходе анализа отчетных показателей налоговых поступлений, контролируемых УФНС России по КБР, выявлено, что в бюджетную систему государства в 2014 г. поступило 12453,5 млн. руб., по сравнению с 2013 г. (10002,6 млн. руб.) это на 2450,9 млн. руб. больше (табл. 2). В консолидированный бюджет КБР в 2014 г. поступило всего 9719,7 млн. руб., что на 874,1 млн. руб. больше, чем в 2013 г. [3].

(с 16,5% в 2013 г. до 11,5% в 2014 г.), по акцизам размах колебаний составляет: +7,5% (21,8% в 2013 г. и 29,3% в 2014 г.) и т. п.

Таким образом, анализируя компонентную структуру, отметим, что федеральные налоги и сборы в 2014 г. составляют 88,6% в общей структуре налоговых поступлений, а удельный вес региональных и местных налоговых значительно ниже 8,4% и 3,0% соответственно. Значительное влияние на особенности компонентной структуры оказывает рост (или снижение) роли отдельных видов налоговых поступлений, что связано с динамикой их объемов.

Таблица 2 - Поступления налоговых платежей, контролируемых УФНС России по КБР,

в бюджетную систему РФ

Темп роста, % Абсолютные

Наименование 2013 г. 2014 г. отклонения

(+,-)

Поступления в консолидированный бюджет РФ - всего, млн. руб. 10002,6 12453,5 124,5 + 2450,9

Федеральный бюджет, млн. руб. 1156,9 2733,8 236,3 +1576,9

Консолидированный бюджет КБР - всего, млн. руб. 8845,6 9719,7 109,9 +874,1

в т.ч. республиканский 6354,9 7147,2 112,5 +792,3

в т.ч. местные 2490,7 2572,5 103,3 +81,8

*Источник: Таблица составлена по отчетным данным УФНС России по КБР за 2014 г. [4].

Таблица 3 - Состав и структура налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации _по Кабардино-Балкарской Республике*_

Налоги и сборы 2013 г. 2014 г. Абсолютные отклонения (+,-)

млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. %

Федеральные налоги и сборы

Налог на прибыль организаций 1529,1 16,5 1342,8 11,5 -186,3 -5,0

НДФЛ 4453,2 47,9 4765,4 40,7 +312,2 -7,2

НДС 3,4 0,04 820,3 6,9 +816,9 +6,86

НДС на товары, ввозимые из Республики Беларусь 16,9 0,2 14,4 0,1 -2,5 -0,1

Акции - всего 2024,4 21,8 3438,3 29,3 +1413,9 +7,5

Итого федеральные налоги и сборы 8027,0 (96,8%) 10381,2 (88,6%)

Региональные налоги

Налог на имущество организаций 776,6 8,3 886,7 7,6 +110,1 -0,7

Транспортный налог 66,9 0,7 98,9 0,8 +32,0 +0,1

Итого региональные налоги 843,5 (9,1%) 985,6 (8,4%)

Местные налоги

Земельный налог 408,0 4,4 332,5 2,8 -75,5 -1,6

Налог на имущество физических лиц 16,6 0,2 20,8 0,2 +4,2 -

Итого местные налоги 424,6 (4,6%) 353,3 (3,0%)

Итого налоговых доходов 9295,1 100 11720,1 100 +2425,0 -

*Источник: Таблица составлена по отчетным данным УФНС России по КБР за 2014 г. [4]

При оценке компонентной структуры налоговых поступлений выявлено, что необходимо учитывать два критерия [6, 7]:

во-первых, соответствие компонентной структуры налоговых доходов общему состоянию экономики региона;

во-вторых, плотность взаимосвязи между видами налоговых поступлений.

