Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И КАЗАХСТАНЕ'

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) / обязательное медицинское страхование (ОМС) / качество медицинской помощи / SWOT-анализ / compulsory social health insurance (CSHI) / compulsory medical insurance (CMI) / quality of medical care / SWOT-analysis

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Какенова Самал Сериковна, Бримжанова Маржан Дихановна

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа систем обязательного медицинского страхования в развитых странах (в данном случае, Соединенные Штаты, Канада, Великобритания, Германия, Швеция) и Казахстане с целью выявления сходств и различий в структуре, финансировании и качестве медицинской помощи. В работе приведены данные о структуре системы обязательного медицинского страхования в каждой из выбранных стран, включая типы страхования (государственное, частное, смешанное), наличие обязательной страховки для граждан, охват населения и покрытие медицинских услуг. Проанализированы источники финансирования систем обязательного медицинского страхования, включая налоги, страховые взносы, субсидии и другие. Проведен сравнительный анализ систем обязательного социального медицинского страхования в Казахстане и систем обязательного медицинского страхования развитых странах, выявлены сильные и слабые стороны каждой системы, а также предложены рекомендации для совершенствования медицинской системы в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Какенова Самал Сериковна, Бримжанова Маржан Дихановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEMS IN DEVELOPED COUNTRIES AND KAZAKHSTAN

The purpose of this study is to conduct a comparative analysis of compulsory health insurance systems in developed countries (in this case, the United States, Canada, Great Britain, Germany, Sweden) and Kazakhstan in order to identify similarities and differences in the structure, financing and quality of medical care. The paper presents data on the structure of the compulsory health insurance system in each of the selected countries, including types of insurance (public, private, mixed), availability of compulsory insurance for citizens, coverage of the population and coverage of medical services. The sources of financing of compulsory health insurance systems, including taxes, insurance premiums, subsidies and others, are analyzed. A comparative analysis of mandatory social health insurance systems in Kazakhstan and mandatory health insurance systems in developed countries has been carried out, the strengths and weaknesses of each system have been identified, and recommendations for improving the medical system in Kazakhstan have been proposed.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И КАЗАХСТАНЕ»

Номер УДК - 335.58:614.2 Номер МРНТИ - 76.75.75.

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В

РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И КАЗАХСТАНЕ

*С. С. Какенова, М. Д. Бримжанова ТОО Казахстанский Медицинский Университет "ВШОЗ", г. Алматы, Казахстан

Аннотация

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа систем обязательного медицинского страхования в развитых странах (в данном случае, Соединенные Штаты, Канада, Великобритания, Германия, Швеция) и Казахстане с целью выявления сходств и различий в структуре, финансировании и качестве медицинской помощи. В работе приведены данные о структуре системы обязательного медицинского страхования в каждой из выбранных стран, включая типы страхования (государственное, частное, смешанное), наличие обязательной страховки для граждан, охват населения и покрытие медицинских услуг. Проанализированы источники финансирования систем обязательного медицинского страхования, включая налоги, страховые взносы, субсидии и другие. Проведен сравнительный анализ систем обязательного социального медицинского страхования в Казахстане и систем обязательного медицинского страхования развитых странах, выявлены сильные и слабые стороны каждой системы, а также предложены рекомендации для совершенствования медицинской системы в Казахстане.

Ключевые слова: обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), обязательное медицинское страхование (ОМС), качество медицинской помощи, SWOT-анализ.

Введение

Здравоохранение - это одно из ключевых прав граждан, и качество медицинской помощи, которой они могут пользоваться, часто становится индикатором общественного благосостояния. Обязательное медицинское страхование (ОМС) — это механизм, который многие страны по всему миру используют для обеспечения доступности и качества медицинской помощи для своих граждан. Обязательное медицинское страхование — это система, в которой граждане обязаны участвовать в медицинской страховой программе, платя регулярные взносы, и взамен получают доступ к медицинской помощи, которая покрывается этой страховкой [1].

Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) — это система страхования, которая обеспечивает медицинское обслуживание и финансовую защиту граждан в случае заболевания, травмы или других медицинских нужд. ОСМС обычно является частью социальной защиты граждан и может быть введено государством для обеспечения доступа к медицинской помощи для всех своих граждан [2]. Целью ОСМС является создание системы здравоохранения, которая обеспечивает равный доступ к медицинской помощи для всех граждан, независимо от их социального статуса или финансового положения. Это также помогает снизить финансовую нагрузку на индивидуумов в случае неожиданных медицинских расходов и способствует поддержанию здоровья нации в целом. Система обязательного социального медицинского страхования в

Республике Казахстан действует с 1 июля 2017 года. Добровольное медицинское страхование представляет собой отношения по получению застрахованными гражданами дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовой программой обязательного медицинского страхования [3].

