Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СРАВНЕНИЕ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дашкова Мария Олеговна, Вок Милена Германовна

Введение. Цель настоящего мониторинга заключается в выявлении и анализе, а также дальнейшем сравнении правовых механизмов, направленных на гармонизацию научной, научно-технической и инновационной политики в зарубежных странах и в Российской Федерации. Предметом настоящего исследования выступают механизмы гармонизации государственной научно-технической и инновационной политики, применяемые в зарубежных странах. Инструменты мониторинга. В работе используются общенаучные (анализ, системно-структурный, функциональный) и частнонаучные (формально-юридический, метод толкования норм права) методы. Результаты исследования. Материалы, собранные в рамках подготовки данной статьи, позволяют сформировать представление о существующих в мире инструментах гармонизации государственной научно-технической и инновационной политики применяемых, в частности, в Индии, Норвегии, Швейцарии и Австралии. По каждой выбранной стране рассмотрены основные нормативно-правовые документы, в т. ч. стратегические программные документы, на основе которых принимаются решения о проведении конкретных мероприятий в данной сфере, и полномочия соответствующих компетентных органов. Проанализированы и раскрыты аналогичные положения и механизмы, существующие в Российской Федерации. Заключение. По итогам настоящей статьи выявлены наиболее успешные примеры механизмов, используемых за рубежом для гармонизации научной, научно-технической и инновационной политики, с целью рассмотрения возможности их применения в Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы юристами и научными сотрудниками в их профессиональной и научной деятельности в сфере законодательства, регулирующего научно-техническую и инновационную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дашкова Мария Олеговна, Вок Милена Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF LEGAL MECHANISMS AIMED AT HARMONISING POLICIES ON SCIENCE, TECHNOLOGY AND INNOVATION IN FOREIGN COUNTRIES AND THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The purpose of this monitoring is to collect, analyse, and subsequently compare the legal mechanisms aimed at harmonising policies on science, technology and innovation in foreign countries and the Russian Federation. The study focuses on the mechanisms of harmonising government policies on science, technology and innovation that are applied abroad (specifically in India, Norway, Switzerland and Australia) and in the Russian Federation. Monitoring Tools. The study employs general scientific methods (analytical, systematic, functional) and specific scientific methods (the formal legal method, interpretation of legal rules). Results. The materials collected while preparing this paper paint a picture of the tools that are used around the world (in countries like India, Norway, Switzerland and Australia in particular) to harmonise government policies on science, technology and innovation. Looking at each of the countries listed, we examine the essential legal and regulatory documents, including strategic programme documents, used as basis for making decisions on taking specific measures in the field, as well as the powers of the relevant competent bodies. We also analyse similar regulations and mechanisms that exist in the Russian Federation. Conclusion. Our study results in determining the most successful examples of foreign mechanisms aimed at harmonising government policies on science, technology and innovation, which can be potentially borrowed in the Russian Federation. These insights can be used by lawyers and research associates as part of their professional and scientific activities in the field of legislation on science, technology and innovation.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Управление наукой и наукометрия. 2021. Т. 16, № 4. Science Governance and Scientometrics. 2021;16(4). ISSN 2686-6706 (print), ISSN 2686-6714 (online)

МОНИТОРИНГ СФЕР НАУКИ, ИННОВАЦИЙ, ОБРАЗОВАНИЯ

MONITORING OF SCIENCE, INNOVATION AND EDUCATION SECTORS

Мониторинг / Report УДК 34.096

https://doi.org/10.33873/2686-6706.2021.16-4.541-570

Сравнение правовых механизмов, направленных на гармонизацию научной, научно-технической и инновационной политики, в зарубежных странах и Российской Федерации

Мария Олеговна Дашкова1, Милена Германовна Вок2=

12Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), г. Москва, Россия ' m.dashkovB@riep.ru, https://orcid.org/0000-0002-1469-0343 2 m.vok@riep.ru=, https://orcid.org/0000-0002-2938-455X

Введение. Цель настоящего мониторинга заключается в выявлении и анализе, а также дальнейшем сравнении правовых механизмов, направленных на гармонизацию научной, научно-технической и инновационной политики в зарубежных странах и в Российской Федерации. Предметом настоящего исследования выступают механизмы гармонизации государственной научно-технической и инновационной политики, применяемые в зарубежных странах. Инструменты мониторинга. В работе используются общенаучные (анализ, системно-структурный, функциональный) и частнонаучные (формально-юридический, метод толкования норм права) методы. Результаты исследования. Материалы, собранные в рамках подготовки данной статьи, позволяют сформировать представление о существующих в мире инструментах гармонизации государственной научно-технической и инновационной политики применяемых, в частности, в Индии, Норвегии, Швейцарии и Австралии. По каждой выбранной стране рассмотрены основные нормативно-правовые документы, в т. ч. стратегические программные документы, на основе которых принимаются решения о проведении конкретных мероприятий в данной сфере, и полномочия соответствующих компетентных органов. Проанализированы и раскрыты аналогичные положения и механизмы, существующие в Российской Федерации. Заключение. По итогам настоящей статьи выявлены наиболее успешные примеры механизмов, используемых за рубежом для гармонизации научной, научно-технической и инновационной

© Дашкова М. О., Вок М. Г., 2021

0 I This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

политики, с целью рассмотрения возможности их применения в Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы юристами и научными сотрудниками в их профессиональной и научной деятельности в сфере законодательства, регулирующего научно-техническую и инновационную сферу.

Ключевые слова: научно-техническая политика, научно-техническая сфера, инновационная политика, государственное управление, механизмы гармонизации политики, международная практика

Для цитирования: Дашкова М. О., Вок М. Г. Сравнение правовых механизмов, направленных на гармонизацию научной, научно-технической и инновационной политики, в зарубежных странах и Российской Федерации // Управление наукой и наукометрия. 2021. Т. 16, № 4. С. 541-570. DOI: https://doi.org/10.33873/2686-6706.2021. 16-4.541-570

Comparison of Legal Mechanisms Aimed at Harmonising Policies on Science, Technology and Innovation in Foreign Countries and the Russian Federation

Maria O. Dashkova1, Milena G. Vok2=

12 Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (RIEPL), Moscow, Russia ' m.dashkovB@riep.ru, https://orcid.org/0000-0002-1469-0343 2 m.vok@riep.ru-, https://orcid.org/0000-0002-2938-455X

Introduction. The purpose of this monitoring is to collect, analyse, and subsequently compare the legal mechanisms aimed at harmonising policies on science, technology and innovation in foreign countries and the Russian Federation. The study focuses on the mechanisms of harmonising government policies on science, technology and innovation that are applied abroad (specifically in India, Norway, Switzerland and Australia) and in the Russian Federation. Monitoring Tools. The study employs general scientific methods (analytical, systematic, functional) and specific scientific methods (the formal legal method, interpretation of legal rules). Results. The materials collected while preparing this paper paint a picture of the tools that are used around the world (in countries like India, Norway, Switzerland and Australia in particular) to harmonise government policies on science, technology and innovation. Looking at each of the countries listed, we examine the essential legal and regulatory documents, including strategic programme documents, used as basis for making decisions on taking specific measures in the field, as well as the powers of the relevant competent bodies. We also analyse similar regulations and mechanisms that exist in the Russian Federation. Conclusion. Our study results in determining the most successful examples of foreign mechanisms aimed at harmonising government policies on science, technology and innovation, which can be potentially borrowed in the Russian Federation. These insights can be used by lawyers and research associates as part of their professional

and scientific activities in the field of legislation on science, technology and innovation.

Keywords: science and technology policy, science and technology field, innovation policy, state governance, policy harmonisation mechanism, international practice

For citation: Dashkova MO, Vok MG. Comparison of Legal Mechanisms Aimed at Harmonising Policies on Science, Technology and Innovation in Foreign Countries and the Russian Federation. Science Governance and Scientometrics. 2021;16(4):541-570. DOI: https://doi.org/ 10.33873/2686-6706.2021.16-4.541-570

Введение / Introduction

Достижение национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации зависит не только от уровня научно-технологического развития страны и эффективности использования этого потенциала, но и от ряда внешних условий, которые находят отражение в глобальных трендах. Целью настоящей работы является анализ правовых механизмов, связанных с научной, научно-технической и инновационной политикой в зарубежных странах, таких как Индия, Норвегия, Австралия и Швейцария, а также последующее их сравнение с существующими для правового регулирования аналогичных общественных отношений в Российской Федерации; конечной целью служит выявления новых методов и способов гармонизации и совершенствования правовых механизмов в России.

