тельства патогенных и условно-патогенных энтеробакте-рий. Приведенные данные позволили нам выдвинуть предложение о возможности допущения на первом этапе требований вышеупомянутого ГОСТа как максимально допустимых (коли-индекс не более 10 000 в 1 л) и к источникам воды для орошения сельскохозяйственных угодий в качестве критериев их эпидемической безопасности.
В настоящее время установлено, что даже в воде водоемов, содержащих не более 10 000 кишечных палочек и отвечающих требованиям ГОСТа по другим показателям, в значительном числе проб обнаруживаются патогенные энте-робактерии. Поэтому, на наш взгляд, на последующих этапах было бы целесообразным повысить требования к качеству воды для орошения до уровня микробной загрязненности, регламентируемого «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» (1974), т. е. коли-индекс их не должен превышать 1000 в 1 л при обязательном отсутствии в воде патогенных бактерий. С гигиенических позиций этот путь является наиболее правильным.
В обоих случаях возникает необходимость очистки воды перед ее использованием для полива. Выбор методов очистки, их оценка зависят от конкретных условий и уровня загрязнения воды водоисточника. В простейших случаях это может быть строительство искусственных водохранилищ, прудов, крупных бассейнов с отстаиванием в них воды
перед ее использованием. В более сложных случаях может потребоваться строительство специальных сооружений, что потребует больших капиталовложений и времени. Наряду с этими мерами необходима разработка санитарных правил по надзору за условиями труда в поливном земледелии. В конечном счете решение этой проблемы совместными усилиями гигиенистов и специалистов других отраслей позволит резко сократить связанную с водным фактором кишечную инфекционную заболеваемость.
Литература. Прометной В. И. и др. — В кн.: Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций. Таллин, 1978, с. 60—61.
Чудина Л. В., Набокова Л. А., Зуева Л. П. — Там же. с. 58—60.
Шаманская С. А. и др. — В кн.: Проблемы санитарной микробиологии окружающей среды. М., 1977, с. 44—46. Bicknell S. R. — J. Hyg., 1972, v. 10, р. 121—126. Edel W. et al. — Zbl. Bakt. I. Abt. Orig. A. 1972, Bd 221, S. 547-549.
Gangarosa E. Л — Salúd públ. Méx., 1971, v. 13, р. 301 — 304
Поступила 04.01.8?
УДК 578.832.1:549.67
А. Н. Везиров, Ф. Э. Садыхова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДСОРБЦИОННЫХ СВОЙСТВ НЕКОТОРЫХ ПРИРОДНЫХ СОРБЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ВИРУСОВ ГРИППА
НИИ вирусологии, микробиологии и гигиены им. Г. М. Мусабекова, Баку
Клиноптилолит Ай-Дагского и морденит Шахбузского месторождений Азербайджана относятся к группе наиболее распространенных природных цеолитов, отличающихся высокоадсорбционнымн свойствами и устойчивостью к высокой температуре и агрессивным средам. В состав кли-ноптилолита Ай-Даг-Таузского месторождения входит 0,21 Na20-0,33 Са0-0,47 Mg0 0,09 К20-1,0 AI203-5.4 Si02-• 1,0 HjO + Fe203 ■ FeO• C02, а в состав морденита Шахбузского месторождения — 0,21 Са0-0,07 Mg0-0,09 KiOl.O А120з-4,75 Si0i-l,0 H20+Fe20j• FeO• СОг.
Адсорбционные свойства цеолитов были изучены относительно вирусов гриппа А с антигенными формулами H1N1 и H3N2 на модели антигенов штаммов А/Хабаровск/77 (Н1) и А/Виктория/3/75(ШЫ2). При изучении адсорбционных свойств указанных образцов цеолитов адсорбирующие возможности клиноптилолита и морденита выявляли при помощи теста иммуноадсорбции. Последний широко используется в серологических реакциях для определения специфичности антител к тем или иным вирусам в сыворотках переболевших, а также в моноспецифических диагностических сыворотках (Г. А. Багдасарьян и соавт.; Л. Я. Закстельская и С. Ф. Шендерович).
