Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика познавательных функций мальчиков препубертатного возраста с ожирением и нормальным весом'

Сравнительная характеристика познавательных функций мальчиков препубертатного возраста с ожирением и нормальным весом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕТСКОЕ ОЖИРЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / БАЛАЛАР СЕМіЗДіГі / КОГНИТИВТіК (ТАНЫМДЫқ) қЫЗМЕТ / КОМПЕНСАТОРЛЫқ (ТЕңГЕРіМДіК) МЕХАНИЗМДЕР / CHILDHOOD OBESITY / COGNITIVE FUNCTIONS / COMPENSATORY MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Датхабаева Г.К., Салханова А.Б., Кайнарбаева М.С., Садыкова А.Т., Разуева Б.А.

Проведен сравнительный анализ школьной успеваемости, некоторых характеристик памяти, внимания и интеллекта у мальчиков препубертатного возраста с ожирением и нормальным весом. Средние показатели успеваемости, интеллекта и памяти у тучных и стройных детей не отличаются. Обнаружено ухудшение концентрации внимания и преобладание вербального интеллекта над невербальным у детей с ожирением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Датхабаева Г.К., Салханова А.Б., Кайнарбаева М.С., Садыкова А.Т., Разуева Б.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Семіздікке шалдыққан және салмағы қалыпты жасөспірімдік алдындағы ұлдардың танымдық қызметінің сипаттмалары

A comparative analysis carried out of school performance, certain characteristics pertaining to memory, attention and intellect in prepubescent boys with obesity and normal weight. The mean indices of performance, intellect and memory are found to be nearly identical in obese and normal-weight children. Boys with obesity are found to have a lower level of attention concentration and a prevalence of verbal IQ over non-verbal in obese boys.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика познавательных функций мальчиков препубертатного возраста с ожирением и нормальным весом»

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ

ЕШОСНШОЬОСУ

Г.К. ДАТХАБАЕВА, А.Б. САЛХАНОВА, М.С. КАИНАРБАЕВА, А.Т. САДЫКОВА, Б.А. РАЗУЕВА, Г.С. ДАУЛАТБАКОВА, О.М. ШИХОВА, А.С. НУРГАЗИЕВ, А.Д. НУРМАМБЕТОВА, А.Е. МАЛИКОВА

ТОО «ОО Казахская академия питания», Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, гАлматы

УДК 616-056.052:159.95-053.5

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИИ МАЛЬЧИКОВ

ПРЕПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА С ОЖИРЕНИЕМ И НОРМАЛЬНЫМ ВЕСОМ

Проведен сравнительный анализ школьной успеваемости, некоторых характеристик памяти, внимания и интеллекта у мальчиков препубертатного возраста с ожирением и нормальным весом. Средние показатели успеваемости, интеллекта и памяти у тучных и стройных детей не отличаются. Обнаружено ухудшение концентрации внимания и преобладание вербального интеллекта над невербальным у детей с ожирением. Ключевые слова: детское ожирение, когнитивные функции, компенсаторные механизмы

Детское ожирение влечет за собой как текущие краткосрочные, так и долгосрочные неблагоприятные последствия для физического и психосоциального здоровья. В настоящее время решение проблемы распространенности детского ожирения признается ВОЗ неотложной задачей общественного здравоохранения [1]. В Казахстане проблема детского ожирения за последние десятилетия обострилась. По данным Казахской академии питания, в 2014 году практически каждый шестой ребенок 0-18 лет (14,7%) имел избыточную массу тела или ожирение [2].

Изучение влияния ожирения на функционирование различных систем физического и психосоциального жизнеобеспечения детей является важным условием для поиска эффективных подходов к решению проблемы детского ожирения.

Цель исследования: изучение влияния ожирения на когнитивные способности детей. Материалы и методы исследования. Обследовано две группы детей: основная группа -мальчики 9-10 лет с ожирением, и контрольная группа - сверстники с нормальной массой тела. В когорты включались дети, проживающие в гАлматы, с нормальным уровнем гемоглобина, без йододефицита, не имеющие в анамнезе травмы головы и неврологических расстройств. Для идентификации ожирения и нормального веса применялись антропометрические весо-росто-возрастные показатели в соответствии со стандартами ВОЗ [3]. В частности, для детей и подростков в возрасте 5-19 лет ожирение определяется как индекс масс тела (ИМТ) > 97-го перцентиля.

