Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ МОМЕНТНЫХ СВОЙСТВ КЛАСТЕРОВ МАХОВИКОВ И ГИРОДИНОВ ПРИ СТЫКОВКЕ КОСМИЧЕСКОГО РОБОТА С ГЕОСТАЦИОНАРНЫМ СПУТНИКОМ'

СРАВНЕНИЕ МОМЕНТНЫХ СВОЙСТВ КЛАСТЕРОВ МАХОВИКОВ И ГИРОДИНОВ ПРИ СТЫКОВКЕ КОСМИЧЕСКОГО РОБОТА С ГЕОСТАЦИОНАРНЫМ СПУТНИКОМ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ РОБОТ / ГЕОСТАЦИОНАРНЫЙ СПУТНИК / УСПОКОЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПОСЛЕ СТЫКОВКИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Сомов C.Е., Сомова Т.Е., Бутырин С.А., Сомов Е.И.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022 Сравниваются возможности создания управляющего момента кластерами двигателей-маховиков и гиродинов при торможении вращения связки космического робота с геостационарным спутником после завершения их стыковки. Разработаны алгоритмы системы управления с разгрузкой кинетического момента электромеханических приводов с помощью электрореактивной двигательной установки. Представлены результаты компьютерной имитации нелинейных динамических процессов, подтверждающие эффективность созданных алгоритмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Сомов C.Е., Сомова Т.Е., Бутырин С.А., Сомов Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF TORQUE PROPERTIES FOR THE FLYWHEELS AND GYRODYNES CLUSTERS WHILE A SPACE ROBOT DOCKING WITH A GEOSTATIONARY SATELLITE

The possibilities of creating the control torques by clusters of flywheels and gyrodines when braking the rotation of a space robot mated with a geostationary satellite after the completion of their docking are compared. The control system algorithms with unloading of electromechanical drives angular momentums using an electro-reaction propulsion unit are developed. The results of computer simulation of nonlinear dynamic processes are presented, confirming the effectiveness of the created algorithms.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ МОМЕНТНЫХ СВОЙСТВ КЛАСТЕРОВ МАХОВИКОВ И ГИРОДИНОВ ПРИ СТЫКОВКЕ КОСМИЧЕСКОГО РОБОТА С ГЕОСТАЦИОНАРНЫМ СПУТНИКОМ»

УДК 629.78 : 681.51

СРАВНЕНИЕ МОМЕНТНЫХ СВОЙСТВ КЛАСТЕРОВ МАХОВИКОВ И ГИРОДИНОВ ПРИ СТЫКОВКЕ КОСМИЧЕСКОГО РОБОТА С ГЕОСТАЦИОНАРНЫМ СПУТНИКОМ

© 2022 СЕ. Сомов1,2, Т.Е. Сомова2, С .А. Бутырин1,2, Е.И. Сомов1,2

1 Самарский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, г. Самара, Россия 2 Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 15.02.2022

Сравниваются возможности создания управляющего момента кластерами двигателей-маховиков и гиродинов при торможении вращения связки космического робота с геостационарным спутником после завершения их стыковки. Разработаны алгоритмы системы управления с разгрузкой кинетического момента электромеханических приводов с помощью электрореактивной двигательной установки. Представлены результаты компьютерной имитации нелинейных динамических процессов, подтверждающие эффективность созданных алгоритмов. Ключевые слова: космический робот, геостационарный спутник, успокоение вращения после стыковки, управление.

Б01: 10.37313/1990-5378-2022-24-1-105-113

Работа поддержана РФФИ, грант 20-08-00779.

ВВЕДЕНИЕ

В противовес низкоорбитальным спутниковым системам традиционная космическая связь планирует развиваться на основе перспективных геостационарных платформ, которые собираются на геостационарной орбите (ГСО) космическими роботами-манипуляторами (КРМ) из сменных и пополняемых компонентов, а затем регулярно обслуживаются КРМ в течение нескольких десятилетий. В частности, при продлении срока службы геостационарных спутников связи (ГСС) выполняется дозаправка топливом их электрореактивных двигательных установок (ЭДУ) [1].

