Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМ УКЛОНОВ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМ УКЛОНОВ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
12
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Г.Л. Пронин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE HYGIENIC EVALUATION OF STANDARDS FOR GRADES AT THE DWELLING HOUSE BUILDING SITES (SECOND COMMUNICATION)

An Experimental Study of external respiration (the rate, the amplitude of respiratory movements, the lung ventilation, the energy expenditure according to oxygen consumption) in the course of going up on gradients of 0.5, 4, 6, 8 and 10% revealed a considerable increase of lung ventilation and energy expenditure, starting from 6% gradient and even that of 4%—for persons carrying some load, as well as aged individuals and women. The existing classification of physical performance according to lung ventilation and energy expenditure and the previously published data on the state of cardiovascular and muscular systems indicate that judging by the physical strain produced, going up a gradient of 6% may be considered to be a threshold one, or the turning-point from which a task of medium gravity becomes heavy. On the basis of the results obtained it may be concluded that the maximum permissible grade for a dwelling house site should not exceed 6% and that for pedestrian traffics ways this should be within 4%.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМ УКЛОНОВ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМ УКЛОНОВ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Научный сотрудник Г. А. Пронин Из Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана

Ка к указывалось в предыдущем сообщении1, мы провели экспериментальные физиолого-гигиенические исследования различных уклонов рельефа жилой застройки в целях их сравнительной оценки и разработки соответствующих рекомендаций. Актуальность задачи определяется большим разнообразием топографических условий, которые заметно отражаются на характере застройки городов и санитарных условиях жизни населения.

Значительные селитебные территории нашей страны (Саратов, Смоленск, Киев, Владивосток и др.) имеют выраженный рельеф с крутыми уклонами, которые превышают нормы СНИП (1954) и СН 41-58 (1959), устанавливающие допустимый уклон при застройке 10%, а с ограничением — 20 и даже 20%.

Как показали результаты наших исследований, уже при подъеме на уклоне 6% сердечно-сосудистая система испытывает значительное, а при подъеме на уклоне 8% — чрезмерное напряжение.

Приведенные результаты исследования выносливости мышц ног показали, что выносливость начинает резко уменьшаться, начиная с уклона 6%, а сила мышц ног — с уклона 8%, что говорит о значительной физической нагрузке при ходьбе на уклоне 6% и о чрезмерной интенсивной работе мышц ног на уклонах 8 и 10%.

В дополнение к опубликованным результатам изучения деятельности сердечно-сосудистой и мышечной систем на уклонах третбана 0,5; 4; 6; 8 и 10%2 в настоящей работе приводятся данные, характеризующие функцию внешнего дыхания и энергетические затраты на тех же уклонах. Функцию внешнего дыхания и энергозатраты исследовали с помощью спирографа шведской фирмы «Оипс1».

В работе в течение 20 минут фиксировали восстановление частоты и амплитуды дыхательных движений, легочной вентиляции и энергозатрат (по потреблению кислорода). Спирографию производили следующим образом: через 30 минут отдыха наблюдаемого включали в систему спирографа и в положении сидя в течение 3—4 минут производили запись спокойного дыхания. После этого синхронно ударам метронома (100 ударов в минуту) для создания устойчивого рабочего состояния организма наблюдаемый в течение 4 минут производил ходьбу на месте с грузом 8 кг или без него. За 30 секунд до конца ходьбы давали указание на ходу надеть зажим на нос и взять загубник. Затем включали ленту третбана, по которой с тем же ритмом наблюдаемый шел со скоростью 4,5 км/час в течение 2 минут. Про-

1 Гигиена и санитария, 1961, № 7.

2 Уклон характеризуется отношением разницы высот к расстоянию между ними и определяется тангенсом угла наклона линии к горизонту, который в геодезии при-нято выражать в процентах или десятичных дробях.

тяженность каждого уклона составляла 150 м, т. е. была наиболее типичной для рельефа жилой застройки. Одновременно включался спирограф, который на спирсграмме записывал динамику внешнего дыхания при ходьбе по уклонам. По окончании ходьбы наблюдаемый садился, после чего производилась запись внешнего дыхания до его полного восстановления.

Благодаря графической регистрации функций внешнего дыхания на всех интересовавших нас уклонах мы имели возможность сравнивать результаты, полученные при ходьбе и после ходьбы, с исходными данными и анализировать их как в абсолютных, так и в относительных величинах. Проведенная статистическая обработка материалов показала, что эти показатели достоверны.

