Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ / КАЧЕСТВЕННЫЕ / METHODS / QUANTITATIVE / QUALITATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Е., Щевьева В. А.

Статья посвящена методам оценки инновационного потенциала предприятия, проведено сравнение методов и выявлены достоинства и недостатки каждого из этих методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF METHODS FOR ASSESSING THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE

The Article is devoted to the methods of assessing the innovative potential of the enterprise, a comparison of methods and identified the advantages and disadvantages of each of these methods.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ»

UDK 330.341.1

Попова Е.

студент 1 курса магистратуры

Щевьева В. А. старший преподаватель Национальный Исследовательский Университет «МЭИ»

Россия, г. Москва СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: Статья посвящена методам оценки инновационного потенциала предприятия, проведено сравнение методов и выявлены достоинства и недостатки каждого из этих методов.

Ключевые слова: методы, количественные, качественные

Popova E.

Student 1 year of master's degree National Research University "Moscow power engineering Institute»

Russia, Moscow Shchevyeva V.A. senior lecturer

National Research University "Moscow power engineering Institute»

Russia, Moscow

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF METHODS FOR ASSESSING THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE

Abstract: the Article is devoted to the methods of assessing the innovative potential of the enterprise, a comparison of methods and identified the advantages and disadvantages of each of these methods.

Key words: methods, quantitative, qualitative

Мировая наука, в том числе отечественная, располагает обширным арсеналом оценочных процедур инновационного потенциала предприятия, которые используются в различных отраслях знаний, анализируют системы всех классов и служат многочисленным целям. Но, несмотря на такое разнообразие, существует определенный пробел, проявляющийся в отсутствии специальных методов оценки инновационного потенциала (ИП) предприятия. Является целесообразным проанализировать, имеющиеся наработки и использовать их элементы в соответствующем виде для целей оценки инновационного потенциала предприятия. Данная задача при всей своей сложности и трудоемкости является необходимым условием разработки достоверных методов оценки ИП предприятия. Для того, чтобы облегчить выбор методов в реальных условиях, необходимо разделить их на группы (классы) и разработать рекомендации по их использованию при отображении такой сложной системы, как инновационный потенциал. Для решения такой задачи используются классификаторы, которые позволяют

систематизировано описать любую предметную область.

Все методы, используемые при оценке инновационного потенциала предприятия, делятся на два больших класса: количественные и качественные.

Рассмотрим кратко сущность основных методов анализа сложных систем.

Методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов, включают в себя методы, использующие экспертные оценки при минимальном использовании математических приемов.

Рассмотрим основные методы, относящиеся к этой группе.

1. Мозговая атака.

Основная область применения мозгового штурма - это поиск решений в недостаточно исследованной области, выявление новых направлений решения проблемы.

Метод рекомендуется использовать также для поиска новых сфер применения уже существующего изделия, а также с целью выявления его недостатков. В целом же мозговой штурм может быть использован при решении самого широкого круга задач. Вся работа выполняется в три этапа:

• Подготовительный этап. На этом этапе проводится подготовка к мозговому штурму. Прежде всего, выбирают ведущего группы, который должен формулировать задачи и цели метода, подбирать участников для последующих этапов и решать все организационные вопросы.Участников обсуждения делят на две группы: «генераторов» и «аналитиков». В первую группу входят активные сотрудники с развитым креативным мышлением. Во вторую группу включают экспертов, хорошо разбирающихся в теме обсуждения. Они проводят оценку идей, выдвинутых первой группой. В некоторых случаях создается третья, дополнительная группа - «генераторы контридей». Перед тем как приступить к работе, рекомендуется провести небольшой «разогрев», предложив участникам группы решить какую-нибудь несложную задачу.

• Основной этап (генерирование идей). Основной этап работы длится приблизительно 15-20 минут. В это время происходит активный поиск идей. Полностью процесс мозговой атаки занимает 1,5-2 часа. Все идеи, выдвигаемые участниками группы, тщательно записываются. В процессе генерации руководитель группы всячески поддерживает участников, стараясь максимально активизировать их творческое мышление. Он может приводить примеры самых безумных идей, чтобы подтолкнуть к процессу остальных.

• Завершающий этап (подведение итогов). На этом этапе собранные предложения представляют группе «аналитиков» для анализа, систематизации и оценки их жизнеспособности. Проводится отбор наиболее интересных и конструктивных вариантов и составляется их перечень.

