Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А.Л., Скорикова Е.А., Гапова О.И., Петрович С.А., Возмитель И.И.

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа уровня и системообразующих качеств конкурентоспособности студентов 2 и 5-го курсов фармацевтического факультета ВГМУ. С помощью методики «Каков уровень вашей конкурентоспособности» (В. И. Андреев) протестированы 132 студента 2 курса и 169 студентов 5 курса. Выявлена последовательная положительная динамика формирования более высокого уровня конкурентоспособности, а также снижение учебной составляющей мотивационной сферы личности и повышение её профессиональной составляющей в процессе обучения в ВГМУ. Сравнительная характеристика гендерной оценки качеств, определяющих конкурентоспособность студентов 2 и 5 курсов, указывает на своеобразную «маскулинизацию» качеств у девушек за счёт относительного доминирования «трудолюбия», «способности быть лидером», «стремления к непрерывному саморазвитию», «стрессоустойчивости». Изменение профиля качеств и их динамика могут свидетельствовать о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ. Полученные результаты могут быть использованы в организации образовательного процесса в ВГМУ, деятельности социально-педагогической психологической службы и работе кураторов студенческих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А.Л., Скорикова Е.А., Гапова О.И., Петрович С.А., Возмитель И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE LEVEL AND SYSTEM-FORMING QUALITIES OF STUDENTS’ COMPETITIVENESS AT THE PHARMACUETICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of this study is to conduct comparative analysis of the level and its system-forming qualities of the 2nd and 5th year students’ competitiveness at the Pharmaceutical Faculty of VSMU. With the help of the method «What is the level of your competitiveness?» (V.I. Andreev) 132 2nd year students and 169 5th year students have been tested. Successive positive dynamics of formation of a higher competitiveness level as well as the decrease of the educational component of the motivational personality sphere and increase of its professional component in the process of training at the VSMU are revealed. Comparative characteristic of gender qualities assessment determining competitiveness of the 2nd and 5th year students indicates a kind of «masculinization» of qualities in girls due to the relative dominance of «diligence», «ability to be a leader», «striving for continuous self-development» and «stress resistance». The change of the qualities profile and their dynamics may indicate a better biopsychosocial adaptation of young ladies to the educational process at VSMU. The obtained results can be used in the organization of the educational process at VSMU, in the activities of the social-pedagogical psychological service and the work of the curators in the student groups.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ»

Вестник фармации №4 (78), 2017 Научные публикации

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А. Л. Церковский, Е. А. Скорикова, О. И. Гапова, С. А. Петрович, И. И. Возмитель, О. А. Касьян, А. В. Бледнов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа уровня и системообразующих качеств конкурентоспособности студентов 2 и 5-го курсов фармацевтического факультета ВГМУ.

С помощью методики «Каков уровень вашей конкурентоспособности» (В. И. Андреев) протестированы 132 студента 2 курса и 169 студентов 5 курса. Выявлена последовательная положительная динамика формирования более высокого уровня конкурентоспособности, а также снижение учебной составляющей мотивационной сферы личности и повышение её профессиональной составляющей в процессе обучения в ВГМУ.

Сравнительная характеристика гендерной оценки качеств, определяющих конкурентоспособность студентов 2 и 5 курсов, указывает на своеобразную «маскулинизацию» качеств у девушек за счёт относительного доминирования «трудолюбия», «способности быть лидером», «стремления к непрерывному саморазвитию», «стрессоу-стойчивости». Изменение профиля качеств и их динамика могут свидетельствовать о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ.

Полученные результаты могут быть использованы в организации образовательного процесса в ВГМУ, деятельности социально-педагогической психологической службы и работе кураторов студенческих групп.

Ключевые слова: уровень конкурентоспособности, системообразующие качества конкурентоспособности личности, студент медицинского университета.

ВВЕДЕНИЕ

Качественно-количественные характеристики процесса формирования у студентов ВГМУ академических, социально-личностных и профессиональных компетенций составляют сущность образовательного процесса и во многом определяют конкурентоспособность (КС) студента. При этом КС необходимо рассматривать как «стратегическое качество личности в совокупности индивидуальных свойств, способностей, черт и потребностей, позволяющих быть успешным в профессиональной деятельности» [1].

