Материалы конференции
показатель увеличивается до 47% у больных 70— 79 лет. Отмечено широкое распространение ФР: курение — 39%, избыточная масса тела — 49,7%, гиподинамия — 43,9%.
Лица с АГ и ФР направлялись на 2-й этап скри-нирующего обследования, который включал ЭКГ в покое, нагрузочные пробы, эхокардиографию (ЭхоКГ) в М-режиме, офтальмоскопию, исследование липидного спектра, глюкозы и мочевой кислоты в сыворотке крови, при необходимости — консультацию профильных специалистов. Эти исследования позволили верифицировать ИБС у 26%, хроническую сердечную недостаточность — у 34%, метаболический синдром — у 18%, сахарный диабет 2-го типа — у 3,2% обследуемых, сосудистую деменцию у пожилых — 5%.
В зависимости от наличия или отсутствия ФР, поражения органов-мишеней и ассоциированных заболеваний, были выделены пациенты с низким, средним, высоким и очень высоким риском развития сердечно-сосудистых осложнений.
Выявлены психологические предикторы неадекватного отношения пациентов к заболеванию (анозогностический, эргопатический типы реагирования).
В результате исследования выявлены и реализуются комплексные программы вмешательств на уровне личности и семьи в целом, включающие модули воспитания, коррекции обратимых ФР, и медикаментозного лечения с учетом индивидуально-личностной характеристики пациента и степени риска развития осложнений.
СРАВНЕНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭНДОТЕЛИЙЗАВИСИМОЙ ВАЗОДИЛАТАЦИИ ПЛЕЧЕВОЙ И ПОДКОЛЕННОЙ АРТЕРИЙ У ЛИЦ С НОРМАЛЬНЫМ И ПОВЫШЕННЫМ АРТЕРИАЛЬНЫМ ДАВЛЕНИЕМ
Т. Н. Сыромятникова, Я. Б. Ховаева, Б. В. Головской Пермская государственная медицинская академия им. Е. А. Вагнера, Россия
COMPARISON OF THE DEGREE OF EXPRESSION OF ENDOTHELIAL DEPENDENT VASODILATATION OF BRACHIAL AND POPLITEAL ARTERIES IN PATIENTS WITH NORMAL AND HIGH BLOOD PRESSURE
T. N. Syromyatnikova, J. B. Hovaeva, B. V. Golovskoy Perm State Medical Academy named by E. A. Wagner, Russia
Несмотря на то, что процессы сосудистого ре-моделирования при артериальной гипертензии носят генерализованный характер, выраженность его в артериях разных регионов различна.
Целью исследования явилось изучение и сравнение динамики сосудистого тонуса подколенной и плечевой артерий при стимуляции эндотелий-зависимого механизма вазодилатации у лиц с разным уровнем АД.
Материалы и методы. Обследовано 43 человека с АД ниже 140/90 мм рт. ст. (группа 1) и 61 пациент с АГ I—II ст. (группа 2). У всех обследованных изучалась эндотелийзависимая вазодилатация правой плечевой (ППА) и правой подколенной (ППодА) артерий при помощи дуплексного сканирования на аппарате Aloca 5000 (Япония) с использованием линейного датчика 10 МГц в стандартных диагностических точках. В качестве стимула использовалась проба с реактивной гиперемией (РГ), с оценкой прироста диастолического диаметра (Ддиаст) сосуда через 15, 30 и 60 с после декомпрессии. На ППА исследование сосудодви-гательной функции проводили по методике D. Ce-lermajer et al. (1992). В качестве норматива эндо-
телийзависимой вазодилатации принимали прирост Ддиаст плечевой артерии в течение 60 с после декомпрессии более 10% от исходного. Для сравнения сосудодвигательной функции в регионах предплечья и голени у лиц с нормальным АД и с артериальной гипертензией проводили расчет отношения:
Ддиаст ППА X 100%/Ддиаст ППодА; где Ддиаст ППА — диастолический диаметр правой плечевой артерии в мм; Ддиаст ППодА — диастолический диаметр правой подколенной артерии в мм.
Обработка результатов осуществлялась в программе Statistica 7.0 с расчетом М ± m, М — среднее значение, m — стандартная ошибка среднего.