Компания Northrop Grumman (США) уже производит космические буксиры, которые сцепившись с существующим ГСС выполняют его удержание на ГСО с помощью своей ЭДУ с потребным запасом топлива. Так, космический Сомов Сергей Евгеньевич, научный сотрудник отдела «Динамики и управления движением» СамНЦ РАН; научный сотрудник отдела «Навигации, наведения и управления движением» НИИ Проблем надежности механических систем СамГТУ. E-mail s_somov@mail.ru Сомова Татьяна Евгеньевна, научный сотрудник отдела «Навигации, наведения и управления движением» НИИ Проблем надежности механических систем СамГТУ. E-mail te_somova@mail.ru

Бутырин Сергей Анфимович, старший научный сотрудник отдела «Динамики и управления движением» СамНЦ РАН; начальник лаборатории «Моделирования систем управления» НИИ Проблем надежности механических систем СамГТУ. E-mail butyrinsa@mail.ru Сомов Евгений Иванович, ведущий научный сотрудник отдела «Динамики и управления движением» СамНЦ РАН; начальник отдела «Навигации, наведения и управления движением» НИИ Проблем надежности механических систем СамГТУ. E-mail e_somov@mail.ru

буксир MEV-1 (Mission Extension Vehicle) 25 февраля 2020 года успешно пристыковался к спутнику связи Intelsat 901, который работал на ГСО в 2001-2016 гг., и после дислокации этот спутник уже 2 апреля 2020 года возобновил свою работу. Космический буксир MEV-2 был запущен 15 августа 2020 г. для продления срока службы спутника Intelsat 10-02, который работает на ГСО с 16 июня 2004 г. Успешная стыковка MEV-2 с ГСС Intelsat 10-02 была выполнена 12 апреля 2021 г. и этот спутник возобновил свою работу.

В системе управления движением (СУД) КРМ могут применяться минимально-избыточные кластеры гиродинов (ГД) либо реактивных двигателей-маховиков (ДМ) и ЭДУ на основе как плазменных, так и каталитических электрореактивных двигателей (ЭРД) [2,3]. В штатном режиме СУД измерение координат движения КРМ выполняется бесплатформенной инерциальной навигационной системой (БИНС) с коррекцией сигналами от навигационных спутников GPS/ ГЛОНАСС и звездных датчиков.

Применяемая стратегия стыковки КРМ с ГСС предполагает использование активного и пассивного агрегатов класса «штырь - конус» [4], когда КРМ притягивается к захватываемому спутнику и с натягом прижимается к механическим упорам на корпусе ГСС, обеспечивая жесткое соединение этих космических аппаратов (КА). Здесь активный агрегат имеет стыковочный механизм, который, взаимодействуя с приемным конусом и гнездом пассивного агрегата, обеспечивает первичную механическую связь (сцепку), поглощение кинетической энергии относительного движения объектов, выравнивание и стягивание агрегатов и, соответственно, робота, стыкуемого с ГСС.

В статье рассматриваются вопросы успокоения (торможения) пространственного вращения связки КРМ с ГСС после завершения их стыковки и последующей угловой стабилизации этой связки в орбитальной системе координат. Задача состоит в сравнении характеристик кластеров ДМ и ГД по возможностям создания вектора управляющего крутящего момента [5] при успокоении связки КРМ с ГСС на основе компьютерной имитации нелинейных динамических процессов.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

При описании движения механической связки КРМ с ГСС применяются (i) экваториальная инерциальная системы координат (ИСК) I ф с началом в центре Земли Оф, (ii) связанная система координат (ССК) B (Oxyz) с началом в полюсе O, которая совпадает с системой координат Orxryrzr КРМ, (iii) орбитальная система координат (ОСК) O (O x °y° z0) с началом в полюсе O и ортами r°, т°, no, которая имеет следующие направления осей и ортов: ось Ox0 направлена по радиали r°, ось Oz0 - по нормали n° к плоскости орбиты, а ось Oy0 - по трансвер-сали т ° и направлена в сторону орбитального движения, см. рис 1 в статье [1], где представлена также система координат Otxtytzt, связанная с корпусом ГСС (цель, target) в его центре масс Ot. Используются также общепринятые обозначения col(-) = {•}, line(-) = [•], (у), [х-],

(•)', [ax] и °, • для векторов, матриц и кватернионов, матриц [a] i стандартного элементарного поворота вокруг i -ой оси на угол a при i = 1,2,3 = 1 ^ 3, а также Ca = cos a, Sa = sin a.

Ориентация ССК B в ИСК I ф определяется кватернионом Л = (Х0 Д) с вектором X = {X,}, вектором модифицированных параметров Ро-дрига (МПР) О = {Ог.} = е tg(Ф /4) с ортом e оси Эйлера и углом Ф собственного поворота. В ИСК Iф кинематические уравнения для вектора r° расположения КРМ и кватерниона Л имеют вид

t = r' + ИХ г ; Л = Л о О2,

(1)

где вектор Ю представляет угловую скорость корпуса КРМ и используется обозначение (•)' локальной производной по времени.

