Научная статья на тему 'Сравнительная оценка физического и психологического статуса различных групп лиц призывного возраста'

Сравнительная оценка физического и психологического статуса различных групп лиц призывного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРИЗЫВНИКИ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / PHYSICAL CONDITION / PSYCHOLOGICAL CONDITION / RECRUITS / STUDENTS / CADETS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронин Роман Михайлович

В нашем исследовании рассматривались особенности физического и психологического состояния различных групп лиц призывного возраста. Было обследовано 392 призывника, 286 студентов, 104 курсанта. Полученные результаты указывают на имеющиеся различия в этих группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative estimation of physical and psychological status of different groups of persons of military age

Features of physical and psychological condition of different groups of persons of military age were considered. 392 recruits, 286 students, 104 cadets were examined. The results obtained specify distinctions in these groups.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка физического и психологического статуса различных групп лиц призывного возраста»

Р. М. Воронин

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛИЦ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

ФГОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань

Сегодня в многочисленных исследованиях рассматриваются проблемы оценки и прогнозирования адаптации к самым разнообразным факторам окружающей среды. Однако вряд ли найдется фактор столь кардинальным образом всесторонне влияющий на молодого человека, как военная служба. Служба в армии значительно изменяет условия жизнедеятельности индивидуума, предъявляя высокие требования к функциональным возможностям организма, требует значительного использования физиологических резервов [1, 2]. Вместе с тем, помимо теоретических аспектов изучения данной проблемы, что имеет немаловажное значение, существует еще ее огромная социальная значимость. Не секрет, что в последние годы имеются значительные трудности с комплектованием Вооруженных Сил здоровым контингентом, что практически стало угрожать национальной безопасности России [3]. Сложившееся положение призвана исправить проводимая сегодня реформа Вооруженных Сил РФ, основной целью которой является создание современной высокопрофессиональной армии, что невозможно осуществить без существенного повышения качества кадрового состава. Результатом законодательных изменений в ходе реформирования является увеличение притока в Вооруженные Силы молодых людей, уменьшение случаев отказа и уклонения от военной службы; среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, появилось больше людей с высшим образованием [4].

Вместе с тем подобные изменения поднимают ряд новых серьезных проблем.

Во-первых, один год службы для полноценного обучения военному делу, всестороннего изучения современной техники и вооружения — достаточно малый срок. Это требует значительного физического и психического напряжения молодого военнослужащего.

Во-вторых, неоднородность призывного контингента (по возрасту, образованию, физическому развитию, этнической принадлежности, социальным характеристикам) создает сложности с точки зрения различного уровня и характера адаптации в разных группах призывников, что, безусловно, необходимо учитывать при определении конкретной военной специальности, места и характера службы.

Таким образом, комплексное исследование различных характеристик молодого человека, влияющих на его адаптацию к военной службе, является актуальной задачей, решение которой позволит сделать более успешной прохождение службы, освоение воинской специальности и вместе с тем сократит до минимума ситуации, когда после зачисления в ряды Вооруженных Сил, под влиянием больших физических и психологических нагрузок, происходит возникновение новых и обострение имеющихся скрытых заболеваний, что в итоге ведет к комиссованию военнослужащего.

© Р. М. Воронин, 2011

Целью нашего исследования явилась сравнительная оценка физических и психологических характеристик различных групп лиц призывного возраста.

Материал и методы исследования. Для достижения заявленной цели было проведено комплексное исследование физического и психологического состояния трех групп лиц призывного возраста: 1) призывников (юношей, призываемых в Вооруженные Силы РФ) в количестве 392-х человек; 2) студентов Рязанского государственного медицинского университета (признанных годными для военной службы, но имеющих отсрочку на период учебы) в количестве 286-ти человек; 3) курсантов Академии ФСИН России в количестве 104-х человек. Возраст всех обследуемых составлял 17-18 лет.

С целью получения данных, пригодных для последующей оценки и сравнения, антропометрические исследования проводились стандартными проверенными инструментами по общепринятой методике [5]. Для оценки личностных особенностей и психологического состояния обследуемых нами использовались личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора [6] и тест определения уровня невротизации и пси-хопатизации [7].