Выбор вышеуказанных стран обусловлен тем, что они являются представителями разных регионов мира, отличаются по уровню научно-технического и инновационного развития согласно Глобальному инновационному индексу (далее — ГИИ), а также имеют сходства и различия с Российской Федерацией, в частности по государственному устройству, форма которого оказывает влияет на выбор механизмов гармонизации реализуемой политики (Индия, Швейцария и Австралия являются федеративными государствами, Норвегия — унитарным), в связи с чем представляется интересным изучение реализуемой ими политики в рассматриваемой сфере.

Также в рамках настоящего мониторинга следует обратить внимание на то, что ряд ученых, в т. ч. Е. В. Вавилин и С. А. Кузнецова, говорят о тождестве понятий «правовой механизм» и «механизм правового регулирования»1. Правовое регулирование же представляет собой особую форму воздействия права на общественные отношения с помощью системы специальных юридических средств, реализация которых осуществляется органами государственной власти,

1 Кузнецова С. А. К вопросу об определении понятия «правовой механизм» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1. С. 9—11. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-pravovoy-mehanizm (дата обращения: 10.11.2021).

вследствие чего в данной работе правовые механизмы будут рассмотрены в широком смысле.

Инструменты мониторинга / Monitoring Tools

В процессе исследования применялись такие научные методы, как анализ, системно-структурный, функциональный, формально-юридический методы, а также метод толкования норм права.

Материалом для проведения мониторинга послужили нормативно-правовые акты, регулирующие научно-техническую и инновационную сферы в Индии, Норвегии, Австралии и Швейцарии, в Российской Федерации, данные ГИИ, а также иные открытые источники информации.

Результаты исследования/Results

Анализ правовых механизмов, направленных на обеспечение гармонизации научной, научно-технической и инновационной политики в зарубежных странах

Республика Индия

Основным документом в научно-технической сфере является разрабатываемая Правительством Республики Индии «Политика в сфере науки, техники и инноваций» (далее — Политика). За все время было принято 4 версии документа: в 1953, 1983, 2003 и 2013 гг., срок действия последней истек в 2020 г. Каждый из актов ставил различные цели реализации научно-технической политики в зависимости от потребностей общества на момент его разработки.

Так, документ 2013 г.2 устанавливал парадигму «Наука, технологии и инновации для людей», т. е. деятельность научного сообщества, в первую очередь должна быть направлена на быстрое, устойчивое и инклюзивное развитие3 общества. Ключевые особенности этой политики заключались в продвижении в стране экосистемы инноваций, основанной на науке и технологиях, привлечении частного сектора к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (далее — НИОКР) и увязке науки, технологий и инноваций (далее — НТИ) с социально-экономическими приоритетами.

Были поставлены следующие задачи:

— повысить интерес к науке в обществе;

— сделать карьеру в научно-технической и инновационной сферах более привлекательной;

— сформировать инфраструктуру мирового уровня для проведения научных исследований с целью достижения мирового лидерства в сфере передовых областей науки;

— создать условия для расширения участия частного сектора в НИОКР;

— создать прочную национальную инновационную систему и др.

2 Science, Technology and Innovation Policy. 2013. Available at: http://dst.gov.in/sites/ default/files/STI%20Policy%202013-English.pdf (accessed: 30.08.2021).

3 Инклюзивное развитие — создание благоприятных условий для повышения качества жизни и обеспечения равенства возможностей всех групп населения страны.

На данный момент на стадии принятия находится новый документ «Политика в сфере науки, технологий и инноваций 2020 г.» (Science, Technology, and Innovation Policy 2020)4, который строится на принципах децентрализации, научной обоснованности, построения политики «снизу вверх», экспертного управления и ин-клюзивности.

Кроме того, он направлен на внедрение концепции «динамичной политики», суть которой состоит в формировании надежного механизма управления, включающего периодический обзор и оценку реализуемой политики, обратную связь по ней, а также он стратегию своевременного отказа от неактуальных инструментов.

Документ предполагает внесение изменений в сформированную на данный момент научно-техническую и инновационную сферу посредством краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных проектов с четко определенными целями, объемами деятельности, сроками и этапами реализации, а также измеримыми результатами для создания благоприятных условий развития в рассматриваемой сфере для всех заинтересованных лиц.

Пятая Политика в области науки, технологий и инноваций направлена на содействие, формирование и развитие надежной системы планирования, информирования, оценки реализации политики в области НТИ с учетом фактических данных и мнения заинтересованных сторон. Политика направлена на выявление достоинств и недостатков индийской инновационной системы и на устранение недостатков с целью повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне и ускорения социально-экономического развития Индии.

Ожидается, что при реализации данной Политики будут достигнуты следующие цели:

— достижение Индией технологической самодостаточности и вхождение ее в тройку ведущих научных сверхдержав в предстоящее десятилетие;

— вовлечение, воспитание, укрепление и удержание критически важного человеческого капитала с помощью развитой экосистемы НТИ, ориентированной на людей;

— удваивание числа исследователей с полным рабочим днем, валовых внутренних расходов на НИОКР и размеров вкладов частного сектора в данный вид расходов на НИОКР каждые 5 лет;

— формирование индивидуальных и институциональных достижений в научно-технической и инновационной сферах с целью достижения мирового признания в предстоящее десятилетие.

Рассматриваемый документ предполагает создание Института политики в области НТИ (STI Policy Institute) с национальными и международными связями для координации всех аспектов научно-технической политики. В его полномочия будет входить предоставление информационной поддержки при формировании других национальных/отраслевых стратегий; координация, оценка и наращивание потенциала в области НТИ, что также обеспечит соответствие, гармонизацию и связь научно-технической и инновационной

4 Draft 5th National Science, Technology, and Innovation Policy for Public Consultation. Available at: https://dst.gov.in/draft-5th-national-science-technology-and-innovation-pol-icy-public-consultation (accessed: 09.08.2021).

политики с другими направлениями государственной политики и реализуемыми в рамках данных направлений программами.

Также будут сформулированы механизмы непрерывного мониторинга и своевременной оценки реализуемой политики и соответствующих программ. Для эффективного управления будет разработан механизм децентрализованной реализации научно-технической политики, в т. ч. для большего участия регионов в научных исследованиях и инновациях, но при этом его координация будет осуществляться централизованно.

Основным органом является Департамент науки и технологий5 при Министерстве науки и технологии Индии, который осуществляет организацию, координацию и стимулирование научно-технической деятельности в стране.

В его полномочия входит:

— формирование политики в научно-технической сфере;

— содействие в продвижении новых областей в сфере науки и техники посредством проведения НИОКР в подведомственных научно-исследовательский организациях;

— координация и интеграция исследований в различных областях науки и технологий, имеющих межотраслевой характер;

— проведение или спонсирование научных исследований;

— оказание поддержки, в т. ч. финансовой, научно-исследовательским учреждениям, научным ассоциациям и организациям;

— другие меры, необходимые для продвижения науки и техники и их применения для развития страны, а также обеспечения ее безопасности.

В его ведении также находится ряд государственных организаций, осуществляющих свою деятельность в рассматриваемой сфере, среди которых:

1) Совет по научным и инженерным исследованиям6, созданный с целью поддержки фундаментальных исследований в новых областях науки и техники и действующий на основе Закона о Совете по научным и инженерным исследованиям 2008 г.7 Данный совет также оказывает финансовую помощь лицам, занимающимся такими исследованиями, академическим учреждениям, научно-исследовательским лабораториям, промышленным предприятиям и иным субъектам;

2) Совет по развитию технологий8, который функционирует в соответствии с Законом о Совете по развитию технологий 1995 г.9. Целями его деятельности являются содействие развитию и коммерциализации разрабатываемых в стране технологий, а также адаптации импортируемых технологий для массового применения. Таким образом, совет выступает связующим звеном между промышленными предприятиями, учеными и специалистами.