Результаты и обсуждение. Исходный диаметр ППА у лиц 2-й группы был выше на 5,35% (р = 0,04) в сравнении с 1-й группой, в то время как диаметр ППодА был меньше на 11,6% (р = 0,04). Можно предположить, что у лиц с АГ увеличение диаметра ППА связано с дилатационным ре-моделированием, а снижение диаметра ППодА связано с повышенным тонусом сосудистой стенки или структурным гипертрофическим ремоде-
Материалы конференции
лированием. Исходная величина расчетного коэффициента во 2-й группе составляла 67,14 ± ± 0,11%, а в 1-й — 56,19 ± 0,02%. Межгрупповые различия коэффициента были достоверными и составляли 10,95% (р = 0,04).
При исследовании РГ прирост Ддиаст ППА в 1-й группе был в пределах нормы и составил 11,29% (р = 0,001), а во 2-й группе снижен — 8,28% (р = 0,01). Это подтверждает данные литературы о нарушении эндотелийзависимой вазо-дилатации при АГ. На ППодА в 1-й группе максимальный прирост Ддиаст регистрировался через 30 с после декомпрессии и составлял 4,1%. Во 2-й группе аналогичные изменения наблюдались через 60 с после декомпрессии и были менее выражены, составляя 3,77%. Различия между коэффициентами ДдиастППА/ДдиастППодА в груп-
пах с нормальным и повышенным АД во время проведения пробы сохранялись (р = 0,04): прирост коэффициента у лиц 1-й группы составил 4,62% (р = 0,04), а во 2-й — 3,59%. Более высокие величины прироста коэффициента у лиц с нормальным АД свидетельствуют о том, что в норме преобладают вазодилатационные реакции на артерии верхней конечности, а при АГ эти соотношения сглаживаются.
Вывод. Выявление различий в характере ре-моделирования и вазодилатационных реакциях в артериях разных регионов требуют дальнейшего изучения. Перспективным является исследование динамики расчетного коэффициента ДдиастППА/ДдиастППодА при разных вариантах стимуляции с выделением нормативов для его интерпретации.
РЕМОДЕЛИРОВАНИЕ МИОКАРДА ЛЕВОГО ЖЕЛУДОЧКА И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ФОНЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ
Д. Н. Украинцева, Н. К. Горшунова, Е. О. Семенова Курский государственный медицинский университет, Россия
REMODELING OF THE MYOCARDIUM OF LEFT VENTRICULAR
AND PARTICULARITIES OF THE CENTRAL HEMODYNAMIC IN ELDERLY
PATIENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION
D. N. Ukraintseva, N. K. Gorshunova, E. A. Semenova Kursk State Medical University, Russia
Ремоделирование миокарда признано предиктором прогрессирования и осложненного течения артериальной гипертонии (АГ). Доказано, что даже небольшое изменение массы миокарда левого желудочка (ММЛЖ), особенно у пациентов старшего возраста, может служить прогностическим признаком увеличения сердечно-сосудистого риска (Kannel W. B. 1992; Hunter J., Chien K., Grace A. 1999; Lorell B. H. 2000).
Цель работы — определить характер ремо-делирования миокарда левого желудочка (ЛЖ) и особенности центральной гемодинамики у пациентов пожилого возраста на фоне АГ.
Материалы и методы исследования. Работа основана на результатах обследования 132 больных пожилого возраста с АГ (основная группа), среди которых 116 (87,9%) женщин и 16 (12,1%) мужчин. Средний возраст обследованных 66,0 ± ± 0,4 года: женщин — 65,6 ± 0,4, мужчин — 68,1 ± ± 1,1 лет. Контрольную группу составили 30 практически здоровых лиц пожилого возраста, сопоставимых с больными по возрастно-половому составу. Диагноз АГ верифицирован в соответствии с рекомендациями Всероссийского науч-
ного общества кардиологов (ВНОК, 2008). Критериями исключения служили вторичные формы АГ, АГ III стадии, гемодинамически значимые пороки сердца, хроническая сердечная недостаточность III-IV функциональных классов в соответствии с классификацией Нью-Йоркской кардиологической ассоциации (NYHA), сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, системные заболевания соединительной ткани, анемии, злокачественные новообразования.
Исследование геометрии сердца и сократительной способности ЛЖ проводили методом эхокардиографии с применением УЗ сканера MyLab 15 (Esoate/PieMedical, Италия) в М и В-ре-жимах по методике Американского общества по эхокардиографии (ASE). Оценивали размер левого предсердия (ЛП, см), толщину межжелудочковой перегородки (ТМЖП, см), задней стенки левого желудочка (ТЗСЛЖ, см) в диастолу, его конечный систолический (КСР, см) и диасто-лический (КДР, см) размеры. На основании указанных измерений рассчитывали относительную ТМЖП (ОТМЖП), относительную ТЗСЛЖ (ОТЗСЛЖ), относительную толщину стенок ле-