Индикатором состояния налоговой сферы является налоговый потенциал. В этой связи необходимо проследить тенденции налоговых поступлений и оценить их характер. В ходе анализа данных таблицы 4 выявлено, что объём поступлений налоговых доходов растет из года в год. Однако рост объемного показателя

не позволяет в полной мере оценить ситуацию с поступлением налогов. В этой связи возникает необходимость определения темпов роста поступлений за отчетный период в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Такое сопоставление позволяет заметить тенденцию к снижению их роста в анализируемом периоде. Так, если в 2008 году темп роста поступлений составлял 128,3%, то в 2012 году - 102,3%, что свидетельствует о снижении темпа роста до 26%. Следовательно, объём налоговых поступлений растет, но темпы их роста из года в год заметно варьируются.

Таблица 4 - Динамика темпов роста поступлений налогов и сборов*

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет КБР, млн.руб. 4807,4 5 705,7 7 320,2 7 595,1 7 642,7 8158,9

Темп роста в номинальном выражении, % - 118,7 128,3 103,8 100,6 106,8

Индекс потребительских цен, % 100,6 101,1 102,2 104,3 105,3 110,4

ВРП, млн. руб. 43911,5 53729,6 58795,5 65660,1 77086,4 90594,6

Налоговая нагрузка 10,9 10,6 12,5 11.6 9.9 9.0

*Источник: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по КБР [3].

В ходе анализа данных таблицы 4 выявлено, что в период с 2006 г. до 2012 г. наблюдалось повышение поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет КБР. Итак, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. налоговые поступления выросли на 128,3%. Важно отметить, что в 2011 г. индекс потребительских цен составлял 110,4%, что на 10,1% больше чем в 2006 г. [3,11].

ВРП включает все доходы, генерируемые внутри Кабардино-Балкарской Республики, а показатель отношения объема поступивших

В ходе анализа выявлено, что наибольшая расчетная ставка была в 2009 г. и составила 0,019%, затем она снизилась в 2012 г. до 0,017%, достигнув уровня 2008 г. Вместе с тем, с ростом ВРП в 2012 г. до 105992,4 млн. руб. (на 62080,9 млн. руб. больше чем в 2006 г.) наблюдался и рост налогового потенциала до1801,9 млн. руб., что на 1011,5 млн. руб. больше чем в 2006 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В КБР нет отдельного нормативно-правового акта, который содержит методические рекомендации по оценке налогового потенциала. Непосредственно оценка налогового потенциала производится при разработке законопроектов бюджета Республики на предстоящий год. Данная оценка также проводится и при разработке прогноза социально-экономического развития региона, а также в течение финансового года для внесения корректировок в принятые акты и для разработки экономической, бюджетной и налоговой политики КБР.

налогов и сборов к ВРП характеризует налоговую нагрузку. Сравнивая этот показатель за ряд лет можно сделать вывод об уровне собираемости налогов. Итак, до 2008 г. наблюдался постепенный рост, после которого начался спад, а вот уже после 2009 г. заметно снижение налоговой нагрузки до 7,9 в 2012 г., ниже чем в период 2006-2007 гг.

В ходе оценки налогового потенциала КБР использована методика оценки, основанная на объёме ВРП и расчетной ставки налогообложения (табл. 5).

Таким образом, можно выделить следующие направления совершенствования законодательства в сфере практического применения налогового потенциала в планировании и прогнозировании налоговых доходов регионального бюджета. Во-первых, необходимо четкое закрепление в законодательстве понятия «налоговый потенциал» как на федеральном, так и на региональном уровне. Во-вторых, необходимо разработать общую методологическую базу расчета налогового потенциала на федеральном и региональном уровне, для составления «налогового плана» на будущий финансовый год. Следовательно, в целях совершенствования законодательства, затрагивающего оценку налогового потенциала, необходимо создание методологической основы ее расчета, закрепленной в федеральной и региональной налоговой политике.

Таблица 5 - Оценка налогового потенциала Кабардино-Балкарской Республики*

Показатели 2006 г. 2007 г 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1. ВРП КБР, млн. руб. 43911,5 53729,6 58795,5 64437,7 71640,2 90594,5 105992,4

2. Налоговые доходы бюджетной системы КБР, млн. руб. 4807,4 5 705,7 7 320,2 7 595,1 7 642,7 8158,9 8345,3

3. ВВП РФ, млн. руб. 26917200,0 33247500,0 41276800,0 38786400,0 44939200,0 45382276,7 49919958,8

4. Расчетная ставка, % (п. 2 /п. 3)*100% 0,018 0,018 0,017 0,019 0,017 0,018 0,017

5. Налоговый потенциал, млн. руб. (п. 1*п. 4) 790,4 967,1 999,5 1224,3 1217,9 1630,7 1801,9

*Источник: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по КБР [3].