Оптимальное количество участников - 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления. Группы должны быть

смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой. Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.

Одно из наиболее важных преимуществ мозговой атаки заключается в том, что во время мозговой атаки поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными. Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею. Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Но так же у данного метода существуют и недостатки. В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают. При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности.[1]

2.Метод сценариев.

Метод сценариев - один из экспертных методов прогнозирования. Его суть состоит в моделировании в форме изложения в письменном виде пошаговой логической последовательности развития будущего состояния исследуемого объекта, основанном на вероятностных предположениях о возможных состояниях факторов, определяющих прогнозируемое состояние системы.

Прогноз может включать в себя различные варианты сценария. Считается, что нет необходимости рассматривать сценарии для всех возможных вариантов сочетаний факторов, а достаточно разработать три основных варианта сценария - один нормальный и два экстремальных:

• нормальный или наиболее вероятный - с наиболее вероятными значениями релевантных факторов в будущем;

• оптимистический - соответствует благоприятной ситуации (например, спрос возрастет, конкуренция снизится, цена на закупаемые комплектующие снизится);

• пессимистический - для наименее благоприятной ситуации, с наихудшими значениями и сочетаниями факторов.

Дополнительно к основным вариантам целесообразно разрабатывать сценарии на случай неожиданного изменения ситуации в части появления новых или существенного изменения существующих факторов.

Составление сценария состоит из нескольких этапов. Основными являются следующие этапы разработки сценария:

• конкретизация прогнозируемых состояний и показателей. Так, для характеристики развития могут использоваться различные показатели: риск, выручка, прибыль, рентабельность;

• конкретизация характеризующих ситуацию релевантных факторов и выявление ограничений на их изменение. Составляется список возможностей и угроз, а также силы и слабости;

• определение трех уровней каждого фактора, соответствующих нормальному, оптимистическому и пессимистическому сценариям развития. Для проведения более полного исследования анализируется несколько уровней по каждому фактору, в результате чего число рассматриваемых сценариев может быть увеличено;

• введение в анализ неожиданных, но чрезвычайно значимых событий, которые могут иметь как благоприятный, так и негативный характер;

• установление последовательности событий при переходе к будущему состоянию системы;

• разработка сценариев с оценкой для каждого из них значений прогнозируемого показателя и соответствующей вероятности;

• оценка рисков, для чего вычисляются оценки дисперсии и вариации показателя.

Метод сценариев наиболее широко используется для выявления и анализа развития военных и дипломатических кризисов. В последнее время получили известность попытки описать с его помощью развитие культурных, социальных, политических, экономических и научно-технических аспектов возможных вариантов будущего мировой системы.

К недостаткам этого метода можно отнести недостаточное внимание, уделяемое взаимозависимости и взаимодействию различных факторов, влияющих на развитие событий, динамике развития ситуации.[2]

Э.Метод экспертных оценок.

Методы экспертных оценок - это способ прогнозирования и оценки будущих результатов действий на основе прогнозов специалистов.

При применении метода экспертных оценок проводится опрос специальной группы экспертов (5-7 человек) с целью определения определенных переменных величин, необходимых для оценки исследуемого вопроса. В состав экспертов следует включать людей с разными типами мышления - образное и словесно-логическое, что способствует успешному решению проблемы.

Привлеченные эксперты могут высказать свое мнение о лучших способов мобилизации резервов, привлечения инвестиций, сроков достижения поставленных задач, критериев отбора оптимальных вариантов

решения и тому подобное.

Необходимым условием эффективного применения методов экспертной оценки есть достаточное знание эксперта по исследуемой проблеме, высокий уровень эрудиции, способность его давать четкие исчерпывающие ответы, к тому же экспромтом. Кроме того, эксперт не должен быть заинтересован в том или ином варианте решения поставленной перед ним проблемы. Эксперты подбираются по признаку их формального профессионального статуса -должности, ученой степени, стажа работы и др. Такой подбор способствует тому, что в число экспертов попадают высокопрофессиональные, с большим практическим опытом в данной области специалисты. Метод экспертных оценок - это фактически метод прогнозирования, основополагающим критерием которого является достижение согласия всех членов экспертной группы. Организационно это выглядит так. Эксперты, знакомые в взаимосвязанных сферах деятельности, подробно отвечают на вопросы анкеты, связанной с изучаемой проблемой. Каждый из них фиксирует свое мнение о проблеме, а затем сообщает об ответе своим коллегам. В случае расхождения его прогноза с мнением других, эксперт обязан объяснить причину такого несоответствия. Далее процедура повторяется до тех пор, пока мнения экспертов не совпадут. При этом нужно соблюдать анонимности, что помогает избежать возможности групповых размышлений над проблемной ситуацией. Качество и надежность экспертных оценок снижает неупорядоченный подбор экспертов.

