Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика эффективности использования различных по характеру физических упражнений в коррекционно-воспитательной работе со школьниками, больными туберкулезом'

Сравнительная характеристика эффективности использования различных по характеру физических упражнений в коррекционно-воспитательной работе со школьниками, больными туберкулезом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЕЗ / TUBERCULOSIS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL WORK / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цинкер В.М., Дугарова Д.В.

В данной работе рассматриваются вопросы заболеваемости детей туберкулезом, причины роста туберкулезной инфекции в Российской Федерации, возможности терапевтического воздействия физических упражнений на организм детей с учетом их физического развития, влияние физических упражнений на показатели функции внешнего дыхания в зависимости от вида физических упражнений, направленных на развитие выносливости, силы и гибкости, быстроты и скоростносиловых качеств. Проведенное исследование было направлено на поиск наиболее эффективных средств и методов физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья Целью явилось определение сравнительной ценности различных по характеру физических упражнений для коррекции функции внешнего дыхания школьников, больных туберкулезом. В результате были установлены наиболее эффективные средства физического воспитания в коррекционно-оздоровительной работе со школьниками, больными туберкулезом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цинкер В.М., Дугарова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the use efficiency of different in nature physical exercises in the correctional and educational work with schoolchildren suffering from tuberculosis

This paper considers the issues of tuberculosis morbidity in children, the causes of tuberculosis infection growth in the Russian Federation, the possibilities of therapeutic effect of physical exercise on children itaking into consideration their physical development, influence of physical exercises on the performance of external respiration function depending on the type of physical exercises aimed at developing endurance, strength and agility, quickness and speed and strength properties. The conducted research was aimed at finding the most effective means and methods of physical education of students having deviations in the health status. The goal of the study was the determination of the relative value of different in nature physical exercises for the correction of the external respiration function of schoolchildren suffering from tuberculosis. As a result of the research the most effective means of physical education were determined in the correctional and health improving work with schoolchildren suffering from tuberculosis.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика эффективности использования различных по характеру физических упражнений в коррекционно-воспитательной работе со школьниками, больными туберкулезом»

УДК 616-002.5:615.82

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПО ХАРАКТЕРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ, БОЛЬНЫМИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

© Цинкер Виталий Михайлович

кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивной медицины, травматологии и ортопедии Медицинского института Бурятского государственного университета Россия, 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а © Дугарова Джута Владимировна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины Медицинского института Бурятского государственного университета Россия, 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а E-mail: ddzhuta@yandex.ru

В данной работе рассматриваются вопросы заболеваемости детей туберкулезом, причины роста туберкулезной инфекции в Российской Федерации, возможности терапевтического воздействия физических упражнений на организм детей с учетом их физического развития, влияние физических упражнений на показатели функции внешнего дыхания в зависимости от вида физических упражнений, направленных на развитие выносливости, силы и гибкости, быстроты и скоростно-силовых качеств.

Проведенное исследование было направлено на поиск наиболее эффективных средств и методов физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья Целью явилось определение сравнительной ценности различных по характеру физических упражнений для коррекции функции внешнего дыхания школьников, больных туберкулезом. В результате были установлены наиболее эффективные средства физического воспитания в кор-рекционно-оздоровительной работе со школьниками, больными туберкулезом. Ключевые слова: туберкулез, физическое воспитание детей, реабилитация, коррекционно-воспитательная работа, школьники.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE USE EFFICIENCY OF DIFFERENT IN NATURE PHYSICAL EXERCISES IN THE CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL WORK WITH SCHOOLCHILDREN SUFFERING FROM TUBERCULOSIS

Vitaliy M. Tsinker

PhD in Education, Professor of the Department of sports medicine, traumatology and orthopaedics, Medical Institute, Buryat State University 36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670002 Russia

Dzhuta V. Dugarova

PhD in Medicine, A/Professor of the Department of sports medicine, Medical Institute,Buryat State University

36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670002 Russia

This paper considers the issues of tuberculosis morbidity in children, the causes of tuberculosis infection growth in the Russian Federation, the possibilities of therapeutic effect of physical exercise on children itaking into consideration their physical development, influence of physical exercises on the performance of external respiration function depending on the type of physical exercises aimed at developing endurance, strength and agility, quickness and speed and strength properties.

