Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Физическая культура» (блок экономических дисциплин)'

Сравнительная характеристика государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Физическая культура» (блок экономических дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БЛОК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паульс Анна Алексеевна

В статье произведено сравнение блоков экономических дисциплин государственных образовательных стандартов по направлению «Физическая культура». В последнем образовательном стандарте отсутствует перечень обязательных теоретических дисциплин для блока экономических дисциплин. При выборе необходимых теоретических дисциплин необходимо опираться на профессиональные стандарты профессий, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Ведущим тезисом является положение бакалавр должен уметь. Выбор дисциплин, обеспечивающих исполнение профессионального стандарта, определяет университет. В блоке экономических дисциплин основной упор необходимо сделать на изучение тех курсов, которые необходимы на практических занятиях в решении задач, которые возникают в будущей профессиональной деятельности бакалавра физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паульс Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article has presented the comparison of the blocks of economic disciplines of the state educational standards covering the "Physical culture" direction. In the last educational standard there is no list of the obligatory theoretical disciplines for the block of the economic disciplines. In case of the choice of necessary theoretical disciplines it is necessary to rely on the professional standards of professions approved by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. The leading thesis is the provision the bachelor shall be able. The university determines the choice of the disciplines providing meeting the professional standards. In the block of economic disciplines the main emphasis needs to be put on studying of those courses that are necessary for the practical training in the solution of the tasks arising in the future professional activity of the bachelor in physical culture.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Физическая культура» (блок экономических дисциплин)»

В плавании практически одинаковые результаты были у мужчин 30-34 и 50-54 лет, чуть хуже у 30-35 летних, затем 18-29 и старше 55лет. Наиболее слабые результаты показали мужчины возрастной категории 40-44 года.

Анализируя показатели нормативных требований, следует отметить, что средние показатели в возрастной группе 18-29 лет соответствуют отдельным нормативам комплекса ГТО золотой значка в следующих видах (таблицы 1и 2): подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, метание гранаты. В возрастной группе 30-34 года: плавание, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, метание гранаты и наклон туловища. В возрастной группе 35-39 года: плавание, подтягивание на перекладине, метание гранаты. В тоже время не смогли выполнить нормативные требования по стрельбе мужчины ни в одной из возрастных групп, в сгибании и разгибании туловища: 40-44 и 50-54, в подтягивании на перекладине - 50-54, в беге на 2000м от 40 до 54 лет.

ВЫВОДЫ. Результаты исследования показали, что высокий уровень двигательной подготовленности наблюдается у мужчин в возрасте: 30-39 лет, но самый высокий уровень для своего возраста показали мужчины 55 лет и старше. Наиболее низкий уровень двигательной подготовленности у мужчин в возрасте 50-54 лет. Необходимо отметить, что стрельба по мишени оказалась наиболее сложным испытанием для мужчин для всех возрастных групп. По всей видимости, это можно объяснить отсутствием практических навыков в этом виде. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития выносливости у мужчин, за исключением возрастной категории 55 лет и старше. В тоже время большинство мужчин показали высокий уровень развития гибкости, силы и плавательной подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70675222/. - Дата обращения 01.10.2016.

REFERENCES

1. Resolution of the Government of the Russian Federation from 11.06.2014 N 540 " About the adoption of Provision on the All-Russian sports complex "Ready for labor and defense ", available at: http://base.garant.ru/70675222/

Контактная информация: galina [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.10.2016

УДК 378

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (БЛОК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

Анна Алексеевна Паульс, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье произведено сравнение блоков экономических дисциплин государственных образовательных стандартов по направлению «Физическая культура». В последнем образовательном стандарте отсутствует перечень обязательных теоретических дисциплин для блока экономических дисциплин. При выборе необходимых теоретических дисциплин необходимо опираться на профессиональные стандарты профессий, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Ведущим тезисом является положение - бакалавр должен уметь. Выбор дисциплин, обеспечивающих исполнение профессионального стандарта, определяет университет. В

блоке экономических дисциплин основной упор необходимо сделать на изучение тех курсов, которые необходимы на практических занятиях в решении задач, которые возникают в будущей профессиональной деятельности бакалавра физической культуры.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, блок экономических дисциплин.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR DIRECTION OF PREPARATION "PHYSICAL CULTURE" (THE BLOCK OF ECONOMIC DISCIPLINES)

Anna Alekseevna Pauls, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article has presented the comparison of the blocks of economic disciplines of the state educational standards covering the "Physical culture" direction. In the last educational standard there is no list of the obligatory theoretical disciplines for the block of the economic disciplines. In case of the choice of necessary theoretical disciplines it is necessary to rely on the professional standards of professions approved by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. The leading thesis is the provision - the bachelor shall be able. The university determines the choice of the disciplines providing meeting the professional standards. In the block of economic disciplines the main emphasis needs to be put on studying of those courses that are necessary for the practical training in the solution of the tasks arising in the future professional activity of the bachelor in physical culture.

