Научная статья на тему 'Сравнение образовательной политики США и Канады в отношении коренных народов Северной Америкив 1860-1890-х гг'

Сравнение образовательной политики США и Канады в отношении коренных народов Северной Америкив 1860-1890-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школы-интернаты / индейцы / образование / индейский агент / США / Канада / boarding schools / Native Americans / education / Indian agent . the USA . Canada

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маслова А.В., Ковалев А.В.

В исследовании сравнивается система образования для индейцев в США и Канаде во второй половине XIX в, выделяются сходства и различия. Анализируются предпринятые меры по развитию образованию для коренных народов Америки, программы обучения и финансирование школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARING EDUCATION POLICIES OF THE USA AND CANADA TOWARDS INDIGENOUS PEOPLES IN NORTH AMERICA IN THE 1860S1890S

The study compares the education system for Native Americans in the USA and Canada in the second half of the 19th century, highlights similarities and differences. The author analyzes the measures taken to develop education for the indigenous peoples of America, training programs and school funding.

Текст научной работы на тему «Сравнение образовательной политики США и Канады в отношении коренных народов Северной Америкив 1860-1890-х гг»

Маслова Алиса Владимировна

alice.002@mail.ru

Волгоградский государственный социально-педагогический университет Факультет исторического и правового образования (3 курс) Научный руководитель: к. и. н., доцент А.В. Ковалев

СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ США И КАНАДЫ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

В 1860-1890-Х ГГ.

Maslova Alisa Vladimirovna

Volgograd State Socio-Pedagogical University History and Legal Education Department (3rd year student) Scientific advisor: A.V. Kovalyov, PhD in Historical Sciences, associate professor

COMPARING EDUCATION POLICIES OF THE USA AND CANADA TOWARDS INDIGENOUS PEOPLES IN NORTH AMERICA IN THE 1860S-

1890S.

Аннотация: В исследовании сравнивается система образования для индейцев в США и Канаде во второй половине XIX в, выделяются сходства и различия. Анализируются предпринятые меры по развитию образованию для коренных народов Америки, программы обучения и финансирование школ.

Ключевые слова: школы-интернаты; индейцы; образование; индейский агент; США; Канада.

Abstract: The study compares the education system for Native Americans in the USA and Canada in the second half of the 19th century, highlights similarities and differences. The author analyzes the measures taken to develop education for the indigenous peoples of America, training programs and school funding.

Keywords: boarding schools; Native Americans; education; Indian agent; the USA; Canada.

В колониальный период французские переселенцы избрали путь создания сложной и разветвленной сети союзов с индейскими племенами, которые основывались на взаимовыгодных экономических и военно -политических отношениях. В Новой Франции индейцы были для колонизаторов прежде всего поставщиками природных богатств континента, в английских колониях экономические отношения не играли большого значения, особую ценность для англичан представляла земля [10, с. 46]. Это во многом определило различия форм социального взаимодействия выходцев из Европы с коренными народами Америки.

Цель нашего исследования заключается в сравнении системы образования для индейцев в США и Канаде.

2024

Источниками для написания работы стали опубликованные и размещенные в свободном доступе в сети Интернет архивные документы: серия материалов, относящихся к управлению индейскими школами-интернатами в Канаде в период с 1879 г.; должностной список школы Коквалеца; отчет о промышленных школах для индейцев и полукровок; материалы национальной конференции благотворительных организаций и исправительных учреждений 1892 г.; а также документы личного происхождения - воспоминания учеников школ-интернатов.

По нашему мнению, англичанам был свойственен более агрессивный характер поведения в отношении коренного населения Северной Америки. Что касается Доминиона Канады, то изначальный выбор экономического пути взаимодействия с индейцами обусловил гораздо меньшее проявление агрессии по отношению к ним со стороны правительства. Эти различия нашли свое отражение и в построении компонентов систем образования США и Канады, ориентированных на коренное население континента.