5 The Department of Science & Technology. Available at: https://dst.gov.in/about-us/ mandate (accessed: 09.08.2021).

6 Science and Engineering Research Board. Available at: http://www.serb.gov.in/home. php (accessed: 09.08.2021).

7 The Science and Engineering Research Board Act. 2008. Available at: http://serb.gov. in/pdfs/about_serb/act-serb.pdf (accessed: 09.08.2021).

8 Technology Development Board. Available at: http://tdb.gov.in/ (accessed: 09.08.2021).

9 The Technology Development Board Act. 1995. Available at: http://tdb.gov.in/acts-and-rules/ (accessed: 09.08.2021).

Еще одним органом власти в научно-технической сфере является Управление главного научного советника Правительства Индии10, которое оказывает консультативную помощь премьер-министру и Кабинету министров по вопросам, связанным с НТИ, разрабатывает соответствующие политику, стратегии и программы, в частности по вопросам применения результатов деятельности в данной сфере в важнейших инфраструктурных, экономических и социальных секторах совместно с органами государственной власти, институтами и промышленными предприятиями.

В его ведении находится Консультативный совет по науке, технологии и инновациям при премьер-министре (The Prime Minister's Science, Technology, and Innovation Advisory Council, PM-STIAC), который оказывает поддержку PSA в его деятельности, в т. ч. в вопросах мониторинга состояния определенных областей науки и технологий, в выявлении существующих проблем, в разработке мероприятий по направлениям своей деятельности, «дорожных карт», а также дает соответствующие рекомендации премьер-министру.

Королевство Норвегия

Основным документом, регулирующим научно-техническую сферу Норвегии, является Долгосрочный план научных исследований и высшего образования 2019—2028 гг.11 (далее — Долгосрочный план 2019—2028 гг.), который разрабатывается с перспективой на 10 лет, но обновляется каждые четыре года (в 2019 г. он заменил Долгосрочный план научных исследований и высшего образования 2015—2024 гг.). Пересмотр осуществляется с целью актуализации его положений с учетом перемен в обществе, политических приоритетов, технологических изменений и т. п.

Долгосрочный план 2019—2028 гг. нацелен на разработку научно-технической политики и осуществление инвестиций в научные исследования и высшее образование. Он принимается с целью повышения предсказуемости норвежской научно-исследовательской и инновационной политики через определение ряда тематических и структурных приоритетов.

Политика долгосрочного планирования обосновывается тем, что накопление знаний требует длительного времени, в связи с чем для координации деятельности научных сообществ и грамотного распределения материальных ресурсов в документе определяются цели и задачи научно-технической политики на перспективу.

Целью научно-технической политики Норвегии является формирование ведущего в мире научного сообщества, деятельность которого будет направлена на создание благоприятных условий жизни.

Долгосрочный план 2019—2028 гг. является основой для определения приоритетных направлений деятельности в рассматриваемой сфере, для разработки программных документов вузами, научно-исследовательскими институтами, фондами, получающими государственное финансирование, а также для Исследовательского

10 The Office of the Principal Scientific Adviser to the Government of India. Available at: https://www.psa.gov.in/ (accessed: 09.08.2021).

11 Long-Term Plan for Research and Higher Education 2019—2028. Available at: https:// www.regjeringen.no/en/dokumenter/meld.-st.-4-20182019/id2614131/ (accessed: 09.08.2021).

совета Норвегии (далее — Совет) и других органов государственной власти, отвечающих за высшее образование и научные исследования.

Документ устанавливает общие цели, которые затрагивают сферу научных исследований и высшего образования в целом, а также приоритетные области, в которых страна имеет либо конкурентное преимущество, либо определенное отставание.

Всего поставлено три цели:

— повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала;

— решение основных проблем общества;

— развитие академических и исследовательских сообществ высшего уровня.

И пять долгосрочных приоритетов:

1) моря и океаны;

2) климат, окружающая среда и чистая энергия;

3) обновление государственного сектора и улучшение государственных услуг;

4) вспомогательные и промышленные технологии;

5) безопасность и сплоченность общества в условиях глобализации.

Основным координирующим органом научно-технической и инновационной политики является Совет, которым на основе Долгосрочного плана 2019—2028 гг. разработана Стратегия Исследовательского совета Норвегии на 2020—2024 гг.12 (далее — Стратегия 2020—2024 гг.), определяющая направления деятельности Совета по достижению государственных целей в области научных исследований и инноваций.

Стратегия 2020—2024 гг. ставит следующие цели:

1) устойчивое развитие:

— расширение международного сотрудничества в области научных исследований и инноваций в целях решения глобальных проблем общества;

— проведение новаторских исследований и осуществление инновационной деятельности для обеспечения стабильности по всем определенным тематическим областям, отраслям и источникам финансирования;

— обеспечение устойчивой научно-исследовательской и инновационной деятельности по пяти стратегическим областям;

2) новаторские исследования и радикальные инновации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— эффективно функционирующие открытые конкурентоспособные площадки для исследований и инноваций;

— стратегические инициативы, направленные на продвижение исследований и инноваций;

— создание благоприятных условий для карьерного роста талантливых исследователей;

— эффективные стимулы для новаторских исследований и радикальных инноваций;

12 Strategy for the Research Council of Norway 2020—2024. Available at: https:// www.forskningsradet.no/en/Adviser-research-policy/strategies-and-plans/ (accessed: 09.08.2021).

3) реструктуризация бизнеса и государственного сектора:

— повышение конкурентоспособности на мировом уровне за счет научно-исследовательского развития существующих предприятий и создания новых предприятий по всей стране;

— коммерциализация результатов исследований;

— реструктуризация государственного сектора в соответствии с новым уровнем знаний;

— формирование государственного сектора, который создает условия для эффективных инноваций;

— обеспечение доступа и использования общедоступных данных для научных исследований и инноваций.

Также в Стратегии 2020—2024 гг. определены следующие пять приоритетных областей:

1) океаны;

2) «зеленая» экономика;

3) здравоохранение и социальное обеспечение;

4) технологии и цифровизация;

5) сплоченность и глобализация.

С 2020 г. Совет способствует определению ключевых направлений деятельности Норвегии в сфере науки и технологий в долгосрочной перспективе. На основе полученных результатов в 2022 г. планируется пересмотр Долгосрочного плана и внутренней политики Совета по дальнейшему развитию и реализации соответствующих инициатив.

Также Советом на основе Стратегии 2020—2024 гг. разработан ряд стратегий и программных документов по направлениям его деятельности, например13:

1) Национальная стратегия в области научно-исследовательской инфраструктуры (Tools for Research: National Strategy for Research Infrastructure);

2) Стратегия инновационной деятельности в государственном секторе (Strategy for Innovation in the Public Sector);

3) Политика в области фундаментальных исследований (Policy for Basic Research).

Помимо указанных документов, в Норвегии реализуются иные стратегии и программы, в т. ч. отраслевые и региональные.

Основными действующими субъектами в научно-технической сфере являются ряд министерств, упомянутый выше Исследовательский совет, а также организация, созданная Правительством Норвегии — «Инновационная Норвегия», и др. Можно отметить особенность реализации министерствами своих полномочий: каждый орган власти самостоятельно решает вопросы о необходимости проведения научных исследований в рамках своей деятельности и самостоятельно формирует бюджет на эти цели.

Наибольшую роль в научной, научно-технической и инновационной политике играют Министерство образования и исследований,

13 The Research Council of Norway: Strategy Plans. Available at: https://www.forsk-ningsradet.no/en/Adviser-research-policy/strategies-and-plans/#:~:text = The%20 world%20faces%20enormous%20challenges,sustainable%20development%20and%20 groundbreaking%20research (accessed: 09.08.2021).

Министерство торговли и промышленности и Министерство здравоохранения и социального обеспечения.

Министерство образования и исследований Норвегии отвечает за университеты, университетские колледжи, небольшую часть сектора научно-исследовательских институтов, а также за координацию общей научно-технической политики в рамках своей компетенции. Данным министерством выделяется половина всех бюджетных ассигнований на НИОКР.

