Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ И США. АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ И США. АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1812
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ОМС / MEDICARE / MEDICAID

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шунькевич А.П.

Стремительное распространение COVID-19 стало настоящим испытанием для мировой системы здравоохранения. Врачи практически всех стран столкнулись с нехваткой больничных коек для пациентов, а также медицинского оборудования и лекарств. В связи с этим становятся актуальными вопросы о том, как себя показала система здравоохранения России по сравнению с другими государствами, чему могут научить иностранных коллег российские врачи и что нового и полезного могут узнать наши медики от зарубежных. Цель исследования заключается в том, чтобы сравнить системы здравоохранения России и США, страны с наиболее развитой экономикой в мире, до и во время пандемии COVID-19. Для этого в статье анализируется организация и финансирование здравоохранения в России и США до пандемии COVID-19 и описываются меры, которые предприняли правительства обеих стран по адаптации системы здравоохранения к условиям пандемии. В заключении работы делается вывод о жизнеспособности систем здравоохранения России и США и даются рекомендации по повышению их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF HEALTHCARE SYSTEMS IN RUSSIA AND THE USA. ANALYSIS OF THEIR EFFECTIVENESS BEFORE AND DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The rapid spread of COVID-19 has become a real test for the global health system. Doctors in almost all countries are faced with a shortage of hospital beds for patients, as well as medical equipment and medicines. In this regard, questions become relevant about how the Russian healthcare system has shown itself in comparison with other states, what Russian doctors can teach foreign colleagues and what new and useful our doctors can learn from foreign ones. The purpose of the study is to compare the healthcare systems of Russia and the United States, the countries with the most developed economies in the world, before and during the COVID-19 pandemic. To do this, the article analyzes the organization and financing of healthcare in Russia and the United States before the COVID-19 pandemic and describes the measures taken by the governments of both countries to adapt the healthcare system to the conditions of the pandemic. In conclusion, the paper concludes on the viability of the healthcare systems of Russia and the United States and provides recommendations for improving their effectiveness.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ И США. АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ И США. АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

А.П. Шунькевич, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-283-162-170

Аннотация. Стремительное распространение COVID-19 стало настоящим испытанием для мировой системы здравоохранения. Врачи практически всех стран столкнулись с нехваткой больничных коек для пациентов, а также медицинского оборудования и лекарств. В связи с этим становятся актуальными вопросы о том, как себя показала система здравоохранения России по сравнению с другими государствами, чему могут научить иностранных коллег российские врачи и что нового и полезного могут узнать наши медики от зарубежных.

Цель исследования заключается в том, чтобы сравнить системы здравоохранения России и США, страны с наиболее развитой экономикой в мире, до и во время пандемии COVID-19. Для этого в статье анализируется организация и финансирование здравоохранения в России и США до пандемии COVID-19 и описываются меры, которые предприняли правительства обеих стран по адаптации системы здравоохранения к условиям пандемии. В заключении работы делается вывод о жизнеспособности систем здравоохранения России и США и даются рекомендации по повышению их эффективности.

Ключевые слова: система здравоохранения, медицина, пандемия коронавируса, международный опыт, ОМС, Medicare, Medicaid.

Исторически система американского здравоохранения сложилась в условиях практические свободного рынка с ограниченным государственным влиянием. В настоящий момент система здравоохранения США представляет собой пример модели частной медицины, сочетающей в себе как рыночные механизмы, так и развитую систему государственного регулирования и поддержки. Сейчас здравоохранение является важнейшей отраслью в экономике США. В 2020 году затраты на здравоохранение в США составили около 18% ВНП. При этом всего в здравоохранении было занято более 15 миллионов человек [1].

Организационная структура управления американским здравоохранением достаточно децентрализована с разделением полномочий между федеральным центром и штатами. Главным федеральным органом исполнительной власти, регулирующим сферу здравоохранения в США, является Департамент здравоохранения и социальных служб США. Он состоит из 27 подразделений и осуществляет контроль

над 330 социальными и здравоохранительными программами. Среди них находятся две важнейшие государственные медицинские программы: Medicare (страхование здоровья пожилых граждан) и Medicaid (страхование здоровья людей с низкими доходами). Также департамент контролирует деятельность Национальных институтов здоровья, осуществляющих научную деятельность в области медицины, обеспечивает безопасность медикаментов и продуктов питания и контролирует службы иммунизации граждан. В 2021 году годовой бюджет департамента составил 1,4 триллиона долларов [2].

