Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников'

Сравнительная характеристика сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / УЧАЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ШКОЛЬНИКИ / COMMUNICATION / COMMUNICATION SKILLS / SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / SCHOOLCHILDREN WITH NORMAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стёпина Ольга Сергеевна

В статье раскрыта структура коммуникативных умений и диагностический инструментарий изучения уровня их сформированности. Представлены особенности и уровень развития коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стёпина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF COMMUNICATION SKILLS COMPLETENESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AND THEIR PEERS WITH NORMAL DEVELOPMENT

The article reveals the structure of communication skills and describes the diagnostic tools used to analyze the skills' completeness. Peculiarities and level of communicative skills progression of junior school children with mental retardation and their peers with normal development are also depicted.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников»

ББК 74.39 YAK 376.4

О.С. СТЁПИНА

O.S. STEPINA

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ИХ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ

COMPARATIVE ANALYSIS OF COMMUNICATION SKILLS COMPLETENESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AND THEIR PEERS WITH NORMAL DEVELOPMENT

В статье раскрыта структура коммуникативных умений и диагностический инструментарий изучения уровня их сформированности. Представлены особенности и уровень развития коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников.

The article reveals the structure of communication skills and describes the diagnostic tools used to analyze the skills' completeness. Peculiarities and level of communicative skills progression of junior school children with mental retardation and their peers with normal development are also depicted.

Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, учащиеся с задержкой психического развития, нормально развивающиеся школьники.

Key words: communication, communication skills, schoolchildren with mental retardation, schoolchildren with normal development.

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход её дальнейшего формирования.

По определению Т.А. Репиной, «общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека» [6, с. 54].

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

Не всегда способность к установлению контактов является природной, и именно в таких случаях задачей психологии и педагогики является формирование данной способности с целью реализации функций общения.

Цель представленного в статье исследования заключалась в изучении особенностей сформированности коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР.

Для достижения поставленной цели было необходимо решение следующих задач:

1) определение параметров коммуникативных умений и показателей их сформированности;

2) выявление актуального уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и нормально развивающихся сверстников;

3) проведение сравнительного анализа выявленных данных.

В эксперименте приняли участие 23 ученика вторых классов кор-рекционно-развивающего обучения (КРО) и 23 нормально развивающихся второклассника.

Современное толкование понятия общения аккумулировано в определении, предложенном Б.Д. Парыгиным: «Общение - сложный, многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [4, с. 213].

Вслед за авторами Л.Я. Лозован [1], А.В. Мудриком [2], Л.Р. Муниро-вой [3], С.В. Проняевой [5], Е.Г. Савиной [7] и др., мы рассматриваем коммуникативные умения как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях учащихся и в умении строить своё поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

При определении компонентов коммуникативных умений мы опирались на общепринятые представления о трёх компонентах, входящих в структуру общения: коммуникативном; интерактивном; перцептивном.

Разделяя параметрические представления исследователей, мы выделили параметры, составляющие сущность указанных психологических компонентов. Вместе с тем, комплекс эмпирически замеряемых показателей, определяющих сформированность выделенных параметров, адаптирован нами применительно к специфике и возможностям социального поведения младших школьников с ЗПР (см. табл. 1).

Таблица 1

Структура коммуникативных умений (параметры и показатели сформированности параметров)

Компоненты коммуникативных умений Параметры, определяющие сущность компонента Эмпирически замеряемые показатели параметра

Коммуникативный 1. Умение принимать информацию Внимание к сообщениям учителя. Внимание к сообщениям товарища

2. Умение передавать информацию Умение выразить мысль, намерение, просьбу. Полнота сообщения

Интерактивный 1. Умение взаимодействовать с партнёром Совместное планирование предстоящего дела. Ориентация на партнёра (партнёрство). Отсутствие конфликтов

2. Готовность к взаимодействию Умение ориентироваться в ситуации общения. Социовалентность. Удовлетворённость в общении

3. Адаптированность в коллективе Отсутствие симптомокомплекса дезадаптации.