4. Метод Дельфи.

Один из методов коллективной экспертной оценки, который предусматривает проведение экспертного опроса среди группы специалистов в несколько туров (чаще в 3-4 туры) для выбора лучшего из решений. Метод Дельфи, или как его еще называют дельфийский метод, метод дельфийского оракула, получил свое название из названия городка Дельфи в Древней Греции, в котором жили оракулы-провидцы при храме бога Аполлона. Слово главного оракула не подлежавшее сомнения и принималось за истину.

Целью применения метода Дельфи является совершенствование группового подхода к решению задачи разработки прогноза, оценки за счет взаимной критики взглядов отдельных специалистов, высказываемых без непосредственных контактов между ними и при сохранении анонимности мнений или аргументов в их защиту.

В одном из вариантов этого метода прямое обсуждение заменяется обменом информацией с использованием специально разработанных вопросников. Возможно также применение особых приемов опроса через ЭВМ.

Согласно методу Дельфи участников просят высказать свои мысли, обосновать их, а в каждом последующем туре опроса им выдается новая, уточненная, информация о высказанных мыслей, которую получают в результате расчета совпадения мнений по ранее выполненными этапами работы. Этот процесс продолжается до практически полного совпадения

мнений. После этого фиксируются мысли, которые не совпадают.

Этот метод успешно применяется в маркетинге. Его используют для того, чтобы сделать экспертное прогнозирование путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок.

Конференция идей подобная мозгового штурма, но отличается от него темпом проведения совещаний и разрешенной короткой доброжелательной критикой идей в форме реплик и комментариев. При этом стимулируется сочетание нескольких предложений, фантазирование, что способствует повышению качества идей.

Все выдвинутые идеи записываются в протоколе без указывание их авторов. В состав участников конференции идей включаются не только высококвалифицированные специалисты, но и новички, неспециалисты -незаангажированные и способны выдвигать свежие, новые, неординарные подходы.

Таким образом, методы экспертных оценок играют важную роль в экономических исследованиях, особенно в проведении стратегического и функционально-стоимостного анализа. Применение этих методов позволяет определить, например, объем и структуру потребления продуктов питания, товаров или услуг населением за значительным кругом показателей, тогда как применение других методов анализа затруднено из-за отсутствия необходимой информации.

В практических маркетинговых исследованиях метод экспертных оценок можно использовать для разработки средне- и долгосрочных прогнозов структуры спроса на товары широкого потребления; прогнозирования указанной структуры на следующий год; определение групп потенциальных потребителей; а также для оценки объема неудовлетворенного спроса по группам и видам товаров. [3]

5. Метод Дерево целей

Метод «дерево целей» ориентирован на получения полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей - достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т.д. Данный метод активно используется для прогнозирования направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, целей организации, а также профессиональных.

Цель высшего порядка (генеральная, главная цель) соответствует вершине дерева, в ветвях дерева располагаются локальные цели (задачи), которые обеспечивают достижение целей верхнего уровня. Основным

требованием к дереву целей является отсутствие циклов. Представление целей начинается с верхнего уровня, затем они конкретизируются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота - каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

Оценка относительной важности целей и значимости связей между ними производится с помощью экспертов, причем для последовательного определения значимости целей и задач на различных уровнях обычно используются оценочные матрицы.

Дерево целей является достаточно-таки распространенным термином среди менеджеров и владельцев своего бизнеса, поскольку оно является одним из наиболее высокоэффективных методов планирования, он является отражением всех общих принципов планирования.