Для улучшения управления здравоохранением вся территория США разделена на 10 регионов, где Департамент здравоохранения представлен 10 представителями, являющимися проводниками федеральной политики в штатах, в которых, в свою очередь, действуют собственные департаменты здравоохранения. Они существенно различаются по структуре и функциям в разных штатах. Региональные департаменты занимаются конкретной работой по ре-

ализации государственных медико-социальных программ и мер санитарно-противоэпидемиологической защиты. Также выделяют территориальные органы здравоохранения. Но они слаборазвиты (около 1600 отделений по всей стране [3, С. 38]) и занимаются в основном практической реализацией программ Medicare и Medicaid.

Американская система здравоохранения состоит из 5 структурных элементов:

1. Государственные программы медицинского страхования.

2. Сеть государственных госпиталей для военнослужащих.

3. Местные, окружные и муниципальные программы.

4. Обязательное частное медицинское страхование работников по найму.

5. Самостоятельная оплата медицинских расходов гражданами.

Основными элементами американского здравоохранения являются государственная и частная системы медицинского страхования. Поскольку многие американцы не имеют собственную частную страховку, то они попадают под действие правительственных программ Medicare и Medicaid, а также других программ для малообеспеченных слоёв населения от своих штатов. В среднем около 30% больничных и 20% лечебных услуг оплачивается из источников вышеперечисленных государственных программ, а для 5700 [3] медицинских учреждений участие в этих программах является единственным источником дохода.

Остановимся подробнее на государственных программах Medicare и Medicaid.

Программа Medicare была учреждена ещё в 1965 году и предназначена для осуществления медицинского страхования для:

- американцев старше 65 лет и стажем работы от 5 до 10 лет (в зависимости от тяжести условий труда);

- американцев, приближающихся к возрасту 65 лет и имеющих серьёзные отклонения здоровья;

- инвалидов.

Программа Medicare состоит из 4 частей: A, B, C и D. Часть A включает в себя

больничное страхование: оплату большей части больничных услуг и некоторых форм домашнего ухода. Эта часть финансируется за счёт страхового налога с наёмных работников и предпринимателей и предназначена для лечения острых респираторных заболеваний. Часть B включает в себя медицинское страхование: оплату услуг врачей и амбулаторных служб, не входящих в часть A. Эта часть оплачивается за счёт клиентских взносов и дотаций правительства. В 2021 году стандартная плата за услуги, предоставляемые по части B, составляла 148,5 $ США в месяц [4]. Часть C включает в себя предпочтительное страхование (это комбинация частей A и B), а также дополнительное предоставление специализированных видов медицинской помощи и рецептурных препаратов на особых условиях. В зависимости от уровня дохода человека ежемесячная плата за эту часть составит от 96,4 до 308,3 $ в месяц [4]. Часть D включает в себя лекарственное страхование: оплату расходов на рецептурные лекарственные препараты. Она в среднем обойдётся гражданину в 400 $ в месяц [4].

Стандартная часть программы Medicare финансируется за счёт налога на социальное страхование, который в равных долях уплачивается предпринимателями и наёмными работниками в размере 7,65% от фонда заработной платы, из которых 1,45% идёт на оплату программы. Представители же малого бизнеса уплачивают специальный социальный налог в размере 15,3% от доходов, из которых 2,9% идёт на финансирование Medicare. Всего американское правительство оплачивает около 52% издержек на программу за счёт налогоплательщиков [3, с. 40; с. 42].

Другой важнейшей федеральной медицинской программой в США является Medicaid. Она рассчитана на оказание медицинской помощи малоимущим гражданам с доходом ниже уровня бедности, а также на их детей, беременных женщин, инвалидов, слепых, а также людей, страдающими некоторыми заболеваниями (например, туберкулёзом или некоторыми формами рака). В Medicaid также могут участвовать люди, чей доход несколько

выше порога бедности, но всё равно не позволяет им купить частную медицинскую страховку. В 2018 году порог бедности в США для семьи из 4 человек составил 25100 долларов в год. Финансируется программа из бюджетов всех уровней: 42% расходов покрывают местные бюджеты, 40% - бюджеты штатов и 18% - федеральный бюджет [5].

Так как государственное медицинское страхование охватывает лишь ограниченные группы людей, то большинству работающих граждан приходится пользоваться услугами частного медицинского страхования. Условно можно выделить всего три вида частного медицинского страхования. Первый вид - это компенсационное страхование, в рамках которого гражданин может обращаться в любое медицинское учреждение государства с оплатой счетов, возникших в результате лечения. Однако данная система не очень выгодна, так как оплачивать её необходимо и ежемесячно, и ежегодно. При этом счета оплачиваются не полностью, а лишь на 80% [3]. Остальную часть суммы гражданин должен внести самостоятельно.

