4. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка [и др.]. Москва : Академия, 2011. - 160 с.
5. Симоненкова, И.П. Исследование особенностей психологических навыков футболистов высокой квалификации с целью разработки методики их диагностики / И.П. Симоненкова, В Ф. Сопов // Спортивный психолог. - 2016. - № 2 (41). - С. 10-13.
REFERENCES
1. Berdichevskaya, E.M., Trishin, E.S., Trishin, A.S., Krainova, T.V., Cherenkova, L.V., Fe-dortsov, A.V., Baranchuk, A.A., Mokova, D.Y. and Shipenko, D.S. (2018), "The phenomenon of "symmetry-asymmetry" from the standpoint of coaches in various sports", Scientific and pedagogical schools in the field ofphysical culture and sports: materials of the International Scientific and Practical Congress dedicated to the 100th anniversary of the GTSOLIFK, May 30-31, 2018, Part 2, Moscow, pp. 218-222.
2. Homskaya, E.D., Privalova, N.N., Enikolopova, E.V., Efimova, I.V., Stepanova, O.B. and Gorina, I.S. (1995), Methods for assessing interhemispheric asymmetry and interhemispheric interaction, Publishing house of Moscow State University, Moscow.
3. Moskvin, V.A. and Moskvina, N.V., (2011), Interhemispheric Asymmetries and Individual Differences of a Person, Smysl, Moscow.
4. Homskaya, E.D., Efimova, I.V., Budyka, E.V. and Enikolopova, E.V. (2011), Neuropsychology of Individual Differences, Academia, Moscow.
5. Simonenkova, I.P. and Sopov, V. F., (2016), "Investigation of the psychological skills of highly qualified football players in order to develop a methodology for their diagnostics", Sport psychologist, Vol. 41 № 2, pp. 10-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2021
УДК 159.9.072.
СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВНУШАЕМОСТИ ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И НЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Наталья Владимировна Белякова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Валерий Сергеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена важностью и необходимостью рассмотрения наиболее существенных социально-психологических областей деятельности людей различных профессий в экстремальных и не экстремальных условиях деятельности. Она посвящена сравнению таких показателей невербального поведения, как невербальная коммуникация, перцептивно-невербальная компетентность и внушаемость людей молодого и зрелого возраста (28-37 лет). Проведенное исследование показало, что лица, выполняющие задачи в экстремальных условиях менее внушаемы (68,6% сотрудников ОМОН имеют пониженную внушаемость), чем специалисты не экстремальных видов деятельности (25,7% преподавателей имеют пониженную внушаемость). Показатели уровня сформированности (развития) перцептивно-коммуникативных потенций и компетентности (вторая группа) сотрудников ОМОН и преподавателей (вторая группа) имеют следующие значения: по первой группе - М=45,69; SD=2,84 и М=7,06; SD=1,24; по второй группе - М=38,36; SD=4,63 и М=4,63; SD=1,86 соответственно. Выборка включала 70 человек, из них 35 сотрудников ОМОН и 35 преподавателей московских вузов. Результаты исследования могут быть использованы в специальной психологической подготовке специалистов экстремального профиля и психологическом отборе на службу в ряды сотрудников ОМОН.
Ключевые слова: сотрудники ОМОН, невербальное поведение, экстремальная ситуация, внушаемость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p506-511
COMPARISON OF INDICATORS OF NON-VERBAL BEHAVIOR AND SUGGESTIBILITY OF YOUNG AND MATURE PEOPLE OF EXTREME AND NONEXTREME PROFESSIONS
Angela Valerievna Romanova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Natalia Vladimirovna Belyakova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Valery Sergeevich Ivanov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education
Abstract
The relevance of the article is due to the importance and necessity of considering the most significant socio-psychological areas of activity of people of various professions in extreme and non-extreme conditions of activity. It is devoted to the comparison of such indicators of non-verbal behavior as nonverbal communication, perceptual-non-verbal competence and suggestibility of young and mature people (28 - 37 years old). The study showed that persons performing tasks in extreme conditions are less suggestible (68.6% of SWAT police officers have a reduced suggestibility) than specialists in non-extreme types of activity (25.7% of teachers have a reduced suggestibility). Indicators of the level of formation (development) of perceptual and communicative potencies and competence (second group) of SWAT police officers and teachers (second group) have the following meanings: in the first group - M = 45.69; SD = 2.84 and M = 7.06; SD = 1.24; in the second group - M = 38.36; SD = 4.63 and M = 4.63; SD = 1.86 respectively. The sample included 70 people, including 35 SWAT police officers and 35 teachers from Moscow universities. The results of the study can be used in special psychological training of extreme specialists and psychological selection for service in the ranks of SWAT officers.