Первоначально в США для индейцев существовали школы, которые спонсировались местными миссионерскими учреждениями. В 1842 г. правительство инициировало создание специальных государственных дневных школ в резервациях. Цель их деятельности заключалась не просто в передаче «дикой нации» каких-либо знаний, а в «окультуривании» - превращении дикарей в экономически полезных людей с традициями и обычаями, присущими европейскому населению. Однако дневная школа не справилась с данной задачей, так как влияние вигвама было сильнее, чем влияние учреждений, в которых дети проводили лишь несколько часов в день. Поэтому с 1869 г. начинают создаваться школы-интернаты вдали от резерваций, происходит отделение детей от родителей. Интересно, что сами индейцы, вожди пяти «цивилизованных племен», предложили данную практику белым людям, о чем нам сообщает журналист и политик Николас Флуд Девин, который присутствовал при обсуждении данного вопроса [6].

При этом стоит отметить, что многие индейские дети во второй половине XIX в. действительно хотели получить образование, несмотря на разлуку с семьей. Об этом свидетельствуют воспоминания учеников школ-интернатов. Так, например, Элла Огненный Гром писала: «Мне было восемь лет, когда я спросила своего дядю, могу ли я пойти в школу, но он сказал, что я не могу, так как я была слишком мала, чтобы ходить в школу. Но я убежала из дома и поступила в государственную школу агентства. Мне пришлось пройти 15 миль, чтобы добраться туда, но я знала дорогу. Я так хотела пойти в школу, что мне было все равно, что со мной будет. Мне было всего двенадцать лет, когда я пошла в школу в Хэмптоне, штат Вирджиния, и это лучшая школа, которую я когда-либо посещала. Сначала мои родители сказали мне, что я не могу поехать, и они сказали, что я могу умереть там и никогда больше их не увижу. Но я снова сбежала и поехала в Хэмптон с мистером Фрилендом, который приехал за индейскими детьми. Я пробыла в Хэмптоне целых 6 лет» [1] (здесь и далее перевод автора).

28

№3.1

Школа в Хэмптоне считалась высококлассной, на каждого ученика ежегодно выделяли сто шестьдесят семь долларов на питание и обучение, в то время как в среднем на другие школы приходилось около семидесяти долларов в год на одного ученика [6]. В индустриальных школах помимо элементов английского образования, мальчиков обучали скотоводству и сельскому хозяйству; девушки занимались шитьем, выпечкой хлеба и другими занятиями, подходящими для жены фермера [6, p. 2].

Стоит отметить, что не все индейские дети могли получить образование. В первые 36 лет с момента создания государственных школ образование не было доступно для девушек, так как их не отпускали вожди племени. Только в 1878 г. девять девочек отправили на обучение из Дакоты в Хэмптон [1].

В некоторых школах детей заставляли отказываться от своих традиций, своего языка: например, в школе-интернат в городе Карлайл, основанную полковником Ричардом Праттом. В июне 1892 г. на Национальной конференции благотворительных организаций и исправительных учреждений, которая состоялась в Денвере, Ричард Пратт произнес: «Один великий генерал сказал, что единственный хороший индеец - это мертвый индеец... В каком-то смысле я согласен с этой мыслью, но только в том, что все индейцы, которые есть в человеке, должны быть мертвы. Убейте в нем индейца и спасите человека...» [5, p. 46]. Эти слова стали призывом к изменению взаимоотношений между белыми людьми и индейцами. Ричард Пратт настаивал на том, чтобы создать тесное культурное взаимодействие с коренными народами Северной Америки, приобщая их к европейским традициям и христианской культуре. Однако в последствии это способствовало уничтожению многих племенных языков, а также культурных ценностей индейцев.