Средняя частота дыхания у мужчин 30—40 лет (первая группа), находящихся в покое, равнялась 12 в минуту, у мужчин 50—55 лет (вторая группа) —19 в минуту, у женщин 35—50 лет (третья группа) — 16 в минуту.

Динамика частоты дыхательных движений при подъеме на уклонах и в период

восстановления

Группа наблюдав-1 мых ъ • Когда производили спирографию Уклон (в %)

0,5 4 6 8 10

я п >» а и т ё г о & а и и я <п >» а и ео 2 О п >» а и о СО СП а и СП V \о О СП >> а и а СО го >1 а и СП В О 2 О п >> О. и а со со >> а и т <и 2 О «о >» а. и о

ОС сз СП с-£ До ходьбы......... При ходьбе......... Разница: в абсолютных числах . . . в процентах ....... На 2-й минуте........ Разница в процентах к исходному ........... Во время восстановления . . . 12 12 0 0 13 8,3 5 13 13 • 0 0 13 0 5 13 13 0 0 13 0 5 13 12 1 -7,7 14 7,7 5 13 12 1 -7,7 14 7,7 6 14 14 0 0 15 7,14 6 И 12 1 9,1 13 18,2 7 11 14 3 27,3 14 27,3 9 10 13 3 30,0 14 40,0 9 11 14 3 27,3 15 36,3 11

Вторая | До ходьбы......... Разница: в абсолютных числах . . . в процентах ....... На 2-й минуте........ Разница в процентах к исход- Во время восстановления . . . 19 22 3 15,8 21 10,5 6 18 22 4 22,2 21 16,6 8 19 23 4 21,5 21 10,5 6 19 24 5 26,3 22 15,8 8 19 24 5 26,3 22 15,8 8 19 25 6 31,6 23 21,0 10 19 25 6 31,6 22 15,8 10 19 26 7 36,8 23 21.0 13 19 26 7 36,8 23 21,0 13 19 27 8 42,1 24 26,3 17

Третья | До ходьбы . . ....... Разница: в абсолютных числах . . . в процентах....... На 2-й минуте........ Разница в процентах к исходному ........... Во время восстановления . . . 15 19 4 26.7 17 13,3 6 15 21 6 40,0 18 20,0 8 15 19 4 26,7 18 20,0 7 16 22 6 37,5 18 12,5 9 16 21 5 31,1 18 12,5 8 16 24 8 50,0 20 25.0 11 16 21 5 31,2 19 18,7 11 16 25 9 56,2 20 25.0 15 17 22 5 29.4 21 23.5 14 17 27 10 58,8 23 35,3 20

Из данных таблицы видно, что с увеличением уклона и нагрузки частота дыхания увеличивается. Меньше всего изменяется частота дыхания у наблюдаемых первой группы, значительнее — второй группы, что объясняется (как и показатели частоты дыхания в покое) возрастными особенностями —- увеличением мертвого пространства и пони-

жением эффективности дыхания в связи с аномальным замедлением диффузии кислорода и углекислого газа через альвеолярные мембраны с возрастом [Фацио, Балестрери, Ламедика, Марченаро (Fazio, Bale-streri, Lamedica, Marzenaro, 1959)].

Особенно заметно увеличение частоты дыхания (в относительных показателях) у наблюдаемых третьей группы при ходьбе с грузом, свидетельствующее, очевидно, о меньшей тренированности и о физиологических особенностях женского организма. Интересно отметить, что если кривая частоты дыхания у наблюдаемых второй группы в начале ходьбы и на 2-й минуте возрастает равномерно, то в первой группе отмечается резкий скачок кривой вверх, начиная с уклона 6%, а в третьей группе (с грузом) —с уклона 4%.

Время восстановления частоты дыхания после ходьбы на уклонах в первой группе заметно увеличивается, начиная также с уклона 6%, а во второй и третьей группах — с уклона 4%, причем во второй группе продолжительность восстановления была примерно в Р/2 раза больше, чем в первой, что подтверждает известное в литературе представление о возрастных различиях времени восстановления (К. Андерсон, О. Ф. Максимова). Наиболее продолжительным бывает восстановление частоты дыхания при ходьбе с грузом у наблюдаемых второй (8, 9, 10, 15 и 17 минут) и третьей групп* (8, 9, 11, 15 и 20 минут).