Прежде чем, перейти к сравнению систем ОМС развитых стран и системы ОСМС Казахстана кратко остановимся на некоторых преимуществах системы обязательного медицинского страхования в целом, к ним относятся:

1. Увеличение доступности. ОМС делает медицинскую помощь более доступной, так как он позволяет даже малоимущим гражданам получать необходимое лечение без значительных финансовых затрат.

2. Улучшение качества медицинской помощи. Конкуренция между страховыми компаниями и медицинскими учреждениями стимулирует улучшение качества медицинских услуг, поскольку пациенты имеют возможность выбора и склоняют врачей и клиники к повышению уровня обслуживания.

3. Финансовая стабильность. ОМС помогает снизить финансовую нагрузку на государственный бюджет, так как часть расходов на здравоохранение перекладывается на граждан и страховые компании.

В то же время, внедрение ОМС сталкивается с теми или иными вызовами и трудностями:

1. Согласование и разработка законодательства. Внедрение ОМС требует разработки соответствующего законодательства и согласования его с различными заинтересованными сторонами.

2. Формирование страховых фондов. Необходимо создать и эффективно управлять страховыми фондами, чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы.

3. Информирование граждан. Важно провести информационные кампании, чтобы граждане понимали преимущества и процедуры участия в системе ОМС.

4. Постепенное внедрение. Внедрение ОМС может потребовать времени, и важно определить порядок постепенного внедрения, чтобы избежать дисбаланса в системе здравоохранения.

В целом ОМС представляет собой мощный инструмент для улучшения здравоохранительной системы, сделав ее более справедливой и доступной для всех граждан. Однако успешное внедрение требует согласованных усилий со стороны правительства, страховых компаний и общественности. Путем решения вызовов, связанных с ОМС, каждая страна может создать более заботливое и равноправное общество, где здоровье каждого гражданина становится приоритетом.

В данной работе изучены системы ОМС развитых стран. В качестве лучших практик были выбраны такие страны как Соединенные Штаты, Канада, Великобритания, Германия, Швеция. В работе изучены структуры системы ОМС в каждой из выбранных стран. Проанализированы источники финансирования систем обязательного медицинского страхования, включая налоги, страховые взносы, субсидии и др. По результатам обзора проведен сравнительный анализ систем ОСМС в Казахстане и систем ОМС развитых странах, выявлены сильные и слабые стороны каждой системы, а также предложены рекомендации для совершенствования медицинской системы в Казахстане.

Основная часть

Системы обязательного медицинского страхования представляют собой важный аспект здравоохранения во многих странах мира. Эти системы различаются по своей структуре, охвату, финансированию и уровню предоставляемых услуг. Сравнение таких систем между разными странами позволяет выявить их особенности и эффективность.

Предметом исследования в работе является системы ОМС развитых стран () и Казахстана. Цель работы заключается в проведении анализа систем ОМС развитых стран и Казахстана. При поиске соответствующих исследований были использованы ключевые слова, "Obligatory Medical Insurance", "Compulsory Medical Insurance", "Healthcare system", "Health insurance", "healthcare system", "[Название страны] healthcare system (например, "United States healthcare system"). Кроме этого, в список организаций и ресурсов вошли вебсайты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций (ООН), министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Основными характеристиками систем ОМС являются их модель финансирования, доступность и уровень предоставляемых услуг. Существует две основные модели финансирования систем ОМС: налоговая модель и модель социального страхования. В первом случае финансирование происходит из общих налоговых средств, а во второй - через взносы, уплачиваемые работниками и работодателями. Разные системы имеют разные уровни охвата населения. Некоторые страны обеспечивают универсальный доступ ко всем видам медицинской помощи, в то время как другие могут ограничивать доступ в зависимости от статуса и дохода. Качество и объем медицинских услуг также различаются в зависимости от системы. Некоторые страны предоставляют более широкий спектр услуг и лекарств, чем другие.

Система ОМС в США: Система обязательного медицинского страхования (ОМС) в Соединенных Штатах (США) представляет собой уникальную модель, которая отличается от систем ОМС в большинстве других стран [4]. В США ОМС основана на частном страховании, что приводит к множеству разнообразных систем и покрытий для граждан. Давайте более подробно разберем структуру системы ОМС в США:

1. Частное страхование:

Страховые компании: В США существует множество частных страховых компаний, предоставляющих медицинскую страховку Это могут быть коммерческие страховые компании, безболезненные фонды и т. д.

Работодатели: Многие работодатели предоставляют своим сотрудникам страховку через корпоративные программы. Работодатель частично или полностью покрывает расходы на страховку.

Индивидуальные покупатели: Люди, не имеющие доступ к корпоративной страховке или государственным программам, могут покупать медицинскую страховку самостоятельно.

