Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО "ВИМ-АВИА"'

СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО "ВИМ-АВИА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / МЕТОДИКИ АНАЛИЗА / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / БАНКРОТСТВО / КОЭФФИЦИЕНТЫ / FINANCE / METHODS OF ANALYSIS / FINANCIAL STABILITY / BANKRUPTCY / RATIOS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е.А.

В следствие экономической и политической нестабильности в стране, за последние 5 лет многие авиакомпании были вынуждены объявить о банкротстве и уйти с рынка. Кризис отрасли пассажирских авиаперевозок затронул даже такие крупные компании как «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро». В связи с чем, возникает всё большая и большая потребность в выборе наиболее качественной и эффективной методики анализа финансового состояния авиакомпаний в целях раннего обнаружения и предотвращения кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE METHODS OF ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC STABILITY OF AIRLINES ON THE EXAMPLE OF THE PJSC "VIM-AIRLINES"

Due to economic and political instability in the country, over the past 5 years, many airlines have been forced to declare bankruptcy and leave the market. The crisis of the airline industry has affected even such large companies as «VIM-Avia» and «Transaero». In this connection, there is a growing and greater need to choose the most qualitative and effective methodology for analyzing the financial statement of airlines in order to detect and prevent a crisis as earlier as possible.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО "ВИМ-АВИА"»

10. Как рынок каршеринга в Москве оказался самым быстрорастущим / РБК: Технологии и медиа. - URL: https://www.rbc.ru/technology_ and_ media/27/09/2018/5bab94a69a79474169e307c 1 (дата обращения 09.01.2019г.)

11. Каршеринг с коммерческой жилкой / РБК: Коммерческий транспорт. -Вып. № 8,9. - 9 октября 2017г. - URL: http://www.rbcplus.ru/news/59daa785 7a8aa95e61a58689?ruid=uUjlA1v8AJqaFrFcA14LAg (дата обращения 09.01.2019г.)

12. Оценка численности населения Москвы на 1.01.2018г. / Мосгорстат -URL:

http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/statistics/population / (дата обращения 09.01.2019г.)

УДК 336

Кузнецова Е.А. студент 4 курса

факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства»

Новосибирский Государственный Университет

Экономики и Управления научный руководитель: Немцева Ю.В., к. э.н.

доцент

Россия, г. Новосибирск СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ВИМ-АВИА»

Аннотация: в следствие экономической и политической нестабильности в стране, за последние 5 лет многие авиакомпании были вынуждены объявить о банкротстве и уйти с рынка. Кризис отрасли пассажирских авиаперевозок затронул даже такие крупные компании как «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро». В связи с чем, возникает всё большая и большая потребность в выборе наиболее качественной и эффективной методики анализа финансового состояния авиакомпаний в целях раннего обнаружения и предотвращения кризиса.

Ключевые слова: финансы, методики анализа, финансовое состояние, банкротство, коэффициенты

Kuznetsova E.A. student

4 course, faculty «Corporate economics and entrepreneurship» Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk Academic adviser: Nemtseva Y.V. c.e.sassistant professor Russia, Novosibirsk

COMPARISON OF THE METHODS OF ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC STABILITY OF AIRLINES ON THE EXAMPLE OF THE PJSC «VIM-AIRLINES»

Annotation: due to economic and political instability in the country, over the past 5 years, many airlines have been forced to declare bankruptcy and leave the market. The crisis of the airline industry has affected even such large companies as «VIM-Avia» and «Transaero». In this connection, there is a growing and greater need to choose the most qualitative and effective methodology for analyzing the financial statement of airlines in order to detect and prevent a crisis as earlier as possible.

Keywords: finance, methods of analysis, financial stability, bankruptcy,

ratios

В сентябре 2017 года представители Росавиации и авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая стабильно показывала хорошие результаты деятельности, объявили, что компания прекращает свою деятельность в связи высоким уровнем задолженности перед поставщиками и невозможностью продолжения деятельности по обеспечению полетов воздушных судов.

Впоследствии авиакомпании были выделены денежные средства из резервного фонда Правительства РФ на попытку восстановления платежеспособности компании и разработку антикризисной программы. Однако, осенью 2018 г. компания была признана банкротом.

Стоит отметить, что это далеко не первая обанкротившаяся авиакомпания с момента утверждения официальных методических рекомендаций по оценке финансово-экономических показателей Министерством транспорта РФ в 2012 году. Например, такие авиакомпании, как ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» (в прошлом крупнейшая российская частная авиакомпания), ОАО «АК БАРС АЭРО» (ранее являлась крупнейшим перевозчиком Татарстана) и еще порядка 5 других авиакомпаний.

В связи с тем, что банкротство авиакомпании «ВИМ-Авиа» стало неожиданностью для всех, автором был проведен анализ значений показателей, характеризующих результаты деятельности и финансовое состояние организации как по общепринятой методике, так и по официальной методике Министерства транспорта РФ с целью сравнения полученных результатов.

