Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика физического развития детей'

Сравнительная характеристика физического развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
623
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ / HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Алена Анатольевна, Ченцова Светлана Николаевна, Сердюков Василий Гаврилович

Физическое развитие является одним из объективных и обобщающих параметров здоровья детей. Проведение периодических массовых исследований физического развития детского контингента в рамках мониторинга и отражение их результатов в официальных статистических документах дает возможность на региональном и федеральном уровнях выявлять общие тенденции ростовых процессов, региональные особенности физического развития детей и подростков, сформировавшиеся в условиях какого-либо конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания, прогнозировать состояние физического здоровья и разрабатывать дифференцированные неотложные и долгосрочные корректирующие мероприятия на разных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонова Алена Анатольевна, Ченцова Светлана Николаевна, Сердюков Василий Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

The physical development is one of the objective and generalized parameters of children's health. Periodic studies of mass physical development of children in the monitoring and reflection of the results in the official statistical documents gives us the opportunity to identify common trends in growth processes at the regional and federal levels, regional characteristics of the physical development of children and adolescents, which formed in-or a particular lifestyle and appropriate environment, to predict physical health and to develop differentiated immediate and long-term corrective actions at different levels.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика физического развития детей»

8. Шевкуненко, В. Н. Типовая анатомия человека / В. Н. Шевкуненко, А. М. Геселевич. -Л. : Биомедгиз, 1935. - 232 с.

9. Tsurusaki, K. Differential effects of menopause and metabolic disease on trabecular and cortical bone assessed by peripheral quantitative computed tomography (pQCT) / K. Tsurusaki, M. Ito, K. Hayashi // Br. J. Radiol. - 2000. - Vol. 73, № 865. - P. 14-22.

Анисимова Елена Анатольевна, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры анатомии человека, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: (8452) 66-97-65, e-mail: eaan@mail.ru.

Попрыга Дмитрий Викторович, аспирант кафедры анатомии человека, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: (8452) 66-97-65, e-mail: meduniv@sgmu.ru.

Анисимов Дмитрий Игоревич, аспирант кафедры анатомии человека, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: 8-917-326-34-87, e-mail: meduniv@sgmu.ru.

Попов Андрей Николаевич, аспирант кафедры анатомии человека, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: (8452) 66-97-65, e-mail: meduniv@sgmu.ru.

Юсупов Канат Сисенгалиевич соискатель кафедры анатомии человека, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: (8452) 66-97-65, e-mail: meduniv@sgmu.ru.

Чупахин Николай Владимирович соискатель кафедры анатомии человека, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: (8452) 66-97-65, e-mail: meduniv@sgmu.ru.

УДК 616-053.2:612.66

© А.А. Антонова, С.Н. Ченцова, В.Г. Сердюков, 2012

А.А. Антонова, С.Н. Ченцова, В.Г. Сердюков СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России

Физическое развитие является одним из объективных и обобщающих параметров здоровья детей. Проведение периодических массовых исследований физического развития детского контингента в рамках мониторинга и отражение их результатов в официальных статистических документах дает возможность на региональном и федеральном уровнях выявлять общие тенденции ростовых процессов, региональные особенности физического развития детей и подростков, сформировавшиеся в условиях какого-либо конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания, прогнозировать состояние физического здоровья и разрабатывать дифференцированные неотложные и долгосрочные корректирующие мероприятия на разных уровнях.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, дети.

A.A. Antonova, S.N. Chentsova, V.G. Serdyukov

THE COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT

OF CHILDREN

The physical development is one of the objective and generalized parameters of children's health. Periodic studies of mass physical development of children in the monitoring and reflection of the results in the official statistical documents gives us the opportunity to identify common trends in growth processes at the regional and federal levels, regional characteristics of the physical development of children and adolescents, which formed in-or a particular lifestyle and appropriate environment, to predict physical health and to develop differentiated immediate and long-term corrective actions at different levels.

Key words: health, physical development, children.

