Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика некоторых аспектов российского и зарубежного делопроизводства'

Сравнительная характеристика некоторых аспектов российского и зарубежного делопроизводства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3616
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скакунова Е.И., Платыч Л.О., Жереб Л.А.

Делопроизводство является овеществлением процесса управления. В зависимости от масштаба и характера деятельности организации, делопроизводство имеет свои специфические формы. Кроме того, технологии процессов делопроизводства имеют определенные особенности в различных странах. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к возрастающей роли унификации и стандартизации процессов делопроизводства, как в отдельных странах, так и в мировом масштабе. В этой связи большой интерес представляет сравнение опыта организации делопроизводства в России и «западных» стран (стран западной Европы, Англии, Америки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика некоторых аспектов российского и зарубежного делопроизводства»

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

ей того, что измерительное оборудование и процессы измерения соответствуют использованию по назначению. Как добиться того, чтобы эта система была эффективна? Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав данную статью.

Система управления измерениями это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов, необходимых для достижения метрологического подтверждения пригодности и постоянного управления процессами измерения. Регулирование рисков возникновения неправильных результатов показаний измерительного оборудования - вот цель системы управления измерениями. Для эффективной работы данной системы необходимо чтобы была четко определена ответственность руководства и грамотно использовались имеющиеся ресурсы. Организацией обязательно должна быть построена метрологическая служба. Причем руководство организации должно, во-первых: должно хотеть появления метрологической службы, во-вторых: оказывать содействие и обеспечивать доступность ресурсов для метрологической службы. Место, которое должна занимать метрологическая служба, зависит от масштабов организации. На крупных предприятиях метрологическая служба является отдельным подразделением. На предприятиях масштабом поменьше метрологическую службу лучше распределять по всей структуре организации. Руководство должно обеспечить четкое следование принципам ориентации на потребителя. А именно: требования потребителя к измерениям определены и преобразованы, система управления измерениями удовлетворяет требованиям потребителя и может быть продемонстрировано соответствие требованиям, которые определены заказчиком. После того, как руководство обеспечило ориентацию на потребителя, нужно четко определить цели, которые мы преследуем в области качества. Такие цели должны быть просты и понятны.

Основной целью предприятия, если оно заботится о качестве своей продукции и стремится получать максимальную прибыль, будет оптимальное сочетание оптимальное сочетание этих стремлений. Поэтому очень важно получать адекватную информацию об объектах своего производства. Чтобы это

обеспечить важно иметь нужные ресурсы и правильно их использовать.

Измерительное оборудование, которое участвует в системе управления, должно быть исправно. Для обеспечения его исправности необходимо установить периодичность его поверок. При обнаружении неисправности необходимо немедленно удалять его из процесса измерения. Важно использовать измерительное оборудование по назначению. Измерительное оборудования должно использоваться только в той среде, которую ему положено контролировать. Если говорить прямо, то не стоит пытаться измерить диаметр при помощи линейки. Должна соблюдаться технология калибровки и снятия показания с объекта.

Для того чтобы все эти действия выполнялись, необходим квалифицированный персонал. Компетентность может быть достигнута за счет обучения, подготовки и передачи накопленного опыта. Многие уделяют мало внимания обучению персонала. Как правило, обучение сводится к проведению инструктажа. Который проводится коллегами по работе и длится не более пяти минут. Как правило, рабочий успевает понять не все то, что нужно для успешной работы. Все остальное он начинает понимать в процессе работы или не понимать. В любом случае эффективность падает. Поэтому нужно более серьезно подходить к подготовке своих сотрудников. Проводить качественное обучения. Причем не стоит ограничиваться разовым курсом лекции. Людям всегда есть куда расти. Следует постоянно учить персонал. Проводить обязательные занятия с определенной периодичностью. После обучения персонала нужно четко определить его ответственность за результат его работы.

Соблюдая все эти простые указания, можно будет не переживать за эффективность системы управления измерениями.

