Научная статья на тему 'Сравнение сведений «Муизз ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» о ханах улуса Джучи с данными нумизматики'

Сравнение сведений «Муизз ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» о ханах улуса Джучи с данными нумизматики Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
200
68
Поделиться
Ключевые слова
ДЖУЧИДЫ / НУМИЗМАТИКА / "МУИЗЗ АЛ АНСАБ" / «ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ» / ХАНЫ / GOLDEN HORDE / “MU''IZZ AL-ANSAB” / KHANS / COINS / “TAVARIKH-I GUZIDA-I NUSRAT-NAMA”

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Сабитов Жаксылык Муратович, Рева Роман Юрьевич

В данной статье проведен сравнительный анализ данных из двух генеалогических источников (Парижская копия «Муизз ал-Ансаб» и Ленинградская копия «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме») и данных нумизматики Джучидов по поводу идентификации перечня ханов из этих источников. На основе сравнительного анализа охарактеризованы данные источники и выявлена их степень политической ангажированности. Некоторые исследователи считали, что «Муизз ал-Ансаб» был политически ангажирован против потомков Урус-хана. В «Муизз ал-Ансаб» ханы выделены графически. В статье не исследовались ханы из потомков Бату, которые графически также выделены как ханы. Список ханов из «Муизз ал-Ансаб» следующий: Токтамыш-хан, Джалал ад-Дин-хан, Керимберды-хан, Кепек-хан, Кадырберды-хан, Сеид-Ахмед-хан, Мухаммед-хан, Даулетберды-хан, Тимур-хан, Тимур-Кутлук-хан, Тимур-хан, Мухаммед-хан, Шадибек-хан, Гияс ад-Дин-хан, Дервиш-хан, Урус-хан, Токтакия-хан, Тимур-Мелик-хан, Барак-хан. Все эти ханы обозначены там как потомки Тука-Тимура, сына Джучи. Ни один хан из потомков Шибана, сына Джучи не обозначен в «Муизз ал-Ансаб» как хан. Джумадук обозначен как потенциальный хан, путем приписки рядом с его именем следующей фразы: «хотят сделать его правителем, несмотря на то, что его отец еще был жив». Таким образом, мы можем утверждать, что «Муизз ал-Ансаб» является протукатимуридским источником. Версия о том, что «Муизз ал-Ансаб» направлен против Урус-хана и его потомков не подтверждается. В «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» ханами обозначены следующие потомки Джучи (исключая потомков Бату): Шибан-хан, Минг-Тимур-хан, Махмуд-ходжа-хан, Хизр-хан, Абулхаир-хан, Шейх-Хайдар-хан, Саид-Баба-хан, Хуш-Хайдар-хан, Хаджи-Мухаммед-хан, Сайидак-хан, Махмудак-хан, Абак-хан, Хизр-хан, Тимур-ходжа-хан, Базарчи-хан, Токтамыш-хан, Мухаммед-хан, Гияс ад-Дин-хан, Тимур-Кутлук-хан, Мухаммед-хан, Ахмад-хан, Шадибек-хан, Мустафа-хан, Дервиш-хан, Джегре-хан, Урус-хан, Барак-хан. 13 потомков Шибана, 12 потомков Тука-Тимура и 1 потомок Тангута обозначены в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» как ханы. На основе этого мы можем утверждать, что «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» является умеренно прошибанидским источником.This article compares the numismatic data on the Jochids with information of two genealogical sources (Paris copy of “Mu'izz al-Ansab” and Leningrad copy of “Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama”) in order to identify the khans listed in these sources. Based on a comparative analysis of the data provided by these sources we have described and identified their degree of political engagement. A. Isin believed that “Mu'izz al-Ansab” was politically biased against the descendants of Urus Khan. The author of “Mu'izz al-Ansab” highlighted the khans graphically. The article does not investigated the khans from the descendants of Batu, who were also highlighted graphically. The list of the khans contained in “Mu'izz al-Ansab” is following: Tokhtamish Khan, Jalal al-Din Khan, Kerimberdy Khan, Köpek Khan, Kadyrberdy Khan, Seid Ahmed Khan, Muhammed Khan, Dauletberdy Khan, Timur Khan, Timur-Qutluq Khan, Timur Khan, Muhammed Khan, Shadibek Khan, Ghiyas al-Din Khan, Dervish Khan, Urus Khan, Toqtaqiya Khan, Timur Malik Khan, Barak Khan. All these khans are indicated there as the descendants of Tuqa-Timur, the son of Jochi. None of the descendants of Shiban Khan, son of Jochi, are indicated in “Mu'izz al-Ansab” as a khan. Dzhumaduk is identified as a potential khan by a postscript next to his name in the following sentence: “they want to make him ruler despite the fact that his father is still alive”. Thus, we can say that “Mu'izz al-Ansab” is a source sympathetic to the Tuqa-Timurids. A version that “Mu'izz al-Ansab” was compiled against Urus Khan and his descendants could not be proved. The list of the khans contained in “Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama” is following (excluding the descendants of Batu): Shiban Khan, Ming-Timur Khan, Mahmoud Khwaja Khan, Khizr Khan, Abul Khair Khan, Sheikh Haidar Khan, Said Baba Khan, Khush-Haidar Khan, Haji Muhammed Khan, Sayidak Khan, Mahmudak Khan, Abak Khan, Khizr Khan, Timur Khwaja Khan, Bazarchi Khan, Tokhtamish Khan, Muhammed Khan, Ghiyas al-Din Khan, Timur Qutluq Khan, Muhammed Khan, Ahmad Khan, Shadibek Khan, Mustafa Khan, Dervish Khan, Dzhegre Khan, Urus Khan, Barak Khan. 13 descendants of Shiban, 12 descendants of Tuqa-Timur and 1 descendant of Tangut are indicated in “Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama” as the khans. On this basis, we can say that “Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama” is moderately pro-Shibanid source.