По степени нагрузки на дыхательный аппарат подъем наблюдаемых третьей группы с грузом на уклоне 6% (частота дыхания увеличена на 50%) аналогичен подъему на 4-й этаж, на уклоне 8% (частота дыхания увеличена на 56%)—подъему на 5-й этаж; частота дыхания при подъеме на этих уклонах возрастает соответственно на 53 и 55% (X. А. Заривайская и сотрудники). Следовательно, можно признать, что подъем мужчин на уклоне 8% и женщин на уклоне 6% вызывает значительное учащение дыхания и напряжение дыхательного аппарата.

По литературным данным, глубина дыхания в покое весьма ва-риабильна —от 0,3 до 0,9 л (Г. А. Дембо, 1941). Средняя величина амплитуды дыхательных движений в покое у наблюдаемых первой группы составляла 0,72 л, второй — 0,46 л. третьей — 0,44 л.

При подъеме на уклонах и на 2-й минуте после подъема амплитуда неуклонно росла в абсолютном значении вместе с увеличением угла подъема. Так, например, в первой группе при ходьбе без груза на изучаемых уклонах она равнялась 1,66; 1,88; 1,91; 2,10; 2,23 л, а с грузом—1,86; 2,09; 2,11; 2,23; 2,34 л. Однако прирост амплитуды в процентном отношении при ходьбе на уклонах и на 2-й минуте после ходьбы с увеличением угла наклона существенно различался.

В первом случае прирост был относительно равномерным, если не считать скачка кривой вверх между уклонами 0,5 и 4% у наблюдаемых первой группы (очевидно, в связи с неизменившейся при ходьбе * без груза и несколько уменьшившейся при ходьбе с грузом частотой

дыхания на уклоне 4% по сравнению с состоянием покоя) и умеренного подъема кривой у наблюдаемых второй группы при ходьбе с грузом между уклонами 6 и 8%. Во втором случае прирост был хотя и менее выражен, но более стремителен; начиная с уклона 6% он резко возрастал у наблюдаемых первой (при ходьбе без груза и с грузом) и второй групп (при ходьбе с грузом). Он также более отчетливо показывал возрастно-половую разницу: был меньшим у первой группы, большим — у третьей группы наблюдаемых. Установленная разница в характере прироста амплитуды обусловливается тем, что с увеличением угла уклона растет кислородный долг, в результате чего амплитуда соответственно увеличивается.

Время восстановления амплитуды после ходьбы на уклонах у наблюдаемых первой группы заметно возрастает с уклона 6%, а вто-

1 1 1 ' 5

рой и третьей групп — с уклона 4%, причем наибольшая длительность восстановления отмечается после ходьбы с грузом по уклонам у наблюдаемых второй и третьей групп (7,7; 8; 10 и 15 минут во второй группе и 7, 8, 10, 13 и 18 минут в третьей группе).

Легочная вентиляция у взрослых людей составляет в среднем 5—8 л воздуха в минуту; она несколько больше у лиц пожилого возраста и меньше у женщин. В наших экспериментах легочная вентиляция в положении наблюдаемых сидя в среднем была почти такой же: в первой группе — 8,15 л, во второй — 8,86 л, в третьей — 6,91 л в минуту.

В начале работы объем дыхания увеличивается в основном за счет амплитуды дыхания, сначала быстро — в течение 2—3 минут, затем более медленно (Г. А. Мак-Кензи, 1937). После 4-минутной ходьбы на месте легочная вентиляция становилась в известной мере стабильной и при последующей ходьбе на третбане изменялась в соответствии с нагрузкой и величиной угла подъема. Легочная вентиляция у наблюдаемых при подъеме на уклонах с возрастающим углом наклона, осо- * бенно с грузом, увеличивалась относительно равномерно во второй и третьей группах. В первой же группе при ходьбе без груза и с грузом легочная вентиляция резко увеличивалась между уклонами 6 и 8%. Наименьший уровень легочной вентиляции на всех уклонах как в ♦ относительном, так и в абсолютном значении наблюдался у наблюдаемых первой группы при ходьбе без груза (соответственно уклонам увеличен на 147,0; 169,0; 172,4; 221,4, 259,3%, или на 19,64; 22,06; 23,13; 25,46; 28,89 л) и с грузом (увеличен на 159,0; 208,4; 226,0; 317,9; 332,6%, или на 23,93; 25,48; 27,48; 30,88; 32,75 л).

