Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни связанное со здоровьем / дети / родители детей / quality of life / children / parents of children

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Латышев Дмитрий Юрьевич, Мартынович Наталья Николаевна, Латышева Майя Дмитриевна, Лобанов Юрий Федорович, Строзенко Людмила Анатольевна

Проведена оценка качества жизни, связанного со здоровьем, данная детьми старшего школьного возраста и их родителями. В исследование включены 94 школьника, из них 34 мальчика и 60 девочек, учащихся десятых классов общеобразовательной школы, средний возраст 16,4±2,7 лет и 94 родителей, среди которых 26 мужчин и 68 женщин, средний возраст составил 43,0±4,0 года. Для оценки показателей качества жизни применен опросник Peds QL-4.0 для детей 13-18 лет и их родителей. Показано, что в данной возрастной группе хорошее совпадение при оценке детьми и родителями наблюдалось по всем шкалам опросника PedsQL 4.0. Оценка качества жизни детей не зависела от пола родителей, проводивших оценку. Сделан вывод, что результаты как самооценки (self-report), так и родительской оценки (proxy-report) могут быть использованы в практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Латышев Дмитрий Юрьевич, Мартынович Наталья Николаевна, Латышева Майя Дмитриевна, Лобанов Юрий Федорович, Строзенко Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF QUALITY OF LIFE: EXPLORING HIGH SCHOOL AGE CHILDREN AND THEIR PARENTS

Children of high school age and their parents conducted an assessment of the quality of life associated with health. The study included 94 schoolchildren, including 34 boys and 60 girls, students of the 10th grade of a general education school, the average age was 16.4±2.7 years and 94 parents, including 26 men and 68 women, the average age was 43.0±4.0 years. To assess quality of life indicators, the Peds QL-4.0 questionnaire was used for children aged 13-18 years and their parents. It is shown that in this age group, a good match was observed in the evaluation of the children and the parents were observed on all the scales of the PedsQL 4.0 questionnaire. The assessment of the the quality of life of children did not depend on the sex of the parents who conducted the assessment. It is concluded that the results of both self-assessment (self-report) and parental assessment (proxy-report) can be used in practice.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ»

УДК 616-053.5-053.81

DOI 10.31684/25418475-2023-2-42

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

■'«Научно-исследовательский клинический институт детства» Министерства здравоохранения Московской области, г. Москва 115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, 62

2Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 40

Мартынович Н.Н.1, Латышев Д.Ю.2, Латышева М.Д.2, Лобанов Ю.Ф.2, Строзенко Л.А.2, Михеева Н.М.2, Болденкова И.Ю.2

Резюме

Проведена оценка качества жизни, связанного со здоровьем, данная детьми старшего школьного возраста и их родителями. В исследование включены 94 школьника, из них - 34 мальчика и 60 девочек, учащихся десятых классов общеобразовательной школы, средний возраст 16,4±2,7 лет и 94 родителей, среди которых 26 мужчин и 68 женщин, средний возраст составил 43,0±4,0 года. Для оценки показателей качества жизни применен опросник Peds QL-4.0 для детей 13-18 лет и их родителей. Показано, что в данной возрастной группе хорошее совпадение при оценке детьми и родителями наблюдалось по всем шкалам опросника PedsQL 4.0. Оценка качества жизни детей не зависела от пола родителей, проводивших оценку. Сделан вывод, что результаты как самооценки (self-report), так и родительской оценки (proxy-report) могут быть использованы в практике.