Текст научной работы на тему «Сравнение сведений «Муизз ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» о ханах улуса Джучи с данными нумизматики»

УДК 930.23+737.111

СРАВНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ «МУИЗЗ АЛ-АНСАБ» И «ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ» О ХАНАХ УЛУСА ДЖУЧИ С ДАННЫМИ НУМИЗМАТИКИ

Жаксылык Сабитов

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, кафедра политологии,

010008, ул. Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан E-mail: babasan@yandex.ru

Роман Рева1' 2

1 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ,

420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация

2 Министерство культуры Российской Федерации,

630015, ул. Электрозаводская, 2, Новосибирск, Российская Федерация E-mail: roman_reva@ngs.ru

В данной статье проведен сравнительный анализ данных из двух генеалогических источников (Парижская копия «Муизз ал-Ансаб» и Ленинградская копия «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме») и данных нумизматики Джучидов по поводу идентификации перечня ханов из этих источников. На основе сравнительного анализа охарактеризованы данные источники и выявлена их степень политической ангажированности. Некоторые исследователи считали, что «Муизз ал-Ансаб» был политически ангажирован против потомков Урус-хана. В «Муизз ал-Ансаб» ханы выделены графически. В статье не исследовались ханы из потомков Бату, которые графически также выделены как ханы. Список ханов из «Муизз ал-Ансаб» следующий: Токтамыш-хан, Джалал ад-Дин-хан, Керимберды-хан, Кепек-хан, Кадыр-берды-хан, Сеид-Ахмед-хан, Мухаммед-хан, Даулетберды-хан, Тимур-хан, Тимур-Кутлук-хан, Тимур-хан, Мухаммед-хан, Шадибек-хан, Гияс ад-Дин-хан, Дервиш-хан, Урус-хан, Токтакия-хан, Тимур-Мелик-хан, Барак-хан. Все эти ханы обозначены там как потомки Тука-Тимура, сына Джучи. Ни один хан из потомков Шибана, сына Джучи не обозначен в «Муизз ал-Ансаб» как хан. Джумадук обозначен как потенциальный хан, путем приписки рядом с его именем следующей фразы: «хотят сделать его правителем, несмотря на то, что его отец еще был жив». Таким образом, мы можем утверждать, что «Муизз ал-Ансаб» является протукатимуридским источником. Версия о том, что «Муизз ал-Ансаб» направлен против Урус-хана и его потомков не подтверждается. В «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» ханами обозначены следующие потомки Джучи (исключая потомков Бату): Шибан -хан, Минг-Тимур-хан, Махмуд-ходжа-хан, Хизр-хан, Абулхаир-хан, Шейх-Хайдар-хан, Саид-Баба-хан, Хуш-Хайдар-хан, Хаджи-Мухаммед-хан, Сайи-дак-хан, Махмудак-хан, Абак-хан, Хизр-хан, Тимур-ходжа-хан, Базарчи-хан, Токтамыш-хан, Мухаммед-хан, Гияс ад-Дин-хан, Тимур-Кутлук-хан,

Мухаммед-хан, Ахмад-хан, Шадибек-хан, Мустафа-хан, Дервиш-хан, Джег-ре-хан, Урус-хан, Барак-хан. 13 потомков Шибана, 12 потомков Тука-Тимура и 1 потомок Тангута обозначены в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» как ханы. На основе этого мы можем утверждать, что «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» является умеренно прошибанидским источником.

Ключевые слова: Джучиды, нумизматика, «Муизз ал Ансаб», «Тава-рих-и гузида-йи нусрат-наме», ханы.

В последнее десятилетие наметился качественный прогресс в источниковедении и нумизматике Золотой Орды. При этом, нумизматика и источниковедение Золотой Орды продолжают существовать обособленно, живя «в параллельных вселенных». Данные нумизматики слабо используются источниковедами, а критический анализ источников редко используется нумизматами. Связано это, конечно же, с разной методологией анализа двух разных видов источников. Встречаются редкие работы, которые удачно синтезируют данные, как письменных источников, так и нумизматики [1], но при этом такие работы, скорее являются исключением, чем правилом. В данной статье, мы хотели бы использовать нумизматические данные для того, чтобы охарактеризовать политическую направленность таких письменных источников как «Муизз ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» с помощью данных нумизматики. Коротко опишем оба источника:

1. Парижский список «Муизз ал-Ансаб» частично был переведен еще в рамках 2 тома сборника материалов по Истории Золотой Орды. Позже Султанов Т.И. отметил большую ошибку переводчиков, которые ошибочно всех женщин из этих генеалогий перевели как мужчин [26, с. 116]. Григорьев А.П. частично перевел извлечения из «Муизз ал-Ансаб» касательно детей Токтамыша [2]. Всего, на данный момент, известно 5 списков «Муизз ал- Ансаб» [19, с.30]. В 2006 году был полностью переведен и опубликован Парижский список «Муизз ал-Ансаб» [7]. Нами ранее отмечались ошибки перевода генеалогий Джучидов [24] и остальных Чингизидов [22]. Кроме этого, нами был выдвинут тезис о том, что Парижский список «Муизз ал-Ансаб» не является наиболее близким к оригиналу, наоборот, он наиболее сильно отличается от оригинала эпохи Шахруха. Автором этих отличий являлся Султан Баязид-оглан, из династии Тука-Тимуридов (двоюродный брат Крымского хана Хаджи-Гирея), который служил Тимуридам Абу Сеиду и Хусейну Байкаре [21]. А. Исин писал: «Сведения же о происхождении Урус-хана от Тукай-Тимура появляются впервые в тимуридской историографии в 1426 г., и прежде шибани-дов попытались извлечь из такого подхода политические выгоды тимуриды. Другая версия, появившаяся в хронике "Муизз ал-ансаб" в гератских кругах в 1426 г. была очень своевременной, была как нельзя кстати. А что лежит между этими годами? А лежит очень любопытный факт. Лежит территориальная претензия ордаида Ба-

рак-хана, требующего как раз в 1425-26 г. от тимурида Улугбека возврата принадлежащих ему по праву династии владений по Сыр-даръе, включая город Сыгнак: "Пастбище Сыгнака по закону и обычному праву принадлежит мне, так как дед мой Урус-хан проживал в Сыгнаке и воздвиг там постройку". Хафиз-и Абру приводил эти сведения позже, чем Натанзи и автор "Муизз ал-ансаб", когда территориалъные претензии ордаидов потеряли свою актуалъностъ из-за прихода к власти в степи в 1429 г. шибанида Абулхаира, который захватил спорный столъный город Сыгнак в 1446 г. Тогда ор-даиды были подвластны Абулхаиру. Когда шибаниды вновъ утрачивают властъ в степи, уступая ее ордаидам, генеалогический мотив, возможно, впервые изобретенный в тимуридской среде 20-х годов XVв., уже служит их интересам» [4, с. 176-177].

Таким образом, А. Исин характеризует «Муизз ал-Ансаб» (конкретно ее парижский список) как протимуридский источник, основной целью которого является принижение значения династии Урус-хана через фальсификацию их происхождения. Ниже мы постараемся оспорить данный вывод А. Исина. Как известно, в «Муизз ал-Ансаб» правители графически выделяются от других Джучидов размером круга (у правителей круг, в котором написано имя, гораздо больше чем у простых Джучидов).

2. Говоря о «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», стоит отметить, что отрывок с генеалогиями Джучидов (из Ленинградского списка) был опубликован ранее в 1969 году [6, с. 33-43] (в 2006 году переиздан [5, с. 426-440]). К сожалению, при переиздании к сверке не привлекался Лондонский список «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме».

Нами был выдвинут тезис о том, что и «Муизз ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» восходят к сведениям Рашид ад-дина. Основой генеалогий Джучидов из «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» стал «Джами ат-таварих» Рашид ад-дина, основой для «Муизз ал-Ансаб» стал другой труд Рашид ад-дина «Шуаб-и пандж-гана» [19, с. 31-32].

А. Исин считает, что в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и других Шейбанидских источников генеалогия Урус-хана от Тука-Тимура ложна и сфальсифицирована Шибанидами [4, с. 102]. К.З. Ускенбай поддерживает точку зрения А. Исина [27, с. 180]. А. Исин считает, что из-за стремления Барак-хана овладеть Сыр-дарьинскими городами, автор «Муизз ал-Ансаб» намеренно исказил генеалогию Барак-хана, назвав его потомком Тука-Тимура, а не Ор-да-ичена. Данное утверждение не аргументировано. Тем более мы видим, что в своих претензиях Барак-хан апеллирует не к Орда-ичену, а к своему деду Урус-хану. В этом случае автору Муизз ал-Ансаб стоило, по логике А. Исина, назвать Барак-хана не внуком Урус-хана и именно таким образом дезавуировать претензии Барак-хана. Прав же Орда-ичена и его потомков на Сыгнак никогда не су-

ществовало. Далее А. Исин пишет: «Когда шибаниды вновь утрачивают власть в степи, уступая ее ордаидам, генеалогический мотив («объявление» некоторых потомков Орда-ичена потомками Тука-Тимура - Ж.С, P.P.), возможно, впервые изобретенный в тимурид-ской среде 20-х годов XV в., уже служит их интересам» [4, с. 102]. Здесь стоит отметить, что Шибанидские авторы не были знакомы с Муизз ал-Ансаб, который был увезен разными ветвями Тимуридов в Турцию и Индию в начале XV века.

В «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» ханов можно выделить по приставке хан в тексте генеалогий. Ниже мы на основе упоминания ханов в двух генеалогических источниках и нумизматического материала покажем, насколько ангажированы авторы обоих произведений. При этом мы не будем упоминать ханов из потомков Бату и лиц, не отмеченных в данных сочинениях как ханы, но известных как ханы по нумизматическим данным. Также не будут отмечены Казанские, Астраханские, Крымские, Казахские и Бухарские ханы:

Имя хана Упомянут ли в «Муизз ал-Ансаб» как хан или как простой джучид Упомянут ли в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» как хан или как простой джучид Нумизматические данные: наиболее полная легенда, годы правления (по хиджре) на монетах (Курсивом предположительное)

Шибан Шибан Шабан-хан

Минг-Тимур, сын Бадагула Не помянут Минг-Тимур-хан

Махмуд-ходжа, сын Каганбека Не упомянут Махмуд-ходжа-хан Махмуд Ходжа хан [16]