Министерством торговли и промышленности Норвегии реализуется промышленная и инновационная политика. В его ведении находятся исследовательские и инновационные департаменты. Также министерство осуществляет управление организацией «Инновационная Норвегия» (совместно с региональными властями) и Корпорацией промышленного развития Норвегии (The Industrial Development Corporation of Norway, SIVA). Целью последней является улучшение национальной инфраструктуры инноваций, в т. ч. в отдаленных районах страны; также данная организация отвечает за сектор технико-промышленных государственных исследовательских институтов14.

Исследовательский совет Норвегии15 является основным ведомством научно-технической политики Норвегии. В его ведении находится в т. ч. координация задач в различных секторах политики, проведение научных исследований и оценку политики, стратегическое и финансовое руководство сектором институтов и предоставление консультаций Правительству по стратегическим вопросам в сфере науки.

«Инновационная Норвегия»16 является правительственной организацией, осуществляющей свою деятельность в целях внедрения инноваций и поддержки норвежских предприятий и производителей путем развития конкурентоспособности национальной инновационной системы и реализации инновационных проектов. Деятельность организации во многом направлена на региональное развитие через региональные офисы, расположенные по всей Норвегии. При этом особое внимание уделяется менее промышленно развитым и расположенным не в центре регионам, которые и получают большую часть финансирования.

Содружество Австралии

В Австралии действует ряд стратегических и программных документов, регулирующих научно-техническую сферу.

1. «Национальное научное заявление»17, представляющее собой долгосрочную стратегическую политику Правительства страны в области науки. Определены следующие цели:

— вовлечение всех австралийцев в науку;

— наращивание научного потенциала и развитие навыков;

14 OECD Reviews of Innovation Policy: Norway 2017. Paris: OECD Publishing, 2017. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264277960-en

15 The Research Council of Norway. Available at: https://www.forskningsradet.no/en/ (accessed: 09.08.2021).

16 Innovation Norway. Available at: https://www.innovasjonnorge.no/en/start-page/ about/our-mission/ (accessed: 09.08.2021).

17 National Science Statement. Available at: https://www.industry.gov.au/data-and-pub-lications/australias-national-science-statement (accessed: 09.08.2021).

— создание новых исследований, знаний и технологий;

— улучшение жизни австралийцев через достижения науки.

Следующие 5 сфер деятельности определены Правительством

как приоритетные: 1) поддержка исследований и инфраструктура; 2) навыки и таланты; 3)вовлечение в науку; 4)сотрудничество и практическое применение результатов исследований; 5) международное взаимодействие в сфере науки.

2. «Приоритеты науки и исследований»18, который определяет сферы, имеющие наиболее важное значение для страны при реализации внутренней и внешней политики. Указано, что научно-исследовательская деятельность Австралии направлена на:

— повышение производительности;

— достижение устойчивого экономического роста;

— создание рабочих мест и повышение национального благосостояния.

3. «Национальная повестка дня в области инноваций и науки»19, которая представляет собой инициативы департаментов и агентств по стимулированию инноваций и науки. Всего в документе выделено 4 основных направления и перечень инициатив по каждому их них:

— культура и капитал: 1) приведение налоговой системы и законодательства в соответствие с культурой предпринимательства и инноваций; 2) финансовая поддержка перспективных идей; 3) поддержка малого бизнеса и стартапов и др.;

— сотрудничество: 1) создание национальной исследовательской инфраструктуры мирового уровня; 2) более тесное сотрудничество между университетами и бизнесом; 3) развитие международных отношений; 4) инвестиции в будущее информационных технологий;

— талант и навыки: 1) подготовка молодых австралийцев к созданию и использованию цифровых технологий; 2) расширение возможностей женщин в сфере STEM20;

— «Правительство как образец» (Government as an Exemplar): 1) приоритет инноваций и науки в государственной политике; 2) поощрение инноваций через государственные закупки.

4. Также в качестве рекомендаций Правительству по созданию и использованию преимуществ инноваций для австралийцев в 2017 г. независимым советом промышленности, инноваций и науки Австралии (Industry Innovation and Science Australia, IISA), о котором подробнее изложено ниже, разработан документ «Австралия 2030: процветание через инновации»21. В стратегии содержится 30 рекомендаций, которые сформулированы в контексте пяти стратегических императивов.

18 Science and Research Priorities. Available at: https://www.industry.gov.au/da-ta-and-publications/science-and-research-priorities (accessed: 09.08.2021).

19 The National Innovation and Science Agenda. Available at: https://www.industry. gov.au/data-and-publications/national-innovation-and-science-agenda-report (accessed: 09.08.2021).

20 STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — собирательное понятие, объединяющее ряд областей знаний: науку, технологии, технические науки и математику.

21 Australia 2030: Prosperity through Innovation. Available at: https://www.industry. gov.au/data-and-publications/australia-2030-prosperity-through-innovation (accessed: 09.08.2021).

Также действует ряд иных документов, например22:

— «Финансирование и стимулирование научно-исследовательской деятельности» (Funding and Incentives for Science and Research), содержащий меры по поддержке международного сотрудничества и вовлечение в науку в Австралии;

— «Вдохновляя Австралию» (Inspiring Australia), регламентирующий предоставление грантов и премий, а также координацию национальных систем вовлечения в науку.

Власти штатов и территорий Австралии также наделены полномочиями по реализации научно-технической и инновационной политики. Кроме совместного с федеральным правительством обеспечения реализации положений общенациональных программ, они также разрабатывают собственные документы в рассматриваемой сфере. Например, «Рамочная программа по науке и инновациям штата Западной Австралии 2018—2022 гг.»23.

Региональные власти реализуют различные меры в рамках осуществления политики в научной, научно-технической и инновационной деятельности на своей территории. К ним можно отнести:

— инвестиции в инициативы по сотрудничеству, коммерциализации, соинвестированию, развитию навыков и науки;

— предоставление ваучеров, которые широко используются для поддержки сотрудничества как между представителями бизнеса, так и между бизнесом и исследователями, для развития навыков коммерциализации результатов научных исследований, а также продвижения инноваций сфере малого и среднего предпринимательства;

— создание программ обучения, наставничества и установление стипендий для содействия сотрудничеству, коммерциализации и развитию навыков;

— пересмотр и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения благоприятной среды для развития науки и инноваций;

— поддержка или развитие акселераторов, инкубаторов или региональных инновационных кластеров24.

Основным органом государственной власти в научно-технической сфере является Министерство инноваций, промышленности, науки и исследований Австралии, в полномочия которого входит:

— координация научно-технической политики между правительствами, советами и комитетами;

— управление научными программами и проектами в данной сфере;

— определение совместно с заинтересованными лицами и научными сообществом приоритетных программы и инициатив Австралии в научно-технической сфере.

Для предоставления качественных независимых консультаций Правительству Австралии по вопросам, касающимся науки, техники

22 Department of Industry, Science, Energy and Resources: Science Policies, Programs and Projects. Available at: https://www.industry.gov.au/policies-and-initiatives/sci-ence-in-our-department (accessed: 09.08.2021).

23 Western Australian Science and Innovation Framework. Available at: https://www.wa.gov. au/government/publications/science-and-innovation-framework (accessed: 09.08.2021).

24 Performance Review of the Australian Innovation, Science and Research System, 2016 // Innovation and Science Australia. Available at: https://www.industry.gov.au/sites/ default/files/2018-10/performance-review-of-the-australian-innovation-science-and-re-search-system-isa.pdf (accessed: 09.08.2021).

и инноваций, учреждена должность Главного научного сотрудника Австралии25, который подчиняется Министерству инноваций, промышленности, науки и исследований. Он также занимает должность исполнительного директора Национального совета по науке и технологиям.

Национальный совет по науке и технологиям26 возглавляет премьер-министр Австралии, а его заместителем является министр инноваций, промышленности, науки и исследований. Данный орган консультирует Правительство по стратегически важным вопросам в научно-технической сфере:

— долгосрочным и новым научно-техническим разработкам;

— научно-техническим вопросам, затрагивающим государственную политику и приоритеты правительства;

— достижению целей правительства, изложенных в Национальном заявлении по науке;

— иным вопросам, информацию по которым запрашивает премьер-министр или иные министры, а также по тем, которые Национальный совет по науке и технике посчитает важными.