Физическое развитие (ФР) является одним из объективных и обобщающих параметров здоровья 26

детей. Адекватно осуществляемое динамическое наблюдение за развитием растущего человека не только является необходимым для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и весьма универсальным диагностическим «ключом» для определения риска развития заболеваний и своевременного решения вопроса о показаниях к углубленному обследованию [4].

Известно, что ФР детей - индикатор социально-экономического благополучия общества, а также санитарного и экологического состояния территории. Именно развитие в период роста определяет основные черты здоровья того или иного поколения в старших возрастах, включая потенциальное долголетия и передачу соответствующих качеств будущим поколениям [5, 17].

Рост и развитие детей принадлежат к числу важнейших интегральных показателей здоровья, отражающих состояние питания, а также влияние ряда других факторов, в том числе социально-экономических. Вместе с тем, физическое развитие детей, под которым понимают комплекс физиологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, - достаточно чувствительный показатель состояния окружающей среды, так как организм ребенка характеризуется значительной пластичностью и очень сильно подвержен влиянию внешних факторов [1, 3, 8, 11, 14].

На протяжении последних десятилетий педиатры, гигиенисты, физиологи, психологи и педагоги обеспокоены значительным ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, в том числе серьезными изменениями ФР. Повсеместно отмечается увеличение частоты дефицита массы тела, низкорослости, снижение физиометрических и функциональных показателей у детей. Ретардация ФР согласуется с неблагоприятными изменениями психического здоровья детей, торможением в умственном развитии, а также влечет за собой нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ущербность сосудистой системы [2, 3, 5, 13, 17].

В настоящее время подчеркивается важность мониторинга ФР детского населения, который позволяет своевременно выделять группы риска по развитию нарушений здоровья, а следовательно, разрабатывать меры профилактики [4]. Кроме того, исследования ФР больших контингентов детей, проживающих на определенной территории, позволяют изучить региональные особенности формирования здоровья. Однородные группы детского населения являются репрезентативным материалом и могут использоваться для разработки стандартов ФР [16].

Сотрудники кафедр общей гигиены, медицины труда и гигиены детей и подростков, педиатрии № 2 Владивостокского государственного медицинского университета начиная с 1966 г. изучают ФР детского населения г. Владивосток генерализирующим методом. Абсолютная средняя величина длины тела у 7-летних мальчиков меньше, чем у их ровесников в 1966 и 1975 гг. (р < 0,001). У мальчиков 8 лет и девочек 9 лет показатели роста практически не изменились, а 8-летние девочки и 9-летние мальчики стали выше, чем их сверстники в 60-е гг. ХХ в. У мальчиков 7, 8 и 9 лет, а также у 7-летних девочек выявлено снижение массы тела. «Сохранили» свою массу только девочки 9 лет.

Сравнивая стандарты ФР подростков 10-18 лет, разработанные в 60-70-е гг. прошлого века, и материалы, полученные в ходе последних исследований, можно утверждать, что современные юноши 11, 15-18 лет и девушки 10, 14-18 лет имеют длину тела больше. У мальчиков 10-11 и 13-14 лет отмечено снижение абсолютных средних значений массы тела, а у юношей 15-18 лет установлено статистически значимое увеличение этого показателя. У девушек масса тела уменьшилась в возрастных группах 10-14 лет. 15-летние девушки имели показатели, сопоставимые со стандартами 70-х гг., а 17-18-летние достоверно прибавили в массе тела [9].

Изучено физическое развитие у 1 859 российских школьников и 124 иранских школьников в возрасте от 7 до 18 лет, обучающихся в Москве. Физическое развитие иранских школьников 7-10 лет, обучающихся в Москве, практически не отличается от физического развития российских школьников этого возраста ни по одному из изученных показателей. Так, средние значения массы тела составили 28,529,8 кг, длина тела составила 128,9-132,2 см. В то же время при сравнительной оценке физического развития детей 11-13 лет была отмечена выраженная тенденция к увеличению массы тела. Полученные данные свидетельствуют о том, что иранские школьники этого возраста имеют среднюю массу тела 48,0 кг против 41,9 кг у российских школьников.

В еще большей степени различия в физическом развитии иранских и российских школьников имели место у подростков 14-18 лет. В этой возрастной группе масса тела иранских детей значительно превышала массу тела российских школьников: 55,6 кг против 43,8 кг, соответственно.