Хизыр, сын Ибрахима Хидр-углан Хизр-хан

Абулхаир,сын Даулет-Шейха Не упомянут Абулхаир-хан Абул-Хайр хан [16]

Шейх-Хайдар, сын Абулхаира Не упомянут Шейх-Хайдар-хан

Саид-Баба, сын Абулхаира Не упомянут Саид-Баба-хан

Хуш-Хайдар, сын Шайх-Хайдара Не упомянут Хуш-Хайдар-1 хан

Джумадук Йубадак-углан2 Йумадук

Хаджи-Мухаммед Хаджи-Мухаммед-углан Хаджи-Мухаммед-хан

1 Согласно устной консультации Ильяса Мустакимова прочтение эпитета «хан» у этого Джучида ошибочно.

2 Графически как хан не отмечен, приписка к нему следующая: «хотят сделать его правителем, несмотря на то, что его отец еще был жив».

Сайидак, сын Хаджи Мухаммеда Не упомянут Сайидак-хан

Махмудак, сын Хаджи Мухаммеда Не упомянут Махмудак-хан Махмуд, сын Хаджи Мухаммада?

Ибак, сын Махмудака Не упомянут Абак-хан Ибрахим хан [10] [16]

Хизыр, сын Мангутая Не упомянут Хизр-хан Махмуд Хызр хан (761-762)

Тимур-ходжа Не упомянут Тимур-ходжа-хан Тимур-хан

Базарчи, потомок Тангута Не упомянут Базарчи-хан

Итого Ни один потомок Шибана не упомянут как хан. Джумадук упомянут как потенциальный хан 13 Шибанидов и 1 потомок Тангута упомянуты как ханы Нумизматические данные фиксируют 5 ханов из Шибанидов, упоминаемых как ханы в «Муизз ал Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»

Имя хана Упомянут ли в «Муизз ал-Ансаб» как хан или как простой джучид Упомянут ли в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» как хан или как простой джучид Нумизматические данные: наиболее полная легенда, годы правления (по хиджре) на монетах (Курсивом предположительное)

Токтамыш Токтамыш-хан Токтамыш-хан Насирад-Дин, Гийас ад-Дин, Джалал ад-Дин Махмуд Токтамыш хан (781-797, 799)

Джалалад-Дин Джалал ад-Дин-хан Джалалад-Дин Джалалад-Дин хан (813-815)

Керимберды Керимберды-хан Керимберды Керим Берди хан [13] (815)

Кепек Кепек-хан Кепек Кибак хан (816)

Кадырберды Кадыр бер ды-хан Кадырберды Кадыр Берди хан

Сеид-Ахмед, сын Керимберды Сеид-Ахмед-хан Сеид-Ахмед Сайид Ахмад хан [11] [12] [14] [18] (819)

Улуг-Мухаммед сын Хасана Мухаммед-хан Мухаммед-хан Мухаммад хан

Даулетберды, сын Баш-Тимура Даулетбер ды-хан Даулетберды Давлет Берди хан (824825, 827, 831)

Гиясад-Дин, сын Баш-Тимура Гиясад-Дин Гияс ад-Дин-хан Гийасад-Дин хан [18] (819)

Тимур, сын Кутлук-Тимура, сына Нумкана Тимур-хан Тимур-бек Мухаммад Улджай Тимур хан [8] [9] (768770)

Тимур-Кутлук, сын Тимура Тимур-Кутлук-хан Тимур-Кутлук-хан Тимур Кутлуг хан (794, 796-802)

Тимур, сын Тимур-Кутлука Тимур-хан Тимур Тимур хан (812-814)

Мухаммед, сын Тимура Мухаммед-хан Мухаммед-хан Мухаммад сын Тимура

Ахмад, сын Мухаммеда Отсутствует Ахмад-хан Ахмад хан сын Му-хаммада хана

Шадибек, сын Кутлубека Шадибек-хан Шадибек-хан Шадибек-хан (8028103)

Гиясад-Дин, сын Шадибека Гияс ад-Дин-хан Гиясад-Дин Гийас ад-Дин Ш? хан (829)

Мустафа, сын Гияс ад-Дина Отсутствует Мустафа-хан Мустафа сын Гийас ад-Дина

Дервиш Дервиш-хан Дервиш-хан Дервиш хан [15] (818?, 820-8224)

Чекре Отсутствует Джегре-хан Чекре хан (816-818)

Урус, сын Ба-дыка Урус-хан Урус-хан Урус хан (772-775, 777, 779)

Токтакия Токтакия-хан Токтакия

Тимур-Мелик Тимур-Мелик-хан Отсутствует

Барак Барак-хан Барак-хан Мухаммад Барак хан [17]

Итого Упомянуты 19 ханов Тука-Тимуридов Упомянуты 12 ханов Тука-Тимуридов Нумизматические данные фиксируют 21 ханов из Тука-Тимуридов, упоминаемых как ханы в «Муизз ал Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»

Исходя из вышеуказанных данных, мы можем точно утверждать, что «Муизз ал-Ансаб» не фиксирует ханов из Шибанидов, при этом фиксирует 19 ханов из династии Тука-Тимуридов. В то время как в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» упомянуты 13 ханов из Шибанидов и 12 ханов из Тука-Тимуридов, а также упомянут хан из потомков Тангута, сына Джучи.