Литература

I. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28 декабря

2010 г.). Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05 августа 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 01 апреля

2011 г.).Правовая система «Консультант Плюс».

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Режим доступа: http: //www.gks.ru

3. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по КБР. Режим доступа: http://www.kbr.gks.ru

4. Отчетные данные УФНС России по КБР за 2014 г. Режим доступа: http://www. nalog.ru

5. Petrova A.T. Belyakova G.Y., Vladimiro-va O.N., Shchitnikov A.S. Innovative susceptibility in the regional innovation system // Asian Social Science. 2015. Т. 11. №6. С. 37-44.

6. Petrova A.T., Vladimirova O.N. Methodical approaches to the assessment of innovative region susceptibility // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №3. С. 11-19.

7. Рахаев Х.М., Созаева Т.Х. Феномен синхронности динамики траекторий собственных доходов и безвозмездных перечислений в консолидированном бюджете территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №45 (282). С. 16-27.

8. Сазонов А.С. Реализация казначейской функции финансового контроля на субфедеральном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №23. С. 37-44.

9. Сергеев А.А., Катышкин И.А. Налоги и конкурентоспособность российских предприятий // Экономические науки. 2012. №93. С. 37-40.

10. Тилов А.А., Смирнова А.В. Проблемные вопросы налогообложения лизинговой деятельности // Лизинг. 2009. №10. С. 28-31.

II. Тамбиева Д.А. Методы нелинейной динамики в практике налогового администрирования предприятий АПК // Микроэкономика. 2010. №4. С. 88-93.

References

1. Nalogovyj kodeks RF (chast pervaya) ot 31 iyulya 1998 g. №146 FZ (red. ot 28 dekabrya

2010 g.). Nalogovyj kodeks RF (chast vtoraya) ot 05 avgusta 2000 g. №117 FZ (red. ot 01 aprelya

2011 g.). Pravovaya sistema «Konsultant Plyus».

2. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2014. Rezhim dostupa: http://www. gks.ru

3. Territorialnyj organ federalnoj sluzhby go-sudarstvennoj statistiki po KBR. Rezhim dostupa: http://www.kbr.gks.ru

4. Otchetnye dannye UFNS Rossii po KBR za 2014 g. Rezhim dostupa: http:// www.nalog.ru

5. Petrova A.T. Belyakova G.Y., Vladimirova O.N., Shchitnikov A.S. Innovative susceptibility in the regional innovation system // Asian Social Science. 2015. T. 11. №6. S. 37-44.

6. Petrova A.T., Vladimirova O.N. Methodical approaches to the assessment of innovative region susceptibility // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. №3. C. 11-19.

7. Rakhaev Kh.M., Sozaeva T.Kh. Fenomen sinkhronnosti dinamiki traektorii sobstvennykh dohodov i bezvozmezdnykh perechislenij v kon-solidirovannom byudzhete territorii // Natsional-nye interesy: prioritety i bezopasnost. 2014. №45 (282). S. 16-27.

8. Sazonov A.S. Realizatsiya kaznachejskoj funktsii finansovogo kontrolya na subfederalnom urovne // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2010. №23. S. 37-44.

9. Sergeev A.A., Katyshkin I.A. Nalogi i kon-kurentosposobnost rossijskikh predpriyatij // Ekonomicheskie nauki. 2012. №93. S. 37-40.

10. TilovA.A., SmirnovaA.V. Problemnye vo-prosy nalogooblozheniya lizingovoj deyatelnosti // Lizing. 2009. №10. S. 28-31.

11. Tambieva D.A. Metody nelinejnoj dinami-ki v praktike nalogovogo administrirovaniya predpriyatij APK // Mikroekonomika. 2010. №4. S. 88-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.