2. Государственные программы:

В США система ОМС основана на модели социального страхования. Охват населения здесь зависит от страховых программ, таких как Medicare и Medicaid [5-7]. Medicare обеспечивает медицинскую страховку для людей в возрасте 65 лет и старше, а также для некоторых инвалидов. Medicare имеет две части: A и B. Часть A предоставляет страхование для госпитализации, а Часть B - для медицинских услуг и лечения у врачей. Medicaid предоставляет медицинскую помощь низким доходам и нуждающимся в долгосрочной помощи. Эта программа финансируется как федеральными, так и штатными правительствами. Кроме этого, в США имеется страховка (CHIP), предоставляющая страховку для детей из семей с низкими доходами.

3. Обязательное страхование:

Обамакер (Affordable Care Act, ACA): В рамках этой федеральной программы был введен индивидуальный мандат, обязывающий большинство граждан и резидентов США иметь медицинскую страховку. Однако индивидуальный мандат был отменен в 2019 году [8].

4. Частные страховки:

Типы страховок: Страховые компании предлагают разнообразные страховые планы, включая Health Maintenance Organizations (HMOs), Preferred Provider Organizations (PPOs), Exclusive Provider Organizations (EPOs) и Point of Service (POS) планы.

5. Покрытие медицинских услуг: Покрытие медицинских услуг может сильно варьироваться от плана к плану. Оно может включать в себя визиты к врачам, лекарства, хирургические операции, стоматологию, офтальмологию и другие виды медицинской помощи.

Дополнительное страхование: Многие люди покупают дополнительное страхование, такое как Medicare Supplement Insurance (Medigap) или страховку на случай заболеваний [9].

6. Финансирование:

Страховые взносы: Граждане и работодатели уплачивают страховые взносы для финансирования частных страховых планов.

Система ОМС в США характеризуется высокой степенью фрагментации, и ее структура может быть сложной для понимания из-за множества вариантов страхования и источников финансирования. Реформы и изменения в системе ОМС в США регулярно обсуждаются и внедряются с целью улучшения доступности и качества медицинской помощи.

Система ОМС в Канаде: Система обязательного медицинского страхования (ОМС) в Канаде является государственной и финансируется из налоговых средств [10]. Она основывается на принципе универсальности, что означает, что все резиденты Канады имеют право на медицинскую помощь, и нет никаких преград на основе доходов или состояния здоровья. Давайте подробно разберем структуру системы ОМС Канады.

1. Управление: Система ОМС в Канаде регулируется и управляется на уровне провинций и территорий. Каждая провинция и территория имеет собственные правила и программы ОМС.

2. Универсальное покрытие: Все граждане Канады и постоянные резиденты покрываются медицинской страховкой.

3. Финансирование:

Нацеленное финансирование: Финансирование системы ОМС происходит за счет налоговых средств, как федеральных, так и провинциальных.

Налог на доходы: Основным источником финансирования является налог на доходы физических лиц. Этот налог направляется на федеральный и провинциальный бюджеты и затем используется для финансирования медицинской помощи.

4. Медицинские услуги:

Стандарты и покрытие: Провинции и территории устанавливают свои собственные стандарты для медицинских услуг, которые включаются в покрытие ОМС. Основной пакет медицинских услуг определен национально и включает в себя визиты к врачам, диагностику, хирургические операции, госпитализацию и др.

Дополнительные услуги: Некоторые провинции и территории также предоставляют покрытие для стоматологии, лекарств и других дополнительных услуг.

5. Поставщики медицинских услуг:

Врачи и больницы: Медицинские услуги предоставляются госпиталями, клиниками и частными врачами. Врачи получают оплату от правительства в соответствии с договорами и тарифами.

6. Государственное регулирование: В каждой провинции и территории есть органы, отвечающие за регулирование и контроль системы ОМС.

7. Дополнительное страхование: Некоторые граждане и компании могут приобретать дополнительные частные медицинские страховки, которые покрывают дополнительные услуги или расходы, не включенные в основное покрытие ОМС.

Система ОМС в Канаде считается одной из наиболее справедливых и универсальных в мире. Она обеспечивает доступ к медицинской помощи для всех граждан и резидентов, независимо от их доходов, и финансируется за счет широкого налогового базиса. Однако она также сталкивается с вызовами, такими как долгие сроки ожидания на некоторые виды медицинских услуг и различия в покрытии между провинциями [11].

Система ОМС в Германии: Система обязательного медицинского страхования (ОМС) в Германии основана на модели социального страхования и является одной из наиболее

развитых в мире. Она обеспечивает доступ к качественной медицинской помощи всем гражданам и резидентам Германии [12]. Давайте более подробно рассмотрим структуру системы ОМС в Германии:

1. Обязательное медицинское страхование:

Обязательность страхования: Все граждане и резиденты, чьи доходы ниже определенного порога, обязаны иметь медицинскую страховку. Это также относится к лицам, занятым наемным трудом.