Изучение успеваемости проводилось на основе годовых оценок по всем предметам путем выведения среднего балла.

Характеристики когнитивных функций

обследуемых детей определялись по валидным стандартизированным методикам при помощи комплекса компьютерных психодиагностических методик компании «Эффектон» (Россия) для изучения внимания, теста Векслера для изучения

интеллекта, и теста Л.В.Черемошкиной для изучения памяти.

Концентрация внимания (способность удерживать внимание на нужном объекте) изучалась при помощи компьютерного теста "Корректор", при прохождении которого необходимо в течение 4 минут просматривать слева направо таблицу из рядов букв, отмечая нажатием клавиши «Ввод» заданные буквы. Концентрация внимания оценивалась также при помощи теста "На почте", при прохождении которого необходимо в условиях дефицита времени при помощи клавиш со стрелками направлять спускающиеся по транспортеру конверты в разные ящики в зависимости от цвета и размера конверта. Подсчитывалось количество допущенных ошибок при выполнении теста.

Тест Векслера (или Шкала Векслера) основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный виды интеллекта, тем самым позволяет выявить количественные (коэффициент интеллекта 10) и качественные (структура интеллекта) характеристики интеллекта. Вербальный интеллект - подструктура общего интеллекта, функционирование которого осуществляется в вербальной (словесно-речевой) логической форме с опорой на знания. Невербальный интеллект - это подструктура общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформированными на их основе когнитивными (познавательными) умениями человека и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик. Анализировались как значения 10, так и частота встречаемости уровней развития интеллекта, ранжированных в соответствии с определением Д.Векслера от умственного дефекта до очень высокого (всего 7 градаций).

Изучение характеристик памяти проводилось при помощи методики, разработанной Л.В. Черемошкиной [4], направленной на диагностику природной и благоприобретенной (культурной) составляющих памяти в терминологии

Черемошкиной Л.В.. Природная память в большой степени определяется биологически заданными возможностями мозговых систем, развивается в процессе созревания организма и научения, накопления социального опыта личности. В результате научения и накопления социального опыта природная способность запоминать превращается в социокультурную память. Экспериментальный материал представляет собой набор рисунков, состоящих из прямых пересекающихся линий. На первых секундах показа человек стремится запечатлеть рисунок, схватить его, сфотографировать, т.е. запомнить благодаря своей природной памяти. Если природная память оказывается слабой для этого или слишком сложен рисунок, то субъект вынужден что-то предпринять для запоминания, использовать какие-то приемы запоминания, т.е. задействовать систему мнемических действий (действия по запоминанию), каким-то образом обработать запоминаемый материал, упорядочить его и т.д. То есть задействуется так называемая культурная память. Скорость запоминания карточки №2 из авторского набора карточек отражает силу природной памяти, карточки №3 - природной и культурной, и степень развития мнемических способностей в целом. Сравнивалось не только усредненное по группам время запоминания карточек, но и частота встречаемости уровней развития памяти, ранжированных согласно определению Л.В. Черемошкиной от очень низкой до очень высокой продуктивности памяти (всего 7 градаций). В качестве критерия статистической значимости различий между показателями познавательных способностей мальчиков из двух когорт применялся критерий Стьюдента при сравнении количественных показателей интеллекта и внимания, непараметрический критерий Манна-Уитни для сравнения показателей природной и культурной памяти, коэффициент Пирсона для анализа корреляционных связи между антропометрическими показателями и

характеристиками познавательных функций, критерий х2 (хи-квадрат) для частотных распределений уровней развития интеллекта и памяти. Статистический анализ данных проводился

при помощи программы SPSS. Результаты исследования и их обсуждение. Школьная успеваемость.

