Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика базовых финансовых показателей, отражающих финансовое состояние организации'

Сравнительная характеристика базовых финансовых показателей, отражающих финансовое состояние организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые показатели / финансовое состояние организации / устойчивость / коэффициенты устойчивости / финансовый анализ. / financial indicators / financial condition of the organization / sustainability / sus- tainability factors / financial analysis.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В А. Демченко

Актуальность данной работы заключается в необходимости систематизации существующих методик оценки текущего финансового состояния предприятия, позволяющих принимать взвешенные управленческие решения. В данной статье рассмотрены базовые показатели, предназначенные для определения финансовой устойчивости организации. Авторами описываются теоретические положения, а также ряд методик, которые необходимо применять для оценки финансового состояния организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В А. Демченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF BASIC FINANCIAL INDICATORS REFLECTING THE FINANCIAL CONDITION OF THE ORGANIZATION

The relevance of this work is the need to systematize the existing methods of assessing the current financial condition of the company, allowing you to make informed management decisions. This article describes the basic indicators designed to determine the financial sustainability of the organization. The authors describe the theoretical position, as well as a number of techniques that must be applied to assess the financial condition of the organization.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика базовых финансовых показателей, отражающих финансовое состояние организации»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В.А. Демченко, студент

Научный руководитель: Л.Г. Кузнецова, doctor of economic sciences, professor Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10699

Аннотация. Актуальность данной работы заключается в необходимости систематизации существующих методик оценки текущего финансового состояния предприятия, позволяющих принимать взвешенные управленческие решения. В данной статье рассмотрены базовые показатели, предназначенные для определения финансовой устойчивости организации. Авторами описываются теоретические положения, а также ряд методик, которые необходимо применять для оценки финансового состояния организации.

Ключевые слова: финансовые показатели, финансовое состояние организации, устойчивость, коэффициенты устойчивости, финансовый анализ.

Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном положении организации, которое подразумевает превышение доходов над расходами, свободное распоряжение денежными средствами и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции.

Принято считать, что финансовое положение можно назвать устойчивым, если при росте прибыли и капитала предприятия, сохраняется его платежная и кредиторская способности.

Для определения положения компании проводится анализ в ходе которого определяются уязвимости, после которых предлагается ряд мер по их устранению, а

В организации активно используется анализ относительных показателей, который заключается в сравнении:

- фактических коэффициентов текущего года с периодом предыдущего года;

также выявляются резервы по повышению эффективности производства.

Принято считать, что финансовое положение ухудшается при наличии экстенсивных факторов в развитии производства, тогда как наличие экстенсивных факторов говорит о имеющихся резервах, которые способны вывести организацию из кризиса.

Существует теория, согласно которой управление предприятием устойчиво в диапазоне от 33% до 66%, в случае уменьшения этих границ существует риск неустойчивости и потери управления. Данный принцип баланса представлен в таблице 1.

- фактических коэффициентов с нормативами;

- фактических коэффициентов предприятия с показателями конкурентов;

- фактических коэффициентов с отраслевыми показателями.

Таблица 1. Виды финансовой устойчивости

Вид финансовой устойчивости Тип развития производства Границы изменения, %

Абсолютная Интенсивный Более 62

Нормальная Интенсивно -экстенсивный От 38 до 62

Неустойчивое финансовое состояние Экстенсивно-интенсивный От 14 до 38

Кризисное финансовое состояние Экстенсивный Менее 14

Источник: тставмено автором по [1]

Ниже представлены различные коэффициенты, а также способы их использования для оценки финансовой устойчивости организации [2].

1. Коэффициент автономии представлен в формуле 1.

" (1)

К = -

А

где К - коэффициент автономии;

С — собственный капитал;

А — стоимость всех активов.

Данный коэффициент показывает фактическую или плановую долю собственного капитала в составе всех источников финансирования.

2. Коэффициент финансирования представлен в формуле 2.

К = -

с

(2)

где К - коэффициент финансирования;

З — сумма привлеченных заемных источников финансирования;

С - собственный капитал.

Данный коэффициент показывает соотношение заемных и собственных источников финансирования без разделения заемных источников на долгосрочные и краткосрочные.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности представлен в формуле 3.

Показывает величину краткосрочных долговых обязательств, которые могут быть покрыты за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, т.е. практически абсолютно ликвидных активов. Рекомендуемые значения находятся в диапазоне от 0.2 до 0.5.

АЛ =

дн+кфв

(3)

где АЛ - абсолютная ликвидность; ДН - денежные средства; КФВ - краткосрочные финансовые вложения;

ТК - текущие обязательства 4. Коэффициент срочной ликвидности представлен в формуле 4.

Характеризуется отношением наиболее ликвидной части оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Допустимые границы показателя начинаются от 0.7.

С Л =

ДН+КФВ+СП

тп

(4)

где СЛ - срочная ликвидность;

ДН - денежные средства;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения;

СП - средства к получению;

ТП - текущие пассивы.

5. Коэффициент текущей ликвидности представлен в формуле 5.

Показывает достаточно ли у предприятия оборотных средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. Рекомендуемое значение коэффициента находится в диапазоне от 1 до 2. Нижняя граница обусловлена необходимостью погашения краткосрочных обязательств, а верхняя, характеризующая превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами, говорит о нерациональной структуре активов.

ТК = —

тп

(5)

где ТК - текущая ликвидность;

ТА - текущие активы;

ТП - текущие пассивы.

6. Коэффициент финансовой независимости показан в формуле 6.

Характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у организации дефицита денежных средств. Рекомендуемые значения находится в диапазоне от 0.5 до 0.8.