Keywords: state educational standard, professional standard, block of economic disciplines.

Российская высшая школа за последние 20 лет уже пережила несколько федеральных образовательных стандартов и, как мы понимаем, это еще не конец.

Первый Закон об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании») провозгласил генеральную идею вхождения российского высшего образования в общеевропейскую систему образования (Болонский процесс). С этого момента началось последовательное уничтожение советской (русской) системы среднего и высшего образования. Введение ЕГЭ в средней школе, как мы по прошествии 20 лет можем с уверенностью утверждать, привело к деградации среднего образования. Можно констатировать, что эксперимент, поставленный малограмотными, но амбициозными «специалистами от образования» над всей обучающейся молодежью страны полностью провалился.

Принятый в конце 2012 года Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») упорядочил организацию образовательного процесса (Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов). Закончил, длившуюся более 20 лет, дискуссию на тему «компетентность» и «компетенция». (Ст.2.3 «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни)».

Эволюция федеральных образовательных стандартов достаточно глубоко проанализирована в [1-3]. В нашем исследовании мы рассмотрим, как изменялся блок экономических дисциплин с течением времени.

Из таблицы непосредственно следует, что блок экономических дисциплин ГСЭ.Ф.11. явно перегружен. (Всего 74 учебных курса, от «Основы экономической теории» до «Внешнеэкономическая деятельность»). Подавляющая часть знаний, умений и навыков и компетенций экономического блока, которыми должен овладеть бакалавр, закончивший физкультурный вуз не будет востребована в его будущей профессиональной деятельности.

Таблица 1 - Сравнение государственных образовательных стандартов по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура»_

№ п/п Критерий ГОС ВПО 2 поколения ФГОС ВПО 3 ФГОС ВО поколения 3+

1. Нормативный документ Приказ Минобрнауки РФ от 02.03.2000 г. №686 Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2010 г. №121 Приказ Минобрнауки РФ от 07.08.2014 г. №935

2. Код направления подготовки 521900 Физическая культура 034300 Физическая культура 49.03.01 Физическая культура

3. Задачи профессиональной деятельности Организационно-управленческая деятельность: - работать с финансово-хозяйственной документацией Организационно-управленческая деятельность: - работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта Организационно-управленческая деятельность: - работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта

4. Структура ООП Общие требования к ООП: - ЦИКЛ ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; - ЦИКЛ ОПД - Общепрофессиональные дисциплины направления Требования к структуре ООП: - Гуманитарный, социальный и экономический циклы; - Профессиональный цикл Требования к структуре программы: - Базовая часть; - Вариативная часть

5. Перечень дисциплин Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.Ф.11. Экономика. Всего 74 позиции*) ОПД.Ф.12. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений; управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта; цели и функции управления физической культурой и спортом; технология принятия управленческих решений и методы их реализации в различных физ-культурно-спортивных организациях; особенности менеджмента в государственных и коммерческих организациях, общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности; система подготовки специалистов физической культуры и спорта и управление персоналом в различных организациях физкультурно-спортивной направленности; участие национальных физ-культурно-спортивных организаций в международном спортивном движении. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства; экономика материально-технической базы и трудовых ресурсов сферы физической культуры и спорта; экономи- Структура ООП Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть: Дисциплина ЭКОНОМИКА В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен ЗНАТЬ: - основы экономической теории, экономические основы сферы физической культуры и спорта УМЕТЬ: - анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентации в основных текущих проблемах экономики Б.3. Профессиональный цикл Базовая часть: Дисциплина отсутствует ЗНАТЬ: - отсутствует УМЕТЬ: - разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, заказывать и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь Структура программы: БЛОК 1: Базовая часть Вариативная часть Перечень дисциплин отсутствует

№ п/п

Критерий

ГОС ВПО 2 поколения

ФГОС ВПО 3

ФГОС ВО поколения 3+

ческии анализ деятельности физкультурно-спортивных организации; основы и специфические особенности маркетинговой деятельности в сфере физическои культуры и спорта._

Требования к результатам освоения ООП

Требования к профессио-нальнои подготовленности выпускника.