Ключевые слова: качество жизни связанное со здоровьем, дети, родители детей

COMPARATIVE ASSESSMENT OF QUALITY OF LIFE: EXPLORING HIGH SCHOOL AGE CHILDREN AND THEIR PARENTS

■Research Clinical Institute of Childhood, Ministry of Health of the Moscow Region, Moscow 115093, Moscow, Bolshaya Serpukhovskaya Str., 62 2Altai State Medical University, Barnaul

656038, Altai Krai, Barnaul, Lenina Ave. 40

Martynovich N.N.1, Latyshev D.Yu.2, Latysheva M.D.2, Lobanov Yu.F.2, Strozenko L.A.2, Mikheeva N.M.2, Boldenkova I.Yu.2

Abstract

Children of high school age and their parents conducted an assessment of the quality of life associated with health. The study included 94 schoolchildren, including 34 boys and 60 girls, students of the 10th grade of a general education school, the average age was 16.4+2.7 years and 94 parents, including 26 men and 68 women, the average age was 43.0±4.0 years. To assess quality of life indicators, the Peds QL-4.0 questionnaire was used for children aged 13-18 years and their parents. It is shown that in this age group, a good match was observed in the evaluation of the children and the parents were observed on all the scales of the PedsQL 4.0 questionnaire. The assessment of the the quality of life of children did not depend on the sex of the parents who conducted the assessment. It is concluded that the results of both self-assessment (self-report) and parental assessment (proxy-report) can be used in practice. Keywords: quality of life, children, parents of children.

Введение

Качество жизни (КЖ) — это стандартное понятие, которое передает общее ощущение благополучия и включает в себя несколько аспектов счастья и удовлетворенности жизнью в целом [1,2]. В последующем концепция качества жизни, связанного со здоровьем, эволюционировала, чтобы включить те аспекты общего качества жизни, которые влияют на здоровье —

физическое или психическое [3]. За последние годы показатели качества жизни как здоровых, так и страдающих различными хроническими заболеваниями детей, изучались в разных регионах Российской Федерации, в том числе на территории Алтайского края [4]. Что касается некоторых отдельных вопросов оценки показателей здоровья в педиатрии, дискутируется вопрос, сам ребенок или родители (представи-

тель) ребенка являются наиболее подходящими для проведения данной оценки. Не только оценка, но и взаимосвязь качества жизни детей и родителей представляет определенный интерес, особенно это касается семей с больным ребенком. Так, в работе Cristian Roncada (2018) показаны худшие показатели жизни родителей детей, страдающих бронхиальной астмой [10].

В исследовании Denise A Klatchoian и соавт. (2008) прокси-отчет родителей пациентов с ревматическими заболеваниями сильно коррелировал с самооценкой ребенка в отношении физического функционирования и школьного функционирования. Более низкие корреляции наблюдались для эмоционального и социального функционирования^]. Одной из задач исследования Yi Ji и соавт. (2011) была оценка взаимосвязи между отчетами детей с онкологическим заболеванием и их родителей при применении общего опросника PedsQL 4.0 и модуля «Рак». Была показана согласованность от умеренной до хорошей, как для общих основных шкал, так и для модуля «Рак». Был сделан вывод, что, хотя самоотчеты ребенка имеют решающее значение, точка зрения родителей также важна [6].

Raj M и соавт. (2017) провели оценку согласованности оценок качества жизни здоровых детей и их родителей или опекунов при помощи опросника PedsQL 4.0. Показано, что в возрастной группе 8-12 лет хорошее совпадение наблюдалось по всем шкалам опросника PedsQL 4.0, кроме эмоционального и социального функционирования. В возрастной группе 13-18 лет наблюдалось то же самое, за исключением физического здоровья и успеваемости в школе. В целом все возрастные группы продемонстрировали умеренное или удовлетворительное согласие между отчетами детей и родителей по всем шкалам опросника PedsQL 4.0. [7].

Исследование Gmuca S и соавт. (2019) также продемонстрировало хорошее или превосходное соответствие между всеми родительскими и детскими оценками показателей качества жизни независимо от возраста или пола у пациентов с ювенильной фибромиалгией [8]. Напротив, в работе Р.Я. Нагаева (2014) показано, что оценка родителями качества жизни мальчиков и девочек разнилась по отдельным шкалам [9].

