Научная статья на тему 'Сравнение зарубежного и российского опыта организации общественного контроля за органами государственной власти'

Сравнение зарубежного и российского опыта организации общественного контроля за органами государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2271
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА / CIVIL SOCIETY / PUBLIC CONTROL / PUBLIC ADMINISTRATION / SOCIAL AUDIT / OMBUDSMAN INSTITUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Лина Игоревна

В статье анализируется опыт Скандинавских стран, а также США в осуществлении общественного контроля, а также проводится параллель с существующей практикой общественного контроля в Российской Федерации. В статье указаны необходимые меры для эффективного развития системы общественного контроля в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF PUBLIC CONTROL OVER PUBLIC

The article analyzes the experience of Scandinavian countries, as well as the US in the implementation of public control, and also draws a parallel with the existing practice of public control in the Russian Federation. The article indicates the necessary measures for the effective development of the system of public control in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Сравнение зарубежного и российского опыта организации общественного контроля за органами государственной власти»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017

УДК 351.9

Позднякова Лина Игоревна, магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Курского государственного университета

e-mail: igorliont@mail.ru

СРАВНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

Аннотация: в статье анализируется опыт Скандинавских стран, а также США в осуществлении общественного контроля, а также проводится параллель с существующей практикой общественного контроля в Российской Федерации. В статье указаны необходимые меры для эффективного развития системы общественного контроля в Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданское общество, общественный контроль, государственное управление, социальный аудит, институт омбудсмена.

Pozdnyakova Lina Igorevna, graduate student of the department of state and municipal management, Kursk State University

e-mail: igorliont@mail.ru

COMPARISON OF FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF PUBLIC CONTROL OVER PUBLIC

Annotation: The article analyzes the experience of Scandinavian countries, as well as the US in the implementation of public control, and also draws a parallel with the existing practice of public control in the Russian Federation. The article indicates the necessary measures for the effective development of the system of public control in the Russian Federation.

Keywords: civil society, public control, public administration, social audit, ombudsman institution.

Общественный контроль - это деятельность субъектов общественного контроля по оценке, проверке, наблюдению соответствия общественным интересам деятельности объектов общественного контроля. Под действиями в общественных интересах понимается деятельность субъектов общественного контроля, которая нацелена на защиту, соблюдение и признание прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционных ценностей и прав.

Общественный контроль в западноевропейских, скандинавских странах, а также в США представляет собой довольно широкий набор инструментов его осуществления, строящийся, в первую очередь, на принципах прозрачности государственной власти и активного участия различных общественных институтов, общества в ее работе. Данные принципы обеспечиваются через

ISSN: 2414-0309

1

принятие государством специальных нормативных актов о раскрытии информации, контроле со стороны некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах, а также граждан. Необходимо отметить роль экспертизы, общественных инициатив, журналистских расследований, голосования, обсуждений и петиций. В какой-то степени к инструментам общественного контроля можно также отнести референдумы и выборы. При этом следует отметить, что само понятие «общественный контроль» на Западе практически не употребляется.

Наиболее близким к понятию «общественный контроль» в Российской Федерации является понятие «парламентский (общественный) контроль» в Скандинавских странах: Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании [3]. Успешная международная практика общественного контроля в Скандинавских странах говорит о том, что контролером государства должно выступать все общество в лице его разнообразных, разветвленных институтов: предпринимательских и профсоюзных, общенациональных, молодежных и ветеранских, правозащитных и потребительских, а также общественных организаций в разных сферах общественного управления.

Первые «задатки» развития системы общественного контроля в Скандинавских странах можно увидеть в возникновении института уполномоченных в Швеции [3]. Еще в 1810-х гг. возникла необходимость создания независимых от королевской власти институтов, которые бы осуществляли контроль за соблюдением законов не только гражданами, но и государственными органами.

В течение 1880-1930-х гг. вектор развития государственного управления был направлен на построение государства всеобщего благосостояния, которое требовало цивилизованного решения возникающих конфликтов в сфере управления и контроля. Например, в Швеции для целей контроля за деятельностью исполнительной власти избираются так называемые прокураторы, в функции которых входит ревизия и рассмотрение обращений граждан на действия органов исполнительной власти. В Дании и Норвегии выбирают специальных комиссаров, осуществляющих контроль за исполнением законов, которые действуют от имени парламента.

С 1995 г. в Швеции широкое распространение получает социальный аудит [3]. Его суть заключается в проведении исследований, которые опираются на научные исследования и эмпирическую базу и, в то же время, в доступности результатов социального аудита для широкой общественности. Таким образом, контрольные полномочия получают также и внепарламентские контрольные институты.

Еще одним интересным примером метода осуществления общественного контроля является институт омбудсмена [5]. Система института омбудсменов имеет долгую традицию во всех вышеперечисленных странах. К его основным функциям, а это, как правило, целый штат сотрудников, относится разбор жалоб населения по вопросам соблюдения прав человека. В некоторых странах, при наличии расширенных полномочий квалифицированного юриста,

существует возможность самостоятельно инициировать расследование случаев нарушения прав и свобод граждан.

