Comparison of the technologies for development of organizational and psychological climate in project teams Nuzhina N. (Russian Federation)
Сравнение технологий формирования организационнопсихологического климата в проектных командах Нужина Н. И. (Российская Федерация)
Нужина Наталия Игоревна / Nuzhina Nataliia - студент, кафедра управления образованием, психологический факультет,
Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: в статье рассматриваются результаты сравнения трех технологий для формирования благоприятного организационно-психологического климата в проектных командах и организациях.
Abstract: the article discusses the results of comparison of the technologies for development of productive organizational and psychological climate in project teams and organizations.
Ключевые слова: управление проектами, коучинг, консультирование, тренинг. Keywords: project management, coaching, consulting, training.
Ранее мы уже обсуждали актуальность управления проектами в современных организациях. Важнейший элемент управления проектами - это формирование эффективной команды. Такой тип команды можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Различают эффективность с позиций профессиональной деятельности по проекту и организационно -психологического климата деятельности. [1]
С позиций организационно-психологического климата эффективной можно назвать такую команду, в которой:
• неформальная атмосфера;
• задача хорошо понята и принимается;
• ее члены прислушиваются друг к другу;
• обсуждают задачи, в которых участвуют все члены;
• ее члены выражают как свои идеи, так и чувства;
• конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
• группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства [1].
Технологиями, которые могут использоваться для того, чтобы обеспечить благоприятный организационно-психологический климат для проектной команды, являются коучинг, консультирование, тренинг. На основании работ Голви Т., Уитмора Дж., Сорокоумова А., Жукова Ю. М. и др. выделим специфические и общие признаки и эффекты использования данных технологий в практике организаций.
81
Таблица 1. Специфические и общие признаки и эффекты использования коучинга, консультирования, тренинга
Т ехнологии Специфические признаки использования Общие признаки использования Специфические эффекты использования Общие эффекты использова ния
КОУЧИНГ Принятие сотрудником на себя ответственности; Самостоятельное принятие решений выбор пути к достижению цели, творческий подход; Соотнесение и осознание целей и задач, как организационных, так и индивидуальных, постоянный процесс целеполагания; Доступность руководителей для сотрудников; Совместное принятие решений, открытость; Делегирование полномочий; Постоянное развитие и формирование необходимых компетенций сотрудников; Признание огромной роли человеческого фактора в бизнесе; Проводится оценка по сильным и слабым сторонам деятельности. Выявление своих возможностей; Обучение без отрыва от работы, освобождение времени менеджера на другие задачи; Точнее исполняются выработанные решения; более эффективно используются ресурсы. Повышение качества выполнения работ; Формирование кадрового потенциала организации; Формируется и осознается миссия организации; Вырабатывают ся более эффективные управленческие решения; Возникает сплоченность людей, начинающих работать единой командой; Формируется и поддержива ется корпоративная культура; Снижается текучесть кадров, адаптация персонала;
КОНСУЛЬТИ РОВАНИЕ Наличие у консультанта специальных профессиональ ных знаний; Устранение конфликтов; Помощь людям в преодолении стрессов, поддержка;
ТРЕНИНГ Отработка стандартов профессиональ ной деятельности, компетенций; Основная работа - с группой; Обучение индивидуализиров анным приемам межличностного общения; Обмен опытом; Оценка совместимости работников;
Технологии, описанные в данной таблице, можно комбинировать при использовании в управлении проектами в зависимости от задачи, которая стоит перед руководителем. Как видно из результатов анализа данные технологии направлены на развитие персонала, формирование его активной субъектной позиции, раскрытие и использование потенциала участников проектной группы.
Литература
1. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. — 2-е изд.— М.: Омега-Л, 2004.— с. 664.
2. Голви Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра — М. Альпина Бизнес Букс, 2007 - 263, [1] с.
3. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг./ Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С.А Липатов и др.; под ред. Ю. М. Жукова -М. Аспект-Пресс, 2004 — 255, [1] с.
4. Уитмор Дж. Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом - М. Финансы и статистика, 2001 - 158, [3] с.
82