Таким образом, сопоставление качества жизни, оцененного с позиции самого ребенка и его родителей (представителей), дает различные результаты. При этом чаще оценки, данные детьми и их родителями совпадают, при этом выявляемые отличия возможно будут значимы для уточнения качества жизни ребенка.

Материалы и методы

В исследование включено 94 школьника, из них - 34 мальчика и 60 девочек, учащихся десятых классов общеобразовательной школы,

средний возраст 16,4±2,7 лет. И 94 родителей, среди которых 26 мужчин и 68 женщин, средний возраст составил 43,0±4,0 года.

Независимая оценка качества жизни (КЖ) проведена с использованием русской версии общего опросника Peds QL-4.0 для детей 13-18 лет и их родителей. Показатели качества жизни оценивались по 5 шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), ролевое функционирование или жизнь в школе (ЖШ), психосоциальное здоровье (ПСЗ), в дальнейшем рассчитывался суммарный показатель (СП). Общее количество баллов после процедуры перекодирования каждого из пяти вариантов ответа рассчитывается в итоге по 100-балльной шкале (от 0 до 100 баллов): чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни по этой шкале. Статистическая обработка результатов проводилась посредством статистической программы STATISTICA 6.0. Результаты представлены в виде среднего значения с доверительным интервалом 95%. Достоверность различия количественных показателей между двумя группами оценивали с помощью критерия Манна-Уитни. Статистически значимыми считали различия при р<0,05. Для оценки корреляционных взаимосвязей применялся расчет Критерия Пирсона, значения более 0,3 расценивались, как значимые.

Результаты и их обсуждение

При оценке показателей качества жизни школьниками (self-report) установлено, что суммарный показатель КЖ в общей группе составил 71,3 балла [67,46-75,40, ДИ 95%]. При этом наиболее высокие баллы получены по шкале «социальное функционирование», вопросы которой касаются характера взаимоотношений между сверстниками - 87,5 [79,94-89,20, ДИ 95%]. Также достаточно высокие оценки были получены по шкале физического функционирования - 78,10 [73,35-82,95, ДИ 95%] баллов. Более низкие оценки получены по шкалам «эмоционального функционирования» (вопросы касаются настроения ребенка) и «ролевого функционирования» (вопросы касаются самоощущения ребенка на школьных занятиях и в целом «в школе»). Так средний балл по шкале «эмоционального функционирования» составил 58,7 [52,90-66,54, ДИ 95%] баллов. Чуть более высокие оценки получены по шкале «жизнь в школе» - 64,1 [59,08-69,2, ДИ 95%] баллов. Таким образом, при самооценке подростками наиболее низкие баллы получены по шкалам «эмоционального» и «ролевого функционирования», что приводит к значительно более низкому (по сравнению с общим баллом) интегрированным показателем психо-социального здоровья, составившим 69,10 [65,34-73,02, ДИ 95%] баллов (рис. 1).

ФФ

к» 7 ад

50

69,1

64,1

ЖШ

Рисунок 1. Показатели качества жизни при самооценке школьниками

При сравнении показателей качества жизни между мальчиками и девочками, установлено, что общий средний балл в группе мальчиков составил 77,3 [72,2-82,4, ДИ 95%], в группе девочек он был несколько ниже - 67,9 [65,2-70,6, ДИ 95%], но статистически различия недостоверны (р=0,193, критерий Манна -Уитни). По всем шкалам, как в группе мальчиков, так и девочек сохранялись закономерности, присущие общей группе: более высокие показатели по шкалам

«физического функционирования» и «социального функционирования», наименьшие - «эмоционального функционирования» и «жизнь в школе». В целом, показатели в группе девочек были несколько ниже, но статистически достоверные различия касаются только шкалы «эмоциональное функционирование» (табл. 1).

На втором этапе проводилось сравнение параметров качества жизни, полученных при оценке детьми и их родителями.