Модель государственного управления в сфере общественного контроля в скандинавских странах оставалась в неизменной форме [5]. На сегодняшний день в основе политической системы всех этих стран лежит принцип парламентаризма совместно с принципом разделения властей [3]. В этих странах Парламентам принадлежит законодательная власть, а исполнительная власть находится в руках кабинета министров и премьер-министра, согласно принципу разделения властей. В основе же принципа государственного управления лежит утверждение того, что вся власть в стране принадлежит народу, а реализуется это через избрания народных представителей в парламент. Так, парламент, являясь представителем народа, осуществляет от его имени контроль работы правительства.

Действующие формы осуществления общественного контроля можно определить следующим образом:

• доступ граждан к информации о деятельности власти;

• индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;

• журналистские расследования;

• научно-исследовательские, публицистические и художественные произведения, формирующие общественное мнение и воздействующие на правящую элиту;

• участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, собрания и сходы граждан, публичные слушания;

• общественные экспертизы законопроектов

• публичные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни;

• народная законодательная инициатива и так далее.

Анализ существующей практики общественного контроля в Российской Федерации свидетельствует о том, что целостная система общественного контроля в стране отсутствует, а эффективность проводимых мероприятий в большинстве случаев довольно невелика и не приводит к существенному улучшению качества государственного управления, местного самоуправления, что ведет к нарастанию социального напряжения в обществе, неудовлетворенности граждан, а также к росту коррупции. Причин сложившейся ситуации несколько:

1. Одна из главных проблем состоит в том, что существующее правовое регулирование общественного контроля в Российской Федерации поверхностно и фрагментарно.

2. Вторая большая проблема - это низкая вовлеченность широких масс населения и институтов гражданского общества в лице реальных некоммерческих организаций в осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов власти и местного самоуправления. Это связано с низким уровнем межличностного доверия в российском обществе, а также низким уровнем доверия населения к самим институтам

гражданского общества. В целом Россия по уровню доверия (18%) в разы уступает Дании (67%), Норвегии (62%), Финляндии (58%) и Швеции (56%). Выше уровень доверия также в Нидерландах (48%), Швейцарии (42%), Эстонии (36%), Великобритании (35%), Израиле (32%) и других странах. Из институтов гражданского общества в России наибольшим доверием пользуется церковь -ей привержены 43% россиян [4]. Экологическим, благотворительным, правозащитным, политическим партиям и профсоюзам доверяют соответственно лишь 8%, 16%, 12% и 3% опрошенных [4].

3. Необходимо также учитывать тот факт, что в России только происходит становление системы общественного контроля.

Так, механизмы институанализированного гражданского участия в общественном контроле представлены довольно широко на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации: институты уполномоченных по правам человека и по правам детей, молодежные парламенты, общественные палаты и т.д. Но наиболее развиты те формы, которые больше всего связаны с властью, формируются ею, интегрированы во властные структуры.

Таким образом, для эффективного развития системы общественного контроля в Российской Федерации необходимо принять следующие меры:

• необходимо создание стройной законодательной базы обеспечения общественного контроля: внесение изменений в некоторые нормативные правовые акты в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1];

• расширение гарантий конституционного права граждан на участие в управлении делами государства на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном;

• повышение подотчетности и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

• обеспечение роста гражданской активности населения, а именно привлечение граждан к участию в деятельности общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления;

• стимулирование и координация инициатив общественных организаций и профессиональных сообществ в различных сферах;

• повышение доверия к общественным организациям со стороны граждан, а также со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Можно сделать вывод, что развитие системы общественного контроля в Российской Федерации позволит повысить доверие граждан к органам государственной власти и местного самоуправления, улучшить качество и повысить эффективность государственного управления, а также снизить уровень коррупции. Но одних лишь мер со стороны государства совершенно недостаточно. Гражданам также необходимо проявлять инициативу, участвовать в различных мероприятиях, которые организуются органами государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в деятельности общественных советов. Чтобы достичь должного уровня развития гражданского общества, необходимы совместные усилия.

Список источников:

1. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (часть 1). Ст. 4213.

2. О народном контроле в СССР: Закон СССР от 30 ноября 1979 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1814

3. Мировой опыт общественного контроля над деятельностью власти: уроки для России/ Информационно-аналитический журнал «Политическое образование» [Электронный ресурс] URL: http://www.lawinrussia.ru/mirovoi-opyt-obshchestvennogo-kontrolya-nad-deyatelnostyu-vlasti-uroki-dlya-rossii-0

4. Официальный сайт Агентства социальной информации. [Электронный ресурс]. URL:http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebReso urces/povysh/$File/povysh.pdf

5. Степанова Т.В. Европейский опыт организации общественного контроля за работой органов государственной власти - пример Скандинавских стран. [Электронный ресурс] URL: http://c.a2g-secure. com/?E=WK4l4g%2bscJFC%2fH6IRkKa%2bA%3d%3d-l1gGst5pXBU%3d&s1=RU&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.