Перцетивный 1. Восприятие другого Понимание отношения другого к себе. Понимание эмоционального состояния другого. Понимание эмоций

2. Восприятие межличностных отношений Представления о сущности общения. Значимость для ребёнка данных отношений. Способность к выделению личностных характеристик партнёра

Первым исследуемым компонентом умений явился коммуникативный. Его первый параметр - умения принимать информацию - был выявлен нами при помощи экспертной оценки, которую проводил учитель, опираясь на свои личные наблюдения за детьми.

Согласно экспертной оценке у большей части (57%) нормально развивающихся детей был выявлен высокий уровень развития умения принимать информацию, тогда как в выборке детей с ЗПР этот уровень выявлен у меньшей части (12%) испытуемых1. Говоря об этих учащихся, учителя выделяли проявление высокого герменевтического качества контакта, т. е. наличие устойчивого внимания как к сообщениям учителя, так и к сообщениям товарищей, восприимчивость к смыслу их сообщений, просьб, инструкций и замечаний, желание их понять.

Процент детей со средним уровнем сформированности умения принимать информацию приблизительно одинаков и у нормально развивающихся детей (39%) и у детей с ЗПР (32%). Дети с этим уровнем сформированности параметра проявляли неустойчивость герменевтического качества контакта, что выражалось в эпизодическом, ситуативном внимании к сообщениям учителя и товарищей, неточном понимании обращённых к ним сообщений.

Низкий уровень умения принимать информацию отмечен только лишь у 4% детей с нормальным психическим развитием, тогда как у детей с ЗПР к данному уровню относится большее количество детей (56%). Данным детям свойственно отсутствие внимания к сообщениям другого, стремление к монологической активности во время общения, частое перебивание рассказчика, стремление рассказать что-то своё, добиться внимания именно к себе.

Вторым параметром в структуре коммуникативного компонента коммуникативных умений является умение передавать информацию, которое также оценивалось при помощи экспертной оценки.

Только среди нормально развивающихся детей выделена группа (26%), имеющая высокий уровень умения передавать информацию. Иными словами, только среди детей, обучающихся в общеобразовательной школе, выявлены те, которые могут самостоятельно логически верно сконструировать сообщение, тем самым, выразив мысль, намерение или просьбу; дать исчерпывающие ответы, описания событий; предоставить слушателю сообщение в объёме, полностью отражающем его суть.

Доминирующую позицию (70%) в группе нормально развивающихся детей занимает средний уровень сформированности умения принимать информацию. У детей с ЗПР данный уровень сформированности умения также отмечен и составляет 36% от общего их количества. Следовательно, выявлены учащиеся, которые испытывают трудности в передаче информации, они стремятся передать сообщение, но недостаточно точно его конструируют, иногда слушатель испытывает затруднения в его восприятии, примером сообщения детей с данным уровнем сформированности умения могут служить фразы: «Мы потом дружим с Артёмом», вместо «Мы дружим с Артёмом»; «Тут нарисован картине три детей», вместо «На картине нарисовано трое детей».

В выборке нормально развивающихся детей минимальным количеством процентов (4%) проявлен низкий уровень сформированности умения передавать информацию, тогда как в выборке детей с нарушениями психического развития низкий уровень занимает доминирующую позицию, он отмечен у 64% испытуемых. Дети, относящиеся к этой группе, могут выразить мысль только при помощи наводящих и уточняющих вопросов учителя. А передаваемое ими сообщение настолько бедно, что не содержит требуемых уточнений и конкретизаций, или наполняется большим количеством слов «паразитов», поэтому суть сообщения часто не понятна. В качестве примеров представим следующие фрагменты рассказов: «Ну Женя меня, это там, защищает. Мы, это там, мы вместе, это, рисуем, ну это, в школу ходим».

1Здесь и далее уровни сформированности параметров определены в пределах возрастной нормы.

Вторым компонентом коммуникативных умений является интерактивный; для оценки его сформированности нами выделен параметр умение взаимодействовать с партнёром. Его показателями являются следующие: совместное планирование предстоящей работы; ориентация на партнёра (партнёрство); несклонность к конфликтам.

Определив для произвольно выбранной пары респондентов 3 задания, которые они обязательно должны выполнить вместе, а именно построить домик из палочек, человечка из геометрических фигур и нарисовать общий рисунок, мы наблюдали за детьми, учитывая выделенные нами показатели.