Результаты исследования, после формирования выборок, заносились в табличный процессор и в дальнейшем оценивались с помощью Microsoft Office Excel 2003 Windows XP, статистического пакета STATISTICA for Windows Ru v 5.5. Статистические показатели оценивались с помощью t-теста с соответствующими критериями надежности (m — вероятностная ошибка; t — критерий Стьюдента).

Результаты и их обсуждение. Для реализации цели нашего исследования нами были оценены основные факторы, на наш взгляд, наиболее сильно влияющие на физическое и психологическое формирование молодого человека и, возможно, определяющие уровень его адаптации к военной службе. Результаты были сведены в таблицу 1.

Таблица 1. Краткая характеристика различных групп призывного контингента

Признаки Призывники Студенты Курсанты

Пол мужской мужской мужской

Средний возраст 18 17,7 17,6

Образование Среднее — 69,3%; неполное среднее — 30,7% Среднее — 100% Среднее — 100%

Состав семьи Отсутствие одного или обоих родителей — 35,6% Отсутствие одного или обоих родителей — 10,3% Отсутствие одного или обоих родителей — 11,1%

Материальное положение семьи (по оценке обследуемого) Достаточно обеспечены — 17,7% Достаточно обеспечены — 35,7% Достаточно обеспечены — 40,2%

Образование родителей Высшее образование у одного или обоих родителей — 28,3% Высшее образование у одного или обоих родителей — 76,5% Высшее образование у одного или обоих родителей — 70,8%

То есть, по данным таблицы, сходством исследуемых категорий призывников является: пол (мужской), возраст (18 лет). Отличием является: уровень образования, уровень материального достатка в семье, образование родителей, состав семьи.

С целью проведения сравнительной оценки уровня физического развития различных категорий призывного контингента, в рамках нашей работы, были проанализированы антропометрические данные групп призывников, курсантов и студентов (табл. 2). При анализе антропометрических данных обращают на себя внимание существенные межгрупповые различия, затрагивающие практически все определяемые показатели, кроме показателя длины тела, где статистически значимые различия выражены в меньшей степени (р < 0,05) и затрагивают только группы призывников и студентов. Наибольшей массой тела обладают представители группы студентов, наименьшей — курсанты, призывники занимают промежуточное положение. Вместе с тем причины данного распределения показателя, по всей видимости, неоднозначны. Если больший вес студентов по сравнению с призывниками можно объяснить более высоким уровнем жизни первых, как следствие сравнительно высокого социального статуса, то относительно низкая масса тела курсантов является следствием высоких физических нагрузок, связанных с прохождением службы, а также питания, не выходящего за нормы курсантского рациона. Подтверждением данного предположения является то, что весо-ростовой индекс (индекс Кетле) в группах студентов и призывников, несмотря на возможные различия уровня жизни и характера питания, в обоих случаях превышает уровень нормы (350-400 г/см), а в группе курсантов находится в границах нормы.

Таблица 2. Показатели физического развития различных групп призывного контингента

Длина тела, см Масса тела, кг ЖЕЛ, мл Индекс Кетле, г/см Жизненный показатель, мл/кг

Призывники (1) 177,1 ± 2,1 73,4 ± 3,9 3856,3 ± 399,2 415,0 ± 25,0 52,8 ± 6,2

Студенты (2) 177,6 ± 2,2 76,3 ± 3,8 4686,5 ± 353,0 429,7 ± 20,4 61,6 ± 4,8

Pd 1-2 <0,05 <0,001 < 0,001 < 0,001 <0,001

Курсанты (3) 177,4 ± 2,8 69,7 ± 4,2 4601,0 ± 370,4 392,9 ± 21,1 66,2 ± 4,8

Pd 1-3 >0,05 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Pd 2-3 >0,05 <0,001 >0,05 <0,001 <0,001