По мнению В. И. Шаповалова, КС личности представляет собой «социально ориентированную систему её способностей, свойств и качеств, характеризующую потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне-профессиональной жизнедеятельности), определяющую адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяю-

щихся условиях, обеспечивающую внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [2].

КС студента является динамической характеристикой его личности. Наиболее простым способом отслеживания динамики КС является сравнительная характеристика уровня КС и её системообразующих качеств среди студентов младших и старших курсов.

Целью данного исследования является проведение сравнительной характеристики уровня КС и её системообразующих качеств студентов 2 и 5 курсов фармацевтического факультета ВГМУ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Нами обследовано 132 студента 2 курса (118 девушек и 14 юношей) и 169 студентов 5 курса (148 девушек и 21 юноша) фармацевтического факультета.

В качестве диагностической методики использовался тест В. И. Андреева «Каков

уровень вашей конкурентоспособности», который включает десять системообразующих качеств:

1) четкость целей и ценностных ори-ентаций;

2) трудолюбие;

3) творческое отношение к делу;

4) способность к риску;

5) независимость;

6) способность быть лидером;

7) стремление к непрерывному саморазвитию;

8) стрессоустойчивость;

9) стремление к непрерывному профессиональному росту;

10) стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты сравнения уровня КС студентов 2 и 5 курсов отражены в таблице 1.

Сравнительная характеристика системообразующих качеств, определяющих КС студентов фармацевтического факультета, представлена в таблицах 2 и 3.

Гендерная оценка системообразующих качеств, определяющих КС студентов фармацевтического факультета, отражена в таблицах 4 - 7.

Таблица 1. - Сравнительная характеристика уровня КС студентов фармацевтического факультета (%)

Уровень Курсы

2 курс 5 курс

1 Очень низкий - -

2 Низкий - -

3 Ниже среднего 0,6% 0,6%

4 Чуть ниже среднего 5,2% 1,8%

5 Средний 18,8% 20,7%

6 Чуть выше среднего 36,4% 36,1%

7 Выше среднего 30,5% 30,2%

8 Высокий 7,9% 10%

9 Очень высокий 0,6% 0,6%

Таблица 2. - Качества конкурентоспособной личности студентов 2 курса фармацевтического факультета (%)

Уровень Качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Низкий - 1,9 14,9 9,7 10,9 12,9 11,7 8,4 8,3 2,5

Средний 9,7 24,0 41,5 30,5 46,8 37,1 51,3 38,9 40,3 32,5

Высокий 90,3 74,1 41,6 59,8 42,3 50,0 37,0 52,7 51,4 65,0

Таблица 3. - Качества конкурентоспособной личности студентов _5 курса фармацевтического факультета (%)_

Уровень Качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Низкий 0,6 1,2 20,7 10,0 7,7 12,4 21,9 12,5 8,9 1,2

Средний 9,4 34,3 42,6 34,3 52,7 30,8 43,8 43,1 47,3 25,3

Высокий 90,0 64,5 36,7 55,7 39,6 56,8 34,3 44,4 43,8 73,5

Таблица 4. - Качества конкурентоспособной личности юношей 2 курса _фармацевтического факультета (%)_

Уровень Качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Низкий - - 7,1 7,1 7,1 7,1 7,1 - - -

Средний - 28,6 28,6 7,1 35,7 28,6 71,4 35,7 14,2 -

Высокий 100 71,4% 64,3 85,8 57,2 64,3 21,5 64,3 85,8 100

Таблица 5. - Качества конкурентоспособной личности девушек 2 курса

фармацевтического факультета (%)

Уровень Качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Низкий - 1,7 18,6 11,9 13,6 13,6 14,4 10,2 9,3 -

Средний 8,5 24,6 44,1 35,6 47,5 34,7 49,2 42,4 44,1 8,5

Высокий 91,5 73,7 37,3 52,5 38,9 51,7 36,4 47,4 46,6 91,5

Таблица 6. - Качества конкурентоспособной личности юношей 5 курса

фармацевтического факультета (%)

Уровень Качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Низкий - 4,8 14,3 - - 9,6 33,4 9,5 9,5 -