Ориентации базиса О в базисе Iф определяется кватернионом Л0, углами рыскания ф1 = у, крена ф2 = ф и тангажа ф3 =0 в последовательности 132, а также матрицей направляющих косинусов координатного перехода от

ОСК к ССК с0 = ^ШзШЛ-

Погрешность ориентации базиса В в орбитальном базисе О определяется кватернионом Е = Л0 о Л = (е0,е), где е0 = Сфе/2, е = 5фе/2ее с ортом оси Эйлера ее и угловой ошибкой Фе, матрицей

Qe = I зе о +[ех], и вектором угловой погрешности 8ф = {8фг.} = {2в0в{}. При этом вектор 5ш погрешности угловой скорости определяется

как 5ш = Ш - СеЮ°(Г).

В ССК Оху2 с полюсом О векторы Р., 1 = 1 ^ 4 определяют положения центров масс ci звеньев манипулятора с массами тг. и собственными тензорами инерции Jгс, а векторы рг = 0 и рt - положения центров масс Ог и О( робота (индекс г) и цели (индекс 1) с массами и собственными тензорами инерции тг, и т1,1С соответственно. Положение центра масс С связки КРМ и ГСС (робот, манипулятор с 4 звеньями и цель, см. рис. 1 в [1]) суммарной массы т = тг + Ет. + т1 определяется вектором Рс = К, Ус, 2С} по соотношению

L = тРс = тгРг +Ет,Рг + т1 Р^

где вектор статического момента Ь имеет постоянное значение при фиксированном положении всех четырёх звеньев манипулятора. Тензор инерции J механической системы в полюсе О вычисляется по соотношению I = || J.. || = I° + Е+1°, где при единичном тензоре Е имеем

!г° = !гс; 3° = 3] + тг(В р]рг-ргр|); 3: = 3;+т, (В р; рг-рг р;>.

При векторе V ° скорости полюса О поступательное движение связки КРМ с ГСС описывается векторным уравнением

тV0 -ЬХЮ = ШХ(ЬХШ) + Ре + ^, (2)

где V° = v0 + Ш х V°, Ре и представляют вектор тяги ЭДУ, центрированный в полюсе О ,

Рис. 1. Схема ЭДУ с 8 каталитическими ЭРД

и вектор гравитационных сил. Вращательное движение этой связки описывается векторным уравнением

L х v o + Jcb = -L x (ax v o)-ax G + Mo, (3)

где вектор H = {Иг.} представляет КМ кластера ДМ или кластера ГД, вектор G = Ja + H , вектор момента М ° = Ма + Ме + Mgr, векторы Ma = —H' и Me = M представляют управляющие крутящие моменты кластера ДМ

(Ma = Mr) либо кластера ГД (Ma = Mg) с вектором КМ H и ЭДУ на основе восьми каталитических ЭРД, а вектор Mgr - гравитационный момент.

На рисунке 1 приведена схема ЭДУ на основе восьми ЭРД. Положение ортов e , p = 1 ^ 8 осей сопел электрореактивных двигателей в ССК

определяется углами ae и pe, векторы рp , p = 1 ^ 8 точек O приложения вектора тяги ЭРД в ССК определяются параметрами Ъх , by и bz, см. рис. 1. Здесь каждый ЭРД имеет широт-но-импульсную модуляцию (ШИМ) тяги pp (t), что Vt е [tr, tr+1) описывается нелинейным соотношением

pp(t) = Pm PWM(t -TU,tr,Tm,Ypr)

rrre rriQ

с периодом Tu и запаздыванием /ZM, скаляр

Pm

представляет номинальное значение тяги, одинаковое для всех восьми ЭРД, v pr является входным сигналом и функции

[sign v pr t е [trtr + Tpr ) ;

[ 0 tе [tr +Tpr,tr+1)' 0

PWM(t,tr,Tm,vpr) -

|v |< T

() = J I p rl m

Tp Tm) = | sat(JUe, | v I) |v J> Tm'

где ХТ = гТ:, ^ = Хт + Г: ; г Е N0 = [0,1,2,3...).

Вектор тяги р -го ЭРД вычисляется по формуле рр (?) = ~Рр (?)ер, а векторы тяги Р6 и крутящего момента М6 ЭДУ - по соотношениям Ре = Ер „ (/); Ме = Х [р „ X] р „ (/).

