УДК: 159.9.072.423
СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМПАТИИ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР Г. АКТОБЕ И СТУДЕНТОВ 5-ГО КУРСА НАО «ЗКМУ ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МИРАЛЕЕВА АЛУА ИСЛАМЧАЕВНА кандидат медицинских наук, руководитель кафедры психологии НАО «ЗКМУ имени Марата Оспанова», г.Актобе, Республика
Казахстан. ORCID ID 0000-0002-3251-5645 АННОТАЦИЯ
В продолжение к ранее опубликованным результатам исследования эмпатии у студентов НАО «<ЗКМУ имени Марата Оспанова» в зависимости от пола, курса, специальности обучения, автор обсуждает результаты исследования эмпатии у медицинских сестер, работающих в ЛПУ г.Актобе и проводит сравнительный анализ данных показателей эмпатии медсестер и студентов старших курсов.
Ключевые слова: эмпатия; эмоциональное выгорание; медицинское образования; Тест Дэвиса.
COMPARISON OF EMPATHY INDICATORS IN AKTOBE NURSES AND 5TH-YEAR STUDENTS OF THE WEST KAZAKHSTAN MARAT OSPANOV MEDICAL UNIVERSITY
MIRALEYEVA ALUA ISLAMCHAYEVNA
candidate of medical sciences, Head of the Department of Psychology West Kazakhstan Marat Ospanov Medical University, Aktobe, Republic of Kazakhstan
ORCID ID 0000-0002-3251-5645
ABSTRACT
In continuation of the previously published results of the study of empathy among students of the NAO "ZKMU named after Marat Ospanov depending on gender, course, specialty of study the author discusses the results of the study of empathy among nurses working in clinics in Aktobe and conducts a comparative analysis of these indicators of empathy of nurses and senior students.
Keywords: empathy; emotional burnout; medical education; Davis test
Актуальность: Эмпатия в психологии определяется как отождествление собственных переживаний с чувствами объекта или участие в переживаниях других людей - [1]. Способность к сопереживанию имеет особое значение в профессиях, в которых контакт с другим человеком играет главную роль. Так, клиническая эмпатия является важным элементом качественного медицинского обслуживания. Врачи, которые пытаются понять, что чувствуют их пациенты или просто искренне выражают свою заботу о них, достигают для своих пациентов ряда ценных результатов - [2]. Эмпатическая забота сильно влияет на соблюдение пациентом лечебных режимов, при этом исследования документально подтверждают прямую связь между сочувствием врача, воспринимаемым пациентом, и повышенным удовлетворением от лечения и приверженностью к нему - [3]. Медицинская сестра проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Именно к ней в первую очередь больной обращается за сочувствием и пониманием. Наличие и развитие эмпатии у медицинской сестры является важным фактором, улучшающим взаимоотношения с пациентом. В последние годы изучению и измерению эмпатии у студентов и медицинских работников придается большое значение во многих странах. Так, результаты проведенных исследований последних лет выявили противоречивые выводы относительно того, как меняется уровень эмпатии среди студентов-медиков в зависимости от количества учебных лет, и как уровни эмпатии связаны с полом, предпочтениями по специальности и национальностью - [4-10]. В литературе мы не встретили данных об исследовании эмпатии у студентов медицинских вузов и медицинских сестер в нашей стране. Все это обуславливает актуальность данного исследования
Цель: Изучение эмпатии как важной коммуникативной составляющей у студентов НАО «ЗКМУ имени Марата Оспанова» и медицинских сестер, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях г. Актобе.