Средний 9,6 57,1 33,3 38,1 52,4 42,8 47,6 52,4 42,9 9,6

Высокий 90,4 38,1 52,4 61,9 47,6 47,6 19 38,1 47,6 90,4

Таблица 7. - Качества конкурентоспособной личности девушек 5 курса _фармацевтического факультета (%)_

Уровень Качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Низкий 0,7 0,7 21,7 11,5 8,8 12,9 20,2 12,8 8,8 0,7

Средний 9,5 31,1 43,9 33,8 52,7 29,0 43,2 41,9 47,9 9,5

Высокий 89,8 68,2 34,4 54,7 38,5 58,1 36,6 45,3 43,3 89,8

При анализе результатов сравнения уровня КС студентов 2 и 5 курсов (таблица 1) прежде всего необходимо отметить, что у студентов обоих курсов отсутствуют «очень низкий» и «низкий» уровни КС.

Кроме этого, не выявлены различия между показателями КС студентов 2 и 5 курсов по таким уровням, как «ниже среднего», «чуть выше среднего», «выше среднего», «очень высокий».

При сравнении с оставшимися тремя уровнями отмечается преобладание почти в три раза у студентов 2 курса уровня «чуть ниже среднего»: 5,2% против 1,8%.

Что касается «среднего» и «высокого» уровней, то здесь выявляются более высокие показатели у студентов 5 курса: соответственно 20,7% против 18,8% и 10% против 7,9%.

Если сократить предлагаемые уровни до трёх (низкий, средний, высокий), то обнаруживается у студентов 2 курса некоторое преобладание среднего уровня (60,4% против 58,6%), а у студентов 5 курса - высокого уровня (40,8% против 39%).

Полученные результаты свидетельствуют о последовательной положительной динамике формирования более высокого уровня КС студентов в процессе обучения на фармацевтическом факультете ВГМУ.

Выявленная тенденция повышения уровня КС в процессе обучения в ВГМУ указывает на рост потенциальных возможностей студента относительно достижения успеха в своей жизни и деятельности. Это, в свою очередь, свидетельствует о целеустремлённом характере образовательного процесса, направленного на формирование необходимых для будущего специалиста (в данном случае провизора) компетенций.

Результаты данного исследования подтверждают выявленные ранее закономерности уровня КС применительно к студентам ВГМУ [3].

Анализ системообразующих качеств конкурентоспособной личности студентов 2 и 5 курсов (таблицы 2 и 3) показывает, что по качеству «четкость целей и ценностных ориентации» определенной закономерности не выявляется. Анализ других качеств позволяет выявить следующие закономерности.

У студентов 2 курса более выражены (по сравнению со студентами 5 курса) такие качества, как «творческое отношение к делу», «способность к риску», «стремление к непрерывному саморазвитию», «стрессоустойчивость», «стремление к непрерывному профессиональному росту». По этим качествам отмечается меньший процент студентов с низким уровнем и

больший процент - с высоким. Всё это может свидетельствовать о более выраженной мотивационной (прежде всего учебной) составляющей КС студентов.

Преобладание у студентов 2 курса низкого и высокого уровня «трудолюбия» и «независимости» свидетельствует о нерациональном использовании (по сравнению со студентами 5 курса) своего энергетического потенциала и свободы выбора в собственной жизни и деятельности. В качестве компенсации может выступать преобладающая у них «стрессоустойчивость».

Что касается студентов 5 курса, то у них более выражены (по сравнению со студентами 2 курса) такие качества, как «способность быть лидером» и «стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда». По этим качествам у них выявляется меньший процент студентов с низким уровнем и больший процент -с высоким. Данная закономерность может свидетельствовать о повышении профессиональной мотивации у студентов выпускного курса.

Гендерная оценка качеств, определяющих КС студентов (таблицы 4-7), указывает на доминирование у юношей 2 курса в сравнении с девушками таких качеств, как «четкость целей и ценностных ориен-таций», «творческое отношение к делу», «способность к риску», «независимость», «способность быть лидером», «стрессоу-стойчивость», «стремление к непрерывному профессиональному росту», «стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда». Все эти качества могут обеспечить юношам как успешное обучение в ВГМУ, так и успешное построение своей будущей профессиональной карьеры. Что касается «трудолюбия» и «стремления к непрерывному саморазвитию», то преобладание среднего уровня этих качеств у юношей может свидетельствовать о более рациональном, взвешенном и экономном их использовании в своей жизни и деятельности.