The conducted research was aimed at finding the most effective means and methods of physical education of students having deviations in the health status.

The goal of the study was the determination of the relative value of different in nature physical exercises for the correction of the external respiration function of schoolchildren suffering from tuberculosis. As a result of the research the most effective means of physical education were determined in the correctional and health improving work with schoolchildren suffering from tuberculosis.

Keywords: tuberculosis, physical education of children, rehabilitation, correctional and educational work, schoolchildren.

В нашей стране постоянно возрастает количество детей, больных туберкулезом. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, с 1995 по 2012 г. количество детей, у кото-

рых выявлено заболевание органов дыхания, возросло на 3627,4 тыс. человек. Только в 2012 г. было зарегистрировано 97,5 тыс. больных с диагнозом активного туберкулеза (в 1995 — 85,0 тыс. чел). Приведенные данные свидетельствуют о том, что кардинальных перемен в этой ситуации не произошло. По мнению ряда ученых, основными причинами ухудшения состояния здоровья детей следует считать снижение уровня жизни большой части населения, нестабильность в обществе, наличие большого резервуара туберкулезной инфекции [6; 7; 5; 10; 4].

Одной из главных задач физического воспитания в педиатрии является предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для лечебных и корригирующих воздействий [1; 3; 2; 8; 9].

Анализ научно-методической литературы, знакомство с опытом работы санаторно-лесных школ показывает, что возможности терапевтического воздействия физических упражнений на организм детей, больных туберкулезом, используются недостаточно. Зачастую в процессе физического воспитания не учитываются особенности физического развития и двигательной подготовленности таких детей, а также влияние упражнений различной направленности на функциональное состояние данного контингента школьников. В современных санаторно-лесных школах лечебно-профилактическая работа осуществляется исключительно медицинскими работниками, а образовательно-воспитательный процесс — педагогами, причем по программам, рассчитанным на здорового ребенка.

В связи с этим актуальными становятся исследования, направленные на поиск наиболее эффективных средств и методов физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как в процессе их физического воспитания решаются вопросы не только приобретения умений и навыков, но и коррекционной работы.

Однако проблема влияния различных по характеру физических упражнений на реабилитацию нарушенных функций детей, больных туберкулезом, мало изучена. В связи с этим нами был проведен педагогический эксперимент, в задачу которого входило определение сравнительной ценности различных по характеру физических упражнений для коррекции функции внешнего дыхания школьников, больных туберкулезом.

Педагогический эксперимент был проведен на базе противотуберкулезной санаторно-лесной школы г. Улан-Удэ. В нем приняло участие 4 опытные группы по 20-25 человек.

В группе А при решении задач развития двигательных качеств основное внимание было уделено воспитанию выносливости, в группе Б - силы и гибкости, в группе В — быстроты, в группе Г — ско-ростно-силовых качеств.

Результаты эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей функции внешнего дыхания за период эксперимента