На рисунке 2 представлен кластер 4 ДМ по схеме General Electric (GE) и область вариации вектора его кинетического момента Н . Реактивный ДМ с номером p е [1 ^ 4] вращается вокруг фиксированной в ССК оси с ортом a , p = 1 ^ 4, вектор его КМ h = hpa . Матрица A4 = [ap ] размером (3 х 4), которая определяет расположения осей вращения ДМ в ССК, имеет вид

A 4 =

СУ СУ СУ СУ

Sy — Sy 0 0

0 0 Sy — S

(4)

Столбец И = {И р }, составленный из КМ Ир отдельных ДМ, связан со столбцом Н КМ кластера соотношением Н = А4 h. Вектор управляющего момента этого кластера Мг = —Н' = — А4 И' . Далее для простоты не учитываются моменты сопротивления вращению по осям ДМ и считается, что осевой момент инерции любого маховика намного меньше минимального значения из главных центральных моментов инерции КРМ. В этих условиях столбец управляющих моментов двигателей-маховиков формируется в виде т = {т } = ^. Каждый ДМ имеет ограниченные по модулю ресурсы по управляющему и кинетическому моментам, именно | тр (Г) |< тт и | Ир (Г) |< hm.

Как известно, система векторов х р, р = 1 ^ т в евклидовом пространстве Rт является линейно независимой, если матрица Грама G, составленная их этих векторов, имеет определитель С = det (G) > 0, который равен квадрату объема т -мерного параллелепипеда, построенного на векторах х , направленных по его ребрам. В рассматриваемом кластере ДМ т = 4, х = ар и матрица Грама в = А4А4 = 16 diag(CY2, £у2, ) имеет определитель С = 16С2Выбор значения угла у в матрице (4) основан на максимизации объема указанного параллелепипеда, что достигается при максимальном значении определителя С , когда d С/dу = 0. В результате получаются явные аналитические соотношения [6]

а Ь "* 1 "

Рис. 2. Кластер ДМ по схеме СБ (а) и область вариации вектора его КМ (Ь)

У

d G / dy = 16[-2STC/; + 4C^CySiy]

Y Y Y-

= 32SyCySY [-SY + 2Cy2] = 0;

Y Y Y

2

SY = 2C2 ^ tg y = V2 ; CY = 1/^1 + tg2 Y = -Л/3 = 0.57735;

Sy = tg y^1 + tg2 y = yÎ2/3 = 0.81650,

при значении угла y = 54°44'. Область вариации КМ этого кластера ДМ с исключением двух плоскостей, где располагаются компланарные орты al3 a2 и a3, a4 соответственно, представляется в ССК десятигранником (число граней m(m -1) - 2 = 10), каждая грань которого является ромбом, см. рис 2 b, зеленый цвет. В эту область вписывается шар радиусом RH = 2Sy hm , который касается всех 10 граней, см. рис. 2 b , синий цвет. В итоге получаются значения допустимых радиусов шаров КМ RH = 1.633 hm и управляющего момента RM = 1.633 mm кластера ДМ [6].

Для управления ориентацией связки КРМ с ГСС может применяться также силовой гироскопический кластер (СГК) на основе четырех ГД по схеме 2-SPE (Scissored Pair Ensemble) с векторами КМ h (Р ), p = 1 ^ 4. На рисунке 3 приведены схема этого кластера, область вариации вектора его КМ H(p) = Ehp(pp) со столбцом р = {р }, составленными из произвольных углов p поворота ГД вокруг осей их подвеса, проекции этой области на плоскости базиса Oxgygzg и все множества естественных сингулярных состояний. Столбец H (P) = Zhp (В ) = hh (P) - hgEhp фр ) представляет вектор КМ СГК с одинаковым собственным КМ hg и ортом h с модулем

в p

| h |= 1 каждого гиродина. Вводятся столбец h — {x,y,z} = Н/ hg нормированного КМ СГК с компонентами x = E xp, y = E yp и z = E zp, где

xp = Cp p - Cp ■> У p xp = Sp p - Sp ' zp = C p

и матрица Якоби

: Sp p - Sp >P

1,2;

C, p = 3,4,

- Sl - S C3 C4

A h =Э h (Р)/ЭР = Q 0 0

0 0 - S - S

. (5)

При цифровом управлении и ) = {иърк (()} СГК с периодом Ти, где для к е N компоненты

и

% (0 = ^ vt е [¡к, г^) ,гк+1 = гк + Ти формируют вектор управляющего момента СГК

М£(0 = -hgAЬ(Р(0 и|(Г); р(¡) = и|(Г). (6)

Здесь все компоненты столбца пк = {и&рк } = (в = (Р р }, которые считаются управлениями гиродинов, имеют модульное ограничение | р р ^ )|<рш = и8" Vp = 1 - 4.