© Подольный Ю. В., Жирнова Е. А., 2010

УДК 651

Е. И. Скакунова, Л. О. Платыч Научный руководитель - Л. А. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Делопроизводство является овеществлением процесса управления. В зависимости от масштаба и характера деятельности организации, делопроизводство имеет свои специфические формы. Кроме того, технологии процессов делопроизводства имеют определенные особенности в различных странах. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к возрастающей роли унификации и стандартизации процессов делопроизводства, как в отдельных странах, так и в мировом масштабе. В этой связи большой интерес представляет сравнение опыта организации делопроизводства в России и «западных» стран (стран западной Европы, Англии, Америки).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Система делопроизводства в каждой стране развивалась вместе с развитием самого государства, претерпевая множество изменений. Изменялись формы документов и методы их ведения, появлялись новые технические средства, с помощью которых осуществлялось делопроизводство, совершенствовалась его нормативно-правовая база.

Общепризнанно, что российские методы работы

Традиции современного российского делопроизводства - правила составления и оформления документов и основные формы работы с документами (их удостоверение, формирование в дела, архивное хранение, и т. д.) стали складываться в период приказного делопроизводства (XVI в.). Петровские административные реформы (XVIII в.) установили последовательное регулирование делопроизводства законодательством. В XIX в. с введением министерств вместо коллегий в системе российского делопроизводства установились два важных принципа - принцип единоначалия и принцип иерархии. Создание новых органов власти и управления в советскую эпоху потребовало новых правил документирования. Стали создаваться первые российские стандарты на документы, форматы бумаги, средства конторского труда и т. д. События 1930-х годов на долгое время затормозили развития вопросов управления, в том числе делопроизводства. В конце 1950-х годов государство снова занялось вопросами делопроизводства. Ключевыми моментами являются введение в 1972 г. первых стандартов и в 1988 г. Единой государственной системы документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). В настоящее время делопроизводство является общегосударственной системой, которая

с документами, базирующиеся на исторических формах и традициях, в целом, себя оправдали. Однако, использование зарубежного опыта, в том числе в делопроизводстве, всегда рассматривалось как составная часть совершенствования качества управления. В связи с этим, представляет интерес сравнение некоторых аспектов зарубежного «западного» и российского делопроизводства.

охватывает документирование и работу с документами во всех российских организациях.

Обзор литературных данных позволяет сравнить технологии российского и зарубежного делопроизводства, которые сложились к настоящему времени и представить их в виде краткой таблицы.

Как видно, различий немного, и они основаны на особенностях отечественного делопроизводства. Анализ приводит к выводу о необходимости изучения и применения положительного зарубежного опыта. Отметим, что существуют и определенные общие тенденции развития делопроизводства в разных странах. Например, в настоящее время большинство стран Европы, Великобритания, США, в том числе и Россия, прилагают усилия по реализации Национальных проектов «Электронное правительство».

Необходимо подчеркнуть, что во всем мире наблюдается уверенная тенденция совершенствования создания и оформления документов с целью экономии ресурсов, обеспечения сохранности документированной информации как объекта социального, экономического, политического, исторического, научного и культурного наследия.

© Скакунова Е. И., Платыч Л. О., Жереб Л. А., 2010

Сравнение основных аспектов Российского и зарубежного делопроизводства

Зарубежное делопроизводство Российское делопроизводство

Горизонтальный характер движения документов внутри организации: поступающие в учреждения документы сразу направляются исполнителям без доклада «наверх» Вертикальный характер движения документов внутри организации: руководитель - исполнитель - руководитель

Отсутствие органа, контролирующего исполнение документа Наличие органа, контролирующего исполнения документа

Процессы управления документами начинаются не с регистрации документов, а с экспертизы и определения сроков хранения документов Процессы управления документами начинаются с регистрации документов, а уже после определяются сроки хранения документов

Регистрация документов производится непосредственными исполнителями, некоторые виды документов не регистрируются. Регистрация всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах, куда заносятся все сведения о документах и их перемещениях, резолюции руководителей, данные по контролю, отметка об исполнении и т. д.

Отсутствие специализированных подразделений делопроизводства, что позволяет оптимизировать делопроизводственные процессы и разрабатывать новые технологии работы с документами Создание специализированных служб: управлений делами, обшдх отделов, канцелярий, секретариатов и т. д. Делопроизводство фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители работают непосредственно с документами, а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных форм

Компьютерные технологии ориентированы на максимально полное использование электронных документов. Любое делопроизводство основано на применении современных информационных технологий, повсеместное использование электронного делопроизводства. Вовлечение в процесс документооборота на основе компьютерных технологий руководящего звена предприятия Компьютерные технологии делопроизводства обеспечивают сопровождение бумажного документооборота и снижение трудоемкости операций по обработке документов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.