Научная статья на тему 'Сравнение влияния тетратиа- и каликс[4]ареновой платформ, функционализированных гидразонными заместителями, на селективность связывания d-ионов металлов'

Сравнение влияния тетратиа- и каликс[4]ареновой платформ, функционализированных гидразонными заместителями, на селективность связывания d-ионов металлов Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
89
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИАКАЛИКС[4]АРЕН / КАЛИКС[4]АРЕН / ГИДРАЗОНЫ / ЛИГАНД / ЖИДКОСТНАЯ ЭКСТРАКЦИЯ / КОМПЛЕКСЫ / ПЕРЕХОДНЫЕ МЕТАЛЛЫ / СЕРЕБРО / РТУТЬ / THIACALIX[4]ARENE / CALIX[4]ARENE / HYDRAZONES / LIGAND / LIQUID EXTRACTION / COMPLEXES / TRANSITION METALS / SILVER / MERCURY

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Зайнуллина Р. Р., Кашапова Н. Е., Подъячев С. Н., Судакова С. Н., Бухаров С. В.

Синтезированы новые гидразонные производные тиаи каликс[4]арена в стереоизомерных формах конус, содержащие метоксифенильные заместители в гидразонных фрагментах. Методом жидкостной экстракции показано, что классический каликс[4]арен подобно его тиааналогу одинаково эффективно и селективно связывает ионы Ag+ и Hg2+ в широком ряду щелочных и переходных металлов. Установлено, что атомы серы в тиакаликс[4]арене не участвуют в связывании мягких ионов серебра и ртути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Зайнуллина Р. Р., Кашапова Н. Е., Подъячев С. Н., Судакова С. Н., Бухаров С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novel hydrazone derivatives of thiaand calix[4]arenes containing methoxyphenyl substituents in hydrazone fragments in cone stereoisomeric forms were synthesized. Using liquid extraction method it was revealed that classical calix[4]arene extracts efficiently and selectively Ag+ and Hg2+ in the wide row of alkali and transition metal ions. It was established that sulfur atoms dont take part in coordination of soft silver and mercury ions.

Текст научной работы на тему «Сравнение влияния тетратиа- и каликс[4]ареновой платформ, функционализированных гидразонными заместителями, на селективность связывания d-ионов металлов»

УДК 542.61

Р. Р. Зайнуллина, Н. Е. Кашапова, С. Н. Подъячев,

С. Н. Судакова, С. В. Бухаров

СРАВНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕТРАТИА- И КАЛИКС [4]АРЕНОВОЙ ПЛАТФОРМ,

ФУНКЦИОНАЛИЗИРОВАННЫХ ГИДРАЗОННЫМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ,

НА СЕЛЕКТИВНОСТЬ СВЯЗЫВАНИЯ d-ИОНОВ МЕТАЛЛОВ

Ключевые слова: тиакаликс[4]арен, каликс[4]арен, гидразоны, лиганд, жидкостная экстракция, комплексы, переходные

металлы, серебро, ртуть.

Синтезированы новые гидразонные производные тиа- и каликс[4]арена в стереоизомерных формах конус, содержащие метоксифенильные заместители в гидразонных фрагментах. Методом жидкостной экстракции показано, что классический каликс[4]арен подобно его тиа- аналогу одинаково эффективно и селективно связывает ионы Ag+ и Hg2+ в широком ряду щелочных и переходных металлов. Установлено, что атомы серы в тиакаликс[4]арене не участвуют в связывании мягких ионов серебра и ртути.

Keywords: thiacalix[4]arene, calix[4]arene, hydrazones, ligand, liquid extraction, complexes, transition metals, silver, mercury.

Novel hydrazone derivatives of thia- and calix[4]arenes containing methoxyphenyl substituents in hydrazone fragments in cone stereoisomeric forms were synthesized. Using liquid extraction method it was revealed that classical calix[4]arene extracts efficiently and selectively Ag+ and Hg2+ in the wide row of alkali and transition metal ions. It was established that sulfur atoms don’t take part in coordination of soft silver and mercury ions.