Как можно увидеть из данных таблицы 1, основные показатели эффективности здравоохранения (средняя ожидаемая продолжительность жизни, количество врачей и количество больничных коек на 1000 человек), в США ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. При этом в США на здравоохранение 1 человека тратится примерно в 3 раза больше средств, чем в среднем в странах ОЭСР. Это свидетельствует о

Вторым видом частного страхования является страхование управляемых услуг. Оно заключается в том, что медицинские учреждения получают только фиксированную сумму из расчёта на каждого застрахованного пациента вне зависимости от объёма оказанных услуг.

Развитием этой системы является третий вид страхования - предоставление предпочтительных услуг. Организации, занимающиеся этим видом медицинского страхования, оказывают услуги только внутри своей сети медицинских организаций, с которыми подписаны соответствующие контракты. Такой способ организации медицинских услуг позволяет создать наиболее привлекательную цену для граждан. Поэтому в настоящий момент именно третий вид страхования является наиболее популярным у американцев.

После описания системы организации американского здравоохранения приведём статистические данные (табл. 1), которые могли бы продемонстрировать результаты политики американского правительства в области организации охраны здоровья населения.

том, что, несмотря на исключительно высокий уровень финансирования, американское здравоохранение не обеспечивает для своих граждан соответствующий развитым странам уровень медицинской помощи. Проблемы медицинской отрасли в США и возможные пути их решения будут детально разобраны в дальнейшем.

Теперь обратимся к российскому здравоохранению. Система здравоохранения

Таблица 1. Сравнение основных показателей здравоохранения США и стран ОЭСР [6]

Сравниваемый показатель США Средний показатель по странам ОЭСР

Ожидаемая продолжительность жизни, лет 78,6 80,7

Избыточная смертность на 100000 человек, чел. 262 208

Процентное соотношение населения, имеющего медицинскую страховку,% 91 98

Покрытие медицинских расходов населения за счёт бюджетных средств, % 50 71

Количество денежных средств, тратящихся на здравоохранение 1 человека, в долларах США 10586 3806

Количество врачей на 1000 человек 2,6 3,5

Количество медсестёр на 1000 человек 11,7 8,8

Количество больничных коек на 1000 человек 2,9 4,3

современной России формировалась на базе советской государственной медицины, созданной первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР Николаем Александровичем Семашко. В современную эпоху советская система здравоохранения претерпела ряд изменений, появились частные медицинские организации. Но государственное участие в охране здоровья населения осталось превалирующим.

В настоящий момент здравоохранение является важной отраслью экономики России. В 2018 году на здравоохранение было израсходовано 5,1 трлн рублей [7, с. 6, 910]. Это около 5% ВВП страны, который в 2018 году составил 103,9 трлн рублей [8]. В российском здравоохранении тогда работало около 4,4 млн человек [9].

Современное здравоохранение России можно разделить на государственные, муниципальные и частные медицинские организации. К государственной системе здравоохранения относятся:

- Федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

- Исполнительные органы государственной власти субъектов России в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья других федеральных органов исполнительной власти;

- Подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения и иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья [10].

Главным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в области здравоохранения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации, состоящее из 16 профильных департаментов.

Другим важным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она занимается эпидемиологическим и санитарным надзором, а также защитой прав потребителей.

На региональном уровне действуют собственные министерства и департаменты здравоохранения, претворяющие в жизнь политику федеральных органов власти и отвечающие за организацию здравоохранения в регионах страны.

К муниципальной системе здравоохранения относятся:

- органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

- подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации [10].

В государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь гражданам может оказываться как на бесплатной, так и на платной основах.

Бесплатная медицинская помощь оказывается в рамках введённого в 2010 году обязательного медицинского страхования (ОМС). Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 N З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» все граждане России обязаны получить полис ОМС [11]. По этому полису гражданам бесплатно оказываются основные виды медицинской помощи. Система ОМС финансируется из Федерального фонда ОМС. Главными источниками доходов Фонда являются взносы на работающее население, уплачиваемые работодателями в размере 5,1% от фонда оплаты труда, и взносы на неработающее население из региональных бюджетов [7]. Всего по состоянию на 2019 год медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования оказывали 9181 медицинская организация, 34 страховые медицинские организации (СМО) и их 205 филиалов в 85 субъектах Российской Федерации [12].