Успеваемость обследованных групп детей значимо не различалась. У мальчиков с ожирением средний годовой балл составил 4,5±0,5, у контрольной группы - 4,4±0,6.

Характеристики внимания.

Количественные показатели концентрации внимания представлены в таблице 1. У детей с нормальным весом показатель концентрации внимания был статистически значимо более высоким, чем у детей с ожирением, то есть способность удерживать внимание на объекте, безошибочно выполняя задание, у детей без ожирения развита лучше. Дефицит концентрации внимания может приводить к рассеянности как неспособности эффективно сосредоточиться на чем-либо. Более высокие показатели концентрации внимания лежат в основе высокой умственной работоспособности и организованности в поведении.

По литературным данным [5], в процессе выполнения корректурной пробы у здоровых детей происходит врабатывание, и с каждой последующей минутой количество просмотренных знаков возрастает, то есть улучшается продуктивность выполнения теста, что и наблюдалось у обследованных нами детей с нормальным весом тела. В первую минуту мальчики из группы с нормальным весом просмотрели 54 знака, за вторую - 81,19, третью - 89,52, четвертую - 91,15. В то же время у тучных мальчиков выявилась неустойчивость внимания как проявление истощаемости по гиперстеническому типу [5]. В первую минуту они просмотрели 58,15 знаков, во вторую - 75,96, третью - 88,63, четвертую - 80,15. При этом на последней минуте теста дети с ожирением просмотрели достоверно меньшее количество знаков, по сравнению с детьми с нормальным весом тела. Таким образом, есть основания предполагать, что ожирение ухудшает у детей одну из центральных высших психических функций, которая выполняет роль регулятора всей познавательной деятельности, и в терминологии Л.М. Веккера является сквозной, то есть вовлекается в осуществление всех высших психических функций человека.

Таблица 1 - Показатели концентрации внимания

Параметры Дети с ожирением Дети с нормальным весом

Показатель концентрации внимания 39,92 55,21**

Общее количество просмотренных знаков 302,89 315,96

Количество просмотренных знаков за 1 минуту 58,15 54,00

Количество просмотренных знаков за 2 минуту 75,96 81,19

Количество просмотренных знаков за 3 минуту 88,63 89,52

Количество просмотренных знаков за 4 минуту 80,15 91,15*

Общее количество допущенных ошибок при просмотре знаков за 4 минуты, % 2,93 2,30*

* (p<0,05), ** (р<0,01)

На негативное влияние ожирения на систему обеспечения внимания у детей указывает также выявленная при помощи корреляционного анализа положительная взаимосвязь между

принадлежностью к группе 2 (дети с ожирением) и

количеством ошибочных реакций при выполнении теста «На почте»: коэффициент Пирсона=0,3 при значимости р=0,04. Характеристики интеллекта. Результаты изучения интеллекта детей с помощью

КазНМУ ВЕСТНИК

теста Векслера представлены в таблице 2. Средние значения коэффициента общего интеллекта были высокими, не различались между группами и составили 122,9 у детей с ожирением и 122,8 у детей с нормальным весом. Вербальный Щ также значимо не различался между группами (124,1 и 125,7, соответственно) и находился в категории высокого уровня интеллекта. Средне-групповые значения невербального Щ относились к категории выше среднего и между группами достоверно не различались (114,9 у мальчиков с ожирением и 117,8 у детей с нормальным весом). При этом внутри группы детей с ожирением выявлено статистически значимое преобладание вербального Щ над невербальным. То есть высокий коэффициент общего интеллекта у тучных детей в основном обеспечивается за счет вербальной компоненты. В соответствии с современными представлениям, вербальная составляющая общего интеллекта имеет главным образом социокультурную обусловленность, невербальная в большой степени природно-детерминирована [6]. По литературным данным,

'I

№3-2016

к«ш

ям

вербальный интеллект может претерпевать существенные прогрессивные изменения за счет собственных усилий человека, направленных на саморазвитие и познание окружающей действительности. В то же время невербальная составляющая интеллекта, хотя и развивается благодаря обучению и накоплению опыта, тем не менее, находится в гораздо большей зависимости от природных возможностей мозга человека, чем вербальная компонента. В эволюционном становлении вербальный интеллект является более поздним по отношению к невербальному и непосредственно проявляется во взаимодействии с окружающим миром [7,8]. Мы предполагаем, что выявленное у мальчиков с ожирением преобладание вербального интеллекта над невербальным является отражением компенсаторных процессов, призванных обеспечить эффективную жизнедеятельность в условиях некоторого упадка функционального состояния мозга тучных детей и связанного с ним снижения эффективности внимания [9].

