Научная статья на тему 'Сравнение подходов теодицеи религиозных мыслителей Д. Л. Андреева и А. А. Куликова'

Сравнение подходов теодицеи религиозных мыслителей Д. Л. Андреева и А. А. Куликова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОДИЦЕЯ / БОГ / ТВОРЕЦ / ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВСЕБЛАГОСТЬ / ВСЕМОГУЩЕСТВО / THEODICY / GOD / CREATOR / CHRISTIAN PHILOSOPHY / OMNIBENEVOLENCE / OMNIPOTENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кручинин Сергей Владимирович

Статья посвящена вопросу теодицеи, а, конкретно вопросу непротиворечивости двух постулируемых религией качеств Творца: его всеблагости и его всемогущества. Статья сравнивает позиции двух религиозных философов Д. Л. Андреева (первая половина XX века) и А.А. Куликова (вторая половина XX века начало XXI века).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of theodicy approaches by religious thinkers D.L. Andreev and A.A. Kulikov

The article deals with the problem of theodicy, and specifically the issue of the consistency of the two postulated religious qualities of the Creator: His omnibenevolence and his omnipotence. The article compares the positions of the two religious philosophers D.L. Andreev (first half of XX century) and A.A. Kulikov (second half of the XX century the beginning of XXI century).

Текст научной работы на тему «Сравнение подходов теодицеи религиозных мыслителей Д. Л. Андреева и А. А. Куликова»

УДК 141.412

СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ ТЕОДИЦЕИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ Д.Л. АНДРЕЕВА И А.А. КУЛИКОВА

Кручинин С.В.

ООО «ВЭЛБОРН» Воронеж, Россия

Аннотация: Статья посвящена вопросу теодицеи, а, конкретно вопросу непротиворечивости двух постулируемых религией качеств Творца: его всеблагости и его всемогущества. Статья сравнивает позиции двух религиозных философов - Д. Л. Андреева (первая половина XX века) и А.А. Куликова (вторая половина XX века -начало XXI века).

Ключевые слова: теодицея, Бог, Творец, христианская философия, всеблагость, всемогущество.

COMPARISON OF THEODICY APPROACHES BY RELIGIOUS THINKERS D.L. ANDREEV AND A.A. KULIKOY

Kruchinin S.V.

Wellborn LLC. Voronezh, Russia

Abstract: The article deals with the problem of theodicy, and specifically the issue of the consistency of the two postulated religious qualities of the Creator: His omnibenevolence and his omnipotence. The article compares the positions of the two religious philosophers

- D.L. Andreev (first half of XX century) and A.A. Kulikov (second half of the XX century

- the beginning of XXI century).

Keywords: theodicy, God, Creator, Christian Philosophy, omnibenevolence, omnipotence

Вопрос Теодицеи - один из важнейших вопросов религиозной философии, потому как касается вещей, в общем то, взаимопротивоположных: всеблагости и всемогущества Бога. По сути, религиозная позиция сводится к тому, что Творец является одновременно всеблаг и всемогущ. Как решают этот вопрос религиозные мыслители, мы рассмотрим в данной статье на примере воззрения Д.Л. Андреева и А.А. Куликова.

Д.Л. Андреев (20 октября 1906 - 30 марта 1959) - относительно известный, хотя и неоднозначный мыслитель, отличившийся глубокой проработкой религиозных и философских вопросов. Главный и основной труд Д.Л. Андреева, как религиозного философа - трактат «Роза

Мира» [1] (хотя религиозные, нравственные и этические вопросы, мыслитель, так или иначе, поднимает и в других своих работах, преимущественно лирического жанра, а также, в утраченном романе «Странники ночи»). О подлинном интересе к его работам свидетельствует значительное число диссертационных исследований, посвященных его наследию (кандидатские: Кочетков Д.А. «Рифма Д. Л. Андреева в лингвистическом аспекте :На материале сборника "Русские боги"» (2000), Часовских Е.В. «Поэтико-философский контекст и околороманное пространство "Розы Мира" Даниила Андреева» (2003), Орлова Е.В. «Нерефлексивные формы познания в контексте творчества Даниила Андреева» (2003), Ах-тырский Д.К. «Философские идеи в творчестве Д.Л. Андреева» (2004), Чиндин И.В. «Философско-мистические аспекты йенского романтизма в творчестве Даниила Андреева» (2004), Ращевская Е.П. «Космогонический миф Даниила Андреева и культура Серебряного века» (2006), Кру-чинин C.B. «Политологическое наследие Даниила Андреева и его теоре-тико-методологическая значимость» (2010), Мельникова Т.В. «Система кодов искусства в поэзии Даниила Андреева» (2011), Шуран Т.И. «По-литико-философские идеи Д.Л. Андреева» (2011) ; докторские: Разумов В.И. «Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований» (1996), Дашевская O.A. «Жизне-строительная концепция Д. Андреева в контексте культурофилософских идей и творчества писателей первой половины XX века» (2006).