В Карлайле Пратт требовал, чтобы учащиеся жили в «хороших белых» семьях, по крайней мере часть каждого учебного года, чтобы увидеть преимущества наличия хороших моральных качеств и жизни в структуре нуклеарной семьи в отличие от племенной структуры. Эта программа «пикника», как назвал ее Пратт, должна была дать ученикам знания о цивилизации и благотворном влиянии христианства «из первых рук». Также от учащихся по прибытии требовали короткой стрижки, племенная одежда не была разрешена, была предоставлена школьная форма, которую требовалось носить. Имена детей изменяли, так как считали, что прежнее имя связывает их с племенем, каждому были присвоены новые «произносимые» имена [7]. Данные меры были направлены на то, чтобы дети забыли свою культуру.

Европейцы надеялись, что, получив образование, дети не станут возвращаться к прежней жизни. Однако реализация данной цели была почти невыполнима. Индейские дети были рады получить образование, которое им предлагали белые люди, но, как правило, получить они его хотели, чтобы быть полезными своему племени. Многие выпускники школ, в особенности девушки, возвращались в резервации и обучали там своих родственников. Из воспоминаний индианки племени Онейды Элизабет Корнелиус: «...девочкам следует предоставлять равные шансы, потому что именно они в состоянии

2024

29

оказать наибольшее влияние, поскольку они вернутся обратно, чтобы жить дома с младшими, которым они должны привить любовь к старому индейскому образу жизни или стремление к более широкой жизни, такой как жизнь белого человека» [1]. Таким образом, во второй половине XIX в. индейцы, с помощью образования, старались сохранить и преумножить свои традиции.

Канадская система образования индейцев во многом была заимствована у США. Премьер-министр Канады Джон А. Макдональд поручил журналисту Николасу Флуду Дэвину, в будущем депутату канадского парламента, подготовить отчет о состоянии дел в США по индейскому вопросу. Помимо описания системы Соединённых Штатов Америки, Дэвин подготовил рекомендации по созданию школ-интернатов, которые легли в основу образовательной системы Канады. В эти рекомендации входило создание качественного обучения, так как образование в индийских индустриальных школах в США, по мнению Дэвина, было очень плохим, до последней степени механическим. Поэтому стоило привлекать профессиональных учителей и платить им достойную заработную плату. Так и было сделано, департамент в Канаде внимательно относился к соблюдению правил и выплатам зарплаты учителям, невзирая на их национальную принадлежность [4].

Также правительство старалось поощрять лояльное отношение родителей к образованию их детей. Детям, чьи семьи не возражали, чтобы ребенок посещал школу, давали дополнительную порцию чая и сахара [6]. Родителям разрешали посещать школы, приходить на собрания [3].

Детям, которые показывали успехи в обучении, предлагали особые преимущества для будущей карьеры, учителя подготавливали их к коммерческой и иной профессиональной деятельбности [6]. Во второй половине XIX в. индейские дети показывали хорошие результаты на экзаменах в школах, о чем сообщали газеты [3].

Документы из школ-интернатов в Канаде о преподавательском составе в 1899 г. показывают, что помимо обучения сельскохозяйственной работе, скотоводству и приготовлению пищи, детей обучали ремеслу. Например, в школе Коквалеца была должность учителя по изготовлению обуви [2].

В образовательной системе США и Канады достаточно мало различий, так как одна страна позаимствовала основные подходы в обучении у другой. Одно из основных различия заключае в размерах финансирования. В отчете Дэвина было зафиксировано, что стоимость возведения школы дешевого типа в США обойдется в 1000 долларов, в то время как в Канаде здание такого же типа можно построить за 800 долларов из-за обилия строительного материала [6]. Во-вторых, различие заключалось в прозрачности системы управления школами. В США индейские вожди верили в то, что они имеют некоторые права относительно характера управления школами [6, р. 11]. Канадские индейцы понимали, что управление школами осуществляется непосредственно через департамент и агентства, что подтверждают письма индейских учащихся и работников по различным проблемам напрямую в департамент [4]. Третье различие заключается в отношении родителей к обучению своих детей в школах. Из воспоминаний индейских детей из США можно узнать, что