Введение

С интенсивным развитием промышленного производства все более остро встает проблема утилизации промышленных отходов, в частности, ионов тяжелых металлов. Для их извлечения могут быть использованы процессы межфазного переноса с участием селективных комплексообразующих соединений. Концентрирование тяжелых металлов из жидких сред достигается с помощью различных процессов разделения. Экстракция в системе жидкость - жидкость остается актуальным методом для извлечения некоторых токсичных металлов благодаря эффективности, селективности и легкости технологического осуществления. Эффективность и селективность экстракции главным образом связана с выбором экстрагента. В последние годы с развитием супрамолекулярной химии все большее применение в качестве рецепторов ионов металлов находят производные каликс[4]аренов.

С целью поиска селективных экстрагентов ионов тяжелых металлов были синтезированы новые гидразонные производные тиа- и каликс[4]арена с метоксифенильными

заместителями в гидразонных фрагментах в стереоизомерных формах конус 1 и 2 соответственно (рис. 1) по ранее описанной

методике [1, 2].

Для сравнения связывающей способности каликс[4]аренов 1 и 2 были проведены эксперименты методом жидкостной экстракции по пикратной методике в двухфазной системе хлороформ-вода. Установлено, что соединения 1 и 2 не экстрагируют ионы щелочных металлов (рис. 2). Тиакаликс[4]арен 1 эффективно связывает ионы Ад+ (Е ~ 73 %) и Нд2+ (Е ~ 71,4 %) и практически не связывает другие ионы переходных металлов (Е < 6 %). Это может быть обусловлено участием в

координации мягких донорных атомов 8. Однако, при переходе к каликс[4]арену 2 вместо ожидаемого падения наблюдается увеличение эффективности связывания ионов Ад+ (Е ~ 76,8 %) и Нд2+ (Е ~ 85,1 %). Кроме того, резко возрастает степень извлечения других исследованных нами переходных металлов (Е ~ 23-34 % для ионов Со2+, Ы12+, Си2+, 2п2+, С^+, РЬ2+, 1а3+, С^+ и Ьи3+). Естественно предположить, что в координации ионов металлов принимают участие донорные атомы азота и кислорода ацетилгидразонных фрагментов, а не атомы серы. Более высокая эффективность извлечения в случае классического каликс[4]арена 2 может быть обусловлена большей предорганизацией связывающих групп на классическом каликс[4]арене по сравнению с более гибкой тиакаликс[4]ареновой платформой.

Рис. 1 - Тетратиакаликс[4]арен 1 и классический каликс[4]арен 2

Для определения стехиометрии

образующихся комплексов Ад+ и Нд2+ с соединениями 1 и 2 экстракцию проводили по

методу Джоба при постоянной суммарной мольной доли экстрагента и пикрата металла (рис. 3). Для каликс[4]аренов 1 и 2 экстракционные выходы достигали максимума при 0.5 мольных долей как в случае Ад+ , так и для

Нд2

+. Так как по оси абсцисс отложена мольная доля пикриновой кислоты, то в случае однозарядного иона Ад+ такое соотношение соответствует стехиометрии комплексов 1:1 (М2+/Ь). В случае двухзарядного иона Нд2+ максимум при 0.5 мольных долей на графике Джоба соответствует составу образующихся комплексов 1:2 (М2+/Ь).

1Ю 1

и И/1 к С> Сі С* НІ Си їм Л.| (а ид РЬ |.а №1 (»

Рис. 2 - Зависимость степени экстракции (в %) от природы лиганда

1,0-

^ 0,й. ё

1- о,е-

0,2’

0,0-1-------с------,---.---,-------,----------

0.0 п.2 11,4 О.й 0,0 1,0

+ 2+

Рис. 3 - Графики Джоба для Ад Р1е" и Нд (Р1о")2 экстрагируемых соединениями 1 и 2

Для подтверждения стехиометрии образующихся комплексов соединений 1 и 2 с ионами серебра и ртути процент извлечения пикрата металла определяли при различных концентрациях лиганда (Рис. 4). Стехиометрии экстрагируемых комплексов определялись графически из зависимостей !одО от !од[Цогд, где [Цогд -концентрация свободного лиганда в органической фазе. Каликс[4]арены 1 и 2 формируют с Ад+ и Нд2+ комплексы состава 1:1 и 1:2 (М2+:Ь) соответственно, т.к. график зависимости !одО от !од[Ь]огд для иона Ад имеет линейный вид с наклоном п~1 (п=0.99±0.01 для 1, п=1.06±0.04 для 2), а для Нд2+ п~2 (п=2.02±0.2 для 1, п=1.95±0.2 для 2).

