ПОИСК ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА В ОТРАСЛИ АВИАПЕРЕВОЗОК
М.Ю. Савельева, канд. экон. наук, доцент П.С. Авдеева, студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10713
Аннотация. Проводится анализ применения ряда финансовых коэффициентов, характеризующих уровень операционной эффективности, финансовой устойчивости и ликвидности к компаниям с видом экономической деятельности «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию» и «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию».
Ключевые слова: экономика, банкротство, прогнозирование банкротства, риск, авиакомпания, методы прогнозирования, параметры, ликвидность, рентабельность.
Начиная с 2008 года, произошел рост количества случаев, связанных с банкротством компаний. Поиск параметров для более эффективного прогнозирования банкротства в отрасли авиаперевозок. Рост числа и интенсивности банкротств в России происходит на фоне продолжающегося падения экономики. «Экономика продолжает сокращаться на протяжении трех месяцев подряд», - из аналитической записки от 26 декабря главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача. Уровень банкротств стремится достигнуть исторического максимума, установленного в марте 2015 года. Рост затрагивает практически все отрасли. Ежемесячно в России банкротятся около одной тысячи компаний.
Особое опасение по факту финансовой несостоятельности вызывает отрасль авиаперевозок. Сектор авиационных пассажирских перевозок служит своеобразным индикатором развитости экономики страны. За последние несколько лет были зафиксированы банкротства 2 крупных российских авиакомпаний из ТОР-10. Использование рискованных финансовых схем авиакомпаниями привело к невозможности продолжать деятельность.
В ноябре 2017 года произошло банкротство авиакомпании ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» с 15 летним стажем работы, входящей в Топ-10 по платежеспособности и финансовой устойчивости.
29 мая 2018 года российская авиакомпания «Саратовские авиалинии» сообщила, что приостанавливает полеты с 30 мая. Росавиация аннулировала сертификат авиаперевозчика.
Банкротство авиакомпаний связано с тем, что рублей, вырученных за продажу авиабилетов, авиакомпаниям не хватает для конвертации их в эти валютные платежи [1]. В ближайшее время, по определению специалистов, 6-9 компаний ждет судьба «ВИМ-Авиа».
Уход авиакомпаний с рынка происходит, несмотря на то, что бухгалтерская отчетность авиаперевозчиков контролируется со стороны государства. Оценку авиакомпаний в стране осуществляет Минтранс РФ, опираясь на распоряжение от 5 мая 2012 г. N ИЛ-62-р «Об утверждении Методических рекомендаций по оценки финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных животных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки».
В российской и в зарубежной практике существует множество подходов к определению уровня несостоятельности и банкротства компании, однако многие из них они работают. Как показывает практика,
компании банкротятся, несмотря на применения к ним методик прогнозирования банкротства. Ежегодная проверка Минтрансом РФ авиакомпаний так же является неэффективной. Возникает вопрос, что является основанием неэффективности применимых методик.
С этой целью выдвинем Гипотезу. Существуют финансовые показатели, не входящие в известные модели прогнозирования банкротства, но обладающие способностью выявить в компаниях с видом экономической деятельности «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию» и «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию» признаки банкротства.
Для проверки Гипотезы в работе был проведен расчет ряда финансовых коэффициентов, характеризующих уровень
Рассмотрим полученные результаты. Расчет коэффициентов ликвидности показал, что у большинства действующих авиакомпаний и авиакомпаний-банкротов наблюдается недостаток денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Это указывает на плохую платежеспособность компаний. Однако некоторые из получен-
операционной эффективности, финансовой устойчивости и ликвидности.
Для расчета были использованы: коэффициенты рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельности активов (ROA); коэффициенты текущей, абсолютной и быстрой ликвидности; коэффициент обеспеченности СОС, коэффициент соотношения заемных и собственных средств[2].
Для подтверждения Гипотезы была сформирована выборка из 30 действующих авиакомпаний и 30 авиакомпаний, признанных банкротами. В нашей выборке участвуют авиакомпании-банкроты, обанкротившиеся в период с 2006 по 2017 год, а так же действующие авиакомпании. При анализе параметров для более эффективного прогнозирования банкротства были получены следующие результаты, представленные в таблицах 1-2.