Keywords: SWAT police officers, non-verbal behavior, extreme situation, suggestibility.
ВВЕДЕНИЕ.
Изучение невербального поведения важно с точки зрения его влияния на внушаемость специалистов экстремального профиля, таких как сотрудников отряда мобильного особого назначения (ОМОН) Росгвардии РФ при выполнении ими такой задачи, как поддержание правопорядка на митингах и шествиях, внешних и внутренних спортивных мероприятиях, освобождении заложников и т.п.
Важно отметить, что возросшая социальная активность населения, в том числе, внедренные в их ряды специально подготовленные люди, способна, на наш взгляд, снизить эффективность поставленной перед ОМОН задачи по поддержанию правопорядка. Это может произойти, если специалисты ОМОН будут подвержены повышенной внушаемости со стороны определенной части участников массовых выступлений [4].
По данным Генеральной прокуратуры РФ, можно утверждать, что люди, специально подготовленные и внедренные в ряды манифестантов, нередко осуществляют успешную деятельность. На основании формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС и ведомственного отчета МВД России формы 1-А, происходит рост преступных проявлений данного типа.
Выявленная тенденция, заключающаяся в деморализации сотрудников ОМОН в ходе выполнения задачи по поддержанию правопорядка, по нашему мнению, может говорить об усилении включения в политическую борьбу (ее внешней составляющей) специальных сил и объясняется усилением влияния России в мировом пространстве.
Очевидно, что активизация экстремистски настроенных людей способствует возрастанию конфликтности между участниками митингов и специалистами, представляющими органы правопорядка, созданию психологического взаимовлияния и возникновению у них стрессовых состояний [6].
Этот факт может свидетельствовать о необходимости специальной психологической подготовки сотрудников ОМОН или улучшить качество профессионально-
психологического отбора.
Основной целью статьи является выявление ряда показателей невербального взаимодействия в поведении сотрудников ОМОН и сравнение их с людьми не экстремального профиля. Вторичной ее целью явилось прогнозирование влияния на их внушаемость показателей невербального поведения митингующих.
Объектом данного исследования являются невербальные показатели поведения. Предметом исследования - отдельные значимые, на наш взгляд, невербальные показатели поведения человека в экстремальных и не экстремальных условиях. Исходя из объекта и предмета исследования его целью становится сравнение рассматриваемых невербальных показателей коммуникации и на этой основе прогноз их влияния на внушаемость респондентов, находящихся в ситуациях профессиональной деятельности.
Под экстремальными условиями деятельности, в том числе по поддержанию правопорядка, мы понимаем условия, которые способны нарушить гомеостаз человека (биологический аспект), в которых не имеется опыт его поведения в социуме (социальный аспект), и которые могут оказать дезорганизующее воздействие на заданные профессией способы и методы взаимодействия с другими людьми (личностный аспект) [1, 2].
Опираясь на понимание экстремальных условий деятельности, невербальное поведение может объясняться такими программами движений (информативными признаками), которые характерны для психологического (эмоционального) состояния индивида в заданных профессией ограничениях [3, 5].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявление невербальных показателей в деятельности респондентов осуществлялось эмпирическим путем. В качестве психодиагностического средства использовались следующие методики.
1. Разработанный А.М. Кузнецовым экспертный опросник невербального репертуара человека, который включает в себя количественные оценки:
- разнообразия невербальных приемов, используемых в поведении;
- умений адекватно оценивать поведение другого человека;
- умений управлять своим поведением опираясь на действия другого человека и решаемые задачи.
В качестве экспертов выступали командиры (руководители) подразделений, сослуживцы (сотрудники) и сами респонденты, а получаемый балл являлся средним арифметическим от выставляемых ими оценок.