Типы страхования: Граждане могут выбирать между различными системами ОМС, включая общие страховые фонды (Gesetzliche Krankenkassen, GKV) и частные страховые компании (Private Krankenversicherung, PKV).

2. Финансирование:

Финансирование через взносы: Финансирование системы ОМС происходит через страховые взносы, которые взимаются как с работников, так и с работодателей. Величина страховых взносов зависит от доходов.

Дополнительные взносы: Дополнительные страховые взносы могут взиматься в случае дополнительного страхования или при определенных условиях.

3. Медицинские услуги:

Обширное покрытие: Страхование ОМС в Германии предоставляет обширное покрытие медицинских услуг, включая визиты к врачам, стационарное лечение, операции, диагностику, лекарства и реабилитацию.

Выбор врачей: Пациенты обычно имеют свободу выбора врачей и медицинских учреждений.

4. Поставщики медицинских услуг:

Врачи и больницы: Медицинские услуги предоставляются частными и государственными медицинскими учреждениями, врачами и специалистами.

5. Регулирование:

Бундесминистерство здравоохранения: Министерство здравоохранения Федеральной Республики Германия регулирует систему ОМС на федеральном уровне.

Общие страховые фонды (GKV): Систему ОМС, предоставляемую общими страховыми фондами, также регулируют государственные органы.

6. Дополнительное страхование:

Частное дополнительное страхование: Граждане могут дополнительно застраховать себя частными дополнительными страховками, которые покрывают дополнительные услуги или предоставляют более высокий стандарт обслуживания.

7. Качество и надзор: Система ОМС в Германии имеет строгие стандарты качества, и проводятся регулярные оценки и аудиты.

Система ОМС в Германии славится своим высоким качеством медицинской помощи и доступностью для всех граждан. Она предоставляет пациентам широкий выбор врачей и медицинских учреждений. Благодаря сочетанию обязательного и частного страхования, граждане имеют возможность дополнительно застраховать себя, если желают получать дополнительные услуги или более высокий стандарт обслуживания [13].

Обязательная страховка: Все граждане и постоянные жители обязаны иметь медицинскую страховку. Эта страховка финансируется путем разделения расходов между работниками и работодателями.

Частные страховые компании: Страховка может быть оформлена через государственные или частные страховые компании. Те, кто имеют высокий доход, могут выбрать частную страховку.

Широкий спектр услуг: Германская система ОМС предоставляет широкий спектр медицинских услуг, включая высококачественное медицинское оборудование и лекарства.

Это более глубокое сравнение позволяет увидеть, как разные страны подходят к обязательной медицинской страховке, и какие у них есть сходства и различия. Такие

сравнения могут служить основой для анализа эффективности и усовершенствования национальных систем здравоохранения [14].

Система ОМС в Великобритании: Система обязательного медицинского страхования (ОМС) в Великобритании, известная как National Health Service (NHS), представляет собой государственную систему здравоохранения, которая обеспечивает медицинскую помощь всем гражданам и резидентам страны [15]. Система ОМС в Великобритании базируется на принципе универсальности и бесплатности, что означает, что медицинская помощь предоставляется всем, независимо от доходов. Давайте подробнее разберем структуру системы ОМС в Великобритании:

1. Управление:

Ministry of Health and Social Care: Министерство здравоохранения и социальной защиты Великобритании ответственно за разработку и управление системой ОМС в Англии.

Health and Social Care in Wales: Управление здравоохранением и социальной защитой в Уэльсе.

Health and Social Care (HSC) in Northern Ireland: Управление здравоохранением и социальной защитой в Северной Ирландии.

Health and Social Care (HSC) in Scotland: Управление здравоохранением и социальной защитой в Шотландии.

2. Универсальное покрытие:

Охват населения: Все граждане и резиденты Великобритании покрываются медицинской страховкой NHS.

3. Финансирование:

Финансирование через налоги: Система ОМС в Великобритании финансируется из национального бюджета, который наполняется за счет налоговых средств. Граждане и резиденты платят налоги, и часть этих средств направляется на финансирование NHS.

4. Медицинские услуги:

Обширное покрытие: Система ОМС NHS обеспечивает широкий спектр медицинских услуг, включая визиты к врачам, госпитализацию, операции, анализы, лекарства и многие другие медицинские процедуры.

5. Поставщики медицинских услуг:

National Health Service Providers: Медицинские услуги предоставляются через государственные медицинские учреждения и организации, финансируемые NHS.

Частные медицинские организации: Некоторые пациенты могут получать медицинскую помощь от частных медицинских организаций, хотя большинство британцев предпочитают использовать услуги NHS.