ФН = -

СА

(б)

где ФН - финансовая независимость; СК - собственный капитал;

СА - суммарный актив. Рекомендуемые значения: 0.5 - 0.8

7. Коэффициент рентабельности собственного капитала представлен в формуле 7.

Позволяет определить насколько эффективно используется капитал, в который были произведены инвестиции собственниками организации.

Р С К = — * 1 0 0 % (7)

ск

где РСК - рентабельность собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль;

СК -собственный капитал.

Для принятия управленческих решений необходимы обоснования, которые обычно базируются на результатах ряда аналитических процедур.

Для составления финансового анализа используются различные методы и приемы, которые позволяют сделать достоверные выводы и финансовом состоянии организации.

Методы и модели финансового анализа, используемые при анализе финансового положения организации, классифицируются:

- по степени формализации;

- по применяемому инструментарию;

- по применяемым моделям.

По степени формализации различают

- формализованные;

- неформализованные.

Формализованные методы финансового

анализа являются основными при проведении финансового анализа организации, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости.

Неформализованные методы финансового анализа основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика.

Ъ-модель Альтмана - это финансовая модель, разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призван-

ная дать прогноз вероятности банкротства организации. В основе формулы заложена комбинация 4-5 главных финансовых коэффициентов, которые характеризуют финансовое положение и результаты деятельности организации [3].

Расчет четырехфакторной модели представлен в формуле 8.

Ъ = 6.56А + 3.26В + 6.72С + 1.05Б(8)

где Z - показатель Альтмана; А - рабочий капитал/активы; В - нераспределенная прибыль/активы;

С - ЕВ1Т/активы;

Б - собственный капитал/обязательства.

Интерпретация полученного результата:

- 1.1 и менее - является красной зоной, т.е. существует вероятность банкротства организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- от 1.1 до 2.6 - является серой зоной, т.е. это среднее состояние, вероятность банкротства не высока, но не исключается;

- 2.6 и более - является зеленой зоной, т.е. у организации низкая вероятность банкротства.

Достоверность данной модели состоит в подборе показателей и коэффициентов, на которые в формуле умножаются эти показатели и оценки результирующего значения. Свои выводы Альтман делал на основании анализа различных американских предприятий за несколько лет. Стоит учесть, что из-за отраслевых особенностей, различия экономик разных стран, модель Альтмана не дает гарантий в достоверности полученных результатов.

Модель Сайфуллина-Кадыкова - это формула позволяет спрогнозировать возможное банкротство организации на основании его финансовых данных. Для возможности использования формулы в российских реалиях данная модель была адаптирована и представлена в формуле 9 [4].

Я=2А+0.1В+0.08С+0.45Б+Е (9) где Я - показатель;

А - коэффициент обеспеченности собственными средствами;

В - коэффициент текущей ликвидности;

С - коэффициент оборачиваемости активов;

D - рентабельность продаж;

E - рентабельность собственного капитала.

Если значение итогового показателя меньше 1, то вероятность банкротства предприятия считается высокой; если значение больше 1, то вероятность банкротства можно считать низкой.

Недостатком многих упрощенных моделей финансового анализа является то, что они не учитывают отраслевых особенностей организации и полагаются исключительно на усредненные нормальные значения финансовых показателей.

Модель Таффлера - методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу. Данная модель была разработана по результатам тестирования более ранней модели Альтмана по данным отчетности британских компаний и считалась более современной на тот период времени. Четырехфакторная модель Таффлера представлена в формуле 3 [4].

Z = 0,53A + 0,13B + 0,18C + 0,16D (10)

где Z - показатель Таффлера;

A - отношение прибыли от продаж до уплаты налога к сумме текущих обязательств;

Библиографический список

1. Барнгольц, С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: учебное пособие / Мельник М.В. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 50-120.

2. Жданов, В.Ю. Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей: учебное пособие / Жданов И.Ю. - М.: Проспект, 2018. - С. 5-40.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Новое знание, 2011. - С. 272.

4. Мицель А.А. Математические модели финансовой устойчивости предприятий. - М.: Новое знание, 2016. - С. 88-93.

B - отношение суммы текущих активов к общей сумме обязательств;

C - отношение суммы текущих обязательств к общей сумме активов;

D - отношение выручки к общей сумме активов.

Итоговое значение означает, что в ситуации, если величина Z больше 0,3, то финансовое положение можно назвать стабильным, если меньше 0,2, то существует значительная вероятность банкротства.

Таким образом, как для расчетов, так и для оценки достаточно нескольких коэффициентов, чтобы определить финансовую устойчивость организации. Важно понимать, что разные коэффициенты отражают различные показатели, которые могут иметь как наибольшее, так и наименьшее значение в структуре финансов. Так, например, долгосрочные заемные источники и краткосрочные обязательства имеют разное значение: в случае большие суммы по краткосрочным обязательствам могут привести к неплатежеспособности организации. Поэтому, проводя расчеты с различными коэффициентами, необходимо проводить максимально расширенный анализ для получения объективного результата.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF BASIC FINANCIAL INDICATORS REFLECTING THE FINANCIAL CONDITION OF THE ORGANIZATION

V.A. Demchenko, student

Supervisor: L.G. Kuznetsova, doctor of economic sciences, professor Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)

Abstract. The relevance of this work is the need to systematize the existing methods of assessing the current financial condition of the company, allowing you to make informed management decisions. This article describes the basic indicators designed to determine the financial sustainability of the organization. The authors describe the theoretical position, as well as a number of techniques that must be applied to assess the financial condition of the organization.

Keywords: financial indicators, financial condition of the organization, sustainability, sus-tainability factors, financial analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.