В целях консультирования Правительства по вопросам НТИ также создан независимый совет промышленности, инноваций и науки Австралии (IISA)27, включающий представителей предпринимателей, инвесторов, исследователей и преподавателей.

В своей деятельности IISA руководствуется действующим законодательством, Законом об отраслевых исследованиях и разработках 1986 г.28 и распоряжениями, издаваемыми министром инноваций, промышленности, науки и исследований. Помимо стратегических рекомендаций, IISA осуществляет деятельность в соответствии с документом «Заявление об ожиданиях»29, в котором министр инноваций, промышленности, науки и исследований ставит определенные задачи перед данной организацией. Так, в документе 2019 г. IISA было поручено выявить возможности увеличения инвестиций бизнеса в инновации, а также составить отчет об эффективности государственного финансирования и функционирования системы. Поддержку IISA оказывает Управление промышленных инноваций и науки Австралии (The Office of Industry Innovation and Science Australia, OIISA).

Швейцарская Конфедерация

В Швейцарии научно-техническая политика осуществляется по принципу «снизу вверх», и полномочия по ее осуществлению распределены между Конфедерацией и кантонами30. Согласно ст. 64 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации31 Конфеде-

25 The Chief Scientist. Available at: https://www.chiefscientist.gov.au (accessed: 09.08.2021).

26 National Science and Technology Council. Available at: https://www.chiefscientist. gov.au/national-science-and-technology-council/ (accessed: 09.08.2021).

27 Industry Innovation and Science Australia. Available at: https://www.industry.gov.au/ policies-and-initiatives/industry-innovation-and-science-australia (accessed: 09.08.2021).

28 The Industry Research and Development Act 1986. Available at: 2http://www6.austlii. edu.au/cgi-bin/viewdb/au/legis/cth/consol_act/irada1986348/ (accessed: 09.08.2021).

29 Statement of Expectations. Available at: https://www.industry.gov.au/sites/default/ files/2019-10/isa-statement-of-expectations-2019.pdf (accessed: 09.08.2021).

30 Кантон — самая крупная территориально-административная единица Швейцарии.

31 Federal Constitution of the Swiss Confederation. Available at: https://www.fedlex. admin.ch/eli/cc/1999/404/en (accessed: 09.08.2021).

рация содействует научным исследованиям и разработкам и может создавать научно-исследовательские институты, назначать руководство, определять направления их деятельности.

Главным документом, регулирующим научно-техническую и инновационную сферу в Швейцарии, является Федеральный закон о развитии исследований и инноваций 2014 г. (RIPA)32. Документ в целом регулирует задачи и структуру федеральной поддержки научных исследований и инноваций как на национальном, так и на международном уровне; он также определяет задачи, процедуры и обязанности финансирующих учреждений.

Закон определяет правовой статус компетентных органов в рассматриваемой сфере, среди которых:

1) учреждения, финансирующие исследования:

— Швейцарский национальный научный фонд;

— ассоциации швейцарских академий;

2) Швейцарское агентство по инновациям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) научно-исследовательские центры высшего образования;

4) федеральные органы государственной власти (в рамках своих полномочий).

Определены общие принципы реализации государственной политики в рассматриваемой сфере, а также принципы деятельности и задачи уполномоченных органов по достижению поставленных в законе целей. Также положения закона закрепляют осуществление координации и планирования научно-технической и инновационной политики, отчетности и контроля качества реализуемой деятельности.

Отдельная глава закона посвящена правовому статусу Швейцарского научного совета (The Swiss Science Council, SSC) — консультационному органу Федерального совета Швейцарии по всем вопросам, касающимся политики в научно-технической и инновационной сфере, который осуществляет оценку реализуемых Конфедерацией мер в рамках данного закона и эффективность осуществляемой политики, выполнения исследовательскими органами своих задач и инструментов финансирования исследовательских институтов и Швейцарского инновационного агентства.

В соответствии с RIPA принято Постановление о финансировании исследований и инноваций 2013 г.33, которым регулируется порядок отбора и финансирования национальных исследовательских программ, а также международное сотрудничество в данной сфере.

В соответствии с Федеральным законом о финансировании и координации сектора высшего образования 2011 г.34 федеральные и региональные органы власти совместно обеспечивают координацию, качество и конкурентоспособность всего сектора высшего образования Швейцарии, чья научно-исследовательская деятельность вносит значительный вклад в инновационную сферу на региональном уровне.

32 Federal Act on the Promotion of Research and Innovation of 14 December 2012. Available at: https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2013/786/en (accessed: 09.08.2021).

33 Verordnung des WBF zur Forschungs — und Innovationsförderungsverordnung vom 9. Dezember 2013. Available at: https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2013/815/de (accessed: 09.08.2021).

34 Federal Act on Funding and Coordination of the Swiss Higher Education Sector of 30 September 2011. Available at: https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2014/691/en (accessed: 09.08.2021).

На уровне кантонов научные исследования и инновации поддерживаются через финансирование местных учреждений высшего образования. Кроме того, властями кантонов оказывается содействие в создании новых предприятий и региональной инновационной системы по собственной инициативе или совместно с другими кантонами. Инновационная деятельность на региональном уровне поддерживается и другими способами, например, посредством создания технологических и инновационных парков35.

Каждые 4 года Федеральный совет Швейцарии представляет на утверждение парламенту Политику в сфере образования, научных исследований и инноваций (Promotion of Education, Research and Innovation, ERI), которая определяет итоги реализуемой научно-технической и инновационной политики за прошедший период, цели на новый срок, а также предложения по изменению законодательства для более эффективного ее осуществления, меры по ее реализации и необходимый бюджет на предстоящий период. На сегодняшний день действует Политика в сфере образования, научных исследований и инноваций 2021—2024 гг.36.

Также существует ряд иных документов:

1) Швейцарская дорожная карта для исследовательских инфраструктур 2021—2024 гг.37;

2) Международная стратегия Швейцарии в области образования, исследований и инноваций38.

Основным органом по осуществлению научно-технической и инновационной политики является Государственный секретариат по образованию, научным исследованиям и инновациям (SERI)39 — специализированное федеральное агентство по разработке и реализации политики в области образования, научных исследований и инноваций на национальном и международном уровнях, которое находится в ведении Федерального министерства экономики, образования и научных исследований.

При реализации своих полномочий SERI создает основу для формирования политики в рассматриваемой сфере, им разрабатывается соответствующая правовая база и реализуется RIPA.

Через Швейцарский национальный научный фонд SERI осуществляет финансирование инициатив по поддержке научных исследований и инноваций. Фонд также оказывает поддержку Федеральному министерству экономики, образования и научных исследований

35 Research and Innovation in Switzerland 2020. State Secretariat for Education, Research and Innovation. Available at: https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/research-and-inno-vation/research-and-innovation-in-switzerland/r-and-i-report.html (accessed: 09.08.2021).

36 Promotion of Education, Research and Innovation (ERI) 2021—2024 Dispatch. Available at: https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/services/publications/data-base-publi-cations/s-n-2020-2/s-n-2020-2b.html (accessed: 09.08.2021).

37 Swiss Roadmap for Research Infrastructures in view of the 2021—2024 ERI Dispatch. Available at: https://www.sbfi.admin.ch/dam/sbfi/en/dokumente/2019/04/road-map-21-24.pdf.download.pdf/roadmap_2019_e.pdf (accessed: 09.08.2021).

38 Switzerland's International Strategy on Education, Research and Innovation. Available at: https://www.sbfi.admin.ch/dam/sbfi/en/dokumente/webshop/2018/internationale-strat-egie-bfi.pdf.download.pdf/internationale_strategie_bfi_e.pdf (accessed: 09.08.2021).

39 State Secretariat for Education, Research and Innovation. Available at: https://www. sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/seri/seri.html (accessed: 09.08.2021).

и Федеральному совету Швейцарии, контролируя деятельность Швейцарского инновационного агентства.

Полномочия SERI включают в себя планирование и координацию национальных программ финансирования, например, национальных научно-исследовательских программ и Национальных центров компетенций в области научных исследований, а также инициатив по развитию исследовательских инфраструктур национального уровня. Кроме того, SERI поддерживает научно-исследовательские институты общенационального значения, а также сеть Швейцарских академий искусств и наук; координирует научные исследования федерального правительства.

