Научная статья на тему 'Сравнение норм технического законодательства РФ и зарубежных стран в области обеспечения безопасности и качества шинной продукции'

Сравнение норм технического законодательства РФ и зарубежных стран в области обеспечения безопасности и качества шинной продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TECHNICAL REGULATION / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / TECHNICAL BARRIERS TO TRADE / СТАНДАРТ / STANDARD / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ТОРГОВЛЕ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Приймак Е.В., Табаева О.В.

Различия технических норм к продукции в рамках различных стран, очень сильно влияет на международную торговлю, создавая технические барьеры (ТБТ). Сказывается это и на Российских производителях в связи с развитием интеграционных процессов. В результате проведенного исследования были выявлены параметры, которые имеют расхождения требований различных стран к автомобильным шинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Приймак Е.В., Табаева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнение норм технического законодательства РФ и зарубежных стран в области обеспечения безопасности и качества шинной продукции»

УДК 339.5:658.562

Е. В. Приймак, О. В. Табаева СРАВНЕНИЕ НОРМ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ШИННОЙ ПРОДУКЦИИ

Ключевые слова: техническое регулирование, технический регламент, стандарт, торговля, технические барьеры в торговле.

Различия технических норм к продукции в рамках различных стран, очень сильно влияет на международную торговлю, создавая технические барьеры (ТБТ). Сказывается это и на Российских производителях в связи с развитием интеграционных процессов. В результате проведенного исследования были выявлены параметры, которые имеют расхождения требований различных стран к автомобильным шинам.

Keywords: technical regulation, technical regulation, standard, trade, technical barriers to trade.

The differences of technical standards for products in the various countries, greatly affects international trade, creating technical barriers (TBT). Impact is on the Russian manufacturers in connection with the development of integration processes. As a result, the study identified the parameters that have divergent requirements of different countries to automobile tires.

Введение

Вхождение России в ВТО существенно облегчает другим странам доступ на наш внутренний рынок, который насчитывает около ста сорока миллионов потребителей товаров и услуг. Неслучайно многие страны рассматривают Россию как стратегически важный рынок сбыта своей продукции. США, Китай и Евросоюз открыто заявляют о своих интересах проникновения на российские рынки.

Поэтому в современных условиях России особенно важно вовремя использовать защитные механизмы, предусмотренные нормами ВТО и используемые для защиты отечественных производителей. Речь идет о таких мерах нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как технические барьеры в торговле (ТБТ), возникающие вследствие наличия различных требований, определяемых национальными техническими регламентами и стандартами, включая требования к упаковке, маркировке, этикетированию и процедурам оценки соответствия [1]. Сегодня перечень таких мер весьма многообразен и широко используется, особенно развитыми странами [2]. Зачастую они создаются искусственно, формально оправдываясь защитой потребителей от опасной продукции.

ТБТ, обусловленные разными техническими нормами к продукции в рамках различных стран, очень сильно влияют на международную торговлю. Сказывается это и на Российских производителях в связи с развитием интеграционных процессов.

Аналитическая часть

Выявление технических барьеров, обусловленных отличными от российских, зарубежных требований, проводилось на примере продукция, являющаяся важнейшим звеном в товарообороте как Республики Татарстан, так и Российской Федерации. А именно продукции гиганта шинной промышленности ОАО «Нижнекамскшина» - автомобильной шины марки «Кама Евро» радиуса от Я14 до Я1б для легковых автомобилей, прицепов к ним, лёгких грузовых автомобилей (полной массой не более 3,5 т) и

автобусов малой вместимости (число посадочных мест до 12).

Для сравнения были выбраны требования трёх наиболее крупных государств: Китая, США и ЕС. Данный выбор обусловлен наибольшим товарооборотом России с данными странами.

От показателей качества шинной продукции зависит безопасность человека. Поэтому очень важно соблюдение всех нормативных требований при производстве шин. К важнейшим показателям безопасности и качества шин относятся [3,4]:

1. Сопротивление качению.

2. Рисунок протектора

3. Уровень звука от шин.

4. Индикаторы износа шины

5. Сцепление на мокрой поверхности

6. Содержание вредных веществ,

Так как важно, чтобы во время и после своей эксплуатации шины наносили минимальный вред окружающей среде, т.к. часть шин остается на дорожном покрытии.

Определившись с важнейшими показателями качества необходимо определить нормативные документы на шины. В РФ это ТР ТС 018/2011 - « О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу 1 января 2015 года. Требования настоящего технического регламента гармонизированы с требованиями Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Вопросами стандартизации в Китайской Народной Республике занимается SAC (Standardization Administration of the People's Republicof China) -Управление по стандартизации Китая. Что касается требований к автомобильным шинам, то они изложены в стандарте с маркировкой XXZB/LT-102-2014. 1 марта 2014 года Китайская Ассоциация резинотехнической промышленности (CRIA) ввела в действие пробные новые стандарты, касающиеся «зелёных» шин. Представители CRIA отмечают, что внедрение новых стандартов призвано снизить наносимый окружающей среде ущерб. До этого в местной шинной индустрии не существовало подобных спецификаций для эко-шин. Стандарт

XXZB/LT-102-2014 содержит в себе призыв к исключению к началу 2015 года из производства автошин многих потенциально вредных веществ. Прежде всего, речь идет о высокоароматических маслах, антиокислителе для эластомеров D и ускорителях вулканизации (NOBS, TMTM, TMTD, DTDM).