Таблица 1

Сравнительные показатели качества жизни мальчиков и девочек

(self-report)

Показатель ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСЗ ОСБ

Пол

Мальчики 82,2 (76,9-87,4) 68,5 (61,5-75,5) 88,8 (83,4-94,2) 68,5 (62,7-74,3) 75,2 (69,8-80,6) 77,3 (72,2-82,4)

Девочки

75,2 53,1 82,1 61,6 65,7 67, 9

(70,9-72,5) (48,5-57,7) (78,1-86,2) (57,1-66,1) (63,1-68,3 (65,2-70,6)

р* 0, 362 0, 018 0, 081 0, 280 0, 610 0, 193

Примечание: * - критерий Манна-Уитни

Как видно из представленных в таблице 2 данных, по всем шкалам опросника родители оценивали качество жизни своих детей незначительно выше, чем подростки. При этом, самый высокий уровень корреляции (совпадение мнений) между оценками детей и родителей был по шкале «физического функционирования» (г=0,631), а низкий - по шкале «социального функционирования» (г=0,366).

Сравнивая результаты оценки качества жизни детей в зависимости от пола родителей,

установлено, что значимых различий в оценке качества жизни детей родителями мужского или женского пола не было, результаты представлены в таблице 3.

Родители несколько хуже оценивали качество жизни девочек, чем мальчиков, особенно по шкалам «физического и эмоционального функционирования», но статистически различия недостоверны, результаты представлены в таблице 4.

Таблица 2

Сравнительная оценка показателей качества жизни при самооценке (self-report) и оценке родителей (proxy-report)

Показатель ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСЗ ОСБ

Дети 78,1 (74,7-81,5) 58,7 (54,6-62,8) 84,5 (81,2-87,7) 64,1 (60,5-67,7) 69,1 (66,4-71,8) 71,3 (68,6-73,9)

Родители 82,9 (79,6-86,2) 66,5 (63,4-69,6) 90,7 (88,1-93,4) 69, 0 (65,7-72,3) 75,4 (73,1-77,6) 76,6 (74,4-78,8)

р* 0,667 0,064 0,081 0, 167 0,373 0,718

Коэффициент Пирсона (r) 0,631 0,541 0,366 0,538 0,576 0,633

Примечание: * - критерий Манна-Уитни

Таблица 3

Сравнительная оценка показателей качества жизни детей при оценке родителями мужского и женского пола (proxy-report)

Показатель ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСЗ ОСБ

пол

Мужчины 84,8 (80,2-89,4) 67,3 (60,5-74,1) 92,7 (89,6-95,8) 67,3 (61,8-72,8) 75,8 (71,7-79,9) 76,7 (72,3-81,1)

Женщины 82,2 (78,7-85,6) 66,3 (62,7-69,9) 90,0 (86,5-93,5) 69, 7 (65,8-73,6) 75,3 (72,5-78,1) 76,6 (73,9-79,3)

р 0,541 0,631 0,944 0,652 0,888 0,896

Примечание: * - критерий Манна-Уитни Сравнительная оценка показателей качества жизни детей разного пола при оценке родителями (proxy-report) Таблица 4

Показатель ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСЗ ОСБ

пол

Мальчики 86,8 (82,3-91,3) 72.4 (66,9-77,8) 90,9 (87,0-94,8) 67,4 (61,4-73,3) 76,9 (75,5-83,7) 78,6 (74,8-82,4)

Девочки 80,7 (77,3-84,1) 63,3 (62,6-70,0) 90,7 (87,1-94,3) 70.0 (66,4-73,6) 74,7 (72,0-77,4) 75,6 (72,9-78,3)

р 0,561 0,071 0,833 0,603 0, 818 0, 841

Примечание: * - критерий Манна-Уитни

Таким образом, в проведенном исследовании суммарный показатель качества жизни подростков старших классов довольно высок и составляет 71,3 балла [67,46-75,40, ДИ 95%]. Такой высокий показатель получен преимущественно за счет высоких оценок по шкалам «физического функционирования» и «социального функционирования» (общение между подростками). Наиболее низкие баллы получены по шкалам «эмоционального функционирования» и «жизнь в школе». По сравнению с мальчиками, девочки значительно хуже оценили качество жизни по шкале «эмоционального функциониро-

вания», по другим шкалам показатели были сопоставимы.