30

№3.1

родители отговаривали детей идти в школы, опасаясь убийства и иных притеснений [1]. Факты насилия над детьми в индустриальных школах отмечены в работах некоторых исследователей: речь идет о телесных наказаниях и смерти детей из-за антисанитарных условий [8; 9]. В Канаде таких случаев зафиксировано меньше, и показано обратное - родители испытывали меньше опасений за судьбу своих детей, приходили на собрания, навещали их [3]. Возможно, данный аспект связан с меньшей численностью индейцев, которые проживали в Канаде, в отличие от США.

В некоторых исследованиях, рассматривающих проблемы просвещения коренных народов Америки, можно встретить тезисы о плохом обращении с детьми, насилии, множественных побегах и нежелании учиться [8; 9; 11]. В изученных автором статьи воспоминаниях учеников, документах школ, отчетах второй половины XIX в. не было встретились зафиксированные факты насилия над детьми, или ненависти со стороны учеников к школам. Только в XX в. начинают публиковаться книги, написанные индейцами, о неприемлемых условиях для жизни в промышленных школах.

Подводя итог, отметим, что система школ-интернатов для индейцев в США и Канаде в основном отличалась по трем критериям: финансированию, прозрачности в управлении, лояльности со стороны родителей. Основной целью тех и других учреждений была ассимиляция индейцев, однако, на мой взгляд, образовательные учреждения Канады решали эту задачу «мягче» и в конечном итоге эффективнее.

Литература:

1. Hampton Normal & Agricultural Institute: American Indian Students (1878-1923) / Compiled and edited by J.L. Brudvig // twofrog,com - URL: https://goo.su/ZDYG (acceded 27 November 2023).

2. Coqualeetza Staff 1899 // Pacific Mountain Regional Council Archives // IRSHDC - URL: https://collections.irshdc.ubc.ca/index.php/Detail/objects/7541 (acceded 03 September 2023).

3. New Westminster Agency - Coqualeetza Industrial School - General Administration, 1889-1907 // National Centre For Truth And Reconciliation// IRSHDC - URL: https://goo.su/ZBwOubb (acceded 03 September 2023).

4. New Westminster Agency - St. Mary's Residential School - General Administration, 1876-1932 // National Centre For Truth And Reconciliation // IRSHDC - URL: https://goo.su/wMQ8wf (acceded 03 September 2023).

5. Pratt R.H. The Advantages of Mingling Indians with Whites // Proceedings of the national conference of charities and correction, at the nineteenth annual session held in Denver Col. June 23-29, 1892 / Ed. by I. Barrows. - Boston: Press of Geo. H. Ellis. - Pp. 45-59. - URL: https://goo.su/burqT (acceded 01 December 2023).

6. Report on Industrial Schools for Indians and Half-Breeds 14 march 1879 // IRSHDC - URL: https://goo.su/Nl5zp7 (acceded 03 September 2023).

2024

31

7. The Reservation Boarding School System in the United States, 1870 -1928// twofrog - URL: https://goo.su/OF57g (acceded 27 November 2023).

8. Данчевская О. Е. Ценностные позиции образования в развитии индейских культур США // Аналитика культурологии. 2006. №6. URL: https://goo.su/eUxIGl (acceded 8 May 2024).

9. Иванов И. Ю. Американское общество и индейская политика властей в 1877-1881 годах. // Вестник БГУ. 2010. №2. URL: https://goo.su/0bcD2 (acceded 8 May 2024).

10. Тишков, В.А. Коренное население Северной Америки в современном мире. - М.: Наука, 1990. - 400 с.

11. Якушенкова, О.С. Роль Индейских и миссионерских школ в ассимиляции коренного населения США // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - №1(38). - С. 240-246. - URL: https://goo.su/FkGTdG (acceded 16 September 2023).

32

№3.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.