Вопросы стандартизации в рамках ЕС решаются равноправными европейскими организациями по стандартизации: CEN и CENELEC. Требования на шины установлены и описаны в Регламенте 1222/2009 Европейского парламента и совета от 25 ноября 2009 года на маркировку шин в отношении топливной экономичности и других важных параметров.

Целью данного Регламента является повышение безопасности, экономической и экологической эффективности автомобильного транспорта путем содействия топливной эффективности и безопасности шин с низким уровнем шума. Однако помимо данного Регламента существуют и Директивы Европейского парламента и Совета, которые вносят изменения в вышеупомянутый Регламент. Их, безусловно, необходимо учитывать. Из самых основных Директив можно привести:

-№ 1235/2011 о внесении изменений в Регламент (EC) № 1222/2009 Европейского парламента и Совета в отношении сцепление с мокрой дорогой классификации шин, измерение сопротивления качению и процедуры проверки;

- Соглашение № 117 о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и / или использованы на колесных транспортных средств и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе эти предписаний;

- Правила № 661/2009 европейского парламента и совета от 13 июля 2009 года - требования официального утверждения типа для общей безопасности транспортных средств, прицепов и их систем, компонентов и отдельных технических элементов, предназначенных для этого;

- № 228/2011от 7 марта 2011 года о внесении изменений в Регламент (EC) №1222/2009 Европейского парламента и Совета в отношении мокрого способа захвата для тестирования шин С1;

- № 89/459/1989от 18 июля 1989 на сближении законов государств-членов о глубине протектора шин определенных категорий автотранспортных средств и их прицепов.

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). В США требования к шинам устанавливает стандарт RIN 2127-AI54.

Стандарт предусматривает испытания, которые должна пройти продукция для доступа на рынок США, такие как:

- на высокую скорость;

- на выносливость;

- на производительность при низком давлении;

- на влияние щебня;

- на повышенное давление внутри шины;

- на ускоренное старение и др.

Вышеупомянутый стандарт ссылается на требования, содержащиеся в ISO 4000-1:2010 «Шины и ободья для легковых автомобилей. Шины (метрические серии)» в таблицах стандарта с указанием максимальных и рекомендованных значений.

Для того чтобы представлять, чем отличаются шины четырех стран, был проведен сравнительный анализ технических параметров автомобильной шины, установленных в перечисленных выше документах (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительная таблица требований различных стран к автомобильным шинам

Требование РФ США ЕС Китай

1 2 3 4 5

Индекс несущей способ- Li=58-75 Li=58-75 Li=58-75 Li=58-75

ности

Код ширины измерительного обода R=14 5 мм 5 мм - -

R=15 5 мм 5 мм

R=16 5 мм 5 мм

Габаритный диаметр R=14 562-714 1/мм 645 1/мм 510 < 800мм -

R=15 588-752 1/мм 671 1/мм

R=16 686-736 1/мм 696 1/мм

Ширина профиля шины R=14 178 1/мм 178 1/мм -

R=15 178 1/мм 178 1/мм < 245

R=16 178 1/мм 178 1/мм мм

Диаметр обода R=14 356 мм 356 мм -

R=15 381 мм 381 мм

R=16 406 мм 406 мм

Выступ шипа за протек- 1,2±0,3 мм - - -

тор шины

Максимальное количе- - -

ство шипов 60 шт/м

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

Метод измерения размеров шин Шина надевается на измерительный обод и при давлении 1,8 бара выдерживается 24 часа и измеряется циркулем в 6 точках Шину монтируют на обод, накачивают до внутреннего давления в 180 кПа, и выдерживают не менее 24 ч при нормальной комнатной температуре; Замеряют ширину профиля и общую ширину шины в шести равноудаленных точках по окружности шины.

Испытания на нагрузку Шина надевается на измерительный обод и при давлении 2,4-2,8 бара и прилагается нагрузка в 80% от максимальной нагрузки и выдерживается 3 часа, шина не должна потерять заявленные свойства

Индикаторы износа протектора Шесть поперечных рядов индикаторов износа, расположенных приблизительно на равных расстояниях друг от друга в основных канавках протектора. Остаточная глубина протектора не менее 1,6 мм

Предельный уровень звука, издаваемого при качении Я=14 Я=15 Я=16 При давлении в шине 150-250 кПа и скорости 70-90 км/ч 72-76 дБ(А) 72-76 дБ(А) 74-76 дБ(А) 74 дБ 74 дБ 74 дБ S70 дБ(А)