Нами показано, что родители по сравнению с детьми незначительно выше оценивают качество жизни подростков по всем шкалам. Следует отметить, что различия в оценке наиболее выражены по тем шкалам, где показатели по оценкам детей были наиболее низкими. Так, по шкале «эмоционального функционирования» разница составила около восьми баллов, а по шкале «жизнь в школе» около пяти баллов. Это необходимо учитывать при работе с подростками, например, при проведении психологического семейного консультирования.

В нашей работе оценка качества жизни детей не зависела от пола родителей, проводивших оценку.

Также родители несколько хуже оценивали качество жизни девочек по сравнению с мальчиками, особенно по шкале «социального функционирования» (разница около 9 баллов), но различия статистически не достоверны. В целом полученные результаты соотносятся с результатами ранее проводимых российских и зарубежных исследований.

Заключение

В проведенном исследовании суммарный показатель качества жизни подростков старших классов составляет 71,3 балла. Наиболее низкие баллы получены по шкалам «эмоционального функционирования» и «жизнь в школе». По сравнению с мальчиками, девочки значительно хуже оценили качество жизни по шкале «эмоционального функционирования», по другим шкалам показатели были сопоставимы. Родители по сравнению с детьми незначительно выше оценивают качество жизни подростков по большинству шкал, при этом оценка качества жизни детей не зависела от пола родителей, проводивших оценку. Результаты как самооценки (self-report), так и родительской оценки (proxy-report) могут быть использованы для оценки качества жизни старших школьников.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы:

1. Новик А.А. Исследование качества жизни в педиатрии. А.А. Новик. Т.И. Ионова; под ред. академика РАМН Ю.Л. Шевченко. М.: РАЕН. 2008; 108 с.

2. U.S. Department of Health and Human Services, Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion. Measuring healthy days: Population assessment of health-related quality of life. Atlanta: Centers for Disease Control and Prevention; 2000. [accessed on March 15, 2017]

3. McHorney CA. Health status assessment methods for adults: Past accomplishments and future challenges. Annu Rev Public Health. 1999; 20: 309-35

4. Строзенко Л.А. Гендерные особенности качества жизни и состояния здоровья подростков. Л.А. Строзенко, В.В. Гордеев, Ю.Ф. Лобанов, И.В. Винярская. Российский педиатрический журнал. 2013; 2: 51-54.

5. Klatchoian DA, Len CA, Terreri MT, Silva M, Itamoto C, Ciconelli RM, et al. Quality of life of children and adolescents from Sao Paulo: Reliability and validity of the Brazilian version of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 Generic Core Scales. J Pediatr (Rio J) 2008; 84: 308-15.

6. Ji Y, Chen S, Li K, Xiao N, Yang X, Zheng S, et al. Measuring health-related quality of life in children with cancer living in Mainland China: Feasibility, reliability and validity of the Chinese Mandarin version of PedsQL 4.0 Generic Core Scales and 3.0. CancerModuleHealthQualLifeOutc omes. 2011; 9: 103.

7. Sudhakar A, Roy R, Champaneri B, Joy TM, Kumar RK. Indian J Health-related quality of life in Indian children: A community-based cross-sectional survey. Med Res. 2017 Apr; 145(4): 521529. https://doi.org/10.4103/ijmr.IJMR_447_16. PMID: 28862185

8. Gmuca S, Xiao R, Sherry DD. Patientproxy agreement on health-related quality of life in juvenile fibromyalgia syndrome. Pediatr Rheumatol Online J. 2019 May 9; 17(1): 21. https:// doi.org/10.1186/s12969-019-0320-y. PMID: 31072338

9. Нагаев Р.Я. Показатели качества жизни подростков: гендерные особенности. Медицинский вестник Башкортостана. 2014; 9(3): 11-14.