Полученные данные по стехиометрии комплексов согласуются с результатами, полученными по методу Джоба.

гв£ .5,6 .6,2 .4,£ -4.4 .4,(1 .3,6 .3,2 .2,8

Рис. 4 - Зависимость іодО от іод[ЦОгд для соединений 1 и 2

Экспериментальная часть

Структурные формулы синтезированных соединений представлены на рис. 1.

25.26.27.28-тетракис[(пара-метоксибензилиден) гидразинокарбонилметилокси]-

2.8.14.20-тетратиакаликс[4]арен (конус, 1). Выход 89%, т.пл. 174-176°С. ИК спектр, V, см1: 3464, 3214, ^]МН), 1681, 1605 (\+С=О). Масс-спектр МЛЬБІ-ТОБ: т/г: 1257 [М+И]+, 1279 [М+№]+, 1295 [М+К]+.

25.26.27.28-тетракис[(пара-метоксибензилиден) гидразинокарбонилметилокси]-

2.8.14.20-каликс[4]арен (конус, 2). Выход 60.3%, т.пл. 272-276°С. ИК спектр, V, см-1: 3464, 3210 ^1МН), 1702, 1668 ^С=О). Масс-спектр МЛЬБІ-ТОБ: т/г: 1185.7 [М+Н]+, 1207.6 [М+№]+.

Эксперименты по жидкостной экстракции проведены по методике, описанной ранее [3].

Заключение

Синтезированы и исследованы

комплексообразующие способности новых производных тиа- и каликс[4]арена 1 и 2 в стереоизомерных формах конус, содержащие метоксифенильные заместители в гидразонных фрагментах. В результате проведенных экспериментов по жидкостной экстракции установлено, что исследованные соединения в равной степени эффективно и селективно экстрагируют ионы Ад+ и Нд2+ в широком ряду щелочных и переходных металлов. Соединение 2 более эффективно извлекает ионы переходных металлов по сравнению с тиааналогом 1. Доказано, что атомы серы в тиакаликс[4]арене не участвуют в связывании мягких ионов серебра и ртути. Координация этих металлов происходит терминальными гидразонными заместилелями в тиа- и каликс [4] аренах. Установлено, что соединения 1 и 2 образуют с ионами Ад+ и Нд2+ комплексы состава 1:1 и 1:2 (М2+/Ь) соответственно.

Литература

1. Podyachev, S.N. Pyridinyl hydrazone derivatives of thiacalix[4]arene as selective extractants of transition metal ions / S.N. Podyachev, N.E. Burmakina, V.V. Syakaev, S.N. Sudakova, Wolf D. Habicher, A.I. Konovalov // J Incl Phenom Macrocycl Chem, DOI 10.1007/s10847-010-9920-3.

2. Бухаров С.В. Синтез производных изониазида с пространственно затрудненными фенольными

фрагментами / С.В. Бухаров, Р.Г. Тагашева, Г.Н. Нугуманова, Л.В. Мавромати // Вестник Казан. Технол. ун-та. - 2010. - № 8. - С. 23-27.

3. Зайнуллина, Р.Р. Селективное связывание токсичных ионов металлов гидразонными производными тиакаликс[4]арена / Р.Р. Зайнуллина, Н.Е. Бурмакина, Т.А. Барсукова, С.Н. Подъячев, С.Н. Судакова, С.В. Бухаров // Вестник Казан. технол. ун-та - 2011. - Т. 14, № 16. - С.31-34.

© Р. Р. Зайнуллина - студ. КНИТУ, [email protected]; Н. Е. Кашапова - асп. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КНИТУ, [email protected]; С. Н. Подъячев - канд. хим. наук, ст. науч. сотр. лаб. физикохимии супрамолекулярных систем ИОФХ им. А.Е. Арбузова КазНЦ РАН, [email protected]; С. Н. Судакова - канд. хим. наук, ст. науч. сотр. той же лаборатории, [email protected]; С. В. Бухаров - д-р хим. наук, проф., зав. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.