Бакалавр физической культуры должен:

В области социологии, экономики, политологии и права:

знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей; разделять микро- и макроэкономические проблемы; перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования;

различать элементы экономического анализа и экономической политики; выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной системе смешанной экономике;

уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований; знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности

На основе компетенций. Требования к результатам освоения ООП: Общекультурные компетенции:

- ОК 11. Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Профессиональные компетенции:

- ПК 20. Способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования;

- ПК 23. Умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией

На основе компетенций. Требования к результатам освоения программы:

Общекультурные компетенции:

- ОК 3. Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

Общепрофессиональные компетенции:

- ОПК 9. Способность осуществлять планирование и методическое обеспечение деятельности физкультурно-спортивных организаций, проводить учет и отчетность, руководить работой малых коллективов

Профессиональные компетенции:

- ПК 23. Способность составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией;

- ПК 26. Способность планировать оснащение физкультурно-спортивной организации соответствующим оборудованием, экипировкой и инвентарем;

- ПК 27. Способность осуществлять маркетинговую деятельность по продвижению физкуль-турно-спортивных услуг и товаров

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конку-

№ п/п Критерий ГОС ВПО 2 поколения ФГОС ВПО 3 ФГОС ВО поколения 3+

рентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизация политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики_

В принятом в 2010 году ВГОС ВПО, за 2 года до принятия ФЗ-273, началось понимание того, что нужно требовать от бакалавра. В российской, а затем в советской системе образования подготовку специалистов среднего звена, обеспечивали училища и колледжи (Россия), в СССР - техникумы. Срок обучения 4 года, причем последние два года были посвящены практической подготовке в организациях и на предприятиях. Поэтому, в первую очередь забили тревогу, именно технические вузы. В начале 21-го века началось восстановление промышленности, на производстве образовался дефицит кадров среднего звена (бригадиры, мастера), в меньшей степени это коснулось гуманитарных дисциплин.

Бакалавры не могли ликвидировать образовавшийся дефицит кадров, ФГОС ВПО 2-го поколения был ориентирован на овладение определенными компетенциями - имели представления, в лучшем случае знали, но не умели. Поэтому во многих технических вузах продолжали готовить специалистов.

ФГОС ВО 3+ призван как-то сгладить все негативные явления в подготовке бакалавров. При выборе необходимых теоретических дисциплин необходимо опираться на профессиональные стандарты профессий, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Ведущим тезисом является положение - бакалавр должен уметь. Выбор дисциплин, обеспечивающих исполнение профессионального стандарта, обеспечивает университет. Поэтому в блоке экономических дисциплин основной упор необходимо сделать на практические занятия и решение задач, которые возникают в будущей профессиональной деятельности бакалавра физической культуры. Преподаватель только те экономические дисциплины, знание материала которых поможет в будущей профессиональной деятельности бакалавра.

В настоящее время все работодатели при приеме сотрудников на работу обязаны руководствоваться профессиональными стандартами, в нашем случае Профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №193н, Профессиональным стандартом «Инструктор-методист», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. №630н и Профессиональным стандартом «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «28» октября 2015 г. №798н. В каждом из этих стандартов при описании трудовых функций указывается на необходимость обладания разным уровнем экономических и организационно-управленческих знаний (таблица 2).

Из таблицы 2 следует, что в каждом из этих профессиональных стандартов при описании трудовых функций, а также умений и знаний по определенным профессиям,

указывается на необходимость обладания разным уровнем экономических и организационно-управленческих знаний, а, следовательно, необходимо ориентироваться на требования профессиональных стандартов при формировании учебных планов.