Интегрируя характеристики проанализированных нами показателей, мы выявили уровень сформированности умения взаимодействовать с партнёром.

Умение взаимодействовать с партнёром, сформированное на высоком уровне, предполагает наличие желания и умения предварительно спланировать предстоящую деятельность, соблюдение правил взаимодействия, готовность в любой момент прийти товарищу на помощь, предупреждение или избегание обстоятельств, способных спровоцировать конфликт. Например, «Давай с тобой нарисуем план общего рисунка. Ты что хочешь рисовать...», «Давай я нарисую окно, а ты лесенку. Если ты не умеешь, я тебе помогу», «Марина, ты только не нервничай, рисуй что-нибудь». Данный уровень сформированности умения выявлен только в группе детей, имеющих нормальный уровень психического развития, и составил 48% от общего числа.

Умение, сформированное на среднем уровне, отмечено у 52% нормально развивающихся детей и у 64% детей с ЗПР. Дети, которые по сформиро-ванности умения взаимодействовать с партнёром находятся на данном уровне, перед началом совместной деятельности самостоятельно не приступают к её планированию, для этого им требуется активное побуждение взрослого, эти дети устанавливают отношения партнёрства только с теми детьми, которые им знакомы и с которыми они эмоционально хорошо совместимы, т. е. проявляют избирательность в установлении контактов, избирательно соблюдают правила общения во взаимодействии, избирательно предлагают или просят помощь у партнёра. Например: «Нет, с ней я не буду рисовать», «Я быстрее сам домик построю, зачем мне его учить».

Группа детей, имеющих низкий уровень сформированности данного умения, не отмечена в выборке детей, имеющих нормальный уровень психического развития и составляет 36% респондентов от общего количества детей с ЗПР. Эти дети не принимали задание, в связи с тем, что не понимали, что значит нарисовать один рисунок на двоих или вместе построить один дом и одного человека. Во взаимодействии этих пар было прослежено грубое поведение, отказ от каких либо взаимодействий, недоверие к партнёру. Такие дети говорили напарникам: «Не мешай!», «С ней как можно построить, я лучше сам», «Отвали, я без тебя справлюсь».

Вторым выделенным нами параметром для оценивания интерактивного компонента является уровень готовности к взаимодействию. О сформирован-ности данного параметра свидетельствует уровень развития таких показателей, как: ориентировка в ситуации общения, социовалентность (готовность личности включиться в систему взаимоотношений в классе) и удовлетворённость в общении.

Задавая детям вопрос: «Как ты думаешь, чем отличается общение от отдыха?», мы изучали умение ориентироваться в ситуации общения. Характеристики социовалентности и удовлетворённости в общении были получены, исходя из данных социометрического исследования.

К высокому уровню сформированности готовности к взаимодействию мы отнесли детей, которые понимают сущность ситуаций отдыха и общения и выделяют главное отличие. В этом случае примерами выделения различий между ситуациями общения и отдыха, могут служить такие ответы де-

тей: «Отдых - это скучно. Отдых одна. А мне не хочется быть одной, нравится общаться, разговаривать, рассказывать что-нибудь», «Отдыхаешь - это дома сидишь, играешь. А общение - это в школу идёшь и со своим другом разговариваешь». Учащиеся данного уровня показали высокую готовность личности включиться в систему взаимоотношений в классе и высокий уровень удовлетворённости в общении. Группа детей, соответствующих данной характеристике, составила в выборке нормально развивающихся детей 30% от их общего числа и 12% от общего числа детей с ЗПР.

К среднему уровню готовности к взаимодействию отнесены второклассники, которые затруднились в выделении главного отличия между ситуациями общения и отдыха. Примером могут служить следующие ответы: «Отдыхать это не интересно, я хочу дружить с Рустамом, гулять с ним и все. Что значит отдыхать? Быть дома, сделать уроки, отдохнуть. А общаться, что это значит? Гулять, дружить, не драться». Кроме этого они оказались не совсем готовы включиться в систему взаимоотношений в классе и недостаточно удовлетворены общением. Такие дети составили 48% в группе детей с нормальным психическим развитием и 20% от общего количества детей с ЗПР.