Цель статьи состоит в сравнении динамических характеристик кластеров ДМ и ГД в отношении создания вектора управляющего крутящего момента при успокоении пространственного вращения связки КРМ с ГСС после завершения стыковки этих КА. Здесь решаются следующие задачи:

(1) синтез алгоритмов управления ЭДУ с ШИМ тяги восьми каталитических ЭРД;

(н)синтез алгоритмов цифрового управления избыточными кластерами ДМ и ГД;

(111) синтез дискретных алгоритмов СУД при успокоении вращения связки КРМ и ГСС с разгрузкой векторов КМ электромеханических приводов с помощью ЭДУ по компенсационной схеме;

(1у) компьютерная имитация успокоения связки космического робота с ГСС и сравнительный анализ влияния моментных свойств кластеров ДМ и ГД на нелинейные процессы такого успокоения.

ДИСКРЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭДУ

Применяемая схема ЭДУ с 8 каталитическими ЭРД (рис. 1) позволяет одновременно создавать векторы импульса управляющей силы и импульса управляющего крутящего момента произвольных направлений в ССК. Орты гр векторов Рр, р = 1 ^ 8 , вычисляются как гр = р р/р , где скаляр Р = (Ь2 + Ь2 + Ь2)1/2 яв-

Рис. 3. Схема СГК (а), область вариации вектора КМ (Ь) и множества сингулярных состояний (с)

ляется единым модулем точек O приложения векторов тяги ЭРД в ССК, см. рис. 1. При обозначениях тг = (трг} ;

p(t) = Pe(t)/Pm; m(t) = Ме (t)/(Pmp} ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tp = {pp,mp}, De = {[ep],[rp x]},

где векторы pp и mp представляют импульсы требуемых нормированных векторов тяги p(t) и крутящего момента m(t) ЭДУ, заданные в ССК, главная проблема заключается в решении

векторного уравнения De Tr = t p, т r G R+ ,

tp G R6 при условии 0 < трг < TU Vp = 1 8 относительно компонентов столбца длительностей тг = (т pr}, когда матрица De и столбец

t p G R6 заданы.

При псевдообратной матрице

(De)# = (De)l(De(De)1) 1 разработанный закон распределения длительностей p r при ШИМ тяги всех восьми ЭРД с периодом TU имеет простую алгоритмическую форму

T = {тpr} = (De)# tp ; % =: тpr — min (тpr );

P „ P ^ J (7)

if q = max(Tpr )>Tue then Tpr = т^ - T^ / q.

Далее векторы тяги Pe(t) и крутящего момента Me (t ) ЭДУ с ШИМ тяги всех восьми каталитических ЭРД формируются по соотношениям

Pe (t) = Pmp(t), Me (t) = Pmp m(t) . (8)

ЦИФРОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРАМИ ДМ И ГД

Для кластера четырех ДМ принципиальная проблема заключается в распределении векторов его кинетического H и управляющего Мг = —Н' моментов в ССК между избыточным числом ДМ. При некоторых упрощениях эта проблема состоит в одновременном решении двух уравнений

A h = H V H e R3, h e R4;

Am = -Mr = H'; V Mr e R3, m e R4.

(9)

Распределение этого вектора между четырьмя ДМ выполняется по закону

^ (Ь) = х, — х2 + р(х1х2 — 1) = О (I0)

с параметром р, где 0 < р < 1, и

Х1 = Х1 / qy, Х2 = Х2 / qz,

qs = (4C2 - s2 )

,2ч 1/2

s = y,z

на основе таких соотношений:

(I) q = qy + qz;

А = (д / р)(1 — (1 — 4р[( ду — дг)(х/2) + р(^г — (х /2)2)]/ д2)1/2);

х1 = (х + А)/2, х2 = (х -А)/2;

(II) распределение КМ между ДМ в каждой паре по очевидным формулам;

(III) вычисление столбца т по явной формуле

т = {тр} = ({А,а'})—>{—Мг,Фр(•)} (11)

с компонентами строки aí = [а р ] в виде

2Cy

f _ у

=

qy 2C

[2C2± 5 (h h2)][1 + p-

Cy (h+h4)

qz

] ;

a = y

3,4

qz

, Cy (h+ h2)

3 [2Cy + - h4)][1 +p Л ^ 2f]

qy

и функцией Фр (•) = -hmsat(фр, р,рfp (h) с параметрами фр, р,р > 0

При введённых выше обозначениях для столбца h = {хр, ур, zp }, р = 1 ^ 4, соответствующего орту нормированного КМ каждого ГД, вводятся обозначения