Таблица 2 - Коэффициенты интеллекта у детей с ожирением и нормальным весом

Средние значения коэффициента интеллекта по Векслеру Дети с ожирением Дети с нормальным весом

Коэффициент вербального интеллекта 125,7 124,1

Коэффициент невербального интеллекта 114,9 117,8

Общий коэффициент интеллекта 122,9 122,8

Обозначенное выше предположение подтверждается в ходе анализа распределения детей по разным уровням вербального и невербального интеллекта внутри каждой группы. Так, хотя усредненный по группам коэффициент вербального интеллекта между тучными мальчиками и мальчиками с нормальным весом значимо не отличался, тем не менее, среди детей с ожирением очень высокий уровень вербального интеллекта обнаружился у 59,3% процентов детей, а в группе стройных мальчиков - у 40,7%, то есть на 18% меньше (рисунок 1). Таким образом, высокий уровень вербального интеллекта среди тучных детей встречался достоверно чаще.

Распределение детей по уровням невербального интеллекта также подтверждает наше предположение о подключении компенсаторных механизмов за счет «нагрузки» именно вербальной компоненты интеллекта во имя восполнения

сниженных возможностей внимания у тучных детей. Ведь речь, как известно, наряду с вниманием, волевыми и эмоционально-мотивационными системами выполняет также функцию регуляции деятельности человека [10]. В частности, среди детей с ожирением пограничный невербальный интеллект и интеллект ниже среднего имели 14,8% детей, а среди детей с нормой веса такие дети встречались в два раза реже (7,4%). Интеллект средний и выше среднего обнаружился у 48,1% и 37% детей соответственно. Наиболее показательными оказались различия на уровне высокого и очень высокого интеллекта: среди стройных детей они встречались у 55,5%, а среди тучных - 1,5 раза реже, у 37%. Таким образом, в группе детей с нормальным весом чаще встречается высокий и очень высокий уровень невербального интеллекта, чем в группе с избыточным весом (рисунок 2).

70

60

50

х 40 ш

I 30

20

10

У

«V

л*

■I ||.

с<?

/

1Дети с избыточным весом ИДети с нормальным весом уровни вербального интеллекта

0

Рисунок 1- Процентное распределение детей по уровню вербального интеллекта. Значимость различий частотного распределения р<0,01

С точки зрения психологии, компенсация — это один из защитных механизмов психики и принципов ее онтогенетического развития. Под компенсацией понимаются определенные психические процессы, а также связанные с ними действия и поведение человека, которые имеют целью уравновесить, возместить какой-то реальный или вымышленный недостаток. Компенсация функций охватывает широкий спектр явлений, находящихся в сфере

интересов медицины, физиологии, психологии, дефектологии. В настоящее время работ, посвященных изучению влияния ожирения на интеллектуальный потенциал детей и подростков, не так много. Выявленный нами феномен преобладания вербального интеллекта над невербальным у тучных детей требует дальнейшего изучения при расширении направления исследований.

35 30 25 20 15 10 5 0

I

Умственный Пограничная Норма Средний Выше дефект зона «ниже среднего

среднего»

Высокий

Очень высокий

Дети с избыточным весом

Дети с нормальным весом

Рисунок 2 - Процентное распределение детей по уровню невербального интеллекта. Значимость различий частотного распределения р<0,01

Характеристика природной и культурной память по Черемошкиной Л.В.