Швейцарское инновационное агентство40, действующее на основании Федерального закона о Швейцарском агентстве по продвижению инноваций 2016 г.41 и RIPA, является федеральным государственным учреждением, финансирующим научные исследования и инновации, которые осуществляются научно-исследовательскими учреждениями в соответствии с RIPA. Его ключевая роль — в продвижении научных инноваций в интересах экономики и общества Швейцарии.

Агентство содействует развитию партнерских отношений между научным сообществом и рынком через инновационные проекты, налаживание связей (нетворкинг), обучение и наставничество. Таким образом формируется основа для создания успешных национальных стартапов и инновационных продуктов и услуг.

Innosuisse осуществляет свою деятельность по принципу субси-диарности: поддерживаются только те проекты, инновационный потенциал которых без соответствующего финансирования не может быть реализован, а рыночный — не может быть задействован.

Innosuisse также взаимодействует с региональными властями, в частности поддерживает создание и развитие организаций, осуществляющих научных разработки; предоставляет консультации по передаче знаний и технологий.

Швейцарский национальный научный фонд (SNSF)42, уполномоченный федеральными правительством, поддерживает фундаментальные научные исследования во всех отраслях. SNSF финансирует научно-исследовательские проекты, реализует мероприятия по поддержке молодых ученых, например, предоставляет стипендии и гранты. Кроме того, SNSF осуществляет международное сотрудничество через специальные программы и проекты, а также финансирование конференций и публикаций (в основном диссертаций). Оценить эффективность осуществляемой странами научной, научно-технической и инновационной политики можно на основе ГИИ43 — ежегодного исследования инновационного развития порядка 130 мировых экономик, публикуемого Всемирной организацией

40 Innosuisse — Swiss Innovation Agency. Available at: https://www.innosuisse.ch/inno/ en/home/about-us/mission.html (accessed: 09.08.2021).

41 Federal Act on the Swiss Innovation Agency of 17 June 2016. Available at: https:// www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2016/712/de (accessed: 09.08.2021).

42 Swiss National Science Foundation. Available at: http://www.snf.ch/en/theSNSF/pro-file/Pages/default.aspx (accessed: 09.08.2021).

43 Global Innovation Index (GII). Available at: https://www.wipo.int/global_innovation_ index/en/ (accessed: 11.11.2021).

интеллектуальной собственности (ВОИС), и сопровождающегося соответствующим рейтингом. За основу анализа в рамках ГИИ берутся около 80 критериев, сгруппированных следующим образом:

1) «Innovation Input» — имеющиеся ресурсы и условия для проведения инноваций: институты (политическая обстановка, нормативная база, деловой климат); человеческий капитал и исследования; инфраструктура; развитие внутреннего рынка; развитие бизнеса;

2) «Innovation Output» — практические результаты осуществления инноваций: развитие технологий и экономики знаний; результаты творческой деятельности.

Исходя из этого рассмотренные в данном мониторинге элементы правового регулирования входят в первую группу показателей.

Таким образом, ГИИ представляет собой соотношение затрат и результатов в научно-технической и инновационной сфере, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию в данной области той или иной страны.

В Глобальном инновационном рейтинге 2021 г.44 были проанализированы 132 экономики по 81 показателю. Страны, выбранные для мониторинга в данной работе, вошли в топ-50 мировых экономик.

На протяжении трех лет с 2019 г. Швейцария занимает первое место в общем рейтинге, а также по показателю группы «Innovation Input» среди всех стран.

Норвегия в 2021 г. заняла 20-ю строчку в общем рейтинге, при этом все анализируемые показатели у страны выше среднего. По показателю «инфраструктура», входящему в группу «Innovation In-put», страна заняла 1-е место.

Австралия находится на 25-й позиций, спустившись с 2019 г. на три позиции, при этом в целом значения показателей «Innovation Input» остаются выше среднего среди стран с высоким уровнем валового национального дохода (далее — ВНД). Среди стран Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Океании Австралия занимает 6-ю позицию.

Среди рассмотренных стран Индия в 2021 г. имеет самый низкий рейтинг и располагается на 46-й строчке, что на 1 позицию ниже Российской Федерации (45-е место). Однако следует отметить, что Индия за последние три года поднялась в рейтинге на три позиции с 52-го места, значительно улучшив показатели, входящие как в «Innovation Input», так и в «Innovation Output». Также данная страна занимает лидирующую позицию среди стран Центральной и Южной Азии и 2-е место среди государств, отнесенных к группе с ВНД ниже среднего уровня.

Анализ правовых механизмов, обеспечивающих гармонизацию научной, научно-технической и инновационной политики в Российской Федерации

Одним из первых актов, направленных на государственную научно-техническую политику и принятых в новейшей истории

44 Global Innovation Index. 2021. Available at: https://www.wipo.int/global_innovation. index/en/2021/ (accessed: 11.11.2021).

Российской Федерации, является Доктрина развития российской науки, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 88445. Суть указанного документа заключается в том, что «государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей». При этом в Доктрине развития российской науки отражена необходимость формирования механизмов государственного регулирования научной и научно-технической деятельности в целях сохранения и благоприятного дальнейшего развития научного потенциала страны, а также создания условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники.

В то же время формирование и реализация государственной научно-технической политики регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»46 (далее — Закон о науке). В ст. 2 закреплено понятие государственной научно-технической политики, под которой понимается «составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники».

П. 1 ст. 11 Закона о науке отражает основные цели государственной научно-технической политики:

— развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

— увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;

— реализация важнейших социальных задач;

— обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

— улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства;

— укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства;

— интеграция науки и образования.

Действующим нормативно-правовым регулированием определено, что Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее — СНТР) является документом стратегического планирования, определяющим стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты государственной политики, ориентированные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период, и утверждается указом Президента Российской

45 Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 884 (ред. от 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки» // СПС «КонсультантПлюс».

46 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС «КонсультантПлюс».

Федерации (п. 2 Правил разработки и корректировки СНТР, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2018 № 42147).

Так, в России в настоящее время действует СНТР, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 64248, в которой подчеркивается необходимость использования науки и технологий в качестве ключевого фактора развития страны и создания конкурентных преимуществ в ключевых областях деятельности.

Всего документ предусматривает 5 основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития, в рамках каждого из которых сформированы меры реализации:

— кадры и человеческий капитал;

— инфраструктура и среда;

— взаимодействие и кооперация;

— управление и инвестиции;

— сотрудничество и интеграция.

Предполагается, что реализация политики по установленным приоритетным направлениям обеспечит переход к современным цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям и создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения, искусственного интеллекта и др.

В рамках реализации Национальной технологической инициативы были утверждены правила разработки, принятия, субсидирования и мониторинга представляемых планов и проектов49. Так, А. Е. Мо-лотниковым50 подчеркивается важность поддержки полезных идей, исходящих от самих исследователей, бизнесменов, научных и предпринимательских сообществ.

Таким образом, в ряде документов определены положения, связанные с формированием и реализацией государственной научно-технической политики, в т. ч. основные цели и принципы, организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности, а также финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности.

47 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2018 № 421 (ред. от 01.10.2018) «Об утверждении Правил разработки и корректировки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Правил мониторинга реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

48 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

49 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 (ред. от 24.07.2020) «О реализации Национальной технологической инициативы» (вместе с «Правилами разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы», «Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы», «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

50 Молотников А. Е. Национальная технологическая инициатива: правовые аспекты экономики будущего // Право и бизнес. 2016. № 1. С. 26—29. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id = 25591630 (дата обращения: 09.08.2021).

Однако следует отметить, что в настоящее время реализация государственной научно-технической политики неотъемлема от достижения показателей, связанных со сферой науки и технологии, утвержденных различными документами стратегического характера.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 1325-р51 утвержден План мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017—2019 годы (первый этап), который включает 43 пункта. Помимо этого, в соответствии с п. 51 СНТР распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 № 1824-р52 утвержден перечень показателей реализации СНТР, динамика которых подлежит мониторингу. На реализацию СНТР направлены в т. ч. мероприятия, предусмотренные в рамках национального проекта «Наука» (в настоящее время — «Наука и университеты»)53.

Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»54 (далее — ГП НТР) является одним из основных механизмов реализации СНТР и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года55. Данная программа направлена на повышение социально-экономической отдачи от использования результатов интеллектуальной деятельности, существенный рост эффективности расходования бюджетных ассигнований и средств внебюджетных источников на научные исследования и разработки через переход к модели «квалифицированного заказчика», а также на повышение уровня капитализации образовательного потенциала населения с целью решения задач технологической модернизации, развития предпринимательства, социальной мобильности, привлечения талантов, обеспечения высоких темпов экономического роста и качества жизни.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 8 февраля 2021 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным было дано поручение Правительству Российской Федерации подготовить и принять новую государственную

51 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 1325-р (ред. от 26.09.2017) «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017—2019 годы (первый этап)») // СПС «КонсультантПлюс».

52 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 № 1824-р «Об утверждении Перечня показателей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, динамика которых подлежит мониторингу» // СПС «КонсультантПлюс».

53 «Паспорт национального проекта «Наука» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс».

54 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

55 «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством Российской Федерации 29.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

программу научно-технологического развития. Президент подчеркнул: «следует кардинально изменить подходы к финансированию науки за счет бюджетных средств. Это значит обеспечить на деле именно общее планирование и реализацию НИОКР, задать единые принципы оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы. Кроме того, необходимо создать более действенные стимулы для частных компаний участвовать в прикладных исследованиях вместе с научными институтами, вузами, конструкторскими бюро, использовать отечественные решения для обновления производств и выпуска высокотехнологичной продукции»56.

К иным актам, которые следуют упомянуть при рассмотрении научной, научно-технической и инновационной политики Российской Федерации, относятся:

— Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»57, в котором возможность для самореализации и развития талантов определена в качестве одной из национальных целей развития. В рамках достижения данной цели установлен ряд целевых показателей, в частности «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» (абз. 3 подп. «б» п. 2 рассматриваемого Указа);

— Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 20458, согласно которому наука является одним из направлений в стратегических документах;

— Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 68359, определяющий, что «для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: комплексное развитие научного потенциала, восстановление полного научно-производственного цикла: от фундаментальных научных исследований до внедрения достижений прикладной науки в производство в соответствии с приоритетами социально-экономического, научного и научно-технологического развития Российской Федерации».

Говоря об органах государственной власти, к компетенциям которых относится реализация научной, научно-технической и инновационной политики, следует отметить, что общие вопросы науки отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской

56 Заседание Совета по науке и образованию // Официальный сайт Президента России. 2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64977 (дата обращения 25.02.2021).

57 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консуль-тантПлюс».

58 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс».

59 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Федерации60), а установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 21 и подп. 53 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»61.

Ст. 12 Закона о науке взаимосвязана с Конституцией Российской Федерации и разделяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в сфере науки. Как отмечено Л. Ю. Грудцыной, Ю. А. Дмитриевым, С. А. Ивановой и др., «законодательное разделение полномочий государственных органов двух уровней государственной власти является типичным и абсолютно необходимым для актов, посвященных регулированию вопросов совместного ведения. Такого рода разделение полномочий формирует основу всей системы государственного управления в соответствующей сфере общественных отношений с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации»62.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации:

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала».

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о науке Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации определяются направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды. Например, в 2002 г. было выпущено письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-57663, которым были установлены важнейшие направления государственной политики

60 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

62 Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (постатейный) / Л. Ю. Грудцына [и др.] ; под ред. В. Е. Усанова. М.: Юркомпани, 2012. 536 с.

63 Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» // СПС «КонсультантПлюс».

в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

Важной функцией Правительства Российской Федерации в рамках рассматриваемой темы является определение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, а также утверждение федеральных научных и научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Говоря о федеральных органах исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, следует обратить внимание, что до 2004 г. наука относилась к реальному сектору экономики и управление ею осуществлялось Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России)64. В то же время подготовка кадров для науки осуществлялась в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству образования Российской Федерации65. В 2004 г. эти министерства были ликвидированы66 и наука и высшее образование были переданы в созданное Министерство образования и науки Российской Федерации67 (с 2018 г. — Министерство науки и высшего образования Российской Федерации68). На Минобрнауки России возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности (п. 1 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682).

Помимо этого, в таблице приведены субъекты, участие которых способствует подготовке, развитию и реализации государственной научно-технической политики в рамках достижения целей своей деятельности.

64 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 812 (ред. от 09.07.2003) «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

65 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 258 (ред. от 22.08.2003) «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

66 Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС «Кон-сультантПлюс».

67 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 337 (ред. от 22.01.2018) «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».

68 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682 (ред. от 28.12.2020) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Таблица. Субъекты, способствующие подготовке, развитию и реализации государственной научно-технической политики

№ п/п Субъекты, способствующие подготовке, развитию и реализации государственной научно-технической политики Полномочия субъекта, связанные с научно-технической политикой Положения нормативно-правового акта

1 Российская академия наук Разработка предложений по формированию и реализации П. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.09.2013 № 253-Ф3 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»69

Подп. «а» п. 13 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2014 № 58970

2 Российский научный фонд Подготовка предложений по формированию Подп. 4 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»71

3 Российский фонд фундаментальных исследований Разработка предложений по формированию государственной научно-технической политики в области научной, научно-технической и инновационной деятельности Подп. «а» п. 23 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2016 № 76772

69 Федеральный закон от 27.09.2013 № 253-Ф3 (ред. от 19.07.2018) «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

70 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2014 № 589 (ред. от 29.07.2020) «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» // СПС «КонсультантПлюс».

71 Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

72 Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2016 № 767 (ред. от 17.04.2020) «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» // СПС «Консуль-тантПлюс».

№ п/п Субъекты, способствующие подготовке, развитию и реализации государственной научно-технической политики Полномочия субъекта, связанные с научно-технической политикой Положения нормативно-правового акта

4 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Выработка предложений по формированию государственной научно-технической политики в области инновационной деятельности Подп. «б» п. 15 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2012 № 68073

5 Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» Участие в формировании государственной научно-технической политики по направлениям своей деятельности П. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»74

Источник: составлено авторами.

Table. Entities that facilitate the preparation, development and execution of government policies on science and technology

No. Entities that facilitate the preparation, development and execution of government policies on science and technology The entity's powers in relation to the science and technology policy The provisions of the relevant regulatory act

1 Russian Academy of Sciences Developing suggestions for formulation and execution Federal Law No. 253-FZ 'On the Russian Academy of Sciences, the reorganisation of the state academies of sciences and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation', of 27.09.2013, Article 7, Part 1, Clause 1

Charter of the Federal State Budgetary Institution 'Russian Academy of Sciences', approved by Decree No. 589 of the Russian Government (of 27.06.2014), Clause 13, Subclause A

73 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2012 № 680 (ред. от 24.08.2020) «Об уставе федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» // СПС «КонсультантПлюс».

74 Федеральный закон от 27.07.2010 № 220-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» // СПС «КонсультантПлюс».

No. Entities that facilitate the preparation, development and execution of government policies on science and technology The entity's powers in relation to the science and technology policy The provisions of the relevant regulatory act

2 Russian Science Foundation Preparing suggestions for formulation Federal Law No. 291-FZ 'On the Russian Science Foundation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation', of 02.11.2013, Article 3, Clause 2, Subclause 4

3 Russian Foundation for Basic Research Developing suggestions for the formulation of government science and technology policy on regulating science, technology and innovation Charter of the Federal State Budgetary Institution 'Russian Foundation for Basic Research', approved by Decree No. 767 of the Russian Government (of 09.08.2016), Clause 23, Subclause A

4 Foundation for the Promotion of the Development of Small Businesses in the Field of Science and Technology Developing suggestions for the formulation of government science and technology policy on regulating innovation Charter of the Federal State Budgetary Institution 'Foundation for the Promotion of the Development of Small Businesses in the Field of Science and Technology', approved by Decree No. 680 of the Russian Government (of 03.07.2012), Clause 15, Subclause B

5 National Research Centre 'Kurchatov Institute' Contributing to the formulation of government science and technology policy in fields relevant to the centre Federal Law No. 220-FZ 'On National Research Centre "Kurchatov Institute"', of 27.07.2010, Article 3, Part 2, Clause 4

Source: compiled by the authors.