В работе использовали тест иммуноадсорбции, реакции гемагглютинации (РГА) и торможения гемагглютинации (РТГА). Сорбентами служили цеолиты Ай-Дагского и Шахбузского месторождений, бентонит Курцевского месторождения. В качестве вирусов использовали антигены вируса гриппа А/Хабаровск/77 (H1N1), А/Викторня 3/75 (H3N2). Типоспецифические сыворотки: А/Хабаровск/77 с титром 1 : 640, А/Виктория 3/75 с титром 1 : 640.
При приготовлении нммуносорбента сухой порошок сорбента соединяли с вирусным антигеном из расчета 500 мг сорбента на 1 мл антигена, содержащего 512 гемагглюти-ннрующих единиц (ГЕ) в 0,2 мл. После часового контакта при 4°С смесь центрифугировали при 2000 об/мин с последующим удалением внруссодержащей жидкости, отмыванием сорбента физиологическим раствором до полного
удаления гемагглютинина в надосадочной жидкости. Титр-гемагглютинина вирусов гриппа в надосадочной жидкости исследовали в РГА с 1 % суспензией куриных эритроцитов.
Для оценки степени адсорбции вируса на исследуемом сорбенте 50 % взвесь иммуноадсорбента соединяли с равным объемом типоспецифической иммунной сыворотки в разведении 1 : 10 и оставляли для контакта на 18—20 ч при 4 "С. Затем смссь центрифугировали при 2000 об/мин в течение 10 мнн. Надосадочную жидкость, представляющую собой освобожденную от антнтел сыворотку в разведении 1 : 20, проверяли в РТГА с 4 АЕ (агглютинирующими единицами) антигена, определяя степень удаления го-
Удаление гомологичных сорбенту антител из иммунных сывороток
Сорбент Антиген
А/Хабаровск/77 (HINI) А/Виктория/З/75 (H3N2)
титр гомологичной сыворотки степень истощения титр гомологичной сыворотки степень истощения
до обработки после обработки до обработки после обработки
Клиноптилолит
Таузского место-
рождения 640 0 32 640 40 16
Морденит Шах-
бузского место-
рождения 640 0 32 640 40 16
Бентонит 640 160 8 640 160 8
мологичиых антител из сыворотки. В результате проведенных исследований было установлено наиболее значительное истощение типоспецифических сывороток на цеолите Ай-Дагского и Шахбузского месторождений: степень удаления гомологичных антител была максимальной, кратность ее достигала 16—32. В то же время последняя на бентоните Курцевского месторождения (взятого для сравнительной характеристики) была равна 8 (см. таблицу).
Выявленные значительные адсорбирующие возможности клиноптилолита и морденита предполагают возможность
их использования в качестве нммуносорбента в вирусологических исследованиях, в частности для внутритиповой дифференциации вирусов гриппа А.
Литература. Багдасарьян Г. А., Ловцевич Е. Л.. Ле-
пахина Н. К. — Гиг. и сан., 1975, № 4, с. 106—107. Закстельская Л. #., Шендерович С. Ф. — Лабор. дело, 1979, № 12, с. 748.
Поступила 22.04.82
УДК 614.37:[677.494+678.7
О. В. Кайсина, И. А. Крылова, И. И. Красникова, Н. А. Ляшенко
ФИЗИЧЕСКАЯ МОДИФИКАЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Советский Союз является одним из крупнейших в мире производителей химического волокна текстильного назначения. Химические нити и волокно находят широкое применение при выработке товаров народного потребления, главным образом тканей и трикотажа.
Учитывая дальнейшую перспективу использования химических нитей и волокна в производстве товаров народного потребления, прежде всего для детских изделий, Ин-I ститут гигиены детей и подростков в течение 1977— 1978 гг. проводил изучение текстильных и трикотажных материалов и изделий из нитей шелона.