Среднее время запоминания карточек между группами не отличалось. Среди детей обеих групп были выявлены дети с уровнем продуктивности природной памяти от очень низкой до очень высокой. Однако высокая и очень высокая

продуктивность природной памяти чаще встречалась у стройных детей по сравнению с детьми с ожирением, хотя различия и не достигли статистической значимости (р>0,05). В частности, очень высокий уровень продуктивности природной памяти имело 33,3% стройных и 18% тучных мальчиков (таблица 3). При этом высокий и очень

высокий уровень культурной памяти у тучных детей встречался чаще, чем у стройных: 59,2% и 51,8% соответственно (таблица 4).

В результате многолетних исследований Черемошкиной Л.В. была разработана высоко чувствительная методика по определению продуктивности природной компоненты памяти и степени развитости благоприобретенной

компоненты памяти («культурной памяти» в терминологии Черемошкиной Л.В.). Как и всякий другой психический процесс, память имеет природный компонент, и социокультурно обусловленный компонент, т. е. формирующийся в процессе социального обучения. Так, еще Л.С. Выготский выделял натуральные или первичные психические процессы и высшие психические функции [11]. Природная память развивается в процессе созревания организма, научения и накопления социального опыта личности. Продуктивность природной памяти в большой степени зависит от физических возможностей мозговых систем человека. Культурная же память в

большей степени является результатом научения, приобретения навыков структурирования информации, освоения так называемых мнемических действий, направленных на осмысление запоминаемой информации, ее преобразование в организованные смысловые блоки для облегчения запоминания. Хотя автор и подчеркивает, что в чистом виде выделить эти две компоненты памяти практически невозможно, что граница между ними будет всегда размытой, тем не менее, методика позволяет определить степень выраженности и качественную характеристику каждой составляющий памяти, что доказывается большим массивом экспериментальных данных автора [4, 12]. По нашему мнению, полученный результат достаточно высокой представленности тучных мальчиков в группе детей с высоким уровнем культурной памяти также подтверждает наше предположение о компенсаторном характере развития познавательных функций у детей, страдающих ожирением.

Таблица 3 - Процентное распределение детей по уровням продуктивности природной памяти

Уровень продуктивности природной Дети с ожирением Дети с нормальным весом

памяти

Очень низкая 0 11,1%

Низкая 3,7% 3,7%

Ниже среднего 18,5% 25,9%

Средняя 3,7% 3,7%

Выше среднего 29,6% 3,7%

Высокая 25,9% 18,5%

Очень высокая 18,5% 33,3%

Таблица 4 - Процентное распределение детей по уровням продуктивности продуктивности культурной памяти

Уровень развития культурной памяти Дети с ожирением Дети с нормальным весом

Очень низкий 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий 0 3,7%

Ниже среднего 3,7% 7,4%

Средний 0 0

Выше среднего 37,0% 44,4%

Высокий 29,6% 11,1%

Очень высокий 29,6% 33,3%

Выводы:

Таким образом, средние показатели школьной успеваемости, интеллекта по шкале Векслера, природной и культурной памяти в терминологии Черемокиной Л.В. у мальчиков 9-10 лет с ожирением и нормальным весом не отличаются. При этом показатели концентрации внимания у мальчиков с ожирением значимо более низкие, чем у их сверстников с нормальным весом тела. У мальчиков с ожирением вербальный интеллект по шкале Векслера преобладает над невербальным, и чаще встречается очень высокий уровень

вербального интеллекта, чем у их стройных сверстников. Среди мальчиков с нормальным весом чаще встречается высокий уровень невербального интеллекта. Различия в структуре интеллекта между детьми с ожирением и нормальной массой тела могут быть обусловлены подключением компенсаторных механизмов за счет «нагрузки» вербальной компоненты интеллекта, имеющей в основном социокультурную детерминацию, во имя восполнения сниженных возможностей внимания у тучных детей, и требуют дальнейшего изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Report of the Commission on ending childhood obesity. World Health Organization. - 2016. - 68 p.

Тажибаев Ш.С., Долматова О.В., Ергалиева А.А., Сарсембаева А.П., Толысбаева Ж.Т. Антропометрические показатели детского населения в Казахстане. // Тезисы VII Конгресса педиатров стран СНГ «Ребенок и общество: проблемы здоровья, развития и питания». - Сочи: 2015. - С. 77-85.