Как мы видим, интерес к наследию Д. Андреева в отечественной науке прослеживается в различных отраслях, от филологического до политологического (последнее направление исследования наследия Д.Л. Андреева основано автором данной работы), но основной интерес представлен в философском ключе. Это направление изучения наследия Д.Л. Андреева в разрезе религиозного, этического и богословского аспекта, по нашему мнению, является наиболее перспективным.

Основной и итоговый труд «Роза Мира» Д.Л. Андреев завершает в 1958 году, незадолго до своей смерти в 1959 г.

В интересах дальнейшего изучения наследия Д.Л. Андреева в рамках данной работы отметим вопрос отношения к естественным и точным наукам. По отзывам современников, Д.Л. Андреев «математику не знал, не любил и не учил» [2]. При этом, в дальнейшем, Д. Андреев весьма корректно относился к естественно-научном знанию, к достижениям физической науки и научной методологии.

Так А. Кольцов в [3] пишет, что Д. Андреев проявлял большой интерес к вопросам достижений физики, в частности в письме от 5 ноября 1956 жена Д. Андреева - A.A. Андреева переписала отрывок-пересказ лекции английского физика Поля Дирака (1902-1984), в которой, речь

идёт об античастицах. В ответном письме от 20 ноября 1956 Даниил Андреев пишет: «И в высшей степени превосходно то, что [...] ты не поленилась переписать, на темы современной физики. Открытий подобного рода я всё время жду» [3].

Также Родион Гудзенко, знакомый с Д. Андреевым, вспоминает: «Причём он был такой эрудиции неимоверной, что трудно себе представить: я потом, когда к нам попали какие-то физики-атомщики, с изумлением убедился, что он говорит с ними на равных, как физик» [3].

В противоположность Д. Андрееву, A.A. Куликов - представитель физико-математического знания. Как говорится на странице сайта (http://lestn.narod.ru/autor.htm), после окончания с золотой медалью средней школы A.A. Куликов обучался на факультете прикладной математики и механики Воронежского государственного университета, который окончил с отличием в 1980 году. В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «дифференциальные уравнения и математическая физика». В настоящее время работает доцентом кафедры дифференциальных уравнений Воронежского государственного университета. В область научных интересов входят общая теория дифференциальных уравнений с частными производными, теория обобщённых функций, численное решение краевых задач математической физики, организация вычислительного эксперимента при исследовании систем с распределёнными параметрами, и, в последние годы, христианское богословие и христианская философия. Наиболее известным нам трудом последнего является трактат «Лестница в небо» [4], где помимо оригинального религиозно-философского текста также представлена небезынтересная подборка значительного числа библейских цитат, отсортированных по ключевым вопросам, которых цитаты касаются [4].

Именно поэтому нам будет интересно сравнить подходы и концепции двух авторов, учитывая разное время их работ, и разные пути, которые привели их к использованию в методологии философии есте-ственно-научных достижений. (Как говорилось, если Д. Андреев, начиная свою работу, как гуманитарий в чистом виде, приходит к необходимости изучения естественно-научной методологии и достижений естественной науки, то А. Куликов, напротив, начинает как математик, и лишь в дальнейшем находит свой интерес в христианской философии, и при этом в исследовании применяет свои естественно-научные познания по ходу текста работы).

Итак, начнем с позиций Д. Андреева. Вопрос был для Андреева не просто важным, но ключевым, почему не раз он возвращался к оному на страницах произведений, а также посвятил ему отдельное стихотворение. В [5] стихотворение озаглавлено составителем «Теодицея», само же произведение входит под семнадцатым номером в поэму «У демонов

возмездия» - пятнадцатую главу поэтического ансамбля «Русские боги» [6]. Процитируем его целиком.

О, не приблизиться даже к порогу Тайны и Правды вышней

тому,

Вера чья возлагает на Бога Тяжесть ответственности

за Тьму.

Вечный припев: «Ах, столько страданий, Столько злодейств - а как же Бог? Мог Он творить свое мирозданье, А обуздать духа зла - не мог? Он - вездесущ и благ; почему ж Он не спасет наших тел и душ?» Полно

блуждать

среди трех сосен, Вламываться в открытую дверь.

Бог абсолютно благ! светоносен! А не всемогущ.

Верь !

Верь - и забудь «царя на престоле В грозных высотах».

Он - святей; Сам очертил Свою власть и волю Волей свободных

Божьих

детей.

И не рабам,

не холопам Славы Мир, как могучее поприще, дан: От эмпирея до яростной лавы Горд и свободен его океан.

Все ли высокие духи - благие? Все ли скорбят

за твою слезу? Есть грандиозный дух, тиранию

Строящий

и вверху,

и внизу.