Материалы и методы исследования: Дизайн исследования: Обсервационное описательное поперечное исследование. Анонимное добровольное анкетирование студентов ЗКМУ имени Марата Оспанова и медицинских сестер различных ЛПУ г. Актобе. В исследовании приняли участие 220 студентов 1,2,3,5-х курсов специальности Общая медицина, 70 студентов 3-го курса специальности Стоматология и 35 -1-го и 2-го курсов специальности General medicine - International medical faculty, а также 58 медицинских сестер, работающих в многопрофильной детской городской клинической больнице
(МДГКБ)(п=23), Клинике семейной медицины (КСМ) (n=15) и Областном перинатальном центре (ОПЦ)(п=20). Студенты получали онлайн опросник, содержащий вопросы о возрасте, поле, курсе, специальности обучения, медсестры отвечали на вопросы в печатной версии. Студенты казахского отделения отвечали на вопросы на государственном языке, перевод которых был одобрен терминологическим комитетом. Участники отвечали на опросник «Индекс межличностной реактивности» (Interpersonal Reactivity Index - IRI), разработанный М.Дэвисом [11], адаптированный Т.Д. Карягиной, Н.В. Кухтовой [12], который включает в себя 28 вопросов, которые разделены на 4 шкалы, в каждой из которых есть прямые и обратные пункты. Названия и содержание шкал соответствует четырем компонентам эмпатии, выделенным и описанным М. Дэвисом: Децентрация (PT) когнитивный компонент эмпатии, оценивает тенденцию принятия точки зрения другого человека. Шкала Сопереживание (FS) отражает тенденцию к воображаемому перенесению себя в чувства и действия вымышленных героев книг и т. д. шкала Персональный дистресс (PD) позволяет выявить чувства неловкости и дискомфорта в реакции на эмоции других в ситуациях оказания помощи, направленные, в отличие от эмпатической заботы, на себя. Шкала Эмпатическая забота (EC) оценивает тенденцию испытывать чувства теплоты, сострадания и беспокойства о других людях. FS, EC, PD относятся к эмоциональному компоненту эмпатии. Для ответа на вопросы использовалась шкала Лайкерта, 5 типов ответов (Абсолютно согласен; Скорее, согласен; Затрудняюсь ответить; Скорее, несогласен; Абсолютно несогласен). Подсчитывались общие баллы по всем четырем шкалам, которые не суммировались. Использовались методы описательной статистики с вычислением центральных тенденций и их размаха для количественных переменных, процентной доли признака для качественных данных. Среднее значение уровня эмпатии выражали в баллах Результаты выражали в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха (IQR). Нормальность распределения проверяли с использованием критериев Колмогорова- Смирнова и Шапиро-Уилка. В случае, если распределение данных имело значение отличное от нормального, при сравнении групп использовали критерии Краскелла-Уоллиса и Манна-Уитни. При нормальном распределении данных использовали t-критерий Стюдента. Различия считали статистически значимыми при p <0,05.
Результаты: В данной статье рассматриваются данные, полученные при опросе медицинских сестер(п=58) и студентов 5-го курса специальности «Общая медицина» (n=62).
В таблице 1 указаны средние баллы для каждой категории участников по каждому из четырех компонентов IRI. Медсестры, работающие в МДГКБ показали более высокие баллы по шкале Сопереживание, медсестры из КСМ продемонстрировали самые высокие баллы по шкале Эмпатическая забота, а медсестры из ОПЦ по шкале Персональный дистресс. По шкале Децентрация медсестры показали одинаковые баллы. Разница между показателями медсестер МДГКБ и КСМ оказалась статистически значимой по шкалам Сопереживание и Эмпатическая забота, между МДГКБ и ОПЦ по шкалам Сопереживание и Личный дистресс. У медсестер КСМ в сравнении с медсестрами ОПЦ оказалась значимой разница в показателях шкал Эмпатическая забота и Личный дистресс.
Таблица 1. Показатели шкал опросника в зависимости от места работы медсестер
^\.1Возраст Группа 1 Группа 2 Группа 3 Р*
N=23 N=15 N=20
Шкалы Me (IQR) Me (IQR) Me (IQR)
Децентрация(PT) 14(13-17) 14(13-16) 14(13-15) 0,657
P1 1,0 1,0
P2 1,0
Сопереживание (FS) 21(18-23) 17(14-19) 20(16-18) <0,001
P1 <0,001 <0,001
P2 0,429
Эмпатическая забота 19(17-21) 24(21-26) 22(19,5-20) 0,008
(EC)
P1 <0,001 1,0
P2 0,018
Личный дистресс (PD) 15(11-16) 16(12-20) 21(20-21,5) <0,001
P1 0,433 <0,001
P2 <0,001
Me- медиана
IQR- интерквартильный размах
Группа 1 - МДГКБ Группа 2- КСМ Группа 3- ОПЦ
P1 -р- значение по сравнению с 1-й группой p2 - p- значение по сравнению со 2-й группой
*р значение рассчитывалось с помощью критерия Краскелла-Уоллиса и дисперсионного анализа
Данные, представленные в таблице 2, указывают средние баллы по каждому из четырех компонентов для медицинских сестер и студентов 5-го курса специальности Общая медицина. В целом, средний балл по шкале Децентрация и Сопереживание были выше у студентов, чем у медицинских сестер. И, хотя средние значения по шкалам отличались, статистически значимые различия обнаружены только по шкалам Сопереживание и Эмпатическая забота.