10. Roncada C, Soldera K, Andrade J, Bischoff LC, Buganga BM, Cardoso TA, Pitrez PM. Evaluation of quality of life of parents and caregivers of asthmatic children. Rev Paul Pediatr. 2018 Oct-Dec; 36(4): 451-456. https://doi.org/10.1590/1984-0462/;2018;36;4;00012. PMID: 30540110; PMCID: PMC6322800.

References

1. Novik A.A. Study of quality of life in pediatrics. A.A. Novik. Ionova T.I.; ed. by Academician of the Russian Academy of Medical Sciences Shevchenko Y.L. MOSCOW: RANS. 2008; 108 p. (In Russ.)

2. U.S. Department of Health and Human Services, Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion. Measuring healthy days: Population assessment of health-related quality of life. Atlanta: Centers for Disease Control and Prevention; 2000. [accessed on March 15, 2017]

3. McHorney CA. Health status assessment methods for adults: Past accomplishments and future challenges. Annu Rev Public Health. 1999; 20: 309-35

4. Strozenko L.A. Gender peculiarities of the quality of life and health of adolescents. L.A. Strozenko, V.V. Gordeev, Y.F. Lobanov, I.V. Vinyarskaya. Russian Pediatric Journal. 2013; 2: 5154. (In Russ.)

5. Klatchoian DA, Len CA, Terreri MT, Silva M, Itamoto C, Ciconelli RM, et al. Quality of life of children and adolescents from Sao Paulo: Reliability and validity of the Brazilian version of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 Generic Core Scales. J Pediatr (Rio J) 2008; 84: 308-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ji Y, Chen S, Li K, Xiao N, Yang X, Zheng S, et al. Measuring health-related quality of life in children with cancer living in Mainland China: Feasibility, reliability and validity of the Chinese

Mandarin version of PedsQL 4.0 Generic Core Scales and 3.0. CancerModuleHealthQualLifeOutc omes. 2011; 9: 103.

7. Sudhakar A, Roy R, Champaneri B, Joy TM, Kumar RK. Indian J Health-related quality of life in Indian children: A community-based cross-sectional survey. Med Res. 2017 Apr; 145(4): 521529. https://doi.org/10.4103/ijmr.IJMR_447_16. PMID: 28862185

8. Gmuca S, Xiao R, Sherry DD. Patientproxy agreement on health-related quality of life in juvenile fibromyalgia syndrome. Pediatr Rheumatol Online J. 2019 May 9; 17(1): 21. https:// doi.org/10.1186/s12969-019-0320-y. PMID: 31072338

9. Nagaev R.Y. Quality of Life Indicators in Adolescents: Gender Peculiarities. Medical Bulletin of Bashkortostan. 2014; 9(3): 11-14. (In Russ.)

10. Roncada C, Soldera K, Andrade J, Bischoff LC, Bugança BM, Cardoso TA, Pitrez PM. Evaluation of quality of life of parents and caregivers of asthmatic children. Rev Paul Pediatr. 2018 Oct-Dec; 36(4): 451-456. https://doi.org/10.1590/1984-0462/;2018;36;4;00012. PMID: 30540110; PMCID: PMC6322800.

Контактные данные

Автор, ответственный за переписку: Латышев Дмитрий Юрьевич, к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

656015, г. Барнаул, ул. Деповская, 17 E-mail: ldy2014@mail.ru, тел: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0002-0014-2581

Информация об авторах

Мартынович Наталья Николаевна, д.м.н., профессор, главный научный сотрудник научно-организационного отдела, руководитель Центра орфанных заболеваний детей и подростков, «Научно-исследовательский клинический институт детства» Министерства здравоохранения Московской области, г. Москва. 115093, Москва, ул. Большая Серпуховская, 62. E-mail: mn-07@bk.ru, тел.: 89148755861. https://orcid.org/0000-0002-5428-602X

Латышева Майя Дмитриевна, студентка 1 курса института стоматологии, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 40. E-mail: Maya220304@yandex.ru, тел.: 963-505-23-69

https://orcid.org/0009-0008-0488-0195

Лобанов Юрий Федорович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 40.