В рамках исследования проводилась проба Штанге (произвольная задержка дыхания на вдохе), используемая для определения степени устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии и, в общем, для оценки резервных сил организма [8]. Сегодня отсутствует четкая интерпретация результатов данной пробы, имеется лишь указание, что в норме время произвольной задержки дыхания у лиц с обычной степенью физической подготовленности составляет 40-60 с, хотя может достаточно сильно варьировать с учетом индивидуальных особенностей организма. Например, у спортсменов это время гораздо больше указанного [9]. Был проведен сравнительный анализ продолжительности пробы Штанге в различных группах призывного контингента. Оказалось, что наибольшая продолжительность пробы была в группе студентов — 73,3 ± 10,6 с, в группе курсантов это время было статистически значимо меньше — 69,4 ± 10,3 с (р < 0,01). У призывников данный показатель был наименьшим по сравнению с двумя остальными группами — 50,1 ± 9,7 с (р < 0,001). То есть, если у призывников время

пробы Штанге находится в пределах нормы, то у студентов и курсантов показатель превышает норму, что в какой-то мере свидетельствует о значительном резерве адаптационных возможностей данных категорий.

При оценке психологических качеств изучаемых групп нами использовались личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора [6] и тест определения уровня не-вротизации и психопатизации [7]. Тест тревожности Дж. Тейлора предназначен для определения уровня тревожности индивидуума (склонности к стрессу и депрессии). Уровень тревожности среди всего призывного контингента равен 20,4 ± 4,7 баллов, что соответствует среднему с тенденцией к низкому (11-29 баллов). Вместе с тем по группам уровень тревожности статистически значимо различается, хотя и не выходит за пределы вышеуказанных рамок. У призывников уровень тревожности был статистически значимо выше — 22,6 ± 5,0, чем у студентов — 21,4 ± 4,6 (р < 0,05). У курсантов этот показатель был наименьшим по сравнению с двумя остальными группами — 17,2 ± 4,1 (р < 0,001). При проведении межгруппового сравнительного анализа мы также оценивали распространенность того или иного типа тревожности в группах (рисунок).

Призывники

Студенты

Курсанты

11,4 62,5 26,1

12,1 59,7 | 28,2

44,7 47,6

0 25 50 75

1 I Низкий П Средний Н Высокий

100%

Уровень тревожности различных групп призывного контингента (тест Дж. Тейлора, адаптация В. Г. Норакидзе)

При оценке полученных результатов обращает на себя внимание более широкое распространение среди курсантов лиц с низким уровнем тревожности (44,7% от общего числа обследуемых в группе) и меньшее количество молодых людей с высоким уровнем (7,7%) по сравнению с другими группами. Что касается групп призывников и студентов, то здесь распространенность различных типов тревожности была примерно одинакова.

Методика определения общего уровня невротизации и психопатизации (УНП) используется для выявления и количественной оценки невротических расстройств, а также для скрининг-диагностики пограничной психической патологии [7]. Результаты исследования представлены в табл. 3.

Обращает на себя внимание достаточно широкий диапазон индивидуальных балльных оценок, предполагающий присутствие лиц с диаметрально противоположным психологическим профилем во всех группах. Во всех обследуемых группах отмечался низкий уровень психопатизации, статистически значимых различий между

Таблица 3. Уровень невротизации и психопатизации в различных группах призывного контингента (по тесту УНП)

Призывники Студенты Курсанты

Уровень невротизации 55,9 ± 18,4; от -25 до +100 48,4 ± 22,7; от -25 до +101 75,9 ± 24,1; от -31 до +105

Уровень психопатизации 15,6 ± 5,0; от +6 до +З0 16,1 ± 5,6; от +7 до +29 15,2 ± 5,3; от +6 до +30

Примечание: 1-я строка цифр показывает среднеарифметические значения по шкалам невротизация и психопатизация со средней ошибкой средней арифметической; 2-я строка — диапазон колебаний индивидуальных балльных оценок. Группы по шкале не-вротизации статистически значимо различаются между собой (р < 0,001).

группами не определялось. Интересно отметить, что лиц с высоким уровнем психопатизации среди всех обследованных выявлено не было. Можно предположить, что причиной данного факта является предварительный военно-врачебный отбор с целью определения годности молодых людей к службе в Вооруженных Силах.