Для оценки показателей использованы данные публичной отчетности, которая представлена в системе СКРИН.

Показатели, характеризующие финансовое состояние авиакомпании ООО «ВИМ-Авиа» за 2014-2016 гг. по общепринятой методике оценки финансового состояния организации представлены в таблице 1.1.

Таблица 3 - Анализ финансового состояния ПАО «ВИМ-Авиа» за

2014-21 6 гг.

Показатели Рекомендуе мое значение 2016 г. 2015 г. 2014 г. Изменение 2016 к 2014

1 2 3 4 5 6

Коэффициент текущей ликвидности 1,2-2 1,42 1,25 1,72 -0,3

Коэффициент концентрации заемного капитала <0,5 0,98 0,91 0,94 +0,04

Коэффициент автономии >0,5 0,02 0,09 0,06 -0,04

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств <1 41,77 9,36 14,99 26,77

Коэффициент оборачиваемости ДЗ - 4,71 5,07 13,27 -8,56

Коэффициент оборачиваемости КЗ - 5,27 4,48 9,34 -4,06

ROA, % - 6,16 11,49 5,26 +0,90

ROE, % - 16,08 60,22 32,18 -16,10

ROS, % - 0,84 7,12 7,78 -6,94

Согласно представленным в таблице 1 результатам, в анализируемый период времени только коэффициент текущей ликвидности находится в пределах рекомендуемых значений. Результаты анализа выявили негативную динамику значений всех остальных показателей. Так, коэффициенты концентрации заемного капитала, автономии соотношения заемных и собственных средств говорят о том, что компания сильно зависима от заменых источников финансирования.

Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей в 2016 г. по сравнению с 2014 г. имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Рентабельность активов немного увеличилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г., однако по сравнению с 2015 г. сократилась на 46%. Рентабельность собственного капитала и продаж также снижается.

Таким образом, можно сделать вывод, что авиакомпания «ВИМ-Авиа»

находится в достаточно неустойчивом финансовом положении. Целесообразно оценить вероятность банкротства компании с помощью зарубежных и российских МОЛ- и 1о§й-моделей (таблица 2).

Таблица 2- Оценка вероятности банкротства ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» в 2016 г.

Модель расчета Итоговый показател ь Норматив Результат

1 2 3 4

Альтман 2=1,73 2<1,81 - высокая вероятность банкротства; 2,77<2<1,81 - средняя вероятность банкротства; 2,99<2<2,77 - вероятность банкротства не велика; 2<2,99 - ситуация стабильна Высокая вероятность банкротства

Сайфулл ин и Кадыков Я=-0,69 Я>8 - риск банкротства отсутствует; 5<Я<8 - риск банкротства небольшой; 3<Я<5 - риск банкротства средний; 1<Я<3 - риск банкротства большой; Я<1 - риск банкротства максимальный Риск банкротства максимальный

1 2 3 4

Чессер Р=0,71 0,8<Р<1 - финансовое положение критическое 0,6<Р<0,8 - платежеспособность на грани риска банкротства 0,4<Р<0,6 - финансовое состояние удовлетворительное 0,2<Р<0,4 - кредитоспособность на хорошем уровне 0<Р<0,2 - финансовое положение отличное Платежеспособ ность на грани риска банкротства

Результаты расчета характеризуют финансовое состояние «ВИМ-Авиа» как критическое с высокой вероятностью наступления банкротства.

Следующим этапом был проведен анализ финансового состояния организации по методике Министерства транспорта РФ, которая является официальным документом, согласно которому проводится оценка финансово-экономического состояния юридических лиц в области гражданской авиации в целях усиления контроля за финансовой устойчивостью эксплуатантов (таблица 3).

Таблица 3 - Анализ финансового состояния ООО «Авиакомпания

«ВИМ-Авиа» за 2014-2016 гг. по методике МинТранса

Показатели 2016 г. 2015 г. 2014 г. Изменение 2016 к 2014 Нормативные значения

1 2 3 4 5 6

>1,3 - высокий уровень платежеспособности

Коэффициент текущей ликвидности 1,42 1,22 1,72 -0,30 1<1,3 - приемлемый уровень платежеспособности 0,70 < 1,0 - низкий уровень ликвидности <0,7 - неудовлетворительный уровень ликвидности

Период оборота кредиторской задолженности, месяцы 3,09 4,39 1,99 +1,10 < 1,5 - низкий уровень задолженности 1,5-3 - приемлемый уровень задолженности 3-5 - высокий уровень задолженности >5 - финансовый кризис

1 2 3 4 5 6

Рентабельность продаж по балансовой прибыли, % 0,71 5,03 1,05 -0,34 >4 - высокая рентабельность 0-4 - приемлемая рентабельность -2,5 - 0 - нерентабельность

< -2,5 - высокоубыточность

Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам 4,93 5,11 9,66 -4,73 <1,5 - низкий уровень задолженности 1,5 - 4 - средний уровень 4-6 - высокий уровень задолженности >6 - очень высокий уровень задолженности

< 30 дней - высокий уровень оборачиваемости

Период погашения дебиторской задолженности, дни 77,48 71,93 27,20 +50,28 30< 60 дней - приемлемый уровень оборачиваемости 60< 120 дней - замедленная оборачиваемость >120 дней - оборачиваемость неудовлетворительна

Проанализировав полученные данные из таблицы 3, можно сделать следующие выводы.