Результирующий показатель, характеризующий уровень сформированности невербальных потенций человека определяется суммированием вышеперечисленных оценок в диапазоне 0-60 баллов.
2. Разработанный Г.Я. Розен тест выявления уровня невербальной компетентности позволяет определить у человека выраженность (низкая, средняя, высокая) его умения находить «общий язык» общения для продолжения данного вида коммуникации.
3. Изложенная О.П. Елисеевым в книге «Практикум по психологии личности» методика определения степени внушаемости позволяет оценить ее уровень (пониженный, средний, повышенный), который связан с активностью человека в межличностном взаимодействии и его эмпатическими способностями.
Исследование проводилось с сотрудниками ОМОН и преподавателями РГСУ и МГППУ Общее количество респондентов составило 70 человек, из них 35 человек сотрудников ОМОН (возраст: Мср=30,66, СТ.ОТКЛ=2,96) и 35 преподавателей Московских вузов (возраст: Мср=32,09, СТ.ОТКЛ=2,68). Все респонденты мужского пола. Опрос сотрудников ОМОН осуществлялся очно в специально выделенном помещении, а преподавателей - дистанционно.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование уровня сформированное™ невербальных потенций сотрудников ОМОН и преподавателей представлено на рисунке 1.
50
40
30
20
10
0
■ М
Рисунок 1 - Среднее значение центра распределения (М) и стандартного отклонения (ЗБ)
Репертуар невербального поведения, чувствительность, сензитивность и способность к его управлению у сотрудников ОМОН выше, чем у преподавателей.
Исследование уровня невербальной компетентности сотрудников ОМОН и преподавателей представлено на рисунке 2.
8 7 6 5 4 3 2 1 0
■ М
ЗБ 1,24 1,86
Рисунок 2 - Среднее значение центра распределения (М) и стандартного отклонения (ЗБ)
Из рисунка видно, что уровень невербальной компетентности у сотрудников ОМОН выше, чем у преподавателей.
Для сравнения показателей невербального поведения сотрудников ОМОН (группа 1) с преподавателями (группа 2) при выполнении ими профессиональных задач и подверженности внушаемости при их выполнении в привычных для каждой группы респондентов условиях осуществлен анализ по критерию и Манна-Уитни. (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнения показателей невербального поведения и внушаемости
Уровень сформированности невербальных потенций Уровень сформированности невербальной компетентности Степень сформированности внушаемости
Критерий И Манна-Уитни Асимп. значим. Критерий И Манна-Уитни Асимп. значим. Критерий И Манна-Уитни Асимп. значим.
102,00 <0,001 195,00 <0,001 285,5 <0,001
Согласно показателям, указывающим на достоверность различий (р<0,001) в невербальном поведении и внушаемости сотрудников ОМОН и преподавателей, можно говорить о высоком качестве психологической работы с первой категорией исследуемых. Такому обстоятельству может способствовать опыт сотрудников ОМОН в решении задач по поддержанию правопорядка на митингах, шествиях, спортивных мероприятиях и т.п., что повышает их возможности по пониманию невербальных действий митингующих и регулированию своего поведения. Практика выполнения такого класса задач увеличивает
шансы сотрудников ОМОН предвидеть те или иные невербальные реакции других людей и контролировать их невербальное поведение. Приобретенный ими опыт позволяет изменять свое поведение исходя из складывающейся ситуации в заданных экстремальных условиях. Для выявления наиболее существенного и значимого влияния на внушаемость сотрудников ОМОН рассматриваемых показателей невербального повеления нами осуществлен регрессионный анализ, результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Регрессионный анализ невербального репертуара, компетентности и внушаемости
Степень внушаемости R-квадрат Критерий автокорреляций Дурбина-Уотсона
Невербальный репертуар р=-0,14; р=0,698 0,155 2,22
Невербальная компетентность в=-1,89; р=0,023
Невербальная компетентность, как социально-психологическое явление, связанное с осознанием сотрудниками ОМОН выполняемой задачи по поддержанию правопорядка, оказывает отрицательное значимое влияние на их внушаемость (Р=- 1,89, р=0,023). При этом 15,5% изменчивости их внушаемости объясняется влиянием на нее их невербальной компетентности. Данное социально-психологическое явление может выступать ее предиктором.