К низкому уровню готовности к взаимодействию отнесены 22% нормально развивающихся детей и большая часть (68%) детей с ЗПР, они не смогли различить ситуации общения и отдыха. Большее количество детей, относящихся к данной группе, не отвечали на вопрос вообще, даже после разъяснений и уточняющих вопросов говорили: «Не знаю». Эти дети оказались не готовы к вступлению в контакт с одноклассниками и, следовательно, показали свою неудовлетворённость в общении, т. е. они делали больше выборов, чем получали. Может быть, данных детей не выбирают именно в связи с тем, что им сложно контактировать с одноклассниками, установить с ними приятельские отношения.

Адаптированность в школьном коллективе является следующим коммуникативным умением, входящим в структуру интерактивного компонента. Для выявления состояния школьной дезадаптации применялась карта наблюдений Д. Стотта, представляющая собой набор из 11 симптомоком-плексов отклоняющегося поведения. Учителю-эксперту необходимо было выделить симптомы, характерные для наблюдаемого ребёнка.

Среди нормально развивающихся детей и среди детей с ЗПР нами были выделены группы детей, имеющих высокий уровень адаптированности к школьным условиям, но если в первой группе эта группа является превалирующей и составляет 70% от их общего числа, то во второй группе составляет лишь 44% от общего количества респондентов. Эти дети не показали симптомов рассогласования личности со средой.

Средний уровень адаптированности, т. е. общее количество баллов приближено к критическому, отмечено у 26% детей с нормальным психическим развитием и у 32% детей с ЗПР. Наиболее выражены у них следующие симптомы: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессия; тревожность по отношению к взрослым.

На низком уровне адаптированность к школьным условиям была отмечена лишь у 4% нормально развивающихся второклассников и у 24% второклассников с ЗПР. Рассогласование личности со средой выражается в том, что практически каждый симптом, в той или иной мере, находит своё отражение. Наиболее выраженные симптомы: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессия; тревожность и враждебность по отношению к взрослым, лишь у некоторых отмечается тревожность по отношению к детям.

Третьим компонентом, раскрывающим сущность коммуникативных умений, является перцептивный (параметры: восприятие другого и восприятие межличностных отношений).

Для оценки умения восприятие другого нами были определены показатели: понимание отношения другого (осознанность внешней оценки); сопереживание эмоциональному состоянию другого; понимание эмоций.

Осознанность отношения к себе как социально-психологическая характеристика личности выводится исходя из того, насколько точно учащийся предвидел, какие именно товарищи, отвечая на социометрический вопрос по деловому и эмоциональному критерию, выберут его.

Способность к сопереживанию мы изучали, используя картину В.Г. Перова «Тройка», где ученики мастеровые везут воду (1866 г.). С представлением репродукции испытуемому давалась инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и расскажи об изображённой ситуации». Анализируя сочинения детей для оценки интересующего нас показателя, мы принимали во внимание следующее: как дети понимают изображённую ситуацию и как понимают эмоциональное состояние персонажей.

Понимание эмоций зависело от количества верно определённых эмоциональных состояний, предложенных на фотографиях.

Для высокого уровня восприятия другого характерно: адекватное понимание отношения к себе других (т. е. достаточно точное предвидение того, кто тебя выберет), правильное понимание сущности изображённой ситуации, проявление сочувствия к отрицательному состоянию персонажей, («Тащат бочку, им тяжело, плохое настроение»), т. е. чувство эмпатии, ведущее к высокому уровню понимания эмоций. В наших выборках нет школьников, у которых уровень восприятия других соответствует высокому.

У 70% нормально развивающихся детей отмечен средний уровень восприятия других, тогда как в группе детей с ЗПР данный уровень выявлен у 40% респондентов. Эти дети, в осознании отношения к себе других, сталкивались с трудностями. Предполагали, что их выберет большее количество одноклассников, чем это происходило на самом деле. Они давали косвенное описание отрицательной ситуации, при этом улавливали эмоциональное состояние персонажей. Описывая картину, они говорили: «Пошли гулять. Дети уставшие и грустные, им холодно», «Дети бедные, наверное, их мама из дома выгнала. Состояние плохое». Дети данной группы не смогли верно определить тонкие оттенки эмоций, предъявленные в виде фотографий.