Подавляющее большинство обследованных иранских (83,6 %) и российских (91 %) школьников имеют нормальную массу тела по возрасту. Избыточную массу тела по возрасту имеют 14 % обсле-

дованных иранских учащихся и 3 % российских. Наряду с этим дефицит массы тела имеют 2,5 % обследованных иранских учащихся и 6 % российских школьников.

Подавляющее большинство иранских (96 %) и российских (87 %) школьников имеет нормальную длину тела по возрасту. При этом низкорослых и высокорослых детей (для своего возраста) среди обследованных иранских учащихся зарегистрировано 1,6 и 2,5 %, соответственно. Среди российских детей низкорослых и высокорослых зарегистрировано 8 и 5 %, соответственно. Таким образом, для иранских школьников характерно большее число детей с избыточной массой тела и меньшее число детей с дефицитом массы, чем для российских детей [7].

Изучение физического развития у 1 616 учащихся 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет г. Уфы. Антропометрические показатели современных младших школьников были сопоставлены с показателями, полученными в г. Уфе в 1946, 1972 и 1998 гг.

Установлено, что процессы акселерации среди младших школьников продолжались вплоть до конца предыдущего столетия, причем максимальное изменение антропометрических показателей наблюдалось с 1947 по 1972 гг. При сравнении данных современных детей с показателями физического развития детей младшего школьного возраста в 1998 г. выявлена тенденция к уменьшению длины тела. Длина тела современных младших школьников уменьшились во всех возрастно-половых группах: статистически различия в росте составили 2,63-5,74 см у мальчиков различных возрастных групп и 3,11-5,63 см у девочек (р < 0,001). Зафиксировано снижение массы тела на 0,28-3,25 кг у мальчиков и на 0,46-3,08 кг - у девочек [12].

Комплексное антропологическое обследование школьников проведено на базе Элистинской многопрофильной гимназии им. Т. Хлебникова и школы № 23 г. Элисты у 875 человек в возрасте 1316 лет. Русские мальчики незначительно выше своих калмыцких сверстников (р > 0,05). Средние значения массы тела превышают у мальчиков русской национальности в 13 и 15 лет (на 8,0 и 4,0 %), у калмыков - в 14 и 16 лет (на 2,0 и 4,0 %) (р > 0,05).

Сравнительный анализ значений роста и массы тела 15-16-летних мальчиков калмыцкой национальности показал, что они сходны со средними параметрами бурятов и тувинцев, проживающих в городе, и превышают таковые у современных монголов, что можно объяснить различиями в клима-то-географических условиях проживания. Русские мальчики близки по росту и массе тела с русскими Тувы и Забайкалья.

У девочек различия, связанные с этнической принадлежностью, менее заметны. Русские девочки выше калмычек в 16 лет (р > 0,05) [6].

Проведено обследование 5 097 сельских школьников Ставропольского края в возрасте 7-17 лет. Современные сельские школьники выше своих сверстников 60-х гг. Разница в росте составила 2,39,7 см у мальчиков и 1,3-6,9 см - у девочек. Мальчики тяжелее своих ровесников 1964 года независимо от возраста, разница составила 0,4-5,4 кг. У современных девочек масса тела больше, чем у школьниц 1964 года до 14 лет. В 15-17 лет девочки весили меньше своих сверстниц 60-х гг. [15].

Изучение возрастно-половых закономерностей морфофункционального развития школьников и разработка средних статистических параметров показателей физического развития на основании результатов углубленного медицинского осмотра 5 014 школьников 7-17 лет 8-ми районов Нижнего Новгорода в 2001-2002 гг. Абсолютные значения средних величин морфологических и функциональных показателей увеличиваются с возрастом. Так, средние показатели длины тела (ДТ) у мальчиков и девочек 7 лет составили 123,3 ± 0,48 и 123,3 ± 0,43 см, а в 17 лет: 175,7 ± 0,64 и 165,4 ± 0,41 см, соответственно. По массе тела (МТ) среднестатистические величины для 7- и 17-летних мальчиков увеличились с 23,7 ± 0,57 до 63,3 ± 0,91кг, для девочек: с 23,5 ± 0,52 до 55,4 ± 0,53 кг, соответственно [10].