Помимо получения бесплатной медицинской помощи граждане России могут воспользоваться и услугами платной ме-

дицины. По состоянию на 2018 год порядка 35% всех расходов на здравоохранение России (1,79 трлн рублей) составили частные расходы граждан. Около 49% этой суммы было потрачено на лекарства, 38% на платные медицинские услуги, оказываемые как частными, так и государственными медицинскими учреждениями, и 6 % было потрачено на полисы Добровольного медицинского страхования, покупаемые гражданами в частном порядке [7].

Также необходимо отметить о более чем двукратном росте частных затрат на

Данные таблицы 2 показывают, что российское здравоохранение значительно уступает зарубежному в объёме финансирования на 1 пациента и в средней ожидаемой продолжительности жизни. Однако российская медицина превосходит как американскую, так и медицину стран ОЭСР по количеству врачей на душу населения и числу больничных коек на 1000 человек. По покрытию медицинских расходов граждан и избыточной смертности Россия занимает промежуточное положение между США и странами ОЭСР.

Таким образом, исходя из данных приведённой таблицы, можно отметить, что российское здравоохранение относительно конкурентоспособно по сравнению с медициной других стран. При этом медицинская отрасль России превосходит американское здравоохранение по целому ряду важных показателей. Однако у медицинской отрасли России есть и ряд проблем, которые будут разобраны в заключении исследования.

медицину с 2005 года, что позволяет говорить о постепенной коммерциализации российской медицины и росте бремени медицинских расходов на бюджеты российских семей [7].

Теперь, когда мы проанализировали организацию системы здравоохранения в России, сравним основные статистические показатели российской медицины с показателями здравоохранения США и стран ОЭСР, приведённые в таблице 2.

Теперь проанализируем работу здравоохранения России и США в период пандемии СОУГО-19

После начала вспышки коронавируса в Китае американские власти недооценивали опасность быстрого распространения заболевания и сохраняли оптимистичный настрой относительно сроков ликвидации эпидемии. Однако 29 января 2020 года президент США Дональд Трамп объявил о создании рабочей группы по мониторингу ситуации с коронавирусом, а 31 января была объявлена чрезвычайная ситуация в области здравоохранения. Тогда же были введены ограничения на путешествия в Китай и обязательный карантин для всех граждан страны, вернувшихся из Уханя.

Однако предпринятых мер оказалось недостаточно: 26 февраля в США был зафиксирован первый официальный случай заражения СОУГО-19, и вскоре заболевание начало быстро распространяться. Причиной стремительного распространения СОУГО-19 стало медленное внедрение

Таблица 2. Сравнение показателей здравоохранения России, США и стран ОЭСР [6, 9]

Сравниваемый показатель Россия США Средний показатель по странам ОЭСР

Ожидаемая продолжительность жизни, лет 72,8 78,6 80,7

Избыточная смертность на 100000 человек, чел. 256 262 208

Процентное соотношение населения, имеющего медицинскую страховку,% 100 91 98

Покрытие медицинских расходов населения за счёт бюджетных средств, % 65 50 71

Количество денежных средств, тратящихся на здравоохранение 1 человека, в долларах США 1707 10586 3806

Количество врачей на 1000 человек 4,8 2,6 3,5

Количество медсестёр на 1000 человек 10,1 11,7 8,8

Количество больничных коек на 1000 человек 7,1 2,9 4,3

систем эффективного тестирования на ко-ронавирус, в результате чего эпидемия некоторое время могла бесконтрольно распространяться.

Быстрый рост заболеваемости принудил правительства штатов ввести карантинные ограничения: была приостановлена деятельность ряда предприятий, школ, религиозных учреждений, запрещены любые собрания людей и приостановлена выдача американских виз. Однако карантинные меры помогли лишь отчасти. К концу марта США стали мировым лидером по количеству людей, заражённых коронавирусом, и удерживают это звание до сих пор.

Пандемия резко усилила нагрузку на медицинские учреждения, в связи с чем стал наблюдаться дефицит больничных коек и медицинского оборудования. В попытке решить эту проблему федеральное правительство стало размещать временные госпитали в штатах с самым большим количеством больных. Также Конгресс США принял закон о стимулировании экономики в период пандемии, согласно которому около 117 млрд долларов было выделено медицинским учреждениям для улучшения деятельности по борьбе с пандемией [13].