По данным исследования во всех обследуемых группах определяется низкий уровень невротизации. У курсантов он является наиболее низким, затем, в порядке возрастания, следует группа призывников, потом студентов. Таким образом, у студентов отмечен более высокий уровень невротизации, чем в других группах. Следует отметить, что данные различия по шкале невротизации носят статистически значимый характер (р < 0,001). В нашем исследовании также был проведен анализ распределения лиц с разным уровнем невротизации по группам. Необходимо указать, что, в общем, низкие показатели невротизации выявлены у 72,6% лиц призывного контингента, однако по группам наблюдались различия. Среди курсантов таких лиц имелось наибольшее количество (90,3% от общего числа обследуемых в данной группе), среди студентов — наименьшее (64,3%), призывники занимали промежуточное положение по данному критерию (73,5%).

По данным методики УНП, призывной контингент имеет достаточно низкий уровень психопатизации и невротизации. Обращают на себя внимание межгрупповые различия по уровню невротизации, статистически значимо определяемые между всеми обследуемыми группами. В группе курсантов уровень невротизации значительно более низкий, чем в двух других группах.

Таким образом, при подведении итогов физической и психологической сравнительной оценки различных категорий призывного контингента, можно сформулировать следующие выводы.

Определяемые расхождения физического и психологического профиля призывного контингента в сформированных нами группах по уровню образования и характеру отношения к военной службе (призывники, студенты, курсанты) являются следствием имеющихся различий молодых людей, связанных с их социальным статусом (материальное положение, состав семьи, образование родителей).

При оценке антропометрических данных определяются значимые различия между исследуемыми группами, в большей мере относящиеся к массе тела и жизненной емкости легких и в меньшей — к длине тела. При оценке уровня физического развития

с использованием расчетных показателей, наиболее высокий уровень определяется у курсантов, которые имеют индекс Кетле и жизненный показатель в пределах нормы. В остальных группах индекс Кетле выше нормального уровня, а жизненный показатель ниже.

Продолжительность пробы Штанге во всех группах находится в пределах нормы. Вместе с тем выявленные статистически значимые различия между группами позволяют отметить наибольшую продолжительность пробы у студентов, наименьшую — у призывников. Курсанты занимают промежуточное положение между этими двумя группами. Имеющееся снижение продолжительности пробы у призывников может свидетельствовать как о сниженных адаптационных возможностях данной категории, так и о недостаточном волевом усилии, прилагаемом призывниками для выполнения данной пробы (то есть, о слабой психологической подготовке к службе в Вооруженных Силах РФ).

Показатели психологического тестирования во всех группах призывного контингента находятся в границах нормы. Однако имеются статистически значимые различия между исследуемыми группами, которые заключаются как в различных средних баллах, так и в структуре психологического профиля групп. Наиболее выраженные различия психологического профиля определяются между группой курсантов и двумя остальными группами — призывниками и студентами.

Литература

1. Коваль А. М., Михайлин В. Н. Современные подходы к оценке функционального состояния военнослужащих и к коррекции его нарушений // Воен.-мед. журн. 2003. № 4. С. 33-36.

2. Махнев М. В., Махнев А. В. Медико-социальные аспекты адаптации военнослужащих // Воен.-мед. журн. 2000. № 9. С. 57-64.

3. Шуркин Д. А. Медико-социальные проблемы состояния здоровья и разработка системы мероприятий по адаптации призывников и вновь прибывшего пополнения к военной службе: дис. ... канд. мед. наук. Н. Новгород: Нижегород. гос. мед. акад., 2003. 137 с.

4. Птичкин С. Новобранцев стало больше. Минобороны подвело итоги // «Российская газета». Центральный выпуск. 2009. 22 июля (№ 4957 (133)).

5. Методики исследования в целях врачебно-летной экспертизы: пособие для членов врачебно-летных комиссий / под ред. Е. С. Бережного и П. Л. Слепенкова. М.: Воениздат, 1995. 452 с.

6. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и состав. И. Б. Дерманова СПб.: Речь, 2002. 176 с.

7. Ласко Н. Б. Основные принципы разработки и применения методики определения уровня невротизации и психопатизации // Психологические методы исследования личности в клинике. Л.: ВМА, 1978. 135 с.

8. Иржак Л. И., Полякова П. В., Осколкова Е. М. Функциональные пробы для оценки легочного дыхания // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 3. С. 76-80.

9. Спортивная медицина: учеб. пособие / под ред. В. А. Епифанова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 336 с.

Статья поступила в редакцию 1 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.