Показатели Группы испытуемых

А Б В Г

До экспер. 2112,0±17,86 2069,3±20,12 2075,5±21,09 2104,5±19,78

ЖЕЛ, л После эксп. 2406,0±28,32 2198,4±24,19 2133,0±28,4 2301,8±26,76

Р Р<0,01 Р<0,01 Р>0,05 Р<0,01

Частота До экспер. 24,9±0,24 23,8±0,26 23,9±0,21 24,3±0.36

дыхания, После эксп. 19,7±0,40 21,9±0,34 21,4±0,35 21,3±0,33

дых. акт Р Р<0,01 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05

Дыха- До экспер. 331,5±3,05 327,9±2,76 343,7±3,43 345,9±3,32

тельный объ- После эксп. 442,2±4,74 381,6±5,04 404,6±4,11 414,6±4,02

ем, мл Р Р<0,001 Р<0,01 Р<0,01 Р<0,01

До экспер. 8,23±0,05 7,84±0,09 8,40±0,06 8,73±0,10

МОД, После эксп. 8.72±0,07 8,13±0,10 8,68±0,08 8,84±0,07

л Р Р<0,01 Р<0,05 Р<0,05 Р>0,05

До экспер. 250,5±2,27 253,9±3.56 240,3±2,84 259,5±3,16

ПО2, После эксп. 293,5±3,12 270,0±3,42 262,2±3,41 282,3±2,98

мл Р Р<0,001 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05

Анализ результатов эксперимента позволил установить, что во всех группах произошли положительные сдвиги в функциональном состоянии системы дыхания. Это свидетельствует о благоприят-

ном воздействии физических упражнений на коррекцию функции внешнего дыхания школьников, страдающих туберкулезом. Однако по величине и характеру эти сдвиги во всех опытных группах различны.

В группе А произошли статистически достоверные сдвиги по всем рассматриваемым спирометрическим параметрам функции внешнего дыхания. В группах Б и В достоверно уменьшилась частота дыхания, а дыхательный объем увеличился; в группе Г возросли показатели ЖЕЛ, частота и дыхательный объем, что свидетельствует об улучшении структуры дыхательного акта.

При сопоставлении выявленных изменений исследуемых показателей в различных группах следует отметить, что наибольшие положительные сдвиги произошли в группе А, наименьшие — в группе Б. Так, у школьников, занимавшихся преимущественно развитием выносливости, ЖЕЛ, ДО, МОД, ПК соответственно возросли на 13,9; 37,3; 5,9; 17,2 %, а ЧД сократилась на 21,1 %, в то время как в группе школьников, занимающихся развитием силы и гибкости, эти показатели увеличились на 6,2; 16,4; 6,1; 6,3 % и ЧД уменьшилась на 8,0 %.

Таким образом, анализ материала исследований позволяет считать наиболее эффективными средствами физического воспитания в коррекционно-оздоровительной работе со школьниками, больными туберкулезом, упражнения на выносливость и скоростно-силовые качества.

Литература

1. Болдурчиди П. П. Физическое воспитание в санаторных детских садах для детей старшего дошкольного возраста с начальными формами туберкулеза легких: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Л.: Изд-во ЛГИФК им. Лесгафта,1968. — 16 с.

2. Быконя С. Г. Методические особенности физического воспитания тубинфицированных детей 12-14 лет в условиях санаторно-лесной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Красноярск, 2009. — 24 с.

3. Воробьева И. И. Лечебная физическая культура в условиях антибактериальной терапии туберкулеза легких: автореф. ... канд. мед. наук. — М.,1969. — 17 с.

4. Глазунова С. Н. Особенности физического развития, функционального и психоэмоционального состояния тубинфицированных детей // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 4. — С. 286-297.

5. Мохначевская А. И., Аксенова В. А. Факторы риска заболевания туберкулезом органов дыхания у детей с хроническими заболеваниями легких // Проблемы туберкулеза. — 2006. — № 1. — С. 6-9.

6. Онищенко Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. — 2001. — № 5. — С. 7-12.

7. Перельман М. И. Новые этапы развития противотуберкулезной помощи населению России // Тезисы докладов с симпозиума в рамках итоговой коллегии Минздрава России. — М., 2002. — С. 25.

8. Пышненко М. А. Педагогические условия оздоровления тубинфицированных детей в условиях дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. канд. пед. наук. — Якутск, 2009. — 23 с.