А. Исин характеризовал «Муизз ал-Ансаб» как источник, направленный против Барак-хана и его предков. Но мы видим, что в этом источнике ханами названы многие родственники Барака и сам Барак, при том, что никто из Шибанидов не назван в этом источнике

3 Ширваншах Ибрахим чеканил в Ширване монеты с именем хана Шадибе-кав 810-812 гг.х.

4 В настоящее время авторы сомневаются в верности даты 818 г.х. на са-райских монетах Дервиша, предполагая, что это испорченное написание 819 г.х.

ханом. С учетом того, что последние дополнения в «Муизз ал-Ан-саб» вносились Тука-Тимуридом Султан-Баязидом, мы можем предположить, что «Муизз ал-Ансаб» является определенно протукати-муридским источником, хоть и написанным в Тимуридской среде.

Говоря о Шибанидах в общем, стоит отметить, что нумизматического материала по ним довольно мало. Это вызвано, прежде всего, их отдаленностью от центров городской жизни, где чеканились монеты. Но при всей бедности нумизматических данных по Шибанидам, в источниках многие Шибаниды назывались ханами. Что касается упоминания их ханами в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», судя по всему, данный источник не является сильно ангажированным источником, там примерно равное количество упоминаний ханов из Тука-Тимуридов и Шибанидов, хотя и виден уклон в сторону Шибанидов, но при этом, Тука-Тимуриды также хорошо представлены как «ханы». И противники Шибанидов (потомки Урус-хана и казахские ханы), которые по мысли А. Исина стали жертвой генеалогического заговора со стороны Шибанидов, хорошо представлены с эпитетом «хан» (хотя не в той мере, что в «Муизз ал-Ансаб»). Таким образом, версия А. Исина о специальных политических фальсификациях генеалогий из «Муизз ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» не имеет строгих научных аргументов в свою пользу.

Подводя итоги статьи, хочется отметить, что проведя сравнительный анализ «Муизз ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» с данными нумизматики, мы установили, что «Муизз ал-Ансаб» отражает больше точку зрения Тука-Тимуридов, в данном источнике ни один Шибанид не отмечен как хан. При этом единственным полуисключение - Джумадук отмечен с относительно отрицательной оценкой «хотят сделать его правителем, несмотря на то, что его отец еще был жив». «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» умеренно Проши-банидский источник, при этом версия о экстремально антиурусханов-ской направленности данного произведения не обоснована.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаев А.Г. Генеалогия и Хронология Джучидов // Древности Поволжья и других регионов. Вып. 4. Т. 3. Н. Новгород, 2002. С. 9-55.

2. Григоръев А.П. Му'изз ал-ансаб о потомках Токтамыша // Востоковедение. Филологические исследования. Вып. 25. Межвузовский сборник. СПб.: Изд. СПбГУ, 2004. С. 100-123.

3. Исин А. Отражение политических интересов в династийных историо-графиях Х1У-ХУП веков // Отантарихы. 2011. № 3. С. 175-181.

4. Исин А. Трактовка политической истории Кок-Орды // Вестник Университета Семей. 1997. №1. С. 99-105.

5. История Казахстана в персидских источниках. Т. 4. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 620 с.

6. Материалы по истории Казахских ханств ХУ-ХУШ веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата: Наука, 1969. 650 с.

7. Муизз ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 672 с.

8. Настич В.Н.Улджайтимур - неизвестный золотоордынский хан. // Краткие ТДС научной конференции «Новое в советской нумизматике и нумизматическом краеведении» (К 200-летию Отдела нумизматики Эрмитажа). 14-16 октября 1987г. Ленинград, 1987. С. 80-82.

9. Настич В.Н.Улджайтимур-хан: время и деньги. (Нумизматический обзор) // ЭВ - ХХУШ. М., 2009. С. 168-186.

10. РеваР.Ю., Казаров А.А., Зайончковский Ю.В. Монеты хана Ибрахима // Доклад на конференции «Два века мусульманской нумизматики в России. Итоги и перспективы». 24.09.2012-28.09.2012. СПб. (В печати с 2012 г.).

11. Рева Р.Ю., Казаров А.А., Клоков В.Б. Новые нумизматические данные для реконструкции истории Золотой Орды в 817-819 гг.х. // Тезисы 15 ВНК. М., 2009. С. 78-80;

12. Рева Р.Ю., Казаров А.А. Улус Джучи в 817-819 гг.х. Реконструкция событий с учётом новых нумизматических данных // Восточная нумизматика в Украине. Ч.111. Киев, 2013. С. 60-75;

13. Рева Р.Ю., Шарафеев Н.М. Монеты Карим--Берди (по материалам Рыбнослободского клада) // Тезисы 12 ВНК. Москва. 2004. С. 91-93. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://info.charm.ru/library/KerimBerdiCoins .Мт1

14. Рева Р.Ю., Шарафеев Н.М. Неизвестный Сайид-Ахмад // Тезисы 13 ВНК. М., 2005. С. 57-59;

15. Рева Р.Ю. Монеты хана Дервиша // Труды МНК Монеты и денежное обращение в Монгольских государствах ХШ-ХУ веков. I МНК - Саратов 2001, II МНК- Муром 2003. М., 2005. С. 159-164, илл. С. 207-209.

16. Рева Р.Ю. Монеты Шибанидов ХУ века // Тезисы 17 ВНК. М., 2013. С. 56-58.