Несмотря на все принятые меры, в 2021 году количество заражений коронавиру-сом побило предыдущие рекорды, хотя уровень смертности от болезни удалось значительно сократить. В настоящее время ситуация с коронавирусом в США остаётся сложной во многом из-за распространения новых штаммов коронавируса.

Российское Правительство следило за развитием эпидемии в Китае с самого её начала. 24 января 2020 года главный государственный санитарный врач России Попова Анна Юрьевна поручила главным должностным лицам субъектов РФ утвердить планы санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, чтобы не допустить распространения инфекции. 29 января был создан межведомственный оперативный штаб для контроля ситуации с распространением коро-навируса.

31 января на территории РФ были зафиксированы 2 первых случая заражения коронавирусом. К началу марта коронави-

рус начал распространяться по стране, во многом благодаря возвращению туристов из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Чтобы снизить темпы распространения COVID-19, в середине марта был введён первый ряд карантинных мер: студенты ВУЗов и школьники были переведены на дистанционное обучение, был введён режим самоизоляции для пожилых граждан, а также режим нерабочих дней для сотрудников большинства отраслей экономики. Параллельно сводился к минимуму пассажиропоток с другими странами. Но самое главное - совершенствовались системы тестирования на COVID-19. К середине апреля Россия вышла на 2 место в мире по объёмам проводимых тестов на коронавирус.

Большое внимание уделялось улучшению медицинского оснащения больниц. Несмотря на то, что в среднем больничных коек в России на 1000 человек больше, чем в большинстве развитых стран мира, количество инфекционных коек для успешного противостояния коронавирусу было недостаточным. Так, непосредственно перед пандемией в России насчитывалось 55000 инфекционных коек, из которых 12000 реанимационных, тогда как расчётная потребность в период опасных инфекционных заболеваний составляет 182000 инфекционных коек и 29000 реанимационных [14, с. 41].

Чтобы не допустить дефицита больничных коек, из Резервного фонда Правительства РФ было выделено около 78 млрд рублей на расширение коечного фонда до 184000 мест, не менее четверти из которых были обеспечены аппаратами искусственной вентиляции легких (ИВЛ) [14, с. 44].

Принятых мер оказалось достаточно, чтобы обеспечить койко-местами всех больных, нуждающихся в госпитализации. В дальнейшем продолжилось расширение коечного фонда за счёт дополнительного бюджетного финансирования. В пик заболеваемости коронавирусом число профильных коек составляло около 300 тысяч [15].

Необходимо также отметить успехи России по созданию вакцины от коронави-

руса. Так, 11 августа 2020 года была зарегистрирована первая в мире вакцина, разработанная Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи и получившая название «Спутник V». В настоящее время проводится массовая вакцинация населения Спутником V, что позволит окончательно победить коронавирус.

Таблица 3. Статистика по заражению и смертности от коронавируса в России и США на 28 января 2022 года [16]___

Сравниваемый показатель Россия США

Общее количество заражений коронавирусом, чел. 11502657 73427335

Общее количество заражений коронавирусом в процентах от численности населения, % 7,9 22,1

Общее количество смертей от коронавируса, чел. 329443 878421

Общее количество смертей от коронавируса в процентах от числа заболевших, % 2,9 1,2

Теперь, когда мы разобрались с проти-воэпидемиологическими мероприятиями, осуществлёнными правительствами России и США, сравним фактическую статистику заражений и смертности от корона-вируса в этих странах, приведённую в таблице 3.

Анализируя данные, приведенные в таблице 3, можно сделать вывод о том, что российским властям удалось лучше сдерживать распространение коронавируса. Благодаря быстрому созданию эффективных систем тестирования на СOVID-19 в России коронавирусом переболело 7,9% населения против 22,1% в США. Но при этом в России наблюдается более высокий уровень смертности (2,9% против 1,2%), что объясняется недостаточной технической оснащённостью российских больниц и более высокой долей пожилого населения в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам анализа эффективности систем здравоохранения России и США трудно выявить безусловного лидера, так как каждая из систем обладает рядом преимуществ. В России больше медицинских расходов покрывается за счёт бюджетных средств, больше врачей и больничных коек на 1000 человек населения, меньше избыточная смертность и меньше людей, заразившихся коронавирусом.

В США больше продолжительность жизни, больше финансирование здравоохранения, больше медсестёр на 1000 человек населения и меньше смертность от коронавируса.