Гендерная оценка качеств, определяющих КС студентов 5 курса, подтверждает ряд результатов гендерной оценки студентов 2 курса. У юношей также отмечается доминирование таких качеств, как «творческое отношение к делу», «способность к риску», «независимость», «стремление к непрерывному профессиональному росту».

Отличительной особенностью гендер-ной оценки студентов 5 курса является доминирование у девушек таких качеств, как «трудолюбие», «способность быть лидером» «стремление к непрерывному саморазвитию», «стрессоустойчивость». Данная «маскулинизация» качеств может свидетельствовать о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. У студентов фармацевтического факультета отмечается последовательная положительная динамика формирования более высокого уровня КС в процессе обучения в ВГМУ

Данная динамика может свидетельствовать о росте потенциальных возможностей студента относительно достижения успеха в своей жизни и деятельности.

2. Отмечается снижение учебной составляющей мотивационной сферы личности и повышение её профессиональной составляющей. При этом использование собственного энергетического потенциала и свободы выбора в своей жизни и деятельности для студентов начинает носить всё более рациональный, взвешенный и экономный характер на фоне снижения «стрессоустойчивости».

3. Гендерная оценка качеств, определяющих КС студентов 2 курса, указывает на большие предпосылки к успешной учебной и профессиональной деятельности юношей. Среди студентов 5 курса отмечается большая готовность к профессиональной деятельности девушек.

4. Сравнительная характеристика ген-дерной оценки качеств, определяющих КС студентов 2 и 5 курсов, прежде всего указывает на своеобразную «маскулинизацию» качеств у девушек за счёт относительного доминирования «трудолюбия», «способности быть лидером», «стремления к непрерывному саморазвитию», «стрессоустойчивости». Кроме этого, изменение профиля качеств и их динамика могут свидетельствовать о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ.

5. Результаты исследования могут быть использованы в организации образовательного процесса в ВГМУ, деятельности социально-педагогической психологи-

ческой службы и работе кураторов студенческих групп.

SUMMARY

A. L. Tserkovsky, E. A. Skorikova, O. I. Gapova, S. A. Petrovich, I. I. Vozmitel, O. A. Kasyan, A. V. Blednov COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE LEVEL AND SYSTEM-FORMING QUALITIES OF STUDENTS'

COMPETITIVENESS AT THE PHARMACUETICAL FACULTY OF VSMU The purpose of this study is to conduct comparative analysis of the level and its system-forming qualities of the 2nd and 5th year students' competitiveness at the Pharmaceutical Faculty of VSMU.

With the help of the method «What is the level of your competitiveness?» (V.I. An-dreev) 132 2nd year students and 169 5th year students have been tested. Successive positive dynamics of formation of a higher competitiveness level as well as the decrease of the educational component of the motivational personality sphere and increase of its professional component in the process of training at the VSMU are revealed.

Comparative characteristic of gender qualities assessment determining competitiveness of the 2nd and 5th year students indicates a kind of «masculinization» of qualities in girls due to the relative dominance of «diligence», «ability to be a leader», «striving for continuous self-development» and «stress resistance». The change of the qualities profile and their dynamics may indicate a better biopsychosocial adaptation of young ladies to

the educational process at VSMU.

The obtained results can be used in the organization of the educational process at VSMU, in the activities of the social-pedagogical psychological service and the work of the curators in the student groups.

Keywords: level of competitiveness, system-forming qualities of personality competitiveness, a student of the medical university.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В. И. Андреев. -Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

2. Шаповалов, В. И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента /

B. И. Шаповалов // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 4. -

C. 61-69.

3. Об уровне конкурентоспособности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 72-ой научной сессии сотрудников университета. - Витебск: ВГМУ, 2017. - С. 461-463.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра психологии и педагогики, тел. +375 29 591 02 59, Церковский А. Л.

Поступила 27.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.