В духопрозрении праведным снится

Глубь

незапамятнейших

времен,

Богоотступничество Денницы,

Шелест туманностей,

как знамен.

Снов довременных рваные космы

В древних легендах

видели мы:

Да, - он творил

и творит

Антикосмос,

Черное зеркало,

сердце Тьмы.

И на Земле - его черный град

Древние наименовали:

ад.

На страницах «Розы Мира» [1] Даниила Андреев также размышляет о противоречии всеблагости и всемогуществе. «Но, если Он всемогущ - Он ответственен за зло и страдание мира, следовательно, Он не благ [...] Таким образом, божественное творчество само ограничивает Творца, оно определяет Его могущество той чертой, за которой лежат свободы и могущества Его творений. Но свобода потому и свобода, что она заключает возможность различных выборов. И в бытии многих монад она определилась их отрицательным выбором, их утверждением только себя, их богоотступничеством. Отсюда то, что мы называем злом мира, отсюда страдание, отсюда жестокосердные законы и отсюда же то, что эти зло и страдание могут быть преодолены» [1; 5].

Таким образом, всеблагой творец, согласно Д. Андрееву, предоставляет творимым существам свободу, тем самым, ограничивая собственное могущество.

Теперь изучим трактовку вопроса в «Лестнице в небо» А. Куликова.

А. Куликов явным образом утверждает всемогущество Бога.

«Вера во всемогущего Творца Вселенной составляет краеугольный камень религиозного мировоззрения, присущего многим выдающимся учёным как наших дней, так и предшествующих веков. Религиозных

взглядов, включающих веру в Бога и в других сверхъестественных существ, придерживалось и подавляющее большинство остального человечества на протяжении всей своей истории» [4, с.11].

«Однако первоисточником вечной жизни является только Бог Отец и безграничное могущество присуще только Ему, ибо Святой Дух, поддерживающий всё мироздание, исходит только от Него» [4, с.45].

«Он является постоянным источником вечной жизни; обладает высшим разумом, высшей мудростью, волей и безграничным могуществом; является постоянным источником чувств и эмоций со всеми их оттенками: любви, доброты, кротости, милости, благости, щедрости, нежности, радости, счастья, блаженства и других; неизменно истинен, праведен, нелицеприятен и долготерпелив; воплощает в Себе гармонию и красоту; постоянно созидает и творит; ненавидит ложь и зло.

Всемогущество Бога Отца обусловлено тем, что Он является источником Святого Духа, поддерживающего всё мироздание, обладает всеведением, то есть полным знанием обо всём мире (например, Ему известны мысли, чувства и поступки любого разумного существа), и управляет миром. При этом одним из высших принципов для Бога является свободное поведение разумных существ, не нарушающее, однако, гармонию мироздания» [4, с. 44].

При этом А. Куликов признает не использованием Богом своего могущества для прямого вмешательства в происходящее н Земле:

«Полем битвы между Силами добра и зла являются разум, воля и чувства каждого человека, причём Бог не использует Своё всемогущество для того, чтобы заставить людей жить по Его законам. Поэтому разрушить дела Сатаны на Земле можно было, лишь постепенно развивая духовные качества человека, и прежде всего присущие ему от рождения интуитивные представления о добре и зле» [4, с. 57].

В этом мы находим сходства и различия обоих мыслителей. Мы видим, что оба автора сходятся в том, что Бог, изначально обладая могуществом, сам ограничивает себя, не вмешиваясь в поступки людей, ожидая от них осознанного и самостоятельного движения к добру. Но при этом Д.Л. Андреев считает Бога уже не обладающим всемогуществом, в то время как А. Куликов продолжает считать, что Бог всемогущ по своей природе, даже не смотря на указанное невмешательство.

Библиографический указатель:

1. Андреев Д.Л. Роза Мира. // Собр. Соч. в 3-х томах, 4 книгах. -М.: Моск. рабочий; Присцельс, 1995. Том 2. - 608 с.

2. Романов Б. Н. Вестник, или жизнь Даниила Андреева [Текст] : Биограф, повествование в двенадцати частях. - М. : Феория : Дизайн. Информация. Картография, 2011. - С. 36

3. Кольцов А. Фактические подтверждения прозрений Даниила Андреева. 2003. URL: http://mirosvet.narod.ru/ak/rmfacts.htm

4. Куликов А. Лестница в небо. - Воронеж, 2007. - 169 с. URL: http://lestn.narod.ru/fullbook.doc

5. Андреев Д.Л. <Теодицея> [Стихотворение из «Поэтического ансамбля «Русские богов», с цитатами из трактата «Роза Мира»]. 1995. URL: http://mirosvet.narod.ru/da/i teod.htm

6. Андреев Д.Л. Русские боги. // Собр. Соч. в 3-х томах, 4 книгах. - М.: Моск. рабочий; Фирма Алеся, 1993. Том 1. - 463 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.