WHO child growth standards: length/height-for-age, weight-for-age, weight-for-length, weight-for-height and body mass index-for-age: methods and development. -WHO: 2006.- 336 p. Черемошкина Л.В. Психология памяти. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. Марютина Т. М., Григоренко Е. Л, Равич-Щербо И.В. Психогенетика: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 448 с. Ушакова Т.Н., Белова С.С., Валуева Е.А. Лингво-психологическое исследование вербальной семантики. //Психолог. журн. -2010. - № 6. - С. 83-97.

Нафикова Е.В., Зверева С.В. Психологические и психофизиологические предпосылки развития вербального компонента интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина.- 2014. - Выпуск № 3, Том 5.- C.15-28.

Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Речевое развитие и трудности обучения письму и чтению учащихся первых и третьих классов // Новые исследования.- 2002. - №1. - C. 68-77.

10 Рубинштейн С.Л. Внимание. В кн. «Основы общей психологии».- СПб.: Издательство "Питер", 2012. - 441 с.

11 Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: 2000. - Том 3. - 293 с.

12 Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. - М.: Педагогика, 1990. -249 с.

9

Г.К. ДАТХАБАЕВА, А.Б. САЛХАНОВА, М.С. КАЙНАРБАЕВА, А.Т. САДЫКОВА, Б.А. РАЗУЕВА, Г.С. ДАУЛАТБАКОВА, О.М. ШИХОВА, А.С. НУРГАЗИЕВ, А.Д. НУРМАМБЕТОВА, А.Е. МАЛИКОВА

«КБ Казак тагамтану академиясы» ЖШС, СЖ.Асфендияров атындагы Казак ¥лттыц медицина университету Эл-Фараби атындагы Казак ¥лттыцуниверситет, Алматы к

СЕМ1ЗД1ККЕ ШАЛДЬЩКДН ЖЭНЕ САЛМАFЫ КДЛЫПТЫ ЖАС6СШР1МД1К АЛДЫН^Ы ¥ЛДАРДЫН, ТАНЫМДЫ; ЦЫЗМЕТШЩ СИПАТТМАЛАРЫ

Тушн: Семiздiкке шалды^ан жэне салмагы ;алыпты жасeсmрiмдiк алдындагы улдардын, мектептеп улгер1мшщ, есте са;тауынын,, зешш мен зердесшщ кейбiр сипаттамаларынын, салыстырмалы талдауы етюзшген. Толы; жэне ары; балалардын, оку улгер1мшщ, зердесi мен есте са;тауынын, орташа керсетюштершщ айырмашылыгы жо;. Семiздiкке шалды;;ан балаларда зейiндi шогырландырудын, нашарлауы жэне вербалды; (ауызша) емес зердеден вербалды; зерденщ басымдыгы аны;талган.

ТYЙiндi сездер: балалар семiздiгi, когнитивтж (танымды;) ;ызмет, компенсаторлы; (тен,герiмдiк) механизмдер

G.K. DATKHABAYEVA, A.B.SALKHANOVA, M.S.KAINARBAYEVA, A.T. SADYKOVA, B.A. RAZUYEVA, G.S. DAULETBAKOVA, O.M.SHIKHOVA, A.S.NURGAZIYEV, A.D.NURMAMBETOVA, A.E.MALIKOVA

Kazakh Academy of Nutrition LLP, S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan

COGNITIVE FUNCTIONS OF PREPUBESCENT BOYS WITH OBESITY AND NORMAL WEIGHT

Resume: A comparative analysis carried out of school performance, certain characteristics pertaining to memory, attention and intellect in prepubescent boys with obesity and normal weight. The mean indices of performance, intellect and memory are found to be nearly identical in obese and normal-weight children. Boys with obesity are found to have a lower level of attention concentration and a prevalence of verbal IQ over non-verbal in obese boys. Keywords: childhood obesity, cognitive functions, compensatory mechanisms

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.