Перейдем теперь к рассмотрению количественных методов оценки инновационного потенциала экономических систем. Наиболее распространенными и вместе с тем точными методами оценки потенциалов экономических систем выступают экономико-математические методы. Данные методы предполагают точную формализацию экономических явлений и процессов и являются основным инструментом анализа экономических систем, построения теоретических моделей экономических процессов, прогноза поведения субъектов экономики.[4]

Таблица 1. Сравнительная характеристика ряда методик оценки

инновационного потенциала

Автор методики Метод оценки (краткая характеристика) Результат оценки Достоинства Недостатки

Фатхутдинов Р.А., Горфинке ль В.Я., Бовин А.А., Чередникова Л. Е., Гунин ВН. Метод экспертных оценок (экспертные балльные оценки) Определяется готовность и способность предприятия к реализации конкретного инновационног о проекта Позволяет оценить состояние ресурсной базы для реализации нового проекта Не определяется интегральная оценка инновационно го потенциала

Определяются сильные и слабые стороны предприятия по элементам его внутренней среды Определяется интегральное значение уровня инновационно го потенциала Значительный уровень субъективност и; ограниченност ь используемых параметров оценки

Трифилова А.А. Метод финансово- экономического анализа (расчет показателей финансовой устойчивости) Определяется обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами для осуществления конкретных инноваций Высокий уровень объективности Не оцениваются все элементы инновационно го потенциала

Горбунов В.Л., Матвеев П.Г. Метод экспертных оценок, аналитический метод (преимуществен но экспертные балльные оценки, балльные коэффициенты) Определяется интегральный уровень инновационног о потенциала, показана взаимосвязь всех характеристик деятельности предприятия Всесторонняя оценка инновационно го потенциала; определяется интегральный уровень инновационно го потенциала и оценка по компонентам Анализируетс я слишком большой объем информации; многие показатели характеризуют общий потенциал предприятия, а не инновационны й

Шляхто И.В. Аналитический метод (расчет системы показателей) Определяется состояние каждой составляющей инновационног о потенциала путем вычисления ряда показателей, характеризующ их инновационный потенциал Высокий уровень объективности , всесторонняя оценка инновационно го потенциала Нет критериальны х значений показателей оценки

Подводя итог сказанному выше относительно количественных и качественных методов оценки, следует отметить, что в практической деятельности наиболее распространенными методами являются статистические методы и экспертные методы, что связано в большинстве случаев с небольшими объемами подготовительных и вспомогательных действий и достаточной простотой их исполнения.

Таким образом, в настоящее время существует большое разнообразие методик оценки инновационного потенциала. Все методики предполагают рассмотрение групп разнообразных факторов, оказывающих влияние на инновационный потенциал предприятия. Количество факторов, их состав, способы оценки (количественные, качественные), методы измерения (экспертные, статистические) существенно различаются и отражают позицию

определенной методики, ее автора и специфику применения.[5]

Использованные источники:

1. Мартиросян А. С., Баранников М. М. Выбор методики оценки инновационного потенциала предприятия как условие для эффективного управления инновациями // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 361-364.

2. Михайлушкин Павел Владимирович. Методы оценки инновационного потенциала предприятия : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 СПб., 2001 157 с. РГБ ОД, 61:01-8/2674-8

3. М. В. Райская.Теория инноваций и инновационных процессов, 2013 г.

4. Санжапов Б. Х., Копылов А. В., Копылов Д. А. Классификация методов оценки инновационного потенциала предприятия// Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Строит. информатика. 2013.

5. Под ред. А. В. Барышевой ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Учебное пособие. 3-е издание). 2014

УДК - 6

Прозорова В.С. Максимова В.Н. научный руководитель: Стяжкина С.Н., д.м.н.

профессор

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»

МЗ РФ, кафедра факультетской хирургии Удмуртская Республика, г. Ижевск ВТОРИЧНЫЙ ГИПЕРПАРАТИРЕОЗ (КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ)

Хроническая болезнь почек (ХБП) на сегодняшний день рассматривается как общемедицинская, а не только нефрологическая проблема. Заместительная почечная терапия гемодиализом и трансплантация почки считаются взаимно дополняющими методами лечения терминальной стадии ХБП. При ХБП уменьшение количества функционирующих нефронов вызывает каскад осложнений, включая дефицит витамина D, гиперфосфатемию, снижение абсорбции кальция из ЖКТ, увеличение синтеза паратиреоидного гормона (ПТГ), гипертрофию и гиперплазию клеток паращитовидной железы. Поскольку клинические проявления нарушений фосфорно-кальциевого обмена зависят от длительности анамнеза почечной недостаточности и в связи с трудностями лечения уже развившейся остеодистрофии, наиболее актуальной является профилактика нарушений при начальных поражениях функции почек.

Ключевые слова: Хроническая болезнь почек, гиперпаратиреоз, паратиреоидный гормон, гемодиализ, паращитовидные железы.

Prozorova V.S. Maksimova V.N. SECONDARY HYPERPARATIROSIS (CLINICAL CASE)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.