17. Рева Р.Ю. Мухаммад Барак и его время. Обзор нумизматических и письменных источников // Нумизматика Золотой Орды. 2015. Вып. 5. С. 80104.

18. Рева Р.Ю. Сайид Ахмад I и Гийасад-Дин I (история открытия, генеалогия, новообнаруженные эмиссии) // Нумизматика Золотой Орды. Вып. 4. 2014. С. 48-60.

19. Сабитов Ж.М. Источники по генеалогии Джучидов: критический анализ // Золотоордынская Цивилизация. Вып. 6. 2013. С. 29-34.

20. Сабитов Ж.М. К вопросу о генеалогиях потомков Орда-эджена Х!У века // Золотоордынская Цивилизация. 2014. Вып. 7. С. 41-53.

21. Сабитов Ж.М. Муизз ал Ансаб: Восстановительная критика // Средневековые тюрко-татарские государства. 2013. Вып. 5. С. 64-67.

22. Сабитов Ж.М. Муизз ал Ансаб как источник по генеалогии чингизидов (рецензия на перевод) // Научный Вестник Столицы. 2011. №4-6. С. 105-108.

23. Сабитов Ж.М. Рецензия на монографию: Ускенбай К.З. «Восточный Дашт-и Кыпчак в ХШ - начале ХУ века. Проблемы этнополитической истории улуса Джучи» // Научный Татарстан. 2014. № 4. С. 145-157.

24. Сабитов Ж.М. Рецензия на новый перевод Муизз ал Ансаб // Золотоордынская цивилизация. Вып. 3. Казань. 2010. С. 236-244.

25. Сабитов Ж.М. Таварихи Гузидайи Нусрат-нама как источник по генеалогии Джучидов // Золотоордынская цивилизация. 2009. Вып. 2. С. 108-116.

26. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы: Дайк-пресс, 2001. 276 с.

27. Ускенбай К.З. Восточный Дашти-Кипчак в XIII - начале XV века. Проблемы этнополитической истории улуса Джучи. Казань, 2013. 288 с.

Дата поступления статьи

24.11.2015 г.

Сведения об авторах: Сабитов Жаксылык Муратович - Ph.D. (философия), доцент, кафедра политологии, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (010008, ул. Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан).

Рева Роман Юрьевич - аспирант, Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); эксперт в категории «Нумизматические материалы Востока (III в. до н.э. - XX в. н.э.)», Министерство культуры РФ (630015, ул. Электрозаводская, 2, Новосибирск, Российская Федерация).

Для цитирования: Сабитов Ж.М., Рева Р.Ю. Сравнение сведений «Муизз Ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» о ханах Улуса Джучи с данными нумизматики // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 102-114.

A COMPARISON OF INFORMATION ABOUT THE JOCHID KHANS CONTAINED IN "MU'IZZ AL-ANSAB" AND "TAVARIKH-I GUZIDA-I NUSRAT-NAMA" WITH THE NUMISMATIC DATA

Zhaksylyk Sabitov

L.N. Gumilev Eurasian National University, Political Science Department, 5 Munaytpasova Str., Astana 010008, Kazakhstan E-mail: babasan@yandex.ru

Roman Reva1' 2

1 Sh.Marjani Institute of History,

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 5 entrance Kremlin, Kazan 420014, Russian Federation

2 Oriental Coinage of the Ministry of Culture of the Russian Federation, 2 Elektrozavodskaya Str., Novosibirsk 630015, Russian Federation E-mail: roman_reva@ngs.ru

This article compares the numismatic data on the Jochids with information of two genealogical sources (Paris copy of "Mu'izz al-Ansab" and Leningrad copy of "Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama") in order to identify the khans listed in these sources. Based on a comparative analysis of the data provided by these

sources we have described and identified their degree of political engagement. A. Isin believed that "Mu'izz al-Ansab" was politically biased against the descendants of Urus Khan. The author of "Mu'izz al-Ansab" highlighted the khans graphically. The article does not investigated the khans from the descendants of Batu, who were also highlighted graphically. The list of the khans contained in "Mu'izz al-Ansab" is following: Tokhtamish Khan, Jalal al-Din Khan, Kerimberdy Khan, Kopek Khan, Kadyrberdy Khan, Seid Ahmed Khan, Muhammed Khan, Dauletberdy Khan, Timur Khan, Timur-Qutluq Khan, Timur Khan, Muhammed Khan, Shadibek Khan, Ghiyas al-Din Khan, Dervish Khan, Urus Khan, Toqtaqiya Khan, Timur Malik Khan, Barak Khan. All these khans are indicated there as the descendants of Tuqa-Timur, the son of Jochi. None of the descendants of Shiban Khan, son of Jochi, are indicated in "Mu'izz al-Ansab" as a khan. Dzhumaduk is identified as a potential khan by a postscript next to his name in the following sentence: "they want to make him ruler despite the fact that his father is still alive". Thus, we can say that "Mu'izz al-Ansab" is a source sympathetic to the Tuqa-Timurids. A version that "Mu'izz al-Ansab" was compiled against Urus Khan and his descendants could not be proved. The list of the khans contained in "Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama" is following (excluding the descendants of Batu): Shiban Khan, Ming-Timur Khan, Mahmoud Khwaja Khan, Khizr Khan, Abul Khair Khan, Sheikh Haidar Khan, Said Baba Khan, Khush-Haidar Khan, Haji Muhammed Khan, Sayidak Khan, Mahmudak Khan, Abak Khan, Khizr Khan, Timur Khwaja Khan, Bazarchi Khan, Tokhtamish Khan, Muhammed Khan, Ghiyas al-Din Khan, Timur Qutluq Khan, Muhammed Khan, Ahmad Khan, Shadibek Khan, Mustafa Khan, Dervish Khan, Dzhegre Khan, Urus Khan, Barak Khan. 13 descendants of Shiban, 12 descendants of Tuqa-Timur and 1 descendant of Tangut are indicated in "Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama" as the khans. On this basis, we can say that "Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama" is moderately pro-Shibanid source.