Для оценки уровня физического развития принято сравнивать соответствующие показатели состояния организма со стандартными, разработанные для того же возраста и пола и региона проживания, так как вариабельность средневозрастных параметров физического состояния детей, наблюдаемая в масштабах территории России, достаточна выражена. Поэтому в каждом регионе необходима разработка своих нормативов, которые в связи с изменением социальных условий жизни следует обновлять каждые 5 лет. Значительное разнообразие этнического состава населения России, отличающегося своеобразными условиями быта, в связи с влияниями последнего на здоровье и физическое развитие, требует регулярного контроля за развитием детей каждого конкретного региона.

Список литературы

1. Абросимова, Л. П. Физическое развитие детей Кировской области / Л. П. Абросимова, Е. В. Кабирова, Т. А. Симакова // Гигиена и санитария. - 1998. - № 2. - С. 30-32.

2. Антропова, М. В. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова, Г. Г. Манке // Здравоохранение Российской Федерации. - 1999. -№ 5. - С. 17-21.

3. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях : проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. - 1998. - № 1. - С. 5-8.

4. Баранов, А. А. Методы исследование физического развития детей и подростков в популяци-онном мониторинге : рук-во для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма. - М.: Союз педиатров России,

1999. - 226 с.

5. Баранов, А. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. -

2000. - № 5. - С. 5-12.

6. Богданова, Е. А. Морфофункциональная и соматотипологическая характеристика школьников республики Калмыкия : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Е. А. Богданова. - Астрахань, 2010. -25 с.

7. Давуди, Х. Сравнительная характеристика физического развития иранских и российских детей школьного возраста / Х. Давуди, И. Я. Конь, Л. И. Волкова и др. // Вопросы детской диетологии. -2007. - Т. 5, № 6. - С. 22-25.

8. Киек, О. В. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города / О. В. Киек, Б. В. Засорин, В. М. Боев // Гигиена и санитария. - 1999. - № 5. - С. 74-76.

9. Крукович, Е. В. Динамика физического развития детей г. Владивосток / Е. В. Крукович, В. Н. Лучанинова, Л. Н. Нагирная, Л. В. Транковская // Педиатрия. - 2004. - № 6. - С. 89-95.

10. Леонов, А. В. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода / А. В. Леонов, Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев и др. // Российский педиатрический журнал. - 2004. - № 3. - С. 10-14.

11. Матвеева, Н. А. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода / Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова // Гигиена и санитария. - 1997. - № 2. - С. 26-28.

12. Поварго, Е. А. Гигиеническая оценка риска нарушения состояния здоровья младших школьников, обучающихся в различных образовательных учреждениях (на примере города Уфы) : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е. А. Поварго. - Оренбург, 2006. - 22 с.

13. Суханова, Н. Н. Физическое развитие школьников к концу XX века : анализ и прогноз / Н. Н. Суханова // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 2. - С. 36-41.

14. Тутельян, В. А. Руководство по детскому питанию / В. А. Тутельян, И. Я. Конь. - М. : Медицинское информационное агенство, 2004. - 664 с.

15. Феодосиади, О. С. Физическое развитие и мониторинг состояния здоровья сельских школьников (на примере Ставропольского края) : автореф. дис. ... канд. мед. наук / О. С. Феодосиади. -Ставрополь, 2006. - 23 с.

16. Ямпольская, Ю. А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. - 1996. - № 1. - С. 24-26.

17. Ямпольская, Ю. А. Физическое развитие школьников Москвы к началу XXI века / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. - 2000. - № 1. - С. 65-68.

Антонова Алена Анатольевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 41400, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел.: (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru.

Ченцова Светлана Николаевна, ассистент кафедры общей гигиены, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 41400, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел.: (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru.

Сердюков Василий Гаврилович, доктор биологических наук, профессор кафедры общей гигиены, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 41400, г.Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел.: (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.