В относительных показателях наибольший уровень легочной вентиляции был отмечен при ходьбе с грузом у наблюдаемых третьей группы (соответственно уклонам увеличен на 354,2; 393,4; 434,7; 461,5; 495,2% при абсолютных величинах 29,30; 31,48; 36,36; 39,31; 42,32 л), в абсолютных — у наблюдаемых второй группы (32,99; 36,84; 39,43; 41,95; 44,71 л при относительном увеличении вентиляции на 286,3; 313,4; 342,5; 395,8; 420,4%). Подобный характер прироста легочной вентиляции отмечался в тех же группах на 2-й минуте после ходьбы на уклонах с той лишь разницей, что показатели были несколько выше. Это наблюдение показывает, что начало восстановления легочной вентиляции шло строго параллельно показателям легочной вентиляции, зафиксированным при ходьбе на уклонах.

Время восстановления легочной вентиляции после ходьбы без груза и с грузом на уклонах характеризуется у наблюдаемых первой группы равномерным, почти параллельным увеличением; оно сравнительно невелико. У наблюдаемых второй и третьей групп оно носит характер параболы, наиболее отчетливо увеличиваясь при ходьбе с грузом между уклонами 6 и 8%, причем у этих наблюдаемых отмечается * максимальная продолжительность восстановления (соответственно i уклонам во второй группе составляет 7, 8, 10. 13 и 17 минут, т. е. более чем в Р/2 раза превышает время в первой группе; в третьей группе — 8, 9, И, 15 и 20 минут, т. е. почти в 2 раза больше, чем в первой • группе). (Щ

Различное увеличение легочной вентиляции при ходьбе на одном и том же уклоне у наблюдаемых различных групп объясняется рядом разнообразных по характеру причин. Так, различными авторами и нами отмечено, что прирост легочной вентиляции на единицу работы (ходьба), а также продолжительность восстановления меньше у лиц молодого возраста, чем у пожилых [Дернин и Микуличич (Оигшп, МлкиПас, 1956)], у мужчин, чем у женщин (Андерсон), у тренированных, чем у нетренированных (В. М. Новодворский и А. Е. Бреус, 1939), у здоровых, чем у больных с заболеванием сердечно-сосудистой систе-

мы (Д. Гольштейн и 3. Розенблюм, 1935) и легких{Кобет и Пеин (Cobet, Pein, 1947)] и т. д., в то время как величина максимальной вентиляции у названных выше лиц имеет обратные соотношения [В. С. Савельев1, Хамре, Хьерстад (Hamre, Kjrstade, 1955)].

Анализ динамики минутного объема и его производных — частоты и амплитуды дыхания при ходьбе на уклонах — убедительно показывает, что, начиная с уклона 6% для женщин и с уклона 8% для мужчин, напряжение дыхательного аппарата значительно возрастает адекватно реакции сердечно-сосудистой и мышечной систем при ходьбе на тех же уклонах.

Пользуясь сводными литературными данными Христенсена (Christensen, 1953), Уэллса (Wells, 1957) и др., которые классифицируют тяжесть физической работы по величине легочной вентиляции и устанавливают увеличение последней при выполнении тяжелой мышечной работы в пределах 35—50 л в минуту, можно отметить следующее. Ходьба наблюдаемых второй группы с грузом на уклоне 4% (легочная вентиляция равна 36,84 л), как и ходьба наблюдаемых этой же группы без груза и с грузом на уклонах 6, 8 и 10% (легочная вентиляция составляет соответственно 35,42; 37,47; 40,52 л и 39,43; 41,95: 44,71 л), а также ходьба наблюдаемых третьей группы с грузом на тех же уклонах (легочная вентиляция 36,36; 39,31; 42,32 л), сопровождалась значительным абсолютным усилением легочной вентиляции и может оцениваться как тяжелая физическая нагрузка на организм пешехода.

На различных этапах — до, во время и после ходьбы на уклонах — исследовали потребление кислорода; кроме того, определяли общее потребление кислорода, кислородный запрос и кислородную задолженность. Потребление кислорода в положении наблюдаемых сидя составляло в первой группе 0,293 л, во второй —0,291 л, в третьей — 0,258 л в минуту.

Уровень общего потребления кислорода (при ходьбе и восстановлении дыхания) при подъеме на уклонах постепенно увеличивался вместе с ростом угла наклона, особенно при ходьбе с грузом, причем, начиная с уклона 6%, у наблюдаемых первой группы (2 минуты ходьбы без груза — 4,26 л, с грузом — 5,16 л и период • восстановления — соответственно 4 и 5 минут) и с уклона 4% У наблюдаемых третьей группы (ходьба с грузом — 4,4 л, период восстановления — 6 минут) потребление кислорода начинало возрастать более интенсивно.