Keywords: Golden Horde, "Mu'izz al-Ansab", khans, coins, "Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama".

REFERENCES

1. Gaev A.G. Genealogiya i Khronologiya Dzhuchidov [Genealogy and Chronology of the Jochids]. Drevnosti Povolzh'ya i drugikh regionov [Antiquities of the Volga and Other Regions]. Is. 4. Vol. 3. N. Novgorod, 2002, pp. 9-55.

2. Grigor'ev A.P. Mu'izz al-ansab o potomkakh Toktamysha [Mu'izz al-Ansab on Tokhtamish's Descendants]. Vostokovedenie. Filologicheskie issledovaniya. Is. 25. Mezhvuzovskiy sbornik [Oriental Studies. Philological Studies. Iss. 25. The Interuniversity Collection]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2004, pp. 100-123.

3. Isin A. Otrazhenie politicheskikh interesov v dinastiynykh istoriografiyakh XIV-XVII vekov [Reflection of Political Interests in the Dynastic Historiographies of the 14th-17th centuries]. Otan tarikhy. 2011, no. 3, pp. 175-181.

4. Isin A. Traktovka politicheskoy istorii Kok-Ordy [Interpretation of the Political History of the Kok Horde]. Vestnik Universiteta Semey [Bulletin of Semey University]. 1997. No. 1, pp. 99-105.

5. Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh [History of Kazakhstan in Persian Sources]. No. 4. Almaty, Dayk-Press Publ., 2006. 620 p.

6. Materialy po istorii Kazakhskikh khanstv XV-XVIII vekov: (Izvlecheniya iz persidskikh i tyurkskikh sochineniy) [Materials on the History of Kazakh Khanates in the 15th— 18th centuries (extracts from Persian and Turkic writings)]. Alma-Ata, Nauka Publ., 1969. 650 p.

7. Mu'izz al-Ansab. Istoriya Kazakhstana vpersidskikh istochnikakh [Mu'izz al-Ansab. History of Kazakhstan in Persian Sources]. no. III. Almaty, Dayk-Press Publ., 2006. 672 p.

8. Nastich V.N. Uldzhaytimur - neizvestnyy zolotoordynskiy khan [Uldjai Timur: An Unknown Khan of the Golden Horde]. Kratkie TDS nauchnoy konferentsii «Novoe v sovetskoy numizmatike i numizmaticheskom kraevedenii» (K 200-letiyu Otdela numizmatiki Ermitazha). 14—16 oktyabrya 1987 g. [Brief Abstracts of Reports Presented at Research Conference "New in the Soviet Numismatics and Numismatic Regional Studies" (to the 200th anniversary of Hermitage's Department of Numismatics). October 14-16, 1987]. Leningrad, 1987, pp. 80-82.

9. Nastich V.N.Uldzhaytimur-khan: vremya i den'gi. (Numizmaticheskiy obzor) [Uldjai Timur: Time and Money (numismatic review)]. Epigrafika Vostoka [Oriental Epigraphics] XXVIII. Moscow, 2009, pp. 168-186.

10. Reva R.Yu., Kazarov A.A., Zayonchkovskiy Yu.V. Monety khana Ibrakhima [Khan Ibrakhim's Coins]. Doklad na konferentsii «Dva veka musul'manskoy numizmatiki v Rossii. Itogi i perspektivy». 24.09.2012—28.09.2012 [Report on the Conference "Two Centuries of Muslim Numismatics in Russia. Results and Perspectives". 24.09.2012-28.09.2012]. St. Petersburg. In press since 2012.

11. Reva R.Yu., Kazarov A.A., Klokov V.B. Novye numizmaticheskie dannye dlya rekonstruktsii istorii Zolotoy Ordy v 817-819 gg.kh. [New Numismatic Data for Reconstruction of the Golden Horde History in 817-819 AH]. Tezisy 15 VNK [Theses of the 15th All-Russian Numismatic Conference]. Moscow, 2009, pp. 78-80.

12. Reva R.Yu., Kazarov A.A. Ulus Dzhuchi v 817-819 gg.kh. Rekonstruktsiya sobytiy s uchetom novykh numizmaticheskikh dannykh [The Jochid Ulus in 817-819 AH. Reconstruction of Events in View of New Numismatic Data]. Vostochnaya numizmatika v Ukraine [Oriental Numismatics in Ukraine]. Part III. Kiev, 2013, pp. 60-75.

13. Reva R.Yu., Sharafeev N.M. Monety Karim-Berdi (po materialam Rybnoslobodskogo klada) [Kerim-Berdi Coins (according to the materials from Rybnoslobodsky hoard)]. Tezisy 12 VNK [Theses of the 12th All-Russian Numismatic Conference]. Moscow, 2004, pp. 91-93. Available at: http://info.charm.ru/library/KerimBerdiCoins.html

14. Reva R.Yu., Sharafeev N.M. Neizvestnyy Sayid-Akhmad [Unknown Sayid-Akhmad]. Tezisy 13 VNK [Theses of the 13th All-Russian Numismatic Conference]. Moscow, 2005, pp. 57-59.