6. Дополнительное страхование:

Частные дополнительные страховки: Несмотря на бесплатное покрытие NHS, некоторые граждане могут приобретать дополнительные частные страховки, чтобы получать доступ к дополнительным услугам и ускорить получение медицинской помощи [16].

Система ОМС NHS в Великобритании славится своей универсальностью и доступностью для всех граждан и резидентов. Она обеспечивает широкий спектр медицинских услуг и является одной из основных черт национальной системы здравоохранения. Несмотря на вызовы, такие как долгие сроки ожидания на некоторые медицинские услуги, она остается популярной и поддерживается государством и обществом.

Система ОМС в Швеции: Система обязательного медицинского страхования (ОМС) в Швеции известа как «Sjukforsakring» [17]. Она представляет собой модель универсальной здравоохранительной системы, которая обеспечивает бесплатный доступ к медицинской помощи всем гражданам и резидентам страны. Давайте подробнее рассмотрим структуру системы ОМС в Швеции:

1. Обязательное медицинское страхование:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательность страхования: Вся работоспособная население, включая граждан и резидентов Швеции, обязано иметь медицинскую страховку.

Финансирование через налоги: Система ОМС в Швеции финансируется из налоговых средств, и все граждане и резиденты участвуют в этом финансировании через уплату налогов.

2. Медицинские услуги:

Обширное покрытие: Страхование ОМС в Швеции предоставляет обширное покрытие медицинских услуг, включая визиты к врачам, госпитализацию, операции, диагностику, стоматологию, лекарства и реабилитацию.

Выбор врачей: Пациенты обычно имеют свободу выбора врачей и медицинских учреждений.

3. Поставщики медицинских услуг:

Региональные здравоохранительные организации: Медицинские услуги предоставляются через региональные здравоохранительные организации, которые отвечают за организацию и предоставление медицинской помощи на своей территории.

Частные поставщики: В Швеции также существует частный сектор здравоохранения, который предоставляет дополнительные услуги.

4. Регулирование:

Государственное регулирование: Государственные органы регулируют систему ОМС и устанавливают стандарты качества.

5. Дополнительное страхование:

Частные дополнительные страховки: Некоторые граждане могут дополнительно застраховать себя частными дополнительными страховками, чтобы получать доступ к дополнительным услугам или более высокому уровню комфорта.

Система ОМС в Швеции славится своей универсальностью, бесплатностью и доступностью. Граждане имеют право на медицинскую помощь в случае болезни или травмы, и финансирование системы происходит за счет широкой налоговой базы. Эта система также поддерживает высокие стандарты качества медицинской помощи и заботится о благосостоянии населения [18].

Система ОМС в Казахстане: В Казахстане Закон "Об обязательном социальном медицинском страховании" был принят 16 ноября 2015 года [19]. С 1 июля 2017 г. действует обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). ОСМС гарантирует равный доступ к медицинскому обслуживанию и фармацевтическим товарам из средств Фонда обязательного социального медицинского страхования (ФОСМС) для всех застрахованных граждан Казахстана, независимо от пола, возраста, социального статуса, места жительства и дохода [20]. До этого времени предоставление медицинских услуг осуществилось за счет государственных (республиканских и местных) бюджетных средств, фондов добровольного медицинского страхования и кредитов международных финансовых учреждений для реализации международных проектов. Фонд ОСМС будет распределять деньги следующим образом: одна часть будет направлена на оплату услуг в медицинские организации, а другая - в Национальный банк, который будет инвестировать средства и полностью управлять активами. Давайте рассмотрим основные характеристики системы ОМС в Казахстане:

1. Обязательное медицинское страхование (ОМС): В соответствии с законодательством Казахстана, граждане и резиденты Казахстана обязаны иметь медицинскую страховку ОМС.

Финансирование: Система ОМС финансируется из страховых взносов, которые уплачиваются работниками, работодателями и государством.

2. Медицинские услуги: Страховка ОМС покрывает широкий спектр медицинских услуг, включая визиты к врачам, диагностику, стационарное лечение, операции, лекарства и профилактические мероприятия.

Выбор врачей: Пациенты имеют свободу выбора врачей и медицинских учреждений, где они могут получать медицинскую помощь.

3. Поставщики медицинских услуг: Государственные и частные учреждения: Медицинские услуги предоставляются как государственными, так и частными медицинскими учреждениями.

4. Регулирование: Министерство здравоохранения Республики Казахстан: Регулирование и контроль системы ОМС осуществляются Министерством здравоохранения Республики Казахстан.

5. Дополнительное страхование: В Казахстане также существует возможность дополнительного медицинского страхования, которое может предоставить более широкий спектр услуг или дополнительный комфорт пациентам.

Система ОМС в Казахстане стремится обеспечить доступность медицинской помощи для всех граждан и резидентов страны. Она является важной частью системы здравоохранения Казахстана и способствует улучшению медицинского обслуживания населения.

