Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В РФ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЁРСТВО / КОНЦЕССИЯ / АРЕНДА / СОГЛАШЕНИЕ / СВЯЗИ / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаев Д.М.

В данной статье дана сравнительная характеристика действующих форм государственно-частного партнёрства, применяемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Составлена сравнительная таблица, обуславливающая характерные черты аренды и концессионного соглашения при их использовании в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS USED IN THE AGRICULTURAL INDUSTRY IN RUSSIA

This article provides a comparative analysis of existing forms of public-private partnership be applied in accordance with the current legislation of the Russian Federation. A comparative table is compiled that determines the characteristics of lease and concession agreements when they are used in agriculture.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В РФ»

УДК 332.1

Мамаев Д.М. студент

научный руководитель: Кобилева Л.В., кандидат экономических наук

доцент

Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В РФ

Аннотация: в данной статье дана сравнительная характеристика действующих форм государственно-частного партнёрства, применяемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Составлена сравнительная таблица, обуславливающая характерные черты аренды и концессионного соглашения при их использовании в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: партнёрство, концессия, аренда, соглашение, связи, государство, бизнес.

Mamaev D.M. student

Scientific director: Kobileva L. V., Candidate of Economic Sciences

Associate Professor Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS USED IN THE AGRICULTURAL INDUSTRY IN

RUSSIA

Abstract: this article provides a comparative analysis of existing forms of public-private partnership be applied in accordance with the current legislation of the Russian Federation. A comparative table is compiled that determines the characteristics of lease and concession agreements when they are used in agriculture.

Keywords: partnership, concession, lease, agreement, communications, government, business.

При помощи государственно-частного партнёрства можно обеспечивать развитие действующей и новой общественной инфраструктуры. Эта деятельность базируется на длительном контакте и

взаимодействие бизнеса и государства. В этом случае бизнес принимает участие не только в образовании любого инфраструктурного объекта, но и в последующем его эксплуатирует, а также в техническом плане обслуживает для того, чтобы повышать интерес публичной стороны.

Стоит отметить, что в течении длительного периода времени не всегда государство сможет заниматься реализацией крупнейших проектов по развитию инфраструктурного комплекса. В этом случае для решения представленной проблемы необходимо использовать такую форму государственно-частного партнёрства как концессионное соглашение. Связано это с тем, что улучшение и развитие производственной инфраструктуры может быть только при помощи привлечения внутреннего

или международного капитала, создаваемого на основании государственно -

22

частного партнёрства.22

Особенностью концессионного соглашения будет то, что государственные органы власти в ходе построения партнёрских связей и отношений являются полноценным собственниками имущественного комплекса, так как именно он составляет прямой предмет концессионных связей и соглашений. На базе этих процессов частный партнёр должен заниматься выполнением всех функций, отмеченных в соглашении. Таким образом, использование данных функций и правомочий позволит на практике обеспечивать работу объекта концессии и повышает тем самым эффективность.

Определяя все основные моменты концессионного соглашения, нужно выделить его следующие преимущества:

1. С помощью концессии можно заниматься привлечением частного капитала, в числе которого может быть и иностранный. Денежные средства могут быть привлечены в те проекты, которые являются окупаемыми в длительной перспективе, или же недостаточно рентабельными. Потери стратегического контроля практически нет.

2. Благодаря концессионным соглашениям можно уменьшить объем финансовой нагрузки с государственных органов власти, так как сам концессионер будет брать ключевые обязательства по реализации затрат в рамках финансирования текущего проекта.

3. В системе концессионных соглашений имеются жёсткие, длительные и строго закреплённые с юридической точки зрения контакты и отношения, созданные между концессионером и государственными органами власти.

4. При помощи концессии можно создавать длительные механизмы по финансированию крупнейших инвестиционных мероприятий. В этом случае использование концессионных соглашений позволит каждому региону Российской Федерации активно внедряться в единое

22 Кохановская И. И. Теоретические основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации. - 2019. - 134с.

экономическое пространство, снижая уровень безработицы и увеличивая приток населения. В Российской Федерации система концессионных соглашений регламентируются соответствующим Федеральным Законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Следующий распространённой формой государственно-частного партнёрства является контракт. По сути, контракт представлен как административный договор, который можно заключить между частным предпринимателем и государством для реализации конкретных и общественно значимых видов деятельности. Если рассматривать этот механизм партнёрства, то в нём можно выделять разнообразные элементы по разграничению всех прав собственности. По итогу стороны имеют возможность и желание инвестировать в различные активы, так как у них присутствует наибольший объём ценностей в ходе использования на практике таких видов и форм сделок. Эти контакты в итоге являются эффективным способом поддержания стабильных связей и отношений

23

между партнёрами.23

Ещё одной формой развития государственно-частного партнёрства в Российской Федерации является соглашение о разделе продукции. Им выступает договор, который может быть заключён между инвестором и государственными органами власти. В ходе использования этого договора проводятся раздел готовой продукции. Эта форма партнёрства в Российской Федерации регламентируется в соответствии с Федеральным Законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Данный акт указывает на возможность заниматься разработкой недр, которые находятся под контролем государства, но для их полноценной реализации необходимо привлекать частные инвестиционные вложения. Таким образом, государство будет являться прямым собственником различных недр и имеет право приобретать некоторый объём прибыли, а также готовой продукции.