В связи с этим можно сказать, что и российское, и американское здравоохранение доказали свою эффективность и под-

твердили свою надёжность в эпоху пандемии.

Однако стоит также отметить, что системы здравоохранения обеих стран имеют ряд проблем, которые необходимо устранить для более успешного оказания медицинской помощи и победы над пандемией.

Главной проблемой американского здравоохранения является его недостаточная эффективность при чрезвычайной дороговизне. По целому ряду важнейших показателей американская медицина проигрывает странам, которые тратят существенно меньшее количество денежных средств на здравоохранение. Причиной избыточных расходов американского здравоохранения является его высокая коммерциализация, выражающаяся в большой переплате граждан США за медицинские услуги. Решить эту проблему может расширение государственного участия в здравоохранении за рамки помощи пенсионерам и малообеспеченным гражданам и введение базового бесплатного здравоохранения для всего населения страны.

Основным недостатком российской медицины, напротив, является её недостаточное финансирование, что едва не привело к нехватке больничных коек и медицинского оборудования в период пандемии. Решить эту проблему позволит рас-

ширение государственного финансирования медицины, отказ от сокращения количества временно ненужных медицинских зданий и больничных коек, а также созда-

Введение указанных мер позволит системам здравоохранения обеих стран оказывать населению более качественную медицинскую помощь, что положительно от-

ние постоянного резерва медицинского разится на уровне жизни граждан. оборудования и препаратов.

Библиографический список

1. Официальный сайт Интерфакс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/709959.

2. Официальный сайт Департамента здравоохранения и социальных служб США. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hhs.gov/about/budget/ index.html.

3. Хальвин Р.А., Таджиев И.Я. Организация здравоохранения в США. Часть 1 // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 9. - С. 35-47.

4. Официальный сайт Medicare. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.medicare.gov/your-medicare-costs/part-b-costs.

5. Официальный сайт Medicaid. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.medicaid.gov/medicaid/national-medicaid-chip-program-information/medicaid-childrens-health-insurance-program-basic-health-program-eligibility-levels/index.html.

6. Отчёт Health at a glance 2019, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecd.org/unitedstates/health-at-a-glance-united-states-EN.pdf.

7. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024). Факты и предложения // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. - 2019. - Т. 5. №4. - С. 4-19.

8. Официальный сайт Росстата. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/accounts.

9. Официальный сайт Росстата. Статистический сборник «Здравоохранение в России». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ stor-age/mediabank/Zdravoohran-2019.pdf.

10. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b4b1f6c989d6d2722384d552d3fa6 44ee0dbae69/.

11. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/.

12. Официальный сайт ОМС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ffoms.gov.ru/system-oms/.

13. Официальный сайт ТАСС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8102001.

14. Мау В.А. Общество и пандемия. Опыт и уроки борьбы с Covid-19 в России. Монография / Коллектив авторов под редакцией Мау В.А. (главный редактор), Идрисов Г.И., Кузьминов Я.И., Радыгин А.Д., Садовничий В.А., Синельников-Мурылёв С.Г. - Москва: Изд-во Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020. - 744 с.

15. Стенограмма совещания Президента с членами Правительства 26 января 2022 года [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67641 (Дата обращения: 20.01.2022).

16. Официальный сайт Коронавирус: статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/covid19/stat. (Дата обращения: 20.01.2022).

COMPARISON OF HEALTHCARE SYSTEMS IN RUSSIA AND THE USA. ANALYSIS OF THEIR EFFECTIVENESS BEFORE AND DURING THE COVID-19 PANDEMIC

A.P. Shunkevich, Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The rapid spread of COVID-19 has become a real test for the global health system. Doctors in almost all countries are faced with a shortage of hospital beds for patients, as well as medical equipment and medicines. In this regard, questions become relevant about how the Russian healthcare system has shown itself in comparison with other states, what Russian doctors can teach foreign colleagues and what new and useful our doctors can learn from foreign ones.

The purpose of the study is to compare the healthcare systems of Russia and the United States, the countries with the most developed economies in the world, before and during the COVID-19 pandemic. To do this, the article analyzes the organization and financing of healthcare in Russia and the United States before the COVID-19 pandemic and describes the measures taken by the governments of both countries to adapt the healthcare system to the conditions of the pandemic. In conclusion, the paper concludes on the viability of the healthcare systems of Russia and the United States and provides recommendations for improving their effectiveness.

Keywords: healthcare system, medicine, coronavirus pandemic, international experience, obligatory medical insurance, Medicare, Medicaid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.