Ниже будет представлен SWOT анализ систем ОМС США, Канады, Великобритании, Германии, Швеции и Казахстана.

Таблица 1. SWOT анализ системы ОМС США

СШ НА

Преимущества (Strengths): Недостатки (Weaknesses):

1. Широкий выбор медицинских услуг и специалистов. 2. Высокий уровень медицинских исследований и инноваций. 3. Наличие частного медицинского страхования для дополнительного покрытия. 4. Качественное оборудование и технологии в медицинской сфере. 1. Недоступность медицинской помощи для многих незастрахованных граждан. 2. Высокие затраты на здравоохранение и страхование. 3. Неравномерное распределение качества и доступности медицинских услуг.

Возможности (Opportunities): Угрозы (Threats):

1. Реформы здравоохранения для увеличения доступности. 2. Развитие телемедицины и дистанционного обслуживания. 3. Повышение образования о здоровье населения. 1. Рост стоимости медицинских услуг и лекарств. 2. Риск потери медицинских кадров из-за высокой нагрузки и конкуренции. 3. Возможные изменения в законодательстве и политической обстановке, влияющие на систему ОМС.

Таблица 2. SWOT анализ системы ОМС Канады

Канада

Преимущества (Strengths): Недостатки (Weaknesses):

1. Универсальное здравоохранение, покрывающее всех граждан. 2. Относительно низкие затраты на административные расходы благодаря единой системе. 3. Обширная сеть государственных медицинских учреждений. 1. Длительные очереди на медицинские процедуры. 2. Недостаток частных медицинских услуг для быстрого обслуживания. 3. Не всегда покрывает все медицинские процедуры и лекарства.

Возможности (Opportunities): Угрозы (Threats):

1. Улучшение доступности к медицинским услугам. 2. Развитие программ профилактики и здорового образа жизни. 1. Рост стоимости здравоохранения и увеличение давления на финансирование. 2. Демографические изменения и старение населения.

Таблица 3. SWOT анализ системы ОМС Великобритании

Великобритания

Преимущества (Strengths): Недостатки (Weaknesses):

1. Национальная система ОМС (NHS), обеспечивающая всеобщий доступ к медицинской помощи. 2. Бесплатная медицинская помощь в рамках NHS. 3. Эффективное распределение ресурсов и контроль затрат. 1. Долгие очереди на определенные медицинские процедуры. 2. Возможны дефициты кадров и медицинских ресурсов.

Возможности (Opportunities): Угрозы (Threats):

1. Развитие технологий и телемедицины для улучшения доступности. 2. Реформы NHS для повышения эффективности. 1. Рост затрат и финансовые трудности NHS. 2. Влияние политических изменений на финансирование здравоохранения.

Таблица 4. SWOT анализ системы ОМС Германии

Германия

Преимущества (Strengths): Недостатки (Weaknesses):

1. Развитая система ОМС, включая общие страховые фонды и частные страховщики. 2. Высокий стандарт медицинского обслуживания и технологий. 3. Доступ к специализированным медицинским услугам. 1. Высокие затраты на медицинское страхование и здравоохранение. 2. Различия в качестве медицинской помощи между системами страхования.

Возможности (Opportunities): Угрозы (Threats):

1. Реформы для снижения затрат и улучшения доступности. 2. Развитие предоставления медицинских услуг через телемедицину. 1. Демографические изменения и старение населения. 2. Риск недостатка врачей и медицинских кадров.

Таблица 5. SWOT анализ системы ОМС Швеции

Швеция

Преимущества (Strengths): Недостатки (Weaknesses):

1. Универсальное здравоохранение и бесплатная медицинская помощь. 2. Высокий стандарт жизни и качества здравоохранения. 1. Долгие очереди на медицинские услуги и операции. 2. Высокие налоги для финансирования системы ОМС.

Возможности (Opportunities): Угрозы (Threats):

1. Реформы для сокращения очередей и улучшения доступности. 2. Инвестиции в медицинские технологии и исследования. 1. Демографические изменения и увеличение нагрузки на систему. 2. Рост затрат на здравоохранение

Таблица 6. SWOT анализ системы ОСМС Казахстана

Казахстан

Преимущества (Strengths): Недостатки (Weaknesses):

1. Внедрение системы обязательного медицинского страхования (ОМС) для обеспечения доступности медицинской помощи. 2. Усиление контроля и регулирования системы здравоохранения. 3. Возможности для развития телемедицины и дистанционного обслуживания. 1. Необходимость совершенствования инфраструктуры и качества медицинских услуг. 2. Ограниченные финансовые ресурсы для системы ОМС.

Возможности (Opportunities): Угрозы (Threats):

1. Развитие системы ОМС для улучшения доступности и качества медицинской помощи. 2. Партнерство с международными организациями для поддержки здравоохранения. 1. Финансовые ограничения и нестабильность в экономике. 2. Недостаток квалифицированных медицинских кадров.