ных коэффициентов наоборот указывают иное. Таким образом, можно заключить, что коэффициенты ликвидности не обладают способностью выявить в авиакомпаниях признаки банкротства.
Далее был проведен расчет коэффициентов финансовой устойчивости. В половине компаний-банкротов не подтвердилось ухудшение платежеспособности. Это говорит о том, что расчет данных коэффи-
Таблица 1. Количество действующих компаний, соответствующих нормативам финан-
совых коэффициентов
Показатели Соответствуют Не соответствуют Норма
1 2 3 4
K текущей ликвидности 8 22 1,5-2,5
К абсолютной ликвидности 12 18 >Q,2
К быстрой ликвидности 9 21 Q,7-1,Q
ROA 9 21 14,4
ROE б 24 38,5
К обеспеченности СОС 9 21 >Q,1
К соотношения заемных и собственных средств 2Q 1Q <1,Q
Таблица 2. Количество компаний-банкротов, соответствующих нормативам финансовых коэффициентов_
Показатели Соответствуют Не соответствуют Норма
1 2 3 4
K текущей ликвидности 8 22 1,5-2,5
К абсолютной ликвидности 7 23 >Q,2
К быстрой ликвидности 11 19 Q,7-1,Q
ROA б 24 14,4
ROE 5 25 38,5
К обеспеченности СОС 5 25 >Q,1
К соотношения заемных и собственных средств 21 9 <1,Q
циентов в компаниях с видом экономической деятельности «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию» и «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию» мало эффективен.
Расчет ROA показал, что в 9 из 30 здоровых авиакомпаний показатель находится в пределах нормы, наблюдается положительная динамика. Расчет ROE в 6 из 30 здоровых компаний находится на уровне среднеотраслевого значения. В остальных компаниях рентабельность сильно отклоняется от нормы. Это говорит о том, что компании работают в убыток.
Расчет ROA 30 авиакомпаний-банкротов показал, что в 6 из них показатель находится в пределах нормы. Расчет ROE в 5 из 30 компаний-банкротов находится на уровне среднеотраслевого значения [3]. В остальных компаниях наблюдается рентабельность ниже среднеотраслевого значения, что может говорить о неустойчивой финансовой положении.
Библиографический список
1. Савельев А.В., Савельева М.Ю., Бородина Ю.Б. Жилищное строительство - шесть причин спада и два направления улучшения // ЭКО. 2017. №5 (515). С. 142-152.
2. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. С. 471.
3. Скрин - база данных по российским компаниям, отраслям и регионам. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.SKRIN.ru (дата обращения: 01.04.2019).
4. Гамарникова Н.В., Калиниченко М.С., Савельева М.Ю. Проверка достоверности финансовой отчетности российских компаний в период кризисных явлений в экономике // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. №1 (159). С. 46-59.
SETTING UP PARAMETERS FOR MORE EFFECTIVE FORECASTING OF DEFAULTS IN COMMERCIAL AIRLINE INDUSTRY
M.Yu. Savellev, candidate of legal sciences, associate professor P.S. Avdeeva, student
Novosibirsk state university of economics and management (Russia, Novosibirsk)
Abstract. Real-life analysis is performed using several financial ratios, eg, for operating efficiency, financial leverage and soundness (liquidity) to companies with economic activity «Scheduled air passenger transport» and «Non-scheduled air passenger transport»
Keywords: economy, bankruptcy, prediction of bankruptcy, risk, airline, forecasting methods, options, liquidity, return.
Таким образом, Гипотеза подтвердилась не полностью. Существуют финансовые показатели, не входящие в известные модели прогнозирования банкротства, но обладающие способностью выявить у авиаперевозчиков признаки банкротства. Исходя из полученных результатов, применение только одного из представленных коэффициентов нецелесообразно. Необходимо их комплексное применение.
В заключение можно сказать, что в российской практике ведения бизнеса до сих пор используются устаревшие и малоэффективные инструменты, которые не способны в полной мере выявить и предотвратить искажение данных отчетности [4]. Поэтому необходимо вести дальнейший поиск финансовых показателей, позволяющих выявить признаки банкротства. Это позволит в будущем сократить численность банкротств в сфере авиаперевозок и сделает возможным на ранних стадиях снизить риск разорения компании.