Таблица 2 - Дисциплины, обеспечивающие необходимые знания (экономика) бакалавру по направлению физическая культура_

Наименование должности Необходимые знания, по проф. стандарту Дисциплины

Профессиональный стандарт «Тренер» Тренер-преподаватель; Старший тренер-преподаватель; Тренер; Старший тренер - Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации; - Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией - Основы экономики, организации труда и управления; - Основы трудового и налогового законодательства - Делопроизводство; - Микроэкономика; - Экономика труда; - Теория бухгалтерского учета; - Основы налогообложения

Профессиональный стандарт «Инструктор-методист» Инструктор по спорту; Инструктор по физической культуре; Инструктор-методист; Старший инструктор-методист - Основы организации деятельности спортивных секций, кружков; - Методы сбора и первичной обработки информации; - Передовой опыт организации физкультурно-спортивного праздника, соревнования, дня здоровья и других мероприятий оздоровительного характера; - Порядок проведения инвентаризации; - Проведение мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы физкультурно-спортивной организации для занятий физической культурой и спортом; - Методики оценки результативности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; - Основы менеджмента, управления персоналом - Теория бухгалтерского учета; - Текущее и оперативное планирование; - Основы управления; - Основы первичного учета; - Теория экономического анализа.

Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения), осуществляющей деятельность в области ФКиС» Директор по спортивной работе - Основы экономики, организации труда и управления; - Порядок составления установленной отчетности; - Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией - Руководство приносящей доход деятельностью при осуществлении комплексной деятельности в области физической культуры и спорта; - Управление материальными ресурсами и инфраструктурой спортивной подготовки. - Теория бухгалтерского учета; - Менеджмент; - Спортивный менеджмент; - Теория экономического анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щенникова, М.Ю. Эволюция структуры и содержания профессионального блока образовательных программ в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 198-203.

2. Щенникова, М.Ю. Логика трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 291-297.

3. Щенникова, М.Ю. Образовательная среда высшего образования в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, С.П. Евсеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 254-266.

REFERENCES

1. ShChennikova, M.Yu. and Kostjuchenko V.F. (2015), "Evolution of structure and content of the professional block of educational programs in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 198-203.

2. ShChennikova, M.Yu. and Kostjuchenko, V.F. (2016), "Logic of transformation of blocks of subjects of the socio-humanitarian and professional orientation in the educational programs in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 291-

297.

3. ShChennikova, M.Yu. and Evseev, S.P. (2016), "Educational environment of higher education in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 254-266.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2016

УДК 796.42

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОДЕЛИ АНТИДОПИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Николай Юрьевич Петров, аспирант, Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград

Аннотация

Статья посвящена проблеме применения допинга в современной легкой атлетике. В статье представлены объективные статистические данные, позволяющие оценить актуальность и масштабы проблемы применения запрещенных препаратов в практике подготовки легкоатлетов. В ходе исследования проведена оценка информированности юных спортсменов относительно современных антидопинговых требований. В работе представлена авторская модель антидопингового сопровождения спортивной деятельности легкоатлетов с описанием её основных компонентов. В качестве основных компонентов модели выделены: контрольный; образовательный; научно-исследовательский; нормативно-правовой; информационный. По мнению авторов, внедрение данной модели антидопингового сопровождения спортивной деятельности и разработанных на ее основе практических рекомендаций позволит преодолеть кризисную ситуацию в отечественной легкой атлетике и минимизировать возможность применения запрещенных технологий в спортивной деятельности.

Ключевые слова: допинг, модель антидопингового сопровождения, легкая атлетика.

DESIGN OF THE MAIN COMPONENTS OF MODEL FOR ANTI-DOPING SUPERVISION OF ATHLETES' PREPARATION

Nikolay Yuryevich Petrov, the post-graduate student, Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd

Annotation

The article deals with the doping problem in the modern athletics. The objective statistical data allowing estimating the relevance and scales of the problem of doping application in the training process of the athletes have been given in the article. The evaluation upon the athletes' awareness towards the antidoping modern requirements is carried out. The article presents the author's model for the anti-doping support of the sport activities of the athletes with description of its main components. The implementation of this anti-doping model in relation to the sport activities and the proposed recommendations introduced into practice will be helpful in overcoming the crisis situation in the domestic athletics and minimizing the application of the forbidden technologies in the sports activities.

Keywords: doping, anti-doping model, athletics.

ВВЕДЕНИЕ

В ноябре 2015 года легкоатлеты национальной сборной были временно отстранены от соревнований, проходящих под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Членство Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) в IAAF было приостановлено на неопределенный период. Данный факт сделал невозможным проведение международных турниров на территории нашей страны и участие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.