15. Reva R.Yu. Monety khana Dervisha [Dervish Khan Coins]. Trudy MNK Monety i denezhnoe obrashchenie v Mongol'skikh gosudarstvakh XIII —XVvekov. I MNK - Saratov 2001, II MNK- Murom 2003 [Proceedings of the International Numismatic Conference "Coins and Money Circulation in the Mongol States of the 13th-15th centuries". I International Numismatic Conference - Saratov 2001,

II International Numismatic Conference - Murom 2003]. Moscow, Numizma-ticheskaya Literatura Publ., 2005, pp. 159-164, 207-209.

16. Reva R.Yu. Monety Shibanidov XV veka [Shibanid Coins of the 15th century]. Tezisy 17 VNK [Theses of the 17th All-Russian Numismatic Conference]. Moscow, 2013, pp. 56-58.

17. Reva R.Yu. Mukhammad Barak i ego vremya. Obzor numiz-maticheskikh i pis'mennykh istochnikov [Muhammad Barak and His Time. Review of Numismatic and Written Sources]. Golden Horde Numismatics. Kazan, 2015, Iss. 5, pp. 80-104.

18. Reva R.Yu. Sayid Akhmad I i Giyasad-Din I (istoriya otkrytiya, genealogiya, novoobnaruzhennye emissii) [Sayid Ahmad I and Giyas ad-Din I (historiographical discoveries, genealogy, newly-discovered monetary issues)]. Golden Horde Numismatics. Kazan, 2014, Iss. 4, pp. 48-60.

19. Sabitov Zh.M. Istochniki po genealogii Dzhuchidov: kriticheskiy analiz [Sources on the Jochid Genealogies: A Critical Analysis]. Golden Horde Civilization. Kazan, 2013, no. 6, pp. 29-34.

20. Sabitov Zh.M. K voprosu o genealogiyakh potomkov Orda-edzhena XIV veka [On the Genealogies of the Orda-ichen's Descendants in the 14th century]. Golden Horde Civilization. Kazan, 2014, no. 7, pp. 41-53.

21. Sabitov Zh.M. Muizz al Ansab: Vosstanovitel'naya kritika [Mu'izz al-Ansab: Reconstructive Criticism]. Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva [Medieval Turko-Tatar States]. Kazan, 2013, no. 5, pp. 64-67.

22. Sabitov Zh.M. Muizz al Ansab kak istochnik po genealogii chingizidov (retsenziya na perevod) [Mu'izz al-Ansab as a Source on the Chinggisid Genealogies (review of translation)]. Nauchnyy VestnikStolitsy [Academic Bulletin of the Capital], no. 4-6. Astana, 2011, pp. 105-108.

23. Sabitov Zh.M. Retsenziya na monografiyu: Uskenbay K.Z. «Vostochnyy Dasht-i Kypchak v XIII - nachale XV veka. Problemy etnopoliticheskoy istorii ulusa Dzhuchi» [Review of the Monograph: Uskenbay K. Z. "The Eastern Dasht-i Kipchak in the 13th - beginning of the 15th centuries. Problems of Ethno-Political History of the Jochid Ulus".]. Nauchnyy Tatarstan [Scientific Tatarstan]. No. 4. Kazan, 2014, pp. 145-157.

24. Sabitov Zh.M. Retsenziya na novyy perevod Muizz al Ansab [Review of a New Translation of "Mu'izz al-Ansab"]. Golden Horde Civilization. Kazan, 2010, no. 3, pp. 236-244.

25. Sabitov Zh.M. Tavarikhi Guzidayi Nusrat-nama kak istochnik po genealogii Dzhuchidov ["Tavarikh-i Guzida-i Nusrat-nama" as a Source on the Jochid Genealogy]. Golden Horde Civilization. Kazan, 2009, no. 2, pp. 108-116.

26. Sultanov T.I. Podnyatye na beloy koshme. Potomki Chingiz-khana [Raised on a White Felt. The Descendants of Chinggis Khan]. Almaty, Dayk-press Publ., 2001. 276 p.

27. Uskenbay K.Z. Vostochnyy Dashti-Kipchak v XIII - nachale XV veka. Problemy etnopoliticheskoy istorii ulusa Dzhuchi [The Eastern Dasht-i Kipchak in the 13th - beginning of the 15th centuries. Problems of Ethno-Political History of the Jochid Ulus]. Kazan, 2013. 288 p.

Received November 24, 2015

About the authors: Sabitov Zhaksylyk Muratovich - Ph.D. (Philosophy), Associate Professor, Political Science Department, L.N. Gumilev Eurasian National University (5 Munaytpasova Str., Astana 010008, Kazakhstan).

Reva Roman Yur'evich - Post-graduate student, Sh.Marjani Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (5 entrance Kremlin, Kazan 420014, Russian Federation); Expert on the category "Oriental numismatic materials (3rd century BC - 20th century AD)", Ministry of Culture of the Russin Federation (2 Elektrozavodskaya Str., Novosibirsk 630015, Russian Federation).

For citation: Sabitov Zh.M., Reva R.Yu. A Comparison of Information about the Jochid Khans Contained in "Mu'izz al-ansab" and "Tavarikh-i guzida-i Nusrat-nama" with the Numismatic Data. Golden Horde Review, 2016, no. 1, pp. 102-114.