Коэффициент текущей ликвидности находится в пределах нормы только в 2016 и 2014 годах, в 2015 году он находился на приемлемом уровне. Т.е. в 2016 году текущие активы покрывали текущие финансовые обязательства на 42%, в 2014 году на 72%, а в 2015 лишь на 22%.

Период оборота кредиторской задолженности в 2016 и в 2015 годах характеризуется как высокий, что указывает на проблемы с платежеспособностью авиакомпании.

Динамика рентабельность продаж неровная, только в 2015 г. компания была высокорентабельной со значением данного показателя 5,11%.

Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам показывает, что еще в 2014 году уровень задолженности по обязательствам был очень высоким, но к 2016 году постепенно снизился и составил 4,93, что соответствует просто высокому уровню задолженности.

Период погашения дебиторской задолженности в 2016 и 2015 годах находится на уровне замедленной оборачиваемости, т.е. период погашения

дебиторской задолженности 77 и 71 день соответственно, хотя в 2014 году оборачиваемость находилась на высоком уровне.

Таким образом, финансовое состояние «ВИМ-Авиа» в 2016 г. находилось на удовлетворительном уровне, в 2015 г. на нормальном и в 2014 г. на хорошем уровне. Сделанные выводы противоречат результатам осуществленного ранее экспресс-анализа финансового состояния организации.

Построим сравнительную таблицу результатов проведения экспресс-анализа и анализа, проведенного по системе показателей Минтранса.

Стоит отметить, что автором данной работы была разработана типология финансового состояния, где выстраиваются такие типы финансового состояния авиакомпаний, как критическое, удовлетворительное, нормальное, хорошее и отличное финансовое состояние.

Теперь сравним оценки финансового состояния авиакомпании за анализируемый период, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Сравнение методик оценки финансового состояния _авиакомпании за анализируемый период_

2016 г. 2015 г. 2014 г.

Экспресс-анализ Критическое Критическое Критическое

Методика МинТранса Удовлетворительное Нормальное Хорошее

Очевидно, результаты оценки заметно отличаются друг от друга.

Таким образом, возможно, неожиданное банкротство «ВИМ-Авиа» произошло из-за недостаточно глубокой методики оценки финансового состояния Министерства транспорта РФ. Данная методика оперирует меньшим количеством анализируемых показателей, при этом из 20 показателей можно рассчитать только 7 (используя данные в свободном доступе сети интернет). В экспресс-анализе было использовано порядка 25 показателей, включая вертикальный и горизонтальный анализ баланса и оценку вероятности банкротства по трем моделям.

Итак, по мнению автора, Министерству транспорта РФ следует ужесточить разработанную им методику анализа финансово-экономического состояния авиакомпаний. Оценка большего количества показателей необходима для более глубокого анализа финансовой устойчивости авиакомпаний с целью своевременного выявления признаков несостоятельности компании.

Использованные источники: 1 Распоряжение Министерства транспорта РФ от 5 мая 2012 года №ИЛ-62-р (ред. от 27.07.2016) «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение

сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки».

УДК 519.2

Кузнецова И.О. студент

факультет экономической безопасности и таможенного дела Саратовский социально-экономический институт

(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Саратов ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЗАДАЧАХ

ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКУПОК

Аннотация: В данной статье рассмотрены и описаны методы теории вероятностей и математической статистики. Обоснована необходимость использования методов в сфере экономики, в частности в сфере оптимизации закупок. Рассмотрены примеры использования методов.

Ключевые слова: математическая статистика, метод математической статистики, вероятностные методы, оптимизация закупок.

Kuznetsova I.O. student

faculty of Economic security and customs Saratov Socio-Economic Institute (branch) REU of G. V. Plekhanov

Russia, Saratov PROBABILISTIC DECISION-MAKING METHODS IN PROCUREMENT OPTIMIZATION PROBLEMS

Annotation: This article discusses and describes the methods of probability theory and mathematical statistics. The necessity of using methods in the sphere of economy is substantiated, especially its using in procurement optimization sphere. Examples of the use of methods are studied.

Keywords: mathematical statistics, method of mathematical statistics, probabilistic methods, procurement optimization.

За годы учебы студенты получают большое количество информации, изучая различные дисциплины. Так сфера экономики подразумевает под собой большое разнообразие предметов. Одним из них является «теория вероятностей и математическая статистика». Очень часто студенты задаются вопросом использования данных знаний в профессиональной деятельности. Думается, что такие дисциплины никак не применяются и не приносят никакой пользы в будущем. В этой статье представлено доказательство обратного. Рассмотрим один из примеров того, что вероятностно -статистические модели являются хорошим инструментом, помогающим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.