Также в Законе о науке установлено, что «определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики» (п. 3 ст. 13 Закона о науке).

Кроме того, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписаны указы, предусматривающие совершенствование системы управления научно-технической сферой в Российской Федерации:

1) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 14375:

— на Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (далее — Совет) возложены функции по определению стратегических целей, задач и приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, а также по принятию решений о разработке и реализации Правительством РФ важнейших инновационных проектов государственного значения;

— в качестве постоянно действующего органа при Правительстве РФ создана Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации и определены ее функции;

— расширен п. 45 СНТР, согласно которому к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение важнейших инновационных проектов государственного значения, отдельных федеральных научно-технических программ, а также комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, направленных на достижение приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;

2) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 14476 утверждено Положение о Совете, состав Совета и состав Президиума Совета.

Председателем Совета определен Президент Российской Федерации В. В. Путин, заместителем председателя Совета — заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д. А. Медведев, а секретарем — помощник Президента Российской Федерации А. А. Фурсенко.

Российская Федерация также входит в топ-50 мировых экономик по инновационному развитию в 2021 г.: ее позиция 45-я в рейтинге, что на две позиции выше, чем в 2020 г. При этом показатели «Innovation Input» страны значительно выросли: в общем рейтинге страна заняла 43-ю строчку, по сравнению с 52-м местом по показателям «Innovation Output». В целом можно констатировать, что осуществляемая в стране политика способствует развитию инновационного потенциала страны.

Сравнение правовых механизмов, направленных на обеспечение гармонизации научной, научно-технической и инновационной политики в Российской Федерации и зарубежных странах

Несмотря на то, что различные аспекты формирования, направлений и реализации научной и научно-технической политики закреплены в российском законодательстве (как в различных указах Президента Российской Федерации, утверждающих основные положения

75 Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» // СПС «КонсультантПлюс».

76 Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» // СПС «КонсультантПлюс».

научной и научно-технической политики, так и в отдельных актах, посвященных основным показателям разработки, формирования и реализации такой политики), до настоящего времени не выработано единой государственной научно-технической и инновационной политики, которая сейчас регулируется несколькими стратегическими документами: актами, связанными с Национальной технологической инициативой, СНТР, указами Президента Российской Федерации и др.

Отсутствие единой государственной научно-технической и инновационной политики разительным образом отличает Российскую Федерацию от рассмотренных зарубежных стран, поскольку в каждой из них существует отдельный специальный документ стратегического уровня, направленный на реализацию научной, научно-технической и инновационной политики. Данный пробел является существенным препятствием для России в вопросе разработки актуального законодательства в научной, научно-технической сфере, работа над которым началась в 2014 г.77. В данном случае интерес представляет опыт Норвегии с их долгосрочным планом, который разрабатывается с перспективой на 10 лет, но обновляется каждые 4 года с целью актуализации его положений с учетом перемен в обществе, смены политических приоритетов, технологических изменений и т. п.

Следует отметить, что на уровне отраслевых государственных программ Российской Федерации практически полностью отсутствует закрепление за конкретными субъектами обязательств по достижению показателей и/или результатов, связанных с научными исследованиями и разработками и их коммерциализации. Для изменения данного тренда требуется вовлечение в процесс более широкого круга участников, в т. ч. государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, представителей бизнеса и научного сообщества. Таким образом, интерес вызывает опыт Индии, где в ведении Департамента науки и технологий Министерства науки и технологии находятся Совет по научным и инженерным исследованиям который в т. ч. оказывает финансовую помощь лицам, занимающимся такими исследованиями, академическим учреждениям, научно-исследовательским лабораториям, промышленным предприятиям и иным субъектам, и Совет по развитию технологий, целями деятельности которого являются содействие развитию и коммерциализации разрабатываемых в стране технологий, а также адаптация импортируемых технологий для массового применения.

Еще одним важным аспектом, который способствует гармонизации научно-технической политики, является эффективное распределение полномочий по ее реализации между центральной и региональной властями, которое позволяет обеспечивать научно-техническое и инновационное развитие всей территории страны. Подобные положения предусмотрены в законодательствах федеративных государств: Швейцарии, Индии, Австралии и Российской Федерации. При этом заслуживает внимания подход Норвегии как унитарного государства к поддержанию научно-технического

77 Материалы общего собрания членов Российской академии наук 23.06.2020. URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=08cc92d7-e432-4f81-839d-b262e0bc30a9 (дата обращения: 05.03.2021).

и инновационного потенциала всей территории через специализированное агентство, деятельность которого направлена на выявление среди отдаленных регионов наименее развитых по рассматриваемому направлению (через региональные офисы) и обеспечение необходимых условий для развития таких регионов.

Заключение / Conclusion

В статье рассмотрен зарубежный и российский опыт правового регулирования гармонизации научной, научно-технической и инновационной политики. По результатам работы сделаны следующие выводы:

1) в рассмотренных странах приняты специальные акты и положения которых регулируют основные вопросы разработки и реализации научной, научно-технической и инновационной политики. Как правило, утверждается основной акт, унифицирующий данную деятельность, и на его основе принимаются дополнительные акты по конкретным направлениям;

2) в большинстве стран принимаемые акты носят исключительно программный характер. Вместе с тем в Швейцарии, как и в Российской Федерации, действуют федеральные законы, которые регулируют реализацию научной и научно-технической политики в стране;

3) в каждой стране определены компетентные органы в рассматриваемой сфере. К ним относятся специализированные министерства, а также ряд органов подведомственных им или независимых. Кроме того, в ряде стран дополнительно функционируют консультативные органы при Правительстве или Президенте (Индия, Австралия, Швейцария, Российская Федерация) и иные агентства и организации, направленные на поддержку научно-технической и инновационной среды, главным образом путем финансирования;

4) в странах с федеративным устройством (Швейцария, Индия, Австралия, Российская Федерация) полномочия по осуществлению научной, научно-технической и инновационной политики распределены между центральной и региональной властями.

На основе изученных материалов выявлен ряд практик, внедрение которых может оказаться полезным при разработке и реализации научной, научно-технической и инновационной политики в Российской Федерации.

Статья поступила в редакцию T0.09.202i; одобрена после рецензирования 07.i0.202i; принята к публикации i8.i0.202i

The article was submitted i0.09.202i; approved after reviewing 07.i0.202i; accepted for publication i8.i0.202i

Информация об авторах

Дашкова Мария Олеговна, младший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова,

д. 20А), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1469-0343. В круг научных интересов входят исследования в области нормативного правового регулирования сферы науки, инноваций и интеллектуальной собственности, в т. ч. проблем реализации, совершенствования законодательства и практики его применения.

Вок Милена Германовна, лаборант-исследователь, федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 20А), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2938-455X. В круг научных интересов входят исследования в области нормативного правового регулирования сферы науки, инноваций и интеллектуальной собственности, в т. ч. проблем реализации, совершенствования законодательства и практики его применения.

Заявленный вклад авторов

Дашкова М. О. — анализ правовых механизмов, обеспечивающих гармонизацию научной, научно-технической и инновационной политики в Российской Федерации; Вок М. Г. — анализ правовых механизмов, направленных на обеспечение гармонизации научной, научно-технической и инновационной политики в зарубежных странах.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

Maria O. Dashkova, Junior Researcher, Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (20A Dobrolyu-bova St., Moscow 127254, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1469-0343. Her research interests focus on the normative and legal regulation of science, innovation and intellectual property, including the problems of implementation, improvement of legislation and practice of its application.

Milena G. Vok, Laboratory Researcher, Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (20A Dobrolyu-bova St., Moscow 127254, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2938-455X. Her research interests focus on the normative and legal regulation of science, innovation and intellectual property, including the problems of implementation, improvement of legislation and practice of its application.

Contribution of the authors

M. O. Dashkova — analysis of legal mechanisms ensuring the harmonising the science, technology and innovation policy in the Russian Federation; V. G. Vok — analysis of legal mechanisms aimed at harmonising the science, technology and innovation policy in foreign countries.

The authors declare no conflict of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.