По мнению многих экспертов лизинг также является одной из ключевых форм реализации государственно -частного партнёрства. Согласно действующему законодательству российской федерации, и, в частности, Гражданскому кодексу, а также Федеральному закону от 29 октября 1998 года номер 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» данный институт выступает в качестве инвестиционной деятельности по покупке имущества и последующей его передаче на базе договора лизинга физическим или юридическим лицам за конкретную плату и на определённый установленный для этого срок с учётом заданных условий, выделенных в составе договора с последующим правом выкупа имущества получателем лизинговых услуг.

23 Львова А. А., Соколицына Н. А. Сущность государственно-частного партнёрства как механизма реализации интересов государства и бизнеса //Проблемы науки. - 2018. - №. 4 (28). -С.1-4.

Очень похожей на концессионное соглашение формой государственно-частного партнёрства является аренда. При использовании аренды государство может передавать предпринимателям некоторые объём собственного имущества на основании временного использования и с учётом определённой платы. Однако, в сравнении с концессионным соглашением само правомочие по владению и пользованию имущественным комплексом не будет передано частному партнёру. Более того, отличительной особенностью аренды от концессии будет то, что в оговорённых для этого случаях арендная связи и отношения в итоге приводят к выкупу этого имущества. Основываясь на этих позициях, нами была сформирована сравнительная таблица, отражающая отличительные особенности аренды и концессии:

Таблица 1 - Отличительные особенности института аренды и

24

концессионного соглашения24

Арендные отношения Концессионное соглашение

Цель организации

Получение платежей от аренды Множество сопутствующих целей, в частности, без получения платежей

Предмет договора

Имущественный комплекс Имущественный комплекс, различные формы и виды деятельности, общественные товары и услуги

Объекты, на которые распространяются контроль и надзор

Арендные платежи должны быть уплачены точно в срок. Проводится контроль за положением имущественного комплекса Обязательное исполнение на практике всех финансовых обязательств, проведение технического контроля

Контроль за ценообразованием

Не имеется Контроль есть

Участник, который берёт на себя все риски

Арендатор Риски будут распределены между различными участниками соглашения

В научном сообществе и на практике до сих пор не имеется общего ответа на вопрос о том, что можно использовать в приоритетном порядке: аренду или концессионное соглашение. Если обеспечивать качественную подготовку всего контракта в ходе использования концессионного соглашения, можно ликвидировать огромное количество рисков по сравнению с арендой. Более того, конструктивная особенность концессии позволяет реализовывать этот договор в более устойчивых и стабильных экономических условиях, минимизируя тем самым основные риски. Но, имеются дополнительные сложности, связанные с длительным периодом времени для подготовки тендера. Стоит признать, что не все договоры по

24 Составлено автором

аренде публичного имущественного комплекса можно характеризовать как форму государственно-частного партнёрства.25

В Российской Федерации достаточно распространённой формой государственно-частного партнёрства, в рамках которой предприниматели принимают активное участие в организации капиталовложений в государственную компанию, являются смешанные организации. Например, одним из видов такого сотрудничества будут акционерные общества. Многие акционерные общества, где участвует государство в системе капиталовложений, широко распространены по территории Российской Федерации. Таковыми являются «Газпром», «Роснефть», «Сбербанк России».

Разнообразные риски каждого участника, играющего свою роль в частном секторе в процессе принятия решений будет зависеть от того, какова его доля в системе акционерного капитала. Интересной особенностью этой формы государственно-частного партнёрства выступает постоянное участие органов власти в организации финансовой, инвестиционной и производственной деятельности. Уровень самостоятельности бизнеса в процессе принятия всех управленческих решений существенно ограничен по сравнению с концессионными соглашениями. [5]

Резюмируя и подводя итог данного раздела необходимо отметить, что несмотря на присутствующие проблем и сложностей, связанных с практическим использованием механизмов государственно-частного партнёрства, актуальность применения такого института в ходе реализации большинства национальных мероприятий и программ позволит внедрять инновационную экономику в различных секторах, в числе которых особенное внимание необходимо уделять сельскохозяйственной отрасли. В этом случае если развивать связи между государством и бизнесом в инновационном плане, то экономическая политика будет повышать свою эффективность, а инновационная активность расширится, поскольку будут созданы объекты социальной и экономической инфраструктуры. В итоге значимость и роль института государственно-частного партнёрства и его действующих форм с позиции антикризисного механизма будет увеличена. Но, в этом случае государству нужно формировать не только механизмы по финансированию проектов, но и стимулировать инвесторов вкладывать денежные средства в предпринимательские инициативы и объекты производственного назначения.

Использованные источники: 1. Кохановская И. И. Теоретические основы государственно -частного партнерства в Российской Федерации. - 2019. - 134с.

25 Тонян М. Н., Климовских Н. В. Формы реализации государственно-частного партнерства //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №. 4-3. - С.1-4.

2. Львова А. А., Соколицына Н. А. Сущность государственно-частного партнёрства как механизма реализации интересов государства и бизнеса //Проблемы науки. - 2018. - №. 4 (28). -С.1-4.

3. Попов Е. А., Абрамян С. К., Агафонов А. В. Государственно -частное партнерство как объект правового регулирования //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - №. 1. - С.1-4.

4. Тонян М. Н., Климовских Н. В. Формы реализации государственно -частного партнерства //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №. 4-3. - С.1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.