Аналогичная тенденция в увеличении потребления кислорода проявлялась в динамике кислородного запроса (общая величина излишне потребленного кислорода при ходьбе на уклонах) с той лишь разницей, что кислородный запрос наблюдаемых второй группы увеличивается при ходьбе с уклона 6% не равномерно, как общее потребление кислорода, а делает скачок подобно кривой кислородного запроса наблюдаемых первой группы. В этом отношении кривые роста кислородного запроса хорошо демонстрируют переломный момент в реакции организма как единого целого, в котором повышение нагрузки, начиная с уклона 6%, вызывает, очевидно, увеличение аноксемической гипоксии, а также отмеченные нами снижение силы и выносливости мышц ног, жалобы на ощущения дискомфортного характера и вследствие этого рефлекторную перестройку всех основных физиологических систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и т. д. В этот момент заметно усиливаются частота сердцебиений и ударный объем сердца, легочная вентиляция, поступление питательных веществ к работающим органам, однако усиленное снабжение не успевает пол-

1 Диссертация, 1954.

I

ностью удовлетворять имеющийся запрос и в организме образуется значительный кислородный долг.

Динамика кислородного долга после ходьбы на уклонах показывает (см. рисунок), что в его росте также имеется переломный момент на уклоне 6% — У мужчин первой и второй групп при ходьбе без груза (0,779 и 0,887 л) и с грузом (1,222 и 1,141 л) и на уклоне 4% — У женщин без груза (0,518 л) и с грузом (0,816 л).

Восстановление (ликвидация кислородного долга) протекало быстрее всего у более тренированных мужчин молодого возраста (без груза — 3—5 минут, с грузом — 4—7 минут) и медленнее всего — у женщин (без груза — 4—7 минут, с грузом — 5—10 минут), что соответствует данным Гилла (Hill) о времени нормализации потребления кислорода у здоровых людей.

Следовательно, начиная с уклона 6% для мужчин и с уклона 4% для женщин, кислородный долг значительно возрастает, причем продолжительность его восстановления увеличивается с возрастом, с понижением тренированности и при возрастании нагрузки.

Энергозатраты в положении сидя в среднем были следующими: в первой

группе—1,44 ккал/мин, во второй—1,43 ккал/мин, в третьей—1,27 ккал/мин.

Энергозатраты при ходьбе на уклонах возрастали с увеличением нагрузки и угла наклона, причем наблюдалась установленная ранее рядом исследований зависимость энергозатрат от веса, пола, возраста, положения тела и угла-подъема (Пасмор и Дернин (Passmore, Durnin, 1955); Бойенс и Китинг (Booyens. Keatinge, 1957)]. •

Прирост энергозатрат заметно увеличивался при ходьбе без груза и с грузом у наблюдаемых второй группы (5,44 и 5,94 ккал/мин, или на 272,6 и 315,4%) так же, как и в первой группе при ходьбе с грузом (6,25 ккал/мин, или на 349,6%), начиная с уклона 6%; в третьей группе он увеличивался при ходьбе с грузом с уклона 4% (5,06 ккал/мин, или на 301,6%).

Уровень энергозатрат в различных группах в соотношении абсолютных величин энергозатрат за время ходьбы и в период восстановления показывает следующее. У наблюдаемых первой группы кривая общих энергозатрат? периода восстановления при ходьбе на уклонах без груза, постепенно возрастая, пересекает кривую общих энергозатрат при ходьбе между уклонами 6 и 8%, становясь выше ее на уклоне 8 и 10%; при ходьбе же с грузом пересечение кривой общих энергозатрат наблюдается между уклонами 4 и 6%. У наблюдаемых второй группы такое же пересечение отмечается уже при ходьбе без груза между уклонами 4 и 6%, при ходьбе же с грузом кривые энергозатрат вообще не пересекаются, так как уровень энергозатрат в период восстановления выше, чем во время ходьбы на всех уклонах. У наблюдаемых третьей группы идентичное пересечение при ходьбе без груза имеется между уклонами 6 и 8%, при ходьбе с грузом — между уклонами 0,5 и 4%. Анализ сравнительных показателей энергозатрат на уклонах позволяет сделать вывод, что значительный прирост энергозатрат при ходьбе отмечается у мужчин, начиная с уклона 6%, у женщин — с уклона 4 %.