34 — Хз + X4 ? x ■

X12 + X34 '

Используемый подход к разрешению уравнений (9) основан на применении скалярной функции однозначного распределения векторов Н и Мг = —Н' между четырьмя ДМ по явным аналитическим соотношениям. Введем нормированный вектор КМ кластера h = {x, y, z) = H/hm = Ah, где x = Xj + x2,

x = Cy(h + h2), x2 = CT(h3 + h4);

У = SY(hl — Ю » Z = SY(h3 — h4) ;

h = {hv},hp = hp/hm, |hp|< 1.

y = y+y2; z = z + z4

•^l = XH ! qy >X2 = X34 ! qz '

где qs = (4 - s2)1/2, s = y,z.

Распределение вектора нормированного КМ СГК h = {x,y, z} = H/hg между парами ГД выполняется по закону (10) для скалярной функции /p(ß) с параметром р. В результате исчезают все множества естественных сингулярных состояний СГК (см. рис. 3 c) и при условии /p(ß) = 0 внутри области вариации S вектора нормированного КМ СГК h остаются сингулярными (но проходимыми !) только два одномерных множества

S„ = {(х /(2р))2 + (z /2)2 = 1, х < 0; y = 0,

Iух I—Iy21—!};

Sг — {(х /(2р))2 + (у /2)2 — 1, х > 0; z — 0.

I z3 I — I z4l — 1}»

(12)

см. рис. 4, все детали представлены в [7]. В соот-

Рис. 4. Сингулярные линии - половины эллипсов

ношениях (12) учтены направления запрещенного перераспределения вектора КМ СГК между парами ГД при условии )) е в^ = ву и вг.

Аналогично кластеру ДМ, здесь при заданном векторе Л закон распределения (10) позволяет получить значения х1, х2, у1, у2 для первой пары ГД и х3, х4, г3, г4 для второй пары ГД, а далее вычислить значения углов р , р = 1 ^ 4 по явным соотношениям.

Закон настройки СГК по схеме 2-SPE применяется в виде Б+/р(Р) = Фр(/Р(РХ ^(Р)), где

Ф р( /р(Р), ВД):

8*(фр,цр/р) ВДе 8 \0; , 1р,г)Ье Qs,s =

Здесь - символ правой производной по времени, фр, и /р - положительные параметры и используются такие нелинейные функции:

ЯеШ(а, / , х)

1-1

х >-/р х < /„

Мп (а) =

КеШ(а,,/р,г,(Р&)) = а,е (-1;1); Г =М„(р, -р2-л),г = М„(р3 -р4-л), [ а | а | < л;

[а-2л ^п(а) | а | > л.

Для однозначного определения столбца ир = {и р} к основному соотношению М8 = - hg АЬ(Р) и8 добавляется закон настройки СГК <аг, и8> = Фр (/р (р), Л(р)), где столбец

аЧр) = д/р (Р)/д(.

При заданном векторе М8 получается система линейных уравнений относительно компонентов ц8р столбца и8 = {и^} = Р = {(3 } , которая разрешается по явному соотношению

и8 = {Аь(Р),(аг)4}-1{- М8/Ь§, Фр (•)}. (12)

При законе настройки (12) обеспечивается принадлежность конца нормированного вектора Л(Р) КМ СГК множеству Q ^ (Р) внутренних сингулярных состояний только в отдельные моменты времени (меры нуль по Лебегу) и биективная связь вектора М8 с векторами-столбцами р и ир = Р . В статье [7] установлено, что для любых значений столбца Л = {х, у, z}, принад-

лежащих сфере Sg = {х2 + у2 + z2 < гр2} радиуса г < 2р, отсутствуют сингулярные состояния СГК, см. рис. 4.

АЛГОРИТМЫ СУД

В процессе угловой стабилизации связки КРМ с ГСС в ОСК с законом наведения

Л°(/),С0°(/), СО) = 8°^) после дискретной фильтрации измерений вектора углового рассогласования = -5ф;, I е N0 с периодом Т = Ти /4 формируются значения вектора £кГ , к е К0, которые применяются в алгоритме управления кластером ДМ либо кластером ГД с периодом Ти в виде

£+1 = Ва§; + СаеГ; тк = Ка(§; + РаеП;

(13)

м:=юк х ск+!(с: е:+[с; © х]юк+ч >.