Этот SWOT-анализ предоставляет общее представление о сильных и слабых сторонах, а также о возможностях и угрозах для систем ОМС в указанных странах. При этом, необходимо учитывать, что каждая из этих систем имеет свои уникальные особенности и вызовы, и детализированный анализ требует более глубокого исследования и контекста.

Выводы

Изучение систем ОМС развитых стран и SWOT-анализ показал, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан и, соответственно, социального обеспечения. США и Германия имеют развитые системы страхования, включая частные компании. Великобритания и Канада обеспечивают универсальное покрытие, но сталкиваются с вызовами в виде длительных очередей. Швеция обеспечивает бесплатную медицинскую помощь и высокий стандарт здравоохранения. Казахстан стремится к улучшению доступности медицинской помощи через систему ОМС, но сталкивается с ограниченными финансовыми ресурсами. Необходимо отметить, что при реализации программы ОСМС в Казахстане был рассмотрен и учтен модели в том числе вышеупомянутых стран. Прежде всего, это многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета), которая создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Наиболее ярко эта модель представляется здравоохранением Германии и Канады. Бюджетная модель существует в Великобритании и Швеции. Каждая из этих стран имеет свои уникальные подходы к системе ОМС, отражающие различия в культуре, экономике и политике. Выбор наилучшей системы зависит от множества факторов, включая цели доступности, качества и финансирования медицинской помощи. В Казахстане предлагается смешанная модель медицинского страхования с учетом лучших мировых

практик. Предусмотрено, социальное медицинское страхование не является накопительной системой. Вне зависимости от суммы взносов каждого плательщика, все категории населения будут иметь одинаковый доступ к медицинским услугам на принципах социальной справедливости и солидарности.

ДАМЫГАН ЕЛДЕР МЕН ЦАЗАЦСТАНДАГЫ М1НДЕТТ1 МЕДИЦИНАЛЬЩ САКТАНДЫРУ ЖYЙЕЛЕРIН САЛЫСТЫРУ

*С. С. Какенова, М. Д. Бримжанова

"КДСЖМ" Казакстандык Медицина Университетi ЖШС, Алматы к., Казахстан

Туй1ндеме

Зерттеудщ максаты дамыган елдердегi (Америка К¥рама Штаттары, Канада, Улыбритания, Германия, Швеция мысалында) жэне Казакстандагы медициналык кемектщ курылымындагы, каржыландыруындагы жэне сапасындагы уксастыктар мен айырмашыльщтарды аныктау максатында мiндеттi медициналык сактандыру жYЙелерiне салыстырмалы талдау жYргiзу болып табылады. Жумыста тацдалган елдерге катысты мiндеттi медициналык сактандыру жYЙесiнiц курылымы, оныц iшiнде сактандыру тYрлерi (мемлекеттiк, жеке, аралас), азаматтар Yшiн мiндеттi сактандырудыц болуы, халыкты камту жэне медициналык кызметтердi камту туралы мэлiметтер келтiрiлген. Салыктарды, сактандыру сыйлыкакыларын, субсидияларды жэне баскаларын коса алганда, мiндеттi медициналык сактандыру жYЙелерiн каржыландыру кeздерi талкыланган. Казакстандагы мiндеттi элеуметлк медициналык сактандыру жYЙесiне жэне дамыган елдердеп мiндеттi медициналык сактандыру жYЙелерiне салыстырмалы талдау жYргiзiлдi, эрбiр жYЙенiц кYштi жэне элсiз жактары аныкталды, сондай-ак Казакстандагы медициналык жYЙенi жетiлдiру Yшiн усынымдар усынылды.

Туй1н сездер: мiндеттi элеуметтiк медициналык сактандыру (МЭМС), мiндеттi медициналык сактандыру (ММС), медициналык кемектщ сапасы, SWOT-талдау.

COMPARISON OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEMS IN DEVELOPED COUNTRIES AND KAZAKHSTAN

* S.Kakenova, M.Brimzhanova LLP Kazakhstan Medical University "KSPH", Almaty, Kazakhstan

Abstract

The purpose of this study is to conduct a comparative analysis of compulsory health insurance systems in developed countries (in this case, the United States, Canada, Great Britain, Germany, Sweden) and Kazakhstan in order to identify similarities and differences in the structure, financing and quality of medical care. The paper presents data on the structure of the compulsory health insurance system in each of the selected countries, including types of insurance (public, private, mixed), availability of compulsory insurance for citizens, coverage of the population and coverage of medical services. The sources of financing of compulsory health insurance systems, including taxes, insurance premiums, subsidies and others, are analyzed. A comparative analysis of mandatory social health insurance systems in Kazakhstan and mandatory health insurance systems in developed countries has been carried out, the strengths and weaknesses of each system have been identified, and recommendations for improving the medical system in Kazakhstan have been proposed.