Таблица 2. Показатели шкал опросника у медсестер и студентов 5-го курса специальности Общая медицина
Курс Шкалы Медсестры (п=58) Ме (IQR) Студенты 5-го курс ОМ (п=62) Ме (IQR) Р*
Децентрация(РТ) 14(13-16) 18(16-20) 0,748
Сопереживание 18(16-20) 19(17-22) 0,028
Эмпатическая забота (ЕС) 20(19-22) 17(15-20) 0,039
Личный дистресс 17(13-21) 16(13-19) 0,095
Примечание: Me- медиана
IQR- интерквартильный размах
*p значение рассчитывалось с помощью U -критерия Манна -Уитни (ЕС, PD) и ^критерия Стьюдента (PT,FS)
Обсуждение результатов. Показатели по шкале Децентрация у всех трех групп медицинских сестер одинаковые. По остальным 3-м шкалам эмоциональной эмпатии существует разница. Эти показатели более вариативные и могут определять место работы или зависеть от него и характера деятельности. У медсестер МДГКБ наблюдается относительно низкая выраженность чувства собственной тревоги и дискомфорта, возникающие при наблюдении переживаний других людей, и направленные на себя, что говорит о профессионально важном качестве для защиты от эмоционального выгорания. Высокий уровень эмпатической заботы у медсестер КСМ может быть обусловлен тем, что в поликлинике больше возможности ее спокойно проявлять. Высокий личный дистресс в ОПЦ связан с характером деятельности и, возможно, имеется опасность выгорания из-за характера работы, неспособности справиться с профессиональными переживаниями. Благодаря тому, что медсестры больше времени проводят с пациентами, они обнаруживают более высокий уровень эмпатической заботы, которая является основным показателем эмпатии, чем студенты. Более низкие баллы у медсестер по шкале фантазии означают, что способность представлять гипотетическую ситуацию снижается с возрастом. Студенты оказались менее восприимчивы к эмоциональному участию в страданиях пациентов, о чем свидетельствует меньшие значения персонального дистресса.
Выводы: Для получения более точных данных мы планируем в будущем провести исследование о связи уровня эмпатии и уровнем эмоционального выгорания у медсестер, а также сравнить уровень эмпатии у студенток медицинского колледжа и работающих медицинских сестер, провести лонгитюдное исследование эмпатии у студентов на протяжении всего обучения в медицинском ВУЗе.
Список литературы:
1. Motyka M. The nursing studies and empathy. //Sztuka leczenia. 2006: 13(1/2): 33-8.
2. Mercer, S. W., and Reynolds, W. J. Empathy and quality of care. //Br. J. Gen. Pract. 2002, 52, 9-12.
3. Rakel D.P., Hoeft T.J., Barrett B.P., Chewning B.A., Craig B.M., and Niu M. Practitioner empathy and the duration of the common cold. //Fam. Med. 2009, 41, 494501.
4. Özge Akgün, Melahat Akdeniz, Ethem Kavukcu, Hasan Hüseyin Avci Medical Students' Empathy Level Differences by Medical Year, Gender, and Specialty
Interest in Akdeniz University //J. Med. Educ. Curric. Dev. 2020; 31; 7: 2382120520940658. doi: 10.1177/2382120520940658
5. Deliang Wen, Xiaodan Ma, Honghe Li, Zhifei Liu, Bensong Xian, Empathy in Chinese medical students: psychometric characteristics and differences by gender and year of medical education BMC Med Educ. 2013;13:130. doi: 10.1186/1472-6920-13130.
6. Roshanak Benabbas Empathy in Iranian medical students: A comparison by age, gender, academic performance and specialty preferences Medical journal of the Islamic Republic of Iran 2016;30(1):1005-1011.
7. Hojat M., Shannon S., DeSantis J., Speicher M., Bragan L., Calabrese L. Does Empathy Decline in the Clinical Phase of Medical Education? A Nationwide, MultiInstitutional, Cross-Sectional Study of Students at DO-Granting Medical Schools Academic Medicine:2020;95(6)911 -91 doi: 10.1097/ACM.0000000000003175.
8. Kataoka H., Norio Koide N., Hojat M, Gonnella J. Measurement of Empathy Among Japanese Medical Students: Psychometrics and Score Differences by Gender and Level of Medical Education. //Academic Medicine. 2009; 84(9): 1192-1197 doi:10.1097/ACM.0b013e3181 b180d4.
9. Freja Allerelli Andersen, Ann-Sofie Bering Johansen, Jens S0ndergaard, Christina Maar Andersen and Elisabeth Assing Revisiting the trajectory of medical students'empathy, and impact of gender, specialty preferences and nationality: a systematic review //BMC Medical Education. 2020; 20(1): 52. doi: 10.1186/s12909-020-1964-5.
10. Quince T.A., Kinnersley, P., Hales, J. et al. Empathy among undergraduate medical students: A multi-centre cross-sectional comparison of students beginning and approaching the end of their course. //BMC Med Educ 16, 92 (2016). doi.org10.1186/s12909- 016-0603-7
11. Davis M.H. Measuring individual differences in empathy: evidence for a multidi-mensional approach //Journal of Personality and Social Psychology. 1983;44(1 ):113—126. doi: 10.1037/0022-3514.44.1.113
12. Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса //Консультативная психология и психотерапия. 2013. №1. С 202-227.