Здесь вектор Ма = -Н' представляет управляющий момент кластера ДМ (Ма = Мг) либо

кластера ГД (Ма = М8), вектор Gk = Jшk + Нк и используются постоянные диагональные матрицы Ка, Ва, Са и Ра. Далее вектор Мк с помощью явного закона (10) распределяется между соответствующими ДМ либо ГД и формируются командные сигналы управления, которые фиксируются на полуинтервалах с периодом Ти. Например, команды управления гиродинами и8 = {и8к } используются при формировании управляющего момента СГК по соотношениям (6).

В исследуемом режиме СУД имеется такая особенность: в начальный момент времени 4, когда завершается стыковка КРМ с ГСС, модуль вектора КМ связки этих КА намного превышает возможности кластеров ДМ и ГД по размеру области вариации вектора их кинетического момента. Поэтому на начальном этапе успокоения вращения связки в СУД применяется интенсивная разгрузка соответствующего электромеханического кластера от вектора поглощаемого КМ с помощью ЭДУ на основе восьми каталитических ЭРД с ШИМ тяги по компенсационной схеме при равенстве периодов цифрового и широтно-импульсного управления, именно при

Т _те

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СУД

Используя результаты компьютерной имитации стыковки КРМ с ГСС, было принято, что после её завершения в момент времени 4 = 0 связка этих КА имеет массу т = 6800 кг, тензор инерции

75726.6 - 2659.4 -125.0 "

J = - 2659.4 21322.3 - 2661.5 кгм2

-125.0 - 2661.5 67696.9

и вектор угловой скорости

ю = {0.0694946, - 8.27567 10"5,0.0754546 }°/с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Параметры ДМ и ГД: hm = 30 Нмс, тт = 0.2 Нм; hш = 30 Нмс, и8т = 1 р/с = 57.3 о/с. Периоды

управления Ти = Т = 4 с. Тяга ЭРД Рт = 0.2 Н, параметры ЭДУ Ьх, Ьу, Ъ2, ае и ре назначены из условия достижения значения 0.5 Нм модулем вектора Ме в любом направлении ССК.

При имитации нелинейной динамики успокоения связки КРМ и ГСС с её последующей угловой стабилизацией в ОСК было принято, что разгрузка кластера ДМ либо кластера ГД в помощью ЭДУ по компенсационной схеме начинается при превышении значения 35 Нмс модулем вектора Н КМ соответствующего кластера, а заканчивается когда модуль вектора G = Jш + Н КМ всей электромеханической системы становится меньше 0.1 Нмс.

В таблице 1 на рисунках в согласованном масштабе представлены переходные процессы при успокоении связки КРМ с ГСС в ОСК после их стыковки. Здесь цветом выделены изменения переменных по каналам рыскания (ф1, синий цвет), крена (ф2, зелёный) и тангажа (ф3, красный цвет, а модуль вектора Н КМ соответствующего кластера отмечен чёрным цветом.

0.2

0.1

Е Z

Е О

-0.1 30

20

<я £

Z Ю

0 -10

—m1 — m2 — m3 — m4

...............j...............j...............j............... "X —h1 —h2 —h3 —h4

100 200 300 400 500

t,s

Рис. 5. Управляющие и кинетические моменты ДМ

Сопоставление рисунков в левой и правой колонках таб. 1 убеждает, несмотря на одинаковые возможности кластеров по размерам области вариации КМ (hm = hg = 30 Нмс), переходные процессы в СУД с кластером ДМ затягиваются по времени в примерно 2 раза. Этот факт объясняется существенным влиянием ограничений каждого ДМ по управляющему моменту. На рисунке 5 детально представлены управляющие и кинетические моменты всех четырёх ДМ на начальном этапе успокоения вращения связки КРМ и ГСС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кратко представлены результаты сравнительного анализа возможностей кластеров двигателей-маховиков и гиродинов по созданию управляющего момента при торможении вращения связки космического робота с геостационарным спутником после завершения их стыковки. Разработаны алгоритмы системы управления движением космического робота с разгрузкой кинетического момента электромеханических приводов при широтно-импульсном управлении электрореактивной двигательной установки. Представлены результаты компьютерной имитации нелинейных динамических процессов, подтверждающие эффективность созданных алгоритмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутырин С.А., Сомов Е.И., Сомов С.Е., Сомова Т.Е. Управление роботом-манипулятором при смене топливных баков двигательной установки геостационарного спутника // Известия Самарского научного центра РАН. 2022. Том 24, № 1, С. 96-104.

2. Сомов Е.И., Бутырин С.А., Сомов С.Е. Управление космическим роботом-манипулятором при встрече и механическом захвате пассивного спутника // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. Том 20, № 6. С. 202-209.