E-mail: ped2@agmu.ru, тел.: +7 (3852) 566-895

https://orcid.org/0000-0001-6284-1604

Строзенко Людмила Анатольевна, д.м.н., профессор кафедры пропедевтики детских болезней, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 40.

E-mail: dekanatpf@mail.ru, тел.: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0002-8586-1330

Михеева Наталия Михайловна, к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 40. E-mail: micheeva.1974@mail.ru, тел.: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0003-0944-5949

Болденкова Ирина Юрьевна, к.фарм.н., доцент кафедры фармации, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул. 656038, Барнаул, пр. Ленина, 40. E-mail: ped2@agmu.ru, тел: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0001-9775-2636

Contact information Corresponding author: Dmitriy Yu. Latyshev, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Department of Propedevtika of Children's Diseases, Altai State Medical University, Barnaul. 656015, Barnaul, Depovskaya Str., 17

E-mail: ldy2014@mail.ru, Tel.: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0002-0014-2581

Author information

Natalya N. Martynovich, Dr. Sci. (Med.), Professor, Chief Researcher of Scientific-organizational Department, Head of the Center of Orphan Diseases of Children and Adolescents, «Research Clinical Institute of Childhood» of the Ministry of Health of the Moscow Region, Moscow. 115093, Moscow, Bolshaya Serpukhovskaya Str., 62. E-mail: mn-07@bk.ru, Tel.: 89148755861. https://orcid.org/0000-0002-5428-602X

Maya D. Latysheva, 1st year Student of the Institute of Dentistry, Altai State Medical University, Barnaul. 656038, Barnaul, Lenina Ave. 40. E-mail: Maya220304@yandex.ru, Tel: 963-505-23-69 https://orcid.org/0009-0008-0488-0195

Yury F. Lobanov, Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Propaedeutics of Children's Diseases, Altai State Medical University, Barnaul. 656038, Barnaul, Lenina Ave. 40. E-mail: ped2@agmu.ru, Tel.: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0001-6284-1604

Lyudmila A. Strozenko, Dr. Sci. (Med.), Professor, Department of Propaedeutics of Children's

47

Diseases, Altai State Medical University, Barnaul. 656038, Barnaul, Lenina Ave. 40. E-mail: dekanatpf@mail.ru, Tel.: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0002-8586-1330

Natalya M. Mikheeva, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Department of Propaedeutics of Children's Diseases, Altai State Medical University, Barnaul.

656038, Barnaul, Lenina Ave. 40. E-mail: micheeva.1974@mail.ru, tel.: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0003-0944-5949

Irina Yu. Boldenkova, Candidate of Pharmacy, Associate Professor, Department of Pharmacy, Altai State Medical University, Barnaul. 656038, Barnaul, Lenina Ave. 40. E-mail: ped2@agmu.ru, Tel: +7 (3852) 566-895 https://orcid.org/0000-0001-9775-2636

Поступила в редакцию 07.04.2023 Принята к публикации 15.05.2023 Для цитирования: Мартынович Н.Н., Латышев Д.Ю., Латышева М.Д., Лобанов Ю.Ф., Стро-зенко Л.А., Михеева Н.М., Болденкова И.Ю. Сравнительная оценка качества жизни детьми старшего школьного возраста и их родителями. Бюллетень медицинской науки. 2023; 2(30): 42-48. https://doi.org/10.31684/25418475-2023-2-42

Citation: Martynovich N.N., Latyshev D.Yu., Latysheva M.D., Lobanov Yu.F., Strozenko L.A., Mikheeva N.M., Boldenkova I.Yu. Comparative assessment of quality of life: exploring high school age children and their parents. Bulletin of Medical Science. 2023; 2(30): 42-48. https://doi. org/10.31684/25418475-2023-2-42 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.