9. Столярова С. С., Назметдинова И. С. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников с туберкулезной инфекцией // Научный электронный архив [Электронный ресурс]. — URL: http://econf7rae.ru/article/5657

10. Шилова М. В. Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в Российской Федерации к началу 2009 г. // Туберкулез и болезни легких. — 2010. — № 5. — С. 14-21.

References

1. Boldurchidi P. P. Fizicheskoe vospitanie v sanatornykh detskikh sadakh dlya detei starshego doshkol'nogo vozrasta s nachal'nymi formami tuberkuleza legkikh. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Physical education in sanatorium kindergartens for children of preschool age with initial pulmonary tuberculosis. Author's abstract of Cand. pedagogical sci. diss.]. Leningrad: Lesgaft Leningrad State Institute of Physical Culture Publ., 1968. 16 p.

2. Bykonya S. G. Metodicheskie osobennosti fizicheskogo vospitaniya tubinfitsirovannykh detei 12-14 let v usloviyakh sanatorno-lesnoi shkoly. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methodical features of physical education of 1214 year old children with TB infection in a sanatorium-forest school. Author's abstract of Cand. pedagogical sci. diss.]. Krasnoyarsk, 2009. 24 p.

3. Vorob'eva I. I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura v usloviyakh antibakterial'noi terapii tuberkuleza legkikh. Avtoref. dis. ... kand. med. nauk [Therapeutic physical culture during antibiotic treatment of pulmonary tuberculosis. Author's abstract of Cand. med sci. diss.]. Moscow, 1969. 17 p.

4. Glazunova S. N. Osobennosti fizicheskogo razvitiya, funktsional'nogo i psikhoemotsional'nogo sostoyaniya tubinfitsirovannykh detei [The features of physical development, functional and psycho-emotional state of children with TB infection]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2011. No. 4. Pp. 286-297.

5. Mokhnachevskaya A. I., Aksenova V. A. Faktory riska zabolevaniya tuberkulezom organov dykhaniya u detei s khronicheskimi zabolevaniyami legkikh [Risk factors for respiratory tuberculosis in children with chronic lung diseases]. Problemy tuberkuleza — Problems of tuberculosis. 2006. No.1. Pp. 6-9.

6. Onishchenko G. G. Sotsial'no-gigienicheskie problemy sostoyaniya zdorov'ya detei i podrostkov [Socio-hygienic problems of children's and adolescents' level of health]. Gigiena i sanitariya — Hygiene and sanitation. 2001. No. 5. Pp. 7-12.

7. Perel'man M. I. Novye etapy razvitiya protivotuberkuleznoi pomoshchi naseleniyu Rossii [New stages of TB care to the Russian population]. Tezisy dokladov s simpoziuma v ramkakh itogovoi kollegii Minzdrava Rossii — Abstracts of symposium within the final collegium of Russian Ministry of Health. Moscow, 2002. P. 25.

8. Pyshnenko M. A. Pedagogicheskie usloviya ozdorovleniya tubinfitsirovannykh detei v usloviyakh dosh-kol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Avtoref. dis...kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of children with TB infection sanitation in preschool educational institutions. Author's abstract of Cand. pedagogical sci. diss.]. Yakutsk, 2009. 23 p.

9. Stolyarova S. S., Nazmetdinova I. S. Sokhranenie i ukreplenie zdorov'ya vospitannikov s tuberkuleznoi in-fektsiei [Preserving and strengthening of pupils' with TB infection health]. Nauchnyi elektronnyi arkhiv — Scientific electronic archive. Available at: http://econf/rae.ru/article/5657.

10. Shilova M. V. Epidemiologicheskaya obstanovka po tuberkulezu v Rossiiskoi Federatsii k nachalu 2009 g. [Epidemiological situation of tuberculosis in the Russian Federation to the beginning of 2009]. Tuberkulez i bolezni legkikh — Tuberculosis and Lung Diseases. 2010. No. 5. Pp. 14-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.