ВЫВОДЫ
Итогом исследования, в ходе которого рассматривались уровни и взаимосвязь невербального репертуара, компетентности и внушаемости, явилось обнаружение отрицательной взаимосвязи невербальной компетентности, которая может быть предиктором выбранного невербального поведения в стрессовой ситуации, с внушаемостью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болдов, А.С. Использование психолого-педагогического подхода в нормативной диагностике физической подготовленности студенческой молодежи / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.И. Шарагин, Г.С. Афонина // Культура физическая и здоровье. - 2018. - №4 (68). - С.60-66.
2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.
3. Лысаков, Н.Д. Человеческий фактор в авиации: психологический обзор/ Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова, В.И. Шарагин // Психология обучения. -2013. - № 8. - С. 107-113.
4. Лысаков, Н.Д. Проблемы подготовки психологов в области профессий особого риска / Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова // Инновации в образовании. - 2010. - № 2. - С. 95-104.
5. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Н. Логинов, А. Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. -№ 11 (129). -С. 144-149.
6. Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций студентов с различным уровнем физической подготовленности / В.Н. Феофанов, М.В. Некрасова, А.С. Болдов, А.В. Гусев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 20-21.
REFERENCES
1. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, V.I. and Afonina G.S. (2018), "Using psychological and pedagogical approach in standard diagnostics of physical readiness of students youth", Culture Physical and Health, Vol. 68, No. 4, pp.60-66.
2. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.
3. Lysakov, N.D., Lysakova, E.N. and Sharagin, V.I. (2013), "The human factor in aviation: Psychological selection", Educational psychology, No. 8, pp. 107-114.
4. Lysakov, N.D. and Lysakova, E.N. (2010), "Problems of training psychologists in the field of special risk professions", Innovation in Education, No. 2, pp. 95-104.
5. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov, V.Yu. and Romanov V.A. (2015), "Physical education and sports in the formation of psychological resistance of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.
6. Feofanov, V.N., Nekrasova, M.V., Boldov, A.S. and Gusev, A.V. (2019), "Gender features of aggressive and hostile reactions of students with different physical fitness levels", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 20-21.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2021
УДК 159.922; 159.942
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА У МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФЕМИННОСТИ И МАСКУЛИННОСТИ
Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор, декан, Светлана Николаевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, СаидатВисрадиевна Чербиева, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности маскулинности и феминности в ситуации переживания стресса. Эти два гендерных стандарта касаются как индивидуальных черт, так и особенностей поведения индивида. Складывающиеся стереотипы в социальном статусе женщин и мужчин изменили многие привычные стандарты, побуждающие рассматривать вариации уже не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей переживания стрессовой ситуации у юношей и девушек с разным уровнем маскулинности и феминности. В связи с этим выдвинута гипотеза, что у девушек с феминным типом уровень переживания стрессовой ситуации выше, чем у девушек с маскулинным типом, а у юношей с феминным типом уровень переживания стрессовой ситуации выше, чем у юношей с маскулинным типом. Были применены методы научного исследования: анализ теоретического материала и психодиагностические методики для определения доминирования психологического пола (С. Л. Бем) и уровня переживания стресса (Диагностика состояния стресса). В исследовании приняли участие 60 юношей и 60 девушек. В статье приведены результаты исследования гендерных особенностей переживания стресса у современной молодежи, особенности поведения юношей и девушек в стрессовых ситуациях. Полученные результаты имеют большое практическое значение для профессиональной деятельности практических психологов и могут быть использованы в процессе обеспечения психологического сопровождения образовательной деятельности в вузе.
Ключевые слова: гендер, стресс, стрессоустойчивость, агрессия, личность, характер, психологический пол, феминность, маскулинность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p511-517
FEATURES OF STRESS EXPERIENCE IN YOUNG PEOPLE WITH DIFFERENT LEVELS OF FEMININITY AND MASCULINITY
Faizura Orelovna Semenova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Svetlana Nikolaevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chair, Saidat Visradiyevna Cherbieva, the post-graduate student, Umar Aliev Karachai-Cherkess State University, Karachaevsk
Abstract
This article discusses the features of masculinity and femininity in the situation of experiencing stress. These two gender standards relate to both individual traits and behavioral characteristics of the individual. The emerging stereotypes in the social status of women and men have changed many of the usual