Keywords: compulsory social health insurance (CSHI), compulsory medical insurance (CMI), quality of medical care, SWOT-analysis.

Список использованной литературы:

1. Toth F. Classification of healthcare systems: Can we go further? Health Policy. 2016 May;120(5):535-43. https://doi.org/10.1016/j.healthpol.2016.03.011

2. Сапарова Г.Т., Обязательное медицинское страхование в Республике Казахстан // Вестник финансового университета. - 2017. - Том 21, №2, 145-153 стр. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obyazatelnoe-meditsinskoe-strahovanie-v-respublike-kazahstan

3. https://fms.kz/ru/

4. Rice T, Rosenau P, Unruh L.Y, Barnes A.J. United States: Health System Review. Health Syst Transit. 2020 Dec;22(4):1-441. PMID: 33527901.

5. Rice T, Rosenau P, Unruh L.Y, Barnes AJ, Saltman RB, van Ginneken E. United States of America: health system review. Health Syst Transit. 2013;15(3):1-431. PMID: 24025796.

6. Zieff G, Kerr ZY, Moore JB, Stoner L. Universal Healthcare in the United States of America: A Healthy Debate. Medicina (Kaunas). 2020 Oct 30;56(11):580. https://doi.org/10.3390/medicina56110580

7. Chernichovsky, D.; Leibowitz, A.A. Integrating public health and personal care in a reformed US health care system. Am. J. Public Health 2010, 100, 205-211. https://doi.org/10.2105/AJPH.2008.156588

8. E. R. Berchick et al., Health Insurance Coverage in the United States: 2018—Current Population Reports (U.S. Census Bureau, Nov. 2019), https://www.census.gov/content/dam/Census/library/publications/2019/demo/p60-267.pdf.

9. J. Cubanski, A. Damico, and T. Neuman, Medicare Part D: A First Look at Prescription Drug Plans in 2019 (Kaiser Family Foundation, Oct. 16, 2018), https://www.kff.org/medicare/issue-brief/medicare-part-d-a-first-look-at-prescription-drug-plans-in-2019/.

10. G.P. Marchildon, Canada: health system review Health Systems in Transition (2013)

11. Marchildon GP, Allin S, Merkur S. Canada: Health System Review. Health Syst Transit. 2020 Nov;22(3):1-194. PMID: 33527903.

12. Blümel M, Spranger A, Achstetter K, Maresso A, Busse R. Germany: Health System Review. Health Syst Transit. 2020 Dec;22(6):1-272. PMID: 34232120.

13. Busse R, Blümel M, Knieps F, Bärnighausen T. Statutory health insurance in Germany: a health system shaped by 135 years of solidarity, self-governance, and competition. Lancet. 2017 Aug 26;390(10097):882-897. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(17)31280-1

14. Baier N, Geissler A, Bech M, Bernstein D, Cowling TE, Jackson T, van Manen J, Rudkj0bing A, Quentin W. Emergency and urgent care systems in Australia, Denmark, England, France, Germany and the Netherlands - Analyzing organization, payment and reforms. Health Policy. 2019 Jan; 123(1):1-10. https://doi.org/10.1016/j. healthpol.2018.11.001

15. Boyle S. United Kingdom (England): Health system review. Health Syst Transit. 2011;13(1):1-483, xix-xx. PMID: 21454148.

16. Anderson M, Pitchforth E, Edwards N, Alderwick H, McGuire A, Mossialos E. United Kingdom: Health System Review. Health Syst Transit. 2022 May;24(1):1-194. PMID: 35579557.

17. Irwin R. Sweden's engagement in global health: a historical review. Global Health. 2019 Nov 26;15(1):79. doi: 10.1186/s12992-019-0499-1. PMID: 31771602; PMCID: PMC6878689.

18. Ludvigsson JF, Svedberg P, Olen O, Bruze G, Neovius M. The longitudinal integrated database for health insurance and labour market studies (LISA) and its use in medical research. Eur J Epidemiol. 2019 Apr;34(4):423-437. https://doi.org/10.1007/s10654-019-00511-8

19. "Казахстанская правда" от 19.11.2015 г., № 222 (28098); "Егемен Казакстан" 19.11.2015 ж., № 222 (28700); Ведомости Парламента РК 2015 г., № 22-I, ст. 142

20. Некоммерческое акционерное общество «Фонд социального медицинского страхования» https://fms.kz/o-medstrakhovanii/normativnaya-baza/

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Вклад авторов. Автор внес вклад в разработку концепции, выполнение и обработку результатов, и написание статьи. Заявляем, что данный материал ранее не публиковался и не находится на рассмотрении в других издательствах. Финансирование. Отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.