Сцепление на мокрых поверхностях Толщина слоя воды должна составлять 0,51,5 мм. Температура увлажненной поверхности должна составлять 535 °С. Испытания проводят на скорости 63-67 км/ч. Испытуемую шину монтируют на испытательном ободе, накачивают до 180 кПа, подвергают нагрузке в 445508 кг. Индекс сцепления с мокрым дорожным покрытием составляет > 1,1. Зимняя шина >1,0 Летняя шина >1,1 g 1.25

Индекс сопротивления качению Измеряется по ISO 28580. Максимальное значение 12,0 (кг /т) Коэффициент сопротивления качению ё 9,0 N / кН

Шум при движении - - Максимальное значение 70 дБ S70 дБ(А)

Окончание табл.1

1 2 3 4 5

Вещества, которые могут содержать шины нафталин, аценафтилен, аценафтен, флуорена фенантрена, антрацена, флуо-рантен, пирен, бенз [а] фенантрен, бенз (а) антрацен, бенз (б )флуорантен, бенз (к) флуорантен, бенз (а) пирен, дибензо (а, ч) антрацен, индено (1,2,3-с, ф пирен, бенз (О, Н, I) перилен, бензо ^ ) флуорантен и бензо (е) пирена. Всего ПАУ < 10 ррт; бенз (а) пирена< 1 ррт; свинец < 15.5 ррт; кадмий < 1.55 ррт.

Особые требования к маркировке Потребители должны быть снабжены информацией, относящейся к утилизации шин, правильное давление в шинах и метода контроля, а также важность переодической замены. Указывается проверка и поддержание надлежащего давления в шинах, чтобы снизить сопротивление качению и увеличение экономии топлива. Наименование, адрес для потребителей, номер горячей линии. «Зеленая марка» должна быть четко напечатан на продукте или его упаковке. Продукт или упаковка, должны иметь знак чтения "Энергосбережение" и "Низкий уровень загрязнения".

Обсуждение

На основе сводных данных табл. 1 были выявлены параметры, которые имеют расхождения требований различных стран к автомобильным шинам. Непосредственно на них и должны обратить внимание производители:

1. Габаритный диаметр шины.

Наиболее жесткие значения установлены в США, так как дано одно конкретное значение для каждого радиуса анализ значений шин. Норматив показателя ширины профиля шины в России и США абсолютно идентичен, а в ЕС приведен односторонний интервал максимального значения.

2. Индикаторы износа протектора.

Наличие индикаторов износа протектора шины и остаточная глубина протектора шины нормируются и в России и в ЕС. Значение остаточной глубины протектора одинаково в обеих странах. В России также описаны правила нанесения индикаторов износа шин.

3. Предельный уровень звука.

Наиболее жесткие требования предъявляются к предельному значению уровня звука, издаваемого при качении, в Китае. Они отличаются на целых четыре единицы от норм, установленных в ЕС, которые являются вторыми по уровню звука среди выбранных для сравнения стран.

4. Сцепление шин на мокрых поверхностях. Сцепление шин на мокрых поверхностях нормируется практически у всех стран, более высокие показатели сцепление показывают китайские шины.

5. Индекс сопротивления качению.

Индекс сопротивления качению нормируется в ЕС и Китае. Требования китайского стандарта яв-

ляются более жесткими, поэтому китайские шины лучше других и по индексу сопротивления качению.

Специфической особенностью китайского стандарта на шины является его направленность на защиту окружающей среды, это отражено в нормировании предельных содержаний определенных веществ в шинах. Также производитель обязан указывать определенную информацию непосредственно на шине: о способах утилизации, уровне давления в шинах, обратный адрес, пиктограммы «Энергосбережение», «Низкий уровень загрязнения» и «Зеленая марка».

Специфичным требованием для выпуска в обращение шин на Российский рынок и рынок стран ЕАЭС является требование ТР ТС 018/2011 (слайд 29) относительно значений выступа шипа за пределы протектора - 1,2+0,3 мм. и максимального количества шипов на погонный метр протектора. Данные параметры ни в одной из рассматриваемых стране не нормируется.

Выводы

Выявленные различия требований к показателям шин и являются техническими барьерами в отношении экспорта шинной продукции предприятиями Российской Федерации в целом, и Республики Татарстан в частности на рынки ЕС, США и Китая.

Технические барьеры устраняются применением гармонизированных норм стандартов и технических регламентов. Эта работа очень важна, т. к. если страны разговаривают на разном техническом языке, если надзорные органы не доверяют качеству или безопасности продукции разных стран, то это может остановить торговлю.

Литература

1. Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО Вестник технического регулирования, 1 (2003)

2. Е.В. Приймак Вестник Казанского технологического университета, 14, 210-212 (2012)

3. ГОСТ 4754-97. Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)

4. ТР ТС 018/2011 - « О безопасности колесных транспортных средств»

© Е. В. Приймак, к.х.н., доцент кафедры аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ, lenaprima@yandex.ru О. В. Табаева, магистр той же кафедры, o-soboleva@bk.ru.

© E. V. Priimak, Cand. Sci. (Chemical), Assoc. Prof., Kazan National Research Technological University, lenaprima@yandex.ru; O. V. Tabaeva, magistr, Kazan National Research Technological University, o-soboleva@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.