1200. 1000 то шо\

1,400

то\ 1,000

от от от 0,200]

то . , . .

покои 0<5°/о 4% 6% Г/о /0%

Уклоны

Динамика кислородного долга при ходьбе на уклонах у наблюдаемых различных групп.

1 — кислородный долг у наблюдаемых первой группы при ходьбе без груза: 2 — у них же при ходьбе с грузом; 3 — у наблюдаемых второй группы при ходьбе без груза; 4 — у них же при ходьбе с грузом: 5 — у наблюдаемых третьей группы при ходьбе без груза; 6 — у них же при ходьбе с грузом.

' Выводы

/

1. Подъем на уклонах 0,5—4% является для организма умеренной нагрузкой, за исключением ходьбы на уклоне 4% для пешеходов, отягощенных ношей, когда к организму предъявляются значительные требования. 1

2. Подъем на уклоне 6% является пороговой нагрузкой для организма; работа средней тяжести переходит в тяжелую.

3. Подъем на уклоне 8% представляет тяжелую нагрузку. Подъем на уклоне 10% характеризуется увеличением тяжести нагрузки с переходом к очень тяжелой работе.

4. Результаты экспериментальных исследований внешнего дыхания позволяют сделать заключение, что максимально допустимый физиологически обоснованный уклон в жилой застройке не должен превышать 6%.

5. Принимая во внимание значительные сдвиги в легочной вентиляции и энергозатратах в организме, отягощенных ношей пешеходов, особенно у пожилых людей и у женщин при ходьбе на уклоне 6%, гигиенически рекомендуемым для путей массового пешеходного сообщения в жилой застройке следует считать уклон до 4%.

ЛИТЕРАТУРА ,

Гольштейн Д., Розенблюм 3. И. Труды Воен.-мед. акад., 1935, т. 4, стр. 123—Д ембо Г. А. Клин, мед., 1941, т. 19, № 3, стр. 25—3 аривайская X. А., Шинкаренко В. Е., Соловьева Н А. Гиг. и сан., 1954, № 7% стр. 14 —М а к-Кензи Р. Г. Физические упражнения в воспитании и медицине. М.—Л., 1937.—Максимова О. Ф. Возрастные изменения мышечной работоспособности человека. Дисс. канд. Киев, 1953.—Н оводворский В. М., Бреус А. Е. Труды Воен.-мед. акад. Л., 1939, т. 16, стр. 139.—A n d ersen К. L. Acta physiol. scand., 1960, v. 48, Suppl. 168.—В oo у с us J., Keating W. R., J. Physiol. (Lond.), 1957, v. 138, p. 165.— С о b e t, Rein. Tuberculose und kreis laux. Berlin, 1947.—D u г n i n J. V. G. A., M i k u-1 i с i с V., Qnart. J. exp. Physiol., 1956, v. 41, p. 442—F a z i о B. et at., Arch. E. Maraglia-no Pat. Clin., 1959, v. 15, p. 885, 863.—H a m г e L. et al., Scand. J. Clin. Lab. Invest., 1955, v. 7, p. 300.—Hill A. V., Muscular Activity. London, 1926.—P a s s m о г e R., D u г n i n J. V. G. A., Physiol. Rev., 1955, v. 35, p. 801.—W ells J. G., В a 1 k e В., van Fossa n D. D., J. appl. Physiol., 1957, v. 10, p. 51.

Поступила 30/VII 1962 r.

COMPARATIVE HYGIENIC EVALUATION OF STANDARDS FOR GRADES AT THE DWELLING HOUSE BUILDING SITES (SECOND COMMUNICATION)

G. A. Pronin, Scientific Worker

An Experimental Study oT external respiration (the rate, the amplitude of respiratory movements, the lung ventilation, the energy expenditure according to oxygen consumption) in the course of going up on gradients of 0.5. 4, 6, 8 and 10% revealed a considerable increase of lung ventilation and energy expenditure, starting from 6% gradient and even that of 4%—for persons carrying some load, as well as aged individuals and women. The existing classification of physical performance according to lung ventilation and energy expenditure and the previously published data on the state of cardiovascular and muscular systems indicate that judging by the physical strain produced, going up a gradient of 6% may be considered to be a threshold one, or the turning-point from which a task of medium gravity becomes heavy.

On the basis of the results obtained it may be concluded that the maximum permissible grade for a dwelling house site should not exceed 6% and that for pedestrian traffics ways this should be within 4%.

Ъ Ъ *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.