Известно, что материалы из обычной капроновой нити обладают низкими сорбционнымн свойствами (гигроскопичность 1,0—1,5%, недостаточная водоемкость) и в значительной мере накапливают на поверхности заряды статического электричества. Нить шелона представляет собой модифицированную капроновую нить, которая получается из расплава капролактама путем продавлнвания через ни-теобразующне отверстия — фильеры. Оформованные нити при намотке на бабины подвергаются замасливанию препаратами Нафтефат или Синтокс Зс. Свежесформованные нити подвергаются вытягиванию на крутилыю-вытяжных машинах. Для придания мягкого шелкового грифа и антистатических свойств в заключительной отделке используются стеарокс-6 (полиэтнленгликолевые эфнры стеариновой кислоты). Из шелоновой нити вырабатывают ткани типа «мраморная», «реченька», «летняя», «жемчужная» и др., а также трикотажные полотна («шелон», «планер»). Гигиеническое изучение указанных полотен проводилось согласно «Методическим указаниям по гигиенической оценке полимерных материалов, применяемых для изготовления одежды и обуви», утвержденных в 1977 г. Минздравом СССР.
Санитарно-хнмнческие исследования предусматривали определенные миграции капролактама и этиленовых соединений (за счет аппрета стеарокса-920) в воздух замкнутой емкости (эксикатор) и водную среду.
Капролактам определяли по методу Б. С. Бойкнной, основанному на реакции взаимодействия капролактама с гидроксиламином с образованием гидроксамовой кислоты, которая с хлорным железом дает комплекс, окрашенный в желто-коричневый цвет. Чувствительность — 0,05 мг в определяемом объеме. Этиленовые соединения (окись этилена, этнленгликоль) оценивали методом, основанным на окислении исследуемых веществ йодной кислотой до формальдегида, дающим с хромотроповон кислотой фиолетовое окрашивание. Чувствительность метода — 0,5 мкг в определяемом объеме.
Проведенные исследования показали, что капролактам не был обнаружен в воздухе эксикаторов при различных температурных режимах как при изучении тканей, так и трикотажных полотен. Однако было обнаружено значи-
тельное количество этиленовых соединений (0,035— 0,13 мг/м3), за счет стеарркса — 9207 (табл. 1).
Исследования, проведенные с теми же материалами, но подвергнутыми стирке, показали значительное снижение миграции этиленовых соединений в воздух. Содержание их в воздухе замкнутой емкости находилось на уровне ПДК для атмосферного воздуха или было ниже ее.
При анализе водных вытяжек из трикотажных полотен планер и шелон выяснилось, что полотна линяют. Значительное количество краски переходит в вытяжку. Кроме того, при выполнении анализа и добавлении реактивов пробы мутнеют. Все это мешает определению капролактама и этиленовых соединений в водных вытяжках.
Все сказанное позволяет заключить, что материалы, изготовленные из шелоновой нити, в химическом отношении являются относительно стабильными. Миграция этиленовых соединений в окружающую среду происходит за счет аппретов. В процессе носки изделия неоднократно подвергаются стирке, что способствует удалению нх с материала.
Изучение физико-гигиенических свойств показало, что шелоновые ткани обладают недостаточной гигроскопичностью, водоемкостью и воздухопроницаемостью по сравнению с натуральным шелком (табл. 2).
Показатели гигроскопичности трикотажных полотен прн естественной и 100 % влажности несколько больше, чем у капрона. Так, естественная гигроскопичность ткани «шелон» равна 1,89%, «планера»—1,96%, капроновой ткани— 1,86%. Трикотажное полотно «шелон» характеризуется лучшими показателями капиллярного поднятия, паропро-ницаемости и водоемкости по сравнению с капроновым полотном. Несмотря на то что по ряду свойств шелоновое трикотажное полотно отличается более высокими показателями, однако больших преимуществ по наиболее важному гигиеническому параметру — гигроскопичности — оно не имеет. Напряженность электростатического поля шелоново-го полотна не имеет существенных различии по сравнению с контролем.
Физиологические исследования, проведенные у детей 11—13 лет в пионерском лагере по оценке летних платьев из ткани «шелон», позволили в ряде случаев отметить дискомфортное состояние, сопровождающееся повышенным потоотделением, прилипанием изделий, жалобами на чувство «духоты». Внешний вид изделий не удовлетворял эстетическим требованиям, и многие девочки отказывались участвовать в опытной носке.
Опытная носка изделий из трикотажного шелона (блузки типа батников) показала ряд особенностей: 60 % испытателей отмечали, что изделия нм не нравятся. Они указывали, что прн повышении температуры воздуха и выполнении физической нагрузки усиливалось потоотделение, изделия прилипали к телу. Возникали также электростатические явления, усиливающиеся при использовании экспе-