3. Somov Ye., Butyrin S., Somov S., Somova T. Control of robot-manipulator during its preparation and capture of a passive satellite. Mathematics in Engineering, Science and Aerospace. 2019. Vol. 10, no. 3, pp. 421-432.

4. Яскевич А.В. Кинематическая схема стыковочного механизма «штырь - конус» для перспективных космических кораблей// Космическая техника и технологии. 2017. № 4 (19), С. 95-104.

Таблица 1. Переходные процессы при успокоении связки КРМ с ГСС в ОСК после их стыковки

Кластер четырех маховиков по схеме ОБ

Кластер четырех гиродинов по схеме 2-БРБ

8

6

О) ф „

-П 4

-©2 О

/Ч '' —5ф1 — 54>2 —8ф3

— 1

500

1000 1500 2000 2500

Ошибки ориентации связки КРМ с ГСС ■2 г

х ю

о) 4

ф

73

з 2

0

— ш1—ю2—®3

500 1000 1500

и

Угловые скорости связки КРМ с ГСС

0

Е

5-0.5

м;

100 200 300 400 500

1,5

Управляющие моменты кластера ДМ

8 6

О) ш „

-О 4

-о-

2

— 84у — Зф2 — 5ф3

х10'

ф

о» 4

ф

тз

8 2

0

500 1000 1500 2000 2500 1,5

Ошибки ориентации связки КРМ с ГСС

I ®1 ®2 ш3

\

V

500

1000 и

Угловые скорости связки КРМ с ГСС

1500

100 200 300 400 500 1,5

Управляющие моменты кластера ГД

40

№ Е

20

— Н,

— Н2 — нз

— н

/

100 200

300

400 500

Кинетические моменты кластера ДМ

40

Е 2 20 I

—Н1 — Н2 — нз

—н

100 200 300 400 500 Кинетические моменты кластера ГД

5. Сомов Е.И., Бутырин С.А., Сомова Т.Е. Анализ динамических свойств маховиков и гиродинов для управления космическим роботом на геостационарной орбите // Известия Самарского научного 7. центра РАН. 2021. Том 23, № 2, С. 84-90.

6. Сомов С.Е., Сомова Т.Е. Анализ динамических характеристик кластеров маховиков в системе

управления ориентацией космического аппарата // Известия Самарского научного центра РАН. 2021. Том 23, № 6, С. 119-125. Сомов Е.И. Анализ сингулярных состояний и синтез явных законов настройки гирокомплексов кратных схем // Гироскопия и навигация. 2013. № 1(80). С. 134-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COMPARISON OF TORQUE PROPERTIES FOR THE FLYWHEELS AND GYRODYNES CLUSTERS WHILE A SPACE ROBOT DOCKING WITH A GEOSTATIONARY SATELLITE

© 2022 S.Ye. Somov1-2, T.Ye. Somova2, S.A. Butyrin1-2, Ye.I. Somov12

1,2 Samara Federal Research Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Samara, Russia 2 Samara State Technical University, Samara, Russia

Abstract. The possibilities of creating the control torques by clusters of flywheels and gyrodines when braking the rotation of a space robot mated with a geostationary satellite after the completion of their docking are compared. The control system algorithms with unloading of electromechanical drives angular momentums using an electro-reaction propulsion unit are developed. The results of computer simulation of nonlinear dynamic processes are presented, confirming the effectiveness of the created algorithms.

Key words: a space robot, geostationary satellite, calming the rotation after docking, control. DOI: 10.37313/1990-5378-2022-24-1-105-113

Sergey Somov, Researcher of Department "Dynamics and Motion Control", Samara Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences; Researcher of Department "Navigation, Guidance, and Motion control", Research Institute for Problems of Mechanical Systems Reliability, Samara State Technical University. E-mail s_somov@mail.ru Tatyana Somova, researcher of department "Navigation, Guidance, and Motion Control", Research Institute for Problems of Mechanical Systems Reliability, Samara State Technical University. E-mail te_somova@mail.ru Sergey Butyrin, Senior Researcher of Department "Dynamics and Motion Control", Samara Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences; Head of Laboratory for "Modeling of Control Systems", Research Institute for Problems of Mechanical Systems Reliability, Samara State Technical University. E-mail butyrinsa@mail.ru Yevgeny Somov, Leading Researcher of Department "Dynamics and Motion Control", Samara Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences; Head of Department for "Navigation, Guidance, and Motion Control", Research Institute for Problems of Mechanical Systems Reliability, Samara State Technical University. E-mail e_somov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.