К низкому уровню восприятия другого отнесены 30% детей, имеющих нормальное психическое развитие и 60% от общего числа детей с ЗПР. Эти школьники сталкивались с существенными сложностями, оценивая отношение к себе других: они либо отказывались определить, кто их выберет («не знаю»), либо делали это неверно. Дети не увидели трагическую сущность изображённой на картине ситуации и неадекватно описывали состояние персонажей. Примером могут служить описания: «Семья гуляет с собакой, настроение нормальное», «Дети познакомились и отдыхают, чувствуют отдых, настроение хорошее». Дети этой группы с трудом, приблизительно, недифференцированно опознают предъявленные на фото эмоции, как основные, так и тонко дифференцированные.

Диагностически важным умением перцептивного компонента является восприятие межличностных отношений, для оценки его сформиро-ванности нами выделены показатели: представление о межличностном общении, значимость данных отношений для ребёнка и способность выделения личностных качеств, присущих другу. Качественный анализ рассказа ребёнка о друге позволяет уточнить сформированность выделенных нами показателей.

На высоком уровне восприятие межличностных отношений в группе нормально развивающихся детей сформировано у 4% респондентов, а в группе детей с ЗПР - у 8% детей. Дети данной группы имеют представление о сущности и значении для них межличностного общения, что прослеживается во включении в рассказ реальных или желаемых ситуаций взаимодействия. Они показывают значимость ситуаций взаимодействия, т. е. озвучивают потребность в общении, в контакте вообще и описывают личностные характеристики друга.

Средний уровень сформированности оцениваемого умения выявлен у 48% нормально развивающихся детей и у 32% детей с ЗПР. Данному уровню соответствует недостаточное представление о межличностном общении, дети считают, что общение не обязательно, в рассказе дети описывают некоторые ситуации взаимодействия, но не прослеживается их значимость, важность для рассказчика, описывая конкретного человека, они не уделяют должного внимания описанию его личностных качеств.

У 49% детей, обучающихся по общеобразовательной программе, и у 60% второклассников, обучающихся в классе КРО, выявлен низкий уровень восприятия межличностных отношений, который выражается в следующем: дети не понимают вопроса о сущности межличностных отношений, что проявляется в отказе от ответов, непонимании слова «общение», или же, рассказывая о друге, они не описывают значимость дружеских отношений, не выделяют человека в качестве друга.

Итак, в процессе исследования мы определили:

- компоненты коммуникативных умений, параметры и показатели сформированности параметров (см. табл. 1);

- практически всем (91%) детям с нормальным уровнем психического развития свойствен средний уровень сформированности коммуникативных умений (высокий - 9%, низкий - отсутствует);

- у большего числа (60%) детей с ЗПР выявлен низкий уровень сфор-мированности коммуникативных умений (высокий - не представлен, средний - 40%);

- как для нормально развивающихся детей, так и для детей с ЗПР одинаково сложными для самостоятельного овладения являются умения восприятие другого и восприятие межличностных отношений. Существенный процент низкого уровня сформированности указанных умений находит своё отражение как в группе детей с ЗПР, так и в группе их нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, эксперимент показал, что значительное число детей с ЗПР, обучающихся в классах КРО, не может самостоятельно выработать у себя коммуникативные умения на уровне, достаточном для успешного социального контакта. Необходимо специальное педагогическое воспитание указанных умений, их целенаправленное формирование.

Литература

1. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : (13.00.01) / Л.Я. Лозован. - Кемерово, 2005. - 181 с.

2. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1984. - 111 с.

3. Мунирова, Л. Р. Формирование коммуникативных умений у младших школьников в структуре урока начальной школы [Текст] / Л.Р. Мунирова // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований : сб. науч. трудов ; под общ. ред. Ю.И. Юрички. - М., 1998. - Вып. 3. - С. 136 - 141.

4. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. - СПб. : ИГУП, 1999. - 592 с.

5. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текс] : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 231 с.

6. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М. : Педагогика, 1988. - 231 с.

7. Савина, Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.Г. Савина. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.